Развитие системы государственных финансов

На протяжениивсего своего царствования Петр Iпостоянно был вынужден уделять большое внимание финансовым вопросам. Содержаниеармии в условиях непрекращающихся войн, ее перевооружение, строительство флотаи содержание растущего государственного аппарата вызывали быстрый ростгосударственных расходов. Управление этим процессом потребовало регулярногосоставления общегосударственной росписи доходов и расходов.
Ещё до Севернойвойны ввиду растущих финансовых нужд правительство по примеру Западной Европыстало усиленно эксплуатировать монетную регалию.
Регальные права– совокупные государственные права, составляющие необходимую принадлежностьверховной власти, например, право взимать налоги, осуществлять судебную властьи т.д. в экономической сфере регалии – права, которые изымались из сферыдеят-ти частных лиц в пользу государства с целью обеспечения государственныхпотребностей, в первую очередь фискальных.
Преобладаниерегальных доходов характерно для переходной эпохи от княжеского вотчинногофинансового хозяйства к налоговой системе. Регалии получили большоераспространение как форма дохода, встречавшая наименьшее сопротивление.
Также регалиивводились, когда этого требовали интересы государства, с целью развитияпроизводительных сил страны, но частная инициатива недостаточно созрела.
С 1699 г. началась денежнаяреформа и передел иностранной монеты Монетным двором, что привело к резкомуувеличению количества выпускаемых денег. До 1700 г. выпускалось от 200до 500 тыс. руб. в год, в 1700 г. – около 2 млн. руб., в 1702 г. – уже больше 4,5млн.
Но скороглавный материал монетной регалии – старая серебряная русская монета – былисчерпан, и доходность регалии стала уменьшаться, а цена монеты упала почтивдвое. В результате этого повысились цены на все продукты, что ещё болеезапутало финансовое положение правительства.
Военныепотребности привели к установлению ряда новых окладных налогов, т.е. налогов,сумма которых фиксировалась заранее и раскладывалась на плательщиков данноговида налога: драгунский сбор на содержание драгунских полков, сбор на постройкусудов.
Начало Севернойвойны породило новый виток роста военных и общих расходов. В 1701 г. все расходыгосударства составили 2,5 млн. руб., в т.ч. армия и флот – 964 тыс.государственный доход к 1701 г. по сравнению с 1680 г. вырос вдвое, новые источники теперьдавали 1,3 млн. руб., т.е. сумму, превышающую весь бюджет 1680 г., но все старыеналоги продолжали взиматься по-прежнему. В 1701 г. окладные военныерасходы равнялись 1,1 млн. руб., в 1706 г. – 2 млн. руб., в 1710 г. – 2,5 млн.
Но при этом в 1710 г. только военныерасходы составили 3010 тыс. руб. – 80% общей суммы в 3834 тыс. руб.
В такойситуации Петр вынужден был обратиться к усиленной эксплуатации оброчных статей.В оброчные статьи были превращены домашние бани, постоялые дворы,частновладельческие мельницы, угодья для рыбной ловли. В 1710-е годы в страненасчитывалось более 30 различных видов налогов, среди них ледокольный, банный,с мостов и переправ, с судов, с торговых лавок, на совершение обрядов, связанныхс рождением и вступлением в брак, знаменитый налог на бороды и др.
Рядом указовустанавливались новые регальные права, значительно ограничивающие деят-тьчастных собственников в этих сферах. Формирующаяся в условиях российскогоабсолютизма новая экономическая система характеризовалась укреплением ролигосударства как предпринимателя. Государство стало активно сдавать на откупсвои монополии, а также рыболовные, охотничьи, промысловые угодья, мосты. Затемначалась усиленная монополизация торговли наиболее выгодными предметами навнутреннем и внешнем рынках.
С 1 января 1705 г. государствомонополизировало продажу соли, причем продавало ее вдвое дороже, чем раньшеподрядчики. В следующие несколько лет к казенным товарам были отнесены табак,деготь, коломазь, мел, рыбий жир, щетина, ворванное и квашеное сало.
Казна, недовольствуясь монополией на важнейшие национальные продукты, стремиласьзахватывать и иностранную торговлю: купцы получали плату за комиссию, а барышпринадлежал казне, которая принимала на себя и коммерческий риск.
Только к концуцарствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий насостояние экономики, Петр стал понемногу их сокращать, облагая соответствующиепроизводства особыми сборами.
В 1716 г. Петр издал Указ, покоторому винокурение разрешалось людям «всякого чина … про себя и на подрядказне». Этот указ был отменен только в 1893 г., с введением государственной винноймонополии, когда министром финансов стал С. Ю. Витте.
Также былиповышены таможенные сборы – учреждена уравнительная пошлина на торговый оборотв селениях.
Однако,исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным сноваобратиться к прямому обложению, причем стало раскладывать подворно чуть ли некаждый новый расход. Непрерывно возрастало кол-во различных запросных инеокладных сборов, которые по мере увеличения поступали все более неисправно.
Все это привелок тому, что на 1710 г.ожидался полумиллионный дефицит. Рассчитывая на прирост населения, Петрприказал произвести новую подворную перепись. Но произведенная в этом годуперепись показала громадную убыль населения по всей России – по сравнению с 1678 г. численность дворовсократилась на 20%.
Неспособствовала повышению и упорядочению поступлений и децентрализацияфинансового управления, осуществленная с учреждением губерний – новые запросныеи неокладные сборы поступали все с большей недоимкой. Перед правительствомопять встала задача, которую уже приходилось решать в конце 17 века, — реформапорядка обложения и консолидация прямого налога.
Реформа финансов
Недостаточнаяэффективность финансовых усилий привела к тому, что приближенные царя сталиподавать проекты перехода к «поголовщине» — принять за единицу обложения недвор, а одну мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В итоге с1717 г.Петр решил ради лучшего достижения всеобщности и равномерности обложениязаменить все постоянные и временные прямые сборы на основе подворного обложенияодной прямой податью, определив ее по новой окладной единице – душе.
Указом Петра от26 ноября 1718 г.было приказано произвести поголовную перепись. Специально созданные канцелярии,укомплектованные офицерами, проводили ревизию – проверку ведомостей, поданныхпомещиками.
Окладный налогбыл определен следующим образом. Исходя из военных потребностей былорассчитано, что на содержание армии потребуется 4 млн. руб. Разделив эту суммуна число податных душ, получили размер единичной подати в 74 коп., котораядалее была округлена в сторону повышения – до 80 коп.
Все податныелюди, кроме помещичьих крестьян, дополнительно платили государству еще 40 коп.оброка. Это уравнивало их повинности с помещичьими крестьянами, которые  несли натуральные и денежные повинности впользу хозяина.
Указ 11 января 1722 г. повелевал «сделатьраскладку на души мужского пола крестьян и дворовых деловых людей и иных,которые с ними равно в тягло положены по 8 гривен с персоны». Таким образом, с 1724 г. началось взиманиенового налога просуществовала 163 года и была отменена лишь в 1887 г.
Подушная податьс присоединенной к ней оброчной 4-гривенной податью с государственных крестьяни однодворцев и податью с гостиной сотни и посадских по 1,2 руб.
Косвенныеналоги на время заняли второстепенное место в доходной части бюджета. Налоговоебремя крестьян существенно возросло, но дворяне и духовенство освобождались отподатей.
В итогефинансовых мероприятий Петровской эпохи, которая довела до высшего пределанапряжение платежных сил страны, бюджет получил в последний год царствованияПетра следующий вид:
Доходная часть бюджета Российской империина 1724 г.
Статьи бюджета
рубли
% прямые налоги (подушные и ясак) косвенные налоги регалии(монетная, соляная, почтовая) оброки с госуд. имуществ и промысловые сборы регального происхождения пошлины сборы, не распределенные по рубрикам
4 731 051
2 128 622
895 157
474 562
150 065
147 073
55,5
24,9
10,5
5,6
1,8
1,7
Итого
8 526 560
100
Во главефинансового управления Петр поставил Сенат. Для контроля сбора госуд. Доходовбыла учреждена Камер-коллегия; для управления расходами – Штатс-контор-коллегияили Штатс-контора, для проверки счетов и отчетов – Ревизион-контора.
Сенат, хотя имодифицируя свои функции, просуществовал 260 лет (с 1711 г. по декабрь 1917 г.), пережив дажеимперию.
Раздробленностьфинансового управления не позволяла выработать не только план, но и даже идею онеобходимости мер по улучшению общего финансового положения страны, так как всезаботы были направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельноговедомства.
Податнаясистема (прямые налоги, питейный и соляной сборы) лежала почти целиком нанизших сословиях общества.
Основные чертыроссийской финансовой системы, сложившийся при Петре I, стали отличительными особенностямифинансовой политики государства на долгое время.
Денежная реформа Петра Первого
Русскаяденежная система к концу 17 века перестала соответствовать росту товарногопроизводства, промышленности, торговли. Серебряная копейка была слишком мелкойденежной единицей для оптовой торговли, особенно для внешнеторговых операций, ив то же время слишком ценной для мелкой рыночной торговли.
Общееупорядочение всей денежной системы было проведено в виде реформы монетного делав 1700-1704 гг. в основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль– полтинник – гривенник – копейка. Чеканка монет окончательно стала монополиейгосударства.