Право интеллектуальной собственности гражданское право Украины

Запорожский институтгосударственного и муниципального управления
Кафедра гражданского права
ПРАВО ИНТЕЛИКТУАЛЬНОЙСОБСТВЕННОСТИ
Курсовая работа
по гражданскому правуУкраины
студента  2 курса  юридического
факультета группы ДП — 295 д / о
Белоусова Андрея    Сергеевича
Научный     руководитель :
старший      преподаватель
БышковаИнна Борисовна
Запорожье
1997
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                           стр.
Введение
3
1.
Понятие и виды права интеллектуальной собственности
6
2.
Авторское право и смежные права
8
2.1. Объекты авторского права
8
2.2. Субъекты авторского права
11
3.
Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
18
4.
Право на открытие
20
4.1. Патентное право
20
4.1.1. Объекты патентного права
21
4.1.2. Субъекты патентного права
23
5.
Право на иные результаты творческой деятельности используемые в производстве
26
Заключение
28
Список литературы
30
 
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ
1.Понятие ивиды права интеллектуальной собственности
Право интеллектуальной собственности — это сово­купность гражданско-правовых норм,регулирующих от­ношения, связанные с творческойдеятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчестваостается за пределами действия его норм. Функции граж­данского правазаключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческойдеятельности, ус­тановлении их правового режима, моральном и матери­альномстимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих  авторские права.  
 Авторские,изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами,обеспечивающими  их носите­лямправомочия  на совершение различныхдействий с одновременным  запрещениемвсем другим лицам совер­шать указанные действия. 
Исключительные авторские и подобные им права (пра­вона изобретение, промышленный образец, рационали­заторское предложение и т.д.)возникли как реакция пра­ва на массовое применение товарно-денежных отношений вдуховной сфере, что позволяет ставить знак равенства между исключительнымправом и правом собственности, и разделVIЗакона Украины  «О собственности» так иназывается «Право интеллектуальной собственности». 
Однако интеллектуальная собственность имеет своюсущественную  специфику, заключающуюся внематери­альной природе объектов права интеллектуальной собст­венности,творческом характере труда по их созданию, т.е. это институт собственности нанематериальные блага его субъектов. И здесь не совсем применима классичес­каятриада правомочий собственника, осуществляющегообычныеимущественные права, поскольку, отчуждая, на­пример, объект, своей интеллектуальной собственности, его создательне лишается тем самым всяких прав на него, а приобретатель не получает возможностипо своему ус­мотрению  изменять этотобъект и вообще считать его исключительно своим. Тем более, что, всобственность других лиц переходят, как правило, не объекты права ин­теллектуальной собственности, а материальные носителинаучно-технических идей и художественных образов (кон­кретные картины, издания,техническая документация).
Таким образом, сущность права интеллектуальной соб­ственности  заключается в нематериальной природе ееобъектов.
Содержание права интеллектуальной собственности составляют  личные неимущественные  (духовная собст­венность) и связанные с нимиимущественные права ее субъектов. Специфика содержания права интеллектуаль­нойсобственности состоит в двуединой структуре и в том,  что здесь имущественные права не простосвязаны с не­ имущественными,  ониисходят от неимущественных прав  и основываются на духовной собственностисоздателей.     
В соответствии со ст.41 Закона Украины «О собст­венности»объектами права интеллектуальной собствен­ностиявляются произведения науки, литературы и ис­кусства, открытия, изобретения,полезные модели, промышленные  образцы, рационализаторские предложения,  знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательскихработ и другие результаты интеллектуального  труда.     
В зависимости от особенностей объектов права интеллектуальнойсобственности можно выделить четыре ее  разновидности:      
1)  авторскоеправо и смежные права;      
2)  право наоткрытие;      
3)  промышленная собственность (право на изобретение, полезнуюмодель, промышленный образец, которые называют также патентным правом);
4)  другиерезультаты творческой деятельности, исполь­зуемые в производстве (право натоварный знак, знак об­служивания, на рационализаторское предложение, фир­менноенаименование, охрану селекционных достижений, топологийинтегральных микросхем, интересов облада­теля«ноу-хау»).    
Объекты права интеллектуальнойсобственности сле­дует отличать от материального носителя, в котором вы­раженопроизведение или иной результат интеллектуаль­ноготруда. Если право на объекты интеллектуальной соб­ственностипринадлежит только авторам и их законным преемникам, то право собственности наматериальные носители, в которых выраженопроизведение, может при­надлежать неограниченному кругу лиц, но уже не на праве интеллектуальнойсобственности, а в порядке обычно­го имущественногоправа.
2.Авторскоеправо и смежные права
Гражданско-правовой институт авторского права исмежных прав регулирует неимущественные отношения исвязанные с ними имущественные отношения в сфере создания и использованияпроизведении литературы, нау­ки и искусства.
Нормативно-правовое регулирование  указанного;института наряду с законодательством о собственности осуществляетсянепосредственно Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах», в ст.1которого ука­зывается, что настоящий Закон охраняет личные (неиму­щественные) иимущественные права авторов и их пра­вопреемников, связанные с созданием ииспользованиемпроизведенийнауки, литературы и искусства (авторскоеправо),и права исполнителей, производителей фоно­грамм,организаций вещания (смежные права). Иными словами,в законе прямо закреплены двуединое содержа­ние авторского права и смежных правкак разновидности права интеллектуальной собственности и приоритет в со­держанииличных (неимущественных) прав.
2.1 Объекты авторского права
Это  произведения литературы, искусства и науки,удовлетворяющие  следующим  требованиям:
Во-первых,произведение  должно быть творческим.
Творчество-это интеллектуальная работа,направлен­ная на создание нового. Творческий характер произведения означает,что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может  выразиться какв новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторскогоправа  существенное  значение имеет как новизна содержания, так иновизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произ­ведениекак творческое и влечет признание его объектом авторского права. Историялитературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы  дляряда своих трагедий из произведений античных греческих ав­торов, Стендальшироко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники,библейские сюжеты нашли  отображение  на  полотнах многих   великих живописцев и  т.д.
Вторым признаком объекта авторского права является  объективнаявыраженность- объект долженсуществовать  в какой-либо форме,доступной для восприятия другими  людьми.Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения  вне его сознания- нет объекта авторского  права. Из истории отечественной музыкиизвестно, что  композитор М. И. Глинка, написавший две гениальные  оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»,сочинил  третью оперу, которую он назвал «Двумужница». Глинка  говорил: «Опера у меня вся тут, в голове,дайте мне  либреттиста, и через месяцопера будет готова». Не найдя либреттиста и заболев, Глинка уехал в Германию, «на  воды»-лечиться, где умер и таким образом эта опера  не увидела свет. Для признания произведенияобъектом  авторского права достаточнодвух названных признаков.  Не имеетзначения, обнародовано оно или нет. Произве­дение становится объектомавторского права с момента  его созданияв какой-либо обыкновенной форме. Не тре­буется официального оформления этихпроизведений. Не  имеет значениядостоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя форма его выражения.
Согласно ст.5Закона «Об авторском праве и смеж­ных правах» объектами его охраны являютсяследующие произведения в области науки, литературы и искусства:    
1)  литературные,письменные произведения беллетристического,научного, технического или практическо­го характера (книги, брошюры, статьи,компьютерные программы и т.д.);    
2)  выступления,лекций, речи, проповеди и другие устные произведения;    
3)  музыкальныепроизведения с текстом и без текста;    
4)  драматические,музыкально-драматические произ­ведения, пантомимы,хореографические и другие произ­ведения, созданные длясценического показа;    
5)  аудиовизуальныепроизведения;    
6)  скульптуры,картины, рисунки, гравюры, литогра­фии и другие произведения изобразительногоискусства;    
7)  произведенияархитектуры;    
8)  фотографии;   
9)  произведенияприкладного искусства, если они не охраняются специальным законом опромышленной соб­ственности;     
10) иллюстрации, карты, планы,эскизы, пластичес­кие произведения, касающиеся географии, геологии, то­пографии,архитектуры и других областей науки;     
11) сценические обработкипроизведений, указанных в подпунктах1настоящей статьи, и обработки фолькло­ра, пригодные для сценического показа;     
12) переводы, адаптации, аранжировки,другие пере­работки произведений и обработки фольклора (производ­ныепроизведения) без причинения ущерба охране ори­гинальных произведений, наосновании которых созда­ны  производныепроизведения;     
13) сборники произведений,сборники  обработок фольклора,энциклопедии  и антологии, сборники обыч­ныхданных,  другие составные произведения,при условии, что ониявляются результатом творческой работы по подбору,координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих вних произведе­ний.   
Не  являютсяобъектами авторского права :
1) официаль­ные документы (тексты законов и других правовых актов,решения  судов  и т. п.);
2) государственная символика  (флага,гербы, ордена и т. п.) ;
3)  произведения народного творчества;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный  информационный  характер.
Субъекты авторского права
Субъекты авторских и смежных прав подразделяются надве группы:
1)  субъекты спервоначальными правами (авторы, исполнители, производители фонограмм, орга­низациивещания);
2)  правопреемники(наследники, ор­ганизации-правопреемники, государство);
   Автор- главный субъект  авторского права. Этофизическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, являющеесяобъектом авторского права. Не  имеет  значения его  дееспособность. Моментомвозникновения авторского права является завершениесоздания произведения, без официального оформления авторства, независимо отопубликования. Для возникно­вения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения,или иного специального оформления, или соблюдения каких-либоформальностей.   
Субъектами авторского правамогут быть как граж­дане Украины, так и иностранцы. Ино­странные граждане — авторы  пользуются защитой автор­скогозаконодательства в Украине если созданные ими произведения находятся вкакой-либо объективной форме на территории Украины, а если нет — то всоответствии с международными договорами Украины и совместными конвенциями поавторскому праву (Женев­ской, Бернской).   
Субъектамиавторского права могут быть соавторы, если произведение создано совместнымтворческим тру­дом двух или более лиц. Различаютсядва вида соавтор­ства:
1) произведение образует одно неразрывное целое (например, «Золотой теленок», «Двенадцать стульев»Ильфа и Петрова);
2) произведение состоит16 частей,каждая  из которых  выполнена определенным соавтором и  может  иметь самостоятельное значение (например, учебник, написанныйколлективом автора», каждый  из которыхнаписал отдельные главы).
Субъектами  авторского права  являются правопреемники  автора — наследники, контрагенты по авторскимдоговорам, к ним переходят некоторые авторские права.
Авторские права подразделяются на :
1) личные ;
2) имущественные.
Личные  неимущественные  права — это право автор­ства, право на авторское имя, право на защиту произведенияот всяких искажений  и посягательств,правоопубликование произведения(обнародование).
Личные неимущественные  права-право авторства,  право на имя и право на защиту произведения ирепу­тации  автора бессрочны. Эти праване переходят по  наследству. Нонаследники могут осуществлять защиту этих прав, и эти правомочия наследниковсроками не  ограничиваются.    
Личные (неимущественные) права автора закрепле­ны в ст.13 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах» и заключаются вследующем:    
1)  требоватьпризнания своего авторства, упомина­ния его имени в связи с использованиемпроизведения, если это практически возможно;    
2)  запрещатьупоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимным;   
3)  выбиратьпсевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;    
4)  противодействоватьлюбому искажению, извраще­нию или  иномуизменению  произведения или любомудругому посягательству на произведение, что может по­вредить чести и репутацииавтора;    
5)  право наобнародование произведения.   
Имущественные права-это исключительные права наиспользование произведения, т.е. право воспроиз­водить  его, распространять,  публично показывать, публично исполнять, сообщать для всеобщего сведения вэфир  илипо  кабелю, переводить и т.д., а такжеполучать авторское вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливаетсядоговорами, а в законе опреде­ляются лишь минимальные  ставки.     
Имущественные права автора перечислены в ст.14ука­занного Закона, где предусматривается, что автору или другому лицу,имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использованиепроизведения в любой форме  и любымспособом, в частности ему при­надлежит исключительное право разрешать или запрещать:
1)  воссозданиепроизведений;
2)  публичноеисполнение и публичное оглашение произведений;
3)  публичныйпо­каз;
4)  любоеповторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных в эфирпроизведений, если оно осуществляется другой организацией;
5)  пере­водыпроизведений;
6)  переделки,адаптации, аранжиров­ки и другие подобные изменения произведений;
7)  рас­пространениепроизведений путем продажи, отчуждение иным способом или путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первойпродажи экземпляров произве­дения;
8)  сдача внаем после первой продажи, отчужде­ние иным способом экземпляров аудиовизуальных про­изведений, музыкальныхпроизведений, в нотной форме, а также произведений, зафиксированных нафонограмме или в форме, читаемой машиной;
9)  импортэкземпляров произведений.   
Авторы  произведений изобразительного искусства  кроме названных имеют  дополнительныеправа  (если  произведение стало собственностью другоголица). Это:
1) право доступа- возможностьвоспроизводить свое произ­ведение
2) право  следования, котороеозначает, что  при перепродажепроизведения изобразительного искус­ства его автор имеет право навознаграждение от продавца  в видеопределенного процента от перепродажной цены.     
Этот перечень не является исчерпывающим, в част­ностиисключительные права авторов на использование произведений архитектуры,градостроительства, садово-паркового искусства включают в себя и право участия в практическойреализации проектов этих произведений.   
Имущественные права авторов переходят по наслед­ству.   
Не  переходят понаследству личные (неимуществен­ные) права автора, однако наследники имеютправо за­щищать  авторство напроизведение и противодействовать искажению, обезображиванию  или иному  изменению произведения, а также какому-либодругому посягатель­ству на произведение, если этоможет причинить ущерб чести и репутации автора.   
Охрана  прававторов действует в сроки, установлен­ные ст.24 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах».   
По  общемуправилу, охрана, предоставляемая насто­ящим Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.    
Срок охраны произведений, созданных в соавторст­ве,действует в течение всей жизни и50 летпосле смерти последнего автора.    
Для произведений, обнародованных анонимно или подпсевдонимом, срок охраны истекает спустя50 лет после того, как произведение было обнародовано. Если взятый автором псевдоним невызывает сомнения в отношении личности автора или если автор произведения, обнаро­дованного анонимно или подпсевдонимом, раскроет свою личность в течение50лет, то применяются общие прави­ла о сроках охраны.    
Срок охраны произведенийпосмертно реабилитиро­ванных  авторовдействует в течение50 лет после ихреабилитации.
Авторское право на произведение, опубликованноетечение30 лет после смерти автора, действует в течет 50 лет от даты его правомерного опубликования.
Действие срока охраны начинается с1 января года, следующего за годом, в которомимели место вышеуказанные юридические факты.   
Право авторства, право на имя и право противодействовать искажению, обезображиванию илииному изменению произведения или какому-либо другому посягательствуна произведение, что может причинить ущерб чести ирепутации автора, охраняются бессрочно.     
После  истечения срока действия авторскогоправа  произведение становится  общественным достоянием.  Такие произведениямогут свободно использоваться лю­бым лицом (не надо спрашивать разрешения, например,  на его воспроизведение, постановку и т.д.) ибез выплаты  авторского вознаграждения.Однако при этом должны  соблюдатьсяисключительные бессрочные права авторов —  право авторства, право на авторское имя, правона защиту  произведения и репутацииавтора (право на неприкос­новенность произведения).
Свободноеиспользование авторских прав в некоторых случаях, допускаемых законом, возможно и при жизни  автора-при цитировании, использовании в учебных целях в качестве иллюстраций, при воспроизведении в  средствах массовой информации для всеобщегосведения  статей по  текущим  экономическим, политическим,  социальным, религиозным  вопросам, использование  публично произнесенных  политических речей, обра­щений, докладов и вряде других случаев. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) это возмож­но только в случаях, указанных в законе ;
2) только в отношении правомерно опубликованных произведений;  
3) с обязательным указанием имени автора ;
4) с ука­занием источника (издания) ;
5)с соблюдением неприкос­новенностипроизведения.
Наряду с авторскими правами названный Закон подробно регулирует отношения в сфере смежных  прав. Подобное название эти права получилипотому, что лица, обладающие  ими,творчески используют созданные дру­гими лицами произведения, и они нерассматриваются в качестве авторов исполняемых ими или записываемых ивоспроизводимых произведений. Объектом для их прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись. Поэтому по сравнению с авторскими эти права носят в определённой мере ограниченныйхарактер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение(использование) и требованию соответствующей оплаты.   
Согласно ст.31Закона «Об авторском праве и смежных  правах» исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений.Производители фонограмм и организации вещания  должны соблюдать права авторов иисполнителей. Организации вещания должны соблюдать права авторов, исполнителей и производителей фонограмм.   
Смежные права
Это праваисполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания.   
Они являютсясмежными  по отношению  к авторским правам, т. е. это права близкие,примыкающие, связанные с авторскими. Их роль своего рода посредническая — между  авторами и широкой аудиторией. Вместе с темони являются  вторичными поотношению  к авторским правам, ибообеспечивают использование произведений авторов.   
Смежные   права обеспечивают  защиту творческого труда лиц, доносящихпроизведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использованиярезультатов их работы.
Специфика смежных прав :
1) они связаны с использованием определенных  техническихустройств (поэтому они появились лишь в  XX веке, с развитием техническогопрогресса- изобретения звуко — и видео­записи, радио,  кино,  телевидения, искусственных спутников) ;
2) объекты смежных прав закрепляются на материальных  носителях (например, наличие  записиисполнения на магнитных пленках, кассетах, видеоплен­ках);
3) осуществлять исполнение  возможноповторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудито­рией и без живогоучастия самого исполнителя.   
2.3 Субъектами смежных  прав являются :
1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т. д.) ;
2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие зву­ковую  запись исполнения);
3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создалипередачу либо по заказу и за счет которых создана передача).   
Субъекты   смежных прав должны  иметь договор савтором  произведения, а производителифонограмм и организации эфирного и кабельного вещания- ещё и договор с исполнителем. Все субъекты  смежных правимеют  исключительное право на использование произве­дения  (исполнения, постановки, фонограммы,передачи). Это  означает, что другие лицадолжны получать разре­шение  на  первичную запись исполнения,  постановки, передачув эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они  дают также разрешение  на воспроизведение фоно­граммы,  переделку, переработку и ряд других действий.Субъекты  смежных  прав имеют также право на возна­граждение. Эти права регулируются посредствомдоговоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения — специальными организациями, управляющимисмежными правами,  которые  создаются их  субъектами. Срок действиясмежных прав — 50 лет.
Исключениямиявляются  случаи, когда допускается использование записей исполнения,постановок, фоно­грамм, программ передач вещательных организаций без полученияразрешения (без согласия) их субъектов. Это допускается  :
1) при включении в обзор о текущих событиях небольших отрывков ;
2) при использовании исключительно в целях  обучения  и научного  исследования;
3) для цитирования в  форменебольших  отрывков в  инфор­мационных  целях;
4) использовании в личных целях.
3. Гражданско-правовые способы защиты авторских исмежных прав
К общегражданским способам относятся:
1) признание права ;
2) восстановление права;
3) пресечение действий, на­рушающих  право или создающих угрозу его нарушения;
4) возмещение  убытков;
5) признание сделки (договора) не­действительным;
6) взыскание особой неустойки при несво­евременной  оплате.
Особые (дополнительные) способы защиты, предусмотренные специальным (авторским) за­конодательством:
1) взыскание дохода, полученного на­рушителем  вследствие нарушения авторских или смеж­ныхправ;
2) выплата компенсации в сумме от10до50 тыс. минимальных  размеров оплаты труда (конкретный размеропределяется судом).
Любую изэтих мер потерпевший выбирает сам, но вместо возмещения убытков.
Сроки  охраны смежных прав установлены ст.38 данного Закона.
Имущественные права исполнителей охраняются в те­чение50 лет после первой фиксации исполнения или по­становки. Личные праваисполнителей охраняются бес­срочно.   
Права производителей фонограмм охраняются в те­чение50 лет после первого опубликования фонограммы,а если она не была опубликована, то в течение50 лет после первой фиксации звуковойзаписи.   
Организации вещания пользуются указанными пра­вами в течение50 лет после первой передачи в эфир или по проводам.   
Перечисленные сроки начинают течь с1 январягода, следующего за годом, в котором имели место данные юри­дическиефакты.   
К наследникам исполнителя и правопреемникам про­изводителейфонограмм и организаций вещания перехо­дит право разрешать или запрещатьиспользование ис­полнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а такжеправо на получение вознаграждения в период оставшейся части сроков.   
Возникновение  иосуществление авторских и смеж­ных  правне требует выполнения каких-либо формаль­ностей (ст.19, 31 Закона «Об авторскомправе и смежных правах»),поскольку здесь охраняется прежде всего фор­ма произведения, и для признаниятворческого произве­дения объектом авторского или смежного права доста­точновыражения его в любой объективной форме, по­зволяющей воспроизводить результаттворчества.   
В этом состоит их отличие от остальных объектов ин­теллектуальнойсобственности, охрана которых предпо­лагает соблюдение специального порядкаопределения приоритета, проверку новизны и установление особого режимаиспользования. Поэтому термин «промышленная собственность» представляетсявозможным употреблять в двух смыслах: в узкомсмысле, когда в это понятие вклю­чается право на изобретение, полезную модель ипро­мышленный   образец (патентноеправо), и в широком смысле, т.е. все виды интеллектуальной собственности, за исключением авторскихи смежных прав, а именновсе те, которые подпадают под охрану после предварительного формального закрепления приоритета.
4. Право наотк