Microsoft Power Point. Ход урок

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНЫХ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10-11 КЛАССАХ 1. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет” Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”.Цели урока: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести; раскрыть её художественные достоинства: значение символических образов, содержательное применение музыки, композиции; организовать деятельность учащихся по работе с текстом художественного произведения; развивать навыки анализа эпического произведения, развивать умения и навыки полемического диалога, воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности.^ Тип урока: комбинированный, проблемный, с элементами интерактивных технологий.Оборудование: портрет А.И.Куприна, повесть „Гранатовый браслет”, презентация по теме урока, созданная в режиме Microsoft Power Point.^ Ход урокаI Организация класса. Сообщение темы и задач урока. Формулирование проблемыНа доске: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно! И я рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!»А.М.Горький.Проблемное задание классу – в конце урока сказать, чем можно объяснить такую оценку повести А.М.Горьким.П Мотивация учебной деятельностиУчитель: на прошлом уроке мы познакомились с содержанием повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» ^ Я вас любил: любовь ещё, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем. ^ Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим Вы узнали эти стихи А.С.Пушкина? Созвучны ли они повести А.И.Куприна?^ Ответы учащихся.Учитель: Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, можно назвать и певцом возвышенной любви. Он подарил нам несколько произведений, объединённых этой темой. Одно из них – повесть «Гранатовый браслет». О каких событиях рассказывается в повести?^ Ученик: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель влюбился в красивую молодую женщину знатного происхождения и т.д.)Учитель: могла ли быть такая любовь в действительности? Или история «Гранатового браслета» чистый вымысел?Ученик: в основу этой повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских, о чём Куприн в 1910 году напишет своему другу Ф.Д.Батюшкову: «Это – помнишь? Печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова…»Учитель: силою громадного и мощного таланта А.И.Куприна банальный эпизод был превращён в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества – поэты, романисты, музыканты, художники»III. Работа над темой урокаУчитель: сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все эти события, явления, отдельные предметы и вещи, и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает повесть уже 100 лет и не перестаёт восхищаться и плакать. Давайте попробуем проанализировать произведение и постичь принципы художественного воплощения темы любви. Для это мы поработаем в 3-х группах, и каждая рассмотрит свой спектр вопросов.^ 1) Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова. В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: «В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести. Символичен образ княгини Веры. Писатель описывает её как независимую, холодную и спокойную красавицу. Ещё очень впечатляет эпизод, где Вера срезает цветы к праздничному столу. Вот она появляется на фоне цветов. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры. Союз «зато» противопоставляет их левкоям и розам, «цветущим не так пышно», «холодно» и «высокомерно». Слово «остальные» в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда – уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, они познали любовь и радость материнства, осень для них – не только пора умирания, но и начало будущей жизни. «Человеческие мотивы» в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. Здесь же мы читаем: «Вера пошла … в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…» Эти определения связывают Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них – создаётся впечатление, что она одна из них. Следующим символом можно назвать гранатовый браслет – он и дал название повести. Вера Николаевна получает его в день именин 17 сентября от неизвестного ей молодого человека. (Зачитывают описание гранатового браслета): «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранат-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрическоё лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера.).^ Вопрос учителя: чем был гранатовый браслет для Желткова? (семейная реликвия). А как отозвался о нём Николай Николаевич? (поповская безделушка). Символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги – два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков – браслет – вещь, замкнутую в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. К символам можно отнести и несчастливое число: 13 гостей, и розу (розы удостаиваются только два человека в повести – генерал Аносов и Желтков, последний – посмертно). И подарок сестры -старинный молитвенник, и музыку, и, безусловно, часть молитвы «Отче Наш». Возникают и такие могучие символы, как Пушкин и Наполеон! Ещё один образ ненавязчиво неуловимо присутствует – князь Мышкин. ^ 2) Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны. Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным. Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он. Настоящая любовь в понимании Куприна – величайшая очищающая сила, преображающая каждого героя. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.^ 3) В чём своеобразие композиции повести «Гранатовый браслет»? Композиция – это построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов изображения, приёмов, создание художественного целого в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции относятся: эпиграфы, посвящения, вставные эпизоды, письма, песни, прологи, эпилоги, части, главы, все художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры. Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л.Бетховена, а заканчивается – описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это- композиция обрамления или кольцевая. Значительное место занимает экспозиция – пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв. Из всех гостей выделяется генерал Аносов- друг отца Веры и Анны. Человек мудрый. Особенностью композиционного решения этой повести являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал и не потому, что он растратил казённые деньги. А потому, что Вера попросила его «закончить эту историю». Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова – гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события. Николай Николаевич, брат Веры и её супруг, Василий Львович решили разыскать Желткова и возвратить ему его подарок. Они на следующий день были уже в доме Желткова. Кульминация повести- визит к Желткову мужа и брата Веры. Подробное описание интерьера помогает нам определить характер Желткова («Чёрная лестница пахла мышами…). Диалог даёт возможность проследить, что в начале сцены Желтков подавлен, растерян. Его атакует Булат-Тугановский. Но вот Николай Николаевич заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы Желтков не замечает Николая Николаевича, а глупая угроза вызывает у него смех. Теперь он обращается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит 2-я сон. Бетховена). ^ Общая полемика.. Коллективно-поисковая деятельность учащихся – И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь – великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете? – Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы? – Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни -от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)IV Формулирование результатов решения проблемы Учитель: так что же имел в виду А.М.Горький, когда произнёс слова, которые мы прочли в начале урока?^ Ученик: повесть имеет общечеловеческий характер. Она поднимает проблемы, которые буду вечно волновать человечество.Учитель: а какова идея повести? («Да святится Имя Твое!»)V Подведение итогов урока Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.V Оценивание ответов учащихся.VI Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем по творчеству И.А.Бунина или А.И.Куприна. К уроку внеклассного чтения прочесть новеллу С.Цвейга «Письмо незнакомки».^ Иллюстрации к уроку «Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”А.И.Куприн. ПортретВера Николаевна Шеина Кадр из фильма «Гранатовый браслет». В роли Веры – Ариадна ШенгелаяЖелтков. Иллюстрация А.Куписевича к повести А.Куприна «Гранатовый браслет»^ 2. Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль” Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.Цели урока: 1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”. 2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.^ Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.^ Эпиграфы к уроку: „Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль…”(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).«… в жизни всегда есть место подвигам».(А.М.Горький «Старуха Изергиль»)..Ход урокаI Организация класса. Постановка проблемы Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее: Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?II Рассказ учителя Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный. Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения: 1. Культ необыкновенной личности; 2. Романтический портрет; 3. Романтический сюжет; 4. Романтический пейзаж; 5. Романтическая стилистика.III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы 1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).^ 2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? ( Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры. З-х частная композиция позволила автору установить связь между легендами и реальной действительностью. Повесть Изергиль о собственной судьбе, поставленная в центр, служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью.).^ 3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, жесток).^ 4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).^ 5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).IV Поиск аргументов для решения проблемы в тексте 1. Сопоставление героев Данко и Ларры: а) портрет; б) отношение к людям; в) понимание гордости; г) поведение в момент суда; д) судьба героев.V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы 1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы) 2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону). 3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»). 4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными). 5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей. 6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.VІ Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»). Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль” А.М.ГорькийА.М.Горький и С.Г.Скиталец ^ Данко. Шкатулка Д.Бокарева по мотивам рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль” Старуха Изергиль. Иллюстрация к рассказу А.М.Горького „Старуха Изергиль”^ 3. Нравственные и философские проблемы верности долгу в поэме А.Блока „Соловьиный сад” Тема урока. Нравственные и философские проблемы верности долгу в поэме А.Блока „Соловьиный сад”.Цели урока: 1. Определить проблему. 2.Научить устанавливать причинно-следственные связи. 3. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, связанного с темой урока.Тип урока – урок формирования знаний, умений и навыков.Оборудование. Портрет А.Блока. Иллюстрации к поэме „Соловьиный сад”. ^ Эпиграф к уроку „Искусство там, где ущерб,потеря, страдание, холод…”(А.Блок.)Ход урокаІ. Организация класса. Объявление темы и задач урока.Учитель. Вы должны проанализировать поэму с точки зрения человеческого счастья, чувства долга, любви. Какая форма работы приемлема? (^ В группах). Введение в проблему. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к красоте и счастью и чувством долга. Человек рождён только для жизни, наполненной трудом и борьбой или он может счастливо жить в искусственном мире любви?В литературе о Блоке существует версия, по которой Соловьиный сад – нечто вроде дьявольского соблазна, созданного на погибель человекуІІ. Работа в группах Задание 1 группе. Найдите в тексте характеристику образа сада и раскройте его обобщённо-символический смысл. Соловьиный сад – это и образ счастья и образ манящей мечты. Это искушение, которое встречается в жизни каждого человека.В поэме сад многозначен.Задание 2 группе Как вы понимаете смысл строк: „снится жизнь другая – моя, не моя…” Герой поэмы – рабочий. Он приходит в час отлива к морю, чтобы киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень он возит на осле к железной дороге. Дорога проходит мимо тенистого прохладного сада. Перед героем возникла возможность поменять тяжёлую трудовую жизнь на другую. Он ещё не побывал в саду за высокой стеной, но уже полюбил его. В своей жалкой лачуге он мечтает о Соловьином саде, снова и снова вспоминает белое платье, тихий смех. И вот он попадает в сад, который очаровал его: с двух сторон „запели ручьи”, полилась „сладкая песнь соловья”, „нищая мечта” становится явью- герой обретает любимую и забывает свою прежнюю жизнь: „опьянённый вином золотистым”, „забыл о пути каменистом”. Задание 3 группе Почему герой бежит из Соловьиного сада? Кульминацией становится виденье „И вдруг виденье: большая дорога. И усталая поступь осла”. В 6-7 главах рассказывается о пробуждении, бегстве и стремлении героя вернуться к прежней жизни. В райский сад не доносились „жизни проклятья”, но там не было и самой жизни. Герой бежит из Соловьиного сада, возвращается на свой прежний путь, кот орый „кремнист и тяжёл”. Но, придя на берег моря, он не узнаёт ничего вокруг себя: дома нет, на его месте валяется заржавевший лом, затянутый мокрым песком, а „там, где хижина прежде была Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла”. Он опоздал и потерял своё место в жизни. Это возмездие. Но финал поэмы знаменателен. Он утверждает неисчерпаемость и многообразие реального мира и непрерывный ход времени.Задание 4 группе. В чём состоит символичность композиции? Поэма имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается на берегу моря. В ней 7 частей, повествование ведётся от 1-го лица, что придаёт произведению исповедальный характер, искренний рассказ о пережитом. Произведение построено на излюбленном приёме Блока – антитезе. Выдержаны законы жанра – вне времени и вне пространства.Кольцевая композиция показывает, что жизнь продолжается даже после того, когда герой понял, что его место труженика занято другим.ІІІ Итог урока. Формулирование результатов решения проблемыУчитель. А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: человек рождён только для жизни, наполненной трудом и борьбой или он может счастливо жить в искусственном мире любви? (Героя влечёт обратно,назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, “рокотанье моря” соловьиная песня заглушить не властна. Блок дает в поэме сцену столкновения крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути.)IV Домашнее задание Написать сочинение по поэме А.Блока «Соловьиный сад».Иллюстрация к уроку „Нравственные и философские проблемы верности долгу в поэме А.Блока „Соловьиный сад”А.Блок. Портрет Обложка книги «Соловьиный сад». 1918 г.