Словарик Акцентуация – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Анкетирование – метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса. Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или
идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д). Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Воображение – построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцирование образов, которые не программируют.
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека.
Задатки – врожденные психофизиологические особенности организма, являющиеся индивидуальной предпосылкой процесса формирования способностей, которые осваиваются и развиваются только в условиях соответствующего обучения и тренировки. Зачет – проверочное собеседование преподавателя со студентом, выясняющее степень познаний студента в каком-либо предмету. Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Индивидуальность – особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Интроверт – человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Консультация – форма дополнительной помощи преподавателя учащимся в усвоении предмета. Корреляция – взаимосвязь между переменными, не предполагающая причинной зависимости. Лабораторные занятия – один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней
специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний. Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким
уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Метод – способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний; в узком смысле – регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. Мотив – предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, причина, лежащая в
основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мышление – процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Направленность личности – система устойчиво характеризующих человека побуждений. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Обучение – целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые
обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование
в деятельности или возвращение в сферу сознания. Педагогика – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая технология – научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическое взаимодействие – преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка; непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Практические занятия – самостоятельная работа учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе, которая имеет целью углубление и закрепление теоретических знаний.
Принцип детерминизма в психологии – признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Принцип единства сознания и деятельности – принцип, в соответствии с которым психику следует понимать не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека в предмет психологического исследования.
Принцип развития – необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило онто- и социогенеза. Психика – функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т. п.). Психические процессы – отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Психические свойства личности – понятие, указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Психические состояния – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно
статического момента (в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности). Рациональное познание – познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Сангвиник – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся
высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений. Семинарские занятия – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Сознание – высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной
личности и обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения. Специальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают его предрасположенность и будущую успешность в отдельных видах деятельности. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Талант – выдающиеся врождённые способности. Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тип высшей нервной деятельности – совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое
отражение во всех функциях организма. Урок – систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Факультативные занятия – необязательные учебные курсы или предметы, изучаемые студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Флегматик – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента,
характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Характер – подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций). Холерик – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью,
сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Чувственное познание – один из уровней познавательного процесса, основными формами которого являются ощущение, восприятие и представление. Экзамен – проверочное испытание по какому-либо учебному предмету. Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности, отличающийся от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экстраверт – человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Эмоциональная сфера – одна из сфер проявления темперамента, выражающаяся
в виде разнообразных эмоций.