Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра социологии и социальной работы

Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми
Курсовая работа
Студент группы
Специальность — социальнаяработа (040101)
Руководитель: Еговцева Н.Н.
канд. пед. наук, доцент
Курган

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной работы сдетьми, имеющими умственные отклонения
1.1 Дети, имеющие отклонения в умственном развитии какобъект деятельности специалиста по социальной работе
1.2 Основные технологии социальной работы с детьми,имеющими отклонения в умственном развитии
1.3 Методы и формы социальнойработы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с детьми, имеющимиотклонения в умственном развитии
2.1 Опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонениямив умственном развитии
2.2 Пути совершенствованиясоциальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в нашей странесложилась парадоксальная ситуация, когда общая численность детского населениясокращается, а популяция детей с проблемами в психофизическом развитии растёт. Анализстатистики за последние 2 года показывает, что число таких детей только в нашейобласти увеличилось с 2832 до 8979 человек.
Таким образом, решение проблемтаких детей относится к числу острых и актуальных задач социальной работы иставит специалистов перед необходимостью как можно более ранней диагностикиумственных отклонений.
Результаты исследований ипрактика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития,может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиватьсядуховно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
К сожалению, в настоящее время вРоссии социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитиинаходиться в стадии формирования. Этим и определяется актуальностьисследования.
Вопросами помощи умственноотсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.
Объект исследования — процесс социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
Предмет исследования — организациядеятельности специалиста по социальной работе в решении проблем детей сотклонениями в умственном развитии.
Гипотеза исследования. Дети,имеющие отклонения в умственном развитии нуждаются в социальном воздействии,направленном на восстановление социальных функций организма.
Цель исследования — изучениетехнологий социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственномразвитии.
Для достижения поставленной целиисследования потребовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизироватьтеоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить социальные проблемыдетей с отклонениями в умственном развитии.
3. Определить основныетехнологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственномразвитии.
4. Изучить формы и методысоциальной работы с такими детьми.
5. Проанализировать опытсоциальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
6. Определить путисовершенствования социальной работы с такими детьми.
Методы исследования:
анализ и обобщение источников попроблеме исследования;
наблюдение.
Практическое значимостьработы заключается в том, что она может быть использована в деятельностиспециалиста по социальной работе с детьми, имеющими отклонения в умственномразвитии в различных учреждениях социальной защиты населения, т.к в даннойкурсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты социальнойработы с умственно отсталыми детьми.
Структура исследования. Курсоваяработа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главерассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной работы с детьми,имеющими отклонения в умственном развитии. Она включает в себя рассмотрениесоциальных проблем таких детей, технологий, форм и методов социальной работы. Втораяглава включает в себя анализ опыта социальной работы различных учреждений дляумственно отсталых лиц, а также пути совершенствования социальной работы стакими детьми.
Глава 1. Теоретический анализпроблемы социальной работы с детьми, имеющими умственные отклонения
 1.1 Дети, имеющие отклонения вумственном развитии как объект деятельности специалиста по социальной работе
Гуманизация общественныхотношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членамобщества. Умственно отсталые люди — это многочисленная группа социально незащищенных граждан. Особое место среди них занимают дети. Они растут вдали отсверстников и традиционных детских радостей. Им автоматически приписываетсястатус людей второго сорта. Они вырастают с ущербной психикой, часто со злобойна отторгнувший их окружающий мир.
Дети, имеющие отклоненияв умственном развитии — одна из наиболее многочисленных категорий детей,отклоняющихся в своём развитии от нормы.
Понятие “умственно отсталыйребёнок” как в нашей стране, так и в большинстве других стран, охватываетвесьма разнообразную по составу группу детей, имеющих стойкое необратимоенарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, котороесвязано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Всё этообуславливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостьювыраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психическойдеятельности, особенно резко — в познавательной.
Развитие умственно отсталогоребёнка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У нихотмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность,снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционногоаппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения вразвитии наглядно — действенного и словесно — логического мышления. Многиеумственно отсталые дети начинают говорить только к 4 — 5 годам. Речь умственноотсталого ребёнка не выполняет своей основной функции — коммуникативной [24, с.34].
Причины, вызывающие у ребёнкаотклонение в умственном развитии, многочисленны и разнообразны. Отклонениямогут быть обусловлены генетическими поражениями центральной нервной системы,внутриутробными патогенными влияниями, травмой и асфиксией во время родов,воздействием на мозг ребёнка инфекций, интоксикаций, травм и других вредоносныхагентов в раннем периоде развития [15, с.36 — 37].
Появление такого ребенка в семьепорождает ряд проблем, которых нет в семье обычной. Семья попадает в группуриска.
В первую очередь это социально- медицинские проблемы, связанные с лечением ребенка. Коммерциализациямногих сторон современной жизни, в т. ч. медицины, препятствуют вхождению такогоребенка в общество. Значительная часть семей оказываются сегодня не в состоянииобеспечить своим детям условия, необходимые для нормальной жизни и развития, иэто влечет за собой вторую группу проблем — социально — экономических.
Они связаны с ухудшениемматериального положения семьи, льготы, предоставленные государством, вследствиеобостряющейся экономической ситуации часто не исполняются на местном уровне. Лекарства,полноценное питание больного ребенка требуют с каждым днем все больше затрат. Почтитреть матерей в связи с необходимостью ухода за ребенком вынуждены оставитьработу. В распавшихся семья и в семьях одиноких матерей мизерное социальноепособие часто становится единственным источником дохода. Обеспечение нормальнойжизнедеятельности в таких условиях просто невозможно. Иногда под угрозойнаходится сама жизнь ребенка [23, c.462].
Социально — психологическиепроблемы. Тяжелый психологический груз дефекта ребенка обостряет семейныеотношения, приводя часть семей к распаду.
Психологическая напряженность втаких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативногоотношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Невсе дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больномуребёнку, их постоянную усталость в обстановке угнетённого, постоянно тревожногосемейного климата.
От характера установления связейв диаде “родитель — ребёнок с умственными отклонениями” зависит первичнаясоциализация личности проблемного ребёнка. Как указывал Выгодский, дефект сампо себе ещё не есть трагедия. Он есть только предлог и повод для возникновения трагедии[10, с.71 — 74].
Наличие ребёнка с отклонениями вумственном развитии отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньшеуделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хужеучатся.
Нередко такая семья испытываетотрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которыхраздражают некомфортные условия существования рядом (нарушения спокойствия,тишины и т.д.). Окружающие часто уклоняются от общения и дети, с отклонениями вумственном развитии практически не имеют возможности полноценных социальныхконтактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаясясоциальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевойсферы и т.д.), социальной дезадаптации, ещё к большей изоляции, недостаткамразвития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формируетнеадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражаетсяна детях, воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильнопонимает детей, имеющих отклонения в умственном развитии и лишь небольшой ихпроцент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут таких детейна зрелищные мероприятия, тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляциюот общества [6, с.154 — 155].
Социально-педагогическиепроблемы. Большинство родителей отмечают недостаток знаний в воспитанииребёнка с отклонениями в умственном развитии, отсутствуют доступная литература,достаточная информация. В настоящее время ощущается недостатокквалифицированных кадров в области специального образования и воспитания детейс отклонениями в умственном развитии.
Социальная поддержка детей,имеющих отклонения в умственном развитии в достаточной степени еще несформирована, лишь часть семей пользуется постоянной помощью социальных служб.
Таким образом, возможности детейс умственными ограничениями, так же как и возможности их семей в сфереобразования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия всоциальной, культурной, экономической жизни неадекватны возможностям здоровыхдетей.
Умственно отсталые дети, несомненно,являются объектом деятельности специалиста по социальной работе. Уровеньцивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к детям сумственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий дляуспешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, еесоциально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числуважнейших задач любого государства.
1.2 Основные технологии социальнойработы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
Одним из условий, обеспечивающихрезультативность социальной работы, является разработка и внедрение технологийсоциальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенныхцелей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению котдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных,социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и другихмероприятий для решения проблем клиентов.
Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационныхпроцедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия [25, с.30].
Технология социальной работы — система знаний об оптимальных способах преобразования и регулированиясоциальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практикаалгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулированиясоциальных процессов и отношений [24, с.8].
Технология социальной работы сдетьми, имеющими отклонения в умственном развитии — это целенаправленная,диагностически — обусловленная система форм, методов, приёмов воздействий, применяемыхсоциальными службами, учреждениями системы социальной защиты населения испециалистами, направленных на решение различного рода социальных проблемумственно отсталых детей.
Основными видами технологийсоциальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, являютсясоциальная реабилитация, включающая в себя комплекс диагностических, коррекционныхи профилактических процедур и социальная адаптация.
Социальная реабилитация — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность илиимеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценнуюсоциальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальнымобразом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальныхусловий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств,направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизическихвозможностей [29].
Целью социальной реабилитацииумственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка сограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использованияего сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственнойактивности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которыхони могут наиболее эффективно проявляться [6, с.60].
Деятельность специалиста посоциальной работе в области социальной реабилитации должна быть многоплановой ивключать в себя следующие основные направления:
1. Организаторская деятельность — деятельность, направленная на достижение определённой цели или целей. Данноенаправление связано со всеми другими направлениями социальной реабилитации ивыступает как необходимая, обязательная их составляющая.
Организаторская деятельностьявляется реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием болеецеленаправленного и реального проектирования своей деятельности [6, с.60 — 64].
2. Деятельность по диагностикепсихического и личностного развития ребёнка.
Цель диагностики — выяснение спомощью психодиагностических средств сущности индивидуально — психологическихособенностей личности с целью оценки её актуального состояния, прогнозадальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачейобследования. Предметом психологического диагноза является установлениеособенностей развития ребёнка как в норме, так и в патологии.
Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Её результаты необходимыдля:
составления социально — психологическогопортрета умственно отсталого ребёнка;
выяснения сильных и слабыхсторон в его развитии как личности;
определения содержания и формсоциально — реабилитационной работы;
установления обратной связи,сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разныхэтапах социальной реабилитации.
Практическая психодиагностикапредполагает наличие у специалиста по социальной работе психологических знаний,определённых навыков изучения ребёнка. От него требуется соблюдение сводаправил применения психодиагностических средств, основанных на знании этическихи профессиональных норм психодиагностического обследования [6, с.60 — 64].
3. Развивающая и коррекционнаяработа. Данное направление является центральным в социально — реабилитационной работес детьми и подростками (в том числе и с умственно отсталыми). Исходными егоданными являются результаты психодиагностического обследования.
Развивающая работа традиционноориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой социальной сферличности. Её содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации иопределяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личностиребёнка.
Коррекционная работаориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениямив развитии ребёнка [6, с.60 — 64].
4. Консультирование ипросвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми.
Консультирование — этопроцедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридическойпрактике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельныхлиц, семей, групп, общин путём советов, указания на альтернативные формыоказания помощи, определение целей и обеспечении необходимой информацией [24, с.136].
Консультирование, как правило,имеет индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросуродителей и по результатам психодиагностического обследования. Оно может иметьразличное содержание, касаться многих проблем развития и личностногосамоопределения ребёнка с отклонениями в умственном развитии, взаимодействия сдругими людьми т.п.
5. Профилактическая деятельность- важнейшая часть всех реабилитационных мероприятий.
Профилактика — 1) это научнообоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект сцелью сохранения функционального состояния и предотвращения возможныхнегативных процессов [23, с.174].
2) совокупность государственных,общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательныхмероприятий, направленных на устранение, нейтрализацию основных причин иусловий, вызывающих различного рода отклонения социального характера.
Профилактика в социально — реабилитационной деятельности направлена на сохранения, улучшения и укрепленияздоровья детей с отклонениями в умственном развитии.
6. Социально — диспетчерскаядеятельность — деятельность, целью которой является получение детьми, ихродителями и коллегами от специалиста по социальной работе социальной ипсихологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей,а, во-вторых — за рамки его компетенции. В этих целях он должен обладать банкомданных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощьребёнку. Причём, специалист по социальной работе не только даёт консультацию,но и сам организует это взаимодействие [6, с.60 — 64].
Социальная реабилитацияосуществляется только на основе индивидуальной программы реабилитации.
Под социальной адаптациейпонимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиямжизнедеятельности [26, с.50].
Социальная адаптация включаетсоциально-бытовую и социально-средовую адаптацию в зависимости от имеющихся уребенка нарушений, ограничений жизнедеятельности, что способствует наиболееэффективной подготовке к самостоятельной жизнедеятельности: формированиепространственно-временных представлений, сенсорное воспитание,социально-бытовая ориентировка, формирование коммуникативных навыков,расширение социальных связей, формирование навыков самообслуживания и т.д.
При работе с данной категориейнаселения специалист по социальной работе выполняет следующие основные функции:
Диагностическо-прогностическая функцияявляется исходной и предполагает изучение медико-психологических, возрастных,личностных особенностей детей, их способностей, интересов, отношения к школе,учебе, поведение, круг общения, выявление позитивных и негативных влияний вструктуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьиребенка (если она имеется), взаимоотношения родителей или родственников и детей,что позволит в дальнейшем социальному педагогу прогнозировать влияние родных иблизких на самостоятельную жизнь воспитанников. На этом направлении важно знатьо материально и жилищных условиях подопечного, так как это позволяет задолго доокончания школы учеником позаботиться о его жилищном обеспечении. Специалиступо социальной работе необходимо систематически анализировать те или иныежизненные коллизии, в центре которых оказывается воспитанник, для того чтобыпомочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из разнообразныхнеблагоприятных ситуаций.
Коррекционная заключается восуществлении психолого-педагогической коррекции. Специалист по социальнойработе, представляя интересы ребенка в составе ПМПК, выявляет факторы, мешающиеразвитию ребенка, составляет карту социального обследования, которая дальнейшемстановится основой для разработки индивидуальной программысоциально-педагогического сопровождения в течение всех лет пребываниявоспитанника в интернате (детском доме).
Правозащитная заключается виспользовании комплекса правовых мер, направленных на защиту прав и интересовумственно отсталых детей.
Функция социальной поддержкивключает социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь.
Предупредительно-профилактическаянаправлена на сохранения, улучшения и укрепления здоровья детей с отклонениямив умственном развитии.
Реабилитационная включаетсистему мер социальной реабилитации.
Координационная предполагаеткоординацию работы различных служб, ведомств, специалистов для решения социальныхпроблем детей с отклонениями в умственном развитии.
Фасилитативная функция являетсяодной из основных функций специалиста по социальной работе. Он привлекаетспециалистов, которые могут помочь при решении проблемы умственно отсталогоребёнка (психолога, социального педагога, медицинского работника и др.) Крометого, эта функция также заключается в посредничестве между учащимися, с однойстороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — сдругой.
Специалист по социальной работеосуществляет свою деятельность в соответствии с определёнными этапами.
Выделяют следующие этапытехнологии социальной работы с умственно отсталыми детьми.
1. Выявление детей, имеющихотклонения в умственном развитии. Целью этого этапа является формирование базыданных для проведения адресной работы. Информация о таких детях может поступатьлибо в результате обращения взрослых (родителей, опекунов, соседей и т.д.) засоциальной помощью, либо через различные учреждения (приюты, реабилитационныецентры, приёмники-распределители, школы, учреждения здравоохранения и т.д.).
2. Определение модели социальнойработы: проблемно — ориентированная или кризисно — интервентная.
Проблемно — ориентированнаямодель основана на решении заявленных и признанных проблем и носит долгосрочныйхарактер (от 4 месяцев до нескольких лет).
Кризисно — интервентная модельтребует быстрого реагирования, не требует детальной диагностики, т.е. носиткраткосрочный характер (до 4 месяцев). Специалист по социальной работе активнооказывает первую помощь, а затем выполняет посредническую функцию.
3. Этап целеполагания, которыйзаключается в определении целей и задач социальной работы. На данном этапеспециалист выполняет прогностическую функцию.
4. Диагностический этап,включающий сбор информации, анализ результатов и постановку социальногодиагноза.
Для проведения диагностикипривлекаются различные специалисты: медицинские работники, социальные педагоги,психологи, специалисты по социальной работе.
На последнем этапе диагностикипроводится консилиум, где специалисты отчитываются о результатах диагностики иопределяют направления социальной работы с каждым конкретным ребёнком.
5. Разработка индивидуальнойпрограммы помощи, которая должна иметь следующие особенности:
комплексный характер, т.е. включатьв себя все направления социальной работы (социально — экономическое, социально — правовое, социально — психологическое, социально — педагогическое, социально — медицинское);
внедрение программы должноосуществляться на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, общинном.
6. Реализация индивидуальной программыпомощи.
7. Анализ результатов иподведение итогов.
Таким образом, в настоящее времяактивно развиваются технологии социальной работы с детьми, имеющими отклоненияв умственном развитии. Они во многом определяют эффективность социальнойработы, а их умелое применение позволит решить многие проблемы таких детей.1.3 Методы и формы социальной работыс детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
Методы в социальной работе — этоспособы профессионального взаимодействия специалиста и ребёнка с ограниченнымивозможностями с целью решения его социальных проблем [6, с.67].
Специалист по социальной работев своей деятельности широко использует все группы методов социальной работы, ноосновными являются социально — психологические и социально — педагогическиеметоды [29].
Социально — психологическиеметоды включают в себя методы психодиагностики и психокоррекции.
Методы психодиагностикинаправлены на получение информации о проблеме клиента. Для диагностики ситуацииразвития умственно отсталого ребёнка могут быть использованы такие методыработы, как наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, биографический метод,тестирование, анкетирование. Достаточную информацию для принятия решения,разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные,ассоциативные, экспрессивные методики [7, с.62].
Методы психокоррекции направленына коррекцию, т.е. исправления дефекта ребёнка. Наиболее распространенными изних являются игротерапия и арттерапия.
Игротерапия — методкоррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционныйэффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительногоэмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяетспособности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий спредметами [6, с.68 — 69].
К основным видам арттерапииотносятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия,сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование — творческий акт,позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли ичувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражатьмечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собойметод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушиваниемузыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапияактивно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, речевыхрасстройств, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.
Библиотерапия — специальноекоррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобраннойлитературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Куклотерапия как метод основанна процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и слюбимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальнойадаптации, при коррекционной работе с заиканием, а также с детьми, имеющимипсихологическую травму [6, с.68 — 69].
Всё многообразие социально — педагогическихметодов можно объединить в три группы:
1. Методы формирования сознания детей.К ним относят рассказ, беседу, работу с книгой, иллюстрацию, демонстрацию идругие.
2. Методы организациипознавательной, практической деятельности: поручения, задания, упражнения,приучения. Кроме того, в практике социальной работы с такими детьми широкоприменяется метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такиеусловия, когда они становятся перед необходимостью выбирать определённоерешение из нескольких возможных вариантов.
3. Методы стимулированиямотивации и активности детей: поощрение, соревнование, наказание, порицание [27,с.218 — 223].
В нашей стране созданадифференцированная система специальных учреждений для умственно отсталых детей.Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 лет до 18 лет. Чтобысохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи,многие учреждения работают по такому режиму, что родители могут забиратьребенка домой.
В системе социальной защиты функционируютспециальные детские сады и специальные детские дома, а также дошкольные группыпри специальных школах-интернатах для умственно отсталых детей. В этидошкольные учреждения принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цельэтих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а такжеподготовка к обучению в специальной (коррекционной) школе с учетоминдивидуальных возможностей каждого ребенка. У детей вырабатывают санитарно — гигиенические навыки, проводят занятия по развитию моторики и координациидвижений. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, актовомзале, столовой, на прогулке. Организуется работа по развитию речи ипознавательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольномучреждении направлена на преодоление и предупреждение дефектов развития.
Дети дошкольного возраста сглубокой степенью умственной отсталости направляются в учреждения системысоциального защиты (специальные интернаты) или системы здравоохранения (специальныеясли для детей с органическим поражением центральной нервной системы,специальные психоневрологические санатории для детей с поражением центральнойнервной системы).
Для умственно отсталых детейшкольного возраста открыты специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты(вспомогательные школы). В них обучаются дети с 8 до 18 лет. Учителя ивоспитатели стараются закрепить навыки самообслуживания и личной гигиены. Воспитанниковобучают счету и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большоевнимание уделяется привитию детям хозяйственно — бытовых навыков. В частности,их учат стирать и гладить мелкие вещи, пришивать пуговицы, работать с пылесосом.
Значительное место в учебномвремени занимает трудовое обучение. Оно является одним из разделов работы школыпо подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезнойдеятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовоеобучение старшеклассников по различным видам промышленного и сельскохозяйственноготруда, производственное обучение в выпускном классе решают в специальной (коррекционной)школе специальные задачи социальной адаптации и реабилитации. Окончившие 9класс сдают на предприятии, где проводилась практика, квалификационные экзаменыпо специальности и получают свидетельство о присвоении соответствующейквалификации.
Для детей с глубокими степенямиумственной отсталости существуют детские дома с 4 до 18 лет.
Дети, имеющие отклонения вумственном развитии и страдающие психическими заболеваниями, в зависимости отсостояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детскиеотделения психиатрических больниц [15, с.137 — 147].
По мере коррекции дефектовразвития дети могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В случаяхстойких форм задержки психического развития дети остаются, а специальной школена весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в другие типыспециальных школ для детей с отклонениями в умственном развитии решается послеодного года обучения в данной школе на основании заключения медико-педагогическойкомиссии.
В отдельных случаях для детей ссохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственнойработоспособностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточности темпа и подвижностипсихических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классывыравнивания при общеобразовательных (массовых) школах.
В настоящее время также одной изформ помощи таким детям является создание многопрофильных и многофункциональныхреабилитационных центров, которые оказывают социально — педагогическую и социально- психологическую помощь и поддержку детям разных возрастов с различными отклонениямив развитии. Количество воспитанников в них не должно превышать 60 человек. Этицентры, работающие в системе Министерства здравоохранения и социальногоразвития, предназначены как для приходящих детей, так и для тех, кто остаётся вних на пятидневке. В таких центрах обычно имеется логопедический кабинет, класссоциальной адаптации, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Атмосферав центрах максимально приближена к домашней. Первейшей задачей коллектива реабилитационногоцентра является изучение каждого вновь прибывшего ребёнка с помощьюпсиходиагностических и других средств и разработка на основе полученных данныхиндивидуальной программы его реабилитации [16, с.30].
Таким образом, в нашей странетрадиционно сложилась система организации воспитания и обучения детей сотклонениями в умственном развитии в специальных учреждениях на принципахдифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную сведущим дефектом.
Но такая практика, какпоказывают исследования, не может в полной мере удовлетворить всё разнообразиеи особенности потребностей таких детей. Около 25 процентов из них по рядузаболеваний могут обучаться в массовых общеобразовательных школах. Кроме того,пребывание детей с отклонениями в развитии в специальных учреждениях, несмотря наналичие в них ряда положительных условий для коррекции нарушений развития,ограничивает возможности контактов с нормально развивающимися сверстниками,отрывает детей от семьи и т.д.
Интеграция предполагаетсоциальную интеграцию, т.е. вхождение, включение в наше общество умственноотсталых детей, а также интегрированное обучение. Выделяют две моделиинтегрированного обучения: интернальная и экстеральная. Интернальная интеграция- интеграция внутри системы специального обучения, а экстеральная предполагаетвзаимодействие специального и массового обучения.
Названные типы интеграциинаходятся в нашей стране в стадии развития и являются переходными отдифференцированного обучения детей в специальных учреждениях к интегрированномуобучению. Определение сроков начала интегрированного обучения решаетсяиндивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. Впервую очередь это зависит от выраженности отклонений в развитии. Так, дети слегкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольноговозраста и включены в интегрированное обучение с начальной школы.
Интеграция детей с отклонениямив развитии в среду здоровых детей является инновационной формой социальнойработы. В настоящее время интегративными подходами к обучению детей сограниченными возможностями занимаются учёные Института коррекционной педагогикиРАО, которые рассматривают эти проблемы с учётом реальных условий российскойобразовательной системы.
Как показывает практика,интегрированный подход полезен не только в обучении детей с ограниченнымивозможностями, но и здоровых детей, которые приобретают жизненно важныйнравственный опыт общения с более слабым, менее “умным”, менее способнымсверстником и принимают его как равного [6, с.141, 146].
Таким образом, в настоящее времяактивно развиваются старые методы и формы социальной работы, и большое вниманиеуделяется разработке инновационных методов и форм. Применение конкретныхметодов и форм имеет большое значение в процессе социальной работы с умственноотсталыми детьми. В большинстве случаев успех социальной работы напрямую связанс правильно применяемым методом или формой работы.
Глава 2. Анализ опыта социальнойработы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
 2.1 Опыт социальной работы с детьми,имеющими отклонениями в умственном развитии
Детям, непохожим на других,особенно с умственной отсталостью, в наше время жить чрезвычайно сложно. Иногдаони попадают в специальные учреждения — интернаты, и тогда их дальнейшая судьбаполностью зависит от созданных там бытовых условий, от профессионализма ичеловеческих качеств руководства учреждения и медицинских работников.
Темрюкский психоневрологическийинтернат, предназначенный для постоянного нахождения пациентов с хроническимиформами заболеваний, был открыт в 1954 году.
Интернат планомерно проводитмероприятия по медико-социальной реабилитации больных с целью их полной иличастичной адаптации к самостоятельной жизни и деятельности. Здесь регулярноконсультируют врачи-специалисты узкого профиля, по их рекомендациям больнымназначается дальнейшее профилактическое лечение. Для более успешнойреабилитации пациентов учреждение использует не только медикаментозное лечение,но и альтернативные методы, в основе которых терапия окружающей средой итрудотерапия. На территории интерната есть подсобное хозяйство, где больныевыращивают цветы, овощи, зелень. В производственных мастерских под руководствоминструктора и врача пациенты занимаются шитьём постельного белья, ремонтоммягкого инвентаря, одежды, вязанием, рисованием. Многие трудятся в столовой ипрачечной, помогают младшему медицинскому персоналу.
Уваровский детский дом-интернатдля умственно отсталых детей был открыт в 1963 году. В настоящее время здесьимеется всё необходимое для бытового обеспечения и медицинского обслуживаниявоспитанников: три жилых корпуса, столовая на 500 мест, оздоровительныйкомплекс (тренажёрный и спортивный зал, зал лечебной физкультуры, кабинетмассажа и гидромассажных ванн, сенсорный кабинет), а такжеучебно-производственные мастерские, клуб, гараж, прачечная и домовый храм.
Большое внимание уделяется такжеучебно-воспитательной работе. Детям стараются привить навыки самообслуживания,обучить элементарной грамоте, счёту, бытовому труду. В специально оборудованныхмастерских девочки шьют покрывала, шторы, фартуки, распашонки, мальчики делаютвешалки, полочки, ремонтируют мебель — всё с учётом нужд детскогодома-интерната. Дети постарше работают на свиноферме и земельном участке — выращиваюткартошку, капусту, морковь, свёклу, огурцы, лук и зелень. Проводятся в детскомдоме-интернате и культурно-массовые мероприятия, смотры художественнойсамодеятельности, театрализованные конкурсы, организовываются экскурсии вМоскву и Московскую область. Кроме того, воспитанники регулярно принимаютучастие в специальных олимпийских соревнованиях — в кабинете преподавателяфизкультуры висят медали и грамоты, полученные за призовые места.
Одной из основных задачУваровского детского дома-интерната является осуществление медицинской помощи: доврачебной(по направлениям — диетология, лабораторная диагностика, сестринское дело впедиатрии, стоматология, физиотерапия) и стационарной (по специальностям — психиатрияи педиатрия).
Основной принцип работы вУваровском детском доме-интернате — индивидуальный подход к воспитанникам. Неудивительно, что многие из них со временем находят своё место в жизни: устраиваютсяна работу, заводят семью. За большой вклад в развитие системы социальной защитынаселения, успехи в педагогической и медицинской деятельности коллективУваровского детского дома-интерната неоднократно получал благодарственныеписьма, награждался грамотами различных министерств и ведомств.
Социально — психологическое исоциально — педагогическое направления социальной работы с такими детьмипредставлены в работе специальных школ и школ-интернатов, а также общеобразовательныхшкол, где обучение умственно отсталых детей строится на основе интегрированногоподхода.
Рассмотрим пример реализацииинтегрированного подхода в обучении детей с отклонениями в умственном развитии,который изучал Л. Пожар в одной из школ г. Гилфорда (Англия).
В школе, обучается свыше 600учащихся в возрасте от 12 до 18 лет, организовано обучение детей (30 человек) сограниченными возможностями. Для данной группы детей было выделено двапомещения. В одном из них дети встречаются перед началом уроков, после уроков иво время перерывов, чтобы отдохнуть, съесть свой завтрак и т.д. Там ониоставляют и свои вещи. Во втором помещении специальные педагоги помогают имовладеть некоторыми разделами учебного материала.
Кроме главного специальногопедагога в школе работают четыре вспомогательных и, по необходимости, приходятдругие специалисты: психологи, специалисты по социальной работе, медицинскиеработники. Родители таких детей могут в любое время прийти в школу, зайти кдиректору, а также они имеют право посещать класс и даже выполнять надобровольных началах роль вспомогательного учителя.
Здоровые дети с самого началаполностью приняли таких учеников. В свободное время они приходят в их помещениепоиграть с ними, помочь им. Некоторые дети нашли себе друзей среди новичков.
Родители здоровых детей былизаранее поставлены в известность, что с их детьми будут учиться дети с отклонениямив умственном развитии. Таким образом, были предотвращены некоторые негативныепоследствия устоявшихся стереотипов по отношению к таким детям. Доброжелательнаяобстановка сложилась в школе также благодаря усилиям сотрудников и учителей [6,с.150].
По принципу интеграции ужестроится обучение таких детей в ряде школ различных регионов нашей страны: вМоскве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Кургане и др.
Необходимость интегрированногообучения возникла в связи с увеличением количества детей, испытывающихтрудности в усвоении учебного материала. По разным причинам такие дети не имеютвозможности обучаться в специальных коррекционных школах. Поэтому в даннойшколе были созданы условия для проведения целенаправленной работы по организацииобучения каждого ребёнка независимо от степени его отклонения в умственномразвитии.
На базе класса, обучающегося потрадиционной программе, была создана группа детей, имеющих отклонения вумственном развитии, которые обучаются по программам специальной коррекционнойшколы. Уроки строятся интегрировано, одновременно в двух классах. Детизанимаются по традиционным и специальным учебникам. Занятия строятся с учётомпсихологии умственно отсталых детей. Обучение детей в режиме интегрированногообучения ведётся на основании заключения областной психолого-медико-педагогическойкомиссии (ПМПК).
С множеством трудностей пришлосьстолкнуться в первый год организации этой группы. Было проведено родительскоесобрание, где родителей познакомили с положением об открытии коррекционнойгруппы и рассказали о преимуществах обучения детей с особыми образовательнымипотребностями в таком классе. Необходимо было убедить родителей, что это в ихинтересах и в интересах их детей.
Кроме того, необходимо былосоздать правильное отношение всех детей к такой группе, провести диагностику иправильно спланировать предстоящую работу.
Учителя, работающие с такимидетьми прошли необходимую курсовую подготовку в институте повышенияквалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) по проблеме“Интегрированное обучение детей младшего школьного возраста с особымиобразовательными потребностями”, изучили психологические особенности умственноотсталых детей, нормативно — правовые документы по организации обучения такихдетей, посетили консультации в специальных коррекционных школах.
В своей деятельности по обучениютаких детей они тесно сотрудничают с психологом школы, который активно проводитдиагностику, а также занимается коррекцией их дефектов.
Диагностика начинается уже сдетского сада, где психолог, взаимодействуя с воспитателями, выявляет детей сотклонениями в умственном развитии и информирует об этом родителей. Диагностикапродолжается и в процессе интегрированного обучения. Она направлена на изучениемедико-психологических, возрастных, личностных особенностей детей, их способностей,интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения, позитивных инегативных влияний в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важно изучатьсоциальный профиль семьи ребенка (если она имеется), взаимоотношения родителейили родственников и детей, что позволит в дальнейшем прогнозировать влияниеродных и близких на ребёнка.
Коррекция включает в себямероприятия по развитию моторики, мышления, речи, внимания, памяти иосновывается на следующих принципах:
Единство коррекции и развития. Этозначит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только наоснове психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развитияребёнка.
Единство возрастного ииндивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребёнку вконтексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна бытьориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своейцелью ставить “подгонку” под этот ориентир каждого ребёнка именно сейчас,в данный момент.
Единство диагностики и коррекцииразвития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только наоснове полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития.
Деятельный принцип осуществлениякоррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активнаядеятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждомэтапе существует так называемая ведущая деятельность, и для первоклассников это- игра и учение.
Результаты не заставили себядолго ждать. С первых же дней дети смогли самостоятельно справиться с заданиями.Постепенно у них появился интерес к получению знаний, стали формироватьсянавыки учебной деятельности, самостоятельности. Результаты контрольных работпоказывают, что дети вполне усваивают специальную программу. Успеваемостьсоставляет — 100%, качество — 50%, средний балл — 3,5.
Приведённые примеры реализацииинтегрированного обучения детей с отклонениями в умственном развитиисвидетельствует о том, что данная форма обучения является оптимальной длямногих детей с ограниченными возможностями, не исключая при этом и подготовкудетей с более тяжёлыми формами в специальных образовательных учреждениях. Однако,чтобы создать для этого благоприятные условия, требуются значительныематериальные затраты, а также определённые физические и моральные усилия.
Таким образом, в настоящее времянакоплен опыт социальной работы в специальных учреждений для умственно отсталыхдетей, который включает в себя различные направления социальной работы: социально- медицинское, социально — педагогическое, социально — психологическое.
2.2 Пути совершенствования социальнойработы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии
В изменяющихся социально-экономическихусловиях для решения проблем детей с отклонениями в умственном развитии необходимообновление содержания, форм и методов социальной работы. Основной направленностьюспециальных учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к жизни.
В последние годы наметились иосуществляются значительные изменения с целью создания гибкой, модифицированнойсистемы учреждений для детей и подростков с отклонениями в умственном развитии.
В настоящее время важно определитьпринципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт,так и новые тенденции в развитии социальной работы с умственно отсталыми детьми.При этом надо обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзнуюозабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:
отсутствие сколько-нибудь достоверныхстатистических сведений относительно числа лиц с умственной отсталостью (ввозрасте от 2 до 27 лет);
увеличение притока таких детей.
Вместе с тем есть необходимость пересмотранекоторых положений, касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи умственноотсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста интеграционныхсвязей с развитыми государствами. В связи с этим возникает задача разработать концепциюкоррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. Необходимостьсоздания концепции коррекционной помощи умственно отсталым определяется тем, чтоданная проблема ранее решалась только в одной ее части — в обучении. Несмотря наспецифические требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обученияи воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуяосуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач учебно-воспитательногопроцесса.
Лаборатория содержания и методовобучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогикиРАО начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяетсязапросами современного общества в системе социум-личность. В проекте содержанияконцепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношениягосударства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какиебы то ни было формы его социальной изоляции.
Чрезвычайно важна реализация подлиннонаучных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогическогозаключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний,которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая речевая патология,нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.
Наряду с разработкой концепции лабораториясодержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступилак проектированию моделей, типов, структуры образовательно-коррекционных и реабилитационныхучреждений для детей и подростков с умственной недостаточностью.
В качестве рабочих вариантовпредлагаются следующие типы специальных учреждений:
1. Для глубоко отсталых лиц, неспособныхк адаптации и обучению — лечебные учреждения, гарантирующие какгосударственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту.
2. Для лиц, способных к обучениюи усвоению трудовых навыков и социально-адаптированных норм поведения, — школы(центры) коррекционного развития и поддержки.
I. Ступень — психолого-педагогическоеи клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. Наэтой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение динамикиразвития ребенка, включающее следующие этапы: предварительное (от 3 до 4 лет),повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет), что потребует для каждого этапа разработкии подбора групповых и индивидуальных развивающих программ. Названная ступеньважна и с точки зрения оказания практической помощи семье, если ребенок находитсяв учреждении неполный день;
II. Ступень — этап начальногообучения детей в возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этогоэтапа обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция, гигиеническоеобразование и воспитание, основы нравственно-этического поведения, занимательный(ручной) и самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание, начальноеобучение грамоте, счету; знакомство с живым миром, развитие связной коммуникативнойречи, логопедическая коррекция;
III. Ступень — образовательная (5-7классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает расширение цикла образовательныхзнаний из области родного языка и литературного чтения, природоведения и естествознания,географии и экологии, истории с элементами этнокультуры, физической культуры,гигиены подростка. Особое место должна занимать программа трудовой подготовки, ориентированнаяна ведение домашнего хозяйства с элементами практической химии и физики, формированиеиндивидуальных прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний.
Программа коррекционного воспитаниядолжна преемственно продолжать программу предыдущей с учетом возрастной динамики,включать спортивную подготовку, развитие творческой деятельности, практическое приобщениеподростков к более высоким нормам и правилам этики и социального поведения.
IV. Ступень — 9-10 классы. Программаобразования должна включать элементы знаний о правовых, экономических, социальных,семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен стать производительныйи индивидуальный труд, с реальным материальным результатом. Особенно важно, чтобытрудовая подготовка была ориентирована на региональную специфику с учетом индивидуальныхвозможностей учащихся, носила универсально-прикладной характер. После окончанияшколы (центра) выпускники должны получать соответствующий аттестат с сертификатомтруда, в последнем должен содержаться перечень тех видов деятельности, которыеони выполняют самостоятельно.
В тех случаях, когда выпускник школыне может овладеть навыками производительного труда, вопросы его обеспечения должнырешаться органами специальной защиты и опеки.
Данный проект типа школы более приемлемдля региональных и промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках,вероятно, целесообразнее создавать классы педагогической поддержки. На основе программдля основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом.
Кроме перечисленных моделейимеет смысл открывать в структуре базовой школы или при психолого-диагностическихцентрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями поадаптированным программам. Привлекательна и модель школы с семейной формой обученияи воспитания.
Таким образом, социальная работас такими детьми требует взвешенных подходов, заинтересованного участия многихспециалистов.
Заключение
Уровень цивилизации общества вомногом оценивается именно его отношением к детям с умственными и физическиминедостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений вразвитии ребенка, воспитания, обучения, ее социально-трудовой адаптации иинтеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.
В изменяющихся социально — экономических условиях особого внимания требует проблемы умственно отсталыхдетей. Любой ребёнок, имеющий дефект развития, может при соответствующихусловиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и обеспечивать себя вматериальном отношении, быть полезным обществу.
В ходе данного исследования былипроанализированы и систематизированы теоретические источники по рассматриваемойпроблеме, выявлены социальные проблемы детей с отклонениями в умственномразвитии, определены основные технологии социальной работы с детьми, имеющими отклоненияв умственном развитии, изучены формы и методы социальной работы с такими детьми,проанализировать опыт социальной работы с детьми, имеющими отклонения вумственном развитии, определены пути совершенствования социальной работы стакими детьми.
В результате проведённой работыподтвердилось, что дети с отклонениями в умственном развитии нуждаются всоциальном воздействии, направленном на восстановление социальных функций, т.е.оптимизацию умственных, физических, духовно — нравственных сил.
Для совершенствования социальнойработы необходимо обновления содержания, форм и методов социальной работы. Основнойцелью различных специальных учреждений должна стать практическая подготовкатаких детей к самостоятельной жизни. Также условиями совершенствованиясоциальной работы является разработка концепции коррекционной иреабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью, проектирование моделей,типов, структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений длядетей и подростков с умственной недостаточностью.
Список литературы
1.  “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”: ЗаконРоссийской Федерации от 19 декабря 1995 г.
2.  “Об образовании в Российской Федерации”: Закон Российской Федерации в от10 июля 1992 г.
3.  Положение о специальных общеобразовательных школах — интернатах (школах,классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии от 25апреля 1995 г.
4.  Примерное положение о социально — реабилитационном центре длянесовершеннолетних от 27 ноября 2000 г. N 896
5.  “О социальной защите инвалидов в Российской федерации”: Закон РоссийскойФедерации от 15 ноября 1995г.
6.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностямиздоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с.59 — 65, 138 — 153.
7.  Басов И.Ф. Основы социальной работы. — М.: Издательский центр“Академия”, 2004, с.162 — 185, 208.
8.  Вальдес Одриосола Н.С. Коррекционные возможности арттерапии. // Коррекционнаяпедагогика. — 2004. — № 5, с.81 — 83.
9.  Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход кпсихокоррекционной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационнойработы. -1995. — №3. — с.21-28.
10.     Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно отсталого школьника посовершенствованию внутрисемейного взаимодействия в рамках коррекционно-педагогическойдеятельности. // Практическая психология и логопедия. — 2006. — №3, с.71 — 74.
11.     Зубкова Т.Е. Организация и содержание работы по социальной защитеженщин, детей, семей. — М.: Издательский центр “Академия”, 2003, с.152 — 156,206 — 213.
12.     Зуева Н.А. Коррекционное занятие в 3 классе. — Курган, 2006, с.3 — 4.
13.     Казымова Е.Н. Психолого-педагогические основы проектирования коррекционно-развивающегообразовательного процесса: учебно-методическое пособие в помощь учителямспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII видов. — Курган, 2003, с.4.
14.     Концептуальные основы государственной политики по социальной интеграциидетей с ограниченными возможностями. // Отечественный журнал социальной работы.- 2006. — № 3, с.11 — 16.
15.     Лапшин В.А., Пузанив Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие длястудентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1991, с.36 — 37, 127 — 137
16.     Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучения детей с отклонениями вразвитии. — Москва, 2000
17.     Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детейс глубокими нарушениями интеллекта. — Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.
18.     Основы социальной работы: Учебник для студ. вузов /Отв. ред. П.Д. Павленок,- М.: Инфра — М, 1997.
19.     Технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии всовременных условиях. Программа повышения квалификации. — г. Сочи. — 2002.
20.     Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт ипроблемы. / Под ред. А.М. Панова. — М.: Институт соц. работы, 1997.
21.     Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальнаяшкола. — 1994. — № 11.
22.     Сорочинская Т.В., Арсенова Л.А. “Особый” ребенок в центре внимания.// Коррекционная педагогика. — 2006. — № 5, с.68 — 70.