САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Новосибирскийфилиал
Контрольнаяработа
подисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «ФормированиеЯ–концепции, ее роль в поведении человека»
Выполнила:
студентка Машарова М.В.
гр. № 11-6531/1-1(соц-11)
Проверила:
к. э. н. Горохова Злата Николаевна
Новосибирск
2009
Содержание
Введение
1. Что такое Я–концепция
1.1 Значение Я–концепция
1.2 Структура Я–концепция
1.3 Формирование Я–концепции
2. Роль Я–концепции в поведении человека
2.1 Внешний облик и Я–концепция
2.2 Самооценка личности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Человек – существо общественноеи, естественно, сразу же после рождения его начинают приучать к нормамповедения и жизни в социуме, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо, чтопринято, а что нет, как быть принятым и нравиться людям. С первых моментовжизни ребенок вовлечен во взаимоотношения с людьми, пусть и с тесным кругомблизких людей. От того, как они ведут себя с ним, зависит пока бессознательный выборстратегии его поведения, надолго формирующей его стиль общения, а во многомличностные качества и – сценарий жизни. С возрастом человек, в какой – то мереучится принимать самостоятельные, независимые от усвоенных в детстве стратегийповедения, решения, в особенности в ситуации стресса возвращается к своемусценарию, автоматически используя проверенные варианты поведения, отработанныетогда, когда каждый из нас решал основной вопрос ребенка.
Главной целью настоящейработы является:
– формированиецелостного представления о психологических особенностях человека.
– сформироватьцелостную, логически связанную картину теории Я–концепции.
– датьпредставление о значениях и структуре Я–концепции.
– охарактеризовать Я–концепциюв поведении человека.
Цели же данной работызаключаются в том, чтобы:
– рассмотретьважнейшие особенности формирования и развития личности.
– показатьмногообразие и уникальность развития человека.
– раскрыть какможно четко тему, не отклоняясь в сторону.
– показать всюактуальность данной работы.
Данная работа посвящена проблемамразвития у человека представлений о самом себе, о своей собственной личности –представлений, объединяемых понятием «Я–концепция». Изучая эти проблемы, мынеизбежно сталкиваемся с необходимостью рассмотрения вопроса о влиянии Я–концепциина поведение личности.
1. Чтотакое Я–концепция
О человеке, его прошлом,его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так, же велико стремлениелюдей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи,генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы иискусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понятьзакономерности жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы и современнуюи будущую эпоху.
Вот, например советскийфилософ член-корреспондент АН СССР И.Т.Фролов замечает по этому поводу: «Самое печальноездесь отнюдь не то, как изображается человек (наука и история человечества такжедают весьма неоднозначную картину), а то, что человечество тем самым, всущности, обезоруживается в своей борьбе против зла, имеющего социальную, а не биологическуюприроду»[1].
В современномчеловекознании на Западе обнаруживается сложная, противоречивая ситуация. Это обусловленоне только претензиями профессионалов, но и в большей степени – острыми столкновениямимировоззренческого, социально-этического характера. В напряженных дискуссиях всечаще терпят поражение те, кто видит в человеке лишь манипулируемый объект,функционального индивида, поведение которого могут программировать извне, кто считает,что «детерминанты поведение крысы идентичны детерминантам поведения человека в лабиринтежизни»[2], кто видит в нем игрушку внутреннихэгоистических явлений. Все сильнее заявляет о себе иная, гуманистическая оценкачеловека, сопряженная с уважением его личности, его права на социальную справедливость,на тот достойный «социальный минимум», о котором с надеждой писал ныне покойныйпрезидент римского клуба А. Печчеи, выступавший как деятельный гуманистсоциально-критического направления[3].
Нет ничего удивительногов том, что ход мировой истории оказывает заметное влияние и на процессы,определяющие знание о человеке в условиях капитализма. Конкретно-научноесодержание концепций и подходов ученых-гуманистов обнаруживает все большуюнесовместимость с тем эталоном социальной жизни, которой постоянновоспроизводит буржуазная действительность, принижая истинно человеческое вчеловеке. Я–концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе,сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я–концепции часто называютобразом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или котдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я–концепция,в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то,что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможностиразвития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматриватьЯ–концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Вбольшинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, котороеможет быть как обоснованным, так и необоснованным, так и необоснованным(когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношениек этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Составляющая реакция,которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческаясоставляющая).
Применительно к Я–концепцииэти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
1. Образ Я – представления индивида осамом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этогопредставления, которая может обладать различной интенсивностью, посколькуконкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции,связанные с их принятием или обсуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция,то есть те конкретные действия, которые могут быть вызванным образом Я исамооценкой.
Предметом самовосприятияи самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, егосоциальные отношение и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я–концепциюрассмотрим в дальнейшем. Сосредоточимся на трех основных составляющих Я–концепции.
Качества, которыепереписывают собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и,вероятно, с ним не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишьвозраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточнойнеоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себяохарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочныймомент. Иными словами, Я–концепция – это не только констатация, описания черт своейличности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с нимипереживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост иливозраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общейструктурой их Я–концепции. Особенность Я–концепции как комплекса установокзаключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носительустановки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные собразом Я, являются очень сильными и устойчивыми.
1.1Значение Я–концепции
Одним из первых, кто выдвинулточку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостнойсистемой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой.Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие ониесть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремитсяизменить каким-то образом себя или окружающих.
Существенным факторомвнутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе.Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.
Значимость любого изаспектов отношения к собственной личности определяется окружающей средой ипоэтому может изменяться. Например, Я–концепция «младшего брата, маленького ислабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейнойситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект«контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объяснитьпарадокс личностной рассогласований. Как уже отмечалось, личность стремится кдостижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановокобъясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронностипротиворечивых проявлений Я–концепция, что и приводит к возникновению всознании индивида явного конфликта.
Дифференциация Я–концепциив реальном жизненном проявление человека играет положительную роль, посколькунегативная самоустановка, сформировавшая в одной сфере нашей жизни, не может слегкостью «резонировать» в других сферах.
Суть развитой Фестингеромтеории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примиритьсяс несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающеепротиворечие, прибегая, например, к рационазации. Однако внутреннеепротиворечие Я–концепции достаточно часто становятся источником стресса, таккак человеку все же свойственна способность реально оценивать самооценку спомощью оригинальной формулы:
/>.
Он, фактически, указал надва пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшитьпредставления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая еезнаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей.
Наконец, человек, будучисуществом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных икультурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизнив обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, нотакже оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходесоциальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрения окружающих, ондолжен соответствовать общепринятым стандартам.
Уильямс Джеймс первым изпсихологов начал разрабатывать проблематику Я–концепции. Глобальное, личностноеЯ (Self) он рассматривал как двойственное образованное, в которомсоединяются Я–сознающее (I) и Я–как–объект (Me). Это – двестороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являетсобой чистый опыт (Я–сознающее), а другая – содержание этого опыта(Я–как–объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, чточеловек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает самого себякак один из элементов действительности, – значит сложно объяснить очевиднуювещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории,поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я–как–объекта и вто же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего:одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я – это всегдаодновременно и Я–сознающее, и Я–как–объект.
Личностное Я представляетсобой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основестимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг негогруппируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество«хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляетсяпод воздействием культуры, других людей, а также и самого Я. Основные положениятеории Роджерса (1951, 1959) выглядит следующим образом:
1. Сущность феноменалистической теорииличностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается втом, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективноммире.
2. Я–концепция возникает на основевзаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.
3. Я–концепция – это системасамовосприятий. Именно Я–концепция, а не некое реальное Я имеет определенноезначение для личности и ее поведения.
4. Я–концепция выступает как наиболееважная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я–концепциейпредопределяется восприятия значений, приписываемых этому окружению.
5. Вместе с Я–концепцией развиваетсяпотребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того,является ли данная потребность приобретенной или врожденной.
6. В соответствии с взглядами Роджерсапотребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, такжеразвивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороныдругих.
7. Поскольку позитивное отношение к себезависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытоминдивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.
8. Человеческий организм представляетсобой единое целое.
9. Развитие Я–концепции – это не простопроцесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другимипредставлений. Я–концепция собой определенную систему.
10. Рассматривая понятие идеального Я,Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятиеидеального Я становится более реалистичным, и Я начинает больше гармонировать сидеалом.
11. Главная проблема в подходе Роджерса кпониманию Я–концепции связана с использованием индивидом механизмовпсихологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс междунепосредственным его опытом и Я–концепцией. Поведение рассматривается Роджерсомкак попытка достичь согласованности Я–концепции.
Итак, в целомфеноменалистической подход предстает, как часть важных попыток ряда психологовразобраться в том, что касается непосредственно опыта человека, путемрассмотрения его реального поведения.
1.2Структура Я–концепции
Имея возможность убедиться,во многих психологических теориях Я–концепция является одним из центральных понятий.Вместе с тем до сих пор не существует не ее универсального определения, не единствав терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения ее отдельныхаспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлагается схема (см. приложение),которая, с одной стороны, отражает структуру Я–концепции, а с другой стороны показываеттерминологию.
Лучше всего представитьЯ–концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальнаяЯ–концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это –«поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственностии неповторимости. Однако не следует забывать об условности такого различия, которое,в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психическойжизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимоецелое. Я–концепцию можно рассмотреть как совокупность установок индивида,направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь разные ракурсы илимодальности. Существует, по крайней мере три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я – установки, связанные с тем,как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус,то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я –установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениямииндивида о том, каким бы он хотел стать.
Большинство авторов при изученииЯ–концепции учитывают эти модальные различия.
Становление личностивключает в себя также становление относительно устойчивого образа «я» (иногдаего называют «понятие я» или «Я–концепция») – сложное психологическое явление,которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупностисамооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание,сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности иперспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?» На этот вопрос трудноответить объективно, потому что каждый человек, в зависимости от контекста иситуации, видит, точнее, конструирует себя по-разному. Образ «я» – не простоотражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и независящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка,отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента:познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах;эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение итому подобные чувства и поведения.
Феноменалистический подходв понимании Я–концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:
– поведение зависитот ракурса индивидуального восприятия;
– этот ракурс по своейприроде субъективен;
– восприятие индивидапреломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого являетсяЯ–концепция;
– Я–концепция – этоодновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет кценностям, имеющим культурное происхождения;
– соответственноЯ–концепция регулирует поведение;
– Я–концепция обладаетотносительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения;
– расхождения междуопытом индивида и его Я–концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологическойзащиты;
– главным побуждениемвсякого человека является стремление к самоактуализации.
1.3Формирование Я–концепции
Я–концепция формируетсяпод воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид.Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, всущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практическилюбые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с моментасвоего зарождения Я–концепция сама становится активным началом, важным факторомв интерпретации опыта. Таким образом, Я–концепции играет, по существу, троякую роль:она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретациюопыта и является источником ожиданий. Ряд исследований по теории личности основываетсяна концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальнойвнутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречиес другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизацииличности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологиназывают такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижениивнутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовалибы восстановлению утраченного равновесия.
В соответствии с теорией Эриксона(1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, котораядлится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувстводоверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения.Чувство доверия служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, оно формируетсяв тесной взаимосвязи с другими факторами развития.
Вторая стадия развития ребенкадлится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальноеначало и самого себя как активное действующее существо. Но жизненная активностьребенка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрениемсо стороны окружающих. Главный позитивный результат развития на этой стадии –достижение чувства независимости. В этот период ребенок особенно нуждается в поддержкевзрослого человека. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формированияпозитивной оценки. Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказываетсянеобычайно сложной.
Итак, согласно Эриксону,у дошкольника должны развиваться, во-первых, основополагающее чувство доверия кокружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейсяв определенных рамках. Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувствосвоего Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптациик окружающему миру.
Третья стадия развития начинаетсяпримерно в четыре года. Одновременно он решает для себя границы дозволенного.
Четвертая стадия развитияохватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованнуюдеятельность и осуществляет ее самостоятельно. Очень важным для дальнейшего развитияи кристаллизации Я–концепции является момент, когда ребенок начинает относительновладеть языком.
Итак, мы рассмотрели некоторыеособенности развития Я–концепции. Она развивается под действием сенсорной информации,поступающей изнутри и извне и интерпретируемой мозгом. Важным для формированияЯ–концепции является самовосприятия.
В процессе развитияЯ–концепции у детей возникает также образ идеального Я, прототипом которого частостановится человек, вызывающий восхищение ребенка. Сильное расхождение между реальными идеальным Я считается признаком невротизма и неадекватности. Однако наблюдаемоес возрастом углубление расхождения идеального и реального Я можно рассматриватьи как неизбежное следствие нормального когнитивного развития, в частности формированияу ребенка способности видеть возможные пути развития своей личности и реалистическипризнавать имеющие недостатки.
2. РольЯ–концепции в поведении человека
2.1Внешний облик и Я–концепция
Важнейшими источникамиформирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (аоно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементомЯ–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурахвозникали различные представления об идеальных размерах и пропорцияхчеловеческого тела, но, как правило, предпочтение всегда отдавалось крупныммужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своеговнешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих можетсущественно повлиять на позитивность его Я–концепции в целом, и наоборот,отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки.
Рост человека, его вес,телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущимисоставляющими его отношение к себе, главными факторами, определяющими егочувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности.Только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я. Мы чувствуем, видим ислышим самих себя, никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому жеэтот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичноеобозрение. Низкорослый ребенок, носящий очки, живет совершенно в ином мире, чемего высокий, атлетически сложенный сверстник.
В литературе посамовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела.Схема тела, определяющая его границы и расположения отдельных частей, возникаетпод воздействием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. Вотличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физическогоЯ. Современные психологические представления об образе тела были разработаныШильдером (1935), который пытался соединить биологический подход спсихоаналитическим. Все имеют какое-то мысленное представление о своейвнешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшейстепени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением, чистопсихологическим, образ тела, тем не менее, включает в себя также и нашепредставление о себе в физиологическом и социологическом плане. Сложноесоединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можнопредставить следующим образом:
1. Реальное субъективное внешнеевосприятия тела с точки зрения функциональной способности в целом.
2. Интериоризированные психологическиефакторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различнымижизненными ситуациями индивида.
3. Социологические факторы: реакцииокружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
4. Идеальный образ тела, суммирующийотношения индивида к своему телу, который возникает в результате конкретныхнаблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Всякие реальныеизменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенныекоррективы в его представления о себе в результате действия того или иного изэтих факторов.
Перцепция собственноготела может начаться уже в период внутриутробного развития. Находясь в чревематери, плод воспринимает первичные сенсорные импульсы, исходящие известибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Сразу послерождения зоной, испытывающей постоянную стимуляцию благодаря кормлению исосанию, становится рот, а начиная с трех месячного возраста, устанавливаетсявзаимосвязь «рот – руки». Ребенок начинает пользоваться руками, чтобы держатьгрудь матери, исследовать собственное тело и контактировать с другими людьми.Он обнаруживает, что палец может вполне заменить сосок и успешно использует этооткрытие, чтобы снять напряжение. Эти первые исследовательские движение рукмладенца стоят у истоков формирования образа собственного тела.
Невозможно указать точныймомент возникновения Я–концепции. Она формируется постепенно, причем различныеее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Ночтобы Я–концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок долженнаучится воспринимать себя как особый объект, выделяющий в ряду другихобъектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей,поскольку лишь таким образом он сможет получать и осмысливать обратную связь,оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развитиясамосознания. Важность внешнего проявления в этом процессе определяется тем,что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и легкостановится предметом различных суждений.
Познавание себя как некойфизической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и можетстановиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человекана протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений,испытываемых организмом на самых ранних стадиях развития. Таким образом,способность самоузнавания не появляется внезапно, а развивается постепенно.
Исследования показывают,что тип телосложения человека может стать существенным элементом формированияЯ–концепции. Представление о своем физическом облике является одной из главных составляющихЯ–концепции каждого человека. В ряде исследований показано, что определенным типамтелосложения приписывается определенный темперамент и черты личности. Еще в детствеу человека возникают соответствующие ассоциации; в дальнейшем у него формируютсястереотипные оценки того или иного физического облика.
Внешность человека, какнечто другое, способна вызывать совершенно определенную социальную реакцию. Этаобратная связь оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида.Культурно обусловленные стереотипные реакции, ожидания, прозвища – все этоуказывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы и размеровего тела от идеала.
2.2Самооценка личности
Свойство человека какиндивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда –неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «я».Юноши и девушки придают значение тому, насколько их тело и внешностьсоответствует стереотипному образцу «маскулинности» или «феменинности» При этомюношеский эталон красоты и просто приемлемой внешности нередко бываетзавышенным, нереалистическим. В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы тони было, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфофобии. Посколькунаружность – важный элемент юношеского самосознание, учителям и родителямполезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (вострых случаях нужна консультация психотерапевта). У мальчиков самым частымисточником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост. Многие юноши идевушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. д. Важнойпроблемой является ожиренье, избыточный вес, юношеские стереотипы красоты вэтом отношении не отличается от взрослых. Но, не говоря уже оконституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многихподростков образуются жировые накопления, составляющие своего родаэнергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживаюти девочки и мальчики.
Итак, внешность – важнаясторона жизни. Подростки, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющиенепропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не изсамодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себевнимание, – средство получить подтверждение, что юноши или девушка «в порядке»,что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в такомпостоянном «подтверждении» не нуждается. Поэтому с возрастом озабоченностьвнешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимаетее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первыйплан выступают теперь другие свойства «я» – умственные способности, волевые иморальные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения сокружающими.
Насколько объективны,адекватны человеческие самооценки и как меняется это свойство с возрастом? Проверкуадекватности самооценочных суждений затрудняют различия в объектах и способахсамооценки. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения,выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности –спортивными достижениями, школьными оценками, данными тестирования. В другихслучаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми(учителями, родителями), выступающих в качестве экспертов. Так же, кстати,формируются самооценки и в обыденном сознании: я решил трудную задачу – значит,я умный; я нравлюсь окружающим – значит, у меня приятная внешность. Сам процессоценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивныйпроцесс: для успешной деятельности индивид заинтересован в объективном знаниисебя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средствомпсихологической защиты: желание иметь положительный образ «я» нередко побуждаетиндивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Соотношениеэтих двух функций и их возрастная динамика до сих пор не совсем ясны. В общем ицелом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценкивзрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские,а юношеские более объективные, чем подростковые. Сказывается большой жизненныйопыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. Но тенденция эта неявляется линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериевсамооценки. Оценивая свои математические способности, человек может сравниватьсебя со своими товарищами, более слабыми или более сильными, или с каким либовеликим ученым. Не зная подразумеваемого эталона и ситуации, в которой производитсясамооценка, невозможно судить о ее адекватности или ошибочности.
Таким образом, чтобысодержательно раскрыть психологию юношеского возраста, нужно, во-первых,выделить возрастные особенности в натуральном ряду развития; во-вторых,осмыслить особенности социального положения юношества как возрастной группы июности как специфической фазы социализации; в-третьих, рассмотреть, как эти дваряда процессов преломляются в психике и поведении личности.
Заключение
Мы рассмотрели важнейшиеособенности формирования и развития личности. Мы видели, что центральный психологическийпроцесс детского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личностьсоизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образомсобственного «я». Чем старше и взрослее человек, тем больше его воспитаниепревращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта,понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активнаяжизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку,формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, закоторую он несет личную ответственность.
Формирование Я–концепции человека,если взять ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленностьк наличным жизненным условиям и способность их производить. Это такжесамостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное иумение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми,деятельности.
В философии и психологиидавно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы итворчества. «Свободы не в обывательском смысле, а в смысле развитой способностипреодолевать препятствия. Казалось бы, неодолимые, в способности преодолеватьих легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать нетолько согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждыйраз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно киндивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала».
Личность есть только там,где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формированияЯ–концепции.
Принимая навязанные извнерешения, мы предаем себя. Единственная реальная опора и единственный оценщикразвития человека и формирования личности – он сам.
Список используемойлитературы
1. А. Борисов. «Роскошь человеческого общения». RISK – 184с.1998 г. АО «Академия – Центр».
2. Бернс Р.В. «Развитие Я–концепции и воспитание». – М.:Прогресс, 1986 г.
3. Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.
4. К. Холл; Г. Линдсей. «Теории личности». СПб.: Питер; 2003 г.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1999 г.
6. Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.
7. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.
Приложение
Структура Я–концепции
/>