–PAGE_BREAK–
1. 3. Основные группировки и классификации экономики в национальном
счетоводстве.
В основе построения СНС в международной практике лежит представление о национальной экономике как системе с определенной структурой, с определенным воздействием связующих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача характеристики структуры экономики по разным признакам. Поскольку СНС пользуется категориями, как правило, сводными, комплексными, обобщающими, то их развернутая характеристика требует широкого применения метода группировок. Почти все показатели СНС разрабатываются в различных группировках.
В национальном счетоводстве используются различные классификации:
1. классификация экономики по сферам деятельности и отраслям;
2. классификация институционных единиц по секторам;
3. классификация всех видов экономической деятельности;
4. классификация продуктов и услуг;
5. классификация производителей (отрасли производства товаров, производители государственных услуг, частных некоммерческих услуг домашним хозяйствам, услуг домашних хозяйств друг другу и др.).
Группировка экономики по сферам деятельности и отраслям.
С позиций характеристики результатов экономической деятельности в СНС принципиальное значение имеет новая для отечественной практики концепция деления на сферы деятельности.
Переход к международной методологии статистики значительно расширил границы производственной экономической деятельности за счет включения в нее сферы производства услуг. Это изменило представление о делении экономики на сферы деятельности: обе сферы признаны производственными.
Деление экономической деятельности на сферы с переходом к международной методологии не исчезает. Но в отличие от сложившейся в отечественной статистики методологии СНС рассматривает процесс производства не только материальных благ, но и услуг.
Это деление отражает объективную реальность. В основе этой группировки лежит различие в результатах труда. Так, результатом функционирования сферы производства материальных благ являются продукты, имеющие вещественную форму (включая такие ее виды, как пар и газ); сферы услуг – услуги, оказываемые всему обществу или его отдельным членам и коллективам.
Таким образом, с признанием производительного характера труда обеих сфер (производства продуктов и услуг) группировка видов деятельности по сферам не отменяется. Более того, соотношение доли стоимости продуктов и услуг в произведенном валовом внутреннем продукте является важным индикатором уровня развития экономики. В развитых странах рыночной экономики доля услуг достигает ¾ ВВП; например, доля услуг в ВВП США составляет 75%, Англии – 64%; в России в 1995 г. доля услуг в действующих ценах составила 54% ВВП.
Классификация сфер деятельности по отраслям определяется в настоящее время ОКОНХ – Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства, который представляет собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых в системе общественного разделения труда.
Классификационными единицамиявляются самостоятельные предприятия и организации, а классификационными признаками в ОКОНХ – виды деятельности, специализация хозяйств и вид используемого сырья, характер трудовой деятельности и технологического процесса. С помощью ОКОНХ изучаются структура народного хозяйства, межотраслевые связи и пропорции, характеризуется уровень развития отраслей и их вклад в создание ВВП.
Отнесение предприятий и организаций к определенным отраслевым группировкам осуществляется по основному виду их деятельности. Основным видом деятельностипредприятия (организации)является производство тех видов продукции, работ и услуг, которые имеют преобладающий удельный вес в составе продукции, работ и услуг, выполняемых для других предприятий и организаций или для населения. Основной вид деятельности определяется в соответствии с преобладанием удельного веса в составе добавленной стоимости или по другим признакам: численности работников, оплате труда и др.
В отечественной статистической практике существуют два понятия отраслей: хозяйственные и чистые.
Хозяйственная отрасль– сложившаяся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в процессе общественного разделения труда.
В СНС к отрасли относятся все производители с однородным производством, т.е. производящие один вид либо группу однородных продуктов или услуг.
Отрасль – совокупность производственных единиц, называемых заведениями. При этом заведения являются обособленными структурными образованиями, способными от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства. Это предприятия и подразделения предприятий, размещенные на одной территории (в одном лице), занятые преимущественно одним видом производственной (невспомогательной) деятельности, в котором на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного предприятия (заведения), эти две структуры совпадают. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной (невспомогательной) деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям разделяются на заведения. На практике такое разделение осуществляется в зависимости от возможности получения информации об основных показателях деятельности заведения: объеме производства, затрат, прибыли, численности занятых и т.п.
Набор видов деятельности, охватываемый отраслью, идентифицируется в соответствии с классификацией продуктов. Отрасль производит только товары и услуги, которые определены в классификации.
Отрасли можно классифицировать по четырем категориям:
1. отрасли, производящие товары и рыночные услуги, т.е. рыночные отрасли;
2. отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений;
3. отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных некоммерческих организаций;
4. отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домохозяйствами, т.е. домашние услуги.
Группировка по отраслям используется при изучении процесса производства ВВП и для составления баланса между ресурсами и использованием продуктов и услуг.
Единица однородного производства может соответствовать институционной единице или ее части, но она никогда не может принадлежать двум разным институционным единицам. На практике большинство производящих единиц заняты разными видами деятельности. Это может быть основная деятельность, вторичная (неосновная) деятельность, т.е. относящаяся к другим отраслям, и вспомогательная деятельность (управление, снабжение и сбыт, хранение, ремонт и т.д.). в этом случае вторичные виды деятельности следует разделить на несколько единиц однородного производства и отделить от основной. Вспомогательная деятельность не отделяется от основной или вторичной деятельности.
Чистая отрасльопределяется как совокупность единиц, производящих один вид или группу однородных продуктов и услуг (одного и того же конечного назначения); в отечественной практике она использовалась при характеристике межотраслевых производственных связей для расчета коэффициентов прямых и полных затрат одной отрасли на производство продукции или услуги другой отрасли. Именно это понятие и применяется в СНС.
Группировка производителей по отраслям подчеркивает технико-экономические аспекты производственных отношений независимо от институционного статуса данной единицы(самостоятельные предприятия и организации или их подразделения).
В отечественной практике осуществляется переход к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанному Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и Центром по экономическим классификациям и введенный в январе 1994 г.
ОКДП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). В России ОКДП разработан впервые. При его разработке были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация – МСОК (InternationalStandardIndustrialClassificationofEconomicActivies– ISIS) и Международный Классификатор основных продуктов (КОП) – CentralProductClassification (CPC).
Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, как методологическая основа национального счетоводства ЕСКК является важной совокупностью всех общероссийских и выступающих на правах общероссийских (общесоюзных) классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), которые предназначены для обеспечения единства и совместимости разрабатываемой информации, для решения задач и совместимости разрабатываемой информации, межрегионального, межотраслевого и внутриотраслевого обмена этими данными, т.е. предназначена для обеспечения единства информационного пространства РФ.
Классификаторы являются единым «информационным языком» общения систем автоматизированной обработки информации. Под классификатором, как известно, понимается систематизированный свод определенного множества группировок, объектов, классифицируемых по соответствующим признакам. Множество объектов, группировок и признаков в национальном счетоводстве определяет и систему классификаторов, используемых в процессе их разработки. Изучение экономик как объекта национального счетоводства по разным признакам осуществляется на основе соответствующих классификаторов.
Группировка по формам собственности. Переход к рыночной экономике одновременно означает переход к многоукладной экономике.
Классификатор форм собственности (КФС) лежит в основе группировки всех показателей СНС по этому признаку. Объектом классификации являются формы собственности, установленные законодательством РФ. Основными группировками, выделенными в КФС, являются: российская собственность, иностранная собственность и смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием. Российская собственность, в свою очередь, подразделяется на семь видов собственности:
1. федеральная;
2. субъектов Федерации;
3. муниципальная;
4. общественные объединения;
5. частная;
6. смешанная;
7. иностранная.
Группировка экономических операций.
Единицей учета экономической деятельности и национальных счетов является операция. Операция, как правило, регистрируется в момент, когда наступает срок уплаты по этой операции. Поэтому большинство операций регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Исключение составляют, например, операции в государственном секторе, которые учитываются в объеме фактически поступивших и выплаченных сумм.
Экономические операции по способу осуществления могут быть двусторонними (участвуют два экономических агента) и односторонними (совершаются в пределах одного экономического агента). Примером двусторонней операции является большинство операций с благами и услугами. Односторонней операцией является потребление производителями собственной продукции или услуги (жилья, которое используется самим владельцем).
По характеру своего осуществления экономические операции делятся на две группы:
1. операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);
2. трансферты – операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные для финансирования текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений). Примером текущих трансфертов являются прямые текущие налоги на доходы, на богатство, пени и штрафы, различные сборы и добровольные взносы, подарки, взносы по социальному страхованию и т.п. К капитальным относятся возмещение государственных убытков от стихийных бедствий или от военных действий, безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах, безвозмездная передача права собственности на активы (кроме денег и материальных оборотных средств или средств для их приобретения).
Трансферты подразделяются на договорные и недоговорные. Примером договорных трансфертов служат доходы от собственности (рента, проценты, дивиденды).
По характеру объектов экономические операции делятся на текущие и капитальные. Операции, вызывающие изменение национального богатства, являются капитальными. Операции, касающиеся немедленного потребления, называются текущими. В отличие от группировки экономических единиц классификация операций СНС проводится на одной основе, т.е. они классифицируются одновременно по отраслям и секторам.
Экономические операции в СНС делятся на три основные группы:
1. операции с продуктами и услугами относятся к производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства. Они включают не только операции с продуктами и услугами, произведенными в данный период, но и операции с уже существующими продуктами, т.е. с продуктами, произведенными в прошлые периоды, и импортными.
2. распределительные операции – это операции, цель которых – распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений.
3. финансовые операции связаны с изменениями финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики.
Операции могут быть фактическими (имеющими рыночную оценку) и расчетными (получающими оценку на основании условных расчетов). К фактическим операциям относятся операции, связанные с реализацией товаров и услуг, финансовые операции, операции по распределению. К расчетным операциям принадлежат натуральные выдачи рабочим и служащим, потребление продукции собственного производства, услуги убыточных финансовых органов, условная жилая рента.
Группировка экономики по секторам. Современная система национального счетоводства – это счета и показатели не только для экономики страны в целом, но и для ее отдельных секторов, отраслей и регионов.
Совершенно новой для отечественной статистической практики группировкой является группировка видов деятельности по секторам. Анализ различных показателей системы ведется в разрезе секторов. Группировка экономики по секторам – центральная проблема в статистической модели рыночной экономики.
В СНС термин «сектор» употребляется не в социально-экономическом смысле, как это имеет место в системе баланса народного хозяйства, а как совокупность сторон (субъектов), принимающих аналогичные «решения» в связи с основной деятельностью и определенными экономическими результатами.
Цель группировки институционных единиц экономики по секторам – создание предпосылок для статистической характеристики, анализа и прогнозирования потоков товаров и услуг, доходов и услуг, доходов и расходов, капитала и финансовых операций, а также для изучения поведенческих взаимоотношений между экономическими агентами. Она обеспечивает изучение финансовых активов и пассивов институционных единиц. Разделение всей экономики по секторам посредством группировки институционных единиц со сходными задачами и типами поведения и способами получения доходов делает счета системы более полезными для комплексного экономического анализа, создает возможность для отслеживания и направления деятельности отдельных групп институционных единиц про проведении определенной экономической политики.
Акцент в СНС делается на анализ процессов в рамках институционных секторов экономики на основе секторальных счетов, объединяющих группы экономических (институционных) единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими в экономике функций, а также методов финансирования издержек и источников доходов.
В разрезе секторов экономики для взаимосвязанной характеристики их функционирования методологией ООН предусмотрена разработка системы счетов, обеспечивающей взаимосвязанный анализ основных стадий экономического производства товаров и услуг, образования, распределения и перераспределения, а также использования доходов на конечное потребление и сбережение в рамках каждого сектора. Для этой группировки единицей классификации является институционная единица.
Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.
Единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских учетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.
Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то исходят из следующих принципов:
1. домашние хозяйства считаются институционными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;
2. единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью;
3. единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют.
По принятой в РФ концепции национального счетоводства в соответствии с типами экономического поведения институционные объединяются в следующие наиболее укрупненные структуры – секторы:
1. предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);
2. финансовые учреждения;
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства;
6. внешнеэкономические связи («остальной мир»).
Секторы экономики и их функции
Секторы
Функции
Институционные единицы
1.нефинансовые
предприятия
Производство и реализация
Продуктов и нефинансовых
услуг
Предприятия: государственные, кооперативные, частные, акционерные, совместные и другие учреждения. Коммерческие: кредитные и страховые учреждения.
2.финансовые учреждения
Финансовые и страховые услуги: выпуск финансовых средств, приобретение финансовых средств, выпуск ценных бумаг, хранение денежных средств, предоставление кредитов и пр.
Коммерческие: кредитные и страховые учреждения.
3.государственные учреждения (органы государственного управления)
Нерыночные услуги коллективного пользования: перераспределение НД, перераспределение НБ.
Государственные бюджетные учреждения: общего управления финансами, регулирования экономики, внутренних дел обороны и др.
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
Нерыночные услуги для отдельных групп домашних хозяйств.
Общественные организации: партии, профсоюзы, общества и др.
5.домашние хозяйства
Производство товаров и услуг населением в домашних условиях резидентов и их потребление.
Подсобные хозяйства: фермерские хозяйства, ремесленники и прочие частные организации без образования юридического лица.
6. «остальной мир»
Внешнеэкономические связи
Зарубежные экономические единицы.
1. 4. Внутренняя и национальная экономика и связанные с ней категории.
Переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержании применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает необходимость рассмотрения новых.
Изменяется представление о производственной экономической деятельности, ее границах и результатах; появляются понятия экономики – внутренней и национальной, а с ними – валового внутреннего и валового национального продукта; пересматривается отношение к сфере производства услуг и ее участию в общественном производстве; уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на секторы; требуют уточнения понятия результатов экономической деятельности, продуктов, товаров и услуг; нуждаются в пояснении понятия трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономической территории и др.
К основным категориям СНС или ее структурным элементам, применяемым в СНС, относятся:
1. экономические функции – основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление и накопление, посредничество в перераспределении доходов и др.;
2. экономические операции – те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
3. экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения;
4. объекты экономических операций – товар, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.
До новой версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности в международной статистической практике использовались понятия внутренней и национальной экономики, что обусловливает определение соответствующих результатов экономической деятельности – валового внутреннего и валового национального продуктов. В новой методологии СНС эти различия не проводятся. Однако в практике статистики некоторых стран рассчитываются оба показателя, например в Америке, Японии и др.
Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и не резидентов.
продолжение
–PAGE_BREAK–