Стиль хай-тек

Реферат
«Стиль хай-тек»
Хай-тек, как он есть
Хай-тек(англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуреи дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х инашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркиепредставители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Никакихдекоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитаниячеловека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенныхоткрытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлическихконструкций и другого антуража «века техники». В крайних проявлениях стиля «хай-тек»(«хайтек») целесообразность технических устройств даже приносится в жертвуформальной выразительности. Свет гармонично сочетается с пространством.Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простыегеометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладаетоднотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусныегалереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения,характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования («Рейнбоусентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978).
Торжествовысоких технологий отличает Центр Помпиду Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно вПариже (1971–1977). Архитекторы поместили опорные конструкции и переходы свнешней стороны здания, создав таким образом прочный металлический каркасвокруг внутреннего помещения, которое могло быть приспособлено для любыхкультурных целей.
В числеобразцов стиля «хайтек» – здание Гонконгского и Шанхайского банка в Гонконге,прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина(архитектор Норман Фостер, 1986), здание компании Ллойда в Лондонском Сити (архитекторРичард Роджерс, 1986), административное здание и издательский комплекс «ФайненшнлТаймс» в Лондоне (архитектор Николас Гримшоу, 1988), здание Рейтерс наБлэкоуолярд в Лондоне (архитектор Ричард Роджерс, 1992, премия Королевскогоинститута архитекторов/ RIBA).
Известенсвоими новаторскими конструкциями в стиле «хай-тек» американский архитекторкитайского происхождения Пэй Ио Минь. Он – автор самого высокого в Азиисемидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987) истеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличаетбольшая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимыхметаллических конструкций.
Модой 70–80-хгодов были «зеркальные» здания с ограждениями из поляризованного светоотражающегостекла, скрывающими конструкции. Огромные постройки как бы растворяютсяотражениями окружающей среды в зеркалах фасадов («Пасифик дизайн сентр» вЛос-Анджелесе, США, 1976).
В 70–80-егоды 20 века привлекали своей необычностью «хай-тек-интерьеры» жилищ сэлементами технического оборудования (промышленные и медицинские светильники,открытые металлические каркасы и контейнеры). Сегодня интерьер в стиле«хай-тек» – это мебель со встраиваемой техникой, стеклянные столы и полки,стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках,двери и перегородки из небьющегося стекла, прозрачные двери-купе в алюминиевойраме, стеклянные двери на фотодиодах, металл в деталях, светильники смоделируемым светом, настенные панно-обогреватели и т.д.
Стремительнозавоевывающие мир нано-технологии открывают перед архитекторами и дизайнерамисамые неожиданные перспективы.
Хай-тек – этотстиль дизайна иллюстрирует возможности современной техники и науки, а также вкакой-то мере пытается создать будущее сегодня. Хай-тек, погружающий внереальную, фантастичную атмосферу, еще до конца непонятен широкой публике. Онрационален и стремится к универсальности. И все же по-своему красив.
Из-заиспользования новейших технологий, материалов, оборудования интерьер в стилехай-тек часто сравнивают с космическим кораблем, где все блестит, мягко ибесшумно заезжает-выезжает и трансформируется. Стиль может ассоциироваться и с «техно»,и с индустриальными мотивами. В своей основе он довольно холодный и аскетичный,местами даже грубоватый. Главное в нем – принцип техногенности, потому чтохай-тек родился как стиль производственный. Он возник из дизайна промышленныхпомещений, все элементы обстановки которого подчиняются функциональномуназначению. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудованияоткрыто, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможныесочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяютсяконструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и техническиекоммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы,кабели – нарочито выставляются напоказ.
Безусловно,этот стиль на любителя. У поклонников традиций он может вызвать категорическоенеприятие. Кажется, что холодность и чрезмерный техницизм противопоказаныжилому пространству. Однако многие интерьеры в стиле высоких технологий имеютнеоспоримые плюсы: это удачное сочетание пространства и света, идеальныепропорции и формы предметов, сдержанный декор. А в результате – классическаягармония и целостность.
Хай-тек – стиль,пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людеймолодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современныхматериалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму.Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета иоттенков являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий игибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – всенаходим в интерьерах в стиле хай-тек.
Модныетенденции в дизайне интерьера меняются не так часто, как в дизайне одежды, а,по мнению специалистов, один раз в 5–10 лет. Однако случается, когдаинтерьерный стиль остается популярным на протяжении нескольких десятков лет.Это в полной мере относится к стилю хай-тек, который вошел в моду в 60-х годахХХ века и до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание пусть иэкстравагантных, но по-своему гармоничных интерьеров.
Свежие ветрыперемен дали жизнь самым невероятным замыслам, проникнутым духом новой эры. Вархитектуре сформировались новые принципы градостроительства: социальнаянаправленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимымпотребностям обитателей. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка,металл и бетон – дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутрисоздавался интерьер нового времени.
Но в чистомвиде хай-тек появился все-таки в 60-х годах, когда идеи архитекторов моглиопираться на совсем иную материальную базу. Новые возможности материалов иконструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новыйстиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.Хай-тек в жилищном интерьере
Вообще-тохай-тек в жилых интерьерах в чистом виде встречается довольно редко, гораздочаще он используется в комбинациях с другими стилями, начиная от «этники» изаканчивая неоклассикой. Создание такого интерьера становится даженеобходимостью, если в квартире проживает семья из нескольких человек, особенноразных поколений. У каждого из них свои вкусы, и каждый должен иметь в квартиресвой уголок, в котором он чувствовал бы себя максимально уютно. Но такаяквартира рискует превратиться в нагромождение несочетающихся между собойпредметов и деталей интерьера. Найти решение и органично сочетать пожеланиявсех членов семьи – прямая задача дизайнера. Кстати, подобных удачных примеровдостаточно в работах современных декораторов.
Английскоевыражение high-tech («высокие технологии») очень метко отражает суть данногонаправления в дизайне. Но, справедливости ради, следует сказать, что идея «дом –машина для жилья» появилась гораздо раньше. Например, в работах советскихконструктивистов 20-х годов и в ранних творениях легендарного архитектора-новатораЛе Корбюзье в жилище легко читаются техногенные мотивы.
Старый добрыйдомашний уют был признан устаревшим, немодным и мещанским. И, наоборот,последние достижения науки и техники стали предметами интерьера. Стариннаямебель из ценных пород дерева отправлялась в отставку, на ее место водружалисьагрессивные конструкции из стекла и алюминия. Полы из натурального камня ипаркета заменялись синтетическим линолеумом. В гармонии сдержанных, аскетичныхв цветовом отношении интерьеров врывались брызги ярких пятен.
Архитекторы идизайнеры создавали интерьеры, по своей гармонии и чистоте исполнения способныесоперничать с лучшими памятниками всех предшествующих стилей, начиная отклассицизма и заканчивая модерном. Постепенно рождались основные принципы стиляхай-тек, которые используются и по сей день – подчеркнутая графичность илаконизм линий, обилие ясных и четких геометрических форм, минимум деталей,обилие стекла, металла и пластика, яркие открытые цвета.
Искусственныематериалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенковявляются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий и гибкий,прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – все находимв интерьерах в стиле хай-тек.
Холодныйэлегантный блеск стали, хрома и алюминия, нарочито «промышленный» обликприсутствуют во всех элементах интерьера – на полу и на подвесном потолке, вконструкции оконных рам, лестниц, создавая техногенные джунгли из балок, ферм итрубопроводов, хромированных, никелированных или разноцветных. Но хай-тек неназовешь тяжелым или массивным. Легкость и невесомость интерьеру придаетширокое использование стекла и прозрачного пластика. Перегородки, мебель,пронизанная воздухом и светом, изящные детали смягчают изначальную жесткостьстилевого направления.
Многообразиевариантов оформления интерьера ограничивается только фантазией дизайнеров, иххорошим вкусом и чувством меры, благодаря продуманному сочетанию в интерьераходного стиля различных деталей и предметов из стиля другого. Но, и это оченьважно, такое сочетание может быть рискованным и под силу толькопрофессионалу-дизайнеру.
Главнаязадача, которую выполняет профессионал-дизайнер – разработка интерьерапомещения, соответствующего индивидуальности хозяина, его привычкам, темпераменту.При этом основная задача дизайнера, учитывая образ жизни и пожелания хозяинаквартиры, сделать так, чтобы в оформлении интерьера прослеживалась общая линияи его отдельные элементы естественно сочетались между собой, создавали цельный,гармоничный образ.Хай-тек в дизайне одежды
В дизайнеодежды «хай-тек» – куртки с вшитыми плеерами, встроенными калькуляторами ивязаной клавиатурой, в которую вплетены металлические волокна, рубашки,реагирующие на погоду, ботинки с «климат-контролем», спрортивные костюмы с «тренер-контролем»,одежда с запахом и т.д. Среди аксессуаров – электронный блокнот, электронныйчемодан и т.д.
КомпанияTextronics Inc. надеется, что в технологичном мире, где iPod и сотовые телефоныслужат модными аксессуарами, следующим логическим шагом может стать электроннаяодежда.
Существующаяпять месяцев компания, расположенная в Уилмингтоне, некогда была подразделениемкомпании DuPont Co. и создана для разработки возможностей коммерческогоиспользования новых технологий в области «электронного текстиля». Под этимимеется в виду ткань с вплетенными в ее структуру электронными устройствами,где ток проходит не по проводам, а непосредственно внутри ткани. Одежда изтакой ткани может согревать владельца, обеспечивать работу электронных приборовили измерять природные и физические изменения и реагировать на них.
Срединекоторых способов применения подобных технологий, которые рассматриваетTextronics, – одежда, которая обеспечивает работу и управление функциями сотовыхтелефонов или цифровых карманных плееров; футболки и спортивные бюстгальтеры,измеряющие параметры физического состояния человека; ткань для обивки сидений вавтомобиле, которая подогревается и приспосабливается под нужды седока;коммуникационные антенны, покрытия для промышленных трубопроводов, которыеконтролируют температуру для сбережения энергии. На данном этапе питание такихвстроенных приборов обеспечивается за счет подсоединенных к одежде батареек.
КомпанияTextronics, которая частично финансируется венчурным капиталом, еще невыставила на продажу своих изделий. Это одна из множества компаний, которыенадеются объединить электронную промышленность и одежду.
КомпанияPhilips Research, подразделение электронной компании Philips Electronics NV из Голландии,работает над изготовлением «фотонного текстиля», представляющего собой ткань ссодержанием светоизлучающих диодов, используемых в дисплеях.
Заключение
Хай-тек – стиль,пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людеймолодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современныхматериалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму. 
Источники
1.  www.sak.ru/
2.  www.100decor.ru/
3.  www.tekhouse.ru
4.  ru.wikipedia.org