Рынок и рыночные отношения в нашей стране

–PAGE_BREAK–
1.2. Собственность в системе экономических отношений.

     Опыт  всех  стран  с  развитой  рыночной  экономикой   выявил   следующую закономерность в способах преодоления препятствий на  пути  к  конкурентному рынку:   развитие   массового   предпринимательства,    создание    рыночной инфраструктуры,  установление  рыночного  равновесия,   либерализация   цен, обуздание  неуправляемой  инфляции,   обеспечение   единого   экономического пространства,   создание   открытой   рыночной   экономики.    Чем    больше предпринимателей, занятых производством  полезных  благ,  тем  больше  будет насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики в том, что  «массовое предпринимательство»  в  основном  не  занимается  производством  товаров 

и услуг, его усилия направлены  на  перепродажу  импортных  товаров,  оказание посреднических услуг.  Для  того  чтобы  стимулировать  рост  производства — основу рыночной системы, правительство  намерено  оказывать  государственную поддержку  (финансирование,  льготы)  малому  предпринимательству, прежде всего, в приоритетных областях:    производство    и    переработка сельскохозяйственной     продукции,     производство продовольственных, промышленных  товаров,  товаров  народного  потребления  и   др., оказание производственных,  коммунальных  и  бытовых  услуг,  строительство  объектов жилищного, производственного назначения, инновационная деятельность.

      При  переходе  к  рыночной   экономике   в   РФ   изменилась   форма

собственности. Для более  полного  представления  о  собственности   следует определить   то  место,   которое  принадлежит  ей  в  системе  общественных отношений.

     Во-первых,  собственность  –  это  основа,  фундамент   всей   системы

общественных отношений.  От  характера  утвердившихся   форм   собственности зависят и  формы  распределения,   обмена,   потребления.  Так,  в  рыночной экономике преобладает частная собственность.

     Во-вторых,  от  собственности  зависит  положение  определенных  групп,

классов, слоев в обществе,  возможности  их  доступа  к  использованию  всех

факторов производства.

     В-третьих, собственность есть результат   исторического   развития.  Ее

формы меняются с изменением способов производства.  Причем главной  движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

     В-четвертых,  хотя в пределах каждой экономической  системы  существует какая-то  основная  специфическая  для  нее  форма  собственности,   это  не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из  прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков  перехода  к  новой системе.  Переплетение и взаимодействие всех  форм  собственности  оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

     В-пятых,   переход   от  одних  форм  собственности  к  другим  может

идти эволюционным путем,  на основе конкурентной  борьбы  за   выживаемость, постепенным вытеснением  всего того,  что отмирает,  и усилением  того,  что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях.  В то же  время имеют  место  и революционные пути смены форм  собственности,  когда  новые формы насильственно утверждают свое господство.

     Установление      господства      государственной       собственности,

отождествлявшейся с общенародным достоянием,  имело  свои  достоинства.  Оно обеспечивало  единое  централизованное  управление   экономикой,    огромную концентрацию  ресурсов   и   их   использование   для   решения   крупнейших хозяйственных задач.

     На  развитии   государственной   собственности   базировался   процесс

расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась  основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ  между членами общества.

     В ходе  дискуссий по поводу усилий России и других  республик  бывшего

Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические  трудности утвердилось  мнение  о необходимости перехода  от  административно-командной системы к  рыночной  системе  свободной  конкуренции.   Рыночная  экономика, утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных  Штатах  Америки,   Канаде  и ряде  других  стран,   функционирует  эффективно   и  сравнительно   успешно удовлетворяет потребности  своих  граждан.   Поэтому  рыночное  хозяйство  и является альтернативой для бывших   социалистических  стран;  предполагается

минимальное прямое  вмешательство  государства  в  управление  экономикой  и переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной предпринимательской   инициативе.    Естественно,    что    такой    переход сопровождается глубокими  изменениями  во   всей  общественной  структуре  и требует переосмысливания многих фундаментальных экономических концепций.

     Основополагающее значение  право  собственности  в  рыночной  экономике имеет  для  всех  форм  хозяйственной  деятельности,   в  особенности    для индивидуального предпринимательства.

Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм   собственности

–  это   тот   фундамент,   от  состояния  которого  зависит  прочность всех

элементов  свободного  рынка.  До  тех  пор   пока   не   будет   утверждена

и законодательным образом защищена рыночная система  собственности,   бывшие социалистические  страны  будут  сталкиваться  с    большими,    или    даже непреодолимыми трудностями в  создании  нормально  функционирующей  рыночной экономики.
1.3. Как право собственности воздействует на рынок.

Ядро рыночной экономики — это обмен деятельностью субъектов   рынка,  и

прежде  всего  взаимодействие   между   покупателями   и   продавцами.   Эта

деятельность приводит к перемещению объектов обмена от  одних  собственников к другим.  И чтобы такой обмен  мог  осуществляться  нормально,   необходима надежная правовая защита интересов  всех   субъектов   рыночных  отношений. При  этом  и продавцы,  и покупатели должны иметь свободу в выборе  способов экономической реализации собственности.

     Однако право  собственности само по  себе  недостаточно  для  свободной

конкуренции и эффективного хозяйствования.   При  этом  и  знание  рынка,  и готовность нести риск в достижении своей выгоды  предполагает  существование достаточно стабильной и юридически защищенной системы.

Бесспорная  защита  собственности,  зафиксированная   государственными

актами и проводимая в жизнь через юридические каналы,  является  непременным условием  рыночного  обмена.  Когда  собственность  может  быть   быстро   и гарантированно  передана  от  одного   лица    другому,    ресурсы    быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

     Но если общество недостаточно четко устанавливает  права  собственности и  не  обращает внимания на создание (или препятствует созданию)  механизма, схожего  с  аукционом,    посредством   которого   имущество    может   быть перераспределено и использовано теми,  кто предлагает  самую  высокую  цену, то  ресурсы  будут  использованы  неэффективно   и   общество   не   получит максимальной выгоды.
1.4. Какие права собственности нужны.

Опыт  многих   стран   показал,    что   для   создания   эффективной

рыночной системы,  основанной  на  конкуренции,  необходимо  законодательное закрепление  трех  различных  объектов   собственности.              Это,   во-первых, недвижимое  имущество   (недвижимость),   во-вторых,    движимое   имущество (движимость) и, в-третьих, интеллектуальная собственность.

     К    недвижимому    имуществу    относятся    производственные     и

непроизводственные помещения,  дороги,  транспортные  сооружения,  различные объекты инфраструктуры.

     Один из  важнейших   объектов   недвижимости   –  это  земля.   Частная

собственность на землю  является  основой  большинства  личных  состояний  в рыночной экономике.

     Движимость включает имущество,  допускающее его свободное перемещение: машины,  оборудование,  инструменты, автомобили,  мебель,  ценные  бумаги  и т.д.

     Право  собственности  на  эти   ценности   может   быть   подтверждено

соответствующими документами.

     Третьим типом является интеллектуальная собственность. Она выступает  в виде изобретений,  программного обеспечения электронной техники,  рукописей, достижений  в  искусстве  и  других  продуктов   человеческого   интеллекта.

     Патенты,  авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие  документы дают  право на эти виды собственности.

     Когда   все   упомянутые   выше   элементы   отношений   собственности

законодательно закреплены, рыночная экономика получает  необходимый  простор для эффективного функционирования и развития.

     От монополизма к плюрализму форм собственности.

Изменения  в  отношениях   собственности   стали   основным   стержнем

экономических реформ в бывших советских республиках. В  теоретическом  плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до  какого  уровня должна снизиться  доля  государственной  собственности,   какими  темпами  и способами  пойдет  это  снижение,   как   и   к   кому   должна   переходить государственная собственность.

     В России  и в других государствах СНГ взят курс на переход  к  системе,

сочетающей  частную  (индивидуальную   и   групповую),   государственную   и смешанную   формы  собственности  на  средства  производства.   Это   вполне логично сопрягается с курсом на переход  к  рынку.  Раз  рынок  предполагает свободу  производственной и коммерческой  деятельности,   конкуренцию  между производителями,  значит должно быть преодолено  господство  какой-то  одной формы собственности. Оно должно  быть  заменено  взаимно  дополняющими  друг друга различными формами собственности,  каждая  из  которых  оказалась   бы наиболее  приспособленной  к   конкретной   сфере   экономики,   к   каждому

специфическому виду экономической деятельности.

     Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности.

В  процессе   формирования   рыночных  отношений  доля  государственной

собственности  постепенно  сокращается,  зато  развиваются  различные  формы индивидуальной и коллективной  собственности:   индивидуальные  предприятия, товарищества с  полной  и  с  ограниченной   ответственностью,   акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

     Различные  формы   собственности,   функционирующие   в  общей  системе экономических отношений,  не  могут  быть  изолированными  друг  от   друга. Преодолевая свою   специфику,   они   неизбежно  переплетаются.   На  основе этого  переплетения   могут   возникать   смешанные   формы   собственности.

      Объективная основа этого переплетения — взаимное дополнение и  использование тех специфических возможностей, которые заложены  в  каждой  из  конкретных форм   хозяйствования.    Так,    в    российских    АО   сейчас   сливается собственность отдельных  граждан,  коллективов  и  государства.  Создание  и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

     Фермерские  хозяйства   (это   индивидуальные  предприятия)  во  многих

случаях не теряют производственных и экономических  связей  с   колхозами  и совхозами,  у  которых  они  ”  унаследовали”  землю  и  определенную  часть средств производства.

     В настоящее  время  в  нашей   стране  полным  ходом  идет  переход  на

«рельсы» рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.
II.      
Пути перехода к  многообразию

форм собственности.
2.1. Экономическая реформа в России.

     Экономическая реформа  в  России  (структурная,  ценовая,  финансовая)

проводится в каждой сфере как  бы  в  разных  временных  потоках,  с  разной

скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного  и  муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы,  проходило  быстро, последовательно  и  стала  (наряду  с  либерализацией  цен)  самым  ощутимым проявлением изменений в экономике.

     Приватизация  представляет  особую  систему  экономических  отношений, возникающих  в  связи  с  изменением   формы   собственности   на   средства производства: с «государственной» на  «частную».  Она  включает  взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в  целом  в  процессе  глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в  том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

     Особенностями начального этапа приватизации в России  (1991-1994  гг.)

являются:  приоритет   политических   целей   процесса,   введение   системы

приватизационных чеков;  сверхвысокие  темпы  приватизации;  преимущественно формальный  характер приватизации при  акционировании  крупных  предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. Эмиссия  и  обращение   приватизационных   чеков   стали   эффективным инструментом быстрого  перераспределения  государственного  имущества  среди негосударственных инвесторов. Вторичный  же  рынок  акций  приватизированных предприятий  развивается  медленно  из-за   отсутствия   спроса   на   акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой  ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2.   
Экономическое содержание приватизации.

     Рассмотрение методологических основ разгосударствления и  приватизации позволяет  раскрыть  экономическое  содержание  приватизации   как   системы отношений по  изменению  формы  собственности  на  средства  производства  с государственной  на   частную   (в   том   числе   индивидуальную,   паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

     Специфика  сложившейся  в  начале  процесса  приватизации  в   России

ситуации  характеризуется  следующими   чертами:   практическое   отсутствие крупных  частных  фирм,  слабость  негосударственного  сектора,   отсутствие финансовых компаний  и  инвестиционных  банков.  Формализация  и  унификация структур экономической деятельности до  сих  пор  сказывается  на  темпах  и масштабах приватизации.

     Различные способы приватизации приводят  к  передаче  государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность.  При продаже  предприятия  происходит   реальная   приватизация   государственной собственности.  Преобразование  предприятия  в  акционерное  общество  можно назвать  формальной  приватизацией,  так  как  после  выкупа  акций  бывшего государственного предприятия членами трудового  коллектива  остальные  акции остаются в государственной собственности, и  требуется  время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.

     Содержание системы отношений приватизации раскрывается через  ее  цели.  В этом аспекте приватизация – не цель реформы,  а ее инструмент.

Важным средством приватизации  является  перераспределение  доходов  и

имущества.  Однако  приватизация  имущества,  капитала  вовсе  не   означает равноценную  приватизацию  доходов.  Последняя  происходит   как   благодаря изменениям в структуре собственности,  так  и  одновременному  изменению  (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация   является   важнейшим   инструментом   институциональной

политики,  и  ее  осуществление  ведет  к  формированию   новой   социально-

экономической структуры народного  хозяйства.  Приватизация  на  самом  деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул  бы  интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный  спрос  и  определенная концентрация прав собственности.

     Сложившийся   механизм   приватизационного   процесса    в    России

соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

     В    российской    концепции    приватизации    соединились    два

разно направленных подхода. Первый  подход  во  главу  угла  ставит  интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй –  задачи  народной приватизации   и   соблюдение   принципа   социальной   справедливости   при распределении  государственной  собственности.  Занявший  ведущее  место  на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых  аукционов совмещает оба эти подхода.  Наиболее  трудным  стал  для  предприятия  выбор момента  начала  приватизации   предприятия   в   целом   (или   арендуемого имущества).

Массовое преобразование  государственных  предприятий  в  акционерные

общества  создало  возможность  развития  фондового   рынка   в   Российской Федерации.  Были  сняты  ограничения   на   продажу   акций,   приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных  условиях.  Отмена  трехлетнего моратория  на  продажу  акций   способствовала   выбору   второго   варианта акционирования  большинством  трудовых  коллективов.  Важное  значение   для приобретения дальнейшей самостоятельности  приватизированными  предприятиями имело принятие законодательных  актов,  регламентирующих  продажу  земельных участков.

Процесс приватизации нуждается в  поддержке  на  двух  уровнях:  всего

общества  и  трудового  коллектива  конкретного  предприятия.  Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у  значительной  части  как специалистов,  так  и  населения  в  целом  сформировался  негативный  образ приватизационного  процесса.  Хотя   в   действующей   модели   приватизации превалировали   способы,   формально   ориентированные   на    уравнительную справедливость («чековая приватизация») .

      Передача  собственности  на  государственное  имущество  сложившимся

коллективам  предприятий   несовместима   с   рыночным   механизмом   отбора покупателей,  как  мелких,   так   и   стратегических.   Поэтому   в   схеме приватизации,  реализуемой   через   аренду   с   выкупом   государственного имущества, закрепляется нерыночный результат  –  долговременная  консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно  этого способа лежит критерий  не  эффективности  (или  массовости),  а  приоритета трудового коллектива.

     Основным способом приватизации (в начале  этого  процесса)  являлась

продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

     Преобразование предприятий в  открытые  акционерные  общества  стало

набирать темпы со  второй  половины  1992  г.  и  стало  в  России  наиболее

распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В  соответствии с Государственной программой приватизации  государственных  и  муниципальных предприятий в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн.  рублей, могут  быть  (по  желанию  трудового   коллектива)   приватизированы   путем преобразования в открытые акционерные общества. Приватизация   муниципального   имущества   по    количественным показателям наиболее активно  проходила  в  1993  г.  Способом  приватизации объектов муниципальной собственности  преимущественно  является  продажа  на открытых  аукционных   торгах   и   выкуп   арендованного   имущества.   Для приватизации муниципальных предприятий характерен  и  большой  удельный  вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по  конкурсу  по  сравнению  со средствами, поступающими от продажи акций.

     Одной из форм становится так  называемая  «парциальная»  приватизация,

предлагаемая  многими  комитетами  имущества  на   местах.   Государственное (муниципальное)  предприятие  в  таком  случае  ликвидируется,  а  имущество вносится в  качестве  вклада  во  вновь  создаваемое  акционерное  общество, обычно закрытого  типа.  Другими  участниками  данного  общества  становятся члены  трудового  коллектива  и  сторонний  инвестор.  К  развитию  подобных способов приватизации подталкивает  и  сложная  ситуация,  складывающаяся  с приватизацией недвижимости в городах.

     Новым способом приватизации,  оговоренным  впервые  в  Государственной программе   приватизации,   становится   банкротство    государственных    и муниципальных  предприятий.  На   этапе   денежной   приватизации   передача обанкротившегося  предприятия  кредиторам  превращается  в  одну   из   форм приватизации  с  привлечением  инвестора.  Однако  банкротство  как   способ приватизации  не  получит  в  России  широкого  распространения.  Оно  будет применено для  700-800  средних  предприятий,  включая  их  переход  в  руки кредиторов. Управления по  делам  о  несостоятельности  (банкротстве)  будут заниматься предотвращением  банкротств  тех  государственных  предприятий  и

акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

     Приватизация  в  России  резко  расширяет  сферу  действия   отношений

предпринимательства.

     Структура   современного    предпринимательства    характеризуется

многообразием  критериев  ее  формирования.  Можно  выделить   экономическую структуру   бизнеса   (определяемую   различием   форм   собственности)    и организационно-правовую структуру  (показывающую  распределение  бизнеса  по формам предприятий).

     Становление структуры российского бизнеса характеризуется  нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная  жесткая иерархичность   государственного   предпринимательства   сменяется    слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

     Программы   приватизации,   принимаемые   государственными    органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если  бы в них использовалось большее количество методов приватизации.  К  сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

     Весьма сложной в теоретическом и  практическом  плане  проблемой

является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных,  и  земельных участков в городах. Непродуманный  механизм  их  приватизации  (приватизация земельных  участков  в  ценах   1992   г.;   предоставление   права   выкупа недвижимости  не  только  арендаторам,  но  и  пользователям)   приводит   к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

     Реформирование механизма приватизации в России  будет  осуществляться по  следующим  направлениям.  Ведущим  способом  приватизации  должна  стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному  конкурсу. Необходимо  перейти  к  оригинальным  моделям   приватизации   в   регионах. Дифференцированный  отраслевой  и  внутриотраслевой  подход  к  приватизации приведет    к    индивидуализации    условий    реорганизации     оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую  роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и  средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).
III. 
Собственность  и  формы

предпринимательской   деятельности.
3.1.  Предпринимательство в России

.

Предпринимательство  как   одна   из   конкретных   форм   проявления

общественных отношений способствует  не  только  повышению  материального  и духовного потенциала общества, не только  создает  благоприятную  почву  для практической реализации способностей  и  талантов  каждого  индивида,  но  и ведет к единению нации, сохранению  ее  национального  духа  и  национальной гордости.

     К сожалению, в России ситуация все  еще  остается  иной.  Традиционная

коммунистическая  модель  общественного  развития  всегда  базировалась   на необходимости   подавления   предпринимательского   духа   в   обществе    и предпринимателя как носителя такого  духа.  Опыт  перестройки  (особенно  ее начального периода) показал,  что  отказываясь  на  словах  от  традиционной коммунистической модели общественного  развития,  фактически  мы  во  многом продолжаем именно эту линию.

     Всеобщее  неприятие   предпринимательства   постепенно   переходит   в

осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и  эффективного развития. За  предпринимательством  в  России  будущее,  процесс  накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму».  Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя,  чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных  ранее.  Далее  я  попытаюсь изложить материал о   предпринимательстве,  о  его  сущности,  видах, субъектах, развитии, гос. поддержке.

     Отношение собственности можно представить как два полюса, на одном из которых –  частная  собственность,  на  другом –  общественная  собственность.

     Отношение  частной  собственности  строятся   на   обособленном   присвоении факторов  и  результатов  производства,   общественной   –   на   совместном присвоении.  В  реальной  действительности  в  «чистом   виде»   частная   и общественная собственность встречаются  редко.  Имеются  различные  варианты переплетения частного и общественного начал, воплощающиеся  в  многообразных формах   собственности:   государственной,   групповой    различного    вида (кооперативной, паевой, акционерной), индивидуальной.

     Роль государства как субъекта предпринимательского процесса  может  быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся  в сфере  деловой  активности,  и  тех  целей,   какие   ставит   перед   собой государство.

     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

–  тормозом  развития  предпринимательства,  когда  оно  создает  крайне

неблагоприятную обстановку для развития  предпринимательства  или  даже

запрещает его;

— посторонним наблюдателем, когда государство прямо не  противодействует

развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует  этому

развитию;

— ускорителем предпринимательского  процесса,  когда  государство  ведет

постоянный и активный поиск мер  по  вовлечению  в  предпринимательский

процесс новых экономических  агентов  (нередко  такая  целенаправленная

деятельность   государства   вызывает    «взрыв»    предпринимательской

активности и приводит к «буму» предпринимательства).

     Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий  являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся  легко  достигаемой  высокой доходностью, исчерпание психологических  ожиданий  беспредельных  финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В  нормальной рыночной экономике малое  предпринимательство  в  большинстве  случаев  и  о доходности, и по границам потенциальных  возможностей  уступает  среднему  и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя  и  вполне  достойного, но все же аутсайдера. Если  в  России  еще  в  1992-94  гг.  вся  экономика,

включая  малый  бизнес,  жила  по  стохастическим  законам   первоначального накопления  капиталов,  то  к  1995   г.   все   четче   стали   действовать закономерности цивилизованной рыночной  системы.  Реже  встречались  случаи, когда какое-либо малое предприятие  легко  скупало  дорогостоящие  здания  и даже  средние  производственные  предприятия.  Нормой  становился  доход  на одного занятого в МП  на  уровне,  колеблющемся  вокруг  средней  заработной платы по стране.

     В экономике России стала  прослеживаться  тенденция  к  началу  новой,

рыночной   концентрации   и   централизации   капиталов,   а   также   самой

хозяйственной   деятельности.   Получил    развитие    процесс    поглощения

предприятий.  Часто  наиболее  рентабельные  малые  предприятия  оказываются первой жертвой таких поглощений.

     Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и  тем, что не проявил свою силу — и в экономическом, и в социальном плане  –  такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост  безработицы.  Несмотря на все прогнозы  ее  бурного  увеличения,  вплоть  до  1996  г.  официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

     Итак, собственность представляет собой неразрывное единство экономики

и права, поэтому и предприятие  всегда  имеет  экономическую  и  юридическую формы.

     Многообразие форм собственности  является  основой  для  создания  различных организационно-правовых  форм  предприятий.  В  какой  бы  плоскости  мы  ни рассматривали  общественное  производство:  как  совокупность   определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде  речь  будет идти о предприятии и о какой-то комбинации предприятий.

     Предпринимательская    деятельность    (предпринимательство)    –    это

инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений  в  целях получения прибыли.

     Однако началом для становления экономической самостоятельности служит  его выделение  в  виде  самостоятельной  хозяйственно-оперативной  единицы   или юридического лица, пользуясь языком юристов.

     Прежде всего предприятия подразделяются на два типа в зависимости  от  того, какая собственность преобладает: общественная или частная.

     Первый тип. Государственные и муниципальные предприятия.  Их  совокупность представляет общественный сектор экономики.

     Второй тип.  Единоличное  владение,  товарищества,  акционерные  общества, смешанные  предприятия,  кооперативы.  Они   составляют   частный   сектор экономики.

     Предприятия частного сектора  экономики  различаются  в  зависимости  от того,  одно  или  несколько  лиц  являются  владельцами  предприятия,   от

ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

     Полное товарищество основано на долевой (паевой) собственности членов, не  является  юридическим  лицом.  Все  члены  товарищества   несут   полную ответственность всем своим личным имуществом  по  результатам  хозяйственной деятельности. Прибыль, полученная товариществом по итогам финансового  года, делится между участниками в соответствии с вкладами в уставный капитал.

     Смешанное товарищество основано также на  долевой  собственности.  Смешанное товарищество  включает   действительных   членов,   которые   несут   полную совместную ответственность по обязательствам, и  членов-вкладчиков,  несущих ответственность только в пределах своего вклада.  Смешанное  товарищество  — юридическое лицо.

В международной практике такое  товарищество  называется  коммандитным.  Его действительные члены — это комплементарии, а члены-вкладчики –  коммандисты.

Коммандитное товарищество состоит  как  минимум  из  одного  комплементария, являющегося руководителем, и одного коммандиста.

     Товарищество с  ограниченной  ответственностью  (акционерное  общество закрытого типа) — его уставный капитал образуется  только  за  счет  вкладов учредителей. Каждый участник отвечает по  своим  обязательствам  в  пределах своих вкладов. Вклад участника составляет  его  пай,  доля  пая  в  уставном капитале  определяет  долю  участника  в  ‘прибыли.   Главной   особенностью является запрещение продажи участниками своих паев на открытом рынке.

     Акционерное  общество  открытого  типа  –  это  предприятие,  денежные

средства которого образуются путем  объединения  средств  многих  участников через выпуск и продажу акций. Владельцами акций могут быть  как  юридические лица — государство, предприятия, организации, так и отдельные граждане.

     Финансово-экономическая ответственность  акционеров     (совладельцев предприятия) по обязательствам и убыткам предприятия  ограничивается  суммой их вкладов в капитал общества.

Направления  и  характер  деятельности  акционерного  общества  могут   быть различными, общей является цель — получение прибыли.

Объединение предприятий, создаваемое  предприятиями  добровольно  на  основе договора (межфирменного соглашения) в формах  союза,  ассоциации,  концерна, межотраслевых  или  территориальных  объединений.  Преимущества:  сокращение объема капитальных затрат и риска, приобретение  производственной  базы  или источников сырья,  снижение  издержек  производства.  Недостатки:  появление бюрократической   верхушки,   потеря   гибкости,   противоречия   внутренней структуры.

Предприятие, созданное на основе аренды и  выкупа  имущества  трудовых

коллективов. Это предприятие, являвшееся в прошлом государственным,  которое заключило  с  вышестоящими  органами  управления  договор  аренды,   платило арендную плату и накапливало собственную прибыль. В  настоящее  время  такое предприятие  имеет  право  выкупа  имущества  у  государства  и  образования товарищества или акционерного общества.

Таковы основные организационно-правовые формы предприятий.     продолжение
–PAGE_BREAK–