СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятиеи показатели качества продукции………………………….
2.Управление качеством продукции……………………………………
3. Новаястратегия в управлении качеством……………………………
4.Правовое регулирование качества продукции………………………
Заключение……………………………………………………………….
1. Понятие и показатели качества продукции
Современная рыночная экономика предъявляет принципиальноиные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном миревыживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услугопределяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередьконкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнемкачества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качествупродукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала,от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции — важнейший показатель деятельностипредприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяетвыживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса,рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых напредприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всехведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатскиепредприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренциимежду фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентированоГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины иопределения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ееПригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ееназначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется навсю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованиюресурсов.
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованныхна изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньшеплановых сроков физического износа.
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохиекоммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонтбытовой техники.
1.5. Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественныхмашин, используемых для добычи этих ресурсов.
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспортаготовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импортатехники и товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсовна осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов техническогоконтроля качества.
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальныхпредприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производственно-техническогои личного плана.
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения:
2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на устранениедефектов изготовления товаров народного потребления.
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 3. Экологические
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна,водного бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлениюнаселения.
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйстваиз-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонтгражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
С понятием качества тесно связано и понятие технического,уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основаннойна сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенствооцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством,это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются впоказателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств исоответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использованияпродукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Дляпродукции производственно-технического назначения основным показателем можетслужить производительность, показывающая, какой объем продукции может бытьвыпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услугможет быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность,а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемойпродукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре,так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных сбезопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда иединственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовыхэлектроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевоеуправление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основнойпоказатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделиясохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяютсятакие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный сроксохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодностьопределяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания,вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величинойзатрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности характеризуют эффективностьконструкторско-технологических решений для обеспечения высокойпроизводительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно спомощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональноераспределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологическойподготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенностьпродукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, атакже уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделияделятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньшеоригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и дляпотребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека сизделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических ипсихологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Этомогут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки ухолодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля увелосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация,излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания ит.д.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность,рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения истабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленностьпродукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту ипатентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определенииконкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следуетучитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенныхпатентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знакакак в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду,которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например,содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов,излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукциидля безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечиваютбезопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании,потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качествопродукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошовыполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых онопредназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно сценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономическирационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет,компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо ценыважны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собойзатраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительнымсроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторымизделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношениекачества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
К опт = Q/C∑ ,
гдеК опт — экономически оптимальное качество;
Q — качество изделия;
С ∑— затраты ш приобретение и эксплуатациюизделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку онвключает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизацииизделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самыеразнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, котораяразработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качествапродукции.
Итак, качество продукции в условиях современного производства— важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтомуему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все —от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессыпо обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в системууправления качеством.
2. Управление качеством продукции
Управление качеством — действия, осуществляемые при создании,эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения иподдержания необходимого уровня ее качества.
Универсальная схема управления качеством продукции, предложеннаяпроф. А.В. Гличевым.
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих накачество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:
• станки, машины, другое производственное оборудование;
• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическоездоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечениякачества более многочисленны. Сюда относятся:
• характер производственного процесса, его интенсивность,ритмичность, продолжительность;
• климатическое состояние окружающей среды и производственныхпомещений;
• интерьер и производственный дизайн;
• характер материальных и моральных стимулов;
• морально-психологический климат в производственномколлективе;
• формы организации информационного обслуживания и уровеньоснащенности рабочих мест;
• состояние социально-материальной среды работающих.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющихрешений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющихвоздействий на определенном объекте управления. При управлении качествомпродукции непосредственными объектами управления, как правило, являютсяпроцессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекаюткак на допроизводственной стадии, так и на производственной ипослепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции
Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставленияинформации о фактическом состоянии управляемого процесса с егохарактеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию,регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции(технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условиячертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программыуправления качеством продукции.
Основной задачей каждого предприятия (организации) являетсякачество производимой продукции и предоставляемых услуг Успешная деятельностьпредприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые
•отвечают четко определенным потребностям, сфере примененияили назначения;
• удовлетворяют требованиям потребителя;
• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
• отвечают действующему законодательству и другим требованиямобщества;
• предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам
• направлены на получение прибыли.
Управление качеством продукции должно осуществляться темно,т.е. на предприятии должна функционировать система управления качествомпродукции, представляющая собой организационную структуру, четкораспределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые дляуправления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стандартыИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качествомпродукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяетсяполитика в области качества — непосредственно система качества, включающаяобеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1).
Политика в области качества может быть сформулирована в видепринципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающегоуровень ведущих предприятий и фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителяопределенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которыхреализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции,который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11этапов (рис. 2).
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителяпродукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачиуправления качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важнаяроль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества(или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — этоформа демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих вкачестве, изменяет психологический климат на предприятии.
Принципы организации кружков качества:
• добровольность участия;
• стремление к коллективным формам поиска правильных решений,их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулированиерезультатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством иобщественными организациями на всех уровнях управления предприятием;обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствамимассовой информации, обобщение и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенныйимпульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, иколичественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать кактехнико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.
Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологическийпроцесс или часть этого процесса, остаются после работы и
11 обсуждают так называемые «узкие места»: повышениекачества, рост эффективности, снижение затрат. Онимогут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц(один раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могутпроходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.
Кружки качества распространены во всем мире. Они представляютсобой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду собществами потребителей.
3. Новая стратегия в управлении качеством
Управлению качеством продукции во всех странах уделяетсядостаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новаястратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
• обеспечение качества понимается не как техническаяфункция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематическийпроцесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответствующаяорганизационная структура предприятия;
• вопросы качества актуальны не только в рамках производственногоцикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга ипослепродажного обслуживания;
• качество должно быть ориентировано на удовлетворениетребований потребителя, а не изготовителя;
• повышение качества продукции требует применения новойтехнологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончаяавтоматизированным измерением в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение качества достигается толькозаинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четкоорганизованная система управления качеством, направленная на интересыпотребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США,Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.
1. Качество как основная стратегическая цель деятельностипризнается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачии выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качествуопределяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянныйуровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество— это постоянно меняющаяся цель.
2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать всеподразделения без исключения. Опыт показывает, что 80—90% мероприятий неконтролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяетсяповышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резкимсокращением срока создания новых изделий.
3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован наопределенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Институт Гэллапа США провел опрос около 700 фирм, работающихв промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители сталибольше внимания уделять вопросам качества: 57% из них заявили, что вопросыкачества предпочтительнее вопросов затрат и прибыли, однако 32% поставилиприбыль на первое место. Более половины предпринимателей не верят в то, чтоповышение качества — один из верных и самых надежных способов уменьшитьзатраты. Более 70% руководителей показали незнание основ экономики руководимыхими фирм, заявив, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10%валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20до 30%. Каждый шестой руководитель вообще ответил, что он понятия не имеет овеличине затрат, обеспечивающих качество продукции.
Только непониманием проблемы качества можно объяснить такиезаявления руководителей, как «управление качеством продукции означаетужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает болееактивное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собойстатистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемкимпроцессом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отделприемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукцииисключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством неимеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешноразвиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущаятребовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна изхарактерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать триосновных положения:
• качество рассматривается наравне со всеми техническиминовшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектированиевариантов изделия с наилучшими характеристиками;
• ускорение разработки изделия должно стать основнымкритерием эффективности системы разработки.
4. Правовое регулирование качества продукции
Правовое обеспечение управления качеством продукции состоитв использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объектыуправления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с цельюобеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качествомпродукции направлено на решение следующих основных задач:
• правовое регулирование отношений, складывающихся на всехуровнях управления качеством продукции;
• создание нормативно-правовой базы, обеспечивающейнадлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функцийуправления качеством продукции;
• защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовыхотношений.
Нормативно-правовая база управления качеством продукциивключает в себя различные нормативные акты и правила.
Нормативный акт как самостоятельная форма права представляетсобой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органомакт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правилаповедения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативнымиактами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общаяклассификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы иподзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ.
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон — этонормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти илинепосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаютсяуполномоченными на то органами власти и управления:
• указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределахего компетенции;
• акты {постановления и распоряжения) Правительства РФ(большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
• акты государственных региональных и местных муниципальныхорганов {представительных органов и органов администрации), которые всоответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределахданной территории — региона, области, города, района;
• ведомственные акты, — акты конкретных министерств,комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическоезначение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого,служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Устанавливая контроль качества продукции, организация обязанавыполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечениясоответствующего качества продукции. При этом качество продукции можетопределяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основестандарта, по предварительному осмотру и другими.
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталономкачества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколькоэкземпляров продукции) в сфере бизнеса — важное условие при разрешении междусторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар долженсоответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированнымв его сопроводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качества продукции— отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широкоиспользуется как в национальном, так и международном торговом обороте. Всовременных условиях метод стандартизации является основным в сфере управлениякачеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется на основемеждународных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий1.Государственная система управления качеством Российской Федерации создана сучетом международных стандартов на системы качества (МС ИСО серии 9000).
Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителюправо более активно воздействовать на качество продукции; обеспечиваютзаконодательную базу, нормативы которой предусматривают активную рольпотребителя в процессе изготовления продукции. Эти стандарты включают в себяпять основных моделей (МС ИСО серии 9000 — МС ИСО серии 9004) системы качества,в которых установлены основные требования по созданию общих программуправления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
Компетентные органы государственного управления качествомпродукции разрабатывают государственные стандарты, области их распространения,сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты являютсяобязательными правилами для производителей, так как государственнаястандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретныхпотребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандартыкасаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья иимущества потребителей, для обеспечения технической и информационнойсовместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля иединства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установленокомпетентным органом управления.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требованиягосстандартов и поддерживать на соответствующем уровне систему качествапродукции. Это предусматривается соответствующими договорами междуорганизациями, технической документацией изготовителя (исполнителя,поставщика) продукции.
Для оценки соответствия качества продукции предъявляемымтребованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандартынаучно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций,которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии сЗаконом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевыестандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующимиорганами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартовраспространяется на предприятия конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием иутверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдениетребований стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если этопредусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественныхорганизаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующиморганом государственного управления по стандартизации. Основная цель такихстандартов — распространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стандартымогут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик,исполнитель) при заключении договоров между ними соответствующего уровня, вкоторых предусматриваются условия о соответствии продукции, выполняемых работи оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требованийгосстандартов и не должны нарушать нормы и правила, предусмотренные в них.Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственнойдеятельности обязательным требованиям государственных стандартов несутутвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляетправо организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организациизачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, котораяоснована на методе соответствия продукции требованиям государственныхстандартов.
Существуют два способа подтверждения соответствии продукции иуслуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или путеммаркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.
Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующимсоответствие качества продукции требованиям госстандартов, являетсясертификация.
Маркировка любой продукции регламентируется соответствующимГосстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировкепродукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются взависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку)(производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общиетребования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность.Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной ипроизводственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствиягосударственным стандартам.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядкезнак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации,подтверждается соответствие маркированной им продукции установленнымтребованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию,выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации.Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированныеэтим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
В Российской Федерации создана комплексная система государственнойсертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемойсоответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существуетмножество знаков соответствия системы оценки качества продукции. К ним следуетотнести такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знаксоответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существуетзнак утверждения типа средств измерений.
Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продукциии маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм истандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия,который изображается символом СЕ.
Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важнымявляется обязательная маркировка продукции — «марка производственная».Производственные требования к маркировке продукции регламентируютсясоответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этомпроизводственном знаке указан изготовитель продукции. Символика маркипроизводственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на егоупаковке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информацию оборганизации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП нерегистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служитсредством усиления ответственности организаций за качество выпускаемойпродукции. Отсутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответственностьорганизации, а для ее руководителей — дисциплинарную или уголовнуюответственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
♦ Качество выпускаемой продукции на предприятии —важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширениесегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
♦ Международный опыт показывает, что работы по повышениюкачества целесообразно проводить в рамках системного управления, котороеохватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления иутилизации.
♦ Управление качеством продукции базируется на стандартизации,которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющуюпрогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национальногохозяйства, населения, обороны, экспорта.
♦ Конечная оценка качества изготовления продукцииосуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции,выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) иконтроль за состоянием последующего производства с помощью контрольныхиспытаний.
♦ Реализация нормативных актов в управлении качествомпродукции позволяет организовать эффективную систему законодательногообеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной иотечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукциистоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и юридических лицна территории РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Экономикапредприятия: Учеб. /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1998.
2.Экономика предприятия: Пер. с нем. — М.: Инфра-М., 1999.
3.Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. О И Волкова — М.: Инфра-М, 1998.
4.Экономика предприятия / Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Карлика: Учеб. пособие. —СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.
5.Экономика предприятия и отрасли промышленности. — 3-е изд. перераб. и доп. /Подред. д.э.н… проф. А.С. Пелика. —Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.