Исторический очерк уголовно-исполнительного права в России

Содержание
 
Введение
1. Организация службы охраны вцарской России
2. Организация охраны тюрем в периодВременного правительства
3. Организация охраныисправительно-трудовых учреждений Советского государства
4. Организация охраны исправительных учрежденийна современном этапе
5. Проблема качества обеспеченияохраны ИУ
Заключение
Списоклитературы

Введение
Организация охраны заключенных в исправительном учреждении являетсяодной из важных проблем российской исправительной системы.
Сегодня исправительные учреждения России испытывают серьезныезатруднения. Недостаточное финансирование сильно осложняет работу исправительнойсистемы вообще и ставит под вопрос качество службы охраны. Охрана на объектахоставляет желать лучшего, большинство колоний и тюрем значительно перегружены.Колонии и тюрьмы переполнены в полтора-два раза.
Среди заключенных становится все больше выходцев из криминогеннойсреды. Это увеличивает опасность бунтов и последующих массовых побегов. А такиеслучаи есть.
К сожалению, в таких случаях приходится опираться лишь на личныйсостав охраны. Часто устаревшие противопобеговые инженерные заграждения необеспечивают должного контроля. Для их обновления требуются суммы, по крайнеймере, в три раза большие выделяемых федеральным бюджетом. охрана исправительный трудовой тюрьма
Каждый удачный побег «взрывает» нормальную атмосферу места лишениясвободы, неизбежно нарастает количество нарушений режима. Охрана осужденныхусложняется, поскольку приходится выделять из числа сотрудников поисковыеотряды. Возникают дополнительные проблемы у оперативно-розыскной службы,которая, кстати, за последние годы активизировалась. Во всех территориальныхорганах уголовно-исполнительной системы (УИС) ФСИН России созданы отделы илиотделения организации розыска лиц, совершивших побеги из мест лишения свободы.За 2004 г. эта служба задержала 724 лица, находившихся в бегах, что на 28%больше, чем в 2003 г. Как отмечалось, при наличии оконченного составапреступления последствия его совершения не устанавливаются, но они могут бытьучтены при назначении наказания виновным лицам.
В то же время, как показывает статистика, примерно 10% побеговосуществляется при содействии лиц, охраняющих осужденных или заключенных, либоиных работников мест лишения свободы и следственных изоляторов. По мнению В.И.Баранова, именно поэтому 32,8% лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы,вынашивают планы о совершении побега[1].
Таким образом, рассмотрение темы
Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение охраны осужденныхк лишению свободы в системе исполнения наказаний представляется крайне значимыми подтверждается также и тем, что надежная охрана заключенных – это ибезопасность для общества и государства. От стабильной работы каждого конкретного учрежденияисполнения наказаний, от безопасности и контролируемости деятельностиуголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целом, зависитнормальное функционирование общества и государства, что является основнымположением в концепции реформирования уголовного и уголовно-исполнительногозаконодательства Российской Федерации.
Степень разработанноститемы исследования. Надоотметить, что рассматриваемой теме посвящено крайне мало научных трудов иразработок. Тем не менее, необходимо отметить таких авторов как Баранов В.И.,Зубков А.И., Калинин Ю.И., Маликов Б.З., Сысоев В.Д., Тимофеев В.Г., Цаплин И.С.,Ялунин В.У., которые внесли неоценимый вклад в изучение рассматриваемой темы.
Кроме того, учитывая, недавно произошедшие перемены в подведомственностиосуществления охраны осужденных, раскрытие вопросов темы представляетсяособенно интересным.
Настоящая работа имеет своими задачами и целями раскрытие вопросовправового регулирования охраны осужденных к лишению свободы, а такжерассмотрение проблем правоприменительной практики, исследование кадрового иматериально-технического потенциала подразделений УИС по охране осужденных.
Объектом настоящего исследованияявляется изучение истории общественных и правовых возникающие в ходе организацииохраны осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Принимая во внимание общность рассматриваемых проблем, предметомисследования является правовое регулирование охраны осужденных к лишениюсвободы.
Целями исследования являются: во-первых, раскрытие истории понятияохраны осужденных, находящихся в местах лишения свободы; во-вторых,рассмотрение истории правового обеспечения охраны осужденных, находящихся вместах лишения свободы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиесяв нем выводы могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы, связаннойс охраной осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные входе исследования результаты могут быть применены для совершенствования законодательстваи ведомственных нормативных актов в области охраны.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составляют общетеоретическиеметоды научного познания. Автором использовались конкретно-исторический,сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы исследования.
Нормативную базу составили Конституция России, действующееуголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также административноезаконодательство, международно-правовые акты в области прав человека и т.д.
Теоретическую основу исследования составляют работы по уголовномуи уголовно-исполнительному праву, истории и теории государства и права.
Эмпирическую основу составили данные о состоянии и динамике побеговиз мест лишения свободы.
Основные положения работы:
— охрана представляет собой систему организационно-практическихмер, направленных на исключение возможности осужденным совершить побег из местазаключения или из-под конвоя, а также на защиту учреждения или конвоя отнападения, предупреждение хищения имущества исправительных учреждений либопроноса на их территорию запрещенных предметов, веществ и продуктов питания;
— охранаучреждений уголовно-исполнительной системы есть комплекс мероприятий службохраны, проводимых совместно с оперативными, режимными,производственно-техническими и другими службами учреждений, в целях: обеспеченияизоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными,подозреваемыми и обвиняемыми, проникновения на объект нарушителей, вещей ипредметов, продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемымзапрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либоприобретать, обеспечения сохранности материальных средств учреждений.

1. Организация службыохраны в царской России
 
В числе основныхслагаемых звеньев тюремной системы охрана занимает главенствующее место. В широкомсмысле слова под охраной следует понимать комплекс организационно-правовых мер,технических средств и сооружений, иных специальных мероприятий, обеспечивающихнадежность изоляции осужденных и лиц, взятых под стражу, условия безопасностиобщества от их преступных посягательств, недопущение побегов с их стороны.
Охрана, наряду снадзором, определяет (основное назначение учреждений, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы. Исторические правовые источники наиболеенаглядно свидетельствуют об основном предназначении тюремной системы. Так, вСоборном уложении 1649 года по этому поводу говорится следующее: «Тюрьмы итюремных стрельцов осматривать почасту чтобы тюрьмы были крепки и у тюремных бысидельцев ничего не было, чем из тюрьмы выразитися»[2].Следовательно, основная цель тюремного заключения выражалась в изоляциипреступников и обеспечении надежной их охраны.
Главным должностным лицомтюремной охраны в обеспечении порядка в местах заключения и их окарауливаниявыступал надзиратель. Организация надзора за лицами, лишенными свободы, и ихохрана, особенно в отдаленных местах заключения, являлись одной из наиболеесложных и трудно решаемых проблем царской тюремной системы. По этому поводупрофессор Таганцев Н.С. писал: «Рядом с праздностью каторжных нельзя неотметить и отсутствие надзора за ними, отразившегося в невероятном количествепобегов: в Енисейской губернии, с 1828-1833 было в бегах с Каменского завода259 из всего числа 285, а с Троицкого солеваренного 290 из 680»[3].
Побеги арестантов былинаиболее распространенным явлением тюремного быта царской России. Арестантыбежали отовсюду: из ссылки, с каторги, из тюрем и тюремных замков — хотя мерыборьбы с побегами были поистине драконовские. Отлучка ссыльного из места жительствабез разрешения более чем на семь дней признавалась побегом и наказывались норезультатам полицейского расследования: в первый раз — розгами, во второй итретий раз — плетьми от 25 до 40 ударов с направлением в арестантские роты илиудалением в более отдаленные места Сибири. Четвертый побег наказывался в судебномпорядке плетьми до 40 ударов профессиональным палачом с последующим переводомна каторжные работы.
Генерал-адъютант Анненковв докладной записке по итогам проверки и 1851 году исполнения наказания в видессылки в Сибири писал: «… необходимо принять новые меры, дабы сделать ссылкуна поселение для простолюдинок предметом страха и опасения»[4]. Егопредложения были учтены и законе от 18 мая 1855 года. Наказания за побеги былиусилены; число ударов плетьми увеличено до 60, с последующим направлениемвиновных в тюрьму и на каторгу.
При проверке наличияарестантов в местах ссылки в 70-х годах прошлого столетия в 3-х округахИркутской губернии установлено, что из 22638 поселенцев, числящихся по спискам,в наличии оказалось 10731 человек, остальные — 11417 человек находятся в бегах.[5]
Материалы расследованийгрупповых побегов с участием политических преступников, проводимых, какправило, классными чинами Главного тюремного управления, кроме установленияпричин и обстоятельств побегов, содержали интересные сведения об организациислужбы охраны, характеристики кадров надзора и т.п. В этом плане весьмапоказательна докладная записка действительного статского советника ХарламоваМинистру внутренних дел по результатам расследования побега 12 арестантов изХарьковского тюремного замка, осуществленного путем подкопа.
Тюремный замок в г.Харькове устроен на 230 человек. В ночь с 28 на 29 августа 1878 г., т.е. в деньпобега, в нем содержалось срочных, следа венных и пересыльных арестантов 548человек. При тюремном замке для надзора стояли: смотритель у 28 надзирателей…Надзиратели были распределены для несения службы следующим образом: 2 — приконторе замка, для уборки конторы и разноски по городу пакетов; 1 привратник; 1- у бани при прачечной; 1 — у церкви и мастерской; 1 — у цейхгауза, гдехранится казенное имущество; 1 — у черного двора; 1 -каптенармус; 6 — притюремной больнице, находящейся в особом здании вблизи замка и 14 — для надзоравнутри замка… Караульных постов от военного ведомства состоит при замке, одиниз них находится у ворот тюрьмы, а четыре — внутри двора тюрьмы[6].
2. Организация охранытюрем в период Временного правительства
 
Характерной особенностью организацииисполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государствепериода Временного правительства является сохранение основных атрибутовтюремной системы царской России, в том числе в сфере обеспечения охраны инадзора за заключенными.
В то же время, сохранив впрежнем виде систему исполнения уголовного наказания. Временное правительствоприступило к разработке новой доктрины содержания и реализации карательнойполитики государства. Прежде всего критическому анализу подвергаются правовыеосновы дореволюционной тюремной системы; в том числе организации охраны и надзораза заключенными. Предпринимаются практические меры по совершенствованиюохранно-надзорной системы в новых социально- экономических условиях Российскогогосударства.
В этом плане определенныйинтерес представляет циркуляр ГУМЗ N 68 от 17 августа 1917 года в адресГубернских, Областных Комиссаров и Градоначальников. В указанном документефункции надзора и охраны заключенных охватываются понятием организации стражипри местах заключения. Циркуляр предписывает до издания в законодательномпорядке особого положения о страже при местах заключения соблюдать следующиеусловия:
1) замещение должностейкак младших, так и старших надзирателей полностью возлагается на начальника местазаключения, на котором лежит ответственность за надлежащий составподведомственных ему чинов стражи;
2) в обеспеченииисполнения своей службы надзиратели дают подписку по установленной форме ивносят денежный залог в размере половины месячного оклада основного содержания.(Извлечение из образца подписки: неуклонно соблюдая установленные правила опорядке содержания заключенных, обязуюсь обходиться с заключеннымичеловеколюбиво, спокойно, справедливо, поддерживая перед ними свое служебноедостоинство серьезным и добросовестным отношением к делу, трезвым идобросовестным поведением и образом жизни.);
3) начальнику местазаключения представлялось право образовывать надзирательские залоги путемежемесячных вычетов из содержания чинов стражи в течение первых 6 месяцев ихслужбы;
4) внесенные чинамистражи залоги сдавались начальником места заключения на хранение вгосударственную сберегательную кассу на имя конкретных чинов стражи вместе с ихподписками. Сберегательная касса обеспечивала возврат залогов только с согласияначальника места заключения;
5) о времени взноса вгосударственную кассу для образования залогов путем вычетов из содержанияначальник места заключения обязан был объявлять в своих приказах;
6) распределение между чинамистражи обязанностей службы производилось властью начальника места заключения;
7) при определениинадзирателей на караульные посты по общему правилу следовало назначить по тринадзирателя на один суточный пост и по три надзирателя на каждые два дневныхпоста;
8) сверх восьмичасовойпостовой службы надзиратели обязаныбыли нести в течение 4 часов в суткидополнительную службу, оставаясь отведенном для этого помещении (сборной);
9) в случае тревоги,оставленные в резерве надзиратели обязаны были как по приказу начальника, так ипо собственному почину являться на помощь дежурным надзирателям;
10) состоящие в резервенадзиратели могли быть также использованы начальником места заключения дляпополнения состава дежурных и выводных надзирателей, для посылок вне местзаключения, при производстве обысков, приеме заключенных, выводе заключенных вбольницу, в контору, на свидание и т.п.;
11) чины стражинепосредственно подчинялись начальнику местазаключения, все распоряжениякоторого, касающиеся их службы, должны исполняться ими в точности и беспрекословно;равным образом, чины стражи обязаны выполнять все предъявляемые к ним, впределах соответствующих полномочий, требования состоящих при месте заключениядолжностных лиц, а младшие – требования старших надзирателей;
12) со всякого родапросьбами, а равно и жалобами на неправильные действия начальствующих лиц чиныстражи имели право обращаться в письменной форме, непосредственно в местнуюгубернскую тюремную инспекцию (а где инспекции не были введены — в губернскоеправление) и в Главное управление местами заключения;
13) за проступки послужбе, чины стражи могли быть подвергнуты замечанию, выговору, денежномуштрафу в размере не свыше одной четверти месячного оклада основного жалования,смещению с высшей должности на низшую и увольнению от должности;
14) во всех случаяхналожения на чинов стражи дисциплинарных взысканий начальником места заключениядолжны отдаваться письменные приказы с указанием проступков, повлекших за собойвзыскания; копии приказов приобщались к личным делам соответствующих надзирателей;
15) в случае совершениянадзирателем преступного деяния по службе, за которое он подлежалответственности по суду, начальник места заключения обязан был довести об этомдо сведения прокурорского надзора; при этом начальнику места заключения предоставлялосьправо либо оставить привлекаемого к судебной ответственности надзирателя приисполнении служебных обязанностей, либо удалить его от должности;
14) надзиратели,привлекаемые к судебной ответственности, но оставленные при исполнениислужебных обязанностей, получали полностью присвоенное им содержание;
15)надзирателям,освобожденным от должности, никаких денежных выдач не производилось;
16) чины стражи моглидобровольно оставить службу, подав о том начальнику места заключения прошениеза 2 недели до намеченного ими срока оставления службы;
Неисполнение этогообязательства и самовольное прекращение своих обязанностей, кроме случаевудостоверенной тюремным врачом невозможности продолжать таковые по болезни,лишало нарушителя права на возврат удержанного с него залога. Во всех другихслучаях, в том числе и при увольнении надзирателей в дисциплинарном порядке,залог им возвращался[7].

3. Организация охраныисправительно-трудовых учреждений Советского государства
Проблемы надзора, охраныи конвоирования лиц, содержащихся в местах заключения Российского государства впослеоктябрьский период, занимали особое место в правотворческой иправоохранительной деятельности новой государственной власти. Отсутствие единойсистемы исполнения наказания в виде лишения свободы оказывало серьезное влияниена характер, содержание и формирование организационных структур учреждений иорганов, осуществляющих функции по охране и конвоированию заключенных. Вструктуре Главного управления местами заключения Наркомата юстиции на основанииприказа Народного комиссара по военным делам от 21 апреля 1918 года, для руководстваконвойной стражей республики была образована Главная инспекция конвойной стражив составе 10 штатных единиц во главе с заведующими.
Комплектование конвойнойстражи рядовым и начальствующим составом осуществлялось на основе добровольныхначал при строжайшем соблюдении классового принципа. В конвойную стражу, как ив войска ВЧК, принимались добровольцы по рекомендации партийных, профсоюзныхорганизаций. Все вступавшие в конвойную стражу принимали торжественное обязательствочестно и верно служить Советской Республике, точно исполнять свои обязанности.К концу 1918 года было сформировано больше ста конвойных команд в разных городахстраны.
Пятый Всероссийский съезд1922 г. заведующих отделами губернских (областных) управлений исполнительныхкомитетов при обсуждении перспектив реализации карательной политики государстваотметил, что так как «идеология пролетарской власти на задачу карательнойполитики одна, то совершенно непоследовательным и вредным для дела являетсяраздельное управление местами лишения свободы в двух различных ведомствах Интересыцелостности, согласованности и экономии требуют соединения карательныхучреждений в одном государственном органе».
Совет Народных Комиссаровпостановлением от 25 июля 1922 года признал необходимым сосредоточить все местазаключения в одном ведомстве — НКВД. Создание единой системы исполнениянаказания в виде лишения свободы в ведении НКВД вызвало необходимость серьезнойреорганизации мест заключения, их охраны, конвоирования заключенных под стражу.До реорганизации эти функции выполняла конвойная стража, милиция, войска ОП1У.частично-надзорная служба мест заключения.
Следует подчеркнуть, что,согласно дополнению к Временному Положению о Главном управлении местамизаключения РСФСР и его местных органах (1923 г.), внешнее окарауливание с местзаключения, развод по городу, окарауливание на внешних работах и сопровождениена этапы по-прежнему входило в функции милиции и после реорганизации мест лишениясвободы.
Во исполнениепостановления Совета Труда и Обороны от. 27 сентября 1922 года совместнымприказом РВСР, НКЮ и ГПУ N 2301/1/237 от 4 октября 1922 года конвойная стража вколичестве 17 тысяч человек была передана в ведение ГПУ[8];приказом ГПУ 4Э2 от 16 октября 1922 года конвойная стража была переименована вкорпус конвойной стражи ГПУ[9].Для обеспечения охраны мест заключения в декабре 1922 года сформирован отделконвойной службы ГУМЗ. Ряд конвойных команд (Московская, Петроградская, Киевская,Харьковская и другие) был переформирован в конвойные полки с соответствующей нумерацией.
В январе 1923 года былаустановлена новая численность конвойной стражи — 10 тыс. человек. Онаосвобождалась от охраны мест заключения и охраны судебных учреждений. Доставкаследственных заключенных в органы Прокуратуры осуществлялась в весьмаограниченном количестве. Принимались меры по упорядочению маршрутов.Пересматривался порядок окарауливания на внешних работах.
В сентябре 1928 годавступает в действие Временный устав службы конвойной стражи, в котором, в заменустаревшей, вводится новая терминология. Термины: этап, этапные помещения,партии заключенных и другие — упраздняются и используются новые понятия:маршрут, специальные помещения, маршрутные партии и т.п.
В Уставе определяютсяправовые основы деятельности конвойной стражи: «В выполнении специальнойконвойно-караульной службы войска конвойной стражи руководствуются настоящимуставом, во всех же остальных отношениях, как входящие в состав РККА,руководствуются соответствующими уставами РККА» (ст. 2)[10].
В сентябре 1928 года былразработав и утвержден расчет на потребную добавочную численность (4855человек) для наружной охраны 553 мест заключения РСФСР. Комплектование службынадзора и охраны мест заключения производился из числа красноармейцев частейконвойной стражи, закончивших действительную службу.
В 1928 году конвойныечасти дислоцировались в 167 городах. Постановлением СНК СССР численностьконвойных войск была доведена до 20 тыс. человек.
Наиболее уязвимым местомв организации службы охраны и надзора являлось обеспечение надежной изоляциизаключенных. Побеги заключенных из мест лишения свободы носили массовыйхарактер. Если накануне февральской революции из царских тюрем ежегодно бежало0,7 — 0,8% заключенных, то в 1919 году из мест заключения РСФСР — уже 3,97 %, в1921 г. — 3,77 %, в 1922 г. — 19,2 %, в 1923 г. — 8,3 %. В 1924 г. с 1 апреляпо 1 июля число побегов составило 866, из них по вине администрации 434[11].
В 1930 годуПостановлением ЦИК и СНК от 15 декабря были упразднены народные комиссариатывнутренних дел союзных и автономных республик, в связи с чем места заключениябыли переданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик.Охрана и конвоирование заключенных по-прежнему осуществлялись конвойнойстражей, которая в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября1930 года была переименована в конвойные войска СССР во главе с центральнымуправлением конвойных войск СССР. На эти войска распространялись действующие вКрасной Армии уставы и наставления. Личный состав носил общевойсковую формуодежды, установленную в РККА.
В 1930 году, наряду ссистемой мест заключения, находящихся введении Наркомата юстиции, былаобразована постановлением СНК СССР от 7 апреля система исправительно-трудовыхлагерей ОГПУ во главе с Главным управлением исправительно-трудовых лагерей(ГУЛАГ). Согласно статье 1 Положения об исправительно-трудовых лагерях, ихосновной задачей являлась охрана общества «от особо социально опасныхправонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом,и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития».
В числе основных функцийГУЛАГа особо выделилась организация охраны заключенных в исправительно-трудовыхлагерях, колониях и пересыльных тюрьмах и установление в них режима содержания,призванного обеспечить надежную изоляцию, недопущения побега заключенных и установленияими нелегальных связей с внешним миром.
Для охраныисправительно-трудовых лагерей ОГПУ учреждается военизированная охрана. Ееорганизация, правовое положение имели свои особенности. В соответствии сприказом ОГПУ № 396/187 — 30 г. «О введении твердых штатов военизированнойохраны лагерей» устанавливается штатная численность охраны — три стрелкана 100 заключенных
Приказом ОГПУ от 23 июня1932 года № 686 были объявлены Положение о военизированной охраны командным ирядовым составом. Положение о военизированной охране, руководство еедеятельностью возложено на Главное управление ИТЛ ОГПУ.
В структуре ГУЛАГаобразуется Управление охраны, в состав которого входят:
а) политическая часть;
б) оперативный отел;
в) отдел обучения;
г) отдел учета икомплектования;
д) отдел по охране особыхлагерей;
е) отделение службы тыла;
ж) инженерная служба;
з) служба связи.
На военизированную охранувозлагались следующие функции:
— охрана заключенных какв местах содержания, так и на работах;
— охрана территорий,сооружений, складов и имущества лагерей;
— конвоированиезаключенных на территории лагерей;
— розыск бежавшихзаключенных;
— ликвидация возможныхбеспорядков, охрана средств связи и сообщения лагерей.
Порядок несенияспециальной службы устанавливается инструкциями и положениями, издаваемымиГУЛАГом ОГПУ. Всему личному составу военизированной охраны лагерей былаустановлена форма внутренних войск ОГПУ.
Инструкцией покомплектованию личным составом охраны ИТЛ ОГПУ было установлено, чтокомплектование охраны лагерей рядовым и младшим начальствующим составомпроизводится центральным аппаратом и управлениями лагерей на местах, а средним,старшим и высшим начсоставом — отделом кадров ОГПУ и соответствующими отделамикадров ОГПУ на местах.
В июле 1934 года всоответствии с постановлением ЦИК СССР создается общесоюзный Наркоматвнутренних дел, в ведении которого передается из наркоматов юстиции союзныхреспублик все места заключения, непосредственное руководство деятельностьюкоторых, в том числе и по линии охраны, сосредоточивается в ГУЛАГе НКВД СССР.
Недостаток вольнонаемныхсотрудников в подразделениях охраны вынудил впоследствии привлекать ввоенизированную охрану самих заключенных в качестве стрелков охраны. Следуетобратить внимание на то обстоятельство, что заключенными замещались не толькодолжности стрелков, но и начальников боевых партий отрядов, заведующихартиллерийскими складами, каптенармусов. Заключенные назначались дежурными поотрядам, командам и взводам. Ими на две трети, а в некоторых случаях дажеполностью, были укомплектованы пулеметные расчеты[12].
В целях повышениякачества несения службы стрелками военизированной охраны, обеспечения выполненияпроизводственных заданий заключенными на наиболее трудоемких работах начальникистроительств и управлений ИТЛ своими приказами устанавливали надбавки кзарплате работникам охраны. Так, приказом по управлению Москва-Волгострой иДмитлагу НКВД СССР от 4 января 1936 года были установлены надбавки. Вольнонаемнымстрелкам при выполнении всей бригадой плановых заданий: стрелкам-заключеннымвыплачивалось при выполнении норм всей бригадой на 100 % — 10 %, на 110 % — 25%, на 120 % — 40 %, на 125 % -50 % к окладу на 100 % — 10 рублей, на 110 % — 20 рублей, на 120 % — 30 рублей, на 125 % и выше — 40 рублей[13].
В обеспечении изоляциизаключенных и внутреннего порядка в местах лишения свободы основная ставкаделается на усиление репрессий. К примеру, за январь — февраль 1938 года запобеги из лагеря и бандитско-хулиганские действия в Дмитлаге НКВД СССР былирасстреляны 24 заключенных, а за март того же года — уже 28[14].
Такая практикаосуществлялась повсеместно. Ставка на силовое решение вопросов обеспеченияохраны и режима способствовала резкому сокращению побегов заключенных: в 1939году их совершено 12333, в 1943 году — 6242, в.1945 году — 2196.
Организация службы охранырегламентируется преимущественно ведомственными нормативными актами. В 1941году «Временный устав службы» (ВУС-41), утвержденный приказомзаместителя наркома внутренних дел С. Кругловым, отменяет «Временноенаставление по службе ВОХР ИТЛ НКВД» и подробно регламентирует организациюохраны мест заключения и конвоирования заключенных. Согласно ВУС-41, дежурномупо лагерному пункту подчинялся караул по охране заключенных, дежурный поштрафному изолятору, дежурные вахтеры и весь наряд лагеря из заключенных. Следуетуказать, что приказом НКВД от 30 июня 1941 года № 603 на военизированную охрануИТЛ и колоний распространено действие Дисциплинарного Устава Красной Армии.
В 1943 году приказом НКВДот 20 января № 57 утвержден Устав военизированной охраны исправительно трудовыхлагерей и колоний НКВД СССР (УСВО-43). В Уставе детально изложены положения,связанные с организацией карательной службы; охраной лагерных ипроизводственных зон лагерей и колоний; организацией конвойной службы,оперативно-розыскной службы, действиями военизированной охраны в особыхусловиях; устройством и оборудованием лагерных и производственных зон,этапированием заключенных.
В мае 1946 года начальникГУЛАГА Наседкин утверждает Инструкцию о порядке отбора и служебногоиспользования заключенных в военизированной охране исправительно-трудовыхлагерей и колоний МВД СССР. В Инструкции изложены основные требования к подборузаключенных в службу охраны, порядок формирования подразделений охраны из числазаключенных, их обучения и использования в конвойно-караульной службе, обеспеченияпитанием, обмундированием, оружием, боеприпасами.
Согласно Инструкции,отбор заключенных в военизированную охрану производился из числа осужденных забытовые и воинские преступления на срок наказания до 5 лет, отбывших не менееполовины срока наказания. В первую очередь отбору в охрану подлежали бывшиеработники органов МВД, МГБ. СМЕРШ, милиции, военизированной охраны и бывшиевоеннослужащие, физически здоровые, не старше 40 лет, имевшие до судапостоянное место жительства, зарекомендовавшие себя на производстве и в быту сположительной стороны[15].
При очереднойреорганизации ГУЛАГа, в целях организационного укрепления охраны и режимасодержания заключенных в ИТЛ и колониях, приказом МВД СССР от 20 сентября 1950года в его структуре создается Управление охраны исправительно-трудовых лагерейи колоний МВД, а приказом МВД СССР от 30 ноября 1950 года N 00698 объявляетсяПоложение об Управлении охраны. Основной задачей Управления охраны являлосьобеспечение охраны и недопущение побегов заключенных. В составе Управления охранывходили:
а) политическая часть,
б) отдел кадров,
в) оперативный отдел,
г) отдел боевойподготовки,
д)организационно-строевой отдел,
е) отдел службы тыла,
ж) секретариат[16].
Приказом МВД СССР от 5мая 1951 года № 00235 в составе МВД-УМВД были образованы отделыисправительно-трудовых лагерей, на которые возлагались ответственность инепосредственное руководствоработой исправительно-трудовых лагерей,дислоцируемых на территории республики, края, области, по вопросам охраны,режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы, трудовогоиспользования осужденных[17].
 
4. Организация охраныисправительных учреждений на современном этапе
С распадом Советского Союзапрекратило существование МВД СССР и соответственно его Главное управлениевнутренних войск.
В МВД РоссийскойФедерации создано Главное управление командующего внутренними войсками. Сянваря 1992 года в этой должности состоял генерал-полковник В. Н, Саввин. Сдекабря 1992 года заместителем министра внутренних дел России — командующимвнутренними войсками был генерал-полковник А. С. Куликов. В июле 1995 года онназначен министром внутренних дел, а руководить внутренними войсками сталгенерал-лейтенант (в последующем генерал-полковник, Герой России) А. А.Романов, с декабря 1995 года — генерал-лейтенант (позже генерал-полковник) А.А. Шкирко.
24 сентября 1992 года былпринят Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации». В нем содержится четкое правовое обоснование прав иобязанностей войск, порядок их взаимодействии с органами власти на местах,вопросы социальной защиты военнослужащих, применения сил и средств привыполнении поставленных задач.
Закон определяет, чтовнутренние войска входят в систему МВД РФ и призваны защищать интересыличности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан отпреступных и иных противоправных посягательств.
Задачами внутренних войскявляются:
— оказание содействияорганам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка,обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайногоположения;
— охрана важныхгосударственных объектови специальных грузов;
— охранаисправительно-трудовых учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенныхпод стражу.
Таким образом, внутренниевойска продолжают оставаться одним из звеньев общей системы специальных органовгосударства, призванных укреплять правопорядок и бороться с преступностью.
Специальноепредназначение внутренних войск вызывает целый ряд особенностей в ихдеятельности по сравнению с другими войсками, предъявляет некоторые специфичныетребования к личности воина этих войск.
Важной проблемойморально-политического и психологического воспитания воинов, осуществляющихбоевую службу во внутренних войсках, является их подготовка к установлениюправильных взаимоотношений с широким кругом граждан, с которыми постоянносоприкасаются военнослужащие в процессе выполнения своих обязанностей.
Высокаядисциплинированность, четкость, принципиальность, строгое соблюдение законностикаждым военнослужащим является важнейшей гарантией правильного выполнениявозложенных на войска задач, а также повышения их авторитета в глазах народа.Все это требует от командиров и штабов войск напряженной повседневной работы поглубокому правовому воспитанию военнослужащих, широкой постановки правовой пропаганды.
Воин внутренних войск впроцессе выполнения задач службы ежедневно сталкивается не только с передовымиявлениями нашей действительности, но и с нарушителями норм морали, законов спреступниками. Они прямо или опосредованно оказывают на него постоянное влияниесвоими действиями и поступками, своими привычками и взглядами на жизнь, всемнастроем своих мыслей. В силу этого степень идейной убежденности и глубинынаучного мировоззрения у каждого военнослужащего внутренних войск должна бытьтакой, чтобы он был способен не только противостоять отрицательному идейномувлиянию некоторых преступников, ущербности взглядов отдельных из них, но и былвсегда готов дать решающий отпор таким взглядам. Своей идейностью и силойаргументации воин должен активно способствовать перевоспитанию преступников.
При этом следуетучитывать, что солдаты и сержанты срочной службы внутренних войск по своемувозрасту являются молодыми людьми, их мировоззрение находится еще в стадииформирования. В то же время им приходится иметь дело с различнымипреступниками, в том числе и с теми, у которых отрицательные взгляды на окружающуюдействительность сформированы давно и нередко имеют устойчивый характер.Задача, таким образом, получается не из легких. С учетом этих обстоятельств ковсей системе политического воспитания воинов внутренних войск должныпредъявляться особенно глубокие требования. При этом глубокаяморально-политическая подготовка должна дополняться основательнойпсихологической подготовкой.
Прошло более 11-ти лет стого времени, как уголовно-исполнительная система завершила прием от внутреннихвойск функций по охране исправительных учреждений и их объектов. В составеорганов и учреждений УИС сформировано более 230 отделов, отделений и групп, 25батальонов, 554 роты, более 100 отдельных взводов охраны, розыска,конвоирования, инженерно-технического обеспечения и связи. Органы управленияслужбой и подразделения охраны успешно справляются с поставленными перед нимизадачами, обеспечивая охрану более 600 объектов УИС, осуществляя конвоированиеспецконтингента по 3 ведомственным железнодорожным, 11 воздушным и водным сезоннымимаршрутам и 205 автодорожным маршрутам на 263 обменных пунктах на территории 75субъектов РФ и 10 УЛИУ. После этого, в результате проведения реформ,уголовно-исполнительная система постепенно перешла под юрисдикцию Министерства юстициии в настоящее время стала самостоятельной единицей – Федеральной службой исполнениянаказаний (ФСИН). В связи с этим и служба охраны приобрела высокий статус,большое внимание уделяется руководством ФСИН качеству службы охраны и вопросам взаимодействияс другими службами, что приносит положительные результаты.
Хороших показателейдобиваются в подразделениях ФСИН Амурской, Астраханской, Самарской, Саратовскойи во многих других областях и республиках. Заслуживает внимание опыторганизации служебной деятельности подразделений охраны в учреждениях Брянской,Владимирской, Калужской, Костромской, Нижегородской и др. областей;Краснодарского края, Удмуртии.
Однако, отдавая должноедостигнутым результатам, настойчивости и компетентности большинстваруководителей территориальных управлений УИС и их подчиненных, следуетотметить, что в работе подразделений охраны есть и немало проблем, которые ждутрешения.
В последние годы персоналуголовно-исполнительной системы по своему качественному составу изменился,большое внимание необходимо уделить феминизации личного состава служб охраны. Подготовкаэтой категории сотрудников через систему учебных центров слабо обеспечивает вцелом их готовность к выполнения стоящих перед ними задач и не дает необходимыхнавыков для их эффективной работы. Здесь требуется развернутая системапрофессионального образования и профессиональной подготовки именно даннойкатегории работников.
Работа с персоналом — исключительно объемная и многообразная деятельность, она включает в себяпрофессиональный отбор и подбор кандидатов на работу, их обучение ипрофессиональную подготовку, включая дополнительное профессиональноеобразование и повышение мастерства, воспитание сотрудников и создание мажорногонастроя во время работы и вне ее и многое другое. Определенные надежды в работес персоналом возлагаются на психологические службы, опыт работы которых в целомзаслуживает положительной оценки. Они не только снимают различного рода стрессыу сотрудников, но и обеспечивают устойчивость их психофизиологического состояния,что дает возможность более качественно выполнять ими свои служебныеобязанности. В конечном итоге это ослабляет действие механизмов, деформирующихличность работника. На наш взгляд, следует разработать специальную развернутуюпрограмму по реабилитации персонала УИС, не только направленную нанейтрализацию или ликвидацию факторов, обусловливающих их профессиональную деформацию,но и способствующую более эффективному выполнению сотрудниками свои служебныхобязанностей. Такая программа должна быть научно обоснованной, ресурсно обеспеченнойи рассчитанной на перспективу с тем, чтобы постоянно насыщатьуголовно-исполнительную систему кадрами, способными выполнять поставленныезадачи.
         Таким образом вышеперечисленные проблемы службы охраны необходимо рассматривать в правовом аспекте.
 
5. Проблема качестваобеспечения охраны ИУ
Качество охраны объектов УИС, где содержатся осужденные, в основномоценивается недопущением побега из-под охраны. Проблема совершения побегов существуетс момента возникновения исправительных учреждений.
Совершению побегов осужденных из исправительных учрежденийспособствуют следующие недостатки в деятельности отделов ИУ:
– отсутствие надзора за поведением осужденных в жилой и производственнойзонах;
– несоблюдение внутренней изоляции осужденных и пропускного режима визолированных участках жилой зоны, а также на объектах работы в производственнойзоне;
– отсутствие системы проведения обследований территории жилой ипроизводственной зон;
– нарушение установленного порядка проверки мест, уязвимых в побеговомотношении;
–  несовершенство системы контроля за нахождением осужденных на рабочихместах, в отрядах и на других объектах.[18]
Все совершаемые побеги представляют собой процесс подготовительныхи непосредственно осуществляемых действий осужденных (заключенных) посовершению побега путем преодоления существующих систем охраны объектов.Побегам способствуют следующие недостатки в организации охраны исправительныхучреждений:
— существующая проблема охраны исправительных учреждений всвязи с передачей функций охраны от внутренних войск непосредственноисправительным учреждениям (обучение личного состава, подготовка специалистовслужебного собаководства и др.);
 – несовершенство инженерно-технической оснащенностиобъектов, их физический и моральный износ;
— разработка планов охраны объектов без учета ихособенностей:
— формальный подход к организации обучения и проведениютренировок личного состава по элементам боевой готовности;
— недостаточный контроль засоблюдением правил несения службы часовыми, непрофессиональные действияпоследних при законном применении оружия в отношении преступников, совершающихпобег.
Побеги осужденных из местлишения свободы всегда являлись проблемой уголовно-исполнительной системы. Дажесамые жесткие системы тюремной изоляции, оснащенные совершеннымиинженерно-техническими средствами охраны и надзора за осужденными, не могутобеспечить исключительную противопобеговую безопасность.
Стремление преступниковуйти из мест заключения на свободу можно объяснять и оценивать с социальной,философской, правовой, психологической и других позиций.[19]
С социальной точки зренияпреступник, содержащийся в исправительном учреждении, является полноценнымчленом общества. Как гражданин государства и член общества осужденный нелишается в полном смысле права на свободу. Факт помещения его в учреждение,предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы, не можетвыступать обстоятельством нейтрализации социальной значимости и ценности еголичности. Отсюда следует, что лишить свободы человека, совершившегопреступление, невозможно в силу того, что он является гражданином государства.
На наш взгляд,применяемая в уголовном законодательстве санкция «лишение свободы» противоречитсамой природе гражданского права на свободу, приобретаемого людьми от рождения.
Что касается философскихпредставлений о личности и ее праве на свободу, то из всей истории развитияфилософских теорий можно сделать вывод о неразрывной связи личности и еесвободы. Рабство, заточение, угнетение всегда являлись источником противоречий,которые на всех этапах развития человеческого общества сопровождалисьразличного рода катаклизмами (восстаниями, революциями, войнами, криминальнымипроцессами и др.). Как подчеркивает философ В.Г. Ерохин, исследовавший проблемусвободы и ответственности личности, Дело не только в пристрастиях людей, всубъективном желании добиться свободы для себя за счет ограничения свободыдругих, но и в том, чтосвободы не бывает без выбора, а в самой ситуации выбора заложено нечто такое,что смущает людей, порождает дискомфорт в их душе, борьбу мотивов[20].
Если рассматриватьправовой аспект, то в реальной действительности система мест лишения свободы(исправительные учреждения) представляет собой атрибут государства, гденеобоснованно ограничивается свобода личности осужденных, отбывающих в нихнаказание, так как, в сущности, ее организация не соответствует международнымстандартам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения сзаключенными.
Существуют различныеподходы к определению причин и условий, способствующих совершению преступникамипобегов из исправительных учреждений.
А.Я. Марков, А.Н.Волобуев называют следующие условия совершения побега:
— недостатки воборудовании заграждений и использовании инженерно-технических средств охраны;
— небдительное несениеслужбы нарядами по охране объектов ИУ;
— слабая организациянадзора за поведением осужденных;
— отсутствие контроля заосужденными на производстве со стороны инженерно-технических работников;
— не организованнаядолжным образом индивидуально-воспитательная работа с отрицательнохарактеризующимися осужденными;
— слабое изучениеличности осужденных при предоставлении им права передвижения без конвоя;
— недостатки вдеятельности оперативных аппаратов[21].
К объективным условиямможно отнести недостатки в деятельности ИУ, в том числе: небрежное несениеслужбы по охране объектов; недостатки в оборудовании и эксплуатацииинженерно-технических средств охраны; слабая
организация надзора заповедением осужденных со стороны администрации ИУ; отступления от требованийрежима содержания осужденных; ненадлежащее несение службы сотрудниками,входящими в состав дежурных смен; отсутствие контроля за осужденными впроизводственной зоне со стороны инженерно-технических работников; низкийуровень профилактической деятельности, слабая организацияиндивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическомучете и склонными к совершению побега; недостатки в деятельности оперативныхаппаратов по выявлению преступных намерений осужденных и профилактике побегов.
Субъективные условиясвязаны с особенностями личности осужденных: неуравновешенностью, неконтактностью, повышенной эмоциональностью,возбудимостью и другими чертами характера, затрудняющими адаптацию осужденных кпребыванию в местах лишения свободы.
 

Заключение
 
Охрана осужденных к лишению свободы имеет большое значение нетолько при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательствав исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международногозаконодательства об обращении с заключенными.
Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100«О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних делРоссийской Федерации»[22]уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстицииРоссийской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформированиес целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.
Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системыв ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовалдополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которойвынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы,остается крайне сложной.
О критическом положении в уголовно-исполнительной системеРоссийской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях ГосударственнойДумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, гдеуказывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условиясодержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства,данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшениюусловий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбываниянаказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.
В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств,правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов омедицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинскогообслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантируетлицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получениемедицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что висправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающиесанитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша странаобязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.
Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы,которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при ПравительствеРоссийской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года № 23), а такжеколлегией Минюста России, направлены прежде всего на наиболее полноеобеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процессаисполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами,повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительнойсистемы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматриваетсяпрежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающихсоциально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав впериод отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а такжеобеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опытапенитенциарной деятельности и требований международных стандартов[23].
Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества вобласти социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляетопределенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании нормосновных международных документов будут и в дальнейшем определяться основныенаправления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы вРоссии.
Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме.Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативнорешается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 26 тыс. новыхсотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только поконкурсу. Всего в системе ФСИН работает 750 предприятий, в том числе 42сельскохозяйственных, которые выпускают товары более чем 100 тыс. наименований.Благодаря этому тюрьмы и колонии на 20% обеспечивают себя молоком, мясом, на100% — хлебобулочными изделиями. Это обеспечивает «собственное выживание» ФСИН,поскольку бюджетные поступления обеспечивают только 60% потребностей.
Что касается иных вопросов охраны осужденных, то следует отметить,что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть отполноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России. Ведьпри отсутствии нормального материально-технического снабжения соответствующихподразделений УИС даже при наличии высококвалифицированного персоналасправиться с поставленными задачами будет трудно.
Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенностиучреждений исполнений наказания, решение вопросов охраны заключенных и ихконвоирования зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимогогосударства.

Библиографическийсписок
 
Нормативно-правовые акты:
 
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.25 декабря.
2. Минимальныестандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.
3. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. С. 198.
4. Федеральныйзакон от 13 апреля 1998 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений и дополнений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. С. 1796.
5. Федеральныйзакон от 12 августа 1995 г. № 144 — ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// СЗ РФ. 1995. № 33. С. 3349.
6. ЗаконРФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов иВерховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. С. 1316.
7. УказПрезидента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах пореформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 38. С. 4784.
8. УказПрезидента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформированииуголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 4683.
9. ПостановлениеПравительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и условиях выполненияучреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных подстражу» // СЗ РФ. 1999. № 15. С. 1818.
10.  Инструкциипо охране исправительных учреждений, следственных изоляторовуголовно-исполнительной системы.
11. ПриказМинистерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2006 г № 199/369 дсп «Обутверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений поконвоированию уголовно-исполнительной системы ФСИН Российской Федерации».
12.  ПриказМинюста РФ от 13 июля 2006 г. № 252 «Об утверждении Инструкции о надзоре заосужденными, содержащимися в исправительных колониях» // Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 28.
13.  ПриказМинюста России от 15 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Инструкции по охранеисправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации».
14.  ПриказМинистерства юстиции Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 196 «Обутверждении Наставления по связи в уголовно исполнительной системе МЮ РФ».
15.  ПриказМинистерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 210 «Обутверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-техническихсредств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектовуголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
16.  ПриказМинистерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 1999 г. № 60 «Обутверждении Наставления по оборудованию инженерно техническими средствамиохраны и надзора объектов уголовно исполнительной системы Министерства ЮстицииРоссийской Федерации».
17.  ПриказМинюста РФ 12 ноября 1998 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке вводаусиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и приконвоировании осужденных».
 
Специальная литература
18.  АлександровЮ., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002. 2 марта.
19.  Баранов В.И. Исправительные аспекты,практика и проблемы исправления пожизненного лишения свободы // Проблемысовершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. — Рязань, 1996.
20. ДолженковаГ.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социальногообеспечения осужденных к лишению свободы // Журнал российского права. 2001. №3.
21. Балаханов Ю.А.,Детков М.Г. Организация охраны УИС, конвоирование осужденных и розыск бежавших.- М., 1998
Авторефераты диссертаций
 
22.  Маликов Б.З. Теоретические проблемыСущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном иуголовно-исполнительном законодательстве России. Специальность: 12.00.08. — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Автореферат насоискание ученой степени доктора юридических наук. — Рязань, 2004.
23.  Павлов В.Г. Обеспечениезаконности в режиме отбывания наказания в виде лишения свободы Специальность12.00.08. — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Рязань, 2002.