СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты анализа материалоемкости
1.1. Значение, задачи и источники анализа материальныхресурсов
1.2 Обеспеченность организации материальными ресурсами
1.3 Оценка материалоемкости как показателя эффективностииспользования материальных ресурсов
2. Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
2.2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»
3. Анализ обеспеченности и эффективности использованияматериальных ресурсов
3.1 Анализ обеспеченности ООО «Хоум-Мастер» материальнымиресурсами
3.2. Анализ материалоемкости и материалоотдачи
4. Резервы увеличения эффективности использованияматериальных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Любой руководитель желает, чтобыкомпания росла и развивалась. Существует много видов ресурсов, которые можноиспользовать для развития бизнеса: денежные, материальные, кадровые,административные, интеллектуальные, технологические. Есть и несколько методових привлечения. В настоящее время на первый план выходит повышениеэффективности использования уже имеющихся в распоряжении компании денежных иматериальных ресурсов, ведь от этого зависит рентабельность и ликвидностьпредприятия.
Таким образом, на существующем этапеодной из важнейших проблем научно-технического прогресса является снижениематериалоемкости продукции, всестороннее изучение факторов, от которых зависитулучшение использования сырья и материалов, своевременное и полноеиспользование резервов на каждом предприятии.
Актуальность проблемы оптимизацииматериальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем,что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособностьпредприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечитьвысокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителямневозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, а такжезапасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенногопроизводства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичногофункционирования производственного процесса. Заниженные запасы материальныхресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, с неудовлетвореннымспросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателейпродукции. С другой стороны, накопление излишних запасов связывает оборотныйкапитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативногоиспользования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержекпроизводства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономическийущерб наносит как значительное наличие запасов, так них недостаточноеколичество.
Повышению актуальности рациональногоиспользования сырья также способствуют выпуск продукции на рынок и дефицитфинансовых ресурсов.
Предметом исследования курсовойработы являются материальные ресурсы, объектом – ООО «Хоум-Мастер», основной деятельностьюкоторого является производство оконных и дверных систем из ПВХ-профиля.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение сущности материальныхресурсов, методику проведения анализа обеспеченности материальными ресурсами иэффективности их использования;
2. Исследование характеристики компании«Хоум-Мастер» и проведения анализа финансового состояния
3. Анализ материальных ресурсов на примереООО «Хоум-Мастер».
4. Разработка резервов ростаэффективности использования материальных ресурсов.
В процессе написания курсовой работыиспользовались учебная литература, практикумы, методическая литература игодовые отчеты ООО «Хоум-Мастер» за 2007-2009 года.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛООЕМКОСТИ
1.1 Значение, задачи и источникианализа материальных ресурсов
Необходимым условием организациипроизводства продукции является обеспечение его материальными ресурсами:сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.
Материальные затраты составляютзначительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтомупроизводственная программа предприятия может быть выполнена только при условиисвоевременного и полного обеспечения ее необходимыми материально — энергетическими ресурсами.
Удовлетворение потребностипредприятия в материальных ресурсах осуществляется двумя путями: экстенсивным иинтенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производстваматериальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный путьудовлетворения потребности предприятия в материалах, сырье, топливе, энергии идругих материальных ресурсах предусматривает более экономное расходованиеимеющихся запасов в процессе производства продукции. Экономия сырья иматериалов в процессе потребления равнозначна увеличению их производства.
Важнейшим инструментом изысканиявнутрипроизводственных резервов экономии и рационального использованияматериальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этойобласти являются:
— оценка потребности предприятия вматериальных ресурсах;
— изучение качества и реальностипланов материально — технического обеспечения, анализ их выполнения и влиянияна объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;
— характеристика динамики ивыполнения планов по показателям использования материальных ресурсов;
— оценка уровня эффективностииспользования материальных ресурсов;
— определение системы факторов,обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов отплановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;
— количественное измерение влиянияфакторов на выявленные отклонения показателей;
— выявление и оценкавнутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработкаконкретных мероприятий по их использованию.
Источники информации: планматериально — технического обеспечения, заявки, спецификации, фондовыеизвещения, наряды, договоры на поставку сырья и материалов; формыстатистической отчетности № 1-СН, 3-СН, 4-СН, 11-СН, 12-СН о наличии ииспользовании материальных ресурсов и №5-3 о затратах на производство иреализацию продукции, работ, услуг; оперативные данные отдела материально — технического обеспечения; сведения аналитического учета о поступлении, расходеи остатках сырья, материалов; плановые и отчетные калькуляции себестоимостивыпускаемых изделий; данные соответствующих служб о нормативах и нормах расходаматериальных ресурсов и их изменении; другие источники информации в зависимостиот целей и задач проводимого анализа. [14, стр. 147]
1.2 Обеспеченность организацииматериальными ресурсами
При анализе обеспеченностипредприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество планаматериально-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают сизучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребностипредприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие планаснабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасовисходя из прогрессивных норм расхода материалов.
Важным условием бесперебойнойнормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности вматериальных ресурсах (MPi) источниками покрытия (Ui):
MPi = Ui. (1)
Источники покрытия могут бытьвнешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы,поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренниеисточники — это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья,собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов врезультате внедрения достижений научно-технического прогресса.
Реальная потребность в завозематериальных ресурсов со стороны — это разность между общей потребностью в определенномвиде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия.
В процессе анализа необходимо такжепроверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорамина их поставку и фактическое их выполнение.
Проверяется также качество полученныхматериалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям иусловиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенныхпредприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.
Большое значение придается выполнениюплана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставкиведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценкиритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации.
Особое внимание уделяется состояниюскладских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные истраховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) исреднесуточного расхода i-го материала.
В процессе анализа фактические запасыважнейших видов сырья и материалов сопоставляют с нормативными и выявляютотклонение. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов внатуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченностьматериалами в днях и сравнивают ее с нормативной.
Проверяют также состояние запасовсырья и материалов на предмет выявления излишних и ненужных. Их можноустановить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Кнеходовым относят материалы, по которым не было расходов более одного года.
В заключение определяется прирост(уменьшение) объема производства продукции по каждому виду за счет изменения:
а) количества заготовленного сырья иматериалов (З);
б) переходящих остатков сырья иматериалов (Ост);
в) сверхплановых отходов из-занизкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх);
г) удельного расхода сырья на единицупродукции (УР).
При этом используется следующаямодель выпуска продукции:
Уменьшить расход сырья напроизводство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий,совершенствования техники и технологии производства, заготовки болеекачественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки,недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификацииработников и т.д. [7, стр. 184]
1.3 Оценка материалоемкости какпоказателя эффективности использования материальных ресурсов
Всемерное улучшение использованияматериальных ресурсов – одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чемлучше используются сырьё, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше ихрасходуется для выработки определённого количества продукции, тем самымсоздаётся возможность увеличить объём производства промышленной продукции.
Расход материальных ресурсовпредставляет собой их производственное потребление. Расход на производствоохватывает всё количество материальных ресурсов, затраченных предприятиемнепосредственно на выполнение программы по выпуску продукции. Расходованиематериальных ресурсов осуществляется также на ремонтные нужды, обслуживаниевнутризаводского транспорта, обеспечение подсобного хозяйства,культурно-бытовые нужды. Потребление материальных ресурсов характеризуется ихобщим и удельным расходом.
В процессе потребления материальныхресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты,поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленныеисходя из суммы материальных затрат.
Необходимость систематическоговыявления и мобилизации резервов снижения материальных затрат иматериалоёмкости продукции предусматривает применение в анализе системыпоказателей, всесторонне характеризующей эффективность использованияматериальных ресурсов и позволяющей планировать, учитывать и анализироватьрезультаты работы предприятий, объединений и отраслей промышленности в областиснижения материалоёмкости продукции.
Для оценки эффективности материальныхресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл. 1).
Таблица 1 — Показатели эффективностиматериальных ресурсовПоказатели Формула расчета Экономическая интерпретация показателя
1. Обобщающие показатели Материалоемкость продукции (ME)
Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции Материалоотдача продукции (МО) Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции)
Коэффициент использования материалов (KM) Показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования
2. Частные показатели
Сырьеемкость продукции (СМЕ)
Металлоемкость продукции (ММЕ)
Топливоемкость продукции (ТМЕ)
Энергоемкость продукции (ЭМЕ)
СМЕ= Стоимость потребленных сырья и материалов: Стоимость продукции (4)
ММЕ = Стоимость потребленного металла: Стоимость продукции(5)
ТМЕ = Стоимость потребленного топлива: Стоимость продукции (6)
ЭМЕ = Стоимость потребленной энергии: Стоимость продукции (7) Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие
Применение обобщающих показателей ванализе позволяет получить общее представление об уровне эффективностииспользования материальных ресурсов и резервах его повышения.
Частные показатели используются дляхарактеристики эффективности потребления отдельных элементов материальныхресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), атакже для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельнойматериалоемкости).
Удельная материалоемкость отдельныхизделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном инатуральном выражении.
Частная материалоёмкость продукции(ЧМЕi), в свою очередь, зависит от удельной материалоёмкости продукции (УМЕi)(стоимости израсходованных материалов на единицу продукции) и уровня отпускныхцен на продукцию (ЦПi), для расчёта влияния которых используется способ цепныхподстановок или интегральный метод:
ЧМЕi = УМЕi / ЦПi.
С помощью частных показателейматериалоёмкости анализируется изменение общей материалоёмкости товарнойпродукции под влиянием структурного сдвига в потреблении материальных ресурсов(сырья, топлива и др.).
Для расчета влияния этих факторовможно использовать прием абсолютных разниц.
Расход материальных ресурсов наединицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одноговида другим, техники и технологии производства, организации материально — технического снабжения и производства, изменения норм расхода, отходов и потерьи т. д.
Стоимость сырья и материалов зависиттакже от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на нихв связи с инфляцией, транспортно — заготовительных расходов и др
Основное внимание уделяется изучениюпричин изменения удельного расхода сырья на единицу и поиску резервов егосокращения.
В процессе последующего анализанеобходимо установить, как изменился выпуск продукции за счет этих факторов.
Влияние материальных ресурсов наобъем производства продукции можно определить с разной степенью детализации.Факторами первого уровня являются изменение суммы использованных материальныхресурсов и эффективности их использования:
ВП=МЗ*МО (4)
ВП=МЗ/МЕ (5)
где МЗ — затраты материальныхресурсов на производство продукции;
МО — материалоотдача.
Для расчета влияния факторов на объемвыпуска продукции по первой модели можно применять приемы цепных подстановок,абсолютных разниц, относительных разниц, индексный метод, интегральный метод, апо второй модели — только прием цепной подстановки или интегральный метод.
Если известно, за счет чегоизменилась материалоотдача (материалоемкость), то не трудно подсчитать, какизменился выпуск продукции. Для этого необходимо приращение материалоотдачи засчет i-го фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Изменениеобъема производства продукции за счет материалоемкости определяется с помощьюприема цепных подстановок.
Более детальный анализ можно сделатьпо каждому виду материальных ресурсов.
В процессе анализа фактическийуровень показателей эффективности использования материалов сравнивают сплановым, изучают их динамику и причины изменения.
В экономической литературерекомендуется несколько методик анализа обобщающих показателей, основанных наразных типах факторных систем.
Наиболее объективную оценку использованияматериальных ресурсов даёт показатель материалоёмкости. Материалоёмкостьопределяет сумму материальных затрат: рост материалоёмкости увеличивает суммуматериальных затрат, снижение материалоёмкости – уменьшает. Материальных затратпри калькулировании себестоимости продукции учитываются как прямым путём (встатье «Сырьё и материалы»), так и в комплексных статьях расходов (расходы насодержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские). В связи сэтим их называют прямыми и общими.
Повышение эффективности использованияматериальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат напроизводство продукции, снижение её себестоимости и рост прибыли.
Анализ материалоёмкости проводится поаддитивной, кратной или мультипликативной факторной системе.
Материалоемкость, так же как иматериалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммыматериальных затрат на ее производство. В свою очередь объем товарной (валовой)продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количествапроизведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП).Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции,ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимостиматериалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от структурыпроизведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен наматериальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.
Влияние факторов первого порядка наматериалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепнойподстановки.
Для расчета нужно иметь следующиеисходные данные:
1. затраты материалов на производствопродукции;
2. стоимость товарной продукции.
Факторами второго порядка, влияющимина материалоёмкость продукции, являются:
— структура продукции (увеличениедоли материалоёмкой продукции приводит к увеличению общей материалоёмкости);
— уровень материальных затрат наотдельные изделия, или удельная материалоёмкость;
— цены на материалы и отпускные ценына продукцию.
Затем переходят к изучениюматериалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Оназависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.
На завершающей стадии анализаэффективности использования материальных ресурсов необходимо установитьвозможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат,не использованные в отчетном году. Изучение конкретных условий производственно- хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделатьвыводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеютсявсе условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно — технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечитьсокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечномсчете, экономию материальных ресурсов.
Выявленные потенциальные возможностиэкономии материальных ресурсов должны быть учтены при разработке плановоргтехмероприятий и внедрения новой техники, а также при планированиисоответствующих показателей на предстоящий год.
В заключение анализа необходимообобщить все выявленные резервы увеличения производства продукции по всемосновным факторам производства (лучшего использования трудовых ресурсов,средств труда и предметов труда) и определить реальную его величину,сбалансированную по всем ресурсам.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО«ХОУМ-МАСТЕР»
2.1 Общая характеристика ООО«Хоум-Мастер»
Общество с ограниченнойответственностью «Хоум-Мастер» было учреждено как вновь созданное предприятие ифункционирует с 13 декабря 2002 года.
ООО «Хоум-Мастер» создано всоответствии с Федеральным Законом от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществахс ограниченной ответственностью», осуществляет свою деятельность в соответствиис Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Уставом и разработаннымина их основе нормативными актами. При создании ООО «Хоум-Мастер» в соответствиис законодательством был сформирован уставный капитал в размере 10 000рублей.
Исследуемое предприятие«Хоум-Мастер» является юридическим лицом, обладает движимым и недвижимымимуществом. Общество с ограниченной ответственностью «Хоум-Мастер» имеетрасчетный счет в Тембр-банке, круглую печать со своим названием, самостоятельноосуществляет хозяйственную деятельность и полностью несет ответственность за еерезультаты.
Предприятие создано вцелях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности иполучения прибыли.
Местонахождение ООО «Хоум-Мастер»:город Благовещенск, улица Ленина 134.
Основной вид деятельности ООО«Хоум-Мастер» — производство и установка металлопластиковых окон и дверей.
Прочие виды деятельности, могутосуществляться согласно уставу ООО «Хоум-Мастер».
Среднесписочная численность персоналав 2009 году составляла 44 человека, в том числе рабочие повременщиков исдельщиков – 38 человек.
Структура прибыли во многом зависитот сезонных колебаний. В теплые времена года спрос на окна и двериувеличивается, так как многие жители нашего города делают ремонт в своих помещениях(квартирах, офисах, предприятиях) в это время года растет прибыль предприятия.На данном этапе предприятие расширяется и в планах открытие несколько филиаловв других городах Амурской области.
Для того, чтобы понять какое место нарынке по предоставлению данной услуги занимает анализируемое предприятие дляначала необходимо провести изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организацииприходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получитьиз внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и оченьважное место в стратегическом управлений.
Такое изучение, направлено на то,чтобы выявить слабые, сильные стороны конкурентов и на базе этого построитьсвою стратегию конкуренткой борьбы. Анализ конкурентоспособности показан втаблице 2.
Таблица 2 – Оценка положения ООО«Хоум-Мастер» потенциальными клиентами в сравнении с основными конкурентами Цены на металлопластиковые окна из профиля «Монблан» Окно вида А Балл Окно вида Б Балл Окно вида В Балл
Хоум-Мастер
ул. Зейская,225 5000 4 7000 5 11000 4
Витраж
ул. Ленина,154-А 5700 1 7700 1 14000 1 Енот ул. Заводская,154 5400 2 7300 3 12500 3 Эверест ул. Первомайская,1 4900 5 7100 4 10500 5 АмурПласт ул. Островского,38 5200 3 7500 2 12500 3 ТотемПлюс ул. Островского,6 5200 3 7500 2 13000 2
В таблице 6, представлены шестьпредприятий, которые занимаются изготовлением и остеклением окон, балконов илоджий.
Анализируемая продукция – этометаллопластиковые окна, изготовленное из профиля КВЕ.
В анализе используется пятибалльнаяоценочная шкала, чем дороже изделие, тем ниже балл. Цены на продукциюпредставлены на основе проведенного опроса у продавцов-консультантов по всемшести предприятиям. Оценочная шкала представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Оценочная шкалаОкно вида А Балл Окно вида Б Балл Окно вида В Балл 4700-4900 5 6800-7000 5 9500-10500 5 4900-5000 4 7000-7200 4 10500-11500 4 5000-5200 3 7200-7400 3 11500-12500 3 5200-5400 2 7400-7600 2 12500-13500 2 5400-5700 1 7600-7800 1 13500-14000 1
На рисунке 2 графическипоказана конкурентоспособность, из которого видно, что самымконкурентоспособным предприятием в рамках рассматриваемой стратегической группыявляется ООО «Эверест». Цены на анализируемые изделия данного предприятияоказались самыми низкими. А самым не конкурентоспособным предприятием оказалосьООО «Витраж».
/>
Рисунок 2 – Конкурентоспособностьпредприятий
Текущее руководство обществомосуществляет Генеральный директор, который решает все вопросыфинансово-хозяйственного и оперативного управления деятельностью общества. Натерритории предприятия расположены: административный корпус, складской корпус,ремонтный корпус. Основными заказчиками, с которыми предприятие ООО«Хоум-Мастер» работает являются, службы ЖКХ, АКС, ОАО «АНК», ЗАО «Хуафу», ООО«Амурагроофис», ООО «Дальтехмонтаж», ООО «Россия», ЗАО «Энергосоюз».Значительную долю составляют заказчики – физические лица. Заказы на выполнениеработ в основном носят разовый характер, и структуру постоянных клиентовоценить затруднительно.
К основным поставщикам ТМЦ относятся:ЗАО «Амурская нефтяная компания», ОАО «Амурснабсбыт», ООО «Омик», ООО«Амуртопливо», ГСТК, ООО «Блок», ОАО «Амурстрой», ИП Семенов А.А., ИП ШкуринС.П., ИП Шершен М.В., ИП Ткаченко С.К. и др.
Согласно приказу № 125 от30 декабря 2009 г. «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2009год» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой каксамостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерский учет на предприятииведется с использованием Типового плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственных операций в условиях автоматизированной системы учетапрограммы «1С: Бухгалтерия 8.0».
Согласно приказу № 126 от30 декабря 2009 г. «Об учетной политике для целей налогового учета» выручка отреализации товаров, работ, услуг осуществляется на основе метода начисления.
материалоемкостьстоимость товарный затрата
2.2 Экономическаяхарактеристика ООО «Хоум-Мастер»
материалоемкостьстоимость товарный затрата
В таблице 4 приведеныосновные показатели деятельности ООО «Хоум-Мастер» за 2007-2009 гг. на основеданных приложения 1
Таблица 4 – Основные показателидеятельности ООО «Хоум-Мастер» за 2007 – 2009 гг. Абсолютное отклонение Темп роста, % 2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008 Стоимость имущества, тыс. руб. 482 586 757 104 171 21,58 29,18 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 158,5 159,0 184,0 0,5 25 0,32 15,72 Собственный капитал, тыс. руб. 145 241 297 96 56 66,21 23,24 Выручка от продаж, тыс. руб. 1270 1651 1898 381 247 30,00 14,96 Себестоимость проданной продукции и выполненных работ, тыс. руб. 1016 1324 1584 308 260 30,31 19,64 Валовая прибыль, тыс. руб. 254 327 314 73 -13 28,74 -3,98 Чистая прибыль, тыс. руб. 56 96 49 40 -47 71,43 -48,96 Экономическая рентабельность, % 10,2 16,38 7,4 6,18 -8,98 60,59 -54,82 Среднесписочная численность работников, чел. 19 20 19 1 -1 5,26 -5,00 Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. 830 941 1052 111 111 13,37 11,80 Производительность труда на одного работника, тыс. руб. 66,84 82,55 99,89 15,71 17,34 23,04 21,00 Средняя ежемесячная заработная плата работника, руб 3640 3920 4614 280 694 7,69 17,70 Фондоотдача, руб. 11,98 6,24 12,17 -5,74 5,93 -47,91 95,03
Из таблицы 8 можно сделать следующиевыводы.
Имущество организации за 2009 годувеличилось на 29,18 %. В 2007 году стоимость имущества на конец года составила482 тыс.рублей, а в 2009 году уже 757 тыс.рублей. Рост имущества на 21,58 % в2008 г. и на 29,18
Ежегодное увеличение темпов ростаимущества нарастающими темпами положительно характеризует развитие организации.
Среднегодовая стоимость основныхсредств ООО «Хоум-Мастер» в 2008 году увеличилась в 2 раза. Род деятельности,которым занимается ООО «Хоум-Мастер» допускает то, что на конец 2009 г. В 2007году фондоотдача составила 11,98, а в 2009 году 12,17, что свидетельствует обувеличении эффективности использования основных средств.
Выручка ООО «Хоум-Мастер» за периодисследования ежегодно увеличивается — на 30,0 за 2008 год и еще на 14,96 % поитогам 2009 года. Рост выручки обусловлен увеличением заказов и соответственноростом объемов производства оконной и дверной продукции.
Причем темпы роста себестоимости в2008 году ниже темпов роста выручки, что является положительным моментов,ситуация в 2009 году обратная и рост себестоимости превысил темп роста выручки.Валовая прибыль ООО «Хоум-Мастер», которая служит абсолютным показателемэффективности основной деятельности увеличилась, а чистая прибыль за три годаснизилась. Это свидетельствует об увеличении доходов и снижении расходов, несвязанных с основной деятельности ООО «Хоум-Мастер», в частности с выкупомпомещений под основные цеха производства.
Трудовой потенциал ООО «Хоум-Мастер»увеличившись на одного человека в 2008 году, уменьшился на одну штатную единицув 2009 году и остался на уровне 2007 г Предприятие ежегодно повышает величинусдельных расценок своим работникам, что вызвало рост фонда заработной платы на111 тыс. руб. ежегодно.
Одновременно с ростом производительноститруда на одного работника на 23,0 % в 2008 и 21,0 % в 2009 г. соответственнорост затрат на оплату труда можно считать обоснованным, так как темпы роставыручки на одного человека превышают темпы роста заработной платы. Структурууправления ООО «Хоум-Мастер» можно охарактеризовать как линейно-функциональную.
Эффективность использования основныхсредств также возросла. Рост фондоотдачи на 0,19, указывает, что величинавыручки на рубль основных средств увеличилась на рублей на 1 рубль основныхсредств.
Для оценки стабильного иэффективного развития организации в условиях рыночных отношений можно использоватьтемповое соотношение, называемое «золотым правилом» экономики, котороерассчитывается в динамике за три года по формуле:
100 %
где Так – темп ростаактивов (имущественного потенциала);
Тв – темп роста выручкиот реализации продукции;
Тп — темп роста прибыли.
Соотношение за периодисследования имело вид:
в 2008 г.: 100 %
в 2009 г.: 100 %
Соотношение в 2008 годууказывало на то, что организация обеспечивает ежегодный по отношению кпредыдущему году прирост активов, использование которых обеспечило опережающийрост выручки, но не прибыли которая увеличилась меньшими темпами, чем выручка.В 2009 г. ситуация ухудшилась. Использование активов не обеспечило большегоприроста выручки, а рост себестоимости превысивший рост выручки на 4,68 %привел к снижению валовой прибыли на 3,98 %.
Таким образом, динамикуразвития ООО «Хоум-Мастер» можно охарактеризовать положительно. Рост заказовстимулировал рост производства и продаж, однако в 2009 году рост себестоимостипревысил рост выручки что обусловило снижение валовой и чистой прибыли на 13 и47 тыс. руб. соответственно.
Проведем анализ основныхэкономических показателей деятельности ООО «Хоум-Мастер». Показатели,характеризующие финансовое состояние компании представлены в таблице 5
Таблица 5 — Экспресс-анализфинансового состояния ООО «Хоум-Мастер» На конец года 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 6 Оценка имущественного положения 1. Сумма хозяйственных средств организации 482 586 757 275 157,05 2. Доля основных средств в общей сумме активов 32,88 27,13 24,31 -8,57 73,94 3. Коэффициент износа основных средств 37,26 40,12 40,97 3,71 109,96 Оценка финансового состояния Коэффициент текущей ликвидности или общий коэффициент покрытия 1,12 0,92 1,3 0,18 116,07 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,20 0,12 0,18 -0,02 90,0 Коэффициент автономии 0,3 0,4 0,4 0,1 133,33 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,1 0,08 0,2 0,1 200,0 Оценка деловой активности Общий коэффициент оборачиваемости 2,64 2,81 2,50 -0,14 94,70 Коэффициент оборачиваемости собственных средств 8,76 6,85 6,39 -2,37 72,95 Оборачиваемость дебиторской задолженности 18,67 58,96 13,09 -5,58 70,11 Фондоотдача 11,98 6,24 12,17 0,19 101,59 Оценка рентабельности Рентабельность всех активов (экономическая рентабельность) 10,20 16,38 7,40 -2,8 72,55 Рентабельность реализации 20 19,80 16,54 -3,46 82,70 Рентабельность текущих затрат 42,23 41,56 40,28 -1,95 95,38
За анализируемый период имуществоорганизации увеличилось на 57,05 %. В 2007 году стоимость имущества на конецгода составила 482 тыс.рублей, а в 2009 году уже 757 тыс.рублей. при этом доляосновных средств в общей сумме активов снизилась на 8,57 % и в 2009 г.составила 24,31 %. Увеличился износ основных средств на 9,96 %.
За исследуемый период коэффициентабсолютной ликвидности приближен к нормативным значения, однако существуеттенденция к снижению, следовательно, снижается возможность погашатьобязательства за счет денежных средств и краткосрочных обязательств.
В 2007 г. и 2009 г. текущие активыпокрывали полностью краткосрочные обязательства, а в 2008 г. только 92 %.
Обеспеченность собственнымиоборотными средствами невысокая в 2007-2008 гг., но в 2009 г. она увеличилась в2 раза.
Данные таблицы показывают, что впериод с 2007 г. по 2009 г. ресурсоотдача сократилась. Значит, в организациимедленнее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала снизился в 2009 г. посравнению с 2007г. – на каждый рубль собственных средств приходится 6,39 руб.выручи. Это связано с большими темпами роста выручки над темпами ростанераспределенной прибыли.
Состояние расчетов с покупателями изаказчиками в 2009 году по сравнению с 2007 годом ухудшилось, о чемсвидетельствует увеличение срока погашения дебиторской задолженности.
Эффективность использования основныхсредств также возросла. Рост фондоотдачи на 1,59 % указывает, что величинавыручки на рубль основных средств увеличилась на 0,19 рублей. В 2009 г. выручкасоставила 12,17 руб. на 1 рубль основных средств.
Экономическая рентабельностьпоказывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имуществана 2,8 % и в 2009 году составила 7,4 %.
За анализируемый период имеетсятенденция к снижению рентабельность реализации, следовательно снижаетсяэффективность работы. При выполнении работ и реализации продукции собственногопроизводства в 2007 году компания получала 0,2 руб. прибыли с каждого рубляоказанных услуга, а 2009 г. на 27,3 % — 0,16 руб. прибыли с 1 рубля оказанныхуслуг.
Также снизилась рентабельностьтекущих затрат. Это связано с сокращением чистой прибыли и ростом затрат. [5,стр. 202]
3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЭФФЕКИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
3.1 Анализ обеспеченности ООО«Хоум-Мастер» материальными ресурсами
Определим составматериальных ресурсов ООО «Хоум-Мастер», изменения которого представлены в таблице6.
Таблица 6 — Анализсостояния запасов материальных ресурсов в имуществе 2007 г. 2008 г. 2009 г. Значение Структура, % Значение
Структура,
% Абсолютное изменение к 2007 г. Значение
Структура,
% Абсолютное изменение к 2008 г. Материалы 35 41,67 195 73,31 160 251 72,13 56 Топливо 11 13,10 8 3,01 -3 16 4,60 8 Технический инвентарь 7 8,33 13 4,89 6 27 7,76 14 Общехозяйственный инвентарь – – 18 6,77 18 14 4,02 -4 Запасные части 31 36,90 32 12,03 1 35 10,06 3 Прочие сырье и материалы 0,00 0,00 5 1,44 5 Всего материалов 84 100 266 100,00 182 348 100,00 82 Доля материальных запасов в оборотных активах, % – 22,34 – 71,12 – – 57,91 –
Исходя из данных таблицы3 проведем анализ состояния запасов материальных ресурсов предприятия, таквсего материальных запасов, числящихся на балансе предприятия в 2009 году,составляло 348 тыс. рублей.
За три года запасматериальных ресурсов увеличился на 264 тыс. рублей. Рост запасов в ООО«Хоум-Мастер» обусловлен как ростом объемов производства, так и стремлениеморганизации ограничить влияние инфляции за счет увеличения запасов материаловдля производства окон. В частности были увеличены складские запасы профиля истеклопакетов.
На рисунках 3-5 представленаструктура материальных ресурсов предприятия в 2007-2009 гг.
/>
Рисунок 3 — Структураматериальных ресурсов предприятия в 2007 году
/>
Рисунок 4 — Структураматериальных ресурсов предприятия в 2008 году
/>
Рисунок 5 — Структураматериальных ресурсов предприятия в 2009 году
За анализируемый периоддоля материальных запасов в составе оборотных активов увеличилась до 57,91 %,что свидетельствует как о высокой материлоемкости производства, так и онаращивании запасов с целью снижения затрат в случае роста цен. Следуетотметить, что увеличение доли материальных запасов в оборотных средствах незначительно повлияло на платежеспособность ООО «Хоум-Мастер».
Некоторое количество топливаООО «Хоум-Мастер» предпочитает хранить на складе вследствие постоянного ростацен. За три года стоимость материальных запасов в виде топлива увеличилась на 5тыс. руб. С одной стороны это свидетельствует об увеличении количества топливана складах на конец года на 200 л., а с другой о повышении цены на топливо с2007 по 2009 год. Если средняя цена за 1 л. топлива АИ-92 составляла – в 2007году 18,60 руб. за литр, а по состоянию на 1 января 2009 г. уже 23,6 руб.
На 12,9 % увеличиласьстоимость запасных частей.
Увеличение стоимостиматериальных запасов за анализируемый период произошло также за счеттехнического и общехозяйственного инвентаря В основном это связано сувеличением количества бригад, выезжающих на замеры и установку окон.
Далее, основываясь на данных планаматериально-технического снабжения определим потребность в материальных запасахв ООО «Хоум-Мастер».
Показатель расхода на квартал полученисходя из планового расхода профиля и стеклопакета на одно окно.
Количество окон по плану, устанавливаемомуна зимний и весенний период, составляет от 0,8 до 1 окна в день. Такой низкийпоказатель обусловлен снижением заказов в зимнее время. Таким образом, за 1квартал 2009 года плановое количество произведенных окон составит:
0,8 х 30 + 0,8 х 28 + 1 х 31 = 78,2шт.
Расчет потребности в материальныхресурсах исходя из планового расхода в 7,8 м. профиля и 3,05 м3стеклопакета на одно окно приведен в таблицах 7 и 8.
Таблица 7 — Расчет потребности вматериалах на установку 1 окна из профиля «VEKA» и материальных запасах на 1квартал 2009 г. Расход по плану на квартал Норма запасов в днях количество сумма, руб. текущий запас приемка и подготовка к производству итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Профиль «VEKA» (ширина профиля 63 мм)
м
497 609,96 303150,1 3368,33 10 5 1 6 20209,98 Стеклопакет м 1040 238,51 248050,4 2756,12 15 5 1 6 16536,70 Итого – – – 551200,52 6124,45 – – – – 36746,68
Из таблицы 7 видно, что потребностьорганизации в профиле «VEKA» и стеклопакетах на производство окон на первыйквартал 2009 г. составляет 551,2 тыс.руб., а однодневный расход – 6,12 тыс.руб.
В результате расчета потребности напроизводство окно потребность в материальных запасах составит 36,75 тыс. руб. втечение квартала.
Таблица 8 — Расчетпотребности материалов на незавершенное производство
Плановая себестоимость 1 м2 продукции, руб. в том числе Материальные затраты и затраты на оплату труда (ПЗ)
прочие затраты (по работам сборки машин и доставки инвентаря, испытаниям и другим операциям) (Зр) Производство одного окна из профиля «VEKA» 2675,3 2430,6 244,75 0,954 2 1,91 551200,52 6124,45 11697,7
Для обеспеченияматериальными запасами незавершенного производства в условиях длительностипроизводственного цикла по производству и установке окна в среднем 2 дня,потребность в материальных запасах составляет 11697,7 руб. в первом квартале.
Общая потребность вматериалах на производство оконной продукции профиля «VEKA» при ежедневном ихвыполнении с учетом незавершенного производства составит 48444,38 руб.(36746,68 + 11697,7).
Таким образом, данные офактическом наличии профилей и стеклопакетов (сырья) более чем в 5,18 разпревышают рассчитанную плановую потребность (251: 48444,38).
В ООО «Хоум-Мастер» вусловиях ежегодной инфляции и дестабилизации хозяйственных связей междупоставщиками материальных и сырьевых ресурсов, наблюдается тенденция кполучению излишних материалов, созданию сверхнормативных запасов. В условияхизлишних запасов, при принятии решения об их сокращении прежде необходимооценить эффективность их использования.
Поэтому очень важно наэтапе анализа обеспеченности организации материальными ресурсами проверитьполноту учета потребности в них и обоснованность размера этой потребностиисходя из прогрессивных норм расходования материалов на производство отдельныхработ. Другими словами, необходимо исследовать качество планаматериально-технического обеспечения. Результаты анализа качества планаматериально-технического обеспечения ООО «Хоум-Мастер» отражены в таблице 9.
Отдел продаж, которыйтакже занимается ООО «Хоум-Мастер» работает с опережением графика поставкиматериальных ресурсов. Это связано с риском накопления запасов невостребованныхматериалов и повышение складских расходов. Однако в условия переходной экономикиэтот риск будет оправдан в связи с возможными срывами договоров поставки.
Таблица 9 — Анализкачества плана материально-технического снабжения Потребность по плану материально-технического снабжения Потребность, установленная по фактическому расходу за квартал Завышение (+), занижение (-) в плане материально-технического снабжения в том числе в том числе в том числе на выполнение производственной программы на прирост незавершенного производства на выполнение производственной программы на прирост незавершенного производства на выполнение производственной программы (гр.4 – грр.8)
на прирост незавершенного производства
(гр.5 – гр.9) 1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 Профиль «VEKA» ширина профиля 63 мм)
м
497 477 20 456 443 13 +41 +34 +7 Стеклопакет
м2 1040 1028 12 969 964 5 +71 +64 +7
Как следует из данныхтаблицы потребность установленная в плане перевыполнена, что привело ксверхнормативному росту материальных запасов, выше потребности в них. Такаятенденция может привести к затовариванию и обесценению приобретенных запасов.Очевидно, что чем точнее будут определены внутренние источники, тем объективнеебудет рассчитана потребность во внешних, в заключении договоров (нарядов) наприобретение материалов у поставщиков. Поэтому очень важно изучить полнотупоступления материалов и дать оценку степени удовлетворения потребностиорганизации в них.
Для этого привлекаетсядополнительная информация договоров на поставку материальных ресурсов, данныестатистической отчетности, данные бухгалтерского учета о фактическом ихпоступлении, потребность-заявка на материалы. Общая оценка удовлетворенияпотребности ООО «Хоум-Мастер» в материалах и выполнения договоров на поставкуресурсов для выполнения работ приведена в таблице 10.
Таблица 10 — Общая оценкаудовлетворения потребности ООО «Хоум-Мастер» и выполнения договоров на поставкупрофиля и стеклопакета за 1 квартал 2009 года Поступило от поставщиков всего в том числе по договорам 1 2 3 4 5 6 7 8 Профиль «VEKA» ширина профиля 63 мм) м 497 500 103,13 496 496 99,80 Стеклопакет
м3 1040 1040 100,00 1038 1038 99,81
Результаты анализапоказывают, что по всем материалам на производство окна из профиля «VEKA»недовыполнены договора поставки, на 0,20 % по профилям и на 0,19 % постеклопакетам. Процент невыполнения договоров поставки невысокий и чаще всегоявляется следствием либо невыполнения поставок по качеству либо обнаружениянедостач при приемке. По стеклопакетам часть материалов была ненадлежащегокачества (трещины, неровности) и не была зачтена в исполнение договора.
Для выявления виновникови причин невыполнения договора поставки целесообразно проанализировать ихпоставку в разрезе отдельных поставщиков и сроков. С этой целью привлекаютсяданные договорных обязательств (нарядов-спецификаций) и регистров учетапоступления материалов.
Основной причинойнедопоставки по оперативным данным явились разница в бухгалтерском учете пооплате и приходу материалов обоих предприятий, так как по утверждению ОАО«ЦентргазПластик» договора были исполнены своевременно и в полном объеме.Возможно причина расхождения данных наличия хищений в процессе транспортировкиматериалов.
3.2 Оценка материалоемкости иматериалоотдачи продукции
Для оценки эффективностиматериальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателейпредставленных в таблице 11.
Таблица 11- Показателиэффективности использования материальных ресурсов ООО «Хоум-Мастер» за2007-2009 гг. В рублях Изменение 2008 к 2007 2009 к 2008 Материалоемкость продукции (ME) 0,77 0,70 0,63 -0,07 -0,07 Материалоотдача продукции (МО) 1,30 1,43 1,58 0,13 0,15
Так, показательматериалоемкости продукции определяется отношением суммы материальных затрат кстоимости продукции и отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1руб. реализованной продукции. В 2007 году данный показатель составлял 0,77, в2008 материалоемкость продукции снизилась на 0,07 ед. и составила 0,70 рублейна 1 рубль продукции. В 2009 г. материалоотдача снизилась еще на 0,07 руб.Снижение данного показателя указывает на уменьшение доли материальны затрат всебестоимости реализованной продукции. В частности это явилось следствием того,что предприятие стало уделять больше внимания росту заработной платы своимработникам. Доля затрат на оплату труда выросла, в то время как нормы расходана одно окно не изменялись.
Динамика материалоотдачиположительна – в 2008 году происходит увеличение материалоотдачи производствана 0,13 единиц и в 2009 г. еще на 0,15. Увеличение показателя материалоотдачиуказывает, что на каждый рубль матеральных затрат в 2009 году приходится на0,28 рублей стоимости продукции больше. Влияниефакторов на материалоемкость можно определить способом цепной подстановки,используя данные таблице 12.
В течении 4 квартала 2009г. произошло только изменение цен поставщиков на профиль и стеклопакет до 529 и1169 руб. соответственно. В связи с ростом цен на материалы и изменения ценовойполитики ООО «Хоум-Мастер» рост цены окна из профиля «VEKA»
Таблица 12 — Данные дляанализа материалоемкости металлопластикового окна из профиля «VEKA» 210 х 155мм за 4 квартал 2009 г.Показатель Алгоритм расчета удельных показателей Расчет Сумма, тыс. руб.
1. Затраты материалов на производство продукции:
а) базового периода
∑(VВПi0/> УРi0/> ЦМi0) (78,2 х 7,8 х 0,497) + (78,2 х 3,05 х 1,04) 551,20 б) базового периода, пересчитанного на фактический выпуск продукции при сохранении базовой структуры
МЗ0/> ВП1: ВП0 551,20 х 96: 78,2 676,66 в) по базовым нормам и ценам на фактический выпуск продукции
∑(VВПi1/> УРi0/> ЦМi0) (96 х 7,8 х 0,497) + (96 х 3,05 х 1,04) 676,66 г) фактически по базовым ценам
∑(VВПi1/> УРi1/> ЦМi0) – 676,66 д) фактические отчетного периода
∑(VВПi1/> УРi1/> ЦМi1) (96 х 7,8 х 0,529) + (96 х 3,05 х 1,169) 738,39
2. Стоимость валового выпуска продукции:
а) базового периода
∑(VВПi0/> ЦПi0) 78,2 х 10,5 899,3 б) фактически при базовой структуре и базовых ценах
∑(VВПi1/> ЦПi0) ± ΔВПстр 96 х 10,5 899,3 в) фактически при фактической структуре по базовым ценам
∑(VВПi1/> ЦПi0) 96 х 10,5 1008,0 г) фактически
∑(VВПi1/> ЦПi1) 96 х 11,3 1084,8
Плановая потребность вокнах является нецелым числом, так как расчет ведется по средним показателям. На основании приведенных данных о материальных затратах истоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции,которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня(таблица 13).
Таблица 13 — Факторный анализматериалоемкости окна из профиля «VEKA» Условия расчета Объем производства Структура продукции Расход материала на изделие Цены на материалы Цены на продукцию
to
to
to
to
to
to 551,2: 899,30 61,29 Усл.1
t1
to
to
to
to 676,66: 899,30 75,24 Усл. 2
t1
t1
to
to
to 676,66: 1008,0 67,13 Усл. 3
t1
t1
t1
to
to 676,66: 1008,0 67,13 Усл. 4
t1
t1
t1
t1
to 738,39: 1008 73,25
t1
t1
t1
t1
t1
t1 738,39: 1084,8 68,07
Из таблицы видно, чтоматериалоемкость в целом сократилась на 13,86 копеек, в том числе за счетизменения:
— объема выпуска оконнойи дверной продукции: 75,24 – 61,29 = плюс 13,95 руб.
— структуры производства:67,13 – 75,24 = минус 8,11 руб.;
— цен на сырье иматериалы: 73,25 – 67,13 = плюс 6,12 руб.;
— отпускных цен напродукцию: 68,07-73,25 = минус 35,18 руб..
Итого: минус 13,86копеек.
За счет удельного расходаматериалоемкость не изменялась, так как технология производства осталасьпрежней.
Таким образом, можно сделать вывод отом, что в ООО «Хоум-Мастер» за последний квартал 2009 года увеличился удельныйвес продукции с более низким уровнем материалоемкости. Основное влияние оказалрост цен неа материалы в результате чего материалоемкость выросла на 6,12 руб.Снижение материалоотдачи на 35,18 руб. обусловлено ростом цен на окна.
Наиболее существенное влияние наснижение материалоемкости продукции оказало влияние отпускных цен на своюпродукцию, что является следствием стремления предприятия удержать конкурентныепреимущества в условиях усиления конкуренции на рынке оконной и двернойпродукции и снижения платежеспособности населения – основного заказчика ООО«Хоум-Мастер».
4. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Борьба за повышение эффективностииспользования материальных ресурсов идет по нескольким направлениям. Одно изних оптимальный выбор поставщиков сырья и материалов. Данное направления имеетбольшое значение в условиях рыночных отношений. Необходимо грамотно подходить квыбору поставщиков сырья и материалов, так как качество продукцию напрямуюзависит от качества использованного в процессе ее производства сырья, а ценаготовых изделий прямо пропорциональна стоимости исходных материалов.
Отсутствие нужного материала из-занесвоевременной поставки нередко вынуждает предприятие производить его заменудругим, менее экономичным. В связи с этим идет их перерасход. Либо компанияоткладывает сроки по выполнению заказов перед клиентами, что напрямую влияет нарепутацию компанию, и может привести к снижению прибыли.
Выход надо искать в развитии исовершенствовании комплексного гарантированного снабжения потребителей иоперативным маневрировании материальными ресурсами.
Компания «Хоум-Мастер» в 2009 г.заключила договор на поставку комплектующих и оборудования с ООО «OPEN TREK».При этом произошли следующие потери:
— компенсация заказчикам запросроченный заказ – 254 000 руб.;
— отказы клиентов – 182 000руб.;
— завышенная стоимость комплектующих– 79 000 руб.
Всего поставлено комплектующих насумм 15 000 000 руб.
Итого затраты составили – 15515 000 руб.
В 2009 г. компания заключила договорс ООО «Про Окна». Стоимость комплектующих выше на 3 %, чем в ООО «OPEN TREK». Вусловиях договора на поставку указано, что за несвоевременную поставкуответственность несет поставщик.
Если бы компания в 2009 г. приобрелау ООО «Про Окна» то же количество комплектующих, что и в 2009 г. у ООО «OPENTREK», компания заплатила бы 15 450 000 руб. (15 000 000 *103 %). Это ниже, чем затраты, понесенные в 2009 г. Кроме того, не пострадаларепутация компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большой удельный вес в себестоимостисоставляют материальные затраты, от которых зависит уровень себестоимости.Приближение индивидуальных затрат к общественно необходимым зависит от точностираспределения затрат при комплексном использовании сырья и материалов. Материальные ресурсы как экономическая категория имеюткачественную определенность (понятие, состав) и количественную характеристику(показатели).
Для оценки уровня и эффективностииспользования материальных ресурсов применяются многочисленные показатели. Вэкономической литературе существуют различные их группировки, и каждая из нихимеет свое обоснование.
Наиболее приемлемой для восприятиявсего многообразия индикаторов является система показателей использованияматериальных ресурсов, которая включает группы обобщающих и единичных (частных,локальных) показателей, а также научно обоснованные нормы расхода материальныхресурсов. К обобщающим показателям относятсяматериалоемкость производства и продукции, материалоотдача, показателиабсолютного и относительного изменения объема материальных затрат, показателиинтенсификации использования материальных ресурсов, показатели структурыпотребления материальных ресурсов и другие. В группе единичных показателейвыделяются: показатели полезного использования материальных ресурсов ипоказатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов и степеньвовлечения их в производство.
Переход к рыночной системе экономики,требует научного нормирования материальных ресурсов. Объективной расчетнойбазой как планов социально-экономического развития, так и планов отраслейнародного хозяйства и промышленных предприятий являются научнообоснованныенормативы и рассчитанные на их основе нормы затрат материальных ресурсов.
Прогрессивные нормы расходаматериальных ресурсов влияют на совершенствование материально-техническихусловий производства. Это достигается заменой устаревшей техники, внедрениемновых технологических процессов, совершенствованием организации производства иматериально-технического снабжения. Результатом внедрения данных норм впроизводство должен выражаться в конкретной экономии материальных ресурсов, вприросте выпуска продукции и снижении ее себестоимости.
Пути экономии материальных ресурсов –это мероприятия с помощью, которой резервы приводятся в действие, то естьреализуются, используются.
Резервы экономии условно можноподразделить на 3 группы:
1. Оптимизация ассортимента структурыпроизводства.
2. Совершенствование техники итехнологии производства.
3. Организация экономических функций.
Под резервами экономии материальныхресурсов понимают неиспользованные возможности снижения их расхода на единицупродукции или работы, сокращение и ликвидация непроизводительных потерь во всехсферах хозяйственной деятельности.Необходимым условием совершенствованияуправления является коренная реконструкция его технической и информационнойбазы на базе автоматизированной системы учёта. Одной из важнейших задачявляется дальнейшее развитие и совершенствование информационных системпредприятий с использованием современных методов управления и техническихсредств.
СПИССОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ использования материальныхресурсов в полиграфических предприятиях / М.В.Козлова // Бухгалтерский учет виздательстве и полиграфии. — 2004. — №12. – с.6-11.
2. Анализ хозяйственной деятельности:Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред.В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.– 352с.
3. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.ПЛюбушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 471 c.
4. Анализ хозяйственной деятельности впромышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.;Под общ. ред. В.И. Стражева. — 2-е изд., стереотип. – Мн.: Выш.шк., 2007. –363с.
5. Б.В.Прыкин: Экономический анализпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия — М.: Финансы истатистика, 2007. — 488с.
6. Бромвич М. Анализ экономическойэффективности капиталовложений: Пер. с англ. — М.: ИНФРА- М, 2007. – 364 с.
7. Г.А.Марква: Анализ использованияматериальных ресурсов в промышленности – М.: Экономика, 2008 — 457с.
8. Грузинов В.П. Экономика предприятия ипредпринимательство. – М.:«Софит», 2004. – 496с.
9. Завгородний В.П. Бухгалтерский учёт вУкраине (С использ. Нац. стандартов): Учеб. пособие для студентов вузов. – 5-еизд., доп. и перераб.
10.– К.: А.С.К., 2007. – 848с.
11.Зайцев Н.Л. Экономика промышленногопредприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 336с.
12.Каракоз И.И., Самборский В.И. Теорияэкономического анализа. – К.: Выща шк. Головное изд-во, 2009. -255с.