ТомасПабло Паскеро
ГОМЕОПАТИЯ
Русское издание
Паскеро, Томас Пабло
Гомеопатия. — 264 с.
«Гомеопатия»— сборник лучших статей одного из самых замечательных гомеопатов современности- Томаса Пабло Паскеро (1904-1986). В книге рассмотрены основы гомеопатическойфилософии, позволяющие понять смысл и значение виталистической теории, лежащейв основе взглядов Ганемана и Кента на природу и смысл человеческой жизни. Клиническиеаспекты книги включают разбор случаев, поиск симилиума, детскую психологию вгомеопатии. В книгу включены также избранные главы по Materia Medica. Книга ориентирована на врачей-гомеопатов.
Об авторе и его книге
Томас Пабло Паскеро — гомеопат с мировым именем, был почетным основателем Медицинской гомеопатическойшколы Аргентины. Классический гомеопат школы Кента, он учился в Чикаго унепосредственного преемника Кента доктора Артура Триммера и обладал такимглубоким знанием и пониманием классического метода, которого редко комуудается достичь. Помимо прочего, он привнес в свою работу глубокое знаниепсихологии, которое, в сочетании с классическими принципами, помогали ему лучшепонять, а следовательно, и лечить каждый конкретный случай пациента.
Многочисленные работы Паскеропо всем разделам гомеопатии отражают его глубокую любовь и уважение кчеловечеству, как в здоровье, так и в болезни, стремление развить егопотенциал и помочь преодолеть моральные и физические ограничения посредствомлучших достижений гомеопатического лечения, что ставит его в один ряд сблестящими представителями гуманистической медицины. Гомеопатия -это сборник его лучших статей, которые оннаписал в течение своей долгой и продуктивной жизни.
Эта книга, начинающаяся сраздела, посвященного гомеопатической философии, помогает понять смысл изначение виталистической теории, которая лежит в основе взглядов Ганемана иКента на природу и смысл человеческой жизни. Далее в ней поочереднорассматриваются основополагающие принципы гомеопатии, включая закон исцеления,хронические миазмы и значимость психических симптомов среди всей целостностисимптомов пациента.
Затем автор болееподробно рассматривает клинические аспекты, как то: разбор случаев, поиски симилиумаи детскую психологию в гомеопатии, которые широко проиллюстрированы примерамииз практики. В книгу включены избранные главы по Materia Medica, закрепляющие клинические картины лекарств,упомянутых в предыдущих разделах.
Томас Пабло Паскеро родился вБуэнос-Айресе в 1904 году. Отец его был итальянским эмигрантом и работалубойщиком скота, мать — аргентинкой. Не подчинившись требованию отца,желавшего, чтобы он продолжал семейное дело в мясной лавке, Паскеро поступил намедицинский факультет университета в Буэнос-Айресе. Во время учебы емуприходилось самому зарабатывать себе на жизнь. Будучи акушером, он столкнулсясо случаем трудноизлечимой экземы, которая полностью была вылеченагомеопатическим лекарством. С этого времени он начал изучать гомеопатию. В 1934г. он предпринял поездку в Соединенные Штаты, где работал с докторами ВильямомГриггсом, Юджином Андерхиллом и Джулией М. Грин. Он был принят учеником кдоктору Триммеру, с которым у него сложились тесные дружеские ипрофессиональные взаимоотношения.
В1973 г. он был избран президентомМеждународной Лиги гомеопатов. Он умер в 1986 г.
Предисловие
Это первое английское изданиеГомеопатии доктора Томаса Пабло Паскеро, которого так долго и с нетерпениемждали все те, кто при его жизни учился в Медицинской гомеопатической школе Аргентины,где он преподавал гомеопатию. Сегодня на лучших его учеников возложенапочетная обязанность продолжать и распространять его учение в узком и в то жевремя таком огромном мире гомеопатии.
В этой книге заключена всяего жизнь. Как пишет он в своем предисловии, в ней явно прослеживается «ходсозидательного процесса, развивающего и продолжающего учение Ганемана охронических болезнях…». Именно этот процесс послужил причиной двух четкоразграниченных этапов его жизни — периода преподавания и периода пребывания напосту директора школы. Первый этап начался в 1933 г., когда он вместе со своимиколлегами, на которых он здесь ссылается и с которыми его связывали крепкиеузы дружбы, основал Аргентинскую ассоциацию врачей-гомеопатов, и длился до 1969г. За эти 36 лет он создал все главное и ценное в своем учении, а также развилв себе удивительную способность интерпретировать гомеопатические лекарства вкачестве конституциональных типов. Однако в 1969 г. он обнаружил, что группапреподавателей его школы иногда скрыто, а иногда и вслух выражает несогласие сосновными идеями его учения. Верный своим принципам и при поддержке большогоколичества преподавателей и студентов своей школы он в 1972 г. решил основатьАргентинскую Медицинскую гомеопатическую школу, которая сегодня носит его имя.Результаты раскола не стали фатальными, а оказались даже вполне благоприятнымив том смысле, что обе основанные им школы находятся в дружеских отношениях и,несмотря на различия в принципах преподавания, едины в своих усилиях по распространениюгомеопатии.
Последние 16 лет своей жизниПаскеро без помех работал в качестве преподавателя и уделял много вниманияподготовке других преподавателей своей школы, предоставляя им творческуюсвободу в преподавательской и исследовательской деятельности. Одновременноболее 50 врачей прослушали трехгодичный курс школы Паскеро. Сегодня студентыПаскеро, ставшие опытными учителями, продолжают распространять его учение черезкниги и журналы, а также проводят занятия в Европе и Америке.
С тех пор все изложенное в Гомеопатиине раз подтверждалось его школой. Лекции Томаса Пабло Паскеро, историиболезней и еженедельные семинары, которые он с нами проводил, позволили намглубже проникнуть в его мысли и проанализировать их с различных точек зрения.
Поскольку вся эта книга — избранные главы по клинической практике, теории и Materia Medica — представляет собой квинтэссенцию учения,созданного доктором Паскеро, она является истинным подарком для всех тех, ктос гордостью носит имя ученика его школы.
Др. ЭугениоФедерико Кандегаб Почетный президент
АргентинскойМедицинской гомеопатической школы им. д-ра Томаса Пабло Паскеро
Предисловие автора
В этой книге собраныизбранные статьи, опубликованные в ходе создания теории, развившей ганемановскуюконцепцию хронических болезней и приведшей к пониманию гомеопатическихлекарств в качестве конституциональных типов. Эти статьи также отражаютвлияние, которое этот процесс оказал на развитие моей профессиональнойдеятельности.
Любое занятие, будь оно хоть самымпростым, которому человек отдает все свои силы, рано или поздно ставит передним вопрос о смысле жизни. Таким образом, уровень проблемы скорее зависит оттого, кто и как ею занимается, чем ОТ действительного ее содержания. Именнопотому, что оно требует смирения, искусство врачевания является занятиемвысочайшей духовности. Медицина—это не только следование правилам врачебного искусства, но и умение выйти за ихпределы, чтобы добиться того ощущения общности, которое наделяет миссию врачаистинным гуманистическим смыслом.
Именно это требованиеопределяло мои первые шаги в медицине. Размышляя о значении моей роли поотношению к пациентам, я начал задаваться вопросом о природе и смыслезаболеваний, которыми они страдали. Незадолго перед тем я почувствовал, что входе моей подготовки было упущено что-то очень важное. Меня научилидиагностировать патологические нарушения, органические дисфункции и местныеболезни. И все же, каким бы исчерпывающим ни был анализ симптомов, в него неукладывался весь пациент — главное действующее лицо своей жизненной драмы, чьятоска и моральные страдания приняли форму субъективных симптомов, которым непридают клинического значения. Я почувствовал стыд из-за своей неспособностиреагировать на все жалобы пациентов, которые, интуитивно ощущая связь междусвоими симптомами и заболеванием в целом, нуждались в лекарстве, которого я незнал, и к помощи, которой я не мог прибегнуть
Снова и снова я вспоминалслова Клода Бернара (1813—1878), великого мастера экспериментальной медицины,который говорил: «Бесспорно, все жизненные явления объясняются механически,кроме той силы, которая их объединяет». Научно обоснованной медицине недостаетвидения этиологии патологического процесса в эмоциональном состоянии больного,холистического понимания пациента, так часто провозглашавшегося Гиппократом идругими представителями школы Эскулапа, суть которого выражает высказывание: несуществует болезней, существуют только больные люди. Притягательность этогоклинического подхода, а также благоприятные обстоятельства способствовалимоему знакомству с гомеопатией: я прочитал Органон Самуила Ганемана. Ужес первого параграфа, который гласит: «Высшее и единственное назначение врачасостоит в том, чтобы вылечить болезнь и восстановить здоровье пациента», — япочувствовал, что это мой путь. И дальше, в третьем параграфе:
«Если врач ясно представляет,что следует лечить при заболеваниях, или, лучше сказать, в каждом индивидуальномслучае болезни… если он ясно понимает, что является целебным в лекарствах изнает как применить целительные свойства лекарств в соответствии с четкоопределенными принципами лечения к тому, что является больным у егопациента… принимая во внимание точную форму приготовления лекарства итребуемое его количество (правильную дозу), а также точный период необходимыйдля его повторения… тогда он понимает, как лечить разумно и рационально,и является настоящим специалистом искусства врачевания».
Чтение и размышления над ОрганономГанемана, Лекциями по философии гомеопатии Кента и работами Фатакапомогли мне найти свой духовный и профессиональный подход. Затем мне повезлоеще раз: я встретил д-ра Энрике Боницела, французского фармацевта, обладавшегоглубоким знанием гомеопатии, который открыл гомеопатическую аптеку в Буэнос-Айросе.Он любезно снабдил меня библиографией, готовыми лекарствами, а также отыскал исобрал вместе несколько врачей, которые поодиночке начали изучать гомеопатию:д-ров Годофредо Хонаса, Хорхе Маси Элисальде, Карлоса Фиша и Армандо Гроссо, последнийбыл интерном детской больницы. Вскоре д-ра Гроссо, Фиш, Маси Элисальде и ястали близкими друзьями, нас объединяло общее стремление углубить наши знанияи стать достойными звания гомеопата.
Эта книга суммирует то, что яузнал от трех моих дорогих и таких мудрых друзей, теперь уже умерших, но до сихпор живущих в моей памяти, замечательных учителей и врачей. То же относится кд-рам Хонасу и Родольфо Семихам, также членам группы гомеопатов, которые давалисвои первые уроки быстро разраставшейся группе врачей в лекционном зале газеты LaPrensa. Ободренныеуспехом, мы создали Ассоциацию врачей-гомеопатов Аргентины, которая почтимгновенно получила законный статус.
Кроме того, все это время япереписывался с докторами из-за границы, особенно из Соединенных Штатов, гдеКент, Аллен, Фаррингтон, Геринг и другие великие мастера писали свои MateriaMedica, с которыми я смогознакомиться.
Затем я решил посетитьгомеопатический госпиталь Flower в Нью-Йорке, где провел несколько недель в тесном контакте стакими известными докторами, как Стирнс, Маккензи, Элизабет Райт Хаббард, Джексони др. Потом поехал в Ганемановский колледж в Филадельфию, где мне позволилизаниматься практической гомеопатией на базе госпиталя, в основном под руководствомд-ра Вильяма Григгса, известного гомеопата-педиатра, который поделился со мнойсвоими знаниями. В Филадельфии я также работал с доктором Андерхиллом, которыйуделял мне много времени и внимания.
В конце моего пребывания вФиладельфии д-р И. Диксон, директор госпиталя, с которым я ежедневно обедал,снабдил меня огромным количеством книг, которые позже стали частью библиотекиАссоциации врачей-гомеопатов Аргентины. Книги эти — настоящая библиографическаяредкость, поскольку многие из них долгое время не переиздавались. После визитав Бостон я поехал в Вашингтон, где посетил множество научных собраний, окоторых я сохранил добрую память, и даже получил право поработать несколькодней на частном приеме у д-ра Джулии Грин, одной из учениц Кента. В концеконцов я поехал в Чикаго, чтобы разыскать д-ра Триммера, который являлсяглавным клиницистом и консультантом самого Кента (именно из-за него я совершилпоездку в Соединенные Штаты).
Д-р Гриммер приветствовалменя строгим и неодобрительным, но все же любопытным взглядом. После того какон услышал мою просьбу, он коротко объяснил, что сначала сам должен оценить,годятся ли моя подготовка и личные качества для занятий гомеопатией. Он сказал,что за время своей долгой работы видел множество терапевтов, которые оказалисьплохими гомеопатами вследствие недостаточной квалификации и честности, такимобразом дискредитируя систему, для которой требовались прочные моральные иинтеллектуальные качества, равно как и истинное призвание. С воодушевлениемотнесясь к этим требованиям, я старался изо всех сил. Я был подвергнуттщательному экзамену по теории гомеопатии, а в заключение длительной беседы,которая его удовлетворила, он допустил меня до обследования пациента, чьюисторию я должен был ему изложить.
В результате д-р Гриммерпригласил меня к себе домой (он жил в тридцати милях от Чикаго), и с этогомомента я работал с ним в течение четырех месяцев в его офисе. Мы ежедневновместе обедали, а после работы ехали к нему домой, где его жена и дети принялименя как члена семьи. После ужина мы перебирались к его письменному столу, гдеобсуждали пациентов, прошедших за день. Я наслаждался его мудрымиразъяснениями, которые он делал теплым отеческим тоном, пополняя мои знания иобогащая меня духовно. Я в долгу перед д-ром Триммером, достойным и глубокимучителем, который одарил меня своей дружбой. До сего дня я храню память о егосиле и честности. Я как сейчас вижу его стоящим в снегу, на платформе железнодорожнойстанции, медленно машущего мне рукой в тот вечер, когда я уезжал домой. Сослезами на глазах я смотрел, как он становится все меньше и меньше, до тех порпока его не поглотила чернота ночи. Память о таких людях,как д-р Гриммер, который всю свою жизньотдал служению другим, навсегда останется в наших сердцах.
Гриммер не умер, как не умерлиГанеман, Кент, Геринг, Аллен, Кларк, Беннингаузен, Робертс, Нэш и многие другиеблестящие учителя. Они наполнили гуманистическую гомеопатию тем духовнымсмыслом, который присутствовал в их собственной жизни. Только понимая, чтоявляется высшими ценностями, можно заниматься такой наукой, как гомеопатияГанемана, требующей от врача выявления основных симптомов пациента как целостногои единственного в своем роде человеческого существа. Понять и охарактеризоватьих значимость может лишь тот врач, который осознает свою истинную сущность.
Это и есть тот созидательныйпроцесс, о котором я упоминал в начале предисловия и который красной нитьюпроходит через всю книгу, как через теоретическую ее часть, так и через MateriaMedica.
Я приношу благодарность моемудругу д-ру Шухи Мурата, выдающемуся гомеопату нашей школы за усердие ивдумчивый подбор клинических случаев для этой книги. Я также хочу выразитьсвою благодарность д-рам Альфонсо Маси Элисальду и Эугенио Ф. Кандегабу, моимистинным и верным друзьям, настоящим представителям гомеопатии Ганемана вАргентине, которые поддерживали меня и помогали в преподавательскойдеятельности.
Томас ПаблоПаскеро
Содержание
Предисловиед-ра Э. Ф. Кандегаба…………………………………………………………….4
Предисловиеавтора…………………………..………………………………………………….5
ТЕОРИЯ ГОМЕОПАТИИ
1) Основныепринципы (1955)………………………………………….………………………8
2) Клиническийопыт и выбор лекарства (1943)………………………………..…………10
3) Витализми закон исцеления (1966)……………………………………………………….12
4) Психическиесимптомы в гомеопатии (1953)……………………………………………16
5) Уницизми плюрализм (1959)………………………………………………………………20
6) Какуюгомеопатическую школу предпочесть? (1964)………………………………….25
7) Психическиесимптомы и понятие «целостности» в гомеопатии (1957)……..…….26
8) Лечениеконституциональных заболеваний (1969)………………………………….….30
9) Чтомы должны лечить в каждом пациенте (1958)……………………………………..35
КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
10) Гомеопатический диагноз(1959)…………………………………………………………41
11) Выбор гомеопатического лекарства(1960)……………………………………………..46
12) Характеристика клинической картины(1961)………………………………………..53
13) Поиск симилиума(1963)……………………………………………………………………58
14) Практическая гомеопатия I (1957)………………………………………………….…….68
15) Практическая гомеопатия II (1962)…………………………………………………..….71
16) Детская психология в гомеопатии(1963)………………………………………….……78
17) Гомеопатическая клиническая практика(1964)…………………………………….…84
MATERIA MEDICA
18) Изучение Materia Medica (1943)……………………………………………………..…….89
19) Ambra Grisea(1943)……………………………………………………………………..……91
20) ArgentumNitricum (1955)……………………………………………………………….…91
21) AurumMetallicum (1955)……………………………………………………………..…….94
22) KaliCarbonicun (1955)……………………………………………………………..………..99
23) Lachesis(1955)…………………………………………………………………………..