Кредитная система и её звенья

Введение
Вероятно,любой человек не раз сталкивался с понятием «кредит». Думаю, не ошибусь,предположив, что обычно представления о нём связываются с займом средств настроительство и ремонт домов и квартир, покупку потребительских товаров. И,если рассматривать этот вопрос с обывательской точки зрения, то такиепредставления можно признать правильными. Но если посмотреть на ту же проблемус экономической точки зрения, задумавшись над тем, какую роль кредит играет вгосударстве, а не в отдельной семье, можно убедиться в том, что кроме уженазванной очевидной функции, кредит выполняет и другие. Он не толькосодействует слиянию фирм, расширению производства, но и является меройстабилизации денежного обращения, эффективно способствует покрытию дефицитагосударственного бюджета.
Следуетотметить, что в нашей республике многоуровневая кредитная система, получившаяразвитие в большинстве индустриально развитых зарубежных стран, только начинаетразвиваться. До 1987 г. кредитная система СССР включала три банка-монополиста(Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР), а также систему сберкасс.Главенствующее положение в кредитной системе занимал Госбанк СССР. Даннойструктуре кредитной системы соответствовала модель кредитования хозяйствующихсубъектов, основанная на административно-командных методах управления кредитомв условиях жестко централизованной экономики. Сегодня перед нашей республикойстоит задача завершения перехода к рыночной модели организации кредитнойсистемы. Но на этом пути встречается много препятствий и проблем, которые нужнорешить осознанно и задумываясь о последствиях и перспективах. Поэтому проблема развитиякредитной системы сегодня важна для изучения не просто с точки зренияисследования её закономерностей и трудностей, но и для поиска приемлемых решенийи путей развития. Решение этой проблемы представляет интерес для нашегогосударства.
Главнойцелью данной работы является исследовать роль кредитной системы в РеспубликеБеларусь. Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью кредитной системы врешении проблем функционирования кредитного механизма в современных условиях.
Всвоей работе я осветила понятия кредитной системы, её звеньев, выделилаособенности их функционирования и развития в нашей республике. Этому посвященапервая глава. Во второй главе я раскрыла понятие банковской системы и описаламодели её построения. В третьей главе я указала проблемы и факторы, которыепрепятствуют успешному и быстрому развитию кредитной системы в РеспубликеБеларусь, а также некоторые мнения, предложения экономистов относительновозможных путей их устранения.

1Теоретическая часть
 
1.1Структура кредитной системы в Республике Беларусь
 
1.1.1Понятие кредитной системы
Структуракредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболееполному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всейэкономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуетсясовокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формамиорганизации и подходами к осуществлению кредитных операций.
Кредитноедело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности,направленную на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств иих распределение между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии с принципамикредитования. При этом каждому этапу историко-экономического развития странысоответствуют свой тип организации кредитного дела и своя структура кредитнойсистемы.
Кредитныеоперации в экономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями.Однако основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственногооборота являются банки. Тем не менее всегда выделяют две основные подсистемыорганизации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений(институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских)учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитныхотношений формируются два основных звена кредитной системы: банковскиеучреждения, формирующие парабанкоаскую систему (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Вданном случае банковская система представлена банками и другими учреждениямибанковского типа (например, учетными домами), а парабанковская система —специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательнымиучреждениями. При этом сама кредитная система состоит из соответствующимобразом организованных звеньев управления или иерархичной структурысоставляющих ее элементов, к которым относятся центральный управляющий орган инизовые (функциональные) органы. В целях координации деятельности низовыхзвеньев центральный управляющий орган должен осуществлять надзор зафункционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитныхучреждений и ее направление в нужное русло с тем, чтобы обеспечитьбесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективностькредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допуститьнеобоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. Всоответствии с этим кредитная система характеризуется функциональной специализацией,объемом кредитных операций и количеством кредитных учреждений, а такжеколичеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствованиякредитно-финансовых услуг.
Ядрокредитной системы составляет банковская система, на которую падает основнаянагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единыморганом, координирующим деятельность банковских учреждений, являетсяцентральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессамиорганизации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики.Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансыбанковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном счете кстабилизации покупательной способности денег и процентных ставок,стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией.
Прямоеи непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функциицентральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковскимучреждениям, а также другим организациям, специализирующимся на чистобанковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка. Наостальные звенья кредитной системы центральный банк и его учреждения могутоказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в большинстве — толькоопосредованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовыхопераций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.
Вэтой связи следует заметить, что в ряду литературных источников делаются небесспорныепопытки сделать различие между понятиями «банки» и « кредитные учреждения». Вчастности, утверждается, что банки являются финансовыми институтамиуниверсального типа и обладают правом создания платежных средств ирегулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпускв оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, толькоспециализируются на отдельных финансовых операциях и лишь перераспределяют ужесуществующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банкамии кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело втом, что как первые, так и вторые выполняют значительное количество операций. Вчастности, классическими операциями коммерческих банков (балкон второго уровня)являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочныевклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды иосуществление расчётов.
Внастоящее время круг банковских операций также существенно расширяется, всебольше стирается грань между традиционно банковскими и квазибанковскимиоперациями, соответственно, стирается грань между операциями банков ипарабанков. Особенностью банков является то, что они организуют весь денежныйоборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют налично-денежныйоборот в безналичный и обратно. В принципе могут существовать банки, невыполняющие функции финансирования капитальных вложений, сберегательного дела,расчетно-кассового исполнения Госбюджета и даже кредитования. Но нельзяпредставить банки, не организующие денежный оборот. Поэтому основнымипризнаками банков являются организации и непосредственное осуществлениеденежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства. Однако в рядеслучаев банки отождествляются с кредитными организациями, что представляетсятакже весьма неточным, поскольку:
1.возможно наличие банков, которые не занимаются кредитной деятельностью, аосуществляют, например, эмиссию денег или финансирование капиталовложений набезвозвратной основе;
2.банкине могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя другие функции,например, по организации безналичного оборота, аккумуляции средств;
3.кредитованием занимаются не только банки. Так, товары в кредит продаютсяразличными организациями государственной и кооперативной торговли. Кредитуютнаселение в той или иной форме ломбарды, пункты проката. Предприятия ихозяйственные организации за счет фондов экономического стимулирования выдаютрабочим и служащим ссуды на хозяйственное обзаведение, улучшение жилищныхусловий. Кассы взаимопомощи, фонды творческих союзов выдают ссуды своим членам.Предприятия и хозяйственные организации получают от вышестоящих органовуправления временную финансовую помощь, являющуюся своеобразной формой кредита.
Кредитныеинституты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую всебя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитнойсистемой ее организационное построение предопределено особенностямиисторических и экономических условий формирования хозяйственных структур.Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковскаясистема. Однако это не препятствует построению различных по внутреннейструктуре банковских систем.[2, с.239-243].
1.1.2Характеристика небанковских кредитно-финансовых организаций (институтов)
Современныеденежно-кредитные отношения немыслимы без деятельности небанковских кредитно-финансовыхорганизаций (НКФО). Деятельность специализированных кредитно-финансовыхорганизации концентрируется в большинстве своем на обслуживания небольшогосегмента денежно-финансового рынка и, как правило, предоставлении услугспецифической клиентуре (например, ломбардных или факторинговых). Поэтому НКФОили парабанковские учреждения отличает ориентация либо на обслуживание определенныхтипов клиентуры, либо на осуществление одной-двух операций (услуг).
Наименованиенебанковской кредитно-финансовой организации должно содержать указание нахарактер деятельности этой организации посредством использования слов«небанковская кредитно-финансовая организация», а также на ееорганизационно-правовую форму.
Юридическиелица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленномпорядке, не могут использовать в своем наименовании слова «небанковскаякредитно-финансовая организация» либо иным образом указывать на то, что ониимеют право на осуществление банковской деятельности, за исключением лиц,получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковскойдеятельности. [1, гл. 14, ст. 105].
ДляНКФО характерна двойная подчиненность:
1.будучисвязанными с осуществлением кредитно-расчетных операции СКФУ вынуждены руководствоватьсясоответствующими нормативными документами центрального банка;
2.специализируясьна каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или других операциях, НКФОподпадают под регулирующие действия соответствующих ведомств.
Кспециализированным кредитно-финансовым организациям можно отнести лизинговыефирмы (компании), факторинговые фирмы (компании), ломбарды, кредитныетоварищества, общества, союзы, общества взаимного кредита, страховые общества, инвестиционныефонды (компании), пенсионные фонды, финансовые компании, расчетные(клиринговые) центры и др.
Особойразновидностью НКФО являются почтово-сберегательные учреждения, формирующиепочтово-сберегательную систему. Одним из важнейших и старейших элементов даннойсистемы являются почтово-сберегательные банки, исторически возникшие какгосударственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков.Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения аккумулируют вкладынаселения, осуществляют прием и выдачу средств. В последнее время в большинствестран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции почтово-сберегательныхучреждений, характерные для банков, все больше стираются грани междуположениями банковского законодательства и областей финансовогозаконодательства относительно предмета деятельности и видов услуг,предоставляемых различными кредитными учреждениями.
Сберегательныебанки в мировой кредитной системе занимают особое место. Они создавались вбольшинстве стран по инициативе государства или частных лиц для привлечениямелких сбережений и использования их в общих интересах (помощь государству,органам местного самоуправления), не преследуя при этом цели извлеченияприбыли. В настоящее время сберегательные банки имеют особый юридическийстатус, а их деятельность и льготы регулируются специальными нормативнымиактами, позволяющими населению брать долгосрочные кредиты на строительствожилья под низкий процент. Сберегательные банки не имеют больших доходов, а ихприбыль является незначительной. Это обусловлено тем, что главной цельюсбербанков является не получение прибыли, а оказание услуг государству и населению,причем во всех странах сберегательные кассы и сберегательные банки привлекаютзначительную долю всех вкладов населения (обычно от трети до половины).
Отнесениек НКФО ломбардов, кредитных товариществ, обществ взаимного кредита (ОВК)обусловлено рядом обстоятельств. Так, ломбарды представляют собой кредитные учреждения,выдающие ссуды под залог движимого имущества. Исторически лом барды возникликак частные предприятия ростовщического кредита. В настоящее время в зависимостиот степени участия государства и частного капитала в деятельности ломбардоввыделяются государственные ломбарды, коммунальные ломбарды, частные ломбарды,ломбарды смешанного типа (с участием частного и государственного капитала).
Ломбардыспециализируются на потребительском кредите под обеспечение в виде залога движимогоимущества, включая драгоценные металлы и камни (за исключением ценных бумаг).Ссуды выдаются в основном краткосрочные (до 3 месяцев) в размере от 50 до 80 %стоимости закладываемого имущества. Наряду с ссудами под залог практикуютсятакже операции по хранению ценностей клиентом, а также продажа заложенногоимущества на комиссионных началах.
Особенностьюорганизации кредитных операций ломбардами являются отсутствие кредитногодоговора с клиентом и отсутствие залогового обязательства. При выдаче ссуды подзалог клиент получает залоговый билет (или иной документ, удостоверяющий фактзалога и выдачи ссуды), как правило, на предъявителя и имеющий регистрационныйномер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основныеусловия сделки. По большинству кредитных сделок предусматривается льготныйсрок, по истечёнии которого заложенное имущество может быть продано.
Кредитныетоварищества, общества, а союзы — это кредитные кооперативы, организуемыеопределенными группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Кредитныесоюзы бывают двух основных типов:
1)организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальномупризнаку в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита;
2)в виде добровольных объединений самостоятельных кредитных товариществ,например, ссудосберегательных товариществ, обществ взаимного кредита,кооперативов и т.д.
Первоначальнопроцесс создания кредитных союзов носил стихийный характер, однако впоследствиибыли сформулированы основные принципы, которые утверждены Всемирным советомкредитных союзов 1994 г. Деятельность кредитных союзов основывается наследующих принципах:
1.кредитные союзы являются демократическими института ми;
2.открытость и добровольность членства, соблюдение интересов всех членовкредитного союза, которые согласны пользоваться его услугами и готовы принятьна себя соответствующие обязательства. При этом запрещается дискриминация попризнаку расы, национальности, пола, религии и политических убеждений;
3.демократичностьуправления, связанная с тем, что члены кредитных союзов пользуются равнымиправами при голосовании (один член — один голос) по делам кредитного союза,независимо от размера вкладов, сбережений или масштабов бизнеса. Руководящиеорганы кредитных союзов избираются на добровольной основе, их члены не получаютзарплаты;
4.демократичность контроля, предполагающая, что демократический контроль задеятельностью кредитных союзов осуществляется через общие и специальныесобрания, на которых заслушиваются и обсуждаются отчеты органов управления,проводятся открытые выборы членов Правления и комитетов;
5.взаимопомощь, члены кредитных союзов, помогая себе и друг другу, тем самымспособствуют росту благосостояния всего общества;
6.взаимодействие кредитных союзов, в соответствии с которым на основе традицийкооперативного движения кредитные союзы активно взаимодействуют друг с другом,с кооперативами и их объединениями местного, государственного и международногоуровня для наилучшего удовлетворения потребностей своих участников;
7.творческийподход, предполагающий обеспечение кредитными союзами эффективной финансовойпомощи своим членам, благодаря своей способности приспосабливаться к различнымусловиям и создавать новые услуги.
Кредитныесоюзы или товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своихчленов: кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса,физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев иоплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии невозвращается. Основными пассивными операциями являются привлечение вкладов иразмещение займов. Основные активные операции — ссудные, комиссионные,торгово-посреднические операции.
Разновидностьюкредитных товариществ являются общества сельскохозяйственного кредита (ОСК), учредителямикоторых являются отделения центрального, коммерческих и специализированныхбанков, правительственные структуры, физические и юридические лица. Основноенаправление деятельности — содействие и кредитно-расчетное обслуживаниесельского хозяйства, кредитование затрат на покупку инвентаря, скота, семян,удобрений, мелиоративных и иных работ и т.д. Клиентами ОСК выступаюткрестьянские хозяйства, фермеры, а также сельскохозяйственные предприятия.Основными операциями ОСК являются предоставление краткосрочных и среднесрочныхссуд и прием вкладов, а также посредническая деятельность.
Особенностив организации деятельности ОСК заключаются в существенных налоговых льготах:ОСК освобождаются от уплаты налога на прибыль, а их пайщики наделяются правомполучения налоговых скидок либо отсрочки при уплате налогов.
Обществавзаимного кредита (ОВК) представляют особый вид кредитных учреждений, близкихпо характеру деятельности к банкам, обслуживающим малый и средний бизнес. ОВКсоздаются физическими лицами или субъектами малого предпринимательства,добровольно объединившихся на основе общности финансовых интересов. Цель ОВКсостоит в оказании услуг, направленных на улучшение социально-экономическогоположения его членов для его деятельности ОВК характерно следующее:
1.ОВК является организацией, члены которой действуют в рамках определеннойструктуры и норм (правил игры);
2.ОВК является правомерной организацией, в которой участники реализуют своёконституционное право на свободу объединения и свободу выбора общественно-полезнойдеятельности путем объединения личных средств в добровольном порядке;
3.ОВКпредставляет собой организацию со статусом юридического лица;
4.ОВК представляет собой некоммерческую организацию, целью которой не являетсяполучение прибыли в результате ее деятельности к распределение полученнойприбыли между её участниками, но идея бесприбыльности ОВК не препятствуетполучению доходов для достижения финансовой устойчивости организации и ееразвития;
5.ОВКявляется потребительским кооперативом, поскольку оно представляет собойдобровольное объединение людей на основе членства, осуществляемое путемобъединения его членами денежных паевых взносов. Поэтому общаянормативно-правовая база потребительской кооперации распространяется также наОВК.
УчастникамиОВК могут выступать как физические, так и юридические лица, формирующие за счетвступительных взносов капитал общества. Процедура приема в члены ОВК имеет своиособенности, в частности, приемный комитет (комиссия) оцениваеткредитоспособность вступающего, анализирует предоставляемые вступающим гарантииили поручительства, получает и оценивает закладываемое в качестве обеспеченияимущество, определяет максимально допустимый размер открываемого ему кредита.
Привступлении каждый из членов ОВК вносит определенный кредит (например, 10—30%открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса) и обязуетсянести ответственность по своим личным долгам, а также по операциям ОВК вразмере, равном сумме открытого ему кредита.
Порешению ОВК отдельным его членами размер членского взноса может быть увеличенбез изменения суммы открытого ему кредита. При выбытии из ОВК его участникпогашает сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу кредитов),приходящуюся на участника часть убытков общества, если таковые имеются. Послеэтого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.
Посколькуглавной целью ОВК является обеспечение регулярных сбережений и предоставлениекредита своим членам, то для реализации этой цели в настоящее время разработани внедрен целый ряд конкретных сервисных моделей. Наиболее разработанными ипопулярными у населения большинства стран финансовыми услугами ОВК являются:
1.сберегательные счета, включающие в себя простой сберегательный счет (по даннымсчетам не устанавливается минимальный размер вклада, не ограничиваетсяколичество открываемых счетов и размер хранимых на счетах денежных средств, апроценты устанавливаются и пересматриваются правлением ОВК), срочныйсберегательный счет (устанавливается определенная величина вклада на конкретныйсрок и выплачивается более высокий процент по сравнению с простым сберегательнымсчетом), вклад до востребования (по нему осуществляются расчеты по чекам,векселям и пластиковым дебетовым карточкам, а ставка процента всегдазначительно ниже, чем по простому сберегательному счету), специальный счет дляотдельных групп вкладчиков с целью получения последними налоговых льгот,например, по пенсионным счетам (обычно открываются на длительный срок и по нимустанавливаются более высокие проценты);
2.кредиты,включающие в себя кредит без обеспечения или «кредит под подпись» (обычно невозобновляется, поскольку договор теряет силу после возврата кредита), кредит собеспечением (под личные гарантии, под личное имущество и под недвижимость),возобновляемый кредит (наиболее распространенным видом являются кредитныекарточки и кредитные линии), коммерческий кредит (любой кредит, взятыйзаемщиком для увеличения своего дохода).
Внастоящее время существует ряд финансовых организаций, которые напрямую невходят в состав кредитно-финансовых учреждений, но очень близки к последним. Кним относятся страховые учреждения.
Страхованиеявляется способом мобилизации средств частных лиц в дополнение к депозитному(заемному) и трастовому способам. Страховые компании собирают страховые взносы(премии) с частных лиц для того, чтобы возвратить им эти средства черезнекоторое время по наступлении определенных условий. Некоторые виды страхованияне отличаются от сберегательных банковских вкладов, другие отличаются тем, чтопринцип возвратности обеспечивается в отношении группы лиц, а не каждогоотдельного лица в этой группе.
Страховыеоперации сами по себе не приносят прибыли страховым компаниям, поскольку ониполучают от инвестирования временно находящихся в их распоряжении взносовклиентов. Фактически страховые компании прямо конкурируют на одном и том жерынке с традиционными кредитными институтами: за привлечение сбереженийнаселения (частными пенсионными фондами, траст-компаниями, инвестиционнымифондами, страховыми компаниями и др.).
Страховымкомпаниям приходится конкурировать по активным операциям, что ставит их в одинденежно-кредитный ряд. К тому же банки сами занимаются такими страховымиоперациями, как страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов ит.д. Фактически по своей сути страховыми являются и такие чисто банковскиеоперации, как индексирование коммерческих векселей, предоставление (за плату)банковских гарантий.
Финансовыекомпании образуются с целью содействия формированию и развитию рынка ценныхбумаг, мобилизации временно свободных денежных средств с целью их последующегоинвестирования и т.д. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельностьпо ценным бумагам, размещают денежные средства в ценные бумаги, проводят различногорода консультации, занимаются эмиссией ценных бумаг и т.д. Иногда онизанимаются кредитованием продажи в рассрочку потребительских товаровдлительного пользования, а также операциями с недвижимостью. Капитал финансовыхкомпаний формируется за счет взносов учредителей, различного вида доходов отсвоей деятельности.
Пенсионныефонды представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельнымипредприятиями или группой предприятий (частные пенсионные фонды) игосударственным сектором. Пенсионные фонды аккумулируют взносы наемных работниковя предпринимателей, управляют этими денежными средствами, а при выходевкладчика на пенсию выплачивают ему либо единовременную сумму, либо пожизненнуюпенсию.
Внастоящее время среди пенсионных фондов наибольшее распространение получили:
1.фондыс фиксированным пособием, когда в соответствии с договором о пенсионномстраховании размер регулярно выплачиваемой пенсии устанавливается заранее;
2.фондыс фиксированным взносом, когда договор определяет только величину регулярных взносовклиента в пенсионный фонд, а размер его пенсии определяется общей суммой его взносови величиной дохода, полученного от размещения средств пенсионного фонда;
3.фонды долевого участия, когда наниматель вносит в фонд часть своей прибыли, апенсионный фонд инвестирует эти денежные средства и выплачивает пенсии изполученной прибыли.
Инвестиционныефонды специализируются на привлечения временно свободных денежных средствмелких я средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг ипоследующим размещением этих денежных средств в ценные бумаги другихюридических лиц с целью получения прибыли. Фактически инвестиционные фондывыступают финансовыми посредниками, а двойной обмен долговыми обязательствамиотличает их от других субъектов финансовых отношений (брокеров и дилеров),которые также способствуют перемещению денежных средств от кредиторов кзаемщикам, но не эмитируют собственных долговых обязательств. Инвестиционныефонды имеют жесткий режим работы, т.е. они изначально не ставят основнойзадачей своей деятельности свободу маневра мобилизованными денежными ресурсамии расширение бизнеса за счет полученной прибыли. Это объясняется рядомограничений в деятельности инвестиционных фондов, например, сосредоточениемтолько на операциях с ценными бумагами, распределение всех доходов междуакционерами и т.д.
Возникновениерасчётно-кассовых центров связано с необходимостью осуществления комплексабанковских услуг для юридических и физических лиц. Расчётно-кассовые центрыпроводят операции по открытию счетов (включая корреспондентские), осуществляют приёми зачисление на соответствующие счета денежных средств, производят различногорода платежи, дают консультации и т.д.
Ввысокоразвитых странах в настоящее время получили распространение специализированныебанковские учреждения в форме траст-компаний, траст-банков, инвестиционных идоверительных фондов.
Вотличие от акционерных банков, вышеназванные учреждения не обязаныпредоставлять властям или кому бы то ни было сведения о своей деятельности опривлекаемых средствах вкладчиков. Такие банки привлекают средства клиентов нев форме депозитов или ссуд, а на основе договора ответственного хранения, чтообеспечивает ям статус частных юристов, запрещающий по закону разглашение сведенийо делах их клиентов. Поэтому чаще всего в качестве таких траст-банков выступаютюристы, практикующие частным образом, или юридические и консультационныефинансовые компании.
Вэтих формах существуют совместные и индивидуальные и инвестиционные банки и дома,а также своеобразные кредитные учреждения как ссудо-сберегательные ассоциации,кредитные союзы, кредитные кооперативы. Особенность таких учреждений состоит втом, что они могут принимать вклады и выдавать ссуды только своим участникам,хотя часть своих резервных средств они могут помещать в рекомендованныеправительством “первоклассные ценные бумаги”, поэтому все их прибыли и убыткиавтоматически распределяются на каждого участника такого учреждения.
Сфераденежно-кредитных отношений включает в себя такие своеобразные учреждения, кактак называемые организованные рынки, включающие в себя фондовые и страховые (Ллойд)биржи, аулы (золотой, алмазный), валютные рынки, клубы банков кредитов и т.д. Постепени своей организованности и долговременности существования многие из нихмогут быть вполне приравнены к обычным финансово-кредитным организациям, а посвоей роли они не уступают крупнейшим банковским учреждениям. Поэтомусовременные кредитно-денежные отношения немыслимы без деятельностиспециализированных кредитных организаций (ссудо-сберегательные ассоциации,кредитные союзы, кредитные кооперативы и др.), а также страховых учреждений иорганизованных финансовых рынков, которые входят в состав кредитно- финансовых организаций.
1.2Банковская система и модели её построения
Банковскаясистема является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основнуюмассу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших инаиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящеевремя большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтамиуниверсального (за исключением их небольшого числа) профиля.
Темне менее, в зависимости от того, в какой мере регламентируется банковскаядеятельность, выделяются два типа организации банковского дела:
1.специализированноебанковское дело, когда существует жесткая грань между операциями банков ипарабанков, вводятся запреты и лимиты для банков по осуществлениюквазибанковских операций и не разрешается осуществление “классических” банковскихфункций СКФИ;
2.универсальное банковское дело, дающее возможность практически всем видамкредитных институтов осуществлять различные виды кредитно-финансовых услуг(возможно установление некоторых их количественных ограничений).
Встранах, где практикуется универсализация банковского дела, в большей степениразмываются границы между специализацией отдельных звеньев кредитной системы. Внастоящее время превалирует тенденция к универсализации банков, проявляющаяся встирании традиционных границ между банковскими институтами (учреждениями). Этатенденция характерна как для стран Западной Европы, так и для США и Японии, гдетрадиционно законодательство разграничивает деятельность разных по характерубанков. Устранение функциональной специализации превращает современные банки вмногофункциональные кредитные учреждения, способные предоставлять своимклиентам до 200 видов услуг. При этом банки теряют свою индивидуальность, авместе с ней довериечасти клиентов. Поэтому параллельно в определенной мереидет процесс восстановления или воссоздания некоторой специализации банков.
Банковскаясистема не существует сама по себе. Она обслуживает потребности экономики исоциальной сферы, а поэтому должна быть адекватна им. В условиях экономическогороста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот, экономическийспад и низкий уровень жизни населения ограничивают потребности в банковскихуслугах. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуютплатежеспособные ссудозаёмщики, научно обоснованные инвестиционные проекты длякредитования, несовершенна законодательная база, регулирующая банковскуюдеятельность. Поэтому банковская система должна быть нацелена на использованиеинтенсивных факторов роста, когда исчерпание резервов экстенсивного ростабанковской системы обусловлено усилением дефицита денежных средств,обслуживающих экономику и являющихся ограничителем ресурсного предложения нарынке банковских услуг, а также снижением доходности банковских операций доуровня, соразмерного с другими сферами деятельности, и, следовательно,выравниванием нормы прибыли на вкладываемый капитал.[8, с.129].
Вследствиеэтого должно устанавливаться оптимальное соотношение между крупными и мелкимибанками, хотя первые, бесспорно, имеют преимущества, состоящие в наличиизначительных финансовых возможностей для инвестиций, более высокихпотенциальных возможностях обеспечения надежности через диверсификацию своейдеятельности, применении современных банковских технологий, позволяющих достичьболее высокого уровня обслуживания клиентов. Опыт функционирования банковскиххолдинговых компаний (БХК) — организаций, владеющих акциями одного илинескольких банков или компаний, представляет интерес.
ФактическиБХК представляют собой портфельные (владеют акциями и контролируют деятельностьдругих банков или компаний) и инвестиционные (осуществляют также управлениепортфелем ценных бумаг, приобретаемых банком или компанией) общества, имеющиедолю в совокупных активах приобретаемых банков или компаний. В условияхконкуренции ВХК создают возможность диверсификации портфеля — разнообразиякомпонентов своих активов, что позволяет снижать процентную ставку по кредитами повышать по депозитам, обеспечивая тем самым благоприятные условия дляпривлечения временно свободных капиталов и накоплений субъектов хозяйствованияи населения, расширять инвестиционную деятельность. В то же время длябесфилиальных коммерческих и инвестиционных банков самостоятельнаядиверсификации портфеля активов является трудноразрешимой задачей. Холдинговаяформа организации банковской деятельности позволяет банкам осуществлятьвнедрение их капитала в промышленно-производственную сферу и социальнуюинфраструктуру.
Цельмалых банков состоит не в накоплении крупных инвестиционвых ресурсов и активнойработе на финансовых и фондовых рынках, а в расчетно-кассовом обслуживании икредитовании текущей деятельности местных предприятий и организаций. У крупныхбанков интересы несколько иные: незначительные клиенты не представляют для нихинтереса. Следует заметить, что в настоящее время тенденция укрупнениякоммерческих банков характерна для многих государств. Так, в середине 90-х гг.ХХ столетия в СIIIА более 15 тысяч коммерческих банков контролировали активы насумму около 2,5 трлн. долларов США, получив 15,5 млрд. долларов прибыли. К 2000г. осталось всего 9500 коммерческих банков с активами на сумму более 5 трлн.долларов США и прибылью в 17 млрд. долларов США. [2, с.246].
Внастоящее время четкой классификации банков в индустриально развитых странах несуществует. В Англии, например, согласно одной из структурных схем БанкаАнглии, выделяются депозитные банки, учетные дома, акцептные дома, иностранныеи прочие банки. Классификация банковско-кредитных учреждений ФРГ включает всебя коммерческие банки, сберегательные банки и кредитные общества, ипотечныебанки и строительные сберегательные кассы, банки потребительского кредита,инвестиционные компании, кредитные институты с особыми задачами. В Японии всфере частного кредита выделяют городские банки, региональные банки,траст-банки, банки долгосрочного кредита, иностранные банки.
Банковскаясистема должна иметь устойчивые контакты и связи между высшим, руководящим инизовыми звеньями. Для проведения мероприятий центрального банка служат егорегиональные учреждения, а при необходимости – специально назначенные и уполномоченныецентральным банком институты. В целях повышения действенности и оперативностирегулирующих мероприятий центрального банка практикуется деление банковской и парабанковскойсистем на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты,например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, секторлизинговых компаний и т.д.
Основнаяцель подобного дробления состоит в установлении дифференцированных регулирующихпроцедур и правил в зависимости от специфики организации операций идеятельности институтов того или иного сектора. Для реализации основныхнаправлений своей политики центральный банк определяет (назначает) центральныйинститут соответствующего сектора и наделяет его полномочиями по организациирегулирующих и контрольных мероприятий. Если учреждений в секторе слишком много(например, в сектор коммерческих банков в США входят около 9,5 тысячиинститутов), то для выполнения указанных функций может быть выделено несколькопривилегированных банков, состав и число которых могут меняться по усмотрениюцентрального банка в зависимости от соподчиненности кредитных институтовсогласно банковскому законодательству и иерархической структуре кредитнойсистемы. [9, с.6].
Экономическаятеория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковскойсистемы — одноуровневую и двухуровневую. Одноуровневая банковская системапредполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализациюопераций банков и их функций.
Врамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включаяцентральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняяаналогичные функции по кредитно расчетному обслуживанию клиентов. Подобныйпринцип построения характерен в основном как для стран со слабо развитыми экономическимиструктурами, так и для стран с тоталитарными или командно-административнымирежимами управления. Так, после кредитной реформы 1930—1932 гг. Госбанк СССРстал фактически монополистом банковского дела страны в качестве единого центракраткосрочного и долгосрочного кредитования, эмиссионного, расчетного икассового центра народного хозяйства.
Вусловиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитномурегулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся кжестким ограничениям операций с наличностью и централизованномуперераспределению через банковскую систему безналичных денежных средствпредприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудногофонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых несуществует, поскольку все кредитно финансовые операции концентрируютсяпрактически в одном банке с единым центром управления.
ВСССР длительное время преобладал одноуровневый принцип построения банковскойсистемы с характерной для подобного типа организации кредитного делаконцентрацией кредитных операций в едином центре (Государственном банке СССР иего учреждениях) и в нескольких государственных спецбанках, осуществлявших поего поручению отдельные виды операций, например, в Промстройбанке СССР иВнешторгбанке СССР. При этом Госбанк СССР осуществлял краткосрочноекредитование клиентов, за Стройбанком СССР закреплялись функции по долгосрочномуобслуживанию клиентов, за Внешторгбанком — по обслуживанию внешнеэкономическойдеятельности.
Кконцу 80-х гг. ХХ столетия в результате реорганизаций банковская система СССРсостояла из шести звеньев:
1.Государственного банка СССР (Госбанк СССР);
2.Агропромышленного банка СССР (Агропромбанк СССР);
3.Промышленно-строительногобанка СССР (Промстройбанк
СССР);
4.Банкажилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
5.Банкавнешнеэкономической деятельности СССР (Внешэ-комбанк СССР);
6.Банкатрудовых сбережений и кредитования (Сберегательный банк СССР).
Однакотакая структура банковской системы себя не оправдала: она привела к увеличению численностибанковского персонала и усложнению практической работы банков. Поэтому вусловиях рыночной экономики преимущество отдается двухуровневой банковскойсистеме.
Двухуровневаябанковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень —это центральный банк, не посредственно кредитованием не занимающийся, авыполняющий функции “банка банков” и являющийся центром денежно-кредитногорегулирования. Нижний уровень банковской системы — это коммерческие банки,работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие ииспользующие кредитные ресурсы.
Коммерческиебанки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальныеосуществляют все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всехвидов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценнымибумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых формсобственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банкиосуществляют одну или несколько банковских операций.
Вотличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается напостроении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали.Взаимоотношения по вертикали – это отношения подчинения между центральнымбанком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими испециализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали– это отношенияравноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При такихотношениях происходит разделение административных и оперативных функций, связанныхс обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смыслеслова только для коммерческих и специализированных банков, а такжеправительственных структур. Для него преобладающими становятся функции “банкабанков” и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулированияи контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
Банкив зависимости от специфики выполняемых ими функций подразделяются на эмиссионныеи неэмиссионные банки. Эмиссионными банками являются, как правило, центральныебанки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. В разных странахони называются народными, национальными, резервными, центральными.
Несмотряна чрезвычайное множество и разнообразие банковских учреждений, их различнуюсочетаемость в разных странах, существование двухуровневой банковской структурыпозволяет центральному банку посредством экономических методов регулироватьдеятельность банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства.Поэтому в глобальном плане регулирование банковской деятельности приводит киспользованию банковской системы как инструмента макроэкономического регулирования.Развитие здоровой межбанковской конкуренции и предотвращение кризиса доверия кбанкам рассматривается современной экономической теорией как главное условие ихэффективного функционирования.
1.3Проблемы развития кредитной системы в Республике Беларусь
1.3.1Тенденцииразвития кредитной системы Республики Беларусь
Длябольшинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневаяструктура кредитной системы, включающая:
Центральныйбанк, государственные и полугосударственные банки.
Банковскийсектор (коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные испециализированные торговые банки).
Страховойсектор (страховые компании и пенсионные фонды).
Специализированныенебанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, финансовыекомпании, благотворительные фонды, трастовые отделы коммерческих банков,ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы). [5, с. 11].
Внашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться иносит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершитьпереход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной моделиорганизации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идтипараллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Носегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным.Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы,обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготноекредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий,производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрногосектора.
Ипри этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малогобизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например,валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа.Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, ночеловек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать. [10, с.12].
СегодняЦентральный банк республики подчинен интересам бюджета, его дефицитыкредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, чтоэлементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют. К примеру,кредитная эмиссия Национального банка на 2009 год пока запланирована на 35триллионов белорусских рублей. Из них 10 триллионов будут направлены нажилищное строительство, а 25 триллионов плюс 3,5 триллионов (за счет погашенияранее выданных кредитов) – на покрытие дефицита государственного бюджета. Этисуммы, в свою очередь, разбиты на следующие статьи расходов: 11 триллионов – настроительство жилья; 5,5 триллионов – на поддержку агропромышленного комплекса;2,3 триллиона – на компенсацию вкладов; оставшиеся – на другие потребности бюджета.[4, с.9].
Сегоднябелорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономикиБеларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.
Яркопроявляются и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций:
1.большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживаниеторгово-посреднических операций;
2.значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;
3.отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое право (в том числе ипотека, заклад,залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования;
4.из-за значительного риска инфляции белорусские банки продолжают вкладывать своиресурсы в валютные операции;
5.расчеты, совершаемые банками, ведутся довольно медленно.
Началасьволна банкротства коммерческих банков, наметилась тенденция их объединения.
Политикапроцентных банковских ставок по кредитам и депозитам остаётся неотрегулированной.
Большинствонебанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашейреспублике.
Всёэто свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республикинуждается в дальнейшем совершенствовании.
1.3.2Законодательство по кредитованию в Республике Беларусь и проблемы, связанные сего несовершенством
Внастоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количествомзаконов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ,решений Национального банка и иных подзаконных актов.
Важнейшимизаконами, регулирующими кредитную деятельность в республике, являются:
1.«ОНациональном банке Республики Беларусь» (от 14.12.90 г. с изменениями идополнениями);
2.«Обанках и банковской деятельности в Республике Беларусь» (от 14.12.90 г. сизменениями и дополнениями);
3.«Остраховании» (от 3.06.93 г. с изменениями и дополнениями);
4.«Озалоге» (от 24.11.93 г.);
5.«Оценных бумагах и фондовых биржах»;
6.«Обосновах внешнеэкономической деятельности»;
7.«Обюджетной системе Республики Беларусь»;
законодательныеакты Республики Беларусь по вопросам налогообложения (с изменениями идополнениями) и ряд других законов;
крометого, к законодательству общего характера можно отнести и КонституциюРеспублики Беларусь.[6, http//:www.pravo.by].
Проанализировавсуществующую законодательную базу, регулирующую кредитование в РБ, можно прийтик выводу, что многие принципы ее построения, используемые в зарубежных странах,у нас не соблюдаются или соблюдаются не полностью.
Во-первых,многие положения законодательных актов (и тем более нормативных актов)постоянно меняются. Часто некоторые из них сформулированы нечетко и трактуютсянеоднозначно. Если принять во внимание еще и тот факт, что такихзаконодательных актов имеется достаточно большое количество, то неудивительно,что довольно часто бывает трудно решить, какими актами следуетруководствоваться при решении того или иного вопроса. Кроме того, практическивсе законы имеют подзаконные акты, которые зачастую не увязываются и несогласуются между собой.
Всеуказанные законы действуют от трех лет и более. За это время они устарели и,как следствие, не отражают тенденций и не соответствуют требованиямсегодняшнего дня. То же самое можно сказать и обо всей кредитной системе вцелом. У нас до сих пор нет законов, которые регулировали бы деятельностьбанковских кредитно-финансовых учреждений. И то, что пенсионные иинвестиционные фонды и другие организации, относящиеся к этому сектору, неполучили развития в республике либо находятся в полулегальном положении, во многомобъясняется отсутствием необходимой законодательной базы.
Вреспублике нет правовой базы, необходимой для развития трастовых компаний,ссудно-сберегательных ассоциаций, благотворительных фондов, различных кредитныхсоюзов и т.д. Также отсутствуют законы, регулирующие лизинг, ипотечноекредитование, факторинговые операции.
Такимобразом, все говорит о том, что большая часть отношений, касающихся кредитнойдеятельности, в Республике Беларусь законами не регулируется. Специальное иобщее законодательство по кредитованию нуждается в значительной корректировке.[5, http//:www.economick.ru].
1.3.3Проблемы развития системы ипотечного кредитования в Республике Беларусь
Жилищноестроительство является одним из главных приоритетов в Основных направленияхсоциально-экономического развития до 2000 года в Республике Беларусь. Нодвигателем экономического роста оно сможет стать лишь при наличии достаточноустойчивого платежеспособного спроса на его продукцию. Но ни у государства, ниу граждан, нуждающихся в жилье, нет достаточных для строительства средств.
Насегодняшний день основным финансовым источником жилищного строительстваявляются льготные эмиссионные кредиты Нацбанка, направляемые населению черезАСБ «Беларусбанк» на льготных условиях. Кроме того, внедряются системыпривлечения в жилищное строительство внебюджетных источников, включая системусбережений, основанную на долгосрочных жилищных накоплениях граждан. Но этасистема имеет недостаток, который выражается в том, что она ограничивает размерпривлекаемых средств только объемами сбережений вкладчиков, заинтересованных вполучении жилищных кредитов. [7, с.129].
Втакой ситуации, по мнению заместителя начальника Управления методологиикредитных отношений и монетарного регулирования Национального банка РеспубликиБеларусь Светланы Илюкевич, задачу концентрации имеющихся ресурсов в жилищноестроительство может решить ипотечное кредитование.
Внашей республике строящееся жильё является объектом залога. Признать такоекредитование ипотечным в полном смысле нельзя, потому что в данном случае непроисходит мобилизации сбережений инвесторов на цели жилищного строительства.
Следуетотметить, что само создание ипотечных банков и специализированных агентств длянашей республики ещё ничего не решает. Вначале должны быть созданы необходимыеправовые и экономические условия для перехода к кредитованию жилья на условияхипотеки как одного из сегментов рынка капиталов, включая организацию вторичногорынка ипотечных ценных бумаг, обеспеченных ипотечными долговымиобязательствами.
Помнению Светланы Илюкевич, для внедрения ипотечного кредитования в РеспубликеБеларусь необходимо предпринять следующие меры:
1.Быстрейшее принятие закона об ипотеке.
Всилу того, что принятие этого закона затянулось, нет основы для  разработкиконкретных механизмов, способствующих развитию ипотечного кредита.
Необходиморешение проблемы обращения взыскания на заложенное имущество.
Необходиморешение вопроса залога строящихся зданий и сооружений, права на которые,включая и ипотеку, сегодня никто не уполномочен регистрировать.
Необходимосоздание в республике правовой основы закладных и формирование инфраструктурыипотечного рынка.
Необходимастабилизация экономики, причем самым важным условием является сокращениеинфляционных процессов. [3с.6-7].