Галахические основы охраны природы в Вавилонском Талмуде

Галахические основы охраны природы в Вавилонском
Талмуде

А.И. Казанник, Омский государственный университетет,
кафедра государственного и муниципального права

Древняя
Палестина входила в огромный район, который в библейские времена называли
“Плодородным полумесяцем”. На ее равнинах росли ячмень, виноград,
смоковницы и финиковые пальмы, паслись многочисленные стада крупного и мелкого
скота. Многие города были окружены крепостными стенами с мощными башнями, за
которыми население могло укрываться от нередких набегов кочевников из-за
Иордана, угонявших скот и разграблявших собранный урожай.

Хозяйственная
деятельность потомков Авраама оказывала глубокое воздействие на природу Палестины.
В непосредственной близости от населенных пунктов сводились леса, уничтожались
дикие животные, исчезали в результате собирательства съедобные и лекарственные
растения, загрязнялись водоемы. Во всех сельскохозяйственных зонах происходила
замена естественных ландшафтов аграрными, разрушались склоны холмов, набирала
силу ветровая и водная эрозия почв, надвигалась пустыня. Неизбежными спутниками
гидротехнического строительства становилось заболачивание и засоление земель. В
силу этих причин у евреев Палестины сложилась уникальная система использования
естественных ресурсов и сбережения природной среды.

Во
всех странах мира охрана природы последовательно осуществлялась в таких
организационных формах, как народная, частная (частнособственническая), государственная
и общественная. Каждой форме соответствовала своя система социальных норм,
регулирующая отношение человека к среде его обитания.

Народная
базировалась на религиозных нормах, а также на сложившихся в практике
природопользования обычаях и традициях. В этих нормах были сформулированы
многочисленные предписания и запреты на использование отдельных видов природных
богатств. Верующие воспринимали их как повеления сверхъестественных сил.
Исполнение норм обеспечивалось эффективными санкциями, в том числе и мерами
принуждения, применяемыми к их нарушителям служителями культа. Обычаи и
традиции отражали образ жизни коренного населения, опыт использования природных
богатств, взгляды на природу, передаваемые от поколения к поколению Они
соблюдались в силу привычки, внутреннего убеждения и под воздействием
общественного мнения.

Частная
(частнособственническая) форма стала реальной с появлением института частной
собственности на природные ресурсы. Частный интерес, по существу, превратился в
единственный регулятор общественных отношений по использованию богатств
окружающего мира. С его учетом определялся правовой статус собственников, их
имущественные связи, институт наследования природных ресурсов. Охрана природы
составляла лишь придаток частного права природопользования.

Государственная
охрана появилась в результате дифференциации частного и публичного интересов,
осознания жизненной необходимости сохранения окружающей среды. Если для
собственников преимущественное значение имело использование природных ресурсов,
получение сиюминутной выгоды, то для государства особую актуальность
приобретала охрана природы. В содержании природоохранных норм нашел яркое
выражение общественный интерес. Наглядным подтверждением тому могут служить
правовые установления об охране природы, сформулированные в Законнике Хаммурапи
(1792-1750 гг. до н.э.), указах древнеиндийского императора Ашока (242 г. до
н.э.), Русской правде (1113 г.), знаменитом Соборном уложении (1649 г.).
Практически все они были направлены на создание и укрепление правовой основы
государственной охраны природы, защиту общественного, публичного интереса.

Общественная
охрана природы зародилась в научных кругах стран Западной Европы в середине XIX
века. Именно тогда появились первые общественные организации по охране природы,
которые своим научным авторитетом заставляли государственные органы проводить
отдельные неотложные мероприятия по защите природной среды. Регулятором
природоохранных отношений в данном случае выступали корпоративные нормы.

Уникальность
охраны природы в древнем Израиле заключается в том, что по форме она была
одновременно народной, частной (частнособственнической), государственной и
общественной. Все природоохранные галахи Талмуда представляют собой как
простейшие компиляции народных обычаев и традиций охраны природы, так и
основанные на Торе религиозные предписания древнееврейских Мудрецов, правовые
нормы государства и корпоративные нормы наиболее развитых общин. Их реализация
обеспечивалась общественным осуждением нарушителей правил природопользования и
охраны природы, суровыми религиозными санкциями, мерами государственного
принуждения и в крайних случаях изгнанием из еврейской общины.

Согласно
галахам Талмуда все земельные угодья нашей планеты подразделялись на Земли
Израиля и Земли народов. Первая категория земель обладала особой святостью. Они
подлежали охране от осквернения чужестранцами, самовольного захвата,
переуплотнения во время выпаса скота, опустынивания. Любые сделки с иноверцами
по поводу земель считались недействительными. Угодья должны были использоваться
только для нужд еврейского народа, для получения благословенных плодов
(БеМидбар 34:1-12).

В
древнем Израиле различали три типа земель: частные, общественные и земли общего
пользования, которые находились в частной собственности, собственности
еврейских общин и в собственности государства. Все землевладельцы должны были
принимать необходимые меры по их охране и рациональному использованию.

В
Талмуде нет специальных галах о подразделении земель на категории в зависимости
от видов землепользования. В нем используется термин “промежуточные
земли”, который совершенно не известен современному экологическому праву.
По мнению древнееврейских Мудрецов, этим понятием обозначались: открытая степь,
горы, земли, занятые лесами и водоемами.

Для
сохранения крупных землевладений было установлено правило купли-продажи
близлежащих участков. Собственник участка обязан использовать все возможности
для продажи его тому землевладельцу, чье поле граничило с угодьями, подлежащими
отчуждению ( Дварим 6: 18).

В
древнем Израиле хорошо понимали важность севооборотов и паровых полей для
защиты земель от ветровой и водной эрозии, для сохранения плодородных почв. В
последний год семилетнего цикла (“год пропуска”) разрешалось
использовать только почвозащитные способы обработки земель, сеять и высаживать
лишь определенные виды растений, оставлять десятую часть земель под паром
(Тосфета 8; Вавилонский Талмуд 105). В остальные годы цикла запрещалось
выращивать злаковые, зелень, стручковые и бобовые растения в винограднике
(Дварим 22:9), поскольку это ухудшало структуру почв, снижало их плодородие,
урожайность винограда.

Чтобы
обеспечить строгое соблюдение данной галахи Талмуда, древнееврейские мудрецы
установили дополнительные запреты. Растения, выросшие в винограднике, были
запрещены для использования в хозяйстве, а также запрещены для потребления и
плоды самого виноградника или приготовленное из них вино.

В
Талмуде сформулирован правовой институт под своеобразным названием –
“яма”. Говоря современным языком, – это правила, определяющие порядок
рекультиваций нарушенных земель. Если хозяйствующий субъект нанес ущерб
общественным землям или землям общего пользования, то земли следовало привести
за его счет в первоначальное состояние.

Кроме
специальных галах, на Земли Израиля распространялись и общие законы Талмуда,
связанные с обработкой почвы, посевом, посадкой и сбором урожая
сельскохозяйственных культур. Они регулировали порядок производства
земледельческих работ, определяли способы внесения удобрений, устанавливали правила
сбора урожая, отделения части урожая служителям культа. Если эти предписания
нарушались, то нельзя было использовать урожай для приготовления пищи или на
корм скоту. Урожай считался ритуально нечистым.

Особой
охране подлежали водоемы, которые использовались для хозяйственно-питьевого
водоснабжения. Талмуд именует их не иначе как “живая вода” или
“источник жизни”. Вода из них могла использоваться и для очищения от
любых видов ритуальной нечистоты (Ваикра 11:36).

Галахи
Талмуда обязывали принимать необходимые меры по охране “живой воды”
от загрязнения и засорения. Они выражались в расчистке родников и малых рек,
залуживании и облесении берегов, благоустройстве подходов к водоемам,
строительстве плотин, проведении сложных гидротехнических мелиораций. За
осквернение “источника жизни” предусматривалась смертная казнь.

В
Талмуде не встречаются общие по своему характеру галахи, регулирующие порядок
охраны лесов и недревесной растительности. Священными и неприкосновенными
объявлены лишь четыре вида растений: финиковая пальма, мирт, ива и этроговое
дерево. По закону ветви финиковой пальмы, ивы и мирта, а также плоды этрогового
дерева могли использоваться только при совершении религиозных обрядов на
празднике Суккот (Ваикра 23:40).

Кроме
того, предписывалась практически абсолютная охрана садов, произраставших на
Земле Израиля. Запрещено было уничтожать фруктовые деревья даже в зоне военных
действий или при осаде города (Дварим 20:19).

Были
сформулированы многочисленные запреты на использование отдельных видов диких
животных, которые считались ритуально нечистыми: все виды коротконогих
млекопитающих, пресмыкающиеся и насекомые (Ваикра 11:43). Полезные свойства
других животных или продукты их жизнедеятельности могли использоваться для
хозяйственных нужд. Однако охота разрешалась только на парнокопытных, жвачных
животных (Дварим 14:5). Запрещалось разорять гнезда диких птиц, забирать птицу
или птенцов из гнезда (Вавилонский Талмуд 141). При сборе винограда на ветках
следовало оставлять для птиц маленькие грозди ягод. В этих же целях на полях
оставлялась определенная часть неубранного урожая ячменя и пшеницы (Дварим
24:21).

В
древнем Израиле не допускалось жестокое обращение с домашними животными. Закон
запрещал без крайней необходимости причинять им боль. Согласно галахе, этот
закон вытекал непосредственно из Торы и воспринимался верующими евреями как
повеления Всевышнего.

Под
угрозой сурового наказания Талмудом запрещалось причинять какой-либо ущерб
природному объекту, который служил предметом почитания или паломничества
верующих евреев. Однако данное правило не распространялось на природные
объекты, которым поклонялись чужеземцы.

Особо
охраняемые объекты природы в древнем Израиле выбирались настолько удачно, что
их с полным основанием можно считать историческими прообразами современных
заповедников, заказников и памятников природы.

В
древнейшем своде еврейских законов не было специальных норм об охране природы в
целом. Они стали достоянием цивилизованных стран лишь в конце XX века, когда
люди осознали системное строение биосферы, всю сложность взаимосвязей в
природе. Тем более удивительно, что в Талмуде имеется резервная галаха –
“Не уничтожай!”, которую древнееврейские мудрецы распространили на
все объекты материального мира, в том числе и объекты природы. Она установила
запрет уничтожать или портить любой объект, который имеет ценность и может быть
использован (Дварим 20:19).

Таким
образом, галахи Вавилонского Талмуда в своей совокупности составляли самобытную
систему правового регулирования природоохранительных отношении, адекватную
тогдашним общественным условиям. Вполне закономерно, что галахи Талмуда
представляли собой нерасторжимое единство как биологических требований, так и
требований производственных, правовых, моральных и обрядово-ритуальных.

Галахи
Вавилонского Талмуда, регулирующие отношения по использованию природных
ресурсов и охране природы, распространялись только на Земли Израиля. Все
территории за пределами были объявлены ритуально нечистыми. Проживание на Земле
народов или занятие там какой-либо хозяйственной деятельностью делало еврея
ритуально нечистым. Даже воздушное пространство за пределами Земли Израиля
также считалось нечистым и придавало человеку статус ритуальной нечистоты. Эти
религиозные представления о Земле народов препятствовали рецепции
древнееврейского права в другие страны, делали его закрытой, корпоративной
системой. Она не оказала существенного воздействия на правовые системы других
стран.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/