Российскийгосударственный социальный университет
Филиал в г.Чебоксары
Факультет: «Социальнойработы»
Специальность: «Психология»
Дисциплина: «Психологиятруда»
Кризисыпрофессионального становления
Выполнила студентка
Гр. ЗП-2-06 Владимирова Т. Н.
Проверил ст. препдователь
Тюкова О. А.
2009г.
Содержание
Введение
1. Типологиякризисов личности
2. Психологическиеособенности кризисов профессионального становления
3. Факторы,влияющие на кризисы профессионального становления
Выводы
Списокиспользованной литературы
Введение
Важное место впрофессиональном становлении личности принадлежит кризисам. Кризисыпрофессионального становления выражаются в изменении темпа и векторапрофессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловыхструктур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональнойпозиции. Это отмечали в своих работах психологи Л.И.Анцыферова, Н.В.Гришина,Э.Ф.Зеер, ЕА.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др. Знание психологическихмеханизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитыватьи конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход отних грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональныхнадежд, несостоятельностью профессиональной биографии.
Кризисыпрофессионального становления личности не стали еще предметом пристальногоизучения психологов. Кризисы же психического развития, возрастные и жизненныекризисы широко представлены в психологических исследованиях. Прежде чемрассматривать кризисы профессионального становления, проведем краткий анализинтерпретации различных кризисов личности.
1. Типология кризисовличности
В отечественнойпсихологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первогогода жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет(Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Форма,длительность и острота переживания кризисов заметно различаются в зависимостиот индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий,особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.
Кризисы детствавозникают при переходе детей на новую возрастную ступень и связаны сразрешением подчас острых противоречий между сложившимися у них формамивзаимоотношений с окружающими людьми, а также возрастными физическими ипсихологическими возможностями и притязаниями. Негативизм, упрямство,капризность, состояние повышенной конфликтности — характерные поведенческиереакции детей в период кризиса.
С14—16 лет изменение ведущей деятельности и социальной ситуации продолжаетинициировать возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущейдеятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная ипрофессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами профессиональногоразвития личности. Решающее значение в возникновении этих кризисов принадлежитсмене и перестройке ведущей деятельности. Разновидностью профессиональныхкризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческойнесостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональнойбеспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческихпрофессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.
Следующую группукризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания,бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции — все то, чтопорождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Этокризисы невротического характера. Они традиционно являются предметомисследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ
Нарядус названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласткризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условийжизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события,как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождениеребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие измененияиндивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических,временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительнымисубъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания иповедения.
Инаконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическимиобстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Этифакторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека.Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации исмысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей исопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такиененормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод,вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека,лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.
Общая схема соотношенияразных типов кризисов: а) нормативные кризисы: кризисы психического развития;кризисы профессионального становления — это все возрастные кризисы; б) ненормативные(необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод,безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройкасознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) — этовсе жизненные кризисы.
Рассмотренныешесть групп кризисов в жизни каждого человека переплетены, и когда отдельные изних совпадают, то кризисы протекают очень остро, конфликтно.
Предметомнашего анализа являются кризисы профессионального развития, а проведенныйтипологический анализ позволит рассматривать их на фоне других кризисов.
2.Психологические особенности кризисов профессионального становления
Вразвиваемой нами концепции профессионального становления личности выделеныследующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование иподготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичнаяпрофессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход отодной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления. Рассмотрим ихпсихологические особенности, следуя логике профессионального становления.
1. Профессиональноестановление личности начинается со стадии оптации — формированияпрофессиональных намерений. В 14—16 лет, в возрасте ранней юности, оптантыначинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей ужесформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление ожелаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план:продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Длякого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадииоптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости отпрофессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классахприобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональныхучебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональнуюнаправленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходитсмена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.
Кардинальноизменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновениежелаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризисаучебно-профессиональной ориентации.
Ядромкризиса является необходимость выбора способа получения профессиональногообразования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этомвозрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной наопределенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.
Деструктивноеразрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовкиили профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юношипопадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение частоявляется формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своейнеполноценности, отторгнутости, ненужности.
2.На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживаютразочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельнымиучебными предметами, появляются сомнения в правильности профессиональноговыбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Какправило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессиональногообучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебноймотивации на социально-профессиональную. Увеличивающаяся год от годапрофессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.
Таким образом, кризисревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит докритической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характерэтого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущейучебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяютвыделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становленияличности.
3. Послезавершения профессионального образования наступает стадия профессиональнойадаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовойдеятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новыйразновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственныхотношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и,конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.
Ужепри выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущейработе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вотнаступило время реального выполнения, профессиональных функций. Первые недели,месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся факторомвозникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаясяследствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимисяпредставлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельностиожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.
Переживаниеэтого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, егосодержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями,условиями работы и зарплатой.
Возможныдва варианта разрешения кризиса:
· конструктивный:активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опытаработы;
· идеструктивный:увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивноевыполнение профессиональных функций.
4. Следующийнормативный кризис профессионального становления личности возникает назавершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. Кэтому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно)выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свойсоциально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность всамоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью.Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшемпрофессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессиональногороста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляютсямысли о возможном увольнении, смене профессии.
Стабилизацияже всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнацииличности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами,иногда до ухода на пенсию.
5.Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичнойпрофессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное ивысокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы еереализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалистстановится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция,устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваютсясоциально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнениядеятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадиюпрофессионального развития, так как эти изменения приводят к существенномупреобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, котораяхарактеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.
Вомногих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельностиприводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливаетсянеудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшеесяк этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативныесценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии.Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации.Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят кразвитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизииподвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиесяпроизводственные отношения. Можно констатировать: идет перестройкапрофессиональной ситуации развития.
Возможныесценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамкахтой же профессии, переход на более высокую должность.
Однимиз продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадиюпрофессионального становления — стадию мастерства.
6. Стадиямастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполненияпрофессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессиональногоразвития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении.Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенностисобой, окружающими людьми.
Кризиснереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональнойсамоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход изнего — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная ипрофессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешениякризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, созданиеновой семьи, депрессия.
7. Следующийнормативный кризис профессионального развития обусловлен уходом изпрофессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы человекуходит на пенсию. Предпенсионный период для многих работников приобретаеткризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной ролии поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля иконтактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утратыпрофессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности(работники физического труда переживают его легче), семейного положения издоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы поподготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи,организовывать клубы досуга пенсионеров.
8.После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Онопроявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или сниженииэмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляетсянастороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постояннаяпогруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается такжепристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четкопрослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену.Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье,близких родственников, упущенные возможности. Эта неудовлетворенностьсовременной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностьюпрофессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем этобеспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологическойадекватности.
Каковы же способыпреодоления этого кризиса? Психологические исследования последних летпоказывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлениюбеспомощной старости. Л.И. Анциферова отмечает, что условием преодоленияразвивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленногоопыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. «Новыестарики» могут осваивать и новые профессии, не говоря уже осовершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности1.Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта вформе книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел ит.п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью. В настоящее времяактуальным становится обеспечение полноценной социально-профессиональнойдеятельности пожилых людей.
Мырассмотрели основные нормативные кризисы профессионального становленияличности. Каждый из них отличается своеобразием профессиональной ситуацииразвития и индивидуально окрашенными способами выполнения ведущей деятельности.Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождаетсяненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, каквынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы вработе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильныеэмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.
Кэффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становленияотносятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-профессиональныхкачеств личности как информационная основа коррекциипрофессионально-психологического профиля личности, тренинги личностного ипрофессионального роста, рефлексия профессионального развития и составлениеальтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальноеконсультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений. Психотехнологиипреодоления кризисов профессионального становления создают условия дляпрогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуютпрофессиональной самоактуализации работников.
Э.Ф. Зеер выделяетосновные факторы кризисов профессионального становления:
1. Сверхнормативнаяактивность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
2.Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочихмест, ликвидация предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологическиеизменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром«эмоционального сгорания»).
4. Вступление в новуюдолжность (а также — участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенностьпрофессиональной деятельностью.
6. Изменения вжизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебныйроман»).
Кризисычасто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своейкомпетентности и профессиональной беспомощности.
3.Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Основываясьна концепции профессионального становления личности, кризисы можно определитькак резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительныепо времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадиипрофессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, безярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящаяперестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новыецели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливаютсмену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений сокружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.
Подробнеерассмотрим факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Вкачестве детерминант могут выступать постепенные качественные измененияспособов выполнения деятельности. На стадии первичной профессионализациинаступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности,формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативноодобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок,проявить сверхнормативную активность либо смириться. Сверхнормативнаяпрофессиональная активность может выразиться в переходе на новыйобразовательно-квалификационный либо творческий уровень выполнениядеятельности.
Другимфактором, инициирующим кризисы профессионального становления, может статьвозросшая социально-профессиональная активность личности вследствие еенеудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательнымстатусом. Социально-психологическая направленность, профессиональнаяинициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят кпоиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей еесовершенствования, а также к смене профессии или места работы.
Вкачестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступатьсоциально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидацияпредприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд нановое местожительство и др.
Факторами,обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастныепсихофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности,ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальнаябеспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.
Профессиональныекризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсахна замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.
Наконец,фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенностьпрофессиональной деятельностью. Кризисы профессионального развития могутинициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв вработе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» ит.п.).
Кризисныеявления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своейкомпетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисныеявления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чемтребуется для выполнения нормативной работы. Как следствие возникает состояниепрофессиональной апатии и пассивности.
Л.С.Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую,собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазепроисходит обострение противоречия между субъективной и объективнойсоставляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречиеначинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической —противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.
Основываясьна этих положениях, можно анализировать кризисы профессионального развитияличности.
1.Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенностисуществующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами еереализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегдаотчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе,раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями ит.п.
1.Критическая фаза отличается осознаннойнеудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются вариантыее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни,усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт,который становится ядром кризисных явлений.
Анализконфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типыконфликтов профессионального развития личности:
■ мотивационный,обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспективпрофессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок,позиций;
■ когнитивно-деятельностный,детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществленияучебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
■ поведенческий,обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе,неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением вгруппе, уровнем зарплаты и т.п.
Конфликтсопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализомсвоих возможностей и способностей.
3.Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешенияконфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный идеструктивный характер.
Конструктивный выход изконфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новыхспособов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, сменуместа работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует отличности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершенияпоступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.
Профессионально-нейтральноеотношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушиюи пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональнойдеятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.
Деструктивныепоследствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональнойапатии, пьянстве, безделье.
Выводы
1. Кризисыпрофессионального становления выражаются в изменении темпа и векторапрофессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы,выступают:
· возрастныепсихофизиологические изменения;
· изменениесоциально-профессиональной ситуации;
· качественнаяперестройка способов выполнения профессиональной деятельности;
· тотальнаяпогруженность в социально-профессиональную среду;
· социально-экономическиеусловия жизнедеятельности;
· служебныеи жизненно важные события.
Кризисымогут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженныхизменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическуюнапряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой.
2. Кризисныеявления — неотъемлемый атрибут динамического процесса профессиональногостановления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Оназависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном еепрохождении человек редко осознает данное явление как кризис.
3. Наступлениекризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениямиспособов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностьюличности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастнымипсихофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностьюпрофессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессиональногостановления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чащевыделяется социально-профессиональная активность.
4. Переживаниекризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональнойнаправленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируютпрофессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило,поднимается на более высокий уровень развития.
Личность,находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологическойподдержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказатьпрактические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являютсятренинг личностного и профессионального роста. Семинары по выработкеальтернативных сценариев профессионального становления, составлениепсихобиографий и траекторий профессионального становления личности
Списокиспользованной литературы
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2002.
2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2004.
3.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,2002.
4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
5.Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара,2000.
6.Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2000.
7.Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.