60 лет. По дороге в будущее

ББК 74.85 М 40Под общей редакцией члена-корреспондента РАН А.В. ТоркуноваРедакционная коллегия А.А. Ахтамзян, А.В. Мальгин, А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Л. Чечевишников (составитель)МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.; ил.ISBN 5-7853-0439-2Юбилейное издание посвящено прошлому и настоящему Московского государственного института международных отношений (университета). Книга содержит исторический очерк, знакомит с факультетами и институтами МГИМО, рассказывает о научных школах, сложившихся в университете. Для широкого круга читателей. Интернет-версия публикации содержит незначительные исправления.ББК 74.58ISBN 5-7853-0439-2© Текст, иллюстрации. МГИМО (У) МИД России, 2004© Оформление. ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004^ 60 ЛЕТ. ПО ДОРОГЕ В БУДУЩЕЕ… В ваших руках юбилейное издание. Эта книга уникальна. Во-первых, потому, что другого такого учебного заведения в России нет. Во-вторых, потому, что ничего подобного мы раньше не выпускали. Сначала этому мешала традиция некоей закрытости, когда самопопуляризация не поощрялась, а позднее, на 50-летний юбилей, – общая ситуация в стране, хотя именно тогда началась реализация многих наших проектов, определяющих сегодняшнее лицо университета. Надеюсь, книга окажется интересной как для самих мгимовцев, выпускников института, наших коллег и партнеров, так и для тех, кто хочет узнать о МГИМО из первых рук. Задача редакционной коллегии и авторов – деканов, заведующих кафедрами, профессоров МГИМО – состояла в том, чтобы показать весь спектр учебной, научной и общественной жизни университета, рассказать о его прошлом, дать представление об основных направлениях развития. Впервые мы постарались в систематизированном виде охарактеризовать научные школы и направления, сложившиеся в МГИМО, попытались дать оценку вкладу этих школ в развитие отечественной и мировой общественно-гуманитарной науки. Такая книга, как оказалось, нужна прежде всего нам самим. Мы действительно не осознавали, что 60 лет – это много. Это минимум три поколения ученых и преподавателей. К сведениям о первом из них, к нашему общему стыду, иногда приходилось пробираться сквозь ворох интерпретационных неточностей, ошибок в личных делах и биографиях. Столь же кропотливо мы отнеслись к библиографии трудов мгимовцев, которые по известным причинам зачастую выходили в специализированных изданиях, находились в спецхранах или ограниченном доступе. Другими словами, мы реконструировали нашу историю, ее отдельные этапы, стремясь преодолеть и собственный субъективизм, и идеологические наслоения прошлого. Вместе с тем это не воспоминания о былом, а попытка дать панорамное представление о МГИМО, который устремлен в будущее. Мы старались, чтобы книга получилась яркой (именно поэтому здесь такой большой объем фотографического материала), максимально информативной (охарактеризована структура института, упомянуты наиболее значимые научные публикации и учебники, вышедшие под грифом МГИМО) и интересной. Но мы сознательно избегали пафосности юбилейных изданий. В настоящем вступлении мне менее всего хотелось пересказывать книгу – она у вас в руках. Наверное, лучшее, что я могу предложить, это свой собственный взгляд, возможно, субъективный (а каким еще он может быть, когда ты уже более 35 лет связан с МГИМО?), на состояние и направления развития университета. Начну с самого термина «университет», который применительно к Московскому государственному институту международных отношений многим казался чужим и вряд ли нужным. И как ни странно, среди противников этой «приставки» было немало мгимовцев. Мне кажется, в своем неприятии этого определения они были не правы. Сегодня «университет» для МГИМО не только юридический статус. Это характеристика, отражающая реальное положение дел. Мы шли к нему все шесть десятилетий. Факультет международных отношений, возникший в 1943 году и просуществовавший в рамках МГУ всего один год, удивительным образом задал верное направление развитию всего МГИМО, который официально был создан в 1944-м. Можно сказать, мы прониклись духом того, «главного», Университета. Вместе с тем МГИМО был одним из первых в мире учебных центров (они стали возникать в конце Второй мировой войны и в первые послевоенные годы), где базовой специальностью являлось изучение международных отношений. Институт изначально развивался не просто как ведомственный вуз с узкоспециальной подготовкой, а давал студентам фундаментальную подготовку в области истории, обширные общекультурные знания, способствовал, если хотите, их благородному воспитанию. Здесь очевидна преемственность со старыми российскими академической и дипломатической школами. Несмотря на неоднозначные изменения в дальнейшем, эта логика сохранялась в развитии МГИМО все последующие годы. Более того, дополнительная прививка академической, прежде всего филолого-лингвистической, культуры состоялась с присоединением Московского института востоковедения, берущего свое начало от легендарного Лазаревского института, основанного в 1815 году. Более органичному сочетанию фундаментальной академической подготовки и ее практической ориентации в немалой степени способствовало объединение МГИМО в 1958 году с одним из самых современных на тот момент (по содержанию образования) вузов страны – Институтом внешней торговли. Постепенное расширение спектра специальностей и направлений подготовки студентов – международные отношения, право, экономика, журналистика, – в сочетании с появлением собственных научных школ и традиций позволило уже в 1970-е годы обрести черты «протоуниверситета». Как ни парадоксально, но ведомственная, прикладная направленность вуза в тот период сыграла свою положительную роль в деле «университезации» института. Большинство отечественных классических университетов не восприняло тогда общемировую тенденцию модернизации университетского образования, сращивания прикладных и фундаментальных знаний. А МГИМО приходилось это делать «поневоле» – стране требовались специалисты-международники, абсолютно конкурентоспособные своим западным коллегам. Их профессионализм проверялся на практике. Вместе с тем до 1990-х годов для полноценного университетского статуса МГИМО не хватало главного – политической и академической свободы. И вот она появилась. Но вместе с нею появились и небывалые в истории института проблемы экономического выживания. Именно так стоял вопрос в самом начале 1990-х годов, когда из вуза в поисках лучшей доли ушли десятки способных преподавателей. Мы тогда и помыслить не могли, что со временем МГИМО позволит себе построить плавательный бассейн или фитнес-центр мирового уровня, которые мы имеем сейчас. Параллельно с этим нам требовалось преодолеть и внутрисистемные проблемы – обновления кадров и учебного плана. Энергия и профессионализм коллектива позволили это сделать. Кроме того, в сравнении с другими вузами мы имели некоторое преимущество. Мы не только сознавали цель, к которой следует двигаться, – современный европейский университет, но, как оказалось, имели верное представление о путях ее достижения. Здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что даже в наиболее «закрытые» периоды развития страны мгимовцы имели возможность изучать зарубежный опыт. Мы видели наши сильные стороны и наши слабости в сравнении с европейским, западным образованием. Школы истории и теории международных отношений при условии их деидеологизации выглядели вполне конкурентоспособными. Несомненно, таковой была мгимовская школа международного права, основатели которой, профессора Крылов и Дурденевский, одновременно были и среди создателей всей послевоенной системы международного права. Вряд ли кто смог бы подвергнуть сомнению лингвострановедческие возможности вуза. До сих пор мы остаемся уникальнейшим учебным заведением мира по широте охвата – 52 преподаваемых иностранных языка. Вместе с тем серьезной модернизации требовали наши подходы к изучению теоретических и прикладных вопросов менеджмента, экономической теории, внутриполитических процессов, новых политических явлений на международной арене. И именно на этих направлениях мы продемонстрировали наиболее значительные темпы количественного и качественного роста за прошедшие 12–14 лет. В самостоятельную научную школу оформились социологические исследования, активизировалось научное творчество на философском направлении, утвердилось положение МГИМО как одной из ведущих российских школ в области политологии. Немало потрудились ученые экономисты и управленцы. Достаточно сказать, что подготовленный ими учебник по макроэкономике выдержал 5 изданий, а работы по менеджменту стали базовыми для вузов страны. Если первая половина 1990-х годов стала для МГИМО периодом догоняющего (по отношению к передовым западным школам) развития – во всяком случае, по ряду учебных и научных направлений, – то вторая половина 1990-х годов вплоть до настоящего времени это период модернизации и нового «поколенческого» рывка в развитии традиционных школ. МГИМО и фактически, и формально стал инициатором и разработчиком новых стандартов в области изучения международных отношений, мировой политики, регионоведения, связей с общественностью, рекламного дела. Более того, МГИМО смог возглавить процесс становления (или модернизации) соответствующих направлений в российском образовании. Спонтанное, зачастую неэффективное развитие отечественного образования преодолевалось в значительной степени путем создания Учебно-методических объединений (УМО) – государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского образования, целью которых стала координация деятельности вузов, работающих в той или иной отрасли образования, обмен опытом, разработка предложений по содержанию образовательных программ. На базе МГИМО в 1994 году были созданы УМО по таким важным специальностям, как «Международные отношения», «Регионоведение», «Связи с общественностью», «Реклама». В УМО при МГИМО входят более 100 вузов 50 субъектов Федерации, которым мы оказываем учебно-методическую помощь в подготовке специалистов-международников. Естественно, что наш университет с благодарностью воспринимает позитивный опыт наших коллег из университетов Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Томска, Владивостока, других университетских центров. Фактически эти вузы связаны в единую сеть постоянного взаимодействия. С неформальной точки зрения учебно-методические объединения служат своеобразным посредником между региональными вузами и столичным академическим сообществом, а также внешнеполитической компонентой государственной элиты. Взаимодействие с последней повышает эффективность подготовки кадров в регионах, дальнейшего подключения субъектов Федерации к международной деятельности. Вторым важнейшим инструментом взаимодействия с региональными вузами и научными центрами является Российская ассоциация международных исследований (РАМИ), которая была создана по инициативе МГИМО в декабре 1999 года. Участие в РАМИ позволило расширить внутрироссийские и международные связи региональных вузов, своевременно знакомить их с научными достижениями в области международных отношений. Таким образом, за прошедшее десятилетие МГИМО из престижного московского вуза превратился в действительно общероссийский центр науки и образования в сфере международных отношений и смежных дисциплин. Свыше 40% наших студентов – это выходцы из российской провинции, они представляют более 65 регионов страны и около 40 национальностей. Такая открытость еще один признак подлинного университета. Мне думается, это хороший ответ тем, кто считает, что своих абитуриентов мы набираем внутри Садового кольца. Начало нового века было ознаменовано «информационной революцией» в МГИМО. Мы сознательно пошли на огромные затраты и оснастили институт современными мультимедийными классами, предоставили студентам возможности бесплатного и неограниченного доступа в интернет, телевизионной конференц-связи для общения с коллегами из зарубежных вузов. От традиционных лингафонных кабинетов, использовавшихся при изучении иностранных языков, мы перешли к многофункциональным компьютерным классам, где можно не только слушать или смотреть записи на иностранном языке, но и активно работать с обучающими программами, выполнять тесты и контрольные задания. Как оказалось, деньги на компьютеризацию были потрачены вовремя – сейчас на рынке образовательных услуг появляются полноценные дистанционные образовательные программы. МГИМО и здесь внес свой вклад – нами создан ряд дистанционных курсов, среди них наибольшей популярностью пользуются разработки в области истории международных отношений, политологии, иностранных языков. С ростом информатизации современного общества в МГИМО формируются новые направления научного поиска и учебного процесса, такие как математическая экономика, информационные системы. Содержательные изменения, которые происходили и происходят в университете, привели к расширению и усложнению его организационной структуры. В 1990-е годы появились новые, поначалу непривычные для нас структуры – институты, что само по себе дает дополнительный повод подчеркнуть университетский характер МГИМО. К числу таких институтов относятся Международный институт управления, Институт европейского права, Институт внешнеэкономических связей и Международный институт энергетической политики. Последний носит «распределенный» характер: студенты на первых трех курсах обучаются в рамках традиционных факультетов, а специализацию получают уже в МИЭП. Институты МГИМО и административно, и содержательно включены в общую «ткань» университетской жизни. МГИМО обогатился и двумя новыми факультетами, которые сейчас уже можно отнести к «классическим» – это Факультет международного бизнеса и делового администрирования и Факультет политологии. Даты их основания (1992 и 1999 гг.) стали своего рода символами выхода МГИМО за привычные рамки подготовки специалистов-международников. Усложнение характера международных отношений, потребности современной политики и экономики диктуют дальнейшую диверсификацию специальностей и направлений подготовки наших студентов. Вместе с тем мы сознательно идем на наполнение классическими для мгимовца-международника предметами учебных планов даже тех специальностей, которые формально могут не подпадать под категорию «международных». Изучение истории и современных международных отношений, солидная языковая подготовка, знакомство с зарубежным опытом осваиваемой специальности помогают нашим студентам и выпускникам обрести и сохранить общую идентичность, несмотря на разницу их узкопрофессиональной подготовки. Мы понимаем, что такая идентичность – залог сохранения лица университета, залог крепких уз дружбы и товарищества тридцатитысячной семьи мгимовцев. Междисциплинарность образования была заложена еще 60 лет назад. Возможно, это делалось по наитию, возможно, того требовала ситуация в ведомствах-заказчиках. Как бы то ни было, междисциплинарный подход к изучению международных отношений и их различных аспектов – сознательный курс МГИМО. Это, в свою очередь, дает возможность нашим выпускникам находить работу в различных сферах государственного управления, во внешнеполитическом ведомстве, в российском и зарубежном бизнесе, в средствах массовой информации. Шагом к усилению междисциплинарности, навстречу более глубокой специализации, стал переход МГИМО – а мы это сделали первыми из наиболее известных вузов страны – на двухступенчатую систему подготовки. Получив базовые знания в рамках бакалавриата, наши студенты могут сделать осознанный выбор дальнейшей магистерской подготовки. МГИМО предлагает целый ряд двухгодичных магистерских программ: «Международные отношения» (в т.ч. франко-российская магистратура, совместная с Институтом политических наук, Париж), «Мировая экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» (международное и европейское право) и магистратура по регионоведению. В последней абитуриенты могут сделать выбор между европейской, американской или восточной специализациями. Примечательно, что около трети магистрантов – выпускники региональных вузов. При этом общее количество мест в магистратурах около 250. По традиции у нас сохраняется подготовка по программе специалиста, однако общая тенденция развития образования ведет нас к тому, чтобы полностью перейти на двухступенчатую систему. В этой связи мы будем ориентироваться на открытие новых магистерских программ, которые будут более специализированными и ориентированными либо на дальнейшие научные изыскания, либо на прикладную деятельность выпускника. От этого будет зависеть и срок обучения в магистратуре – от 1 до 2 лет. Переход на двухступенчатую систему подготовки, совершенный нами в 1994 году в значительной степени благодаря интуиции, оказался весьма полезным для адаптации МГИМО к Болонскому процессу. Уже с 2003/2004 учебного года мы стали оценивать знания в системе «европейских кредитов» (параллельно с традиционной российской шкалой), ввели механизм рейтингования студентов. В настоящее время осуществляется модернизация наших учебных курсов с целью их лучшей сочетаемости с параметрами Болонского процесса. Вместе с тем хочу подчеркнуть: подключаясь к «Болонье», мы сознаем два главных момента. Во-первых, российская система образования по целому ряду направлений наиболее передовая среди европейских образовательных систем. Во вторых, МГИМО по важнейшим параметрам всегда соответствовал и соответствует критериям, предъявляемым к лучшим европейским университетам, и очевидно является одной из лучших дипломатических школ мира. Поэтому мы относимся к Болонскому процессу творчески – критикуем, подсказываем, не соглашаемся, предлагаем свое видение. В отличие от других областей интеграция России в Болонский процесс идет практически синхронно с его началом в странах Европейского Союза, и именно поэтому столь важен активный, творческий подход. Мы не сторонние наблюдатели, мы – полноправные участники, способные оказывать реальное влияние на ход и характер этого процесса. «Болонья» имеет шанс формализовать хорошо известные требования к современному образованию. Важнейшим из них является свобода творчества студента в сочетании с его высокой сознательностью и пониманием применимости получаемых знаний. Это заставляет нас менять традиционную психологию преподавателей, задумываться о новых формах преподавания. Другое важнейшее требование модернизации образования – повышение академической мобильности как студентов, так и преподавателей. Здесь в сравнении с другими вузами МГИМО также имеет определенные преимущества. У нас есть бренд – известный за рубежом, у нас есть значительное число, более 60, реально работающих соглашений о студенческих и преподавательских обменах с ведущими зарубежными университетами. У нас есть, в конце концов, «иностранный контингент» численностью порядка 800 студентов из более чем 60 стран мира, обучающихся на постоянной основе. Но это только предпосылки – полноценная интеграция в сфере образования предполагает совместные обучающие программы, регулярные курсы, читаемые иностранными профессорами, т.н. «биномы» – совместные курсы, читаемые двумя – российским и зарубежным – профессорами. То есть речь фактически идет о создании системы взаимодействия нового поколения, системы, которая не имеет полноценных аналогов и за рубежом. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны. Это отметившая свое десятилетие совместная российско-французская магистратура по международным отношениям. Это и создаваемая со Свободным университетом Берлина магистратура по политологии. Это ряд менее масштабных (например, с Университетом Бергена), но достаточно успешных образовательных программ. Поставлена задача выйти на совместные с ведущими европейскими (и не только) университетами магистерские программы по всем основным специальностям и специализациям нашего университета. Важнейшим содержательным и статусным признаком современного университета является интенсивность научных исследований. Развитие университетской науки – закономерность академической жизни России последнего десятилетия. МГИМО здесь не исключение. «Сплав науки и образования» – для нас не просто слова, мы успешно, в различных формах реализуем этот принцип. Во-первых, это привлечение к учебному процессу в МГИМО ведущих российских ученых-международников, многие из которых – выпускники института. Так, только среди директоров и заместителей директоров профильных «международных» и регионоведческих институтов РАН добрую половину составляют мгимовцы. Второе направление – формирование под эгидой МГИМО широких творческих коллективов из представителей академической и вузовской науки, аналитических структур государственной власти для работы над совместными учебниками. Наиболее свежим и ярким примером такого сотворчества стала фундаментальная работа «Современные международные отношения и мировая политика», вышедшая в издательстве «Просвещение» в 2004 году. Третье направление – конференц-активность МГИМО. Помимо многочисленных ad hoc научных и научно-практических конференций и семинаров в МГИМО сложилась традиция регулярных и широко известных научных мероприятий, таких как Горчаковские чтения, конвенты РАМИ, совместные с Французским институтом международных отношений научно-практические семинары по внешнеполитическому планированию, конференция по мировой политике с китайским Институтом международных проблем и др. Четвертое направление – собственно мгимовская наука. Ее организационные формы переживают период модернизации – весной 2004 г. был создан Научно-координационный совет по международным исследованиям, который объединил в себе несколько новых исследовательских структур, с 2000 года работает Центр постсоветских исследований. Пятое важнейшее и, вместе с тем наиболее развитое направление – это научно-издательская деятельность. Помимо издания научных трудов и монографий, печатающихся на собственной базе и в партнерских издательствах («РОССПЭН» и др.), МГИМО регулярно издает научные периодические журналы «Космополис», «Московский журнал международного права», а также является соучредителем значительного числа других периодических изданий в сфере международных исследований и права. Вместе с тем стоит признать, что еще многое можно сделать для позиционирования себя в качестве действительно международного научно-издательского центра. Наверное, пора задуматься о создании некоего периодического издания, которое несло бы в своем названии бренд «МГИМО». Представляется также, что МГИМО не полностью использует и потенциал индивидуальных исследователей, которые активно сотрудничают с российскими и зарубежными научными и аналитическими центрами и не столь часто проявляют себя собственно в МГИМО. Доказательством того, что на этом направлении у нас есть неплохие перспективы, является и стойкий интерес студенчества к научным исследованиям, который реализуется прежде всего в рамках Научного студенческого общества. Не менее чем наука для современного университета важна связь с практикой, востребованность выпускников на рынке труда. В пореформенный период МГИМО оставался одним из немногих «старых» вузов, у выпускников которых не возникало серьезных проблем с трудоустройством. Уникальным было и то обстоятельство, что фактически сохранялся «госзаказ» на тех выпускников, которые хотели бы пойти в МИД. По-прежнему МГИМО удовлетворяет большую часть потребности Министерства иностранных дел в молодых профессионалах. Ежегодно мгимовский «десант», порядка 80 человек, высаживается на Смоленской площади, а затем растекается по многочисленным российским загранучреждениям. Качество этого «десанта», при всех очевидных оговорках, высоко. Это ребята и девушки (да, в нынешнем МГИМО более 50% студентов – представительницы прекрасного пола), имеющие высокий средний балл диплома и как минимум оценку «хорошо» по двум обязательным иностранным языкам. Свою работу в МИДе многие фактически предопределяют еще до окончания школы – поступая на Курсы редких языков МГИМО, состав которых это своего рода заказ внешнеполитического ведомства на уникальных специалистов. Других студентов МИД также не оставляет без внимания – они еще в период обучения проходят ознакомительную и преддипломную практики в министерстве. Конкурентоспособность и элитность современного российского университета в значительной степени определяются способностью его выпускников адаптироваться к быстро меняющимся реалиям, к жесткой внешней среде, к динамике экономического развития. Мгимовцы этот тест сдают на «отлично» – именно поэтому столь велико их число среди успешных бизнесменов России и постсоветских государств, среди действующих политиков, журналистов. Я сознательно избегаю имен – в противном случае только топ-версия списка преуспевающих займет не одну страницу. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что расслабляться нельзя. Рынок наиболее престижных и высокооплачиваемых специальностей чрезвычайно структурированный. Ведь именно на такие вакансии стремятся наши выпускники! Требования к кандидатам становятся все более изощренными. Вот почему МГИМО идет на тесное и долгосрочное сотрудничество с бизнес-сообществом, разрабатывает стипендиальные программы, проводит ярмарки вакансий, презентацию ведущих фирм и банков, содействует стажировкам студентов у потенциальных работодателей. Серьезным аспектом подготовки студентов к практической работе в российской и зарубежной политической, экономической среде, на журналистском или дипломатическом поприще являются регулярные визиты в МГИМО глав зарубежных государств, «капитанов» международного бизнеса, «звезд» журналистики. Это дает возможность студентам почувствовать свою приближенность к «сильным мира сего», а главное, перестать воспринимать их как нечто нереальное, далекое. Общение в институтской аудитории с Клинтоном, Шираком, Мубараком, Киссинджером, Алиевым по своей значимости для становления будущего специалиста вполне может равняться тому или иному учебному курсу. Ну, а когда и учебный курс, ситуационный анализ ведут такие гранды, как Е.М. Примаков, можно полагать, что только отъявленный лентяй не постарается их усвоить. Все мы прекрасно понимаем, что, как гласит корейская пословица, «даже груда книг не заменит хорошего учителя». В МГИМО сложился высокопрофессиональный коллектив, и, к счастью, он стал регулярно пополняться молодыми учеными и педагогами. Однако при всех нюансах университетской жизни главное – это отношения по линии преподаватели – студенты. По-настоящему творческая атмосфера в вузе может быть, если туда приходят способные, высокомотивированные студенты. Поэтому МГИМО стремится максимально диверсифицировать методы набора. Помимо традиционных вступительных экзаменов мы набираем студентов среди получивших самые высокие баллы по ЕГЭ, проводим общероссийские и региональные олимпиады и конкурсы, сотрудничаем в этих целях с администрациями республик, краев и областей, с популярными изданиями, такими, например, как «Аргументы и факты». Особое место занимает в этой работе общероссийская телевизионная олимпиада «Умницы и умники», которая уже 12 лет проводится на Первом канале телевидения. Свыше 300 участников этой программы уже окончили МГИМО или являются сейчас его студентами. Завершая несколько затянувшееся вступление, я хотел бы сказать несколько слов о том, каким нам – мгимовцам, работающим в родном университете, – видится его будущее. Во-первых, мы хотели бы сохранить динамику развития, характерную для прошлого десятилетия. МГИМО должен упрочить лидерские позиции в российском общественно-гуманитарном образовании, укрепить свой международный имидж высококлассного вуза и исследовательского центра. Во-вторых, мы хотели бы перевести многие количественные изменения в качественные. В свою очередь, они потребуют содержательных и организационных реформ, направленных, в частности, на оптимизацию структуры университета, исключение ненужного дублирования функций рядом образовательных и научных подразделений. В-третьих, нам необходимо расширить и укрепить материальную базу университета. При этом мы должны понимать, что простое увеличение числа платных студентов и повышение стоимости обучения – меры практически исчерпанные. Мы должны научиться зарабатывать издательской, консультационной, научной деятельностью. МГИМО предстоит построить и оборудовать два новых учебных корпуса, общежитие, специализированный конференц-центр, модернизировать кампус. В-четвертых, МГИМО должен спокойно и с пользой для себя завершить интеграцию в Болонский процесс. Предпосылкой к этому является окончательный переход на двухступенчатую систему «бакалавр – магистр», а также открытие новых диверсифицированных магистерских программ. Важнейшей задачей остается формирование совместных, постоянно действующих учебных программ и модулей с зарубежными университетами. В-пятых, в условиях возрастания престижа государственной службы и конкуренции вузов, готовящих специалистов-международников, МГИМО следует кардинально модернизировать подготовку кадров для внешнеполитического ведомства. Современная дипломатическая школа должна стать сплавом фактических и теоретических знаний, учитывающих потребности практики и передовой международный опыт. В плане дальнейшего развития университета следует подумать и об открытии новых специальностей. В этом плане очевиден потенциал Института для открытия таких специальностей, как «социология» и «информатика». В-шестых, следует приложить максимум усилий для сплочения сообщества мгимовцев, для превращения Ассоциации выпускников МГИМО в инструмент социализации ее участников, общественного позиционирования выпускников, механизм взаимной поддержки. Ассоциация должна играть более существенную роль в проведении в жизнь планов университета, в том числе в материальной поддержке их реализации. Если мы выполним эти задачи, справимся с теми проблемами, что нам постоянно подбрасывает жизнь, то сможем и дальше уверенно шагать по нашей дороге в будущее… А сейчас я предлагаю Вам, дорогой читатель, посмотреть на тот путь, который мы уже прошли, и то, чего мы достигли.А.В. Торкунов, член-корреспондент РАН, ректор МГИМО (У) МИД России^ НАША ИСТОРИЯ Шестьдесят лет вместили в себя бесчисленное множество событий, в них участвовали десятки тысяч людей. Многое из того, что казалось значимым десятилетия назад, сегодня воспринимается иначе. И наоборот, на первый план выдвигаются обстоятельства, которым когда-то не придавалось особого значения. Например, тот факт, что наш институт произошел от главной российской alma mater – Московского университета. В 1943 году Народный комиссариат иностранных дел СССР поставил перед советским правительством вопрос о необходимости открытия в МГУ факультета международных отношений. В 1944 году факультет был преобразован в институт. Долгие годы МГИМО оставался сугубо ведомственным, во многом закрытым учебным заведением. Но шаг за шагом – открывая новые факультеты и специальности, присоединяя другие вузы – МГИМО шел к заветной высоте, к обретению университетского качества образования высокого международного уровня. Вместе с преподавателями, пришедшими из МГУ, вместе с книгами из необъятной университетской библиотеки новый вуз воспринял и университетские традиции. Именно МГУ дал институту кадры выдающихся ученых, которые заложили основы научно-педагогической школы МГИМО. Среди них Всеволод Николаевич Дурденевский, Алексей Владимирович Ефимов, Сергей Борисович Крылов, Владимир Иванович Лебедев, Филипп Иосифович Нотович, Евгений Викторович Тарле, Лев Владимирович Черепнин и многие другие. Впрочем, и сам Московский университет в октябре 1941 года был усилен включением в него ИФЛИ – Московского института истории, философии и литературы, некогда знаменитого Лицея в Сокольниках. Немало первых преподавателей МГИМО ранее работали или учились в ИФЛИ. Среди первых студентов факультета, а затем и института большинство составляли бывшие фронтовики, прошедшие через тяжелые испытания военного лихолетья. Многие были уволены из армии по ранению. Среди первых студентов и выпускников пять Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны. С 1945 года институт размещался в здании у Крымского моста. До революции в нем находилось одно из лучших учебных заведений России – Императорский лицей имени Цесаревича Николая Александровича (в тогдашнем обиходе – Катковский лицей). С фронтона здания на будущих дипломатов взирали Аристотель и Платон, первый – напоминая о необходимости мыслить в предельно широком контексте, второй – символизируя императив углубленного изучения наук. Когда в 1994 году МГИМО получил статус университета, это воспринималось не как дань модному поветрию, а как признание фактического положения дел. Покинув когда-то университетские стены, спустя полвека МГИМО уже и сам являл собой целый мир – удивительный и многообразный.^ Первые годы (1944–1954) Датой рождения Московского государственного института международных отношений является 14 октября 1944 года. В этот день заместитель председателя СНК СССР В.М. Молотов подписал Постановление «О преобразовании факультета международных отношений Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в Институт международных отношений». Директором института стал декан факультета, известный ученый-экономист Иван Дмитриевич Удальцов, который в конце 1920-х годов являлся ректором всего МГУ. Спустя несколько месяцев его сменил Николай Васильевич Степанов. Особой популярностью у студентов пользовался третий директор (1945–1949) – Георгий Павлович Францов1, известный исследователь истории религий и опытный дипломат. Он настойчиво собирал в институте выдающихся ученых. До открытия МГИМО в советской высшей школе такого профиля обучения не существовало. Поэтому учебные планы приходилось совершенствовать буквально на ходу. Г.П. Францов, понимая, что институт, имея специфические задачи, не может копировать учебные планы других высших учебных заведений, привлекал к решению этой задачи даже старшекурсников. Студенты тех лет вспоминают, что Георгий Павлович не раз в течение учебного года собирал их в своем кабинете и обсуждал проблемы учебного процесса, выбор того или иного курса лекций. Первостепенное внимание уделялось изучению иностранных языков (английского, французского, испанского и немецкого). Из специальных предметов основной акцент делался тогда на историю международных отношений и международное публичное право. В 1948 году были образованы два факультета – историко-международный и международно-правовой. В 1949 году создан экономический факультет (с 1950 года – международно-экономический). В том же году на факультете МО открыты журналистский факультатив и факультатив переводчиков-синхронистов. Первоначально было решено, что срок обучения в МГИМО составит четыре года. В 1947 году срок был продлен на один год, а учебный план расширен: введено изучение пяти новых дисциплин, в том числе курс международной информации; из числа студентов IV–V курсов образована группа журналистов-международников. В тяжелые военные и послевоенные годы студентам приходилось подрабатывать – стипендии не хватало, чтобы отоваривать карточки на продукты. З