Московский Государственный Университетфакультет психологииКурсовая работана тему Д Р У Ж Б А ОрловА.И.вечернееотделениеII курс,21 группа1994 г.Чтотакое дружба? Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимаетодно из важнейших мест среди потребностей человека.Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которогопроявляются и формируются
межличностные взаимоотношения МО .При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества,отсюда и вытекают МО. Важнейшая черта МО – их эмоциональная основа. Это значит,что они возникают и складываются на основе определенных чувст, рождающихся у людейпо отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людейи разъединяющими их.Если углублятся в МО, то столкнемся с более личностным общением, например,с интимно-личностным.
Это соучастие партнеров в проблеммах друг друга, возможностьразделить с другими свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общениевозникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманиеммыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностныхотношениях происходит самоактулизация индивида, чему в наибольшей степени способствуютвысшие формы интимно-личностного общения – дружба и любовь.
В данной работе хотелось бы рассмотреть, что же такое дружба, какие бываютдружеские отношения, е разновидности виды и типы, как понимали и оценивали дружбулитераторы. Сначала рассмотрим элементы психологии дружбы атракция, эмпатия,так как в дружеских отношений они являются главными организующими. Психология дружбы. Атракция. Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиямимежличностной атракции. Слово атракция обозначает буквально притяжение,влечение. В социальной психологии понятие межличностной атракции определяюткак когнитивный познавательный компонент эмоционального отношения к другому человеку,или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонентмежличностного восприятия. Психологияатракции охватывает 1. потребности субъекта, побуждающие его выбиратьтого или иного партнера 2. свойстваобъекта партнера , стимулирующие интерес
или симпатию к нему 3. особенностипроцесса взаимодействия, благоприятствую-щие возникновению и развитию диадических парных отно-шений 4. объективныеусловия такого взаимодействия например, принадлежность к общему кругу общения . Эмпатия. В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способностьпонимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщатьсяк эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Анализируя существующиеопределения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся 1
понимание чувств, потребностей другого 2 вчуствование в событие, объект искусства, природу 3 аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы 4 свойство психотерапевта.Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личностипонимание эмпатии, предложенное Даймонд Эмпатия – воображаемое перенесениесебя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу .В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающееэффективное
взаимодействие с больными.Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта – это одновременноакт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта – эстетическогонаслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию сним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходити для людей. Понятиедружбы и е значения. Прежде всего слово дружба имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время.Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различнымтипам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образомдружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба,
а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическимидеятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинствеслучаев слово дружба имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.Значение первое знакомые. Большинство людей,которых мы считаем своими друзьями, на самомделе всего лишь
наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкиминам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с нимипрекрасные отношения. Но нет полного откровения,мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки.
Если к ним приходит успех, если они получаюткакую-нибудь награду или на них сваливается неожиданное везение, мы не радуемся за них, какза самих себя ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда.Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, этоне посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но зачем женазывать дружбой столь различные на самом деле типы отношений? Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается исейчас.Значение второе коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья – это те, кто сражаетсяна нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой – враги.В такой солидарности нет ничего личностного.Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня друг, но я ничего о нем не знаю.
К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христианезовут друг друга братьями или друзьями, социалисты – товарищами, фашисты – камрадами.Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.Значение третье функциональные отношения. Ониотносятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с утилитарной дружбой такова дружба между компаньонами илимежду политическими
деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви,они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюдаже входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегамипо работе и между соседями по дому.Значение четвертое симпатия и дружелюбие. Мы подходим,наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которымимы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно.
Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.Что же в таком случае понимаем мы под словом дружба ? Интуитивнооно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем довериеи откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинстволюдей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучивогромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы Друг – это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает,что этот другой испытывает к нему те же чувства . Это определение Райзманаставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств. Типы дружбы.Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям детская, юношескаяи взрослая. Здесь рамссмотрим только юношескую и взрослую. Юношеская дружба.
Юность – период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками,групповой жизни и т.д.В основе юношеской тяги к дружбе – страстная потребность в пониманиидругого и себя другим и самораскрытии. Счастье – это когда тебя понимают говорит юный герой фильма Дожив м до понедельника .Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Дружба иногда выступает и как своеобразная формапсихотерапии, позволяя молодым выразить
переполняющие их чувства и найтиподтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайноэмоциональна. И выраженна эмоциональность не столько в словах и предложениях,сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговор нности, недомолвках, которыеподросток при вс м желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят доего друга-собеседника тончайшие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным инепонятным
для постороннего слушателя. Этот пустой разговор психологическиважнее и значительнее содержательной светской беседы о высоких материях Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечаютреальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в такихслучаях обычно кратковременны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажетсяболее или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижаeт эмоциональныйнакал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности,чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Дружба взрослых. В юности дружба, как мы видели, занимает привилегированное, даже монопольноеположение в системе личных отношений и привязанностей. С появлением новых, взрослых привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированноеположение. Три момента особенно важны для понимания психологических
отличий дружбывзрослых людей от юношеской дружбы 1 относительное завершение формирования самосознания 2 расширение и дифференциация сферы общения и деятельности 3 появление новыхинтимных привязанностей.Также меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость кразличиям – один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития.Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка.
Юношиуже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-такипонимается как нечто тотальное. Виды дружбы. Духовная дружба – взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищ н и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, закем ты признаешь это право.
Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствуетсебя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которыхнет у него самого.Творческая дружба – это оба друга сохраняют свою ярко выраженнуюиндивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждогоиз друзей, придать законченный характер их индивидуальности. Будничная дружба может существовать и развиваться только приусловии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о томо с м. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа. Врачи,например, чаще всего дружат с врачами. Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподомдружбы
творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерното, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружескойпаре, у которой есть дети, можно со всейочевидностью говорить о дружбе семьями. Разновидности дружбы. Понятие романтической дружбы крайне неопределенно. Оно то обозначаетдружбу эпохи романтизма, включая и предшествовавший ей период бури и натиска ,то соотносится со специфическими представлениями о дружбе, имевшими хождение в кругунемецких поэтов-романтиков, то
ассоциируется с психологическим типом романтическойличности .Если отвлечься от психологических нюансов, романтический канон дружбы означал,во-первых, резкое повышение требований к ее интимности и экспрессивности и, во-вторыхассоциацию истинной дружбы с той частью жизни человека, которая приходитсяна юность.В эротической дружбе нет места обольщению и жeланию распоряжатьсясудьбой другого, иметь над ним власть. Настоящая эротическая дружба – это бескорыстный, благородный порыв, направленный
на то, чтобы совершенствоватьсясамому и помочь в этом другому. Без мелочных подсчетов всех за и против , без желания удержать, повелевать, влиять, направлять. Друг принимаетсвоего друга с любовью и старается доставить ему радость. Неважно, ждал ли он его,или тот пришел неожиданно. Друг отдает, ничего не прося взамен, и получает, ничегоне спрашивая. Если эротике удается вс это освоить, а иногда ей это удается, онаможет жить рядом с дружбой. В противном случае она ее разрушает. Возникновениедружбы. Встреча. У нас могут быть в течение всей жизни прекрасные отношения с соседями илис коллегами по работе, но никто из них не станет нашим другом. И в то же время мыможем считать другом или подругой человека, с которым мы виделись всего один-два раза и который жив т далеко от нас.
Выясняется, однако, что толькос ним нам хорошо и хочется проявить то лучшее, что в нас есть. Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как скачок. В какой-томомент мы вдруг начинаем испытывать сильныйприлив симпатии, интереса к другому человеку, он становится нам близок. Если мыдавно с ним знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни.Назовем это явление встречей. Встреча- это конечное событие, сгусток времени.
Для дружбы важны только эти минуты наивысшейинтенсивности жизни. Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такаявстреча всегда неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству нашихзнакомых мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе. Дружба – это сложное переплетение встреч, и каждая встреча – испытание,она может принести успех и разочарование.
В отличие от влюбл нности мы можем дажене вспоминать о друге от встречи до встречи.Взаимодействие 2-х людей переда т схема американского психолога Дж. Левинджера. 0. Нулевой контакт. Два несвязанных лица. 1. Осознание. Односторонние установки или впечатления, без взаимодействия. 2. Поверхностный контакт. Двухсторонние установки, некоторое взаимодействие.
3. Взаимоотношения. Пересечение двух личностей образующие дружеское Мы Ступенидиадического взаимодействия Я Другой Я Другой Я Другой Я Другой Другой психологически ещ не существует для Я, не представляет для него никокого интереса. Односторонняя атрак-ция, познавательный инте-рес или эмоциональное влечение, расположение к другому. Атракция стимулирует поверхностный поведенчес-кий контакт, взаимодейст-вие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друг. Общность деятельности, интересов и установок постепеннопорождает реа-льное взаимопересечение личностей, от частного, не-значительного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сли-ваются в неделимое Мы. Кто есть друг? В разговорном языке слово друг имеет множество значений.
Оноозначает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, ктонам близок. Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, существует еще одно значение интимный друг,которого мы любим и который любит нас. Этот последний тип дружбы относится к болееузкому разряду межличностных отношений – к отношениям, построенным на любви. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем в виду определеннуюформу любви,
существующей между людьми.Друг никогда не лжет нам и говорит с нами только на языке правды. Мы слушаемего внимательно и беспристрастно, стараясьпонять и трезво оценить то, о чем он говорит. Никаких призраков и никакой театральности. Его опыт несет в себе пафос чувстви трезвость разума. Поэтому он обогащает нас, возвышая эмоционально и интеллектуально.Человек знаком нам настолько, насколько нам известна его жизнь в каждыйотдельный момент.
Поэтому, беседуя с кем-нибудь из своих знакомых, мы спрашиваемо его планах, скажем, на лето Кудасобираешься в отпуск? Вопрос о будущемдополняют сведения о прошедшем Куда вы ездили зимой? Как провели Рождество? Если мы встретились с людьми, которые не очень нам близки, и не знаем, о чем говорить,мы будем говорить о погоде. Но и тут, поговориво сегодняшней погоде, мы сравним ее со вчерашнейи выразим ваши пожелания по поводу погоды в ближайшие дни.А вот друзья, встретившись даже после многолетней разлуки, ничего не выспрашивают друг у друга.Они не станут обрушивать друг на друга ураган вопросов, чтобы выяснить, что делал каждый, и восстановить день за днем прошедшее. Более того, прошлое какбудто и вовсе их не интересует. Они сразу начинают говорить о том, что у них надуше в настоящий момент. Каждый из них, без предварительной подготовки, максимально расположен к восприятию нового.
Друзья, которые,встретившись, говорят друг другу А теперь я расскажу все по порядку или Расскажи о себе это не настоящие друзья. За подобными общимифразами ничего не стоит. Мы не выбираем в друзья людей, которых не уважаем. Я не стану все время мысленно беседовать с человеком, которого считаю негодяем, искать совета у предателя.Дружба – это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее,
чем к тем, кто находитсяза пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми. Бывают такие ситуации в жизни когда нам плохо, например. Именно в такиемоменты друзья всегда оказываются рядом. Друзья – это те, кто помогает нам в нашихпоисках, кто разделяет с нами нашу тревогу, борется вместе
с нами за наши интересы,у кого те же, что и у нас, объекты любви. Настоящий друг оста тся рядом с нами ипомогает нам, когда все остальные уходят. Настоящий друг проходит через испытанияборьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он выбирает нас вместо кого-то другого.Без выбора нет дружбы. Ситуация придает выбору драматизм, делает его необратимым,отрезает путь назад.
Друг – это тот, кто выбирает меня вместе с моими проблемами.Но отправиться на поиски друзей должен я сам. В тяжелые минуты я прежде всегообращаюсь за помощью к друзьям. Одни решаются пойти со мной, другие – нет. Всякаяситуация потери действует как естественный отбор она выделяет те отношения, которымсуждено выжить и иметь продолжение. Помогая другу мы помогаем и себе, ведь можетслучится так, что мы поменяемся с ним ролями. Жертвой окажется он, а мы бросимсяему на помощь. Жить рядом, разделять все переживания другого означает вместе боротьсяс потерями, вместе выступать против сил зла. А значит, и обретать со временем общие объекты любви. Ими становятся наши близкие,его близкие, мы – объект его любви, он – объект нашей любви. Так рождается и крепнет дружба. Морально-этическиестороны дружбы. неписанныеправила дружбыОбменДелиться
новостями о своих успехахВыказывать эмоциональную поддержкуДобровольно помогать в случае нуждыСтараться, чтобы другу было приятно в твоем обществеВозвращать долги и оказанные услуги ИнтимностьУверенность в друге и доверие к немуОтношение к третьим лицамЗащищать друга в его отсутствиеБыть терпимым к остальным его друзьям Не критиковать друга публично Сохранять доверенные тайны Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого
Взаимная координацияНе быть назойливым, не поучать Уважать внутренний мир и автономию друга Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками,так как они отвечают всем четырем критериям – единодушно признаются важными для дружбы – отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся – отличают высоко оцениваемые отношения от низко оцениваемых – несоблюдение этих правил считается вероятной и уважительной причинойпрекращения дружбы.
Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяютотличить близких друзей от менее интимных. Иными словами, они важны для обычныхуровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены близкие друзьяне считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторуюназойливость.Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям они считаютсяважными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубиныдружеских отношений от них не зависит. Эти правила – избегать публичной критики,хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого- неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях.Нарушениенекоторых правил воспринимается как естественная причина прекращения дружбы например,несоблюдение норм доверия и взаимного уважения ведет к ухудшению отношений, а нарушениеправил, предотвращающих конфликты, вроде запрета вторгаться во внутренний мир партнера к разрыву.
Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящегоиз пяти фаз 1. Атракция, предшествующая зарождению отношения.2. Период формирования отношения.3. Продолжение отношения, означающее либо а его рост и укрепление, б поддержание достигнутого уровня, в снижение уровня неустойчивости.4. Ослабление или ухудшение отношения.5. Прекращение отношения в результате смерти одногоиз партнеров или разрыва.
Дружба – это этическая форма любви. В отличие от других форм любви онавыбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое orношениек нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегдаозначает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому,огромной безликой массе других.Дружба – это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встречаравных.
Двое могут стать друзьями, даже еслиу них разное экономическое и социальное положение,но только при том условии, если они встретятсякак два свободных независимых человека, обладающиходинаковой властью и равным достоинством.Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы бер м себе за правилобеспрерывно пользоваться помощью друга.Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров как они определяют природу своих отношений видят ли в них дружбу, любовь или простоезнакомство , какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружескихотношений – стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.Дж. Аллан например, утверждает, что дружба – это качественная характеристика отношений, а не сам по себеобъективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социальногоположения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправесчитать их друзьями.
Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятсяими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях,каждый из них начинает желать добра другомубескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне. Дружбаи Эротика. Психоаналитики считают, что в основе всех межличностных отношений лежитэротика. Любая межличностная связь – будь то любовь или дружба, достигает своей сущности, становится подлинной, только раскрыв свою эротическую природу. Такова концепция некоторых психоаналитических школ таких,
какшкола Вильгельма Райха . Все, что не находит своего выражения в чисто эротической форме, является, по мнению психоаналитиков, результатом либо самоустранения, либо сублимации.Эротика видит в человеке только эротические свойства и ищет не самого человека,а новые ощущения. Молекула влюбленности – состояние зарождения, постоянно возобновляющеесячувство к одному и тому же человеку. Молекула дружбы – встреча, а сама дружба -цепь встреч с одним и тем же человеком.
Молекулаэротики – новое ощущение. Эротические отношения продолжаются до тех пор, пока эротическиеощущения, эротическое наслаждение остаются необычными, из ряда вон выходящими.Если эротика не находит этого в одном человеке, ей приходится искать другого.Назначение влюбленности – создать коллективную структуру пару. Назначение дружбы – пройти вместе жизненный путь,плечом к плечу, преданно и честно. Цель эротики – дать друг другу необычайное наслаждение.Эротическое наслаждение происходит от слияниятел, от исчезновения на какое-то мгновение собственной идентичности. Во влюбленности два человека соединяются, чтобысоздать новую общность, новое мы , которое имеет тенденцию продлеватьсвое существование и изменять действительность.В эротике всегда два человека стремятся соединитьсяна время, отказываясь при этом от своей физической
и психической индивидуальности.Есть разные формы дружбы. Некоторые друзья проводят рядом друг с другомвсю жизнь. Другие встречаются редко или дажетолько в исключительных случаях, тем не менееу них дружба – настоящая. С другой стороны, эротическое влечение может породить отношения, которые будут продолжаться очень долго. Для дружбы главное не продолжительность и регулярность общений, а встреча.
Именно здесь нужно искатьее отличие от эротики.Если я говорю любимому человеку будем друзьями , это означает,что я его больше не люблю. Дружба тоже является формой любви, но совершенноиной. А эротику нельзя даже считать одной из форм любви. По своей природе она неспособнасоздавать прочные отношения. Она не является, как говорят психоаналитики, постоянным целенаправленным вкладом или, по крайней мере,
не бываеттаковым в большинстве случаев. Поэтому эротика не противопоставляет себя другимформам любви, она может соединяться с ними, образуя различные сочетания.Взаимоотношения эротики и дружбы ещ сложнее. Дружба включает в себя гораздобольше разнородных элементов, чем эротика. Обычно в отношениях между двумя поламинаступает такой момент, когда встреча может повернуть и в сторону эротики, и в сторонудружбы. Почти всегда та или другая сторона совершает выбор. Тем не менее дружба может уживаться с эротикой.Дружба между двумя разнополыми людьми, которыесостояли или состоят в эротических отношениях, возможна. То же самое относится и к людям одного пола, если речь идет о гомосексуалистах.Это объясняется тем, что дружба живет своей, независимой жизнью, не испытывая потребностив эротике, и легкомыслие, свойственное последней,никак ей не угрожает.Эротика не рождает дружбу, но дружба совместима с эротикой.
Для эротическойдружбы очень важна цепь встреч. А кроме того – откровенность, доверие, душевная чистота. Если все это есть, дружба может существовать рядом с эротикой, так же как она существует рядомс любовью, возникшей из влюбленности. От последней она отличается тем, что не ревнует, не требуетдля себя никакой исключительности, не претендует на полное и постоянное обладание.Эротика всегда бывает придатком дружбы, е несущественной деталью.
Поэтыо дружбе. Молодой В. А. Жуковский в дневниках и переписке определяет дружбу как главнуюжизненную добродетель, пишет о своем желания сделаться достойным дружбы .Для него дружба есть все, только не в одном человеке, а в двух много в трехили четырех, но чем больше, тем лучше . Высшей похвалой себе он считает, еслио нем скажут, что он истинный друг .У поколения А. С. Пушкина стиль дружбы уже иной. Тема дружбы занимает важноеместо в творчестве великого
поэта. Однако на разных этапах его жизни и творческогопути эта тема получает несколько иное поэтическое звучание. В произведениях лицейскогопериода например, в стихотворении Друзьям дружба описывается преимущественнов анакреонтовских тонах бесшабашного группового веселья, перемежающегося настроениямиэлегической тоски и грусти. Тема дружеской пирушки, где просторен круг гостей,а кружок бутылок тесен Веселый пир , близка сердцу молодого поэтаи после выхода из лицея. Однако он уже познал эфемерность подобных радостей и отношений.В стихотворении Дружба 1824 г. поэт глубоко задумывается над тем,что составляет суть дружеских отношений. Что дружба? Легкий пыл похмелья,Обиды вольный разговор,Обмен тщеславия, бездельяИль покровительства позор. Для зрелого Пушкина блаженство дружбы не просто время, проведенноеза бутылкой и праздным разговором,
а приют любви и вольных муз, где с нимиклятвою взаимной скрепили вечный мы союз Из письма к Я. Н. Толстому .Друзья в понимании поэта – это уже не просто товарищи детских игр и юношеских пиров,которым даны златые дни, златые ночи , не просто веселые, интересныесобеседники, а прежде всего единомышленники.Пушкин свято верит в нерушимость дружеских связей, способных противостоятьвсему окружающему миру Друзья мои, прекрасен наш союз!Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспеченСрастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Все те же мы нам целый мир чужбина Отечество нам Царское Село. Приведенный отрывок – из стихотворения 19 октября , написанногонезадолго до восстания на Сенатской площади. Верность светлым идеалам юности и дружбы – важнейшая нравственная ценностьи принцип
пушкинского поколения. Недаром обращенные к декабристам пушкинские слова Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье прямо перекликаютсяс Прощальной песнью воспитанников Царскосельского лицея , написаннойА. А. Дельвигом и исполненной на выпускном акте Храните, о друзья, хранитеТу ж дружбу с тою же душой,То ж к славе сильное стремленье,То ж правде – да, неправде – нет,
В несчастье гордое терпенье,И в счастье – всем равно привет! Можетли отец быть другом сыну и наоборот? С одной стороны Да , а с другой. Отец должен руководить своим сыном, должен быть для него авторитетом,в то время как братья в большинстве случаев не признают друг за другом подобных прав. Дружба требует равенства.Отношения отец – сын предполагают пусть всего лишь потенциальное, но неравенство.Бывают моменты, когда отец чувствует себя другом своего сына и не вспоминает о своей роли руководителя. Ноесли вдруг сын повел себя недостойно или попал в опасную ситуацию, отец должен вспомнить о своем отцовском долге. Нравственнаясторона дружбы. Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизнии невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности.
Ипоэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба соблюдает договоры и считает, что получить доверие другаможно, только заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной.Друг хочет нам добра не на словах, а на деле,он всегда рядом в трудную минуту.
А тот, кому друг помогает, не должен пользоватьсяэтим в корыстных целях или надоедать изъявлениямисвоей благодарности. Дружба не терпит обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких условиях. В дружбе нужноуметь увидеть достоинства другого и оценить их. Друг – всегда человек открытый,жизнелюбивый, веселый. Он не может быть занудой,приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас подарками,
иначе он вызывает в нас потребность постоянноотвечать ему тем же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответна благодарность Не за что . Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалыдружбы. Она не требует, чтобы ей отдали вс ,не заставляет целовать прокаженных, лжесвидетельствоватьв суде. Для нее не обязательно даже, чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует,должно быть выполнено неукоснительно. Еслиже требования дружбы не выполняются, она выносит осуждающий приговор. А осудив однажды,вряд ли уже когда-нибудь простит. Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу.
Она просто исчезает. Если е идеал не осуществляется, дружба уходит. Может быть, ни в одном типе человеческихотношений реальное не приближается настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба так ранима и почему так много людейразочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила е игры. Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Дружба существовала в эпоху
Конфуция и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальнаямодель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели,мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.Чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бысозвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда
с однимиз друзей нас связывают общие интеллектуальныеинтересы, с другим воспоминания молодости, с третьим – эстетическиепереживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе бытьглубокой, искренней и устойчивой.Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать.Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное,например лжесвидетельствовал бы в нашу пользув суде. Если мы требуем этого, то нарушаемосновные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целикомбазируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, от дружбы ничего не остается.Утверждение единственности, несравненности друга равносильно признаниюего абсолютной ценности. И в том одновременно – нравственный императив и психологическаясущность дружбы.
У меня есть друг, я люблю – значит, я существую. М.Пришвин. Л и т е р а т у р а 1. Гаврилова Т.П Понятиеэмпатии в зарубежной психологии, ВП-75 22. Гозман Л.Я Психологияэмоциональных отношений, МГУ 1987.3. Дубовская Е.М УлановскаяИ.М К вопросу о роли при различных условиях взаимодействия в паре В кн. Психологическиепроблеммы обучения.4. Кон И.С
Дружба. психолого-этический очерк , М 1987.5. Кон И.С Психологияранней юности М 1989.6. Кон И.С Психологияюношеской дружбы М 1973.7. Покровский под ред. ,Лабиринты одиночества Сборник американских статей.8. Пушкин А.С Собр.соч. В 10-ти т М Л. 1949, т.2.9. Фридман Л.М Кулагина И.
Ю Психологический справочник учителя М 1991.10. Francesco Alberoni,Дружба и Любовь М 1991.