Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной работы офицеров

Правовая исоциальная защищенность подчиненных как одно из основных направленийвоспитательной работы офицеров
Одним из важныхсоставляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семейявляется правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещаюттрудности прохождения службы, а также ограничения некоторых общегражданскихправ и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы.Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономическойобстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальнойзащиты военнослужащих.
Гарантированнаясоциальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военнойслужбы и, в конечном итоге, вопросы комплектования Вооруженных Сил РоссийскойФедерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этойпроблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшееразвитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защитеОтечества.
Обеспечение социальнойзащищенности военнослужащих, в том числе установление и реализация льгот,пособий и компенсаций, является многоплановой проблемой. Ее решение заключаетсяв законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четкофункционирующего правового механизма их исполнения. Кроме того, организацияработы по социальной защищенности в воинской части (учреждении) зависит впервую очередь от уровня знаний норм права командирами (начальниками) идолжностными лицами, которые призваны осуществлять и по должности обязанырешать вопросы социальной защиты своих подчиненных, и во вторую очередь —  отзнания своих прав самими подчиненными.
Отношение человека квыполнению своих служебных обязанностей в значительной степени определяетсяматериально-бытовыми условиями, уровнем социальной и правовой защищенности. Вармии, в силу специфики военной службы, последствия недостаточно эффективногорешения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьминаиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайненегативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, ихотношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляетповышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров ипрапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного имличного состава. Известный русский генерал А. А. Брусилов отмечал: “Ставлюзаботу о солдате первейшей обязанностью всех начальствующих лиц”.
Обеспечение социальной иправовой защищенности военнослужащих является одной из важнейших обязанностейкомандиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскимиуставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личногосостава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих,повышения боевой готовности и боеспособности войск.
Деятельность органоввоенного управления, должностных лиц по обеспечению правовой и социальнойзащиты военнослужащих получила название “военно-социальная работа”.
Первый учебный вопрос:«Нормативная база и органы, обеспечивающие правовую и социальную защитувоеннослужащих».
Основополагающимдокументом военно-социальной работы является Конституция РФ. Статья 7Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принциповсовременного демократического государства, согласно которому создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не являетсясугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственнойполитики.
В соответствии сКонституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашейстране за последние годы разработано и принято значительное количествонормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготахвоеннослужащих. Основными среди них являются законы “О статусе военнослужащих”,“О воинской обязанности и военной службе”, “О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, “Одополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военнуюслужбу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в РеспубликеТаджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения ивооруженных конфликтов”, “О ветеранах”, “Об обязательном государственномстраховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военныесборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РоссийскойФедерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”.
Во исполнение этихзаконодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановленийПравительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права ильготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.
Созданная законодательнаябаза является основой для проведения работы по социальной защите человека ввоенной форме.
Важным моментом взаконотворческой практике нашего государства стало законодательное определениестатуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенныхзаконодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся на военнойслужбе, а также уволенных в запас. Составной частью этого законодательногопакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения некоторыхобщегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Подльготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральнымзаконодательством права и преимущества различного характера, а такжеосвобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностейдля других категорий граждан Российской Федерации.
Создана система судебнойзащиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ “Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. ипоследовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категориейграждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц,ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранениетакого положения существенно расширило возможности правовой защитывоеннослужащих.
Таким образом,законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышениесоциальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социальногоположения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения своенной службы.
Согласно статье 3Федерального закона “О статусе военнослужащих” реализация мер правовой исоциальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членових семей возлагается на органы государственной власти, органы местногосамоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы впределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенныхс военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественныеобъединения.
Круг органов идолжностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен истатьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится:“Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих,осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня,улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащихвозлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды,правоохранительные органы, органы военного управления и командиров(начальников)”.
В системе органовзаконодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащихзанимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, пообороне, по делам ветеранов, по безопасности.
Наиболее заметную роль врешении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежитосновная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этимпроблемам.
В Совете Федерациивопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаютсяКомитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности иобороны.
При Президенте Российскойфедерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временнаянаблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан.Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад врешение социальных проблем военнослужащих.
В системе исполнительнойвласти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защитывоеннослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15Федерального закона “Об обороне” несет ответственность за состояние иобеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечениеВооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководитдеятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органовисполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятыхГосударственной Думой и утвержденных Президентом России законов.
Важное место в системеорганов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной защитывоеннослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамкахкоторого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей.
Значительную роль вобеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.Согласно статье 7 Федерального закона “Об обороне” в их функции входитобеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и другихресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательстваРоссийской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военнойслужбой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Вопросами социальнойзащиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются такжемногочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п.
Сегодня в нашей странезарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетнымнаправлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих,ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживаниеконструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями,общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечениясоциальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задачвоенно-социальной работы.
Непосредственно в рамкахВооруженных Сил военно-социальная работа организуется Министерством обороныРоссийской Федерации. В соответствии со статьей 14 федерального закона “Обобороне” Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупкупродовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов дляВооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданскогоперсонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей.
С помощью правовыхсредств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей,главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральныхуправлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов,указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а такжесобственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемыхМинистерству обороны материальных и денежных средств, прежде всего — изфедерального бюджета.
Второй учебный вопрос:«Военно-социальная работа — средство социальной и правовой защиты».
Многолетняя практикапоказывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которуюпреследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения техили иных вопросов. Для того же, чтобы он “заработал”, воплотился в практику,необходим отлаженный механизм правореализации, который представляет собойдеятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений идолжностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.
В сфере социальной защитывоеннослужащих этот механизм включает в себя:
· соответствующиеправовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления;
· активнуюдеятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиямипо социальной защите военнослужащих;
· реальнуювозможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае ихнарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачиваетсяправореализующий процесс.
Военно-социальная работапризвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защитевоеннослужащих и, таким образом, является составной частью механизмаправореализации.
Военно-социальная работа— это относительно самостоятельное направление деятельности командиров, другихдолжностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическимипризнаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешногорешения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
По своему содержаниювоенно-социальная работа включает:
· изучение ипрогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районахдислокации воинских частей;
· выработку,принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлениюсоциальной защиты военнослужащих;
· организацию ипроведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;
· обеспечениеиндивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешенияконкретных социально-правовых проблем;
· обучениекомандиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности поосуществлению социальной защиты подчиненных;
· рассмотрение иразрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;
· взаимодействие сорганами государственной власти и местного самоуправления, общественнымиобъединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Исходя из этого,военно-социальную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации можноопределить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органамигосударственной власти, общественными объединениями правоприменительную иправоисполнительную деятельность органов военного управления, воинскихдолжностных лиц по реализации установленных законодательством прав и льготвоеннослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий,необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепленияправопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровняморально-психологического состояния военнослужащих.
Третий учебный вопрос: «Правоваяи социальная защита подчиненных —  важнейшая задача офицеров».
Определяющую роль ворганизации и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковыхчастях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники). Наважность этой стороны деятельности командиров указывали многие видныероссийские военачальники прошлого. Так, адмирал С. О. Макаров требовал откомандного состава: “… Нравственный и служебный долг офицера — неусыпноследить за довольствием и бытом матроса”.
Основные направлениядеятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальнойзащиты подчиненных заключаются:
· в организацииправовой подготовки личного состава;
· обеспечениисбережения и правильного использования финансовых и других материальныхсредств, их рачительного расходования в интересах социальной защитывоеннослужащих;
· организацииработы по разрешению жалоб и заявлении военнослужащих;
· осуществленииконтроля за исполнением законодательства о социальной защите.
Юридические полномочиякомандиров и начальников в области военно-социальной работы широки имногообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность завсе стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное,медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаныпринимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защитыподчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепленияздоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них передвышестоящими начальниками.
В интересах решениясоциальных проблем Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (статья 80)вменяет в обязанность командирам:
· своевременноеистребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, ихподвоз и выдачу подчиненным;
· обеспечениеполноты доведения до личного состава положенных денежного и других видовдовольствия;
· организациюэкономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств;
· постоянную заботуоб улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этомпринципов социальной справедливости и гласности;
· повышение своихправовых знаний;
· твердое знаниезаконов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинскихуставов.
Главенствующая роль ворганизации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежиткомандиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенныена него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военногоуправления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства осоциальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актахуказывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, атакже определяет сроки выполнения поставленных задач и другой порядок действияподчиненных при их выполнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устававнутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка:
· утверждает графикотпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебноговремени;
· принимает меры поулучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личногосостава;
· рассматривает иутверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль закачеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяеткачество приготовления пищи.
Важное место вобеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром частиежедневные приказы по строевой части. Этими приказами реализуются многие праваи льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительныхденежных выплат, направление на учебу, на лечение и т. п.
Обязанности пообеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на другихдолжностных лиц. Например, начальник штаба полка согласно уставным обязанностямсоставляет график отпусков военнослужащих полка и контролирует его выполнение.Он обязан постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальныхсредств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не режедвух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а также иххранения непосредственно в подразделениях.
Согласно статье 97 Устававнутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка повоспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовойзащите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагаетсяобязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальнойсправедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданскогоперсонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешениюобоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целяхрешения социальных проблем личного состава заместитель командира повоспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственнойвласти и местного самоуправления, общественными объединениями.
Широкий круг обязанностейпо реализации социально-экономических прав военнослужащих возлагается назаместителя командира полка по тылу, который отвечает за торгово-бытовоеобеспечение личного состава и состояние казарменно-жилищного фонда.
Он обязан организовывать:
· своевременноеобеспечение материальными средствами и доброкачественное питание личногосостава;
· доведениеположенных норм материальных средств до каждого военнослужащего;
· правильнуюэксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий;
· банно-прачечноеобслуживание подразделений полка.
В его обязанности такжевходит постоянная забота о внешнем виде личного состава, своевременной выдачеобмундирования, его подгонке и ремонте.
На командира роты возлагаетсяобязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положеннымдовольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следитьза соблюдением ими правил личной гигиены.
Командир взвода согласноуставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.
За упущения в исполненииэтих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставевнутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники),виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересоввоеннослужащих, несут установленную законом ответственность.
Реформа Вооруженных СилРоссийской Федерации предполагает необходимость совершенствованиявоенно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются:
· повышениеответственности командиров и начальников всех степеней за реализациюустановленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей;
· усилениесоциальной направленности деятельности военных руководителей, какие быдолжности они ни исполняли;
· осмысление сутисоциальной политики государства и специфических направлений ее реализации вВооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.
Командир обязан сочетатьпрофессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности,личную дисциплинированность и высокую требовательность к подчиненным, служитьпримером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующуюсоциально-педагогическую подготовку. Он должен хорошо понимать сущностьвоенно-социальной работы, ее цели и задачи, уметь реализовывать эти знания впрактической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждоговоеннослужащего и его семьи, знать основные ее сферы и направления, проявлятьтакт в общении с людьми, заботиться о качественной подготовке подчиненныхофицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.
Важнейшей обязанностьюкомандиров (начальников) является организация и ведение войскового хозяйства,обеспечение рачительного использования финансовых и других материальных средствв интересах социальной защиты подчиненного личного состава.
В соответствии сПоложением о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенным в действие приказомминистра обороны 1977 г. № 105, все должностные лица воинской части, ведающиевойсковым (корабельным) хозяйством, обязаны:
· правильноопределять потребность и знать обеспеченность подразделений и частейматериальными и денежными средствами для создания необходимыхматериально-бытовых условий личному составу;
· своевременноистребовать и получать положенные части материальные средства и организовыватьбесперебойное обеспечение ими подразделений;
· организовывать иконтролировать учет, правильное хранение, сбережение и своевременное освежениезапасов материальных средств всех видов;
· осуществлятьконтроль за правильным, экономным и целесообразным расходованием(использованием) материальных и денежных средств, принимать необходимые меры попредотвращению порчи, хищения и нерационального расходования материальныхсредств.
В низовом звене важнейшейзадачей офицеров и прапорщиков является организация и ведение ротногохозяйства, которые должны быть направлены на создание условий, обеспечивающихобразцовый внутренний порядок, сохранность, правильное содержание имеющегося вроте имущества в целях удовлетворения материально-бытовых и культурныхпотребностей личного состава.
Ротное хозяйствоорганизует командир роты, который несет основную ответственность за егосостояние и обеспечение личного состава положенными материальными средствами.Помощниками и исполнителями распоряжений командира роты по ведению хозяйстваявляются командиры взводов и старшина роты. Они обязаны:
· знать нормыснабжения материальными средствами и порядок обеспечения ими личного состава;
· осуществлять контрольза правильным использованием и расходованием материальных средств;
· проводитьпроверки наличия и качественного состояния материальных средств в установленныесроки.
Содержание и эксплуатациязакрепленных за ротой помещений и специального оборудования должны обеспечиватьнормальные бытовые и санитарно-гигиенические условия для личного состава. Вовсех ротах должен строго соблюдаться установленный порядок размещениявоеннослужащих, содержания, отопления, проветривания и освещения помещении,эксплуатации казарменного инвентаря, мебели и другого имущества.
Четвертый учебный вопрос:«Работа с жалобами и заявления военнослужащих».
Не менее важнымнаправлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной иправовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению иразрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих.
Эта работа регулируется внастоящее время главой 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, а такжеИнструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приемепосетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министраобороны.
Указанными нормативнымиактами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать ихза это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этомкомандир подлежит привлечению к ответственности в соответствии сзаконодательством.
Командир (начальник)должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям ижалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение ипринятие мер.
Законодательствоопределяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления,жалобы). Если жалоба будет признана обоснованной, командир обязан немедленнопринять меры по ее удовлетворению, а также по выявлению и устранению причин,вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан. Он долженполнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения и исправленияположения дел в подразделениях.
Если командир (начальник),получивший жалобу, не имеет достаточных прав для удовлетворения просьбызаявителя, то он обязан не позднее, чем в пятидневный срок направить жалобуподчиненного по команде в установленном порядке.
В случаях, когда жалобавоеннослужащего не содержит необходимых сведений для принятия решения о том,куда следует ее направить для рассмотрения, или когда требуются дополнительныесведения или иное оформление для передачи ее по команде в соответствующееучреждение, она немедленно возвращается военнослужащему, подавшему ее, суказанием причин возврата. При этом запрещается пересылать заявления и жалобына рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении жалобы вдругое учреждение обязательно уведомляется военнослужащий, подавший даннуюжалобу.
Предложения, заявления ижалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы,по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующиезаконодательству. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в жалобе, доводитсядо сведения военнослужащего, подавшего жалобу, со ссылкой на нормативный акт ис указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалованияпринятого решения.
Установлены следующиесроки принятия решений по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих: ввоинских частях — не позднее 7 дней со дня поступления; в управлениях округов,флотов и в Министерстве обороны — в срок до 15 дней со дня их поступления. Вслучае если для разрешения жалобы необходимо проведение специальной проверки,истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешенияжалобы могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, ноне более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшемужалобу.
При рассмотрении жалобыне допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом,принимающим участие в ее рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащегобез его согласия.
Пятый учебный вопрос: «Правовоевоспитание военнослужащих».
Важнейшим средствомобеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществлениеих правового воспитания, совершенствование правовой подготовки.
С одной стороны, хорошозная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своихинтересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот отсоответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание правадолжностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этогозаконодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальнойзащищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовойподготовке как командиров и начальников, так и подчиненных коренятся причинымногих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должностьон ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательствао социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правилареализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыкамиисполнения нормативных актов по этим вопросам. В свое время генерал М. И.Драгомиров требовал от офицеров: “… Будьте сами рабом закона, и вашподчиненный станет таким же”. Сегодня этот принцип актуален, как и прежде.
Общеизвестно, чтоуправление в правовом государстве осуществляется не с помощью командно-нажимныхметодов, а посредством законов. Но для этого их надо знать, а главное —правильно применять на практике. Расхождение между словом и делом, междудекларируемым законом и реальными действиями недопустимо.
Знание права не сводитсяк простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательнопредполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, егосущности и значения для правильной организации воинской службы. Это даетвозможность принимать верные решения, основываясь на понимании смысла и общейнаправленности законодательства, его принципов и нравственной сути.
Не все нарушают закон всилу его незнания или отсутствия достаточно прочных навыков правильного егоприменения. Немало фактов умышленного нарушения закона, попыток действовать вобход его, подменяя законные пути и средства решения задач соображениями такназываемой “целесообразности”. Причины этого различны. Но во всех подобныхслучаях обладание правовыми знаниями не переросло у тех, кто идет на нарушение,в новое качество — высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Все это подтверждаетисключительно важное значение деятельности командиров (начальников) поосуществлению правового воспитания подчиненных, а также по повышению собственныхправовых знаний и навыков деятельности в сфере социальной защиты подчиненных.
На практике правовоевоспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения и изучениядействующего законодательства, а с другой — практическим воздействием насознание и чувства людей при организации службы в строгом соответствии стребованиями законов и воинских уставов. Основными средствами правовоговоспитания являются:
· правоваяпропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердогоуставного порядка; личный пример командиров (начальников);
· правильнаядисциплинарная практика;
· своевременное изаконное разрешение жалоб, заявлений и предложений;
· правоохранительнаядеятельность органов военной юстиции;
· личное участие военнослужащихв работе по укреплению законности и правопорядка.
Шестой учебный вопрос: «Контрольза реализацией социальной и правовой защиты».
Важное значение имеетчетко налаженная деятельность командиров и начальников по осуществлениюконтроля и проверки исполнения законодательства о социальной защитевоеннослужащих. В соответствии с общевоинскими уставами на командиров(начальников) возложена обязанность проводить регулярные проверки наличия идвижения материальных средств в подчиненных частях и подразделениях, следить заполнотой доведения до подчиненных установленных норм довольствия, производитьосмотры и опросы личного состава. В случае выявления недостатков командиробязан принять все меры по привлечению к ответственности виновных лиц,возмещению причиненного ими ущерба, восстановлению нарушенных прав подчиненных.
Этим же целям служитпроведение регулярных проверок и инспектирования подчиненных войск (сил)вышестоящими органами военного управления. Путем инспектирования и проверокдетально изучаются все стороны социального обеспечения военнослужащих, условияих жизни и быта, полнота реализации установленных законом их прав и льгот. Наоснове полученных данных оценивается реальный уровень социальной защищенностивоеннослужащих и их семей, а также состояние законности в этой сфере. Такимпутем вскрываются нарушения правовых норм, их причины и условия и принимаютсяконкретные меры по устранению выявленных недостатков.
Все вышесказанноепозволяет сделать вывод, что социальная и правовая защита граждан являетсяключевой функцией социального государства, провозглашенного КонституциейРоссийской Федерации. Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных СилахРФ требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятияконкретных мер по смягчению и предотвращению негативного влияниянеблагоприятных социальных факторов на социально-правовой статусвоеннослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженныхзащитников Отечества — необходимое и существенное условие поддержания на должномуровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитанияличного состава.
Важнейшей особенностьюсегодняшнего этапа военного строительства является перенесение центра тяжести снормотворческой на организационную, правоисполнительную работу. Именно слабаяорганизационная работа субъектов военно-социальной деятельности, в том численекоторых командиров (начальников), по реализации законодательства о социальнойзащите военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащихи граждан, уволенных с военной службы, обеспечить рачительное использованиесредств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. А это означает, чтороль и значение военно-социальной работы в условиях военной реформы будутнеуклонно возрастать.
Заключительная часть – 3минуты:
· напоминаю тему,цели занятия и определяю степень их достижения;
· отвечаю навопросы;
· ставлю задачу насамостоятельную подготовку.

· Библиографическийсписок
 
1.  Социально-правовая защитавоеннослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных гражданРФ” (сборник нормативных актов 1994 г.).
2.  Материальное и социальное обеспечениеграждан, проходящих военную службу и членов их семей” (Справочное пособие1998 г.).
3.  Военно-социальная работа (Методическоепособие ГУВР МО РФ 1999 г.).
4.  Российское государство, армия ивоинское воспитание (Учебное пособие МО РФ ГУВР 1999 г.).
5.  Конституция Российской Федерации 1993г.
6.  Федеральный Закон РоссийскойФедерации «Об обороне» от апреля 1996 г.
7.  Федеральный закон РоссийскойФедерации «О воинской обязанности и военной службе » от 11 февраля1993 года.
8.  Федеральный закон РоссийскойФедерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338-1,с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995г № 178 ФЗ.
9. Пчелинцева Л. М.,Пчелинцев С. В. Справочник: Федеральные законы и иные нормативные и правовыеакты.//  Санкт-Петербург: Издательство “Альфа”, 1997.