Ресурсный потенциал Республики Коми: оценка и эффективность использования

Курсоваяработа
подисциплине: «Основы экономической теории»
на тему: «Ресурсныйпотенциал Республики Коми: оценка и эффективность использования»

План
Введение
1. Ресурсныйпотенциал территории: сущность и виды
1.1 Видыпотенциалов
1.2 Природныересурсы как фактор производства
2. Оценкаприродно-ресурсного потенциала Республики Коми
2.1 Структураприродно-ресурсного потенциала Республики Коми
2.2 Условия ифакторы освоения природных ресурсов региона
2.3 Методическиеподходы к инвентаризации и оценке природно-ресурсного потенциала в РеспубликеКоми
3. Мерыповышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала РеспубликиКоми
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Общеизвестно, что ресурсный потенциалобуславливает социально — экономическое развитие территории.
Экономическое развитие общества,размещение производительных сил, жизнедеятельность человека в немалой степенииспытывают влияние природно-географической среды, представляющей совокупностьприродных условий и ресурсов.
Условия и факторы освоения природныхресурсов рассматриваютсякак элементы природной среды, которые непосредственно не вовлекаются в процессматериального производства, однако без них сам процесс производства невозможен.Благоприятные или неблагоприятные условия отражаются как на экономическойстороне развития общества и производства, так и на различных сторонах жизнинаселения. Природные и экономические условия во многом определяютжизнедеятельность населения; характер трудовой деятельности, быт, возможностиотдыха.
Цель настоящей курсовой работысостоит в том, чтобы рассмотреть природно-ресурсный потенциал территории, аименно Республики Коми
В задачи моей работы входят:
– рассмотретьпонятие о природно-ресурсном потенциале;
– определитьструктуру природно-ресурсного потенциала Республики Коми;
– выделить основныеусловия и факторы освоения природных ресурсов;
– наметить путиэффективного использования природно-ресурсного потенциала;
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях переходаэкономики на рыночные отношения все большее значение приобретаютсамостоятельное развитие и самообеспечение городов и районов за счетрационального использования всего комплекса ресурсов территории: природных,производственных, трудовых.
Развитие производительных сил республики тесно связано сразработкой ее богатых сырьевых ресурсов. На внутреннем и внешнем рынках Россииреспублику представляет продукция минерально-сырьевого и лесного комплексов.Для жизнеобеспечения населения важное значение имеет рациональное использованиеземельных, водных, охотничьих, рыбных и других природных ресурсов.

1. Ресурсный потенциал территории:сущность и виды
1.1 Виды потенциалов
Потенциал (от лат. potentia — сила)- источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы длярешения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельноголица, общества, государства в определенной области.
 По характеру участия в формированиидохода МО выделяются базовые, институциональные и финансовые ресурсы.
К базовым ресурсам относятся природные,демографические, трудовые и иные материальные ресурсы, в основном определяющиенациональное богатство.
Институциональные ресурсыпроявляются через определенные организационно-управленческие формы, стимулирующиерост муниципального дохода.
Финансовые – включаютсредства, полученные от использования базовых и институциональных ресурсов.
Натуральные потенциалы представляютсобой группу потенциалов, отражающих природно-ресурсные, человеческие иматериально-технические возможности территории: транспортно-географический,минеральный, лесной, земельный, водный, демографический, трудовой иматериально-технический (характеризующий основные фонды) потенциалы.
Стоимостные потенциалы характеризуюткачество и количество финансовых средств территории и выделены с учетомисточников и характера их формирования и распределения. К ним отнесеныфинансовый, бюджетный, налоговый.Институциональный потенциал отражаетвовлеченность в формирование дохода таких рыночных институтов, какпредпринимательство, собственность, инвестиции, конкурентоспособность. При этом транспортно-географический,водный и демографический потенциалы рассматриваются как фактор ограниченияформирования и использования других ресурсов территории, и от них во многомзависит, как будут развиваться остальные потенциалы. Смешанную форму имеетсоциальный потенциал, раскрывающий, с одной стороны инфраструктурные, а сдругой – финансовые возможности отраслей сферы обслуживания населения.
В данной курсовой работе болееподробно будет рассмотрен природно-ресурсный потенциал, т.к. он являетсяосновой экономики региона.
Природно-ресурсный потенциал – это тачасть природных ресурсов Земли и ближайшего космоса, которая может быть реальнововлечена в хозяйственную деятельность при данных технических исоциально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизничеловечества. В более узком экономическом понимании – доступная при данныхтехнологиях и социально-экономических отношениях совокупность природныхресурсов.
1.2 Природные ресурсы как фактор производства
 
Факторы производства — используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Развитие производства зависит в первую очередь от количества и качества примененных в производстве факторов. Одним из важнейших факторов являются природные ресурсы. Глава республики В.А. Торлопов на Третьем Северном социально-экологическом конгрессе отметил, что основу уникального природно-ресурсного потенциала Коми составляет богатейшая минерально-сырьевая база. Это Печорский угольный бассейн, который занимает второе место в стране по запасам и содержит всю гамму углей для коксохимии и энергетики. Его общие ресурсы оцениваются в 267 млрд тонн угля. Поскольку спрос на печорский уголь растет, в отрасль пошли инвестиции, уровень его добычи в 2007 году планируется довести до 14,2 миллиона тонн. В последние годы благодаря вводу в разработку новых месторождений и внедрению современных технологий добычи нефти, ускоренными темпами в республике развивается нефтедобывающая отрасль. Республика Коми, как известно, является одним из ведущих лесопромышленных регионов России, где сосредоточено почти 40 процентов лесов Европейского Севера России. Лесопромышленный комплекс занимает второе место в экономике Коми, а доля продукции глубокой переработки древесины по республике превышает 88 процентов. Это один из самых высоких показателей в стране. Сегодня можно уже говорить и о такой принципиально новой для промышленности республики отрасли, как горнорудная. Она находится пока только в стадии становления, однако при этом является «точкой роста», одним из перспективных направлений экономического развития. Он также отметил, что реализация на территории региона крупнейшего в отрасли проекта строительства современного глиноземного комплекса «Коми Алюминий» в районе Ухты позволит добывать до 6,5 миллионов тонн бокситов и 1,4 миллиона тонн глинозема в год. Сильным звеном Республики Коми, как уже было сказано, является мощный природный и производственный потенциал. Однако при этом недостаточное развитие транспортной инфраструктуры для перевозки сырья и продукции приводит к ее значительному удорожанию, снижает конкурентоспособность в других регионах России и за рубежом. Для решения этой проблемы правительство Республики Коми совместно с правительствами Архангельской области и Пермского края добивается принятия положительного решения о строительстве железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Кудымкар -Пермь, так называемый проект «Белкомур». Реализация этого проекта откроет новые возможности для экономического и социального развития прилегающих районов, а также кратчайшего выхода грузов из Юго-Восточной Азии к центрам мировой торговли с использованием Северного морского пути и существующих железнодорожных линий в страны Скандинавии. Кроме этого, трасса даст выход на главную Транссибирскую железнодорожную магистраль Москва — Владивосток. В перспективе же возможно ее развитие на юг через Уфу и Оренбург — в Казахстан и республики Средней Азии. Российско-Финляндской межправительственной комиссией дорога включена в проект «Коридор Оулу — Архангельск — Коми». Также «Белкомур» заинтересовал инициаторов проекта «Создание северо-восточного транспортного звена» и «Скандинавско-Российского транспортного пути „Восток — Запад“. Все это позволит решить ряд важнейших социальных проблем, создать десятки тысяч новых рабочих мест, значительно ускорит темпы социально-экономического развития и роста жизненного уровня населения областей Уральского региона, Пермского края, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Но есть вещи, которые не измеришь ни в рублях, ни в долларах, ни в евро. Как, к примеру, можно оценить легкие человека, если им нет замены? Точно так же следует, по-моему, относиться и к нашим природным ресурсам. Сегодня на долю ресурсного сектора экономики приходится две трети всех платежей, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. И в перспективе эта тенденция, по прогнозам специалистов, будет только усиливаться.
Однако все большее доминированиедобывающих и полупродуктовых отраслей может в будущем привести к потереэкономической самостоятельности региона в связи с неустойчивой конъюнктуроймирового рынка сырья и меньшей эффективностью сырьевых производств по сравнениюс высокотехнологичными производствами конечных видов продукции. Несостоятельностьодностороннего курса на добычу, первичную переработку и экспорт сырья подемпинговым ценам, с одной стороны, и на импорт дорогостоящей конечнойпродукции – с другой, особенно ярко проявилась в регионе в последние годы.

2. Оценка природно-ресурсногопотенциала Республики Коми
2.1 Структура природно-ресурсногопотенциала Республики Коми
Велика роль структурыприродно-ресурсного потенциала. Под ней следует понимать соотношение междуразличными видами природных ресурсов внутри данной территории.
Природно-ресурсный потенциал любогорегиона определяется наличием природных ресурсов, их количеством, качеством,сочетанием и потребительской стоимостью. К ним относятся: земля, почва, недра,воды, ресурсы растительного и животного мира, рекреационные природные ресурсы идругие компоненты природной среды. Размещение, условия освоения и характериспользования природных ресурсов влияют на содержание и темпы региональногоразвития.
В условиях становления рыночныхотношений большую практическую значимость приобретает экономическая оценкаприродных ресурсов – определение их ценности в денежном выражении в фиксированныхрежимах природопользования (производственных, социально-экономических, экономических).
Существующие подходы к оценкеприродно-ресурсного потенциала не учитывают многие аспекты его использования:
— возможность взаимодействияприродных объектов, в частности, взаимоисключение их использования (лесноймассив — недропользование, ГЭС — затопление лесных и сельскохозяйственныхземель);
— один и тот же природный ресурсможет использоваться различным образом;
— в рамках одного направленияиспользования природного ресурса может быть много вариантов, отличающихсяинтенсивностью использования, технологиями и т.д.

Структура природно-ресурсногопотенциала Республики КомиПотенциал Составляющие потенциала Учитываемые ресурсы Минеральный Топливно-энергетические ресурсы Нефть, газ, уголь (каменный, бурый), горючие сланцы, торф. Металлы Золото, титан, марганец, хром, бокситы, медь, цинк, свинец. Неметаллы Известняк, доломит, кварц, фосфориты. Строительные материалы Строительный камень, облицовочный камень, цементное сырье, песчано-гравийные материалы, кирпично-черепичное сырье, керамзитовое сырье, глины, гипс, стекольные пески. Земельный Земли сельскохозяйственного Пашни сенокосы, пастбища Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских органов власти Сельхозугодья, личные подсобные хозяйства, индивид. жилищное строительство, садоводство, огородничество и животноводство, лесные площади, застроенные и нарушенные земли Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения Земли под промпредприятиями, объектами автомобильного и железнодорожного транспорта, связи, телевидения, обороны и др. Водный Поверхностные воды Резервы водопотребления, гидроэнергетические ресурсы Подземные воды Эксплуатационные ресурсы пресных, солоноватых и минеральных вод Растительный Лесные (древесные) ресурсы Древесина хвойных и лиственных пород. Недревесные ресурсы Дикорастущие ягоды, грибы, кедровые орехи, лекарственные травы, живица, пихтовая смола, папоротник-орляк. Фаунистический Охотопромысловые животные Пушные и копытные животные, медведи, птицы. Промысловые рыбы Осетровые, лососевые, тресковые, печорская семга, сибирский и европейский хариус, стерлядь, нельму, частиковые рыбы (язь, щука, окунь, плотва) Рекреационный Оздоровительные объекты Курорты, санатории, дома отдыха, лечебно-оздоровительные местности Туристические объекты Туристические маршруты и базы Вторичный Отходы, образующиеся при добыче, обогащении и использовании полезных ископаемых Хвосты и шламы обогащения руд, отвалы вскрышных пород карьеров и угольных разрезов, зола и шлаки от сжигания углей. Отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности Порубочные остатки, опилки, стружки

В практике природопользования важноучитывать не только общую обеспеченность определенными видами природныхресурсов, но и обеспеченность конкретными видами, ресурсов. Вот почему важнознать соотношение различных видов природных ресурсов на данной территории, т.е.структуру природно-ресурсного потенциала, при обязательном выделении ведущихресурсов, играющих особо важную роль среди ресурсов данной территории.Считается, что ведущие ресурсы представляют собой основное звено в системересурсов.
Структуры природно-ресурсныхпотенциалов бывают различных типов для отдельных стран и районов. Например,ведущими ресурсами могут быть агроклиматические, водные (энергетические,ирригационные и др.), земельные, биологические (лесные, пастбищные,фаунистические). Многие страны отличаются сложной структуройприродно-ресурсного потенциала и, следовательно, обладают широким наборомприродных ресурсов.
Минеральный потенциал
Нефть и газ.Республика Коми входит в состав Северо-Европейского центра нефтегазодобычиРоссии. На ее территории расположены Тимано-Печорская нефтегазоносная провинцияи Мезенский потенциально нефтегазоносный бассейн. Основные запасы нефти и газаи их добыча сосредоточены в Тимано-Печорской провинции. Начальные суммарныересурсы углеводородного сырья Республики Коми в пределах Тимано-Печорскойпровинции составляют 4,17 млрд. т. условного топлива, в том числе нефти 2,18млрд. т, свободного газа 1,7 трлн. м3.
Изученность Тимано-Печорской провинции в пределах Республики Коми средняя- плотность сейсмических профилей МОГТ достигает 0,8 пог. км на кв. км,плотность глубокого бурения — 1 скважина на 80 кв. км. Разведанность начальныхсуммарных ресурсов углеводородов составляет 43%.
На территории республики открыто 148 месторождений углеводородного сырья.На 70 разрабатываемых и подготавливаемых к освоению месторожденияхсосредоточено до 95% текущих запасов углеводородов.
Уголь. Печорскийугольный бассейн — крупная сырьевая база с промышленными запасами угля(категории А+В+С1) в количестве 6.85 млрд. т, в том числе натерритории Республики Коми — 6.74 млрд. тонн. Прогнозные ресурсы углейПечорского бассейна по категориям Р1+Р2+Р3оцениваются в 175.7 млрд. т, в том числе на территории Республики Коми -77.6млрд. тонн. В их числе угли: бурые-10.1 млрд. т, каменные — 67.4 млрд. т,антрациты — 24 млн. тонн. Печорский угольный бассейн является вторым в Россиибассейном по ресурсам, угли которого используются для производства кокса иэлектроэнергии. Имеются предпосылки для нетрадиционных направленийиспользования угля. Бассейн располагает возможностями производстваэнергетических углей высокого качества, в т.ч. открытым способом.
Горючие сланцы.Запасы и ресурсы горючих сланцев Республики Коми сосредоточены в двухсланценосных бассейнах: Тимано-Печорском и Вычегодском. В состав Вычегодскогобассейна входят Яренгский и Сысольский сланценосный районы, в которых горючиесланцы приурочены к отложениям волжского яруса верхней юры.
Торф. Ресурсыторфа учтены по 4840 торфяным месторождениям и проявлениям, занимающим площадьболее чем 2.8 млн. га, с суммарными запасами и прогнозными ресурсами (40%влажности) — 8.4 млрд. тонн.
Металлические полезные ископаемые. Основное количество месторождений и проявлений металлическихископаемых сосредоточено на западном склоне Полярного, Приполярного и СеверногоУрала, на Среднем и Южном Тимане.
Черные металлы.Сырьевая база черных металлов представлена рудами титана, марганца, хрома. ВУхтинском промышленном районе находится крупнейшее по запасам Ярегскоенефтетитановое месторождение.
Сырьевая база марганцевых руд представлена Парнокским железо-марганцевымместорождением, расположенном на западном склоне Приполярного Урала,проявлениями окисных руд на Среднем Тимане, а также рядом перспективныхплощадей на Полярном и Приполярном Урале.
Ресурсы хромовых руд локализованы на Полярном Урале, в западной части Войкаро-Сынинскогогипербазитового массива, часть которого (~200 км2) находится натерритории Республики Коми.
Аллюминиевые руды (бокситы). Основной сырьевой потенциал глиноземного сырья РеспубликиКоми сосредоточен в Тиманской бокситоносной провинции, объединяющейСреднетиманский и Южнотиманский бокситорудные районы.
Среднетиманский бокситорудный район представлен в основном Ворыквинскойгруппой крупных промышленных месторождений бокситов.
Южнотиманский бокситорудный район располагается в радиусе 30-150 км к северо-западу, югу и юго-востоку от г. Ухты и включает месторождения и проявления осадочныхбокситов, относящихся к визейскому бокситоносному уровню.
Медь.Месторождения и проявления медистых песчаников стратиформного типа образуютЗападно-Уральскую меденосную провинцию. Промышленные запасы меди отсутствуют,но могут быть подготовлены, в частности на перспективных Саурипейском иКосьюнском месторождениях.
Свинец, цинк.Проявления этих металлов выявлены в пределах Уральской металлогеническоймегазоны. Известны Кожимское рудопроявление, расположенное на Приполярном Уралеи Шантым-Прилукское полиметаллическое рудопроявление в верховьях р. Илыч.
Благородные металлы и алмазы. Ресурсный потенциал золота в Республике Коми, включающийместорождения и проявления рудного и россыпного золота, сосредоточен наЗападном склоне Урала, а также на Тимане. Его структура характеризуетсяпреобладанием россыпного золота в балансовых запасах, и, напротив,преобладанием рудного золота в прогнозных ресурсах.
Минеральное строительное сырье представлено многочисленнымиместорождениями, разведанные запасы которых сосредоточены преимущественно впромышленно-развитых районах. Разрабатываются месторождения известняков,доломитов, кварцитопесчаников, кирпичных глин, цементного, сырья. Наиболее интенсивноэксплуатируются месторождения песка и песчано-гравийных материалов длястроительных работ.
Земельный потенциал
Республика Коми расположена накрайнем северо-востоке Европейской части России. Площадь Республики Коми –416,8 тыс. кв. км. (2,4% площади России). Территория республики имеетнаибольшую протяженность с юго-запада на северо-восток –1275 км. Распределение земельного фонда покатегориям земельКатегория земель Площадь на 01.01.06 г. на 01.01.07 г. Изменение тыс. га % тыс. га % Земли сельскохозяйственного назначения 1 836,9 4,4 1 855,8 4,5 +18,9 Земли поселений 201,3 0,5 197,3 0,5 -4,0 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 271,9 0,7 271,1 0,7 -0,8
Земли особо охраняемых территорий и объектов1 2 613,1 6,3 2 613,1 6,3 –
Земли лесного фонда2 35 944,0 86,2 35 950,1 86,3 +6,1 Земли водного фонда 142,3 0,3 142,5 0,3 +0,2 Земли запаса 667,9 1,6 647,5 1,6 -20,4 Итого земель 41 677,4 100,0 41 677,4 100,0 –
1 — в категорию включены земли ООПТ (национальный парк „Югыд ва“, Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник) и санатория „Серегово“ 2 — расхождения с данными АЛХ по РК объясняются отличием в методиках учета площадей лесного фонда

Распределение земельного фонда Республики Коми по угодьямКатегория земель Площадь тыс. га % Сельскохозяйственные угодья 418,4 1,0 Леса 30965,8 74,3 Древесно-кустарниковая растительность 135,3 0,3 Под водой 641,2 1,5 Под застройкой 46,3 0,1 Под дорогами 144,7 0,3 Под дорогами 144,7 0,3 Болота 4073,1 9,8 Нарушенные земли 12,5 0,03 Прочие земли 5239,9 12,6 Итого земель 41677,4 100
Земельные угодья являются основным элементом государственного учетаземель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственныеугодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы,пастбища, многолетние насаждения. Несельскохозяйственные угодья – это земли подповерхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли поддревесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами,нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).
На 01.01.2007 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категорияхземель составила 418,4 тыс. га (1 % земельного фонда Республики Коми). На долюнесельскохозяйственных угодий приходилось 41258,9 тыс. га (99 %).
Водный потенциал
По количеству рек и их многоводности Республика Коми занимает одно изпервых мест в стране. Общая протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, их количество — около 3,5 тыс. Гидрографическая сеть республикиотносится к бассейнам Белого (реки Вычегда, Луза и Мезень), Баренцева (р.Печора), Карского (небольшие притоки рек Кара и Силоваяха) и Каспийского (рекиКобра, Летка, Березовка) морей. В пределах границ Республики Коми бассейны pp.Печоры, Вычегды, Мезени и Лузы составляют соответственно 62,9; 24,4; 8,2 и 2,6%от ее территории; бассейны рек Каспийского моря — 1,2%; Карского моря — 0,7%.
На территории республики берут свое начало и протекают две крупные реки — Печора и Вычегда, являющиеся наряду с их главными притоками основным источникомповерхностных водных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности.Суммарный сток этих рек в пределах территории республики за год составляетоколо205 км3.
Озера в Республике Коми незначительны по площади, рассеяны по всейтерритории, но в большей степени сосредоточены в долинах рек и на водоразделахв северных районах. На территории республики располагаются более 78 тыс. озер.Преобладают (свыше 98%) небольшие озера с площадью водного зеркала до 50 га. Самые крупные озера в Республике Коми: Ямозеро (48,7 км2), Синдорское (35км2).
Широко распространены болота и заболоченные земли. Средняя заболоченностьтерритории составляет 9,6%. Болота Республики Коми занимают общую площадь 3,2млн. га (около 7,7% территории). Наиболее крупными болотами в республике являютсяУсинское (139190 га), Океан (178975 га), Джъернюр (32228 га), Тыбъюнюр (60042 га), Мартюшевское (9285 га). Болота Усинское и Океан относятся к одним изсамых крупных торфяников Европы.
Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод, пригодные дляхозяйственно-питьевого водоснабжения (с минерализацией до 1 г/л), составляют натерритории Республики Коми 62,06 млн. м3 /сут. (22,65 км3/год). Средняя обеспеченность населения республики ресурсами подземных вод наодного человека оценивается в 63 м3 /сут. Для целейхозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Республики Коминасчитывается 76 разведанных месторождений (участков) питьевых подземных вод собщими эксплуатационными запасами 1195,5тыс. м3 /сут.Эксплуатируется 29 месторождений (участков) подземных вод с утвержденнымизапасами 448,1 тыс. м3 /сут. Еще 1 участок с запасами 12,7 тыс.мз/сут. находится в обустройстве.
На территории Республики Коми насчитывается 5 месторождений техническихвод с эксплуатационными запасами в количестве 23,9 тыс. м3 /сут., втом числе для промышленного освоения 12,1 м3 /сут.
Разведанные запасы минеральных подземных вод (12 месторождений) натерритории республики составляют 3,7 тыс. м3 /сут., в том числеподготовленные для промышленного освоения – 1,956 тыс. м3 /сут.
Растительный потенциал
Растительный мир Республики Коми представлен 1200 видами сосудистыхрастений, в напочвенном покрове насчитывается более 500 видов мохообразных.
Древесные ресурсы
Одним из основных богатств республики являются леса. Общая площадь лесовсоставляет 38,696 млн. га, или 93% территории Республики Коми. Разнообразие физико-географических,климатических и почвенных условий обусловило различие в степени лесистостирайонов республики. Средняя лесистость по республике составляет 78 %.
В лесах Республики Коми произрастает 8 хвойных и 20 видов лиственныхпород. Основной лесообразующей породой является ель, на долю которой приходится55,3% покрытой лесом площади. Наибольший удельный вес еловые насаждения имеют всеверо-западной и северо-восточной частях республики. Сосне принадлежит 24%покрытой лесом площади. Лесные массивы сосны встречаются по всей территории,однако наибольшие их площади находятся на боровых террасах крупных рек(Вычегда, Печора). Кедр произрастает в восточной части Республики Коми(Троицко-Печорский, Вуктыльский, Печоро-Илычский лесхозы). Общая площадьэксплуатационных лесов и объем древесины в них достигают более 50% всехпромышленных запасов леса Европейского Севера Российской Федерации. В XX веке сначалом индустриализации лесозаготовительного и лесоперерабатывающегопроизводств объемы лесозаготовок быстро возрастали. Объем заготовок с 1913 по1988 гг. возрос почти в 35 раз, к концу 80 гг. достигал 26 млн. м3 вгод. Заготовка леса за последние 10 лет снизилась более чем в 5 раз, чтоотрицательно сказалось на экономике всего региона. На сегодняшний день приежегодной расчетной лесосеке 26,8 млн. м3 фактически вырубаетсятолько 24% от расчетной лесосеки. Лесосечный фонд и расчетная лесосекапозволяют значительно увеличить объемы рубки практически во всех лесхозахреспублики. Наиболее перспективными для освоения лесного фонда являются: МО МР»Прилузский”, «Койгородский», «Сысольский»,«Сыктывдинский», «Корткеросский»,«Усть-Куломский», так как на их территориях хорошо развита лесовознаясеть дорог и проводится сертификация лесов. Кроме того, довольно перспективныМО МР «Троицко-Печорский» и «Удорский», с возможнымстроительством целлюлозно-картонного и целлюлозно-бумажного комбинатов. РеспубликаКоми — один из передовых регионов России в проведении процесса лесной сертификациипо международным стандартам FSC (Лесного попечительского совета). В 1998 годубыла организована Рабочая группа по лесной сертификации в Республике Коми, а в1999 году в рамках проекта «Модельный лес „Прилузье“ былапроведена тест-сертификация Прилузского лесхоза. Сегодня в Коми сертифицированопочти 2,4 млн. га леса. Республика занимает второе место в России по площадисертифицированных лесов и первое место по количеству сертифицированных цепочекпоставок продукции. Сегодня предприятия республики имеют 22 сертификата цепипоставок (50% по России), 80% объёма лесопереработки в Коми нуждается всертифицированном сырье (МБП СЛПК, Сыктывкарский фанерный завод, Жешартскийфанкомбинат и др.), при этом спрос на сертифицированное сырье удовлетворен всеголишь на 30%.
Недревесные ресурсы
Ресурсы грибов. Вподзоне тайги Республики Коми встречается 90 видов грибов, однако населениемпрактически собирается только 20-30 видов (белый гриб, груздь, подосиновик,масленок, рыжик и др.). В целом по республике биологический запас грибовсоставляет около 145 тыс. т., промысловый — 82 тыс. т. К самым высокоурожайнымвидам грибов относятся: подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик.
Ресурсы ягод. Всегона территории республики произрастает 15 видов съедобных ягодных растений.Населением производится сбор клюквы, брусники, черники, морошки. Высокойурожайностью отличается клюква (биологический запас составляет 125,6 тыс. т,эксплуатационный — 58,8 тыс. т.), черника (биологический запас -112,8 тыс.т., эксплуатационный-44,6 тыс.т). Лекарственные растения. В регионе обнаруженооколо 100 видов лекарственных растений, из них 46 видов встречается вколичествах, достаточных для организации сбора. Высоки запасы такихлекарственных растений как клюква, брусника, черника, багульник, шиповник,данные виды произрастают повсеместно и в больших количествах.
Сенокосные угодья. Территориятаежной зоны Республики Коми богата естественными пойменными лугами. В поймахрек Печора, Вычегда, Мезень и их притоков сосредоточено до 95 % всей площадисенокосных угодий республики. Урожайность заливных пойменных лугов достигает25-30 ц/га, урожайность естественных лесных лугов низка и составляет от 6 до 15ц/га сена. Основу растительности лугов составляют виды семейств: злаковые,мятликовые, осоковые и др.
Фаунистический потенциал
Животный мир Республики Коми насчитывает более 4400 видов. Из них более 3тыс. видов насекомых, 315 видов наземных позвоночных животных (5 видовземноводных, 247 видов птиц и 58 видов млекопитающих). В водоемах республикиобитает 47 видов рыб.
Охотничьи ресурсы.В традиционном природопользовании коренного населения Севера использованиеестественных биологических ресурсов было основой жизнедеятельности. Одно изведущих мест, вплоть до недавнего времени, занимал промысел диких животных. Внаше время промысловая охота уже не имеет былой значимости в жизни населения,охотничье-промысловые ресурсы не играют важной роли в экономике региона. Тем неменее, в последние годы заметно возрос интерес к спортивной любительской охоте.Птицы. К объектам охоты на территории республики отнесены 37 видов птиц:тетеревиных — 5, водоплавающих — 21, куликов — 11. Ведущее место в промысловойи любительской охоте занимают тетеревиные (белая куропатка, рябчик, глухарь,тетерев) и водоплавающие птицы (гуменник, кряква, свиязь, шилохвость, чирки инырковые утки).Численность боровой дичи достаточно высока — популяция рябчиканасчитывает свыше 1 млн. особей, тетерева — свыше 400 тыс., белой куропатки — 1млн. 200 тыс.
Млекопитающие.Особо ценными в хозяйственном отношении животными являются: лось, дикийсеверный олень, медведь, бобр, выдра, соболь, белка, куница, лисица, горностай,норка, рысь, росомаха, заяц-беляк, ондатра. Наиболее популярны у населенияохотничьи виды: заяц-беляк, белка, лось, куница. Состояние популяций охотничьихживотных стабильное, имеет место рост численности боровой дичи, лося, пушныхзверей.
Рыбные ресурсы. Из47 видов рыб, обитающих в водоемах республики, промыслом осваивается 15-17наиболее ценных и распространенных видов. Из ценных видов рыб можно выделитьпечорскую семгу, сибирского и европейского хариуса, стерлядь, нельму. Нерестполовозрелых особей и нагул молоди семги происходит в верховьях pp. Печора,Вычегда, Мезень и их притоках. Производится промышленная добыча ценных мигрирующихвидов: семги, сига-пыжьяна, ряпушки. Рыбаками-любителями производится отлов восновном частиковых рыб (язь, щука, окунь, плотва, налим, лещ). Водные объектыреспублики в естественных условиях способны воспроизвести большой объемвысокоценной рыбной продукции.

2.2 Условия ифакторы освоения природных ресурсов региона
В качествеприродных условий и факторов можно выделить:
· Природная среда — необходимое условие общественного развития. Природный фактор оказываетсущественное влияние на размещение отраслей по территории страны, особенно этозаметно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Воздействие обществана окружающую среду определяется уровнем развития науки и техники.Демографический фактор также значительно влияет на размещение производства.Численность населения, его структура, плотность и миграции обуславливаютвозможности развития производительных сил и освоение новых территорий.
· Эксплуатацияприродных богатств на Севере происходит в экстремальных условиях, проявляющихсяв суровом климате, низкой заселённости и слабой хозяйственной освоенности зоны,неразвитой транспортной системы. Характерными природными особенностями Севераявляются низкие температуры воздуха, продолжительность зимнего периода до 300дней, распространение вечной мерзлоты. Влияние суровых природных условийопределяет трудовых затрат и повышенные расходы на жизнеобеспечение человека.Природные условия затрудняют и удорожают все виды работ на открытом воздухе,требуют специальных машин и технических средств.
· Ряд природныхресурсов имеется не повсеместно, а в ограниченном числе районов (алмазы,никель, медь). Целый ряд природных ресурсов имеется во многих районах, нонаиболее эффективно разрабатывать эти ресурсы можно в небольшом числе районов.
· Многие отрасли добывающейпромышленности могут развиваться лишь в тех районах, где имеются достаточнокрупные запасы соответствующих природных ресурсов, доступных для иххозяйственного использования при современном уровне развития производительныхсил, транспорта и т.д
· Когда речь идёт опринципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрацияпромышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупныхисточников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий навесь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка ихпотребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).
· Не маловажнуюроль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использованияэффективных видов природных ресурсов за счёт освоения новых территорий. Этовызвано усилением неравномерности территориального распределения ресурсов иусложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведкии эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся запасы крупных имелких месторождений полезных ископаемых во многих освоенных районахистощаются, поэтому в хозяйственный оборот всё больше вовлекаются ресурсыСевера.
· Тяжёлыеприродно-климатические условия, недостаток рабочей силы, относительно низкийуровень развития тяжёлого транспорта серьёзно усложняют и удорожают освоениерегиона. В значительной мере из-за этого обозначилось разное возрастание врегионе затрат на поиски, разведку, освоение и транспортировку сырья, охрануокружающей среды. К примеру, в 2005г. объем геологоразведочных работ в ценахданного года по Республике Коми в целом составил 3313 млн. руб. что почти в двараза превышает объем 2004г. (1864,6 млн. руб.). По прогнозу объемгеологоразведочных работ в 2008г. составит 4260 млн. руб. К экономическимфакторам относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственныйаппарат, инфраструктура, а также агломерационный эффект, отражающий влияниеразличных экономических факторов при высокой их территориальной концентрации.
· Территориальныеразличия в инфраструктуре отчетливо проявляются на внутрирайонном уровне, ноочень незначительно на межрайонном. Высокая территориальная концентрация рядаэкономических факторов размещения и определенная их комбинация создают агломерационныйэффект, который и современных условиях играет решающую роль при размещенииотраслей обрабатывающей промышленности.
· Не менее важныдля возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалифицированнымикадрами, а также большая возможность поступления их из различных учебныхзаведений, использование научно-технических достижений, культурного наследия.
· В условияхтерриториальной концентрации различных промышленных предприятий происходитсокращение транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовойпродукции. Иная ситуация складывается, когда концентрация промышленностиосуществляется на базе добычи и использования природных ресурсов. В этом случаевозникает технологическая и экономическая необходимость пространственнойконцентрации различных технологических стадий производства, которая приводит ксозданию промышленных комплексов. К таким комплексам можно отнестинефтехимические, электрохимические, черной и цветной металлургии,лесоперерабатывающие и др. Пространство или взаимное расположение впространстве всех экономических и природных условий играет особую роль вкачестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транспорта ивоздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровеньтранспортных издержек.

2.3 Методические подходы кинвентаризации и оценке природно-ресурсного потенциала Республики Коми
В настоящее время в РоссийскойФедерации происходят процессы перераспределения бюджетных средств в пользуфедерального бюджета, передачи полномочий в регионы и на уровень муниципальнойвласти. Сокращаются источники наполнения местных и региональных бюджетов, а длявыполнения переданных полномочий растет доля субвенций из федерального бюджета.В таких условиях перед Правительством Республики Коми стоит задача поиска новыхисточников бюджетных средств, расширения существующей налогооблагаемой базы.
Формируемая в соответствии с 131-ФЗ „Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“,финансово-экономическая основа местного самоуправления не может получитьдальнейшего развития без поиска новых источников пополнения местных бюджетов.
Решить эту проблему, на наш взгляд,можно путем повышения самостоятельности местного самоуправления в вопросахрационального и эффективного использования имеющегося в их распоряженииприродного, производственно-экономического и трудового потенциала.
Именно поэтому, а также в целяхопределения перспективных направлений социально-экономического развитияреспублики в средне- и долгосрочном периоде, Минэкономразвития РК и МинприродыРК предложили провести комплексную оценку природно-ресурсного ипроизводственного потенциала развития каждого муниципального образованияреспублики.
Оценка природно-ресурсного потенциаламуниципальных образований имеет своей целью совершенствование управленияразвитием муниципального образования и предусматривает проведение анализаиспользования природных, трудовых, материальных и институциональных ресурсов, атакже выявление проблем и направлений роста муниципального дохода, формированияэффективной системы муниципального управления.
Необходимость такой работы былаподдержана Правительством республики, и в октябре 2002 года было принятораспоряжение Правительства РК № 367-р о проведении комплексной оценкиприродно-ресурсного и производственного потенциала республики.»
Одной из составной частью проводимойработы является инвентаризация природно-ресурсного потенциала муниципальныхобразований. В 2005 году было принято распоряжение Правительства РК № 255-р обутверждении комплексного плана мероприятий по формированию и поддержкеинформационной системы по инвентаризации природно-ресурсного потенциалаРеспублики Коми на 2005-2006 годы. Проведение этих работ было порученоГосударственному учреждению Республики Коми «Территориальный фондинформации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми»(ГУ «ТФИ РК»).
Предусмотренная к формированиюинформационная система по инвентаризации природно-ресурсного потенциалаРеспублики Коми включает в себя информацию о природных ресурсах, ихкачественных и количественных характеристиках, развитии природопользования,качестве окружающей среды, социальной и производственной инфраструктуретерритории, необходимую для принятия управленческих решений, направленных наустойчивое социально-экономическое развитие Республики Коми. Информационнаясистема является составной частью формируемой в республике Автоматизированнойгеоинформационной кадастровой системы Республики Коми (АГИКС РК).
Методически работа покомплексной оценке муниципальных ресурсов определяется ее структурой,включающей следующие этапы:
—   инвентаризация ресурсов с визуальным сопровождениемсредствами компьютерной картографии,
—   оценка ресурсного потенциала развития территории,включающая разработку методики оценки, расчет и анализ оценочных показателей,выявление диспропорций и барьеров использования ресурсов;
—   разработка рекомендаций по интенсификации реализациимуниципального ресурсного потенциала, предполагающая предварительный этаппилотного проекта, выполняемого с научным сопровождением разработчиков.
Минеральный потенциал
Оценка полезных ископаемых МОпроводится в абсолютной и относительной форме. Абсолютная оценка минеральныхресурсов выполняется в натуральных единицах (тоннах, куб. м) и стоимостныхпоказателях. Относительная (балльная) оценка обусловлена с одной сторонынеобходимостью межмуниципальных сопоставлений, с другой – закрытым регламентомиспользования данных по запасам и ресурсам нефти, газа, рудных и других полезныхископаемых. Оценка учитывает степень подготовки полезных ископаемых киспользованию и уровень эксплуатации.
Стоимостная оценка проводится наметодической основе, предложенной И.А. Неженским и И.Г Павловой, использующейпроцедуры приведения объемов разных категорий, а также и цен соответствующихкатегорий к цене конечного продукта.
Ключевым показателем оценкиявляется стоимость минерального сырья в недрах, которая определяется по формуле:
/>
Цi – цена i-тогополезного ископаемого,
Мij–количество (масса) запасов и (или) прогнозных ресурсов j-той категории i-тогополезного ископаемого,
К совij–совокупный коэффициент приведения стоимости конечного продукта к стоимостизапасов или прогнозных ресурсов данной (j-той) категории для i-того полезного ископаемого,
n – количество видов минерального сырья, учтенных в недрахданной территории,
m – число учтенных категорий запасов или прогнозных ресурсовдля каждого вида сырья.
К сов ij= К1 * К 2,
где К1 – коэффициентприведения количества запасов или ресурсов данной категории к количествузапасов промышленных категорий (А+В+С1).
Данный коэффициент учитываетстатистические данные, фиксирующие частичный переход ресурсов или запасов«менее достоверных» категорий в «более достоверные», посколькуне все прогнозные ресурсы и запасы на практике доводятся до промышленных категорий.
К2 – коэффициентприведения цены конечного продукта к цене ресурсов или запасов данной категориив недрах.
Уровень эксплуатации полезного ископаемого характеризуют доля эксплуатируемых ресурсов в общем объемезапасов и ресурсов (Lr) и доля эксплуатируемых промышленныхзапасов в общем объеме промышленных запасов (Ls):
Lr = Меsi/ Мsi *100
Ls= Мeabc1i/ Мabc1i *100, где
Меsi – суммарные эксплуатируемые запасы i-того полезногоископаемого, приведенные к категории А+В+С1 (приведенныеэксплуатируемые запасы).

Меsi = Мeabc1i+Мec2i*К1c2t, где
Мeabc1i – количествопромышленных запасов категорий А+В+С1 i-того полезного ископаемогона месторождениях, находящихся в эксплуатации;
Мeс2i – количество запасовкатегорий С2 i-того полезного ископаемого на месторождениях,находящихся в эксплуатации.Лесной потенциал
В натуральном виде лесной потенциал территории оценивается общимобъемом имеющихся на его территории лесных ресурсов, пригодных дляэксплуатации. Условный лесной ресурс (ЛПмо) определяется как объем (в млн. куб.м), скорректированный по его возрастным и породным характеристикам, а также повыходу деловой древесины:
/>
ЛРэкс – общий объем доступных дляэксплуатации лесных ресурсов, млн. куб. м;
Кхв – коэффициент хвойности – доляхвойных пород древесины в общем объеме спелых и перестойных лесных ресурсов,доступных для эксплуатации;
Кпер – коэффициент перестойности –доля спелых и перестойных лесов в общем объеме доступных для эксплуатациилесных ресурсов;
Кдд – коэффициент выхода деловойдревесины – доля деловой древесины в объеме расчетной лесосеки.
Для стоимостной оценки лесногопотенциала используется показатель ежегодного потенциального лесного доходамуниципального образования (ЛДмо), определяемый по формуле:
ЛДмо=ЛДуд*РЛ*Кдд, гдеРЛ – расчетная лесосека МО,
Кдд – коэффициент выхода деловойдревесины,
ЛДуд – лесной доход на 1куб. метр деловой древесины.
При этом:
/>, где
ЛДi — лесной доход на 1 куб. метр деловой древесины i – тоголесоэкономического района в пределах территории муниципального образования.
РЛi– расчетная лесосека i – того лесоэкономическогорайона в пределах территории муниципального образования.
Земельный потенциал
Наиболее значимыми элементами земельного потенциала с точки зренияразвития территории являются земли сельскохозяйственного назначения и земли,пригодные для застройки. В рыночных условиях растет роль земель,сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, возможных для передачив аренду.
Оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится с учетом ихструктуры в составе таких основных составляющих, как пашня, сенокосы ипастбища. Качество сельхозугодий может быть учтено с помощью «коэффициентапашни» (Кп), отражающего ее долю в их общей площади (Псху):
Псху к = Псху * Кп,где

Псху к –площадь используемых сельхозугодий с учетом их качества.
Балльная оценка проводится набазе показателя площади сельскохозяйственных угодий с учетом качества.Земельный балл (Дсху мо) отражает долю территории в общейплощади сельхозугодий республики:
Дсху мо= Псху к /(ΣПсху к /20)
Использование земель сельскохозяйственногоназначения определяется как разница соответствующих показателей (общей площади,пашни, сенокосов, пастбищ) базового и текущего годов. Ее положительная величинапоказывает объем недоиспользуемых площадей (или резерв земель, пригодных дляведения сельскохозяйственного производства), отрицательная – прирост земельсельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот за рассматриваемый период.
Оценку земель пригодных дляпромышленной и жилищной застройки предлагается фиксировать по данным градостроительныхпаспортов с учетом обязательности отражения данной характеристики территории.Данный показатель может быть представлен и в относительной форме, как доляплощадей, пригодных для застройки в общей площади территории.Водный потенциал
Все без исключения МОреспублики располагают значительным потенциалом водных ресурсов, достаточнымдля развития хозяйства, рекреации и обеспечения населения водой. Онопределяется величиной годового стока и запасами подземных вод.
Существенную роль в реализацииэтого потенциала играют крайне неоднородный характер внутригодового итерриториального распределения речного стока, наличие продолжительных (до 6-8месяцев) периодов низкой водности рек, недостаточное использование разведанныхзапасов подземных вод, а также особенности размещения водопотребителей,особенно крупных промышленных узлов и водоемких производств относительно водныхобъектов. Немаловажное значение для водоснабжения имеет качество воды в реках,которое в значительной мере определяется количеством поступающих в нихзагрязненных сточных вод и степенью их нейтрализации путем естественногоразбавления.
Водообеспеченность территорииМО (Во) оценивается удельным показателем объема воды, приходящегося на душунаселения в период зимней межени при минимальных расходах воды в реках 95%-йобеспеченности с учетом использования подземных вод:
Во = Qм.з.95% /Население, где
Qм.з.95% — минимальныйзимний 30-ти суточный расход воды 95%-ой обеспеченности;
Население – среднегодовая численностьпостоянного населения МО в расчетном году.

3. Меры повышения эффективностииспользования природно-ресурсного потенциала Республики Коми
Цель Стратегии экономического исоциального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года(далее – Стратегия) – выявление источников и резервов экономического роста вРеспублике Коми, определение механизмов повышения эффективности использованияприродных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов, развитияпроизводственной и транспортной инфраструктуры, активизации инвестиционной иинновационной деятельности, развития системы государственного управления вРеспублике Коми, увеличения налогооблагаемой базы и роста налоговых поступленийв республиканский бюджет Республики Коми, расширения занятости трудоспособногонаселения и снижения уровня безработицы, увеличения доходов всех групп населенияи снижения уровня бедности, иными словами — формирование модели экономикиРеспублики Коми, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населенияв Республике Коми.
Развитие минерально-сырьевой базы
Основной целью развития минерально-сырьевого комплекса вРеспублике Коми является сохранение, расширение, комплексное освоение ирациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдениемэкологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленныхпредприятий и развития новых производств в республике.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующихзадач:
содействие развитию минерально-сырьевой базы в республике,предусматривающее:
воспроизводство углеводородного сырьяпромышленных категорий с коэффициентом восполнения не менее 1,2 как основысохранения нефтегазодобычи в освоенных районах;
выявление и оценку новых зоннефтегазонакопления в слабоизученных районах, удаленных от центровнефтегазодобычи, с целью подготовки, в первую очередь новых районов нефтедобычина перспективу, что позволит улучшить инфраструктуру недостаточно освоенныхрайонов и создать условия для развития малого и среднего бизнеса;
проведение региональных работ с цельюнаращивания и локализации ресурсов углеводородного сырья на перспективныхнефтегазоносных территориях:
а) в Тимано-Печорской нефтегазоноснойпровинции с целью изучения структур внутренней части Предуральского краевогопрогиба и Западно-Уральской складчато-надвиговой зоны, неизученных территорийТимана, а также изучения глубоко погруженных нефтегазоносных комплексовпалеозоя;
б) в Мезенской перспективнойнефтегазоносной провинции для изучения геологического строения и перспективнефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;
в) в Кировско-Кажимской перспективнойнефтегазоносной области для изучения геологического строения и перспективнефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;
завершение лицензирования вустановленном порядке всей перспективной на нефть и газ территорииТимано-Печорской провинции и начало лицензирования в установленном порядкетерритории Мезенской перспективной нефтегазоносной провинции;
создание новых и альтернативныхсырьевых узлов как в известных горнодобывающих районах, так и в неосвоенныхрайонах, за счет выявления месторождений новых и нетрадиционных типов дляформирования перспективной минерально-сырьевой базы, включая решение задачисоздания минерально-сырьевого фонда для будущих поколений;
обеспечение устойчивого воспроизводстваминерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземныхвод для нужд экономики, строительства промышленных предприятий, трубопроводныхсистем, населенных пунктов республики;
создание информационных баз данныхобщераспространенных полезных ископаемых;
совершенствование системыпредоставления в пользование месторождений общераспространенных полезныхископаемых и подземных вод;
участие в совершенствовании системыконтроля за недропользованием;
решение проблем обеспечениянаселенных пунктов республики подземными водами и создания альтернативныхисточников питьевого водоснабжения;
обоснование роли минерально-сырьевыхресурсов в экономике Республики Коми, определение масштабов, темпов иприоритетных направлений их использования;
участие в определении приоритетныхнаправлений проведения геологоразведочных работ, включающих:
а) государственное геологическоеизучение недр, предусматривающее проведение региональных геологоразведочныхработ, выявление новых зон нефте-газонакопления в слабоизученных районах,создание новых и альтернативных сырьевых узлов и оценку ресурсов полезныхископаемых, подготовку запасов пресных подземных вод для хозяйственного ипитьевого снабжения населенных пунктов Республики Коми. Решение этих проблемдолжно осуществляться в тесном взаимодействии федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Коми;
б) геологоразведочные работы за счет средствнедропользователей и инвесторов, предусматривающие подготовку запасов полезныхископаемых, обеспечивающих устойчивую динамику развития организаций ипоступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми,подготовку запасов и ресурсов полезных ископаемых в рамках лицензионных(поисковых) площадей для создания задела и организации новых нефте-газодобывающих и горнодобывающих производств. Доля средств недропользователей вобщем объеме финансирования геологоразведочных работ должна составлять не менее85-90 процентов. Приоритетами развития минерально-сырьевой базы в РеспубликеКоми являются:
увеличение объемов геологоразведочных работ, проводимых вцелях воспроизводства минерально-сырьевой базы;
обеспечение экологической безопасности при освоении ииспользовании месторождений минерально-сырьевых ресурсов.
Реализации поставленных задач будут способствовать:
участие в совершенствовании нормативно-правовой базы повопросам недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
участие в разработке и реализации в установленном порядкекомплексной программы перспективного развития минерально-сырьевой базы вРеспублике Коми.
Намеченные меры по развитию минерально-сырьевой базы вРеспублике Коми позволят обеспечить:
прирост запасов углеводородного сырья, превышающих намеченныеуровни добычи нефти и газа в 1,2 раза;
подготовку запасов минерально-сырьевых ресурсов дляобеспечения работы угледобывающих и горнодобывающих предприятий;
эффективное использование минерально-сырьевой базы сминимизацией негативного воздействия на окружающую среду и сохранениемуникальных природных ресурсов для следующих поколений.Комплексноеиспользование водных ресурсов
Целью комплексногоиспользования водных ресурсов являются удовлетворение потребностей населения иобъектов экономики республики в водных ресурсах, создание благоприятнойэкологической обстановки на водных объектах, обеспечение безопаснойэксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защиты населения иобъектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Для достижения указанной целинеобходимо обеспечить содействие в решении следующих задач:
расширение и модернизация сетинаблюдательных пунктов за гидрологическим, химическим, биологическим режимамиводных объектов с учетом перспектив развития производств;
развитие системы мониторинга, анализа и прогнозированиякачественного и количественного состояния водных ресурсов;
установка оборудования, имеющего значительно меньшие удельныерасходы свежей воды, внедрение эколого-безопасных технологий и системоборотного и повторного использования воды;
подготовка месторождений пресных подземных вод к разработке иперевод системы водопотребления на защищенные источники (г. Сыктывкар, г. Печора);
повторное и последовательное использование сточных вод сполным прекращением сброса в водоемы загрязняющих веществ посредством разработкии внедрения технологий по использованию шламов, осадков, повторноговосстановления реагентов, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологийво всех сферах хозяйственной деятельности;
строительство берегоукрепительных сооружений на реке ИжмеИжемского района (бассейн реки Печоры) Республики Коми;
реализация проекта «Берегоукрепительные сооружения нареке Локчим в поселке Намск Корткеросского района Республики Коми»;
разработка и реализация «Комплексного проектаберегоукрепительных работ на реке Сысоле в районе парка им. С. М. Кирова»;
проведение работ по предотвращению деградации водных объектовв результате обмеления и засорения путем проведения дноуглубительных работ ирасчистки русел рек;
реконструкция существующих и строительство новых очистныхсооружений в промышленности, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве;
строительство систем и сооружений для сбора очистки ливневогостока с территорий поселений и предприятий;
применение новейших технологий и разработок по очисткесточных вод без применения хлорреагентов для обеззараживания.
Приоритетным направлением работыбудет участие в:
проведении берегозащитных мероприятий, работ по расчисткерусел рек и дноуглубительных работ;
строительстве, реконструкции, модернизации очистныхсооружений, совершенствование технологии обезвреживания сточных вод.
Механизмами реализации поставленных задач по улучшению состоянияводных ресурсов в Республике Коми являются:
участие в совершенствовании федерального законодательства вобласти водоохранной и водохозяйственной деятельности;
участие в развитии системы государственного управления воднымфондом, создании эффективной системы координации деятельности органов государственногоуправления в области использования и охраны водных объектов, разграниченияфункций управления использованием и охраной водных объектов, а также разделениясфер ответственности между органами исполнительной власти Российской Федерациии органами исполнительной власти Республики Коми;
проведение работы с федеральными структурами по реализациипроектов берегоукрепительных сооружений в рамках федеральных адресныхинвестиционных программ;
содействие в формировании экономических механизмов в областиохраны водных объектов;
применение схем комплексного использования и охраны природныхресурсов, водохозяйственных программ, на основе научных исследований;
финансирование в установленном порядке проведениегеологоразведочных работ по подготовке к разработке месторождений пресных подземныхвод.
Реализация поставленных задач в сфере комплексногоиспользования водных ресурсов позволит обеспечить устойчивое развитие водногохозяйства на территории Республики Коми, обеспечить население и экономикуреспублики водными ресурсами соответствующего качества, улучшить экологическоесостояние водных объектов, существенно снизить последствия вредного воздействиявод.Лесопользование и лесоуправление
Целью лесоуправления и лесопользования в республике являютсясохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, созданиеусловий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующихзадач:
участие в создании нормативно-правовой базы, отвечающейсовременным требованиям лесоуправления и лесопользования;
участие в обеспечении государственного контроля заиспользованием участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в леснойфонд;
создание условий для своевременного и качественноговоспроизводства лесов, поддержаниясостава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условийдля сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного иживотного мира;
обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителейи болезней, поддержание должного уровня санитарного состояния лесов;
содействие в рациональном использовании ресурсного потенциалалесов и развитии системы добровольной лесной сертификации по международным стандартам,создание условий для расширения территорий сертифицированных лесов в РеспубликеКоми;
участие в обеспечении транспортной доступности участков лесногофонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд;
содействие в развитии лесоперерабатывающей отрасли, а такжепроизводств по переработке недревесных продуктов леса;
развитие иных видов лесопользования (пользование лесом для туристическихи спортивных целей, для нужд охотничьего хозяйства и другие).
Приоритетное внимание при достижении цели должно быть уделеновопросам:
сохранения экологического потенциала и биологическогоразнообразия лесов;
обеспечения доходности лесопользования;
достижения баланса интересов участников лесных отношений виспользовании экономического потенциала леса, его экологических и социальныхфункций.
Механизмами реализации поставленных задач должны стать:
разработка в установленном порядке концепции устойчивоголесоуправления и лесопользования в Республике Коми;
формирование организационных структур для согласованиядеятельности участников лесных отношений;
организация в Республике Коми самостоятельноголесоустроительного предприятия (или филиала лесоустроительного предприятия),участие в разработке методик экономического, экологического и социальногопроектирования лесоустройства и лесопользования;
разработка и реализация в установленном порядке программыподготовки, переподготовки кадров в области лесного хозяйства;
участие в разработке новой методики определения расчетнойлесосеки, учитывающей все виды и способы рубок с учетом целевой породнойструктуры лесов;
содействие в проведении зонирования территории лесного фондапо функциональному назначению и уровню транспортной доступности с цельюопределения режима пользования, пригодности для долгосрочной аренды иприоритетности освоения;
участие в разработке методики рентной оценки доходностилесных ресурсов;
активное взаимодействие органов государственной власти,компаний, общественных организаций региона по развитию добровольной леснойсертификации;
разработка в установленном порядке новой или адаптациясуществующей перспективной схемы транспортного освоения республики с учетомдоступности лесных ресурсов;
содействие в реализации программы инвентаризации иустойчивого управления девственными лесами;
взаимодействие с федеральными органами государственной властипо вопросам совершенствования законодательства о традиционном (некоммерческом)природопользовании коренным населением;
внедрение в установленном порядке механизмов общественногоучастия, контроля и формирования конструктивного взаимодействия всех участниковлесных отношений.
Результатом реализации задач и механизмов должно статьдостижение устойчивого лесоуправления и лесопользования, то есть организацияэкономически доходного, экологически ответственного, социально ориентированногоуправления лесами и его использования с учетом долгосрочного сохранения разнообразныхценностей и функций лесных экосистем для нынешнего и будущих поколений людей.”Управлениеземельными ресурсами
Цельуправления земельными ресурсами в Республике Коми – закрепление собственностина землю, четкая регламентация земельных отношений на территории РеспубликиКоми, усиление экономических методов распоряжения земельными участками,развитие рынка земли.
Для достижения указанной целинеобходимо решение следующих задач:
повышение эффективности управленияземельными ресурсами;
завершение процесса разграничениягосударственной собственности Республики Коми на землю;
завершение процесса переоформленияправ постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на правособственности или аренды;
переход к установлению арендной платыза пользование земельными участками на основе кадастровой стоимости земельныхучастков — в 2006-2010 годы, на основе рыночной стоимости земельных участков –до 2015 года;
созданиепланово-картографической основы для единого учета земельных участков и объектовнедвижимого имущества;
развитие кадастрового учетаземель, в том числе особо охраняемых участков, и иных объектов недвижимости набазе современных информационно-коммуникацион-ных технологий и создание единогокадастра объектов недвижимости для вовлечения земель в гражданский оборот;
определение границ и площадиземель особо охраняемых территорий республиканского значения, земель, покрытыхлесной и древесно-кустарниковой растительностью, и земель, ранее находившихсяво владении сельскохозяйственных организаций;
совершенствование деятельностив области землеустройства, воспроизводства плодородия земельсельскохозяйственного назначения, наблюдения за состоянием земельного фонда иописания объектов недвижимого имущества;
организационное иинформационное объединение систем земельного кадастра и системы кадастра объектовградостроительной деятельности;
создание универсальногомеханизма государственной кадастровой оценки земель и иных объектовнедвижимости, инвентаризации земель, установления границ земельных участковюридических и физических лиц, разработки порядка формирования оценочных зон ипроведения кадастровой оценки в целях налогообложения;
укрепление системыгосударственных гарантий прав физических и юридических лиц на землю.
Выполнению поставленных задачбудут способствовать:
разработкаи совершенствование нормативно-правовой базы Республики Коми, регулирующейземельные отношения, в том числе обеспечивающей процессы государственногоконтроля, управления, экономической оценки и налогообложения земель и иныхобъектов недвижимого имущества;
разработка и реализацияпрограммы мониторинга земель;
разработка и реализацияпрограммы мелиорации земель;
разработкапланово-картографических материалов, опорной геодезической и межевой сети,цифровых карт;
внедрение на территорииреспублики информационно-технической инфраструктуры кадастра объектовнедвижимости;
проведение землеустроительныхи лесоустроительных работ по определению и согласованию границ земельныхучастков и уточнению их площадей;
развитие саморегулирования ирыночных механизмов в сфере выполнения работ и оказания услуг по описаниюобъектов недвижимого имущества;
создание системы управленияземельными долями, переданными гражданам в результате реорганизациисельхозпредприятий.
Реализация задач по повышению эффективностиуправления земельными ресурсами Республики Коми позволит:
создать эффективную системууправления земельными ресурсами Республики Коми и условия для развитияполноценного рынка земли;
завершить процесс разграничениягосударственной собственности на землю;
достичь четкой регламентации вобласти земельных отношений;
увеличить число земельных участков,используемых на условиях аренды, и обеспечить рост доходов консолидированногобюджета Республики Коми за счет арендной платы;
вовлечь в оборот и активноиспользовать в рыночных отношениях земли особо охраняемых природных территорийи участки лесов, не входящие в лесной фонд;
преодолеть сложившуюся тенденцию сокращенияпродуктивных сельскохозяйственных угодий;
сформировать информационную основудля налогообложения земельных участков.
Наиболее слабым звеном действующего механизма управления
природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования
природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности скязывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов.
В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.
 

Заключение
 
Республика Коми обладает богатым и уникальным природно-ресурсным потенциалом. Главной целью экономического и социального развития региона является повышение уровня и качества жизни населения в Республике Коми на основе устойчивого развития экономики Республики Коми. От уровня использования природно-ресурсного потенциала
зависит социально-экономическоеразвитие территории.
В ходе курсовой работы определенаструктура природно-ресурсного потенциала Республики Коми, которая во многомобуславливает развитие добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности.
При транспортном освоении РеспубликиКоми и развитии транспортной и энергетической инфраструктуры повышаетсяэффективность добычи и заготовки природного сырья.
Пути эффективного использованияобозначены в «Стратегии экономического и социального развития РК на2006-2010 годы и на период до 2015г.». Наиболее важными из них являются:
·   Расширение геологоразведки, т.е. геологическое обследование местности с цельюобнаружения полезных ископаемых
·  Интенсификация лесопользования, т.е.повышение интенсивности производства путем более полного использования каждойединицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительноститруда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных фондов.
Наиболее важными отраслями являютсянедропользование и лесопользование, т.к. именно они являются основнымисточником наполнения бюджета региона.
В перспективе приоритетное значениедля развития экономики республики будут иметь рациональное использованиеприродных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что добыча ипереработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающуюсреду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались земли, загрязнялисьповерхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источникамизагрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии,а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. В целяхпредотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимыреконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренноенаращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод.Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредныхспособов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а такжеразработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплекснойпереработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов,промышленных отходов.

Список использованной литературы
 
1.  Социальные перспективы и экологическая безопасность: Третий Северный социально-экологический конгресс. Сыктывкар, 18-20 апреля 2007г. – М.: Наука, 2008
2.  Экономика РК: итоги реализации экономической программы правительства РК на 2001 – 2005 г., Сыктывкар, 2006г.
3.  Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990г.
4.  Стратегия экономического и социального развития РК на 2006-2010 годы и на период до 2015г. Министерство экономического развития. Сыктывкар, 2006г.
5.  О стратегии экономического и социального развития Республики Коми. Правительство Республики Коми. Постановление от 27 марта 2006г. №45. Сыктывкар, 2006г.
6.  А.А. Каракчиев, Ю.С. Новиков, Ф.Ф. Рыбаков Экономика РК: история, современность, контуры будущего. Сыктывкар-Киров 2001 г.
7.  Полшведкин Р.В. Конакова О.И. Инвентаризация природно-ресурсного потенциала Республики Коми // Использование геоинформационных систем в управлении природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Коми. Материалы Научно-практической конференции. г. Сыктывкар, 2006 г. с.23-25.
8.  Методические положения по оценке потенциала развития муниципального образования. Российская академия наук, Уральское отделение Коми научный центр, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера. Сыктывкар, 2002г.
9.  www.mpr.rkomi.ru сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
10.  www.agiks.ru/ сайт Автоматизированной Геоинформационной Кадастровой Системы Республики Коми
11.  www.rkomi.ru/ официальный сайт Республики Коми