Тенденции и структура современной налоговой политики в РФ

–PAGE_BREAK–Структура налоговой политикиРФ.
Налоговая политика выступает составной частью финансовой политики государства. Она воплощается в совокупности мероприятий государства по установлению и взиманию налогов и использования их в общегосударственных интересах.

Формирование современной налоговой политики в РФ происходило в условиях перехода к новым, рыночным методам регулирования народного хозяйства. Эти обстоятельства потребовали радикальных изменениям в существовавшей ранее налоговой системе, созданию и внедрению принципиально нового налогового механизма, новой налоговой политики и нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

В Российской Федерации принят закон «Об основах налоговой системы». Он определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия «налог», «сбор», «пошлина», «плательщики», «налоговые обязательства» и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня. Зачем это сделано?

Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство порой оказывалось без средств. Это не давало ему возможности решать даже элементарные проблемы. Если же поручить собирать налоги не центру, а местным властям, то тогда без средств может оказаться уже центр, что сделает финансово не обеспеченной его работу.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику.

Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуаций.

Основными целями налоговой политики в РФ являются обеспечение более полной и своевременной мобилизации доходов бюджетов различных уровней власти, и создание условий для регулирования производства и потребления как в народном хозяйстве в целом, так и по его отдельным сферам.

Налоговая политика в России осуществляется на основе единых для всех экономических агентов принципов независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правового статуса. Основными из этих принципов являются: равнонапряженность налогового изъятия, однократность налогообложения, стабильность, гибкость, простота, доступность и определенность налогового законодательства.

Содержанием налоговой политики является организация и развитие налоговой системы в государстве. В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:

1)     федеральные налоги, сборы и пошлины;

2)     региональные налоги и сборы;

3)     местные налоги и сборы.

К налоговым доходам относятся налоги и сборы, перечень которых определяются налоговым кодексом РФ.[1]

К федеральным относятся налоги, сборы и пошлины, обязательные к уплате на всей территории России, а именно:

·        Налог на добавленную стоимость

·        Акцизы

·        Налог на доходы физических лиц

·        Единый социальный налог (с 01.01.2010 — страховые взносы)

·        Налог на прибыль организаций

·        Налог на добычу полезных ископаемых

·        Водный налог

·        Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

·        Государственная пошлина

К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ:

·        Налог на имущество организаций

·        Налог на игорный бизнес

·        Транспортный налог

При установлении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налога:

·        налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

·        порядок и сроки уплаты налога;

·        форму отчетности по каждому региональному налогу;

·        налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги включают:

·        Земельный налог

·        Налог на имущество физических лиц

Акцизы – это налоги на производство и продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных групп. Ими облагается установленный законом перечень товаров. В настоящее время в РФ в этот перечень включает спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Устанавливаются разные ставки акцизов для различных товаров.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год.

Специальные налоговые режимы

·        Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН)

·        Упрощенная система налогообложения

·        Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

·        Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России налоговые доходы в настоящее время  составляет почти 96%.[2]

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета наибольшую долю занимают  поступления от НДФЛ(27%), НДС(25%) и налога на прибыль организаций (17%), а основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (38%) и налога на добычу полезных ископаемых (29%).

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов.

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Налоговые системы зарубежных стран. Налоговая система Франции.
Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции — высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС — 45 %. Стандартная ставка НДС в стране — 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная — 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.
Налоговая система Германии.
Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). В настоящее время в Германии два крупнейших налога — подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет — 28%. Общая ставка составляет 15%, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7%. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.
Налоговая система Канады.
Канада имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных (муниципальных) налогов. Федеральные обеспечивают — 48%, региональные — 42%, муниципальные — 20% поступлений. Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, что создает комплексный и единый характер. Главным налогом является подоходный налог с физических лиц. Взимание налога осуществляется по прогрессивной ставке 17%, 26%, 29%. Второй по величине налог — с продаж. Действующая налоговая ставка — 12 %. Налог с продаж — это аналог налога на добавленную стоимость (НДС). В доходной части бюджета Канады он занимает около 17%. Еще одним крупным налогом является налог на прибыль корпораций, который имеет вес 10% в общей доходной части федерального бюджета.
Налоговая система Швеции.
Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20% дают прямые налоги. НДС взимается в бюджет по ставке 25% (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров — до 21%, для гостиничных услуг — 12%. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС — 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом — 20% от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.[3]

Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.

Тенденции современной налоговой политики в РФ.

Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России. В трехлетней перспективе приоритетами Правительства РФ в области налоговой политики являются создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, поддержка инновационного развития экономики, снижение налоговой нагрузки для некоммерческого сектора. Снижение налоговой нагрузки возможно с помощью повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности налогов. Необходимо сократить затраты налогоплательщиков на выполнение установленных законом обязанностей.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому законодательство о налогах и сборах будет динамично меняться.

В числе основных результатов реализации налоговой политики в 2008 г. можно назвать:

·        совершенствование налога на доходы физических лиц;

·        создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности;

·        совершенствование порядка налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским организациям;

·        улучшение качества налогового администрирования.
    продолжение
–PAGE_BREAK–