Системы оплаты труда в рыночных условиях

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраэкономики предприятия и менеджмента
КУРСОВАЯРАБОТА
По курсу:«Экономика предприятия»
На тему: «Системыоплаты труда в рыночных условиях»
Харьков, ХНЭУ,2004
/>/>/>/>/>/>/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Теоретические основы оплаты труда в рыночной экономике
1.2 Основные формы исистемы оплаты труда
1.3 Государственноерегулирование оплаты труда
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. Анализпродукции и ее конкурентоспособности
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия и производимой продукции
2.2 Анализ конкурентнойсреды и оценка конкурентоспособности товара
2.3 Формирование идеи продукции
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2
РАЗДЕЛ 3. Разработкамероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия иоценка предложенных хозяйственных решений
3.1 Разработкамероприятий направленных на повышение эффективности деятельности предприятия
3.2 Прогнозирования сбыта продукции
3.3 Оценкаэффективности и отбор для реализации вариантов хозяйственных решений
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 
ВВЕДЕНИЕ
«Каждый имеет право…на заработнуюплату не ниже той, которая определена законом.». Эти слова статьи 43Конституции Украины являются одними из ключевых в отношениях между работником иработодателем.
Актуальность данной темы в первомразделе курсовой работы заключается в том, что необходимо досконально знать всеметоды начисления заработной платы для того, чтобы при работе на предприятии«не обидеть» никого из рабочих. Знание всех форм и систем оплаты труда позволитграмотно строить оплату труда на предприятии с наименьшими издержками дляпредприятия и наибольшей выгодой для рабочего.
Во втором разделе будет рассмотреноконкурентное положение на рынке миксеров Украины, основные производители,характеристики товаров. При этом одно предприятие будет рассмотрено болееконкретно.
Третий раздел предполагает разработкумероприятий по увеличению эффективности деятельности предприятия,прогнозирование сбыта продукции, выборь хозяйственных решений для продвиженияэтих мероприятий.
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ВРЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
 1.1      Теоретические основы оплаты труда в рыночнойэкономике
Заработная плата является формой распределениядоходов предприятия и представляет собой вознаграждение, исчисленное, какправило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачиваетсяработнику за выполненную им работу.
Различают основную и дополнительнуюзаработную плату.
Основная заработная плата – это вознаграждение за выполненнуюработу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки,обслуживания; должностные обязанности). Устанавливается в виде тарифных ставок(окладов) и сдельных расценок для рабочих или должностных окладов для служащих.
Дополнительная заработная плата – это заработная плата, начисленнаяза труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность, заособые условия труда. Она включает доплаты и надбавки к тарифным ставкам идолжностным окладам в размерах, установленных действующим законодательством,премии за производственные результаты, гарантийные и компенсационные выплаты,предусмотренные действующим законодательством. [14;102-103]
Наряду с этими видами оплаты труда вЗаконе Украины «Об оплате труда» указаны другие поощрительные и компенсационныевыплаты, к которым относятся: выплаты в форме вознаграждения по итогам работ загод, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другиевыплаты, не предусмотренные действующим законодательством или производимыесверх представленных законами норм.
Основная и дополнительная заработнаяплата, включая любые виды денежных и материальных доплат, исчисленные согласнопринятым на предприятии системам оплаты труда формируют на предприятии фондоплаты труда. Другие поощрительные и компенсационные и компенсационные выплатыв него не входят, а образуют вместе с ним фонд потребления.
Фонд оплаты труда – это источник средств,предназначенных для выплаты заработной платы и выплат социально характера.[12;169]
Заработная плата работника предприятияопределяется, исходя из количества и качества затраченного труда, материальнойзаинтересованности в результатах труда, принципа дифференциации уровня оплатытруда различных групп и категорий работающих, сохранения индивидуальныхинтересов с коллективными.
В условиях рыночной экономики навеличину заработной платы влияет ряд рыночных и нерыночных факторов, врезультате чего складывается определенный уровень оплаты труда.
К рыночным факторам относят:
·         Складывающиесяспрос и предложение на рынке труда – снижение спроса на рынке товаров и услугведет к сокращению объемов выпуска, а следовательно, к падению спроса на труд иухудшению условий найма и наоборот;
·         Полезностьресурса для предпринимателя – дополнительное вовлечение работников оказываетсяцелесообразным до той поры, пока величина предельного дохода от использованияфактора труда не снизится до уровня предельных издержек;
·         Эластичностьспроса на руд по цене – повышение цены ресурса (рост ставки заработной платы идр.), увеличивая издержки предпринимателя, ведет к снижению спроса на руд, аследовательно к ухудшению условий найма;
·         Взаимозаменяемостьресурсов – возможность замещения живого труда более производительной техникой;
·         Изменение цен напотребительские товары и услуги – рост цен на потребительские товары и услуги,вызывая повышение стоимости жизни, повлечет за собой, в первую очередь, роствоспроизводственного минимума в структуре ставки заработной платы, а значит,уровня заработной платы в целом.
Нерыночные факторы:
·         Меры государственногорегулирования заработной платы – связаны с установлением минимума заработнойплаты, уровня гарантированных законодательством компенсационных доплат;
·         Соотношение силмежду профсоюзом и работодателями – на ставку заработной платы существенноевлияние может оказывать политика профсоюзов, сила профсоюзного движения;
·         Конечныерезультаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника – отданного фактора прямо зависит величина заработной платы. [13;252-253]
Выделяют следующие принципы оплатытруда:
·         Предоставлениепредприятиям максимальной самостоятельности в выборе форм и систем выплатызаработной платы;
·         Оплата всоответствии с результатами труда, его количеством и качеством;
·         Материальнаязаинтересованность работников в конечном результате труда;
·         Усилениесоциальной защищенности работников;
·         Опережающий ростпроизводительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Организация оплаты труданепосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов:
·         Формирование фондаоплаты труда;
·         Нормированиетруда;
·         Установлениетарифной системы;
·         Выбор наиболеерациональных форм и систем заработной платы.
Нормирование труда дает возможность учитывать качествотруда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия.
Тарифная система позволяет соизмерять разнообразныеконкретные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения. Она состоитиз следующих элементов:
·         Тарифная сетка, устанавливающая дифференциацию воплате труда с учетом разряда работы и отраслевой принадлежности предприятия;
·         Тарифные ставки, определяющие абсолютный размероплаты простого труда (1 разряда) в единицу времени;
·         Тарифно-квалификационныесправочники,подразделяющие различные виды работ на группы в зависимости от их сложности;
·         Районныекоэффициенты кзаработной плате, компенсирующие различия в стоимости жизни в различныхрегионах;
·         Доплаты ктарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий, расширение зонобслуживания, сверхурочные работы, работу в праздничные и выходные дни,вредность, работу в ночную смену и др.1.2 Основные формы и системы оплаты труда
Под системой оплаты труда понимаетсяопределенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму)труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получениеработником заработной платы в соответствии с фактически достигнутымирезультатами труда и согласованной между работником и работодателем ценой егорабочей силы.
Форма заработной платы – это тот или иной класс системоплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатовтруда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.
Наибольшее распространение напредприятиях получили две формы оплаты труда:
1.        Повременная – оплата за отработанное(нормативное) время, которое предусмотрено тарифной системой.
2.        Сдельная – оплата за каждую единицу продукцииили выполненный объем работ;
Каждая из этих форм оплаты трудаподразделяется на различные системы (Рис. 1.1).
/>
/>/>/>/>/>/>                                Формы и системы заработной платы
/>/>/>
/>/>/>/>/>/> Сдельная оплата             Повременнаяоплата                Бестарифная оплата
 труда                                        труда                                   труда
/>
/>/>/>/>/>/> Простая                                     Простая                              Контрактная оплата   
/>/> сдельная                                   повременная                              труда
/>/>
/>/>/>/> Сдельно-                             Повременно-
 премиальная                      премиальная
                                              
/>/>                                                   Повременно-       
/>/> Косвенно-                           премиальная
/>/> сдельная                           снормированным
/>                                                заданием
/>/>/> Аккордная
/>/>                                                Окладная
/>/>/> Сдельно-
 прогрессивная
/>/>/>/>           
/> Индивидуальная               Коллективная подрядная
Рис. 1.1 Формы и системы оплатытруда.
Также существует, как видно изрис.1.1 бестарифная и контрактная (вид бестарифной) системы оплаты труда.
Повременная форма оплаты трудаподразделяется на системы по способам:
·         Начислениязаработной платы (почасовая, поденная, понедельная, помесячная);
·         Материальногопоощрения (с премиями и без них).
Сдельная форма оплаты труда делится насистемы по способам:
·         Определениясдельной расценки (прямая, косвенная, прогрессивная, аккордная, подрядная);
·         Расчетов сработниками (индивидуальная, коллективная);
·         Материальногопоощрения (см. выше).
Повременной называется такая форма оплаты труда,при которой заработная плата начисляется работникам по установленной тарифнойставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.
В современных условиях комплексноймеханизации и автоматизации процессов, увеличения объемов опытно-экспериментальныхработ, намечается тенденция некоторого расширения сферы применения повременнойоплаты труда (например, в машиностроении).
Наиболее часто эта система оплатытруда применяется в следующих случаях:
·         если рабочий неможет оказывать непосредственное влияние на увеличение выпуска продукции,который определяется, прежде всего, производительностью машины, аппарата и др.(на конвейерных линиях с регламентированным ритмом);
·         если отсутствуютколичественные показатели выработки, необходимые для установления сдельнойрасценки (выполнение работ по обслуживанию оборудования);
·         на участках ирабочих местах, где обеспечение высокого качества продукции или работы являетсяглавным показателем работы;
·         на работах, накоторых учет и нормирование труда требуют больших затрат и экономически нецелесообразны.
Для повременной формы оплаты трудахарактерны такие системы заработной платы:
1.        при простойповременной системе заработная плата рабочего зависит от его квалификации иотработанного времени:
ЗП = СТ * ФВР *КТ, где (1.1)
СТ — часовая (дневная идр.) тарифная ставка повременщика 1 разряда, грн.;
ФВР – фактическиотработанное время, ч.;
КТ – тарифный коэффициентсоответствующего разряда.
Материально эта оплата труда непобуждает рабочего к увеличению выработки, повышению качества продукции,экономии материальных ресурсов. Поэтому в промышленности она применяется редко;
2.        чаще применяют повременно-премиальнуюсистему. При этом сверх повременной заработной платы по тарифным ставкам иотработанному времени предусматривается выплата премии при достиженииопределенных количественных и качественных показателей в труде: перевыполнениепланового задания, экономия материальных ресурсов, обеспечение высокогокачества работы и др. В этом случае заработок рабочего равен:
ЗП = СТ * ФВР *КТ * (1 + (p + k * n) / 100), где (1.2)
р – размер премии в процентах ктарифной ставке за выполнение установленных показателей и условий премирования;
k – размер премии за каждый процентперевыполнения установленных показателей и условий премирования, грн.;
n – процент перевыполненияустановленных показателей и условий премирования;
3.        в ряде отраслейпромышленности получает все большее развитие повременно-премиальная система сустановлением нормированных заданий. Она базируется на совокупности положительныхэлементов повременной и сдельной форм оплаты труда с введением некоторыхпринципиально новых положений. Заработок рабочего складывается из повременнойзаработной платы, дополнительной оплаты за выполнение нормированных заданий,начисляемой в процентах к повременной оплате, премии за снижение трудоемкостиизделий или работ и повышение производительности труда;
4.        на предприятияхвсех отраслей промышленности применяется также окладная система оплаты трударабочих. По данной системе оплачиваются работы, имеющие стабильный характер(кладовщики, уборщики и др.). Оплата их труда производится не по тарифным ставкам,а по месячным окладам.
При сдельной форме оплаты трудазаработная плата работника начисляется по заранее установленным расценкам за каждуюединицу выполненной работы или изготовленной продукции. Сдельная форма оплатытруда стимулирует, прежде всего, улучшение объемных, количественных показателейработы. Поэтому она применяется на участках производства с преобладаниемручного или машинно-ручного труда. Эту Фому оплаты труда наиболее целесообразноприменять при:
·         наличииколичественных показателей работы, которые непосредственно зависят от данногорабочего или бригады;
·         возможности урабочих увеличить выработку или объем выполняемых работ;
·         необходимости наданном участке стимулировать рабочих к дальнейшему увеличению выработкипродукции или объемов выполняемых работ;
·         возможноститочного учета объемов выполняемых работ;
·         применениитехнически обоснованных норм труда.
При использовании этой формы оплатытруда сохраняется опасность снижения качества выпускаемой продукции, нарушениярежимов технологических процессов, ухудшения обслуживания оборудования и егопреждевременного выхода со строя, нарушения требований техники безопасности,перерасхода материальных ресурсов.
При сдельной форме оплаты труданеобходимо знать сдельную расценку, то есть оплату труда за единицу выполненнойработником продукции. Она определяется по формулам:
Р = tшт * СТ * КТ (1.3)
Или
Р = СТ * КТ / Нвыр,где (1.4)
tшт – штучное время изготовления единицыпродукции, ч.;
СТ — часовая тарифнаяставка сдельщика 1 разряда, грн.;
Нвыр – часовая нормавыработки, дет./ч..
Для сдельной формы оплаты трудахарактерны такие системы заработной платы:
1.        при прямойиндивидуальной сдельной системе заработок рабочего определяется за всевыполненные им за отчетный период работы по соответствующим расценкам последующей формуле:
ЗП = ∑ Рi * Qi, где (1.5)
Рi – расценка на i-тый вид продукции или работы, грн.;
Qi – количество выполненной продукцииили услуг i-того вида, шт..
При прямой коллективнойсдельной системе заработок рабочего может быть определен аналогичным образом сиспользованием коллективной сдельной расценки и общего объема произведеннойпродукции (выполненной работы) бригадой;
2.        при сдельно-премиальнойсистеме рабочему-сдельщику или бригаде рабочих кроме заработка по прямымсдельным расценкам выплачивается премия за выполнение или перевыполнениеустановленных количественных и качественных показателей предусмотренных положениемо премировании. В этом случае заработок может быть определен по следующей формуле:
ЗП = ∑ Рi* Qi * (1 + (p + k * n) / 100) (1.6)
3.        косвенно-сдельнаясистема заработной платыприменяется для стимулирования производительности труда вспомогательных иобслуживающих рабочих. Для этого рассчитывают косвенные расценки, устанавливаемыена единицу продукции, произведенной рабочими цеха, который обслуживаютвспомогательные рабочие. По такой системе оплачиваются наладчики станков,транспортные рабочие и др. косвенная расценка определяется по формуле:
Рк = m / n, где (1.7)
m – тарифная ставка вспомогательногорабочего, грн.;
n – норма выработки основных рабочих,обслуживаемых данным вспомогательным рабочим, дет./ч.
Заработная плата вспомогательногорабочего в данном случае будет иметь вид:
ЗП = ∑ Рк * Qi, где (1.8)
Qi – объем произведенной продукции i-м основным рабочим, обслуживаемымданным вспомогательным рабочим, шт..
4.        аккордная система оплаты труда предусматриваетустановление определенного объема работ и общей величины заработной платы заэту работу. Заработная плата выплачивается после завершения всего комплексаработ независимо от сроков их выполнения. В случае качественного выполнениязадания при одновременном сокращении сроков предусмотрена премия.
5.        сдельно-прогрессивнаясистема предусматриваетоплату труда по нормальным расценкам в пределах выполнения норм, а привыработке сверх норм – по повышенным расценкам.
Также существуют бестарифная иконтрактная системы оплаты труда.
По бестарифной системе оплаты трудазаработная плата всех работников представляет собой долю работника в фондеоплаты труда предприятия или подразделения. Фактическая величина заработнойплаты каждого работника зависит от ряда факторов:
·         квалификационногоуровня работников;
·         коэффициентатрудового участия;
·         фактическиотработанного времени.
Процесс начисления заработной платыопределяется в такой последовательности:
1.        определяется фондоплаты труда по предприятию за отчетный период;
2.        определяетсяобщая сумма баллов, заработанная всеми работниками предприятия:
М = ∑ Мi, где (1.9)
Мi – количество баллов, заработанное i-м работником:
Мi= Кi* Ni * КТУi, где          (1.10)

Кi – квалификационный уровень i-го работника;
Ni– количество отработанных i-м работником человеко-часов;
КТУi – коэффициент трудового участия i-го работника.
3.        рассчитываетсядоля фонда оплаты труда на оплату 1 балла:
d = ФОТ / М, где (1.11)
ФОТ – фонд оплаты труда, грн.;
4.        начисляетсязаработная плата каждому работнику:
ЗП = Мi* d (1.12)
Контрактная система оплаты труда – заключениедоговора (контракта) на определенный срок между работником и работодателем. Вдоговоре указываются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы иуровень оплаты труда, срок действия. [13;260-261]1.3     Государственное регулирование оплаты труда
Опыт стран с развитой рыночнойэкономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимостисохранения регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти иуправления на заработную плату.
К основным элементам механизма государственногорегулирования оплаты труда относятся:
1.      Тарифная система оплаты труда,
2.      Минимальный потребительскийбюджет;
3.      Минимальная заработная плата.
Тарифная система занимает центральное место вмеханизме дифференциации заработной платы.
Основные положения формированиятарифной системы оплаты труда состоят в следующем: во-первых, тарифные ставки иоклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (нениже минимума) как ставок и окладов, так и др. составляющих заработка.
Определенный интерес представляетсравнительная характеристика факторов, формирующих тарифную систему (табл.1.1.).
Таблица 1.1. Факторы формированиятарифной системы.Тип тарифной системы Факторы
Белорусский
российский
Сложность работы
Квалификация
Стаж работы по специальности Американский
Сложность работы
Уровень образования
Условия труда Западноевропейский Квалификационные группы в зависимости от времени обучения, производственного опыта Японский Анкетные данные: пол, образование, стаж, формы работы по найму (постоянные, временные, поденные, командировочные)
В зависимости от суммы баллов,определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценкуминимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочейсилы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных членовобщества. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом,включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания,важнейшим непродовольственным товарам и услугам.
Минимальный потребительский бюджетрассчитывается на основе потребительской корзины.
Потребительская корзина бывает 2 видов: минимальной ирациональной.
Существует 2 метода разработкиминимального потребительского бюджета: статистический и нормативный.Статистический метод для определения потребительских расходов населенияпользуется данными обследований бюджетов семей. Однако этот метод не может бытьвзят за основу по причине недостаточной репрезентативности данных обследованийбюджетов семей. поэтому в большей мере используется второй метод – нормативный.Для разработки минимального потребительского бюджета используются нормы инормативы по продовольственным товарам.
Минимальная заработная плата – это норматив, определяющийминимально допустимый уровень денежных и натуральных выплат работнику нанимателемза выполненную для него работу.
Минимальная заработная плата – это законодательноустановленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд,ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником нормутруда (объем работ).
Экономический смысл минимальнойзаработной платы заключается в поддержании способности работающего кпроизводительному труду и воспроизводству рабочей силы.
Государственное регулированиезаработной платы осуществляется путем периодического пересмотра ее минимальногоразмера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости.Минимальная заработная плата является основой для определения тарифов оплатытруда, пенсий, стипендий, пособий и др. социальных выплат.
Основные недостатки минимальнойзаработной платы сводятся к следующему:
·         За ряд последнихлет минимальная заработная плата по отношению к минимальному потребительскомубюджету значительно уменьшилась, ее размер не обеспечивает выполнениевоспроизводственной функции оплаты труда;
·         Посколькуминимальная заработная плата систематически пересматривается, она перестаетбыть базой и теряет свою нормативность;
·         С минимальнойзаработной платой связано не количество и качество труда, а размеры тарифов(штрафы и др.);
·         Минимальнаязаработная плата стимулирует инфляцию. [13;266-267] Выводык разделу 1
В первом разделе данной работы былирассмотрены основные формы и системы оплаты труда, применяемые в рыночнойэкономике, а также методы государственного регулирования оплаты труда.
Данные формы заработной платыприменяются в различных случаях, то есть для одной работы выгоднее и работникуи работодателю 1 форма, а для другой – другая. На Украине нашли применение всевышеперечисленные формы и системы оплаты труда, хотя, например, в рядепромышленно развитых стран Запада многие профсоюзы категорически высказываютсяпротив сдельной формы оплаты труда, считая, что она устанавливает зависимость заработкарабочего от его индивидуальных способностей, а следовательно, носит «потогонный»характер.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ И ЕЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ2.1 Краткая характеристика предприятия и производимойпродукции
В этом разделе характеризуетсяпредприятие, производящее электромиксеры. Пальму первенства занимают миксерыторговых марок «Bosch», «Braun», «Kenwood» ($70-90), активнее продаютсямиксеры «Moulinex», «Philips», несколько меньшим спросом пользуются миксеры «Scarlet», «Tefal» по цене $40-60. Представители данных фирм в Украинеделают все, чтобы корейская и европейская бытовая техника были доступными вшироком ассортименте украинскому потребителю. Однако рационально было бырассказать о производителях ближнего зарубежья.
Белорусские производители миксеров незаставили себя ждать и внедряют на рынок свой новый товар – электромиксер«Вихрь» МР-3 (Минск). Основные технические характеристики миксера следующие:сеть 220 Вт; мощность 160 Вт; масса электромиксера 3 кг.
В комплект поставки входят: венчикидля взбивания, тестомесильные крючки, мялка, стержневой измельчитель,кофемолка, шинковка, 4 режущих и терочных диска, подставка для хранения насадокс возможностью крепления к стене.
Цена данного электромиксераколеблется от 150 до 200 грн. На данном этапе электромиксер «Вихрь» МР-3пытается занять определенную долю украинского рынка, продолжая активновнедряться в систему оптовой и розничной торговли Украины через сеть магазинов«Фокстрот» более чем в 35 городах Украины и другие сети. Созданы и развиваютсясети с центрами не только в Киеве, но и Донецке, Запорожье, Днепропетровске,Харькове и др. городах. Крупные зарубежные производители усиливали кадровыйсостав своих представительств в Украине. Те из производителей, кто не открылофициального представительства, возложил эти функции на компании-партнеры. В2003 году создано несколько таких фирм. Розничные торговцы наряду с расширениемсвоего присутствия в текущем году экспериментировали с форматами и размещениемточек. В результате всё чаще новые магазины имеют площадь от 500 кв. м, всёчаще они открываются в промышленных районах, где есть пустующиепроизводственные здания, рядом со «спальными» районами, нередко в одном зданиис продуктовыми магазинами2.2 Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособноститовара
Конкурентная среда на рынке миксеровпредставлена на 90% продукцией импортного происхождения, «золотой век»отечественных производителей ушел в прошлое, потребители отдают предпочтениеиностранной технике. Однако украинский рынок миксеров и до сего дня активноразвивается, и, по мнению специалистов, перенасыщения рынка, данной продукциейне наблюдается.
Анализ конкуренции в отрасли междупрямыми конкурентами.
Конкурентная среда сформирована восновном за счет зарубежной техники таких известных торговых марок как: «Bosch», «Braun», «Kenwood»,«Moulinex», «Philips» и т.д., но на рынок пробиваются так называемые марки«no name» и завоевывают часть прибыли. Также, на сегодняшнийдень широко рекламируются товары производителей ближнего зарубежья – это электромиксер«Вихрь» МР-3 Минского приборостроительного завода и электромиксер «Saturn» российской одноимённой торговоймарки.
Техника вышеперечисленных фирм нетребует дополнительной рекламы даже несмотря на жесткую конкуренцию наукраинском рынке миксеров, т. к. все эти торговые марки являются мировымилидерами по производству бытовой       техники и знаменитыми брендами. Исследованиепрямых конкурентов представлено в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Анализ прямыхконкурентов на рынке электромиксеров Украины.№ п/п Показатели Объект исследования Прямые конкуренты Расчет уровня конкуренции по отдельным показателям Вихрь МР-3 Bosh Braun Philips Moulinex К = (3 + 4 + 5 + 6) / 5 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Индивидуальность товара 2 5 4 3 2 3,2 2 Популярность торговой марки 2 5 5 3 3 3,6 3 Возможности расширения рыночных сегментов 2 4 4 3 2 3 4 Возможности перехода на производство другой продукции 2 4 3 2 2 2,6 5 Возможность выхода с рынка 3 4 5 4 3 3,8 6 Гибкость политики цен 3 5 5 4 4 4,2 7 Эффективность использования производственных возможностей 2 5 5 4 3 3,8 8 Использование современных информационных систем и методов маркетингового исследования 3 5 5 4 5 4,4 9 Внешнеэкономическая деятельность 2 5 5 5 4 4,2 Расчет уровня конкуренции по отдельным конкурентам ∑ / 9 2,3 4,6 4,5 3,4 3,1
 3.6
2.9

Анализируя прямых конкурентов нарынке электромиксеров можно выделить таких производителей как «Bosh» и «Braun». Они являются наиболее сильными конкурентами наисследуемом рынке. Это обусловлено их гибкостью цены, широкой рекламнойполитикой, высокой эффективностью использования производственных мощностей ирасширением внешнеэкономической деятельности. Жесткая и сильная конкуренция вданной отрасли, обусловлена наличием на рынке конкурентоспособных предприятий,выпускающих качественную продукцию и стремящихся завоевать новые сегментырынка.
Объект данного исследования(электромиксер «Вихрь» МР-3) остается на слабом уровне конкуренции (2,3 попятибалльной шкале). Это объясняется недостаточной популярностью марки и неспособностью на равных конкурировать с мировыми производителями, слабойпозицией ввода производственных мощностей и усовершенствования технологийпроизводства.
Оценка угрозы товаров – заменителей.
Для дальнейших выводов оцениваетсяугроза миксеру предприятия со стороны товаров-заменителей.Товарами-заменителями для данного товара (электромиксера) являются: кухонныйкомбайн и механический измельчитель. Проводим анализ товаров-заменителей (табл.2.2.).
Таблица 2.2. Анализтоваров-заменителей.№ п/п Товары-заменители Относительная цена товара Возможные неценовые факторы замещения Склонность покупателя к использованию заменителя Реальность замещения 1 Кухонный комбайн 1500 Многофункциональность Высокая 5 2 Механический измельчитель 30 Удобство Средняя 3 Уровень угрозы товаров-заменителей 4
Анализируя уровень влияния товаровзаменителей на злектромиксер «Вихрь» МР-3, можно сказать следующее:товары-заменители не пользуются большим спросом у потребителей т.к. кухонныйкомбайн имеет высокую цену (в 4 раза больше чем электромиксер); механическийизмельчитель также не особенно привлекает потребителей, т.к. имеет меньшефункциональных возможностей, чем электромиксер. Не исключена возможностьпоявления на рынках новых конкурентов и укрепления позиций существующих вследствиерасширения объемов производства и внедрением более совершенных технологий. Дляболее глубокой характеристики проанализируем новых конкурентов.
Оценка угрозы появления новыхконкурентов.
Таблица 2.3. Анализ новых конкурентов.№ п/п Показатели Новые конкуренты
Реальность возникновения новой конкуренции
К = (3 + 4 + 5) / 3 Механический измельчитель Кухонный комбайн Кухонный комбайн 1 2 3 4 5 6 Название нового конкурента Bosh Braun 1 Масштабы производства 3 4 3 3,3 2 Возможности выхода в отрасль 3 4 4 3,6 3 Возможность перехода на выпуск другой продукции 4 4 4 4 4 Возможность внешних капитальных вложений 4 4 5 4,3 5 Дифференцированность продукции по содержанию 3 5 4 4 6 Наличие торговой марки 4 5 4 4,3 7 Доступ к дистрибьюторским системам 5 5 5 5
Уровень угрозы новых конкурентов ∑ / 9
  3,7 4,4 4,1 4,07
Исследуя и анализируя новыхконкурентов на рынке электромиксеров можно сделать вывод, что наиболее сильнымконкурентом для продукции электромиксер «Вихрь» МР-3, является «Bosh» (уровень угрозы 4,4 по пятибалльнойшкале), предприятие налаживает объем продаж и прибыль превышает убытки. Общийуровень угрозы новых конкурентов 4,07 – это достаточно сильный показатель идействующим предприятиям необходимо укреплять свои позиции на рынке.
Оценка конкурентоспособностипродукции
Конкурентоспособность – это способностьпродукции выстоять жесткую конкуренцию по сравнению с аналогичными товарамидругих производителей при продаже своей продукции по ценам не ниже средних.Проведем анализ конкурентоспособности. Товаром конкурентом будет продукциясильного производителя «Bosh».
Набор «жестких» параметров включает:гарантийный срок (мес.), мощность (Вт), соответствие товара международнымстандартам, вес (кг.)%; набор «мягких» параметров характеризует эстетическиесвойства товара (цвет, упаковка, дизайн, отличительные особенности) (табл.2.4.)
Таблица 2.4. Потребительскиепараметры товаров.Наименование параметра Значение параметра Единичный параметрический индекс (ЕПИ) Значимость параметра, баллы Ранг параметра, доли
Сведенный
параметрический индекс (СПИ) Объект исследования Образец 1 2 3 4 5 6 7 «Жесткие параметры» Гарантийный срок (мес.) 12 12 1 5 0,12 0,6 Мощность (Вт) 220 220 1 5 0,12 0,6 Вес (кг.) 3 2 1,5 5 0,12 0,6 «Мягкие параметры» Форма Заостренная Округлая 5 0,12 0,6 Цвет Серый Черный 4 0,1 0,4 Упаковка Синяя Красная 4 0,1 0,4 ВСЕГО 410 458 5,1 40 0,98 2,24
Для определения ЕПИ применяемследующую формулу:
ЕПИ = Реi / Рптз, где (2.1)
Реi – величина i-го потребительского параметра объекта исследования;
Рптз – величинааналогичного параметра образца.
Для определения СПИ используютследующую формулу:
СПИ = ЕПИi * Ri, где (2.2)
Ri — ранг i-го потребительского параметра;
Оценка конкурентоспособностипродукции по экономическим параметрам проводится аналогично оценкиконкурентоспособности по потребительским параметрам.
При определении экономическихпараметров можно выделить затраты на весь срок эксплуатации товара и цену. Этипараметры отражены в табл.2.5.
Таблица 2.5. Экономические параметрытоваров.Наименование параметра Значение параметра Единичный экономический индекс (ЕЭИ) Значимость параметра, баллы Ранг параметра, доли Сведенный экономический индекс (СЭИ) Объект исследования Образец 1 2 3 4 5 6 7 Затраты на весь срок эксплуатации (грн.) 50 30 1,67 5 0,55 2,75 Цена (грн.) 50 300 0,17 4 0,44 1,76 ВСЕГО 100 330 2,2 9 0,99 4,51
ЕЭИ = Реi / Рэтз, где (2.3)
Реi – величина i-го потребительского параметра объекта исследования;
Рптз – величинааналогичного параметра образца.
СЭИ = ЕЭИi * Ri, где (2.4)
Ri – ранг i-го экономического параметра.
На основе информации индексовконкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (табл. 2.4и 2.5) определяется общий показатель уровня конкурентоспособности товара (КС):
КС = СПИ / СЭИ, где (2.5)
КС = 2,24 / 4,51 = 0,4
КС
Конкурентное профилированиепродукции.
Используя данные табл. 2.1. – 2.5.построим профиль деятельности Минского приборостроительного завода выпускающегопродукцию «Вихрь» МР-3 и профиль требования рынка:
Из таблицы 2.6. видно, чтопредприятие выпускает электромиксеры «Вихрь» МР-3 в основном для удовлетворенияпредпочтений потребителей, которые имеют средний уровень доходов. Однакопродукция ориентирована, также, на потребителей с низким и высоким уровнемдоходов, но в гораздо меньшей степени. Электромиксеры производятся с учетомпредпочтений и требований потребителей, а также осуществляется сборка подзаказ. Недостатком является обеспечение качественного послепродажногообслуживания, а также качество, которое находится на относительно нормальномуровне, но для выхода на другие рынки и расширения сбытовой деятельности вдругих регионах и странах этого не достаточно.
Таблица 2.6. Конкурентноепрофилирование.Показатели Оценка показателя Min Max Объем реальных покупателей
/>/>
/>/> Качество
/>/>/>
/> Отличительные качества
/>
/>/>/> Возможные модификации товара
/>
/>/>
/> Цена
/>/>
/>/> Надежность
/>/>
/>/> Гарантийный срок
/>
/>/>
/> Послепродажное обслуживание
/>
/>
/> – п профиль требований рынка;
/> – п профиль объекта исследования.
Цена, скорее всего, отлично подходитпри соотношении стоимость-качество при выпуске данного товара, она намного нижезарубежных аналогов, но себестоимость этой продукции немного выше, чем узарубежных коллег. Она составляет около 68-70% от его цены. При продаже данноготовара дается гарантия на 1 год, и товар поступает к потребителю в фирменнойполиграфической упаковке.
Сравнивая полученные результатыреализации продукции можно сделать заключение, что электромиксеры «Вихрь» МР-3пользуются небольшим спросом по сравнению с миксерами компании «Bosh». Качество также выше у немецкойфирмы, именно этот фактор обеспечивает спрос на украинском рынке на данныйтовар. Гарантийный срок одинаковый для обоих товаров, а послепродажноеобслуживание выше у товара-аналога. Именно это и должен учитывать производительпри повышении конкурентоспособности продукции для завоевания новых рынковсбыта.2.3   Формирование идеи продукции
Электромиксеры Минскогоприборостроительного завода выпускаются под торговой маркой «Вихрь» наавтоматизированных линиях. Продукция данного предприятия в основном направленана слои населения со средним уровнем дохода и в меньшей степени для остальных.Товар имеет и отличительные признаки: сеть 220 Вт; мощность 160 Вт; массаэлектромиксера 3 кг. В комплект поставки входят: венчики для взбивания,тестомесильные крючки, мялка, стержневой измельчитель, кофемолка, шинковка, 4режущих и терочных диска, подставка для хранения насадок с возможностьюкрепления к стене. Имидж исследуемой продукции и ее престиж находятся околосреднего уровня за счет популярности других производителей и их широкой рекламнойстратегии.
Вследствие этого наблюдаются факторырыночных неудач: низкое качество, слабый уровень послепродажного обслуживания,недостаточно развитая рекламная деятельность. Однако есть и успехи: ценанамного ниже зарубежных аналогов, надежность и гарантийный срок не сильноуступают импортным товарам. Цена электромиксера колеблется от 45 до 70 грн. присебестоимости от 31 до 49 грн. за единицу продукции. Торговая марка «Вихрь»выпускается с середины 90-х гг., и занимает на рынке определенное положение.
Упаковка товара состоит изразнообразной палитры цветов, но в основном с применением белого цвета. Этасовременная полиграфическая ламинированная упаковка в определенной мереоказывает положительное влияние на сознание потребителей. Гарантийный срок составляет1 год.
Товарооборот и сбыт продукции в 2002году составил около 100 тыс. шт.
Послепродажное обслуживание развито вменьшей степени, чем у конкурентов и находится в не лучшем положении, поэтомуследует повышать этот показатель для повышения общей конкурентоспособностипродукции. Предприятие выпускает миксеры с перекрывающимися жизненными циклами,т. е. различные модификации и усовершенствования находятся на различных стадияхразвития.
Изменяется и цена в зависимости оттого, на какой стадии жизненной цикла находится товар. Выводык разделу 2
На основе всего выше сказанного можносделать краткий вывод, что конкурентная среда на рынке миксеров очень жесткая,обусловленная высокой конкурентоспособностью товара. Конкуренция между прямымиконкурентами носит острый характер, каждый производитель пытается завоеватьмаксимальную часть рынка.
Товары-заменители не предоставляютбольшой угрозы рынку злектромиксеров из-за достаточно высокой цены инедостаточности производственных функций. Однако, несмотря на это,товары-заменители пользуются спросом.
Отражается конкурентный профильтовара на рынке данной продукции, при этом белорусская продукция не менее чемна половину не соответствует международным нормам и стандартам. Именно этотфактор препятствует расширению рынка сбыта и попаданию товара на другие рынки,в том числе и мировые. При расчете общего коэффициента конкурентоспособностибыло определено, что исследуемый        товар ниже уровня конкурентоспособностиконкурентов и может быть востребован только на внутреннем рынке.
Таким образом, учитывая всевышеперечисленные факторы, необходимо как можно скорее погашать негативныетенденции для расширения рынка сбыта, завоевания потребителей и получении ямаксимальной прибыли при минимальных затратах.
РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ,НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКАПРЕДЛОЖЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ.3.1 Разработка мероприятий направленных на повышениеэффективности деятельности предприятия
ОАО «Минский приборостроительныйзавод», производящий электромиксеры под торговой маркой «Вихрь» производитмодернизацию существующего и приобретение нового высокотехнологичногооборудования. Это необходимо для ликвидации недостатков, высвеченных в разделе2.
Среди недостатков можно выделитьнеудовлетворяющее качество, неэффективность послепродажного обслуживания,большую массу товара, отсутствие некоторых функций по сравнению с другимиконкурентными товарами. Для устранения этого необходимо проводить модернизациюдействующего оборудования, а это требует дополнительных капиталовложений вразмере 300 тыс. грн.
Эти нововведения в производственныйпроцесс позволят заменить устаревшее оборудование и машины, более современнымикоторые ускоряют производственный процесс, одновременно повышая егоэффективность, а также будут соответствовать установленным нормам и стандартам.Обновление в производственном процессе способствует увлечению производственноймощности, снижению издержек на производстве, сокращению затрат на оплату труда,но при этом уменьшится количество работников т.к. автоматизированноеоборудование требует участи всего нескольких квалифицированных специалистов.
Для повышения эффективности вводимыхмероприятий необходимо провести маркетинговые исследования. Предприятие должнотщательно проанализировать рынок и выявить неудовлетворенный спрос. Потребителиготовы приобретать продукцию отечественного производства при условии наличиявысокого качества и оптимальной цены. Потребители с высоким уровнем доходабудут отдавать предпочтение иностранным маркам с престижным именем из-за ихимиджа и популярности.
Прежде всего, предприятию необходимоосуществлять эффективную рекламную стратегию. Использовать различные носителирекламы, начиная с обычного спичечного коробка и заканчивая рекламными стендамина улицах города.
Ценовая политик должнаориентироваться на средний уровень дохода потребителей с учетом издержек напроизводство данного товара. Руководство маркетинговой деятельностью осуществляетотдел высококвалифицированных специалистов хорошо ориентирующихся в изменчивойрыночной ситуации.
Затраты на проведение маркетинговыхмероприятий включают материальные затраты на сырье и материалы; затраты назаработную плату работников и отчисления на социальные мероприятия. Итоговыезатраты на повышение эффективности деятельности предприятия составили около2000 тыс. грн.
Для реализации разработанныхмероприятий существует возможность получить кредит в банке. Ставка процента закредит равняется 20%.3.2 Прогнозирования сбыта продукции
С использованием метода экстраполяции(прогноза будущего с учетом тенденций минувшего и прямого учета изменений)проведем прогнозы сбыта производимой продукции при различных вариантах хозяйственнойдеятельности в плановом периоде:
А. Никакие мероприятия не внедряются.
Б. Усовершенствование технологии иоборудования. Внедрение новой технологической линии.
В. Осуществление маркетинговыхмероприятий. Создание отдела маркетинга в составе 3 человек с заработной платойна уровне аппарата управления предприятия и выделение на деятельность(проведение анкетирования и т. п.) данного отдела 2000 грн. в год.
Г. Усовершенствование оборудования итехнологии, а также осуществление маркетинговых мероприятий.3.3 Оценка эффективности и отбор для реализации вариантовхозяйственных решений
Для сравнительной оценки вариантовпроводим расчеты основных технико-экономических показателей деятельностипредприятия при каждом из вариантов хозяйственной деятельности.
Производственная программаразрабатывается на основе данных прогноза сбыта продукции. Ее объем принимаетсяравным возможному объему реализации продукции. Объем производства в варианте Апредполагаем оставить на базисном уровне. В варианте Б планируем повысить объемпроизводства за счет внедрения новой технологической линии. В варианте В – засчет создания маркетингового отдела, а в варианте Г – за счет внедрения сразудвух этих мероприятий.
Необходимо проанализироватьиспользование производственной мощности предприятия. Этот анализ проводится сиспользованием коэффициента использования производственной мощности, которыйрассчитывается как отношение фактической (плановой) мощности к паспортноймощности оборудования.
Кпм = Вфакт / n * T * Bпасп, где (3.1)
Вфакт – фактический выпускпродукции в отчетном периоде, шт.;
Bпасп – производственная мощностьоборудования по паспорту, шт./ч.;
n – количество оборудования, ч.;
T – время работы оборудования вотчетном периоде, ч.
КпмА = 28360 / 2 * 3800 *0,3 = 12,4
КпмБ = 29000 / 3 * 3800 *0,4 = 6,3
КпмВ = 29500 / 2 * 3800 *0,3 = 12,9
КпмГ = 30000 / 3 * 3800 *0,4 = 6,6
На основе данных о стоимости основныхфондов и объемах производства продукции рассчитаем показатели эффективностииспользования основных фондов – фондоотдачу (ФО) и фондоемкость (ФЕ):
ФО = В / ОПФ (3.2)
ФЕ = ОПФ / В = 1 / ФО, где (3.3)
В – выпуск продукции, грн.;
ОПФ – среднегодовая стоимостьосновных производственных фондов, грн..
ФОА = 1276200 / 1012275,8= 1,2 грн. / грн. ФЕА = 1 / 1,2 = 0,8 грн. / грн.
ФОБ = 1300000 / 1312275,8= 0,9 грн. / грн. ФЕБ = 1 / 0,9 = 1,1 грн. / грн.
ФОВ = 1350000 / 1012275,8= 1,3 грн. / грн. ФЕВ = 1 / 1,3 = 0,7 грн. / грн.
ФОГ = 1400000 / 1312275,8= 1,1 грн. / грн. ФЕГ = 1 / 1,1 = 0,9 грн. / грн.
Определяем численность работниковпредприятия, которая необходима для обеспечения нормальной хозяйственнойдеятельности предприятия при каждом из вариантов с учетом необходимости изменения численности персонала,который занимается обслуживанием оборудования и внедрением маркетинговыхмероприятий.

ЧА = 5 + 7 + 8 + 46 = 66чел.
ЧБ = 5 + 7 + 8 + 50 = 70 чел.(4 человека для обслуживания оборудования)
ЧВ = 8 + 7 + 8 + 46 = 69чел. (3 человека в отдел маркетинга)
ЧГ = 8 + 7 + 8 + 50 = 73чел. (3 человека в отдел маркетинга и 4 человека для обслуживания оборудования)
Определяем производительность трудаперсонала (в отдельности работников и всего персонала) в натуральном истоимостном выражении:
ПТ = В / Ч (3.4)
Всего персонала:
ПТА = 1276200 / 66 = 19336грн / чел.
ПТБ =1300000 / 70 = 18571 грн./ чел.   18571 / 19336 = 0,96
ПТв = 1350000/69 = 19565 грн. / чел.    19565/ 19336 = 1,01
ПТГ = 1400000 / 73 = 19178грн. / чел.  19178 / 19336 = 0,99
Рабочих:
ПТА = 1276200 / 46 = 27743грн. / чел.
ПТБ = 1300000 / 50 = 26000грн. / чел.  26000 / 27743 = 0,93
ПТВ = 1350000 / 46 = 29347грн. / чел.  29347 / 27743 = 1,05
ПТГ = 1400000 / 50 = 28000грн. / чел.  28000 / 27743 = 1,00
В зависимости от изменения производительноститруда персонала необходимо скорректировать заработную плату работающих по категориямисходя из соотношения – на один процент возрастания производительности труда заработнаяплата должна возрастать на 0,8 %. Для рабочих заработная плата должна возрастатьпропорционально росту их производительности труда, для других категорийперсонала – пропорционально возрастанию производительности труда работающих.Например:
0.945 – 1 = — 0,055; -0,055 * 0.8 = — 0,044; 1+(- 0,044) = 0.956 и т.д.
ЗПМ = ЗПФ * IЗП, где (3.5)
ЗПМ – заработная плата сучетом внедрения мероприятий, грн.;
ЗПФ – заработная плата довнедрения мероприятий, грн.;
IЗП – индекс возрастания заработнойплаты в зависимости от возрастания производительности труда.
Заработная плата рабочих с учетом внедрениямероприятия:
ЗПА = 441 * 1 = 441 грн.
ЗПБ.= 441 * 0,956 = 421,6 грн.
ЗПв = 441 * 1,031 = 454,67 грн.
3ПГ = 441 * 1,004 = 442,76грн.
Заработная плата управленческогоперсонала предприятия с учетом внедрения мероприятия:
ЗПА = 510 * 1 = 510 грн.
ЗПБ = 510 * 0,974 = 496,74грн.
ЗПВ = 510 * 1,004 = 512,04грн.
ЗПг = 510 * 1,033 = 526,83 грн.
Заработная плата управленческогоперсонала производства с учетом внедрения мероприятия:
ЗПА = 492 * 1 = 492 грн.
ЗПБ = 492 * 0,974 = 479,21грн.
ЗПВ = 492 * 1,004 = 493,97грн.
ЗПг = 492 * 1,033 = 508,24 грн.
Заработная плата служащих с учетомвнедрения мероприятия:
ЗПА = 463 * 1 = 463 грн.
ЗПБ = 463 * 0,974 = 450,96грн.
ЗПВ = 463 * 1,004 = 464,85грн.
ЗПг = 463 * 1,033 = 478,28 грн.
Далее необходимо рассчитать затратыпо каждому из вариантов проведения хозяйственной деятельности.
Расчет сметы затрат на производствопродукции по элементам проводим придерживаясь следующей последовательности:
1.        Рассчитываемматериальные затраты. Для этого используем индексный метод, соответственнокоторому стоимость материальных затрат на производство продукции изменяетсяпропорционально изменению объемов производства с учетом внедрения мероприятий,направленных на экономию материальных ресурсов:
МЗМ = МЗФ * IОП, где (3.6)
МЗМ – материальные затратыс учетом внедрения мероприятий, грн.;
МЗф – материальные затратыдо внедрения мероприятий, грн.;
IОП – индекс возрастания объемовпроизводства.
IОПБ = 1800 / 1780 = 1,001
IОПВ = 1850 / 1780 = 1,039
IОПГ = 2000 / 1780 = 1,124
МЗМА = 423050 * 1 = 423050грн.
МЗМБ = 423050 * 1,001 =423473,05 грн.
МЗМВ = 423050 * 1,039 =439548,95 грн.
МЗМГ = 423050 * 1,124 =475508,2 грн.
2.        Рассчитываемзатраты на заработную плату. Для выполнения этих расчетов мы запланироваличисленность работающих по категориям с учетом ее изменения, вызванноговнедрением предложенных мероприятий. Кроме того, учитываем изменения заработнойплаты работающих по категориям, которые зависят от роста производительноститруда в пропорции – на один процент возрастания производительности трудазаработная плата должна возрастать на 0,8%.
ЗП = ∑ ЧЗI* ЗПЗI, где (3.7)
ЧЗI – численность i-той категории персонала с учетомвнедрения мероприятий, чел.;
ЗПЗI – зарплата i-той категории персонала с учетом внедрения мероприятий,грн..
ЗПА = (5 * 510+ 7 * 492 + 8 * 463 + 46 * 441) * 12 = 359808 грн.
ЗПБ = (5 * 496+ 7 * 479 + 8 * 450 + 50 * 421) * 12 = 365796 грн.
ЗПв = (8 * 512 + 7 * 493+ 8 * 464 + 46 * 454) * 12 = 385716 грн.
ЗПГ = (8 * 526+ 7 * 508 + 8 * 478 + 50 * 458) * 12 = 413856 грн.
3.        Рассчитываем отчисленияна социальные мероприятия. Размер этих отчислений определяется в процентах отсуммы заработной платы. На сегодня эта величина равняется 38,6%.
СМ = ЗП * 0,386, где (3.8)
СМ – отчисления насоциальные мероприятия, грн.;
СМА = 359808 *0,386 = 138885,89 грн.
СМБ = 365796 *0,386 = 141197,26 грн.
СМв = 385716 * 0,386 =148886,38 грн.
СМГ = 413856 *0.386 = 159748,42 грн.
4.        Рассчитываемзатраты на амортизацию. Размер этих затрат определяется по нормам амортизации,которые установленные в процентах от стоимости объектов основных средств инематериальных активов, на которые начисляется амортизация. При расчетахнеобходимо учитывать изменение стоимости основных средств в связи с внедрениемразработанных мероприятий:
ЗА = ∑ ОПФI * НАI, где        (3.9)
ЗА – затраты наамортизацию, грн;
ОПФI – стоимость основныхпроизводственных фондов i-йгруппы с учетом внедрения мероприятий, грн.;
НАI – норма амортизации для i-й группы фондов, %.      
Действующимзаконодательство установлены такие нормы амортизации ( в %): 1 группа – 5; 2группа – 25; 3 группа – 15.
ЗАА = 0,05 *167025,5 + 0,25 * 88574,1 + 0,15 * 48589,2 = 270520 грн.
ЗАБ = 0,05 * 404910,3+ 0,25 * (354296,5 + 300000) + 0,15 * 253069 = 221779,99 грн.
ЗАВ = 0.05 *167025,5 + 0,25 * 88574,1 + 0,15 * 48589,2 = 304188,8 грн.
ЗАГ = ЗАБ
5.        Определяем суммудругих затрат. К другим затратам, согласно П(с)БУ №16 «Затраты» относятсязатраты операционной деятельности, которые не вошли в состав предыдущих четырехэлементов затрат, в частности, затраты на командировку, на услуги связи, на выплатуматериальной помощи и др.
ДЗМ = ДЗФ* КДЗ, где (3.10)
ДЗМ – другиезатраты с учетом внедрения мероприятий, грн.;
ДЗф – другиезатраты до внедрения мероприятий, грн.;
КДЗ –коэффициент, учитывающий изменение других затрат в зависимости от измененияобъемов производства (индекс возрастания объемов производства).
ДЗМА = (11823+ 6400 + 2700 + 1500 + 1300) * 1 = 23723 грн.
ДЗМБ = (11823+ 6400 + 2700 + 1500 + 1300) * 1,001 = 23746,72 грн.
ДЗМВ = (11823 + 6400 +2700 + 1500 + 1300) * 1,039 = 24648,2 грн.
ДЗМГ = (11823 + 6400 +2700 + 1500 + 1300) * 1,123 = 26640,93 грн.
Сумма затрат по этим 5 элементамсоставит затраты на осуществление операционной деятельности:
ОЗ = МЗ + ЗП + СМ + ЗА + ДЗ (3.11)
ОЗА = 423050 + 359808 +138885,89 + 270520 + 23723 = 1215986,89 грн.
ОЗБ = 423473,05 + 365796 +141197,26 + 221779,99 + 23746,72 = 1175993,02 грн.
ОЗВ =439548,95 + 385716 + 148886,38 + 304188,8 + 24648,2 = 1302988,33 грн.
ОЗГ = 475508,2+ 413856 + 159748,42 + 221779,99 + 26640,93 = 1297533,54 грн.

Для определенияфинансовых результатов деятельности предприятия необходимо провестисопоставление результатов и затрат.
Для определениярезультатов необходимо от валовых доходов отнять валовые затраты.
К валовым доходам относится выручкаот реализации продукции. Выручка вычисляется, как произведение объема продукциив натуральном выражении на его цену, принятую в соответствии с разработаннойценовой политикой:
ВР = В * Ц, где (3.12)
ВР – выручка от реализации продукции,грн.;
В – объем реализованной продукции,шт.;
Ц – цена единицы продукции послевнедрения мероприятия.
ВРА = 28360 * 45 = 1276200грн.
ВРБ = 29000 * 45 = 1305000грн.
ВРВ = 29500 * 45 = 1327500грн.
ВРГ = 30000 * 45 = 1350000грн.
Валовые затраты состоят изпроизводственной себестоимости, налога на прибыль, а также других затрат, связанныхс операционной деятельностью.
Производственная себестоимостьрассчитывается как разница между затратами на осуществление операционнойдеятельности и затратами, связанными с операционной деятельностью, которые невключаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг. К этимзатратам относят административные, сбытовые и другие операционные затраты.
На нашем предприятии к административнымзатратам относят затраты на содержание аппарата управления предприятием,затраты на связь и плату за расчетно-кассовое обслуживание.
Затраты на содержание аппаратауправления содержат затраты на заработную плату аппарата управленияпредприятием и отчисления на социальные мероприятия от нее (в соответствии сповышением заработной платы в результате внедрения мероприятии). Затраты насвязь и плата за расчетно-кассовое обслуживание возрастают пропорциональновозрастанию объемов производства и реализации продукции при внедрениимероприятий:
ЗАДМ = ЧАУП *ЗПАУП * 1,386 + (ЗСВ + ЗРКО} * IОП, где (3.13)
ЗАДМ – административныезатраты, грн.;
ЧАУП – численностьадминистративно-управленческого персонала, чел.;
ЗПАУП – средняя заработнаяплата административно-управленческого персонала, грн/год;
ЗСВ – затраты на связь,грн.;
ЗРКО – затраты нарасчетно-кассовое обслуживание, грн.;
IОП – индекс роста объемов производстваи реализации продукции.
ЗАДМА = (5 + 7) * (510 +492) / 2 * 1,386 * 12 + 6400 * 1 = 106391,58 грн.
ЗАДМБ = (5 + 7) * (496,74+ 479,21) / 2 * 1,386 * 12 + 6400 * 1,001 = 103798,4 грн.
ЗАДМВ = (8 + 7) * (512,04+ 493,97) / 2 * 1,386 * 12 + 6400 * 1,039 = 132139,29 грн.
ЗАДМГ = (8 + 7) * (526,83+ 508,24) / 2 * 1,386 * 12 + 6400 * 1,123 = 136168,36 грн.
Затраты на сбыт состоят из заработнойплаты и начислений на нее работников служб предприятия, которые занимаютсясбытом продукции, затрат на командировку работников, занятых сбытом, затрат нарекламу и исследование рынка (маркетинг)

ЗСБЫТ = ЧСБЫТ *ЗПСБЫТ * 1,386 + ЗКОМ + ЗРЕКЛ + ЗМАРК, где(3.14)
ЗСБЫТ – затраты на сбыт,грн.;
ЧСБЫТ – численностьработников предприятия, занятых сбытом продукции, чел;
ЗПСБЫТ – средняязаработная плата работников сбытовой службы, грн./год;
ЗКОМ – затраты накомандировку работников сбытовой службы, грн.;
ЗРЕКЛ – затраты нарекламу, грн.;
ЗМАРК – затраты намаркетинговые исследования и проведение маркетинговых мероприятий.
ЗСБЫТА = 3 * 510 * 1,386 *12 + 2700 * 1 + 1500 = 29646,96 грн.
ЗСБЫТБ = 3 * 496,74 *1,386 * 12 + 2700 * 1,001 + 1500 = 28988,04 грн.
ЗСБЫТВ = 6 * 512,04 *1,386 * 12 + 2700 * 1,039 + 3500 = 57402,8 грн.
ЗСБЫТГ = 6 * 526,83 *1,386 * 12 + 2700 * 1,123 + 3500 = 59105,52 грн.
К другим операционным затратампредприятия относятся суммы сомнительных долгов и безнадежной дебиторскойзадолженности, которые составляют 0,25% от суммы выручки от реализациипродукции.
Дальнейшим нашим шагом будет расчетпроизводственной себестоимости:
ПС = ОЗ – ЗАДМ – ЗСБЫТ– Др. оп. затр., где (3.15)
ПС – производственная себестоимость,грн.
ПСА = 1215986,89 – 106391,58– 29646,96 – 1300 = 1078648,35 грн.
ПСБ = 1175993,02 – 103798,4 – 28988,04 –1300000 * 0,0025 = 1039956,58 грн.
ПСВ =1302988,33 – 132139,29 – 57402,8 –1350000 * 0,0025 = 1106821,24 грн.
ПСГ = 1297533,54 – 136168,36 – 59105,52 –1400000 * 0,0025 = 1021696,82 грн.
После расчета производственнойсебестоимости необходимо определить базу налогообложения предприятия по налогуна прибыль. Это будет разница между выручкой от реализации и производственнойсебестоимостью.
Размер налога на прибыль определяетсяпутем умножения налогооблагаемой базы на ставку налога на прибыль(30%).
НПРИБ = (ВР – ПС) * 0,3,где (3.16)
НПРИБ – сумма налога наприбыль, грн.;
ВР – выручка от реализации, грн.
НПРИБА = (1276200 –1078648,35) * 0,3 = 59265,5 грн.
НПРИББ = (1300000 – 1039956,58)* 0,3 = 78013,03 грн.
НПРИБВ = (1350000 –1106821,24) * 0,3 = 72953,63 грн.
НПРИБГ = (1400000 –1021696,82) * 0,3 = 113490,95 грн.
Далее находим чистую прибыль:
ЧП = ВР – ПС – ЗДР – НПРИБ,где (3.17)
ЧП – чистая прибыль, грн.;
ЗДР – сумма других затрат,связанных с операционной деятельностью, грн.

ЧПА = 1276200 – 1078648,35– 11823 – 59265,5 = 126463,15 грн.
ЧПБ = 1300000 – 1039956,58– 11823 – 78013,03 = 170207,39 грн.
ЧПВ = 1350000 – 1106821,24 – 11823 –72953,63 = 158402,13 грн.
ЧПГ = 1400000 – 1021696,82– 11823 – 113490,95 = 252989,23 грн.
Оцениваем экономическую эффективностьразных рассмотренных вариантов хозяйственной деятельности. Для этогоцелесообразно воспользоваться показателями рентабельности, а такжепоказателями, которые используют для оценки эффективности реализацииинвестиционных проектов – чистый дисконтированный доход, индекс доходности,период окупаемости, внутреннюю норму прибыльности.
Среди показателей рентабельностинаиболее широко используют следующие показатели: рентабельность продукции,рентабельность реализации, рентабельность основных производственных фондов. Какправило, расчет этих показателей проводят с использованием показателя чистойприбыли.
Рентабельность продукции:
РП = ЧП / ОЗ * 100, где (3.18)
РП – рентабельностьпродукции, %.
РПА = 126463,15 /1215986,89 * 100 = 10,4%
РПБ = 170207,39 / 1175993,02* 100 = 14,47%
РПВ = 158402,13 /1302988,33 * 100 = 12,16%
РПГ = 252989,23 /1297533,54 * 100 = 19,5%
Рентабельность реализации:
РV = ЧП / ВР * 100, где (3.19)
РV – рентабельность реализации, %.
РVА = 126463,15 / 1276200 * 100 = 9,91%
РVБ = 170207,39 / 1300000 * 100 = 13,09%
РVВ = 158402,13 / 1350000 * 100 = 11,73%
РVГ = 252989,23 / 1400000 * 100 = 18,07%
Рентабельность основных производственныхфондов:
РФ = ЧП / ОПФ * 100, где (3.20)
РФ – рентабельность основныхпроизводственных фондов.
РФА = 126463,15 /1012275,8 * 100 = 12,49%
РФБ = 170207,39 /1312275,8 * 100 = 12,97%
РФВ = 158402,13 / 1012275,8* 100 = 15,65%
РФГ = 252989,23 /1312275,8 * 100 = 19,28%
Чистый дисконтированный доход – эторазница между приведенной к современной стоимости суммой чистого денежногопотока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционныхзатрат на его реализацию(срок проекта 5 лет):
ЧДД = ИП – ИЗ = ∑ (П / (1 + t)) — ∑ (К / (1 + t)), где (3.21)
ЧДД – чистый дисконтированный доход, грн.;
∑ (П / (1 + t)) – дисконтированный размер прибылиот проекта, грн. (+ амортизация);
∑ (К / (1 + t)) – дисконтированный размер вложенийв проект, грн..
ЧДДБ = 387327,8 * (1 / (1+ 0,2) + 1 / (1 + 0,2)2 + 1 / (1 + 0,2)3 + 1 / (1 + 0,2)4+ 1 / (1 + 0,2)5) – (300000 / (1 + 0,2)) = 387327,8 * 2,99 – 250000= 908110,12 грн.
ЧДДВ = 401816 * (1 / (1 +0,2) + 1 / (1 + 0,2)2 + 1 / (1 + 0,2)3 + 1 / (1 + 0,2)4+ 1 / (1 + 0,2)5) – 2000 * (1 / (1 + 0,2) + 1 / (1 + 0,2)2+ 1 / (1 + 0,2)3 + 1 / (1 + 0,2)4 + 1 / (1 + 0,2)5)= 401816 * 2,99 – 2000 * 2,99 = 1201429,84 – 5980 = 1195449,84 грн.
ЧДДГ = 454986,1 * (1 / (1+ 0,2) + 1 / (1 + 0,2)2 + 1 / (1 + 0,2)3 + 1 / (1 + 0,2)4+ 1 / (1 + 0,2)5) – 300000 / (1 + 0,2) – 2000 * (1 / (1 + 0,2) + 1 /(1 + 0,2)2 + 1 / (1 + 0,2)3 + 1 / (1 + 0,2)4 +1 / (1 + 0,2)5) = 1360687 – 250000 – 5980 = 1104707 грн.
Характеризуя показатель «чистыйдисконтированный доход» нужно сказать, что он может быть использован не толькодля сравнительной оценки эффективности реальных инвестиционных проектов, но икак критерий целесообразности их реализации. Инвестиционный проект, по которомупоказатель чистого дисконтированного дохода является отрицательной величинойили равняется нулю, должен быть отклонен, поскольку он не принесет предприятиюдополнительной прибыли на вложенный капитал. Инвестиционные проекты с положительнымзначением чистого дисконтированного дохода разрешают увеличить капиталпредприятия и его рыночную стоимость
Индекс (коэффициент) доходности такжеразрешает соотнести объем инвестиционных затрат с будущим чистым денежнымпотоком по проекту. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
ИД = ИП / ИЗ, где (3.22)
ИД – индекс доходности.
ИДБ = 1158110,12 / 250000= 4,63
ИДВ = 1201429,84 / 5980 =200,91
ИДГ = 1360687 / (250000 +5980) = 5,32

Показатель «индекс доходности» такжеможет быть использован не только для сравнительной оценки, но и в качествекритерия при принятии инвестиционного решения о реализации проекта. Еслизначение индекса доходности меньше 1 или равно 1, то инвестиционный проектдолжен быть отклонен в связи с тем, что он не принесет дополнительную прибыльна инвестированные средства. Для реализации могут быть приняты только тепроекты, индексы доходности которых больше 1, то есть доходы превышают затраты.
Период окупаемости является одним изнаиболее распространенных и понятных показателей оценки эффективностиинвестиционного проекта. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
ПО = И3 * n/ ИП = 1 / ИД, где (3.23)
ПО – период окупаемости, лет;
n – количество лет проекта.
ПОБ = 250000 * 5 /1158110,12 = 1,079 лет
ПОВ = 5980 * 5 / 1201429,84= 0,025 лет
ПОГ = (250000 + 5980) * 5/ 1360687 = 0,941 лет
Внутренняянорма прибыльности является наиболее сложным показателем оценки эффективностиреальных инвестиционных проектов. Она характеризует уровень прибыльностиконкретного инвестиционного проекта, который выражается учетной ставкой, покоторой будущая стоимость инвестиционной прибыли приводится к современнойстоимости инвестиционных затрат. Можно сказать, что это – учетная ставка, прикоторой чистый дисконтированный доход в процессе дисконтирования будет приведенк 0. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
ВНП= √ИП / ИЗ – 1, где (3.24)
ВНП– внутренняя норма прибыльности.
ВНПБ= 5√4,63 – 1 = 0,358
ВНПВ= 5√200,91 – 1 = 1,888
ВНПГ= 5√5,32 – 1 = 0,397
Всерассмотренные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов находятсямежду собою в тесной взаимосвязи и разрешают оценить эту эффективность изразных сторон.
Сравнениевсех 4 вариантов хозяйственной деятельности предприятия представлено в таблице3.1.
Таблица3.1. Основные технико-экономические показатели сравниваемых вариантовхозяйственной деятельности.Показатели Варианты хозяйственной деятельности А Б В Г 1 2 3 4 5 Выпуск продукции, грн. 1276200 1300000 1350000 1400000 Выпуск продукции, шт. 28360 29000 29500 30000 Стоимость основных производственных фондов, грн. 1012275,8 1312275,8 1012275,8 1312275,8 Фондоотдача, грн./грн. 1,2 0,9 1,3 1,1 Фондоемкость, грн./грн. 0,8 1,1 0,7 0,9 Численность работников, чел. 66 70 69 73 Производительность труда 1 работающего, грн./чел. 19336 18571 19565 19178 Средняя заработная плата 1 работающего, грн. 476,5 462,13 481,38 489,03 Чистая прибыль, грн. 126463,15 170207,39 158402,13 252989,23 Рентабельность продукции, % 10,4 14,47 12,16 19,5 Рентабельность реализации, % 9,91 13,09 11,73 18,07 Рентабельность основных производственных фондов, % 12,49 12,97 15,65 19,28 Чистый дисконтированный доход, грн. – 908110,12 1195449,84 1104707 Индекс доходности – 4,63 200,91 5,32 Период окупаемости, лет – 1,079 0,025 0,941 Внутренняя норма прибыльности, % – 0,358 1,888 0,397  Выводык разделу 3
По рассчитанным в данном разделепоказателям мы можем сделать вывод, что наиболее выгодными для предприятиястратегиями деятельности являются стратегии В и Г, так как в данных стратегияхнаилучшие показатели (в В — фондоотдача, фондоемкость, производительностьтруда, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, период окупаемости,внутренняя норма прибыльности; в Г – выпуск продукции в натуральном истоимостном выражении, средняя заработная плата 1 работающего, чистая прибыль,рентабельность продукции, рентабельность реализации, рентабельность основныхпроизводственных фондов). Вариант В плох тем, что не производится модернизацияоборудования, поэтому наиболее оптимальным является вариант Г, при которомпроисходит как улучшение маркетинговой деятельности, так и совершенствованиепроизводства. Варианты Б и А в этом плане заметно отстают.
Итак, подводя итоги, следуетотметить, что, рассчитывая показатели деятельности предприятия при различныхвариантах хозяйственной деятельности, мы выбрали 2 приблизительно одинаковых поприбыли и затратам варианта, а выбор стратегии остается за руководствомпредприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа имеет большоепрактическое значение. Ведь от правильности организации производственногопроцесса и верного выбора показателей оценки зависит, насколько точным будетанализ деятельности и перспективы для улучшения этих показателей. Одну изглавных ролей в производственном процессе играет маркетинговое исследование,как основа для выявления потребительских предпочтений, а следовательно ипроизводимой продукции. Выбор же конкретной стратегии деятельности являетсязавершающим организации производственного процесса.
Конкурентоспособность – один изнаиболее важных моментов в положении на рынке среди товаров-аналогов. Поэтомудоскональное ее изучение позволяет определить все недостатки и преимуществанашего товара и выявить ошибки в стратегии деятельности нашего предприятия с последующимих устранением.
Расчет показателей хозяйственнойдеятельности позволяет не голословно, а с помощью точных цифр обосновать необходимостьведения того или иного варианта хозяйственной деятельности предприятия вплановом периоде, внедрения инвестиционных проектов в технологию и маркетинг.
ЛИТЕРАТУРА
1.     КонституцияУкраины;
2.     Кодекс Законов отруде Украины;
3.     Афанасьев Н.В.,Гончаров А.Б. «Экономика предприятия: Учебное пособие для самостоятельногоизучения дисциплины» — Х.: ИД ИНЖЭК, 2003 – 410 с.;
4.     Басовский Л.Е.«Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие» — М.:ИНФРА-М, 2001 – 260 с.;
5.     Гончарова С.Ю.«Маркетинг: курс лекций» — Х.: ИД ИНЖЭК, 2003 – 140 с.;
6.     Грузинов В.«Экономика предприятий» — М.: Финансы и статистика, 1998 – 208 с.;
7.     Зайцев Н.«Экономика промышленного предприятия» — М.: ИНФРА-М, 1998 – 336 с.;
8.     «Заработнаяплата: сборник нормативных документов (на 15 января 2004 г.)» — Х.: Конус, 2004– 192 с.;
9.     Менар К.«Экономика организаций» — М.: ИНФРА-М, 1996 – 160 с.;
10.   Сергеев И.«Экономика предприятия» — М,: Фис, 2002 – 304 с.;
11.   «Экономикаорганизаций: учебное пособие» / под ред. И.В. Пичужкина – М.: Юрайт, 2003 – 319с.;
12.   «Экономикапредприятия: учебник» / под ред. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2000 – 520 с.;
13.   «Экономикапредприятия: учебное пособие» / под ред. А.И. Ильина – М.: Новое знание, 2004 –672 с.;
14.   «Экономикапредприятия: учебное пособие» / под ред. П.А. Орлова – Х.: ИД ИНЖЭК, 2000 – 400с.;
15.   «Экономика труда:учебное пособие для ВУЗов» / под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова – СПб:Питер, 2004 – 655 с.