Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственныйуниверситет экономики и права
Факультет судебно-следственный
Кафедра уголовного права икриминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Уголовному праву (особенная часть)
тема:
Уголовно-правовая характеристика государственнойизмены и шпионажа
Выполнил: студент гр. ЮС-06-1
Демченко С.К.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Корягина С.А.
Иркутск, 2009

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1. Общая характеристикагосударственной измены и шпионажа
§1.1 Исторический аспект развитияуголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
§1.2 Понятие государственной измены ишпионажа
Глава 2. Уголовно-правоваяхарактеристика государственной измены и шпионажа
§2.1 Объективные признакигосударственной измены и шпионажа
§2.2 Субъективные признакигосударственной измены и шпионажа
Глава 3. Разграничение составовгосударственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Система уголовно-правовойбезопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когдавступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ). Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных вначальный период становления современной российской государственности.Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя,обретение государством и обществом стабильного развития потребовалипереосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранностигосударственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений,предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкаядискуссия, развернутая в СМИ[1],- большой общественныйрезонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников,шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органовбезопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные насистемное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. Сточки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного законасистемообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играетст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практическихпроблем, связанных прежде всего с законодательным отображением формгосударственной измены и соотношением их с ее общим понятием[2]
Как уголовноепреступление государственная измена отличается от других видов преступленийсвоей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущностимогут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета,территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, каксуверенного государства.
Необходимо отметить, чтов настоящее время проблеме преступлений против государства (государственныхпреступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений противоснов конституционного строя и безопасности государства) в монографическойлитературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям противмногих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности запреступления против основ конституционного строя и безопасности государстваостается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний,именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажетсянезначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающегоответственность за преступления против государства, в данном случае имеетважное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлениигосударственной власти принадлежит государственному аппарату и особенноверховной власти. На него возложены властные и управленческие функции пообеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересовграждан, защиту доверенного им государства и его тайн.
Развитие государства естьразвитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей ввоенную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами.[3]Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающаяшпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведкаи проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информациив наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации.Современный шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть,развёрнутая в стране противника.
Так, возникает необходимостьв рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.
Объектомисследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы спреступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
Предметом работы являетсяисследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж иизмена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах РоссийскойФедерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя ибезопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов,принципов и способов построение научных трудов.
Структура работы даетвозможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственнойизмене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанныхпринципов.
Цель работы – датьуголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи курсовой работы:разобрать историю развития государственной измены и шпионажа в России, еепонятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признакикасающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.

ГЛАВА 1. Общаяхарактеристика государственной измены и шпионажа
 
§1.1 Историческийаспект развитии уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж вРоссии
 
Защита государства,органов власти, установленной политической и экономической системы являетсяприоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления,посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннююбезопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российскойимперии до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этихзаконах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти ибезопасности государства. Предусматривались преступления против императора(посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы,членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в созданиисмуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконныхобществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений илипроизнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменническогодеяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя,вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями илимежду работодателями и работниками и др.[4]
После свержения монархиив России и создания советского социалистического государства были отмененыцарские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбус «контрреволюционной деятельностью». Это были отдельные декреты. В УК РСФСР 1922 г. Давалось общее определение контрреволюционного, т.е. государственного преступления.Контрреволюционным преступлением признавалось всякое действие, направленное насвержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянскихсоветов и существующего Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, атакже действия в направлении помощи той части международной буржуазии, котораяне признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистическойсистемы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады,шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами (ст. 57). Позднее вэто понятие были включены действия, направленные на подрыв или ослаблениесветской власти.
Его нормы полностью вошлив УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционногопреступления (ст. 58[5]). «Контрреволюционнымпризнается всякое действие, направленное к свережению, подрыву или ослаблениювласти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании КонституцииСоюза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительствСоюза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблениювнешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальныхзавоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересоввсех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когдаони направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее вСоюз ССР»[6]. Круг составовконтрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершениетеррористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, атакже проведение контрреволюционной организационной деятельности,контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряддругих). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.
25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», УК 1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», араздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» — в«Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всякихизменений были включены в УК РСФСР 1960 г. Новый закон в разделе «Особо опасные государственные преступления» ограничил круг уголовно наказуемых деяний:декриминализировал контрреволюционный саботаж (ст. 58), сузил понятие шпионажа(ст. 58), снизил тяжесть санкций во многих составах преступлений и т.д. Общееколичество статей сократилось с 18 до 10.
Наконец, новый закон недал определения особо опасного государственного преступления. Такое определениевыработано наукой. уголовного права. В условиях бывшего Союза ССР определениедавалось следующим образом:
«Особо опаснымигосударственными преступлениями признаются предусмотренные общесоюзнымуголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв илиослабление общественного строя СССР»[7] В 1984 г. Закон СССР «Об ответственности за государственные преступления» претерпел ряд изменений идополнений, обусловленных принятием Конституции СССР 1977 г. И изменившимися условиями борьбы с данной категорией преступлений.
Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 11 января 1984 г. была изменена редакция ст. 1,5,7 Закона, а также включена новая статья 13[8] “Об уголовнойответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющихслужебную тайну”. В соответствии с ним Указом Президиума Верховного СоветаРСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 76 УК. С апреля 1985 г. В России начался новый этап реформирования общественно-экономических и политическихотношений. Формируется новая доктрина обеспечения в целом национальнойбезопасности Российской Федерации. Впервые в истории России 5 марта 1992 г. Принят Закон РФ «О безопасности», который в комплексе рассматривает все виды безопасности, втом числе государственную безопасность как важную составную часть в рядудругих. Переосмысление многих фундаментальных положений о безопасностисказалось и на Законе «Об уголовной ответственности за государственныепреступления» от 25 декабря 1958 г. Назрела необходимость его реформирования набазе новой научной концепции. Реформирование Закона началось с безотлагательнойотмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности заантисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо агитации и пропаганды преступлениембыли объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.70 УК РСФСР) и к совершению преступлений против государства. Тем самым былирезко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе историческинаибольшую политико-идеологическую нагрузку[9].
Сложность ипротиворечивость понятия, системы и классификации составов государственныхпреступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового УКРФ 1996 г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционногостроя и безопасности государства.[10]
 

 
§1.2 Понятиегосударственной измены и шпионажа
 
Государственная изменапредставляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации,осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организациейили их представителями, направленную против внешней безопасности РоссийскойФедерации.[11] Под внешнейбезопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальнаяцелостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия,[12]т.е. как объект преступного посягательства, состояние защищенностигосударственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне.(Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальнойнеприкосновенности Российской Федерации). Суверенитет государства означает егонезависимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитетаявляется основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООНи других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означаетверховенство Конституции РФ[13] и принятых во исполнениеее федеральных законов.
Неприкосновенностьтерритории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся подсуверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации.Государственной является граница, закрепленная действующими международнымидоговорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорамиРоссийской Федерации с сопредельными государствами[14].
Обороноспособность — совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологическихвозможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты отнападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности[15].
Действующая редакция ст.275 УК РФ в должной мере не учитывает юридические особенности форм еесовершения. Такие формы, как шпионаж и выдача государственной тайны оказалисьнапрямую «привязанными» к сущностной характеристике измены, то есть к оказаниюпомощи внешним силам, действующим против России. Причем, ст. 275 УК РФопределяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменениянеобходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно ккаждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапесобирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридическогоокончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказаниемпомощи адресату (если это противоречие все-таки преодолимо путем толкования соссылкой на ст. 276 УК, то другие противоречия, которые следуют из буквальногоизложения ст. 275, остаются проблемными). Значительная трудность связана сиспользованием в УК законодательного термина «враждебная деятельность» этоттермин заимствован из УК РСФСР 1961 г., однако в нем он был употреблен в иномконтексте, в словосочетании «…иное оказание помощи в проведении враждебнойдеятельности в ущерб внешней безопасности»…». Это приводит к толкованиюпроведения враждебной деятельности адресатам в качестве признака состава всехформ государственной измены. В результате этого к шпионажу, совершаемомугражданами РФ, уголовным законом необоснованно предъявляются дополнительныетребования по сравнению со шпионажем со стороны иностранцев.
Но, во-первых, враждебнаядеятельность – это оценочное понятие, не раскрытое в законодательстве и,следовательно, не имеющее четких юридических признаков. Во-вторых,этимологически это понятие связано с войной или вооруженным конфликтом. Если ввоенное время, поскольку действует военный противник (враг), понятиевраждебности является очевидным, то в мирное время его трактовка порождаеттрудности[16]. Здесь следует иметьввиду и трансформацию типичной мотивации совершения государственной измены.Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены поидеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желаяослабить советскую власть. В настоящее время у изменников превалирует корыстнаямотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги –«заработной платой». В-третьих, применительно к мирному времени и в отличие отоценки деятельности физических лиц официально — юридически признаватьдеятельность иностранных государств и организации враждебной на уровненационального правоприменения представляется не совсем корректным. С учетомсистемной взаимосвязи норм УК РФ изменение ст. 275 (государственная измена)потребует незначительной корректировки и ст. 276 (шпионаж), а именно уточнениятех интересов, которым причиняет шпионская деятельность.[17]
Понятие шпионажа дано в ст. 276 УК РФ. Понятиешпионажа по сравнению с Кодексом 1960 г. не претерпело существенных изменений:в число признаков шпионажа добавлено наряду с похищением, собиранием ипередачей сведений хранение с целью передачи, а равно исключено указание навоенную тайну, поскольку сведения, составляющие военную тайну, — неотъемлемаячасть сведений, составляющих государственную тайну. Как и государственнаяизмена шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасностьгосударства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется какбы изнутри — гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ,совершают только иностранные граждане и несколько реже — лица без гражданства,т.е. шпионаж – преступление, посягающее на внешнюю безопасность Российской Федерации,не из внутри, а из вне. Как свидетельствует текст ст. 276 УК РФ шпионаж – деятельностьиностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно, как справедливо замечаетдоктор юридических наук профессор А.И. Рарог, «шпионаж – деятельность агентовиностранных спецслужб». По мнению профессора С.В. Дьякова, шпионаж совершаетсялицами, имеющими дипломатическую неприкосновенность. И хотя это позволяет имуходить от реальной уголовной ответственности, преступные действия от этого непревращаются в правомерные. Такие лица выдворяются из России за действия, несовместимые с дипломатическим статусом. Так, за действия несовместимые сдипломатическим статусом (шпионаж), был выдворен из России сотрудник посольстваЮжной Кореи Чо Сон У. Представитель же МИД РФ Валентин Моисеев, находившийся скорейцем в преступной связи, привлечен к уголовной ответственности загосударственную измену в форме шпионажа[18].
При преступномпосягательстве на государственную безопасность России к лицам, пользующимсядипломатическим иммунитетом, может быть применена необходимая оборона (ст. 37УК РФ). Ее применение не зависит от наличия дипломатического иммунитета,возраста посягающего и его психического состояния.
В Москве при проведениитайниковой операции была задержана атташе посольства США Петерсон. Призадержании у нее была обнаружена портативная радиоаппаратура. Во времяофициального разбирательства, проведенного в присутствии советника посольстваСША, контейнер, заложенный Петерсон, был вскрыт, и в нем оказались шпионскиеинструкции, миниатюрная радиоаппаратура, крупная сумма денег, два резервуара сосмертоносным ядом и специальная инструкция по его применению. В связи с тем,что на Петерсон распространялся дипломатический иммунитет, МИД заявилпосольству США решительный протест и объявил ее персоной нон-грата[19].
Так же как и изменаРодине, шпионаж ранее карался смертной казнью с конфискацией имущества, а по УКшпионаж наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж — особо тяжкое преступление.
 

 
ГЛАВА 2.Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
 
§21. Объективныепризнаки государственной измены и шпионажа
Объектомгосударственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняябезопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересовличности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненноважные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежнообеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности;государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальнаяцелостность.
Как уже было сказановыше, к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России,относятся государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ[20]).
Посягательства на внешнююбезопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловилоотнесение их к числу особо тяжких преступлений.
Обеспечениевнешней безопасности является одним из важнейших направлений деятельностисовременного государства.
Итак, непосредственнымобъектом государственной измены и шпионажа, является внешняя безопасность,которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальнойнеприкосновенности[21]. Государственная изменаи шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность итерриториальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты)внешней безопасности, например, только на обороноспособность
Объективная сторонасостава государственной измены характеризуется деянием в форме альтернативныхдействий: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощииностранному государству, иностранной организации или их представителям впроведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РоссийскойФедерации.
Последняя формаобъективной стороны государственной измены может иметь вид как действия, так ибездействия. Любое из указанных действий (актов бездействия) должно обладатьобъективным признаком угрозы причинения ущерба внешней безопасности РФ. Выдачагосударственной тайны иностранному государству или иностранной организациисостоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства илииностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущербвнешней безопасности РФ.[22] Понятие государственнойтайны определяется в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 30 июня 2003 № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-О, от 10 ноября 2002 г. № 314-О )[23] как государственнаятайна – защищаемое государством сведения в области его военной,внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерббезопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне,утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдачагосударственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведенийагенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственнуютайну.
Так например: поопределению Верховного суда РФ гражданин Калугин был признан виновным в том,что он, являясь гражданином СССР, а затем и РФ, совершил государственную изменув форме выдачи государственной тайны иностранному государству в ущерб внешнейбезопасности России. Как следует из материалов дела, в 1953 году Калугин далсобственноручное обязательство о неразглашении известных ему по службе ворганах государственной безопасности составляющих государственную тайнусведений, а в 1956 году им принята военная присяга. По сообщению Центра СВРРоссии в период нахождения в длительных служебных командировках в США (1958 — 71 гг.), осуществляя свои разведывательные функции под прикрытием журналистскойи дипломатической деятельности, Калугин проходил по оперативным и отчетнымдокументам под присвоенным ему псевдонимом. Согласно заключению экспертов вкниге, изданной в 1994 году в г. Нью-Йорке Калугиным в соавторстве самериканским журналистом Фэном Мон-тейном, под названием «The FirstDirektorate» («Первое управление»), содержались сведения,составляющие государственную тайну, в частности, об организации, средствах иметодах оперативной работы органов госбезопасности СССР. При таких данных,когда имевшиеся у Калугина таких сведений, суд обоснованно не усомнился всоавторстве Калугина при написании, а затем и издании в США упомянутой книги.Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, оценивимеющиеся доказательства в их совокупности, проверив все версии, выдвигавшиесяв защиту Калугина и отвергнув их, суд пришел к обоснованному выводу о еговиновности в государственной измене, дав содеянному им правильную юридическуюоценку. И Калугин был осужден по ст. 275 УК РФ на 15 лет лишения свободы висправительной колонии строгого режима.[24]
Шпионаж как формагосударственной измены представляет собой совершенные гражданином РФальтернативные действия в виде сбора, похищения или хранения для передачи илипередача иностранному государству, иностранной организации или ихпредставителям различных сведений (в том числе составляющих государственнуютайну), создающие угрозу причинения ущерба внешней безопасности РФ.
Отличие шпионажа,сопряженного с передачей сведений, составляющих государственную тайну, отвыдачи государственной тайны состоит в том, что при шпионаже соответствующиесведения собираются, похищаются или хранятся у лица, не наделенногополномочиями в отношении таких сведений.
Под иным оказанием помощииностранному государству, иностранной организации или их представителямпонимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны,содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущербвнешней безопасности Российской Федерации. Фактическое содержание такогосодействия может быть самым разнообразным. К ним относятся: вербовка агентовдля спецслужб зарубежных государств; подбор для иностранных агентов явочных иконспиративных квартир, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение ихнеобходимыми документами, транспортом, деньгами и т.д.[25]
Объективные признакишпионажа. Предметшпионажа – это, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, аво-вторых, при определенных условиях иные сведения, т.е. не составляющиегосударственной тайны.
Объективная сторонашпионажа характеризуется в законе как передача, а равно собирание, похищениеили хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну.[26]
Кроме того, шпионаж можетзаключаться в собирании и передаче иных сведений при определенных условиях.Передача сведений предполагает сообщение иностранному государству, иностраннойорганизации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.Способ сообщения таких сведений может быть любым (устным, письменным, потелефону, телетайпу и пр.).
Собирание — получениесведений любым (кроме похищения) способом (наблюдение, прослушивание телефонныхпереговоров, фотографирование и пр.). Похищение сведений заключается впротивоправном, безвозмездном изъятии документов, чертежей, схем, отчетов илюбых других носителей секретной информации.[27]
Хранение сведенийозначает совершение действий, связанных с нахождением этих сведений вфактическом владении виновного, и может осуществляться в любых местах — впомещении и вне его, в оборудованных тайниках и пр. Если собирание и похищениепредполагают и хранение сведений (хотя бы на непродолжительное время), тохранение возможно без собирания и похищения (например, когда лицо выступает вкачестве посредника, когда сведения оказались у него случайно).
Шпионажем являются такжепередача или собирание иных сведений, в том числе не составляющихгосударственную тайну. Общественная опасность шпионажа заключается в том, чтоиз владения государством могут уйти важнейшие сведения, составляющиегосударственную тайну. Кроме того, шпионаж как преступное деяние создаетусловия для совершения других преступлений против основ конституционного строяи безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть нарядус государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны.
Объективная сторонашпионажа, имеющего своим предметом сведения, не составляющие государственнойтайны, характеризуется только двумя действиями: собиранием или передачей этихсведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различныесведения экономического, политического, научного, технического или иного характера,не относящиеся к государственной тайне. Им могут быть и не секретные, в томчисле открытые сведения, поэтому закон не предусматривает такой формы ихполучения, как похищение, и не наказывает за их хранение. Способы собираниятаких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати илиспециальной литературы, личное восприятие, систематизирование сообщений средствмассовой информации и т.д. Собирание или передача сведений, не составляющихгосударственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличиидвух условий. Во-первых, эти действия совершаются по заданию иностраннойразведки. Во-вторых, они предназначены для использования в ущерб внешнейбезопасности Российской Федерации. Отсутствие хотя бы одного из этих условийисключает деяния как шпионажа. Шпионаж по объективной стороне отличается отвыдачи государственной тайны как формы государственной измены (ст. 275 УК) тем,что сведения, упомянутые в ст. 276 УК, при шпионаже не находятся в распоряженииили обладании виновного.
§2.2 Субъективныепризнаки государственной измены и шпионажа
Субъектом государственнойизмены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет.Соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) могут быть такжеиностранные граждане и лица без гражданства. За шпионаж, совершенныйиностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает пост. 276 УК РФ.[28]
Субъективная сторонагосударственной измены характеризуется только прямым умыслом: гражданин РФосознает характер своих действий и их направленность в ущерб внешнейбезопасности Российской Федерации и желает их совершить.
Мотивы изменническихдействий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желаниемполучить гражданство иностранного государства, стремлением уклониться отуголовной ответственности путем оставления России и т.д. Их содержание дляквалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено приназначении наказания. Примечание к ст. 275 УК предусматривает основаниеосвобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственнуюизмену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. По своей юридической природеэто основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается отуголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.
Во-первых, необходимо,чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или инымобразом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо егоразоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересамРоссийской Федерации. Это условие отсутствует, если сообщение органам властиявляется вынужденным (виновный задержан либо о его связи с иностраннойразведкой стало известно другим лицам), а также если оно сделано несвоевременно(агент, длительно действовавший при помощи изменника, успел осуществить рядшпионских, диверсионных и иных действий в ущерб внешней безопасности России).
Во-вторых,условием освобождения от уголовной ответственности за государственную изменуявляется отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственнойизмены) состава преступления. При наличии обоих указанных в примечании к ст.275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности являетсяобязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотябы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтенокак обстоятельство, смягчающее наказание.[29] Государственная изменасчитается оконченной с момента совершения действий независимо от наступившихпоследствий.
Субъектпреступления шпионажа – специальный: только иностранный гражданин или лицо без гражданства,достигшее 16 лет.
Существуетточка зрения, согласно «лица с двойным гражданством – РФ и иностранного государства…должны отвечать за шпионаж по совокупности преступлений – ст. 275 и 276 УК РФ»[30].Аналогичные действия гражданина Российской Федерации квалифицируется как государственнаяизмена в форме шпионажа либо в форме иного оказания помощи в проведениивраждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации[31].Так, шпионаж считается оконченным с момента сбора сведений, составляющихгосударственную тайну.
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер своихдействий, их направленность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации ижелает совершить эти действия. Мотивы и цели шпионажа значения не имеют иучитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, политическими,националистическими и т.д.[32] Ответственность засобирание и передачу сведений, наступает при наличии двух условий: 1) этидействия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) онипредназначены для использования в ущерб внешней безопасности России. В ч. 2 ст.62 Конституции РФ установлено, что наличие гражданства другого государства неосвобождает гражданина РФ от его обязанностей, если иное не предусмотренофедеральным законом или международным договором. Поэтому шпионаж, совершенныйлицом, являющимся одновременно гражданином России и другого государства(бипатридом), влечет ответственность за государственную измену (ст. 275).
Вопрос о субъективнойстороне преступления является дискуссионным. Все согласны с тем, что формойвины может быть только умысел, однако некоторые авторы считают, что онобязательно должен быть прямым[33], другие же — чтовозможен также и косвенный умысел[34]. Спорной является,например, ситуация, когда виновный, передавший иностранному государствусведения, составляющие государственную тайну, осознавал, что причиняет вредвнешней безопасности, но безразлично относился к такому результату, ибоединственной целью было получение вознаграждения.
государственныйизмена шпионаж уголовный правовой

 
ГЛАВА 3. Разграничениесоставов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
 
Закон относит к государственной изменешпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранномугосударству, иностранной организации или их представителям в проведениивраждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признакисовпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельногопреступления (ст. 276) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищенииили хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организацииили их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такжепередаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений дляиспользования их в ущерб внешней безопасности РФ.
Следовательно, речь идет о двух разновидностяхшпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственнаятайна или иные сведения).[35]
Первая разновидность шпионажа.Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственнуютайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся вЗаконе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с послед.изм. от 01.12.2007 г.)[36].
В соответствии со ст. 2 Закона носителямигосударственной тайны являются материальные объекты, в том числе физическиеполя, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят своеотображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений ипроцессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайнепредоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальномперечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, утверждаемой Президентом РФ.
Таким образом, признаками, на основании которыхсведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность,значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их вспециальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной закономпроцедуры.
Обязательным признаком состава является определенныйполучатель сведений — иностранное государство, иностранная организация или ихпредставители, причем имеются в виду любые зарубежные организации(государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений дляроссийских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другиестраны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) неявляются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности.Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны(ст. 283 УК РФ), похищение документов (ст. 325 УК РФ) и т.п.
Вторая разновидность шпионажа. Предметом второйразновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющиегосударственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешнейбезопасности России. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные,сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территорииРоссии (о порядке получения документов, трудоустройства и т.д.), для вербовкироссийского гражданина, обладающего государственной тайной (о его моральномоблике, вкусах, привычках), и т.д. [37]
Отличие данной разновидности шпионажа от первойзаключается еще и в том, что способами действий являются только передача илисобирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются позаданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативес дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаковшпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой видгосударственной измены — оказание иностранному государству помощи в проведениивраждебной деятельности.
Выдача государственной тайны. Второй видгосударственной измены — выдача государственной тайны. Она очень близка кшпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, чтовыдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т.д.), а пришпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительноих собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения полученытеми, кому они предназначались.
Субъектом государственной измены может быть толькогражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности поэтой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданамикоторого не являются. При шпионаже субъектом выступает только иностранныйгражданин либо лицо без гражданства, вот, в чем отличие.
Разглашениегосударственной тайны (ст. 283 УК РФ). Объективная сторона преступления заключается в разглашениисведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения сталидостоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены[38].
Способы разглашения могутбыть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов,чертежей, образцов продукции, а также путем бездействия, когда, например,материалы хранятся в условиях, при которых посторонние получили возможностьознакомиться с ними. Состав разглашения сконструирован как формальный — деяниеокончено в момент разглашения; причинения вреда интересам государства нетребуется.
В то же время необходимо,чтобы сведения стали достоянием посторонних лиц, в противном случае при наличиипрямого умысла речь может идти о покушении (например, сведения содержались вписьме, которое не дошло до адресата и не стало известно другим лицам).Умышленное разглашения указанных сведений отличается от государственной изменысодержанием и направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения причинитьущерб внешней безопасности РФ.[39]
Субъект преступленияспециальный, обладающий двумя признаками. Первый из них — лицо имеет допуск кгосударственной тайне. Порядок допуска регулируется Законом РФ «Огосударственной тайне»[40], в ст. 21 которогоговорится, что допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматриваетпринятие на себя обязательств перед государством по нераспространению сведений,составляющих государственную тайну, ознакомление с нормами об ответственностиза нарушение законодательства РФ о государственной тайне и соблюдение некоторыхдругих правил.
Второй признак субъекта — тайна была доверена или стала известна ему по службе. Это могут быть авторыдокументов, изобретений, их пользователи и т.д., а также технический персонал(курьеры, машинистки и др.), в том числе работники, которым данные сведенияпрямо не были доверены, но стали известны в связи с работой в даннойорганизации (например, из оброненного кем-то документа). Лица, не имеющиедопуска, а также все иные лица, которые ознакомились с секретными сведениямислучайно, не в связи со службой и затем разгласили их, не являются субъектамиданного состава и не подлежат ответственности по ст. 283 УК РФ. Они могутотвечать за государственную измену (ст. 275 УК РФ) при наличии ее признаков.Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК РФ,выражается в форме умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственнуютайну, и желает, чтобы ее содержание стало известно посторонним, либо безразличнок этому относится (например, громко разговаривает в публичном месте). В ст. 283УК РФ специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуютпризнаки государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общиечерты с таким способом государственной измены, как выдача государственнойтайны. Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене онипередаются представителям иностранного государства или их агентам, приразглашении -иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.)[41].Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене — общий, приразглашении — специальный). Преступление окончено с момента восприятияразглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детальноговосприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общегопонимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам,не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не воспринятыпосторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемыесведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты,сильного опьянения и т.п.[42]
Субъективная сторонаразглашения сведений характеризуется и умышленной формой вины, неосторожностью.При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий,связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемыесведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительномразговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительствеспециального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомойдевушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивныхпараметрах режимного объекта, желая показать свою солидность и осведомленность.Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характерсвоих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну,могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведенийпосторонними людьми. Мотивами совершения разглашения чаще всего выступаетбахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность,компетентность, важность и значимость своей персоны. В основе мотивации могутбыть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку ввыполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Исходя из всех выше изложенных определений и исторических аспектов, относящихся к теме данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Относительно правового регулирования и значимости данного состава преступления для законодателя, основываясь на литературе, использованной при рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления как государственная измена и шпионаж достаточно полно урегулирован в законодательстве Российской Федерации, при том, что место, уделяемое рассмотрению данной проблемы в научной и учебной литературе сравнительно не велико.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, здесь нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности России. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РФ в отличие от УК РСФСР расширен список, составляющий объективную сторону данного преступления.
Итак, исходя из Уголовного законодательства шпионаж понимается в широком и узком смысле, при первом это общее понятие как государственная измена в субъект которого входит только гражданин РФ ст. 275 УК, и узкий смысл это как отдельный вид преступления закрепленная в отдельной статье, отличие составит лишь то что субъектом шпионажа выступает иностранный гражданин. Но не смотря на все это многие авторы различных литератур определяют эти два понятия как тождественные. История шпионажа начинает своё развитие ещё в древности.
Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков, и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением, и искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
Нормативно-правовыеакты:
1. Консультант плюс:Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 21.01.2009 № 7,21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445,“Парламентская газета”, N 4, 23-29.01.2009.(с учетом поправок от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Уголовный Кодекс РоссийскойФедерации; от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 13.02.2009г. № 20-ФЗ)
3. Федеральный закон от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.06.1996, N 23,ст. 2750, (с изм. и доп. от 23.07.2008 г. № 160 ФЗ.)
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» // «Российская газета», 21.09.1993, № 182. (с изм. и доп.от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ).
5. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1.«О государственной границе РФ» // Российская газета. 04 мая 1993. №84. (с изм. и доп. от 30.12.2008 г.)
6. СУ. 1649. 1934. № 30.
Судебная практика
7. Консультант плюс: ОпределениеВерховного Суда РФ от 17.09.2002 № 5-О02-144 // (Документ опубликован не был)
Специальнаялитература:
8. Анашкин Г.З. Ответственность заизмену Родине и шпионаж. – М.: 1964. – 360 .
9. Беляев А.Е., Воронцов В.М. Уголовнаяответственность за призывы, образующие преступления против государства. М.,1991; Лунев В.
10. Политическая преступность //Государство и право. 1994. № 7. С. 107- 121.
11. Дьяков С., Самойленко П. Изменения идополнения Закона “Об уголовной ответсвенности за государственные преступления”от 25 декабря 1958 г. //Социалистическая законность. 1984. — № 11. С.21.
12. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., КарпушинМ.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988. – 223 с.
13. Дьяков С.В. Государственныепреступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) игосударственная преступность. – М.: Издательство НОРМА, 1999.- 320 с.
14. Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курсроссийского уголовного права: В 2 т. Т. 2. Особенная часть. – М.: ИздательствоНОРМА, 2002. – С. 748 – 960 с.
Игнатьев А.А. Статьи 275 и 276 УК РФнуждаются в совершенствовании // Уголовное право. 2002. № 1. С. 26-32
15. Есиков С.А., Попов В.И. Историяотечественного государства и права. Методические рекомендации к изучению курса.- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. – 410 с.
16. Кузьмин Э.Л. О государственномсуверенитете в современном мире // Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права.2006. № 3. С. 25-28
17. Комментарий к уголовному кодексуРФ: постатейный., изд-7-е, перераб., доп. Отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт — Издат, 2007. – 345 с.
18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — М.: Вердикт, 1996. – 554 с.
19. Наумов А.В. Практика применения Уголовного КодексаРоссийской Федерации: коммент. судеб. практики и доктрин. толкование / А.В.Наумов; под ред. Г.М. Резника. – М.: Волтерс Клувер, 2005. — 1024 с.
20. Платонов О. Государственная измена.- М.: Алгоритм, 2005.- 280 с.
21. Петров А.Д., Маркс К.Ф. Собраниесочинений: В. 10 т. Т. 7. / Гл. ред. Смирнов А, Д., — М.: Политика 1985. – 420с.
22. Румянцев О.Г. Основыконституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции //Советское государство и право. 1993. № 10. С. 8.
23. Рябчук В.Н. Государственная изменаи шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. – Спб.: Велби,2007. – 756 с.
24. Российское уголовное право: учеб.:в 2 т. Т.2. Особенная часть / Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С.Комиссаров [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И.Рарога. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 664с.
25. Российская газета: 29 июля 1998 г.
26. Российская газета: 10 июня 2008 г.
27. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф.Л.Д. Гаухмана и проф. С. В. Максимова. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-воЭксмо, 2005.- 704 с.
28. Уголовное право России. Особенная часть / Под. ред.Профессора А.И. Рарога.- М.: Эксмо, 2007. – 688 с.
29. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть:Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М.: Юристъ, 2004.- 605 c.
30. Уголовное право РоссийскойФедерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Проф. Б.В. Здравосмыслова. – Изд.2-е, перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000 – 552 с.
31. Уголовное право России. Особеннаячасть / Под. ред. А.И. Рарога. – 2-е изд., с изм. и доп.- М.: Эксмо, 2008.- 704с.
32. Уголовное право. Общая и Особеннаячасти: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. М.П. Журавлева и к. ю. н.С.И. Никулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
33. Уголовное право России. Особеннаячасть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. – М.: Юристъ, 2004. — 590 с.
34. Уголовное право России. Общая иОсобенная части: Учебник для высших учебных заведений / Под общей редакцией д.ю. н., профессора Н.Г. Кадникова. – М.: Книжный мир, 2006. – 827 с.
35. Харламов А.С., Верин В.П., ВорожцовС.А. и др. Научно-практическое пособие по применению УК РФ: В. 3 т. Т. 2. //Отв. ред. Лебедев В.М.- М.: Норма, 2005. – С. 275. 400 с.
36. Шилов М.Д., Захарченко Ю.В. Курссовременного уголовного права. – Ростов: Изд-во РГУ, 2008. – 250 с.