Стандартизация в системе образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Технологии важнейших отраслей промышленности

РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Техническое нормирование процессов и продукции
на тему:
“Стандартизация в системе образования”
Студент
ФМ, 1 курс, ДКП-1 Куренёв Е.А.
Проверила Некраха С.В.
Минск 2009

Содержание
1. Общие положения стандартизации в системе образования вРБ
2. Национальный технический комитетпо стандартизации №4 «Управление качеством»
3. Основные положения получения высшего образования ипроблематика его получения
4. Основные барьеры на пути развития качественногообразования
5. Основные меры по реформированию сферы образования
Вывод
Нормативная база стандартизации среднего специальногообразования
Приложение
1. Общие положениястандартизации в системе образования в РБ
Стандартизация в настоящее времяшироко распространена не только в сфере производства. Стандарты сталиобъективной реальностью также и в области образования. Совершенствованиебиблиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничествав области образования в настоящее время невозможно осуществить без применениясредств и методов стандартизации.
Но в отличие от других сферстандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, содной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единыетребования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимостиучебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации ипризнании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.
С другой стороны, стандартизацияобязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, чтоподавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так иотдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать наизменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет квыпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиямконкретных заказчиков.
В Беларуси существует довольновысокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Даннаясистема была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобнаяопека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельноформировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход являетсяважным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее квозникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. Вданном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшеесредство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовкиспециалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.
В развитых странах ЗападнойЕвропы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть докафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процессаи самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.
Однако столь высокая степеньдемократизации обусловливается влиянием ряда факторов:
традицией и историей образованияв целом и вуза в частности. Современная система образования сложилась у нас восновном в 50-60-е годы, а Белорусский университет культуры, образованный набазе Минского института культуры, существует всего пять лет, тогда как ведущиевузы насчитывают несколько столетий (например, Ягеллонский университет);
конкуренцией на рынке труда иобразования, которая заставляет вузы постоянно заботиться о качестве подготовкисвоих выпускников. Так как ряд вузов являются коммерческими и их существованиенапрямую зависит от реакции рынка на их продукцию, то даже вузы, финансируемыеиз федеральных и местных бюджетов, работая в условиях конкуренции на рынкеобразования, постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования, а рыноктруда в нашей республике только начинает складываться. Кроме того, значительнаячасть вузов, в том числе и Белорусский университет культуры, являютсямонополистами в своей области и к реакции рынка относятся весьма прохладно; отлаженнойсистемой аккредитации и контроля за качеством подготовки специалистов состороны различных профессиональных организаций, обществ и ассоциаций, которыеобъединяют представителей организаций заказчиков. Система подобных организацийв республике только начинает складываться и единственной библиотечнойпрофессиональной организации, ББА, пока что остается только пожелать успехов вданном направлении. Поэтому, вряд ли можно утверждать, что высшее образование вБеларуси, в том числе и библиотечное, готово к полной самостоятельности, аразумную регламентацию, скорее, надо рассматривать как благо и гарантию противволюнтаризма, чем как тормоз в развитии. Вопрос заключается в том, какрационально воспользоваться предоставленными возможностями. К наиболеерегламентируемым направлениям деятельности учебных заведений относятся переченьспециальностей и специализаций и содержание учебного плана. Министерствомобразования с 1 сентября 1994 г. введены новый Перечень специализаций длявысших учебных заведений и Положение о многоуровневой системе образования,которые предусматривают возможность получения выпускниками вузов высшего,высшего специального образования и академических степеней бакалавров имагистров. Процесс открытия новых специальностей и специализацийрегламентирован соответствующим положением, утвержденным Министерствомобразования и науки Республики Беларусь 2 апреля 1996 г. Процедура настолькодлительная, а уровень требований столь высок, что браться за решение даннойпроблемы ФБИС пока не в состоянии. Подготовка специалистов по каждойспециальности и специализации должна осуществляться на базе типового плана,который разрабатывается базовым вузом по согласованию с другимизаинтересованными учебными заведениями, министерствами и ведомствами. Так какБелорусский университет культуры является единственным учебным заведением,осуществляющим подготовку библиотекарей-библиографов в Республике Беларусь, торазработанные им планы являются одновременно и типовыми.
Исходным документом дляразработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистовпо определенной специализации, которые должны составляться вузом совместно свзаимозаинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план долженобеспечить унификацию дисциплин, которые определяют общенаучную иобщепрофессиональную подготовку, и установленные нормативы на количествоучебных занятий в день, неделю, семестр, а также объем практики, экзаменов иканикул.
Нормативными документами такжеопределены основные обязательные блоки учебных дисциплин и распределениевремени между ними следующим образом:
гуманитарные исоциально-экономические дисциплины — 25-35%;
общенаучные и общепрофессиональныедисциплины-35-45%;
дисциплины специального цикла — 25-30%;
дисциплины специализации — 10-15%.
На дисциплины, утверждаемыесоветом вуза, рекомендуется предусмотреть всего 3-4% бюджета учебного времени,а курсы по выбору предусмотрены только в первом блоке в объеме 200 часов. Этолишает вуз и преподавателей свободы маневра, а студентов права выбора иориентации на свое непосредственное рабочее место. Таким образом, традиции,уровень образования и стандартизации в Беларуси не позволяют говорить о томуровне свободы образования, который характерен для стран Европы. Однако это неследует рассматривать как основной недостаток, препятствующий развитиюобразования в республике. Необходимо стремиться достигнуть уровня, заложенногов национальных стандартах, и максимально использовать предложенные возможностии свободы для повышения качества подготовки специалистов. С этой цельюнеобходимо:
Белорусской библиотечнойассоциации и ведущим библиотекам республики совместно с Белорусскимуниверситетом культуры пересмотреть квалификационные характеристикиспециализаций ФБИС и привести их в соответствие с современными требованиямитеории и практики;
привести содержание учебныхпланов в соответствие с действующими нормативами и требованиямиквалификационных характеристик;
ФБИС, кафедрам иностранныхязыков и белорусского языка и литературы Белорусского университета культурысовместно с Могилевским библиотечным техникумом и Минским лингвистическимгуманитарным комплексом привести учебные планы соответствующих специализаций всоответствие с типовым учебным планом;
при пересмотре учебных плановдобиться отведения в учебном плане до 30% учебного времени на дисциплины повыбору.
Беларусь всё больше и большеинтегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологиидают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Нашиспециалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из другихстран молодые люди приезжают «грызть гранит науки» в Беларусь. Ноодин вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня — вопрос качества образования,стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решенияэтой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК),основанную на международных стандартах. “Повышениекачества высшего образования — один из важнейших приоритетов в образовательнойполитике нашего государства, — отметил, выступая на заседанииСовета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. — Национальной стратегией устойчивогосоциально-экономического развития предусмотрено выведение системы образованияБеларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам”. Качественное образование — важнейший ресурс инновационногоразвития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов,готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны намеждународной экономической и политической арене. Именно поэтому в августепрошлого года была принята Государственнаяпрограмма «Качество» на 2007-2010 годы. Ведетсяактивное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например,по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министровобразования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. АлександрЖук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т.ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованиюстандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже стовузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованиювузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, вчисле которых БГУ, БГТУ и т.д. “Ониопираются на разные подходы, — пояснил он. — Часть вузов сертифицируют отдельные направлениядеятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другиеготовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документальнооформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, чтонам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системыменеджмента качества образования вузов, а в перспективе — ссузов, ПТУ и,возможно, учреждений общего среднего образования”. А зачем этонужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится болеепривлекательным для абитуриента. “Привлекательностьполучения образования в вузе заключается в том, — отметил он, — что система обучения вуза ориентирована прежде всего напотребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Этопонимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства,качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. “. Внедрениесистемы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускниковвуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействиямежду отдельными подразделениями университета и улучшить систему управлениявуза в целом, расширить рынки экспортаобразовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе,отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д. Внедрение СМК в вузах — делосугубо добровольное. Вместе с тем Минобразования будет поддерживать те вузы,которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы вбудущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации иаккредитации по упрощенной схеме. Фактические работы по стандартизации системыобразования в нашей республике осуществляются Национальным техническимкомитетом по стандартизации №4 «Управление качеством».
 2. Национальныйтехнический комитет по стандартизации №4 «Управление качеством»
Национальный технический комитетпо стандартизации №4 «Управление качеством» (ТК 4) представляет собойобъединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций ифизических лиц — членов ТК, выразивших согласие участвовать в работах постандартизации в области управления качеством.
Официальной датой создания ТК 4является 26 мая 2000г. — дата подписания приказа Госстандарта (№ 156) обутверждении ТК и присвоении ему номера 4.
Цель работы ТК 4 — обеспечение вРеспублике Беларусь возможности воздействия на процесс развития работ в областименеджмента качества.
Основной задачей ТК 4 являетсяорганизация и осуществление квалифицированной и оперативной разработки,согласование и подготовка к утверждению ТНПА и методических документов повопросам менеджмента качества, а также проведение работ по международной имежгосударственной стандартизации по направлению деятельности комитета.
Структура ТК 4:

/>
Подкомитет «Менеджменткачества в сфере образования» (ПК 2)
/>Подкомитет«Менеджмент качества в сфере образования» (ПК 2) создан приНациональном техническом комитете «Управление качеством» (ТК 4) сцелью:
содействия и прямого примененияв учреждениях образования Республики Беларусь международных стандартов вобласти менеджмента качества;
создания методическогообеспечения по применению международных стандартов на системы менеджмента вучреждениях образования;
участия в разработке (рассмотрении)международных стандартов в области менеджмента качества в сфере образования.
ПК 2 представляет собойобъединение на добровольной основе полномочных представителей организаций,учреждений-членов, заинтересованных в его деятельности и выразивших согласиеучаствовать в работах по стандартизации в области менеджмента качества в сфереобразования и других работах в области систем менеджмента организаций.
Организации-члены ПК 2,направившие своих специалистов для работы в подкомитете в качестве полномочныхпредставителей, должны обеспечить условия для их систематического участия вработе подкомитета и наделять необходимыми полномочиями для самостоятельногопринятия от имени организации решений по обсуждаемым в рамках подкомитетавопросам.
Основные функции ПК 2: разработкаметодических рекомендаций по применению ТНПА (стандартов ISO серии 9000) вучреждениях образования;
подготовка предложений посовершенствованию Национальной системы подтверждения соответствия РеспубликиБеларусь; содействие применению в Республике Беларусь международных,межгосударственных ТНПА в области менеджмента организаций; анализ и подготовкапредложений по гармонизации ТНПА Республики Беларусь, применяемыми учреждениямиобразования при создании систем менеджмента организаций, с международными,межгосударственными и национальными ТНПА промышленно развитых стран; оказаниеметодической помощи по применению ТНПА в области менеджмента организацийучреждениям образования; участие по поручению Госстандарта в работемеждународных организаций по стандартизации в области менеджмента качества всфере образования; подготовка предложений по позиции Республики Беларусь дляголосования по проектам международных стандартов в области менеджмента качествав сфере образования; участие в организации переводов международных,региональных, национальных ТНПА в области менеджмента качества в сфереобразования.3. Основные положенияполучения высшего образования и проблематика его получения
В Республике Беларусь в2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения(30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственнойи 10 учреждений негосударственной формы собственности.
В государственных высших учебных заведениях сучетом совместителей работают 25287 преподавателей. Обучаются у них 362920студентов. Из них 195096 человек — на дневной форме обучения, 688 — на вечернейи 167136 — на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.
В 2008 году в государственныевузы поступило 79131 человек. Из них на платной, договорной основе обучаются48194 студента (60,9%). Потребность студентов в общежитии обеспечивается толькона 60% от числа студентов, которые нуждаются в общежитии. В целом существуетвозможность обеспечения общежитиями лишь 66,4% иногородних студентов.
Вчастных вузах работают 1721 штатный сотрудник, вдополнение 422 преподавателя работают на условиях совместительства. Обучаютсяздесь 57777 студентов: 14772 — на очной форме обучения, 43005 — на заочной. Изних только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранныхстудентов.
56,4% площади занимаемыхчастными вузами помещений арендовано.
2062 (88,6%) из 2327 студентов,нуждающихся в общежитии, проживают в них.
Белорусская система высшегообразования давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которыесегодня получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет.Причем в государственных вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. Втакой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образованияявляется с одной стороны законодателем, с другой стороны распорядителем иконтролером всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается ресурсами,навязывает учебные планы и т.д. Такой статус создает предпосылки длякоррумпированности всей системы образования.
Белорусы понимают важностьзнаний и образования. Они готовы платить за обучение в вузах, но государствопротив свободы выбора на рынке образовательных услуг. Из года в год уровеньбелорусского образования падает. Несмотря на стремительный рост государственныхрасходов на образование, ни ученики, ни их родители не удовлетворены качествомобразовательных услуг. По сути дела, деньги налогоплательщиков идут на ветер. Монополияв образовании, как и в любой другой сфере, ведет себя, как плохой менеджер и никудышнийсобственник. Белорусских университетов нет в списке 500 лучших университетовмира. Нет их и в рейтингах лучших европейских вузов.
Тенденция запаздывания впонимании сути вопроса, неоправданной осторожности и «перенимания» чужихнесистемных образцов реформирования высшего образования в Беларуси сталаочевидна. За период с 1991 по 2009 годы высшее образование в Беларуси так и непретерпело серьезных качественных изменений, в основном это были структурные,управленческие и формальные изменения (введение вступительного тестирования,переименование институтов в университеты и т.п.). Главное достижение, котороедекларируется на уровне Министерства образования Республики Беларусь, — высшееобразование стало массовым. Но хорошо это или плохо? Достижение массовостивсегда идет в ущерб качеству образования — это элементарный технологическийзакон. Чтобы качество сохранялось на достигнутом уровне, необходимоосуществлять ряд мер: повышать уровень преподавания, изменять содержаниеобразования, методики преподавания, заниматься перепроектированием специальностейи учебного процесса. И самое главное — необходимо изменить главный принципобразования: от советской высшей школы — к университету, как источнику научнойи развивающейся мысли.
Беларусь не может сейчасвступить в Болонский процесс только потому, что чиновники органически неприемлют перестройку университетской технологии по принципам демократизации игуманитаризации. Из Болонской системы перенимается только то, что позволяетудачно вписывать в старую советскую авторитарную систему образования. Рейтинговыеи кредитные системы очень успешно позволяют осуществлять т. н. контроль надпреподавателями и студентами, самостоятельная работа позволяет регулироватьнагрузку преподавателей, новые образовательные технологии успешно подаются какдостижения в информатизации и методиках преподавания, запускаются процессыжесткой нормировки и стандартизации учебных планов и программ.
Белорусское образование до сихпор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусскиеуниверситеты до сих пор не нуждаются в академических свободах и ждут указанийсверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают «делить часы»,писать и переписывать учебные планы и «подчищать» программы,транслировать готовые знания и никак не могут понять суть современного содержанияобразования и современных технологий образования. Белорусские менеджеры иуправленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостьюперекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частныеуниверситеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентариидемонстрируют поразительные методологические познания, механически смешиваянесовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа- самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выясненияотношений.
Сегодня университетскоеобразование — это не просто учебный процесс, это образовательная услугавысокого качества, имеющая содержательный, квалификационный и культурныйстандарт. В современной образовательной технологии радикальным образомсменяется тип отношений между преподавателем и студентом, между университетомкак социальной организацией и студентами. Это уже не просто отношениятрансляции новых знаний от преподавателя к студенту, а отношения сложного сотрудничестваи содержательной коммуникации с привлечением современных компьютерных игуманитарных технологий.
4. Основныебарьеры на пути развития качественного образования
 
1.Отсутствие возможности для развития частного образования
В Беларуси созданы крайненеблагоприятные условия для развития частного начального, среднего и высшегообразования. Государство блокирует конкуренцию со стороны частных организаций. Навязываниеформата, программ и методик обучения частным школам блокирует инновационность,творчество и разнообразие в системе образования. Родители платят дважды. Одинраз — в виде налогов на государственную систему образования, другой раз — зачастную школу. Поставленное в неравные условия частное образование не может конкурироватьпо цене. Только создание условий равной конкуренции сможет создать здоровуюсистему стимулов для развития полноценного рынка образовательных услуг и дляповышения его качества.
2.Чрезмерная централизация
Без Министерства образования иего разветвленной региональной сети невозможно принять ни одно важное решение. Централизованноустанавливаются программы обучения, количество часов, отводимые на тот или инойпредмет. Централизованно определяется, какие предметы и в каких классах будутизучаться, а также какие учебники будут использоваться. Зарплаты учителям такжеустанавливаются централизованно. Такая система блокирует стимулы к творчеству,инновационности и тестированию новых методик.
3.Уравниловка в системе образования
Желание причесать всех под однугребенку достигло своего апогея в последней реформе системы образования. Многиеизменения вызвали недоумение даже у некоторых чиновников. Такие меры, какзапрет на создание профильных классов, введение жестких ограничений напоявление новых гимназий, запрет на обучение иностранных языков в течениепервых двух лет обучения, а также ограничение двумя часами в неделю уроковиностранных языков абсурдны и опасны для будущего Беларуси. Ошибка сегодняобернется потерей качества человеческого капитала на многие годы вперед. Когдазнание иностранных языков становятся базовым требованием на региональном рынкетруда, в том числе внутри страны, такая реформа резко сокращает потенциалбелорусской молодежи. Сегодня без знаний иностранных языков молодежь лишается возможностиполучать доступ к огромному объему информации, доступной в Интернет, открытыхэлектронных библиотеках и базах данных.
4.Дискриминация при поступлении в вузы по месту жительства и учебы
Дискриминация при поступлении поместу жительства и учебы (раздельные конкурсы для сельских и городскихабитуриентов) является формой наказания за знания, за успех, за трудолюбие. Система,при которой решающим при поступлении становятся не знания, а место жительства иучебы, не может считаться ни справедливой, ни разумной. Проблемы с качествомобразования в сельской местности не могут служить оправданием. Еслигосударственная образовательная монополия не в состоянии предоставитькачественное образование на селе, то чиновникам стоит задуматься обоправданности существования такой монополии, а не заниматься созданиемочередных барьеров.
5.Принудительное распределение студентов
Принудительное распределениестудентов не имеет ни морального, ни практического оправдания. Ко всему этомуоно нарушает статьи 41, 49 Конституции Республики Беларусь. Принудительноераспределение студентов приводит к тому, что студент не в состоянии выбратьнаиболее оптимальное начало своей карьеры, выбрать такое место работы, где егодоходы, а, следовательно, производительность труда были бы наивысшими. Вместоэтого его принуждают к отработке нескольких лет «каторги» на зачастуюубыточных предприятиях, которые камнем висят на шее белорусской экономики иприносят ей только потери.
6.Отсутствие признания образования за рубежом
Беларусь является чуть ли неединственной европейской страной, не присоединившейся к Болонскому процессу. Послекрайне неудачной реформы системы образования в нашей стране отсутствуетвозможность получения степени бакалавра и магистра. Это закрывает дорогу кмеждународному признанию белорусских дипломов. Чиновники и политики создалиискусственные препятствия на продолжении белорусскими студентами своего высшегообразования заграницей. Если студент отучился 4 года в белорусском вузе, то онне может получить степень бакалавра и продолжить обучение на степень магистра вхорошем зарубежном университете.
Используемый белорусскимивластями способ борьбы с утечкой мозгов не работает. Молодежь все равно находитспособы и средства уехать за рубеж, потому что правительство родной странылишает человека права выбора места и содержания образования, формы занятости ивознаграждения за него.
7.Идеологизация образования
Идеологизация белорусскогообразования блокирует развитие настоящей науки, не позволяет создать атмосферуплюрализма, творчества и научного поиска. Наличие в программах всехуниверситетов предмета «Идеология белорусского государства» свидетельствуето попытке подчинить науку и образование монополии одной политической силе. Строгаястандартизация, используемая в других гуманитарных дисциплинах, требованиеиспользования «правильных» учебников только усиливает идеологизациюбелорусского образования.
Еще одним серьезным недостаткомсуществующей системы является наличие чрезвычайно жесткого контроля государстванад научной, исследовательской деятельностью студентов и преподавателей. Безсоответствующего разрешения руководства Министерства образования ни студенты,ни преподаватели не могут посещать зарубежные семинары и конференции,участвовать в научно-исследовательских и практических проектах.
8.Ограничения по набору студентов
Министерство образованияБеларуси доводит до вузов план набора специалистов на внебюджетной основе. Подобнаяпрактика необоснованна и нарушает законные права граждан. Чиновникиаргументируют такой подход якобы «перепроизводством» специалистовопределенных специальностей (в частности, экономических и юридических) ипредстоящей невозможностью выпускников трудоустроиться после окончания вуза. Однаков поддержку этого тезиса не приводится никаких доказательств. Официальнаястатистика показывает, что из всех безработных (около 40 тысяч) только 10%имеют высшее образование. Характер изменений на рынке труда в условияхструктурного кризиса, полная неопределенность в условиях глобального кризисарезко сокращают возможность Правительства и Министерства образованияпрогнозировать развитие рынка труда и навязывать количество мест по тем илииным специальностям.
9.Отсутствие возможности выбора предметов
Одна из основных проблем, скоторой сталкиваются школьники, студенты и их родители, — перегруженностьучебных планов. Их утверждает и навязывает каждому учебному заведениюМинистерство образования. Наличие множества обязательных предметов, которыевынуждены учить школьники и студенты, мешает им сосредоточиться над профильнымипредметами. Нередко случается и так, что к началу четвертого курса, сдавдесятки экзаменов, студенты не имеют никаких практических навыков по своейспециальности. Вместо практических знаний и умений они вынуждены учить большоеколичество предметов, которые не понадобятся им в их профессиональнойдеятельности. Предоставление права самому студенту определять набор предметов ввузе, с одной стороны, является практической реализацией принципа свободывыбора. С другой стороны, студент берет на себя часть ответственности закачество и характер получаемого образования.
10.Наличие профессионально-психологического тестирования
Указом Президента № 70 от 08.02.2008года были определены специальности, для поступления на которые надо пройтипрофессионально-психологическое тестирование, т. е пройти тест на соответствиебудущей профессии. Данная мера противоречит правовым принципам и нормам. Кпримеру, выпускники специальности «государственное управление и экономика»могут работать государственными чиновниками, аналитиками, экономистами напредприятиях, организаторами производства и т.п. В каждом из этих случаев кпретенденту на должность выдвигаются разные психологические требования. Какиеиз них будут определять тестирующие? Это классический пример ситуации, когданеобходимо отобрать еще не существующее знание. Наличие обязательной процедурыпрофессионально-психологического тестирования является способом выманиваниебюджетных денег и еще одной формой идеологической чистки абитуриентов.
11.Неадекватное финансирование. Ограниченные полномочия учебных заведений пораспоряжению ресурсами. Отсутствие контроля и прозрачности бюджетов
Рост государственных расходов наобразование не приводит к повышению уровня знаний. Министерство образованияимеет слишком большие полномочия по распоряжению ресурсами, выделяемыми нашколы и университеты. На лицо чрезмерное, постатейное регулирование статейрасходов. Руководители школ и вузов сильно ограничены в создании мотивации длянаиболее творческих, профессиональных, пользующихся популярностью у студентовпреподавателей. С другой стороны, сами учебные заведения ограничены вспособности осуществлять коммерческую деятельность и использовать получаемуюприбыль на собственное развитие.
12.Законодательный запрет домашнего образования
Запрет на получение образованияв домашних условиях нарушает неотъемлемое право человека на свободу выбора. Причины,по которым родители могут отдать предпочтение домашнему образованию могут бытьразличными: неудовлетворенность качеством государственного образования, политическиеили религиозные взгляды и т.д.
13.Отсутствие реального студенческого самоуправления
Процессы, происходящие встуденческом самоуправлении, производны от общей ситуации в образовании. Сегодняв белорусских вузах в организационном плане нет структуры, реальноподдерживающей связь администрации со студенчеством. Настоящее студенческоесамоуправление в Беларуси скорее мертво, чем живо. Нет оснований считатьстудентов полноценными партнерами учебного и воспитательного процесса. Вузыпревратились в институты по насаждению определенной идеологии. Студентыбеззащитны перед решениями администрации вузов и преподавателей. Их используютдля массовки на разного рода государственных праздниках и мероприятиях. Программыобучения не соответствуют требованиями рынка труда. Научная работа ведетсяформально, ради галочки.
Одна из обязанностейстуденческих организаций поддерживать студенческие инициативы, но на практике,к сожалению, мы видим, что большинство инициатив не рождаются в студенческойсреде, а в нее привносятся. Студенческое самоуправление, созданное по указаниюсверху, приводит к имитации реальной работы, созданию «карманныхстуденческих советов», тем самым, порождает в молодых людях неверие вобщественные организации, пассивность и апатичность.
Студенты настолько закрепощены,что по поводу любой инициативы должны обращаться за разрешением к администрациивуза, а для того, чтобы принять участие в международной конференции за рубежомили пройти стажировку в зарубежном вузе, требуется разрешение самого министраобразования. У студентов не спросили, какая система образование нам нужна,европейская или советская.
Место настоящего студенческогосамоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемыеадминистрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Этопример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Этоспособ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных,неординарных людей в узкие рамки политической корректности.
Попытки создать идиллическуюкартинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам фактналичия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежныхорганизациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных сострым дефицитом реального студенческого самоуправления.
Гражданский активизмприветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательныхсубботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практическилишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных,научных и общественных программах.
Студентам недоступны работающиемеханизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программразных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможностифакультативного обучения.
Студенты лишены возможностиучаствовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи неучитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студентынаблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническуюбазу.
Стремительно расширяетсяпрактика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количествомстудентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательнойгосударственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов сталаеще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты неимеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Есличеловек покупает некачественный товар в магазине, он может через обществозащиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такойбазовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения,решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структурыстуденческого самоуправления.
Система воспитания молодежи ввузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в странесопровождается резким увеличением давления на студентов со стороныадминистрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандартыделают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис,зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества — все этоявляется не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональныепреподаватели и некомпетентные администраторы.
Таким образом, белорусскаясистема образования характеризуется целым рядом серьезных структурных,содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки еереформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциалПравительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.
Потенциал для положительныхизменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна бытьоснована не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях спродолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организацииобразования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен бытьпереход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроляза образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании — к самимученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такиеизменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самыхразных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования иэкономического развития.5. Основныемеры по реформированию сферы образования
 
1.Введение образовательных ваучеров
Суть данного нововведениязаключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переходна ваучеры предполагает, что родители всех детей школьного возраста получаютваучер на одну равную для всех сумму. Этот ваучер можно использовать в любомобразовательном учреждении независимо от формы собственности. На полученные отродителей ваучеры школы получают средства из бюджета.
Таким образом, при сохранениигосударственного финансирования образования открывается широкое поле дляконкуренции между образовательными учреждениями. Ликвидируется государственнаямонополия и дискриминационные практики министерства образования. В новойсистеме родители, а не чиновники «заказывают музыку», т. е оцениваюткачество производителей услуг. Школы должны бороться за потребителей, т. еродителей, которые самостоятельно делают выбор. Именно они, а непокровительство чиновников, имеют решающее влияние на то, какие школы будутразвиваться, а какие уходить из рынка образовательных услуг.
Подобная система уже около 100лет функционирует в Нидерландах. Эта страна традиционно входит в число мировыхлидеров по уровню показанных ее учениками знаний по международным тестам. Переходк образовательным ваучерам осуществился также в Чили, во многих штатах Америкии регионах Европы. Везде отмечается повышение качества образования, как вчастных, так и в государственных школах.
2.Свобода школ и университетов в выборе программ обучения, используемыхучебников, учебных методик, а также режима посещения занятий
Данные международных тестовсвидетельствуют, что отсутствие централизованного контроля в этих сферах приводитк повышению качества демонстрируемых знаний на 4 — 7% [1]. Обеспечение свободывыбора позволит избежать навязывания определенных идеологий, политических либорелигиозных убеждений. Свобода выбора позволит обеспечить диверсификациюсистемы образования, повысит ее адаптативность и гибкость в плане интеграцииинноваций и новых знаний. Учебные заведения вправе приглашать на работу иличтение лекций (курсов) белорусских и иностранных специалистов по своемуусмотрению. Необходимо законодательно утвердить право университетов определятьрежим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрениепрактики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям болееэффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними своевремя.
3.Большее влияние родителей на процесс образования
Родители должны входить в советышкол, иметь возможность определять содержание образовательного процесса,участвовать в решении конфликтных ситуаций между учителями и учениками, а такжев администрировании денежных и материальных ресурсов.
4.Снятие всех бюрократических барьеров на пути создания и функционированиечастных школ
Результаты международных тестовпо математике и естественным наукам показывают, что повышение доли учеников,обучающихся в частных школах, приводит к улучшению их результатов на 3 — 6%. Законодательство,регулирующее рынок образовательных услуг, должно неукоснительно соблюдатьпринцип равенства организаций всех форм собственности в сфере начального,среднего и высшего образования.
5.Переход к полной автономии школы в проведении кадровой политики и определениизарплат учителей
Здесь предусматривается передачаактивов на баланс учебного заведения, расширение полномочий высшегоруководящего органа по бюджетированию, кадровой политике и программе. Опытстран, в которых учебные заведения обладают автономией, показывает, что ученикидемонстрируют знания по математике и естественным наукам на 4 — 5% лучше (результатытестирования).
6.Свобода университетов в выборе системы вступительных экзаменов
Университеты должны иметь правоиспользовать как государственные централизованные тесты, так и собственныеэкзаменационные задания. Централизованное тестирование в Беларуси должно былостать эффективным инструментом оценки знаний и ликвидации коррупции в системеобразования. Сегодня данный процесс еще не отлажен. Система оценки, проверкизнаний, проведения экзаменов требует доведения до строгих стандартовобъективности и прозрачности.
7.Запрет на дискриминацию по месту рождения, расе, религии, национальности,возрасту, месту обучения при приеме в государственные вузы
Единственным критериемопределения доступа в учебное заведение является уровень знаний, определяемыйтестами, экзаменами или иными формами проверки знаний.
8.Немедленная отмена принудительного распределения студентов
Распределение студентов являетсясовременной формой крепостного права. Единственной приемлемой формой занятостивыпускников является подписание добровольных договоров с работодателями навзаимно приемлемых условиях. Государство, финансируя государственную системуобразования за счет налогоплательщиков, не вправе требовать компенсацию с техстудентов, которые получают образование за счет бюджета.
9.Присоединение к Болонскому процессу. Восстановление системы бакалавриата имагистратуры
Беларусь должна унифицироватьсвою систему образования с европейской, чтобы повысить возможности выпускниковбелорусских вузов на общеевропейском рынке труда и ценность диплома при поискеработы внутри страны, особенно среди иностранных работодателей.
10.Упрощение процедуры перехода из одного вуза в другой.
Данная мера позволит студентамувеличить шансы найти работу по душе, по уровню знаний и своему жизненномуплану. Государство должно минимизировать издержки перехода, потому что в дальнейшембудет гораздо меньше искажений на рынке труда.
11.Автономия учебных заведений по распоряжению денежнымиресурсами, ликвидация централизованной системы жесткого контроля надфинансовыми ресурсами вузов.
12.Ликвидация практики одобрения Министерством образования поездок студентов ипреподавателей за рубеж.
Учебное заведение вправесамостоятельно решать вопросы командировок студентов и преподавателей дляучастия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.
13.Расширение практики выделения кредитов на получение образования.
Вузы самостоятельно решаютвопрос о предоставлении стипендий на обучение. Бюджетное финансированиеполучения высшего образования не предусматривается. При этом правительствоможет устанавливать именные стипендии и финансировать получение высшегообразования. Успешное развитие системы долгосрочного кредитования студентоввозможно только при ответственной макроэкономической политике правительства (низкаяинфляция, бездефицитный бюджет, открытая конкуренция на рынке финансовых услуг итоваров, свободная торговля, интеграция Беларуси в единый европейский рынок). Помимоэтих факторов развитый финансовый рынок, наличие в стране большого объемакапитала являются лучшими гарантами доступности кредитов на получениеобразования.
14.Снятие запрета на домашнее образование. Разрешение получения средств наобразовательный ваучер на цели домашнего образования
Школа на дому позволитразнообразить систему образования, укрепит семьи и местное сообщество, а такжепозволит обогатить систему образования самыми разнообразными дидактическимиметодиками и способами обучения.
15.Четкое определение статуса организаций студенческого самоуправления в вузе,закрепление за студентами права формировать 1/3 высшего органа управлениявузом, обеспечение по-настоящему демократических процедур выбора студентов ввысших орган управления вуза.
16.Обеспечение свободы слова, научной и общественной деятельностив рамках вуза, а также в представлении интересов студентов в диалоге с органамигосударственного управления и гражданского общества; обеспечение гласности всехсторон жизни студенчества через средства печати и другие СМИ, в том числеуниверситетские газеты, радио, интернет сайты и т.д. Присоединение белорусскихорганов студенческого самоуправления к молодежным программам ЕвропейскогоСоюза, связанным с гражданской активностью волонтеров (социальная, культурная,экологическая сферы); реализация совместных программ в рамках программы ЕС«Восточное партнерство».
Вывод
Реализация данных основных мерпозволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную системуобразования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участииучеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых,правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.
Если народ имеет топравительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело стой молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем,требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное — это то, что сегоднянам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, иадминистрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания кмолодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего ибудущего общества.
Нормативная базастандартизации среднего специального образования
1.        Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь, 1991 г. № 33, ст.598). В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).
2.        РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядокразработки, утверждения и введения в действие руководящих документов РеспубликиБеларусь (образовательных стандартов). Основные положения. Утвержден и введен вдействие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2002г. № 36, дата введения 01.10 2002 г.
3.        РД РБ 02100.0.001-2000 Изменение № 1 Руководящего документа РеспубликиБеларусь. Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки,утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательныхстандартов). Основные положения. (Макет образовательного стандарта поспециальности среднего специального образования).
4.        Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общеесреднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины. Физическаякультура, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998г. № 698
5.        РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика
6.        РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика
7.        РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика
8.        РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия
9.        РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География
10.     РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология
11.     РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура
12.     РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия
13.     Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общеесреднее образование. Социально-гуманитарные дисциплины, утвержден и введен в действиеприказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698
14.     РД РБ 02100.2.009-98 Общее среднее образование. Белорусский язык.
15.     РД РБ 02100.2.010-98 Общее среднее образование. Белорусская литература
16.     РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык
17.     РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература
18.     РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки
19.     РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История
20.     РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество
21.     Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общеесреднее образование. Основные нормативы и требования. Начальная школа,утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. №698.
22.     Об основных направлениях развития национальной системы образования. ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.
23.     Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001Специальности и квалификации, утвержденный постановлением ГосстандартаРеспублики Беларусь от 26.01.2001 г. № 3.
24.     Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-97 «Профессиирабочих и должности служащих», утвержденный и введенный в действие 30декабря 1996 г. приказом Белстандарта № 234.
25.     Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-97 «Занятия»,утвержденный и введенный в действие 19 июня 1997 г. Постановлением Госстандарта№ 6.
26.     СТБ 22.01-96. Система стандартов в сфере образования. Основныеположения, введен в действие 28.06.1996 г. приказом Белстандарта, № 116.
27.     СНБ 1.01.01. -97. Система технического нормирования и стандартизации встроительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основныеположения.
28.     СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения исловарь.
29.     Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. ПостановлениемМинистерства труда Республики Беларусь на 1 октября 2002 года утверждены ивведены в действие 56 выпусков.
30.     Квалификационный справочник должностей служащих. ПостановлениемМинистерства труда Республики Беларусь с 1998-2002 гг. утверждены и введены вдействие 29 выпусков.
ПриложениеУсловия оплаты Прием в вузы Общее количество студентов в вузах Выпуск вузов 2007 2008 2007 2008 2007 2008
За счет бюджетных средств (в госвузах): 30677 30937 150951 148726 148726 28292
дневная форма обучения 23067 23380 111761 110568 21749 20920
вечерняя форма обучения 317 160 174 149
заочная форма обучения 7610 7557 38873 37998 7018 7223
За счет собственных средств студентов: 63206 59021 252878 262695 35650 38281
государственные вузы 48912 47139 197048 207577 24812 28091
частные вузы 14294 11882 55830 55118 10838 10190
За счет средств предприятий и организаций: 1563 1527 9829 9276 2270 2249
государственные вузы 1026 1055 6989 6617 1355 1345
частные вузы 537 472 2840 2659 915 904
Всего: 95446 91485 413658 420697 66861 68822
государственные вузы 80615 79131 354988 362920 55108 57728
частные вузы 14831 12354 58670 57777 11753 11094
Источник: Министерствообразования Республики Беларусь, 2009.Годы Выпуск специалистов Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования Учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования Учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования 1990 28,6 42,2 79,1 1995 32,5 37,0 59,2 2000 38,7 43,8 54,7 2005 53,6 49,3 54,0 2006 61,4 44,3 50,0 2007 66,9 43,1 48,7
Источник: Труд и занятость вРеспублике Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2008