Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

Прокурорскийнадзор за исполнением законов о несовершеннолетних
 

Содержание
 
1. Прокурорскийнадзор за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1 Сущность,задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
1.2 Прокурорскийнадзор за законностью задержания и привлечения к ответственностинесовершеннолетних
1.3 Надзорпрокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетнимпринудительных мер воспитательного воздействия
1.4 Прокурорскийнадзор за законностью деятельности специализированных учреждений,обеспечивающих исправление несовершеннолетних
1.5 Участиепрокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
1.6 Надзорпрокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях длянесовершеннолетних
1.7 Надзорпрокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних.Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Список использованныхисточников
 

1. Прокурорский надзорза исполнением законов о несовершеннолетних
 
1.1 Сущность, задачи ипредмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Необходимость особойправовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физическойи умственной незрелостью, а также вытекающей из этого потребностью в охране изаботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Правам несовершеннолетнихпосвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 10Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция оправах ребенка3. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., РеспубликаБеларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовомположении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.
Основные положения оправах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а такжев Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Крометого, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовыхотношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского,семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного иуголовного законодательства.
К конституционным правамнесовершеннолетних относятся: право па гражданство (ст. 10 Конституции), правона достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст.21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право насвободу и неприкосновенность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не можетбыть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренномзаконом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговоромсуда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться кдаче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близкихродственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личнуюжизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных ииных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища(ст. 29), свободу передвижения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31),право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободусобраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36),право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45),право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).
Закон Республики Беларусь«О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этомдополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностямиразвития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях. Действие законараспространяется на лиц моложе 18 лет.
В настоящее время, когдарешение социальных проблем по воспитанию молодежи является первоочереднойзадачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможностиправового воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения, егогражданское, трудовое и общественное становление. Важная роль в выполнении этихзадач принадлежит органам прокуратуры.
Законодательные актыРеспублики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяютразделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних,специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебномрассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и прирассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положенияи взаимоотношений в семье.
Задачи органовпрокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзоразаточным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав изаконных интересов несовершенно летних, улучшить работу по борьбе спреступностью и правонарушения ми, выявлять и укреплять причины и условия, имспособствующие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждогооступившегося подростка.
Генеральным прокуроромРеспублики Беларусь с учетом возможностей этого направления прокурорскойдеятельности 17 марта 2006 г. издан приказ № 3 «Об организации прокурорскогонадзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи». Этовызвано, во-первых, обстановкой, которая сложилась с исполнениемзаконодательства, когда все еще превалирует правовой нигилизм, что особенноотрицательно сказывается на защите интересов несовершеннолетних. Во-вторых,социально-экономической обстановкой, которая сказывается на всех сферах жизниобщества, прежде всего, отрицательно отражается на положении семей, которыезачастую не могут обеспечить нормальное воспитание и создание необходимых условийдля роста и развития детей. Все это приводит к росту беспризорности ибезнадзорности детей, упущениям в системе школьного образования, в результатечего допускаются существенные нарушения законов и интересов подрастающегопоколения. В-третьих, такое положение приводит к падению в обществе основморали и нравственности, а это сказывается на отношении к детям и на серьезныхнарушениях их прав и интересов, что, в свою очередь, ведет, наряду с ростомобщей преступности, к значительному росту преступности несовершеннолетних,причем нередко к совершению ими вместе со взрослыми, при их подстрекательстве,тяжких и опасных преступлений.
Как показывает практика,такое положение является во многом результатом того, что органы государственнойвласти и управления, те ведомства, на которые законом возложены функции поохране прав и интересов несовершеннолетних, нормальному воспитанию детей иконтроль о проведением законов в жизнь, не выполняют должным образомустановленные законом обязанности, а иногда, не имея нужных экономических ифинансовых возможностей, не ставят эти вопросы перед надлежащими инстанциямиили используют выделенные на это средства не по назначению. Как следствие,возрастает число нарушении-законности, которые по многих случаях приводят ктяжким последствиям, к преступлениям как со стороны несовершеннолетних, так и вотношении их и их интересов.
Такое положение требуетособого внимания органов прокурорского надзора, для осуществления которогоимеется достаточная правовая основа.
В органах прокуратуры длярешения поставленных задач и осуществления данного надзора созданы специальныеотделы, группы, в низовых звеньях прокуратуры назначаются работники, на которыхвозлагается осуществление надзора в этом направлении. В основном это должнабыть работа по надзору за выполнением требований законов органами идолжностными лицами, включая контролирующие органы местных администраций.Вместе с тем это работа по координации различных отраслей прокурорского надзораи правоохранительных органов, которые обязаны осуществлять контроль засоблюдением законодательства о несовершеннолетних, защите их прав.
Генеральный прокурорРеспублики Беларусь обязывает обращать внимание на эти вопросы в деятельностивсех отраслей прокурорского надзора: при надзоре за следствием и дознанием; приучастии в рассмотрении дел судами и надзоре за законностью судебныхпостановлений; при надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы ив учреждениях, исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы, иособенно в ходе проведения проверок исполнения законов о несовершеннолетних.
Генеральный прокурорРеспублики Беларусь требует постоянно совершенствовать надзор за исполнениемзаконодательства:
— о профилактикеправонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективностьмер по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторныхпреступлений;
— направленного напредупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
— направленного наобеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь,здоровье, а также на защиту от экономической и иной эксплуатации;
— по борьбе с пьянством инаркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков;
— о занятости,трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. Систематически анализироватьи проверять исполнение законодательства о труде, обучении и занятостиподростков, придавая первостепенное значение реализации программы пообеспечению их занятости. Проверять исполнение решений органов исполнительнойвласти об установлении на предприятиях квот рабочих мест длянесовершеннолетних. Усиливать надзор за исполнением законодательства центрами(бюро) занятости, а также за соблюдением законности в деятельности предприятийнегосударственных форм собственности, использующих труд подростков;
— о воспитании детей всемьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укреплениясемьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей;
— гарантирующего защитудетей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях;
— Закона РеспубликиБеларусь «О правах ребенка», подвергая тщательной проверке каждый случайусыновления (удочерения) детей, особенно иностранными гражданами. Средствамипрокурорского надзора обеспечивать надлежащую защит/ прав сирот, инвалидов,детей. оставшихся без попечения родителей, детей с особенностямипсихофизического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— Закона РеспубликиБеларусь «Об образовании», сосредоточив внимание на исполнении учебнымизаведениями и органами образования воспитательных функций, а также наобеспечении права на получение обязательного базового образования .
На органы прокуратурывозлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г.«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних».
Практика показывает, чтонаиболее распространены нарушения жилищных прав несовершеннолетних, их прав нанеприкосновенность личности, трудовых прав, прав при приеме на работу иустановлении порядка и режима рабочего времени, прав на образование.
Известны многочисленныефакты нарушения порядка продажи и обмена жилой площади, когда интересыподростков нарушаются, не выполняются требования закона о сохранении жилойплощади за детьми, которые в силу тех или иных обстоятельств воспитывались вдетских домах или в воспитательных учреждениях. При приеме подростков на работунарушаются установленные законом ограничения на продолжительность рабочего дня,ограничения к допуску на отдельные работы, нарушаются порядок и сроки выплатыпособий на детей и т.п.
Имеют местомногочисленные случаи нарушений процессуально установленного порядка прирасследовании дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Генеральная прокуратураобращает внимание на то, что прокуроры часто организуют работу в отрыве отреальных проблем, не используют имеющуюся информацию, вследствие чего не всегдареализуют предоставленные полномочия и средства прокурорского надзора. Задачипо улучшению этой работы заключаются в необходимости в полной мере использоватьвозможности контролирующих органов, других органов, которые в силу своегоположения должны заниматься охраной прав и интересов несовершеннолетних: этоорганы образования, органы опеки и попечительства, администрации городов ирайонов. Одна из главных проблем — безнадзорность несовершеннолетних.Следовательно, особого внимания требует надзор за комиссиями по деламнесовершеннолетних.
Предупреждение нарушенийзаконов в отношении несовершеннолетних положительно влияет на динамикуправонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности вприемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органовмилиции по контролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни,склонными к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющихнесовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, являющихсяорганизаторами и подстрекателями правонарушений.
На органы прокуратурывозложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по деламнесовершеннолетних, приемников-распределителей и специальныхучебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков.
Следует отметить, чтонаиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор зазаконностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей,оставшихся без родителей. Проверки, проведенные прокурорами в последние годы вдетских учреждениях, показывают, что в большинстве случаев условия содержаниядетей-сирот еще не соответствуют предъявляемым требованиям; имеют местонесоблюдение лимита численности, неудовлетворительные бытовые условия, плохоепитание и санитарное обслуживание, низкая организация досуга детей, невысокиетребования к педагогическим кадрам и т.д.
В этой сфере прокурорскийнадзор должен быть особенно строгим и взыскательным, так как кроме прокуроров,таких детей, по существу, защищать некому. Между тем некоторые прокурорыпроявляют равнодушие, бюрократизм и казенное отношение к нуждам обездоленныхдетей.
Важная роль впредупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетнихпринадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних. Надзор за законностьюрешений комиссий, деятельностью приемников-распределителей возлагается напрокуроров.
При и осуществлениинадзора прокурорам необходимо в совершенстве знать требования нормативныхправовых актов в сфере регулирования защиты прав детей и подростков, а такжеотраслевых приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора РеспубликиБеларусь:
— регулярно истребовать всоответствии с Законом о прокуратуре в пределах своей компетенции отруководителей соответствующих организаций и учреждений необходимыеинформационно-аналитические материалы, касающиеся основных направлений надзораза исполнением законодательства о несовершеннолетних, регулярно проводить иханализ и обобщение;
— использовать материалыпрокурорских проверок, обращений граждан, информацию в печати и другихсредствах массовой информации, материалы гражданских и уголовных дел; постоянноизучать методические рекомендации, положительный опыт организации работы идругих регионах республики, недостатки и просчеты своих коллег;
— с учетом сведений осостоянии дел в этой сфере, накопленного материала планировать работу понадзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Это позволитмаксимально определить задачи и правильно организовать проверку. Припланировании организации осуществления надзора следует не подменятьведомственные контролирующие органы, а сотрудничать и взаимодействовать с ними;
— при проведении проверокпрокурорам необходимо поддерживать взаимоотношения со специалистамиконтролирующих и иных органов, обеспечивать полноту и качество проводимыхпроверок, устранение выявленных нарушений, по результатам проверокреализовывать принцип гласности (выступать с информацией, докладами и др.).Прокурорам необходимо систематически анализировать состояние преступности ииных правонарушений несовершеннолетних. Совместно с государственными органами иобщественными объединениями регулярно планировать и осуществлять мероприятия, направленныена нейтрализацию причин правонарушений и условий, им способствующих. Обеспечитьдолжный прокурорский надзор за законностью в деятельности:
министерств и иныхреспубликанских органов государственного управления;
— органов местногоуправления и самоуправления по предупреждению правонарушений несовершеннолетнихи защите их прав и законных интересов. Оказывать им правовую помощь,информировать о состоянии правонарушений в подростковой среде, предлагатьконкретные меры по совершенствованию в этой сфере;
комиссий и инспекций поделам несовершеннолетних, добиваясь, чтобы комиссии в полной мере осуществляливозложенные на них координационные и контрольные функции. Обеспечить участиепрокуроров в заседаниях комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики ипри обсуждении ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальныевоспитательные учреждения. Проверять состояние законности при постановкенесовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и проведении с нимипрофилактической работы, а также при применении мер административноговоздействия;
— приемников-распределителей для несовершеннолетних, пресекая фактынеобоснованного водворения в них подростков;
— специальныхучебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
Принципиально реагироватьна выявленные нарушения законности в деятельности должностных лиц названныхорганов и учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних.
1.2 Прокурорскийнадзор за законностью задержания и привлечения к ответственностинесовершеннолетних
Из всех нарушенийзаконности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являютсяуголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностьюнесовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач.
Следователи ОВД,расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющиенадзор за законностью производства расследования, должны у читывать особенностиправовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядкапроизводства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этойкатегории.
При осуществлении надзорапо делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить изопределенных методических правил, которые сформировались на основе требованийуголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, другихзаконодательных актов, регламентирующих эти вопросы.
К ним относятся:
— надзор, особенно привозбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона оподследственности. В соответствии со ст. 181 УПК производство предварительногоследствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенныхнесовершеннолетними. Осуществляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всехслучаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступившихпоследствий и от подследственности уголовных дел производилось предварительноеследствие. В случаях если в отношении подследственного производится дознаниеили досудебная подготовка по протокольной форме, прокурор обязан дать указаниео передаче дела или материалов следователю органов внутренних дел или возбудитьдело и направить его для расследования следователю;
— соблюдение требований овозрастных границах уголовной ответственности — о том, что подлежит прекращениюуголовное дело в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста,когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатковпсихического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознатьфактический характер и общественную опасность своих действий;
— особое внимание должноуделяться наличию данных о возможности прекращения уголовного дела сприменением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершениямалозначительного или не представляющего большой общественной опасностипреступления при явной очевидности правонарушения к несовершеннолетнему могутбыть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор даетсогласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрениекомиссии по делам несовершеннолетних. Выносит постановление об отказе ввозбуждении уголовного дела;
— при осуществлениипрокурором надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного делав поле зрения прокурора должна находиться степень общественной опасностисовершенного правонарушения. В случае если уголовное дело возбуждено вотношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющеебольшой общественной опасности, и оно носит характер озорства, прокурор выноситпостановление о прекращении уголовного дела Если прокурором в ходе проверкиустановлено, что отказано в возбуждении уголовного дела по непровереннымфактам, незаконно или по надуманным поводам, прокурор обязан возбудитьуголовное дело и поручить расследование следователю органов внутренних дел илиследователю прокуратуры;
— необходимостьустановления точного возраста несовершеннолетнего, в том числе в порядке,установленном для случаев, когда не имеется соответствующих документов, — черезсудебно-медицинскую экспертизу;
— постоянный надзор засоблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты егоинтересов особенно в случаях:
а) задержания в качествеподозреваемого;
б) предъявленияобвинения;
в) решения вопроса обизбрании меры пресечения;
г) о порядке допроса, вчастности, участие педагога, законного представителя, а в необходимых случаях —специалиста-психолога.
При надзоре засоблюдением следователем, органами милиции, органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, следует указывать им на необходимостьглубокого изучения личности несовершеннолетнего, условий его жизни, воспитанияи окружения. Указанные органы должны стремиться установить организаторов,подстрекателей со стороны взрослых, которые очень часто вследствие недоработокпри расследовании уходят от ответственности, выставляя несовершеннолетнихосновными виновниками преступления.
Прокурор должен хорошознать и постоянно изучать уголовное дело, возбужденное в отношениинесовершеннолетнего, чтобы:
а) обеспечить соблюдениезаконности;
б) быть готовым принятьучастие в рассмотрении дела судом.
Закон установилобязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел опреступлениях несовершеннолетних.
При осуществлении надзораза предварительным следствием, при участии в судебных заседаниях прокурордолжен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений,условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений,предприятий, которые должны осуществлять контроль или выполнять те или иныетребования закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении нарушенийзаконов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предупреждениипреступных проявлений с их стороны.
1.3 Надзор прокурораза исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мервоспитательного воздействия
Основания и порядокприменения судом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительных мервоспитательного характера установлены ст. 440 УПК. Если по уголовному делу опреступлении, не представляющем большой общественной опасности, или о совершенномвпервые менее тяжком преступлении будет признано, что несовершеннолетний,совершивший это преступление, может быть исправлен без применения меруголовного наказания, суд вправе постановить обвинительный приговор и назначитьему принудительные меры воспитательного характера, предусмотренные ст. 117 УК.Копия приговора направляется в орган, ведающий исполнением принудительных мервоспитательного характера. Контроль за исполнением несовершеннолетнимосужденным требований, предусмотренных назначенной ему принудительной меройвоспитательного характера, возлагается по постановлению судьи на орган,ведающий исполнением принудительных мер воспитательного характера. В случаезлостного уклонения несовершеннолетнего осужденного в течение срока судимостиот исполнения принудительной меры воспитательного характера судья попредставлению органа, ведающего ее исполнением, отменяет принудительную мерувоспитательного характера и заменяет ее на более строгую, предусмотренную ч. 2ст. 117 УК.
Законом РеспубликиБеларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон от 31 мая 2003 г.) определенпорядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности,в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.
Статьей 26 указанногоЗакона предусмотрены основания и порядок подготовки материалов о помещениинесовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальныеучебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.
Осуществляя надзор заисполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мервоспитательного воздействия, прокурор следит за тем, чтобы соблюдался порядокнаправления в суд заявлений о помещении несовершеннолетних, не подлежащихуголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные илечебно-воспитательные учреждения, предусмотренный ст. 27 Закона от 31 мая 2003г.
В соответствии с Закономот 31 мая 2003 г. и в целях совершенствования деятельности инспекций по деламнесовершеннолетних органов внутренних дел Министерство внутренних делРеспублики Беларусь приняло Инструкцию по организации работы инспекций по деламнесовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную постановлением от 27октября 2003 г. № 242. Инструкцией установлены порядок деятельности инспекцийпо делам несовершеннолетних органов внутренних дел и осуществляемые имифункции.
В предупрежденииправонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органоввнутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействияинспекциям по делам несовершеннолетних в этой работе возлагается на заместителяминистра внутренних дел — начальника милиции общественной безопасности испециальной милиции, начальников главных управлений (управлений) Министерствавнутренних дел Республики Беларусь, начальников Главного управления внутреннихдел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних делобластных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте,начальников управлений (отделов) внутренних дел в районах, городах, отделоввнутренних дел на транспорте.
Контроль и надзор задеятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющихпрофилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленыст. 11 Закона от 31 мая 2003 г., в соответствии с которой государственныеорганы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностьюподведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющихпрофилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке,установленном законодательством.
Надзор за точным иединообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляютГенеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.
1.4 Прокурорскийнадзор за законностью деятельности специализированных учреждений,обеспечивающих исправление несовершеннолетних
Важным участком работыпрокурора является надзор за законностью в деятельности специальныхучебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений, детских специальныхприютов и иных учреждений, предоставляющих услуги по социальной помощи иреабилитации несовершеннолетних, а также приемников-распределителей длянесовершеннолетних.
Законом от 31 мая 2003 г.установлены специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательныеучреждения (ст. 14).
К специальнымучебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа испециальные профессионально-технические училища закрытого типа. К специальнымлечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытоготипа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психическогоразвития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения,воспитания и обучения в этих учреждениях.
В специальныеучебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещенынесовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся вособых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:
— совершили общественноопасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но недостигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либовследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненнымпсихическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер илиобщественную опасность своих деяний;
— осуждены с применениемпринудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальныеучебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
Основанием для содержаниянесовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных илилечебно-воспитательных учреждениях является решение или приговор суда.
Несовершеннолетние могутбыть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательныеучреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на двагода. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышатьмаксимального срока наказания, предусмотренного У головным кодексом РеспубликиБеларусь за совершенные ими преступления. Пребывание несовершеннолетних вспециальных учебно-воспитательных ил и лечебно-воспитательных учреждениях можетбыть досрочно прекращено не позже чем затри месяца до окончания текущегоучебного года.
В срок содержаниянесовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных илилечебно-воспитательных учреждениях засчитываются:
— срок содержания подстражей и срок домашнего ареста несовершеннолетних;
— срок нахождениянесовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.
В специальныеучебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут бытьпомещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержаниюи обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждаетсяПравительством Республики Беларусь.
Администрация специальныхучебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с ихуставами:
— обеспечиваетспециальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территорииуказанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальнуюзащищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территориюуказанных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних,содержащихся в указанных учреждениях, круглосуточный контроль занесовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;
— информирует органывнутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительстванесовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органамивнутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанныеучреждения;
— направляет в комиссиипо делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения овыпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяцдо выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации онеобходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактическойработы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
— проводит личный досмотрнесовершеннолетних, досмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем,посылок или иных почтовых сообщений, осмотр территории указанных учреждений,жилых и других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления иизъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чемсоставляется акт;
— осуществляет функции,указанные в ст. 13 Закона от 31 мая 2003 г.;
— осуществляет иныеполномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,предусмотренные законодательством;
— подготавливаетсовместно с комиссиями по делам несовершеннолетних заявления в суд по местунахождения указанных учреждений по вопросам:
— переводанесовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные илилечебно-воспитательные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья,а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;
— прекращения пребываниянесовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судомсрока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этоймеры воспитательного характера;
— продления срокапребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимостизавершения их обучения.
Примерные уставыспециального учебно-воспитательного учреждения и специальноголечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством РеспубликиБеларусь.
Для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предусмотрены специализированныеучреждения. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, относятся детские социальныеприюты и иные учреждения, предоставляющие услуги по социальной помощи иреабилитации несовершеннолетних. В специализированные учреждения длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
— оставшиеся безпопечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
— проживающие в семьях,находящихся в социально опасном положении;
— заблудившиеся илиподкинутые;
— самовольно оставившиесемью, ушедшие из детских интернатных учреждений, за исключениемнесовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных илилечебно-воспитательных учреждений;
— не имеющие местажительства;
— оказавшиеся в инойтрудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
Основаниями для помещенияв специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся всоциальной помощи и реабилитации, являются:
— личное обращениенесовершеннолетнего;
— заявление родителей,усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего с учетом мнениянесовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев,когда мнение несовершеннолетнего противоречит его интересам;
— направление органа,осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних;
— судебное постановление,постановление органа дознания, следователя, прокурора в случаях задержания,заключения под стражу или осуждения родителей, усыновителей, опекунов илипопечителей несовершеннолетнего;
— акт оперативногодежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего вспециализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойпомощи и реабилитации. Копия этого акта в течение пяти суток направляется ворган опеки и попечительства.
В специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи иреабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянииалкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лица с явнымипризнаками обострения психического заболевания.
Несовершеннолетниепомещаются в специализированные учреждения на время, необходимое для оказанияим социальной помощи или их социальной реабилитации.
Несовершеннолетние,добровольно обратившиеся в специализированные учреждения, имеют право покинутьих на основании личного заявления, если в период нахождения несовершеннолетнихв этих учреждениях не возникли иные основания для помещения их в указанныеспециализированные учреждения.
Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи иреабилитации:
— принимают участие ввыявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности ибеспризорности несовершеннолетних;
— оказывают социальную,психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям,опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации,восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстниковпо месту учебы работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетнихв семьи;
— содержатнесовершеннолетних, помещенных в эти учреждения, осуществляют их социальнуюреабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинскоеобслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательнымипрограммами, содействуют их профессиональной ориентации и получению имиспециальности;
— уведомляют родителей,усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о помещениинесовершеннолетних в указанные учреждения;
— содействуют органамопеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних,оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
— вызывают представителейдетских интернатных учреждений для возвращения им несовершеннолетних,самовольно ушедших из указанных учреждений;
— приглашают родителей,усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для возвращения имнесовершеннолетних, самовольно ушедших из дома;
— изымают в установленномпорядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предметы,запрещенные к хранению в указанных учреждениях;
— осуществляют иныеполномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,предусмотренные законодательством.
Примерный уставспециализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойпомощи и реабилитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.
В поле зрения прокурорапостоянно должны находиться вопросы законности помещения и содержаниянесовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних,своевременности уведомления прокурора об этом, соблюдения требований ст. 22Закона от 31 мая 2003 г.
Приемники-распределителидля несовершеннолетних:
— обеспечиваюткруглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителейв целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
— проводят индивидуальнуюпрофилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины иусловия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетнимиправонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этомзаинтересованные органы, учреждения и иные организации;
— доставляютнесовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательныеучреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних,содержащихся в указанных учреждениях.
Вприемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещенынесовершеннолетние:
— направляемые поприговору суда или по решению суда в специальные учебно-воспитательные илилечебно-воспитательные учреждения;
— ожидающие рассмотрениясудом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные илилечебно-воспитательные учреждения;
— самовольно ушедшие изспециальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений,безнадзорные или беспризорные — до установления их личности и передачиспециальным учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждениям либородителям, усыновителям, опекунам или попечителям;
— совершившие общественноопасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, новследствие недостижения возраста, с которого наступает уголовнаяответственность, либо отставания в умственном развитии, не связанного сболезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактическийхарактер или общественную опасность своих деяний — в случаях, если необходимообеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредитьсовершение ими повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если ихличность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживаютпостоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены общественноопасные деяния;
— совершившиеправонарушения, влекущие административную ответственность, — в случаях, если ихличность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживаютпостоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершеныправонарушения.
Основаниями для помещениянесовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являютсяприговор, решение или определение суда.
В исключительных случаяхнесовершеннолетние могут быть помещены в приемники-распределители длянесовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних делили его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течениетрех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетнихпредставляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании илиосвобождении.
Несовершеннолетние могутнаходиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени,минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, еслиих личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживаютпостоянно на территории Республики Беларусь, — не более 60 дней. Висключительных случаях это время может быть продлено па основании определениясуда на срок до 15 дней.
Во время нахождениянесовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних невходят:
— период карантина вприемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органомгосударственного управления здравоохранением или организацией здравоохранения;
— время болезнинесовершеннолетнего, которая подтверждена документом организацииздравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению всоответствующее учреждение;
— время рассмотренияжалобы или протеста прокурора «а приговор или решение суда о помещениинесовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное илилечебно-воспитательное учреждение.
 
1.5 Участие прокурорав судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
Участвуя в судебномразбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельствсовершенного преступления выясняет условия жизни и воспитаниянесовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступлениебыло совершено в состоянии опьянения или вследствие применения наркотическихвеществ, надлежит выяснить источники их поступления, когда и под влиянием когонесовершеннолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлениифактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатайство опривлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частныхопределений о применении к ним мер дисциплинарного или общественноговоздействия.
В судебном следствиивыясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступнуюдеятельность взрослым подстрекателем, который остался неразоблаченным. Погрупповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершениипреступления.
В обвинительной речипрокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла унесовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние наформирование его личности. При изложении предложений о виде и мере уголовногонаказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мереиспользовать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступления,без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере.
В отношениинесовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания — смертнуюказнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять вотношении них такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. Приопределенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочкеисполнения приговора.
Если приговор в отношениинесовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, прокурор приноситкассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор встадии кассационного производства, прокурор обязан принять обязательное участиев рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Прокурор проверяет уголовноедело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которыхобжалован или опротестован.
Если по делу будутустановлены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства,прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных,которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационнойинстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягкомнаказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принятьсоответствующее решение.

1.6 Надзор прокурораза исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних
Воспитательно-трудовыеколонии (ВТК) для несовершеннолетних хотя и входят в общую системуисправительно-трудовых учреждений, однако особенности физического состояния ипсихики этого контингента осужденных предопределяют создание в ВТК такихусловий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания,способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному ипрофессиональному обучению.
В ВТК значительно суженкомплекс правоограничений и, наоборот, значительно расширена сфера поприменению мер поощрений. Указанные обстоятельства вызывают необходимостьстрогого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением законовв ВТК для несовершеннолетних.
Мерывоспитательно-профилактического воздействия должны учитывать личностныеособенности осужденных, степень деформации их образа жизни, наличие жизненныхпланов и нравственных ценностей, чего на практике нередко не происходит. В этойсвязи значительную роль играет прокурорский надзор за исполнением наказания вотношении несовершеннолетних осужденных.
От прокуроров,осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующегозаконодательства, регулирующего деятельность таких колоний, но и основпедагогики и психологии данной категории осужденных.
Надзор в колониях длянесовершеннолетних ведется в следующих направлениях:
— за законностьюсодержания несовершеннолетних;
— за соблюдениемзаконности в деятельности администрации колонии;
— за соблюдением условийи порядка содержания осужденных;
— за организацией исостоянием медицинского обслуживания;
— за организацией исостоянием учебно-воспитательного процесса;
— за организацией исоблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и техникебезопасности.
Надзор за соблюдениемзаконности в этих учреждениях обычно осуществляется путем ознакомления сприказами и распоряжениями администрации колонии и опротестования их в случаяхпротиворечия закону, самостоятельного посещения колоний прокурором и проведениятам периодических проверок; рассмотрения жалоб, заявлений и других сигналов исведений о нарушениях законности, в особенности связанных с совершением тяжкихпреступлений, нарушением режима содержания, групповым побегом и фактаминеповиновения распоряжениям администрации и т.п.
В предмет надзора входиткомплекс мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных.Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются: образование,профессионально-техническое, трудовое воспитание, культурно-массовая работа, индивидуальноевоздействие на несовершеннолетнего.
Прокурор следит за тем,чтобы строго соблюдались требования закона о правовом статусе осужденного;обеспечивались их права и законные интересы; чтобы осужденныенесовершеннолетние не были ограничены в переписке с родными и близкими, моглииметь свидания, связываться с ними по телефону, пользоваться правомкраткосрочного отпуска.
Проверяя законность иобоснованность наложения на осужденных мер дисциплинарного воздействия,прокурор своим постановлением отменяет те из наложенных взысканий, которые несоответствуют закону, являются несправедливыми, могут привести к конфликту садминистрацией колонии.
Проверка обычнопроводится на основании изучения личных дел подростков, содержащихся в колонии.Наряду с этим прокурор проверяет, не истекли срок пребывания в колонииосужденного, не содержатся ли совместно с несовершеннолетними взрослыезаключенные, своевременно ли администрация ставит вопрос перед судом о переводелиц, достигших совершеннолетия, в исправительно-трудовые колонии, заисключением случаев оставления в колониях воспитанников, достигших восемнадцатилет, по основаниям, предусмотренным законом, к примеру для завершенияобразования.
В целях повышенияэффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощиадминистрации колонии при отрядах в воспитательной колонии из родителей идругих родственников осужденных могут создаваться родительские комитеты,деятельность которых регулируется положением, утверждаемым начальникомвоспитательной колонии. Главная деятельность родительских комитетов— оказаниепомощи начальникам отрядов и воспитателям в повышении эффективностивоспитательного воздействия на осужденных.
В исправлении осужденныхв воспитательных колониях, а также в осуществлении общественного контроля задеятельностью колоний участвуют комиссии по делам несовершеннолетних приместных исполнительных и распорядительных органах. Задачи и права, а такжеорганизация их работы устанавливаются УИК и Положением о комиссиях по деламнесовершеннолетних.
В ходе проверки такжепроверяется обоснованность предоставления материалов в суд об условно-досрочномосвобождении и отказа в таких представлениях.
К лицу, осужденному клишению права заниматься определенной деятельностью, исправительным работам,аресту или лишению свободы за преступление, совершенное в возрасте довосемнадцати лет, может быть применено условно-досрочное освобождение ототбывания наказания (ст. 119 УК). Условно-досрочное освобождение от наказанияможет быть применено к осужденному лишь при его примерном поведении идобросовестном отношении к труду, учебе, доказывающих исправление.
Условно-досрочноеосвобождение от наказания применяется после фактического отбытия:
1) не менее одной третисрока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большойобщественной опасности, и за менее тяжкое преступление;
2) не менее половинысрока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;
3) не менее двух третейсрока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также еслилицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.
При рассмотрении в судедел об условно-досрочном освобождении участие прокурора обязательно.
Применяяусловно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на отдельныхлиц, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденнымв течение неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с нимвоспитательной работы.
Принимая участие всудебном рассмотрении материалов о досрочном освобождении осужденных ототбывания наказания, прокурор следит за тем, чтобы в судебном заседанииучаствовал осужденный, чья дальнейшая судьба решается, а также другиеосужденные, должностные лица администрации колонии и воспитатели. Их участие всудебном заседании способствует суду принять законное и обоснованное решение одосрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и помимо этогоповысить воспитательное значение этой весьма эффективной меры поощрения.
Прокурор дает заключениев суде по этим делам, а также проверяет законность и обоснованность вынесенныхсудом определений об освобождении от наказания или об отказе в освобождении.
В силу ст. 120 УК лицу,осужденному к исправительным работам, аресту или лишению свободы запреступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, неотбытая частьнаказания может быть заменена более мягким наказанием.
Замена неотбытой частинаказания более мягким наказанием может быть применена к лицу, твердо вставшемуна путь исправления, при его примерном поведении и добросовестном отношении ктруду, учебе. Замена неотбытой части наказания более мягким наказаниемприменяется после фактического отбытия:
1) не менее однойчетверти срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющеебольшой общественной опасности, или за менее тяжкое преступление;
2) не менее одной третисрока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;
3) не менее половинысрока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также еслиранее лицо осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.
К лицу, которомунаказание было заменено более мягким, условно-досрочное освобождение отнаказания применяется по правилам, предусмотренным ст. 119 УК.
С ходатайством обусловно-досрочном освобождении от наказания и о замене неотбытой частинаказания более мягким в суд обращается комиссия по делам несовершеннолетнихсовместно с органом, ведающим исполнением наказания.
Проверяя соблюдениезаконодательства об образовании, организацию и состояние учебно-воспитательногопроцесса в воспитательно-трудовой колонии, прокурор выясняет следующие вопросы:
— сколько лиц из числаосужденных не имеют базового образования;
— возможность получениясреднего образования, профессионально-технического образования;
— устав (положение) учрежденияобразования колонии, наличие и выполнение учебного плана, его соответствиетиповому учебному плану, согласование и его утверждение;
— наличие необходимыхучебников и учебно-методических пособий, обеспеченность ими обучающихся,обеспеченность заявок на учебную и методическую литературу;
— условия длясамоподготовки учащихся, успеваемость, посещаемость учащимися занятий,обоснованность повторного курса обучения;
— условия обучениянесовершеннолетних с особенностями психофизического развития, индивидуальныепрограммы обучения;
-участие органовуправления образования в организации учебно-методической работы в колонии.
В ходе проверкисоблюдения законодательства об охране здоровья, организации и состояниямедицинского обслуживания в воспитательно-трудовых колониях прокурор обращаетвнимание на следующие вопросы:
— обеспеченность иконтроль за медицинскими кадрами;
— наличие необходимыхусловий для проведения лечебно-оздоровительной работы с осужденными,обеспеченность необходимыми лекарственными препаратами и оснащенностьмедицинских кабинетов оборудованием и материалами;
— соблюдение медицинскимиработниками лечебных учреждений колоний санитарных норм, правил и гигиеническихнормагивов, регулярность проверок органами санитарно-эпидемиологическогонадзора за работой лечебных учреждений колоний;
— состояниезаболеваемости среди осужденных, ее динамика, причины и принимаемые меры поснижению заболеваемости;
— учет производственныхтравм, кожных и других заболеваний;
— учет осужденных,нуждающихся в лечении от алкоголизма, наркомании, проводимые меры пообеспечению их лечения;
— учет осужденных схроническими заболеваниями, их лечение и диетпитание, соответствие лечения этихбольных предписаниям врачей, контроль медицинской службой за проведениемлечения, получением осужденными диетпитания, случаи нарушения и проведениепредупредительных мероприятий.
При проведении проверкисоблюдения трудового законодательства, правил по охране труда и техникебезопасности, вопросов по борьбе с травматизмом на производстве колонии вцентре внимания прокурора должны быть следующие вопросы:
— соблюдение требованийгл. 20 ТК;
— наличие инструкций поохране труда, соблюдение установленного порядка их разработки, согласования иутверждения;
— наличие должностныхинструкций, соблюдение установленного порядка проверки знаний по охране труда итехнике безопасности;
— соблюдение правилдопуска к работе с производственным оборудованием, в том числе преподавателей,мастеров; правил по технике безопасности, обеспеченность спецодеждой, средствамизащиты. Соблюдение правил безопасности при проведении занятий по физическойкультуре с осужденными;
— учет и регистрациятравматизма, несчастных случаев, соблюдение установленных правил ихрасследования, причины, повлекшие их, и принятые меры по устранению инедопущению;
— соответствие отчетностиадминистрации колонии о травматизме фактическим данным, зарегистрированныммедицинскими учреждениями;
— регулярность проверокколонии вышестоящими организациями по подчиненности трудового законодательства,вопросов охраны труда, техники безопасности, травматизма, предписания и ихвыполнение администрацией колонии;
— соблюдениеустановленного порядка оплаты труда осужденных (производственное обучение,производственная практика).
При проверке деятельностикомиссии по делам несовершеннолетних прокурором рассматриваются следующиевопросы:
— проведение проверок иусловий содержания, воспитания несовершеннолетних в колонии. Принятые меры(осуществление приема, рассмотрение обращений, вынесение вопросов нарассмотрение КДН, обращение с представлениями по вопросам содержания ивоспитания несовершеннолетних, общественный контроль);
— наличие согласия КДНпри подготовке обращений в суд на условно-досрочное освобождение от наказания,изменение условий содержания, перевод осужденных из ВТК в И К, обоснованностьэтих решений;
— наличие сообщений опредстоящем освобождении за три месяца. Сообщения КДН по месту жительстваосвобождаемых о невозможности (нецелесообразности) их возвращения. Постановкавопроса перед КДН об устройстве освобождаемых по месту нахождения ВТК.
При проверке деятельностиадминистрации воспитательно-трудовой колонии прокурор проверяет:
— жалобы осужденных;
— соблюдение лимитачисленности и нормы жилой площади (2,5 кв. м на одного осужденного);
— соблюдение законностипри переводе осужденных из ВТК в ИК, наличие определения суда;
— законность содержания вВТК осужденных, которым исполнилось восемнадцать лет, наличие мотивированныхпостановлений;
— законность перемещенияосужденных из одной ВТК в другую;
— законность иобоснованность применения мер взыскания к осужденным (учет тяжести и характерапроступка, личности осужденного). Соблюдение порядка применения мер взыскания.Применение мер взыскания, не предусмотренных законом, унижающих человеческоедостоинство, нарушающих права осужденных;
— исполнениеадминистрацией колонии законов, решений суда о принудительном лечении оталкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, своевременность такоголечения. Факты условно-досрочного, досрочного освобождения из колонии лиц, неокончивших полного курса принудительного лечения;
— законность иобоснованность внесения администрацией в суд представлений об условно-досрочномосвобождении из колонии, о замене неотбытой части наказания более мягким,объективность составления характеристик на осужденных, соответствие их даннымдисциплинарной практики. Законность и обоснованность определений суда прирассмотрении представлений администрации колонии;
— законность иобоснованность отказа администрации колонии на внесение представления в суд обусловно-досрочном освобождении;
— состояние работы попредупреждению правонарушений осужденных, динамика и виды правонарушений, меры,принятые к ответственным лицам;
— изъятие у осужденныхзапрещенных предметов, пути их проникновения в колонию, данные о количестве ивидах этих предметов, выяснение причин и условий, способствующих ихпроникновению в колонию, выявление виновных в этом лиц и принятые к ним меры.
1.7 Надзор прокурораза исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних. Полномочияпрокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Прокуроры имеющимисясредствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Охранаосуществляется путей применения надзорных, гражданско-правовых,уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушенийзакона.
Действующеезаконодательство регулирует различные стороны формирования личностинесовершеннолетних: воспитание в семье или детских учебно-воспитательныхучреждениях, получение среднего профессионально-технического образования;трудовое обучение и охрана груда несовершеннолетних; охрана их здоровья икультурное развитие.
В соответствии со ст. 75Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) родителиосуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Ониобязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об ихздоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
В силу ст. 80 КоБСродители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношениинесовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются отвыполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своимиродительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни,что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являютсяхроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменноезаявление об отказе от ребенка.
Лишение родительских правпроизводится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских праврассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опекии попечительства. При отказе без уважительных причин взять ребенка изродильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательныхучреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, вобязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав. При лишенииродительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передачаребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решениео передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства. О принятомрешении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданскогосостояния, по месту регистрации рождения ребенка.
Лишение родительских правявляется исключительной мерой для защиты прав и интересов детей. В силу ст. 32Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи противволи родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда,если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.При рассмотрении дел по спорам о лишении родительских прав прокурорам следуетруководствоваться Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеейООН 20 ноября 1989 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях погражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (подписанагосударствами — членами СНГ в Минске), КоБС, Законом Республики Беларусь «Оправах ребенка», Положением об органах опеки и попечительства в РеспубликеБеларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от28 октября 1999 г. № 1676, другими нормативными правовыми актами.
Дела о лишенииродительских прав рассматриваются в порядке искового производства с учетомособенностей, установленных для данной категории дел ГПК и КоБС.
По общему правилу иск олишении родительских прав предъявляется по месту жительства ответчика (ч. 1 ст.46 ГПК), включая и случаи, когда одновременно с таким иском заявляютсятребования о взыскании алиментов. Подсудность дел, в которых участвуютиностранные граждане, лица без гражданства, а также дел, по которым хотя быодна из сторон проживает за пределами Республики Беларусь, определяется всоответствии со ст. 544,545 ГПК, если иное не предусмотрено международнымсоглашением. В частности, в соответствии со ст. 32 Конвенции о правовой помощии правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января1993 г. (в редакции Протокола от 30 октября 1997 г.) суды Республики Беларуськомпетентны рассматривать дела о лишении родительских прав, если родители идети имеют постоянное совместное месте жительства в Республике Беларусь, а приотсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей — еслиребенок является гражданином Республики Беларусь.
Родители, лишенныеродительских прав, утрачивают права, принадлежащие им в отношении детей,которые не приобрели полной дееспособности в связи с недостижениемсовершеннолетия, т.е. восемнадцати лет (право на воспитание, законноепредставительство и защит) интересов ребенка, истребование его от других лиц,дачу согласия на усыновление и т.д.). Не могут быть лишены родительских правродители в отношении несовершеннолетних детей, которые до достижения восемнадцатилетнеговозраста вступили в брак или объявлены полностью дееспособными (п. 2 ст.20ГК).
Круг лиц, по заявлениямкоторых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в ч.1 ст. 81 КоБС. К ним относятся: один из родителей, указанный в качестверодителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли онвместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор;органы опеки и попечительства; комиссии (инспекции) по деламнесовершеннолетних; государственные органы, учреждения и организации, накоторые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетнихдетей, в частности дома ребенка, школы-интернаты, детские доме, дома инвалидов,социально-педагогические центры для несовершеннолетних, детские социальныеприюты и т.п. Лица, по заявлениям которых в интересах несовершеннолетнихвозбуждено дело, являются юридически заинтересованными в исходе дела ипользуются процессуальными правами, предусмотренными ст. 56 ГПК. Истцами потаким делам являются несовершеннолетние. Круг лиц, обладающих по закону правомна предъявление исков о лишении родительских прав, является исчерпывающим.
В силу ч. 2ст. 80 КоБСдела о лишении родительских прав рассматриваются судом с обязательным участиемпрокурора и представителя органа опеки и попечительства. Невыполнение судомуказанных требований закона является основанием к отмене решения суда. Органопеки и попечительства в силу ст. 90 ГПК дает заключение по делу какгосударственный орган и в том случае, когда им предъявлен иск в интересахребенка.
Родители могут бытьлишены родительских прав по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 80 КоБС,если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований —исчерпывающий. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска олишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключаетпредъявление иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям.
Осуждение родителя засовершение преступления, предусмотренного ст. 173 УК (вовлечениенесовершеннолетнего в антиобщественное поведение), может являться основаниемдля лишения родительских прав. Осуждение родителя за совершение иногопреступления может влечь лишение родительских прав, если оно оказало вредноевоздействие на детей.
В силу ст. 243 ГПК висковом заявлении о лишении родительских прав должно содержаться основание искао лишении родителей или одного из них родительских прав.
К заявлению прилагаются:свидетельства или копии свидетельств о рождении детей; акты обследования условийжизни детей; заключение органа опеки и попечительства, утвержденное егоруководителем; имеющие отношение к рассматриваемому делу протоколы органоввнутренних дел, постановления следственных органов, копии приговоров судов,письменное заявление об отказе от ребенка, характеристики родителей; еслиродители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией — соответствующиедокументы медицинских учреждений; сведения о заработке или иных доходахответчиков, другие необходимые доказательства. При проживании ребенка иответчика на территории разных административно-территориальных единиц актыобследования условий жизни этих лиц должны составляться по месту их жительства,а заключение по существу рассматриваемого спора должно быть представленоорганом опеки и попечительства по месту жительства ответчика.
Прокуроры не должныоставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории фактынесвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав иохраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к детям со стороныработников детских воспитательных учреждений, учебных заведений, а такжеродителей и реагировать на эти нарушения частными определениями.
При установлениипризнаков преступления в действиях родителей и иных лиц, на воспитании которыхнаходятся дети, суд сообщает об этом прокурору (ст. 325 ГПК).
Прокуроры осуществляютнадзор за соблюдением требований закона о трудоустройстве несовершеннолетних изаконодательства о труде в отношении несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 280ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственноеобучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы,профессионально-технические училища, а также других лиц моложе восемнадцатилет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планытрудоустройства молодежи, направляя их руководителям предприятий и учреждений.
Отказ в приеме на работуи профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони,запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа вприеме на работу прокурор направляет руководителю предприятия соответствующеепредписание, подлежащее обязательному исполнению.
Прокурорам надлежитосуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлениинесовершеннолетним определенных льгот:
— запрещение применениятруда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вреднымиили опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, накоторых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждаетсяПравительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
— запрещаются подъем иперемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные дляних предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещениянесовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством РеспубликиБеларусь или уполномоченным им органом;
— с письменного согласияодного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может бытьзаключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы,которая:
— не является вредной дляего здоровья и развития;
— не наносит ущербапосещаемости общеобразовательной школы.
Перечень легких видовработ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцатилет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным иморганом;
— все лица моложевосемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинскогоосмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежатобязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотрынесовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднегозаработка;
— запрещается привлекатьработников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам вгосударственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), работам ввыходные дни;
— трудовые отпускаработникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по ихжеланию, в любое другое время года;
— для работников моложевосемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки длявзрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочеговремени, предусмотренного законодательством для данной категории работников.Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных,профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов,прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливатьсяпониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действияопределяются в коллективном договоре;
— заработная платаработникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневнойработы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорийпри полной продолжительности ежедневной работы;
— труд работников моложевосемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельнымрасценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставкеза время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается посравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников;
— оплата труда учащихсяобщеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебныхзаведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорциональноотработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могутустанавливаться учащимся доплаты к заработной плате;
— расторжение трудовогодоговора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотреннымп. 1, 2, 3 и 6 ст. 42 ТК, допускается, помимо соблюдения общего порядка, толькос согласия, а по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7-9 ст. 42 и п. 1-3 ст.44 ТК, — после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной(городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
В системе органовобразования созданы и функционируют специальные общеобразовательные школы длянесовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 11 до 14 лет и специальныепрофессионально-технические училища для несовершеннолетних правонарушителей ввозрасте от 14 до 18 лет.
Прокурор осуществляетнадзор затем, чтобы в эти специальные учебно-воспитательные учреждениянесовершеннолетние направлялись только на основании решений комиссий по деламнесовершеннолетних сроком до трех лет. Конкретный срок пребываниянесовершеннолетнего в этом учебном заведении определяет комиссия.
Учащиеся специальныхшкол, достигшие 15 лет, но не доказавшие своего исправления, по представлениюкомиссии по делам несовершеннолетних направляются в специальныепрофессионально-технические училища.
Прокуроры обязанысистематически и всесторонне проверять соблюдение законности в деятельностиучебно-воспитательных учреждений, строго следить за тем, чтобы их работа своспитанниками была эффективной. Особое внимание они должны обращать натрудовое и бытовое устройство лиц, освобождаемых из этих учреждений. Этотребование вызвано тем, что многие несовершеннолетние, обучающиеся вспециальных ПТУ, не имея родителей, после освобождения не могут определиться нив трудоустройстве по приобретенной специальности, ни по месту жительства. Витоге они снова оказываются без надзора, совершают правонарушения и оказываютсяна скамье подсудимых.

Список использованныхисточников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Закон Республики Беларусь «Опрокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от06.01.2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Закон Республики Беларусь от 31мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» с измен. и доп. // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь.
4. Закон Республики Беларусь от 19ноября 1993 г. «О правах ребенка» с изм. и доп. // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь.
5. Кеник А.А. Прокурорский надзор:учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
6. Бессарабов В.Г. Прокурорскийнадзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.