Государственныйкомитет Российской Федерации
по высшемуобразованию
ИРКУТСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Контрольнаяработа по курсу «Ценообразование»
Тема:
Выполнена :
студенткой 2 курса
факультета ускоренного обучения
по специальности «Финансы и кредит»
Воропановой О.Б.
Проверена:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Иркутск 1997 г.
Содержание:
Организацияконтроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Введение… стр.3
Понятие государственной дисциплины цен… стр.3
Органы контроля за соблюдением государственнойдисциплины цен… стр. 3
Методы контроля за соблюдением государственнойдисциплины цен… стр. 5
Ответственность за нарушение государственнойдисциплины цен… стр. 6
Видымаркетинговых стратегий ценообразования, условия их применения.
Общие подходы к ценообразованию… стр.12
Виды маркетинговых стратегий ценообразования… стр.13
Списокиспользованной литературы… стр.16
Всоответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991года «О социально-экономическом положении в РСФСР» Президентом РСФСР был издан3 декабря 1991 Указ № 297 «О мерах по либерализации цен». В соответствии спринятым Указом со 2 января 1992 года осуществлен переход на применениесвободных ( рыночных ) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса ипредложения, на продукцию производственно-технического назначения, товарынародного потребления, работы и услуги. На ограниченный круг продукциипроизводственно-технического назначения, основных потребительских товаров иуслуг применяются государственные регулируемые цены.
Понятие государственнойдисциплины цен.
Государственная дисциплина цен предусматриваетсоблюдение предприятиями, органами управления республик в составе РоссийскойФедерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы иСанкт-Петербурга и других административно-территориальных образованийРоссийской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации,другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующегозаконодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролюза ценами.
Органы контроля за соблюдениемгосударственной дисциплины цен.
Разработку и реализацию единой государственнойполитики цен в Российской Федерации обеспечивает Комитет цен при Министерстве экономикиРоссийской Федерации. Возглавляет Комитет Председатель Комитета.
В компетенцию Комитета цен входит выполнение следующихзадач:
Þ подготовкапредложений по проведению единой государственной политики цен в РоссийскойФедерации;
Þ систематическийанализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства РоссийскойФедерации и подготовка на этой основе предложений по изменению номенклатуры и уровняцен и тарифов на продукцию, товары и услуги, реализуемые по государственнымрегулируемым ценам и тарифам, а также при взаимных поставках между РоссийскойФедерацией и государствами-участниками Содружества Независимых Государств;
Þ совершенствованиепорядка установления государственных регулируемых и свободных цен и тарифов напродукцию производственно-технического назначения, товары народного потребленияи услуги;
Þ государственноерегулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов;
Þ систематическийконтроль за соблюдением государственной дисциплины цен предприятиями,организациями и другими юридическими лицами на территории Российской Федерациинезависимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
Þ оказаниеметодической помощи органам ценообразования республик в составе РоссийскойФедерации, краев и областей;
Þ изучение иобобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах-участникахСодружества Независимых Государств, осуществление в пределах своей компетенциимежгосударственных связей по ценообразованию.
При комитете работает коллегия в составе 11 человек.При Министерстве экономики РФ образована Российская инспекция по контролю заценами Комитета цен в составе 25 человек, которую возглавляет руководитель,назначаемый Правительством РФ. Совместно с местными органами ценообразованияона организует и проводит проверку цен на предприятиях и других хозяйственныхорганизациях.
Кроме того, на предприятиях торговли и общественногопитания контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется органамигосударственной инспекции по торговле и качеству товаров в установленномпорядке.
Государственный контроль за ценами проводится поединому годовому плану, который объединяет усилия в этой области органовценообразования всех уровней и служит инструментом координации ведомственного игосударственного контроля за ценами.
Методы контроля за соблюдениемгосударственной дисциплины цен.
Государственный контроль за соблюдением дисциплины ценведется в виде систематических проверок практики разработки проектов цен, ихутверждения и применения. Основными формами проверок являются: комплексные,массовые, тематические и выборочные.
Комплексные проверки, чаще всего, являются сплошными.При комплексной проверке контролируется не только практика применениядействующих цен и тарифов, но и одновременно проверяется и практика разработкипроектов цен. Комплексные проверки, проводимые местным органамиценообразования, состоят в проверке всех предприятий розничной торговли,общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, а также всехпредприятий и организаций производственной сферы, которые расположены натерритории данного района или города.
Комплексные контроль позволяет более глубоко иправильно представить состояние государственной дисциплины цен в данном городе,районе.
Массовые проверки отличаются особой широтой охватаодновременно проверяемых предприятий и организаций. Они проводятся по болееузкой программе и в более сжатые сроки, чем комплексные проверки соблюдениядисциплины цен. Массовые проверки обычно бывают тематическими, т.е. онипроводятся по ограниченному кругу вопросов. Так, возможны массовые тематическиепроверки практики установления цен на продукцию, вырабатываемую по разовымзаказам, практики применения цен на новые товары народного потребления. Цельтаких проверок состоит в получении оперативной информации, котораяиспользуется для срочного дополнения илиизменения отдельных положений действующих методик и инструкций, для принятиянеотложных мер по укреплению дисциплины цен. Эта же цель стоит при проведениивыборочных проверок.
Важнейшим требованием к организации всех видовпроверок состояния дисциплины цен является их действенность. Мероприятия поустранению недостатков в практике разработки проектов цен, их утверждения иприменения не сводятся только к изъятию в бюджет незаконно полученной прибылиили к наказанию виновных. На основе анализа выявленных в ходе проверокразличного рода нарушений разрабатываются конкретные мероприятия и предложенияпо устранению выявленных недостатков и недопущению их в будущем. Результатыпроверок состояния дисциплины цен являются важным материалом длясовершенствования методологической и методической работы органовценообразования всех уровней.
Ответственность за нарушениегосударственной дисциплины цен.
Ответственностьза нарушение государственной дисциплины цен регулируется статьей 146.6.«КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (утв. ВС РСФСР20.06.84) (ред. от 19.07.97), «Порядком применения экономических санкций занарушение государственной дисциплины цен» ( Письмо Комитета РФ по политике цен№ 01-17/030-23 от 1 декабря 1992 г.).
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности,относятся:
Ö завышениегосударственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги(фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельныхкоэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности идр.);
Ö завышениеоптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органахценообразования;
Ö завышениеили занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями помежправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
Ö завышениеустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начислениенепредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставлениепокупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
Ö включение встоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полномобъеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованныхна комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;
Ö применениерегулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания,коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживаниякоторых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этихцен и тарифов;
Ö завышениецен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологическихнедостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласованииих уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
Ö нарушениепредприятиями — монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
Ö неперечислениев бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельностии несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары,услуги) предприятиями-монополистами (по продукции, включенной в Реестрпредприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары,услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;
Ö применениенезарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике цен оптовыхцен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующиеизделия;
Ö применениесвободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, несогласованных с потребителями в установленном порядке.
Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившимпри реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплиныцен и получившим в результате этого излишние суммы, которые в бесспорномпорядке изымаются из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятиядополнительно взыскивается штраф.
Суммы, подлежащие изъятию, изымаются за весь периоднарушения. Изъятие указанных сумм и взыскание штрафа производятся из прибыли,остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и другихобязательных платежей, независимо от финансового состояния предприятия ивзаимоотношений с бюджетом.
Применение экономических санкций к предприятиям неосвобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных внарушении государственной дисциплины цен.
При применении экономическихсанкций существует определенный порядок.
Органы ценообразования и контроля за ценами на основепроведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм,полученных предприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен,и взимания штрафа.
Исчисление сумм, полученных в результате нарушениягосударственной дисциплины цен производится в следующем порядке:
1. Суммы, полученные в результате нарушения предприятиемгосударственной дисциплины цен, подлежащие изъятию в доход бюджета ,определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции(работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним ит.п.) и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) по ценам и тарифам (сучетом доплат, скидок к ним и т.п.), сформированным в соответствии сдействующим законодательством и нормативными документами.
————————-
В дальнейшем «суммы, подлежащие изъятию»
2. Для предприятий торговли, общественного питания,снабженческо-сбытовых, посреднических и других организаций, формирующих иприменяющих цены реализации на продукцию (товары) добавлением к отпускным ценам(ценам закупки) торговых, оптовых, снабженческо-сбытовых и других надбавок,суммы, подлежащие изъятию, определяются:
Ö в случаяхприменения завышенных надбавок — как разница между фактической суммой надбавки,полученной от реализации продукции (товаров) и суммой надбавки, определенной всоответствии с действующими нормативными документами;
Ö в случаяхприменения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушениемдействующего порядка ценообразования, — как разница между суммой надбавки,рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, исуммой надбавки на тот же объем реализованной продукции, рассчитанный по ценам,определенным в соответствии с действующими нормативными документами.
3. Дляпредприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которыхустановлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы,полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом погруппам (видам) продукции (товаров, услуг) и не внесенные предприятиями вбюджет самостоятельно.
4. В случаяхреализации предприятиями-монополистами продукции по ценам, повышение которыхподлежит декларированию, но не представленным на регистрацию в органыценообразования, изъятию подлежит сумма, определяемая как разница между ценами,применяемыми на момент проверки и действовавшими до их повышения.
5. При исчислении суммы, подлежащей изъятию в бюджет упредприятий, допустивших нарушения порядка установления и применения цен напродукцию, товары (работы, услуги), что повлекло за собой завышение налогов идругих платежей, излишне внесенная сумма налогов и других платежей возврату избюджета не подлежит и не засчитывается в уменьшение суммы, изымаемой упредприятия.
Решение о взыскание в доход бюджета сумм, полученныхпредприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен, направляетсясоответствующей государственной налоговой инспекции (зарегистрировавшейпредприятие как налогоплательщика) для его исполнения и в копии предприятию, ккоторому применяются экономические санкции.
Перечисление предприятиями (в том числе самостоятельно) сумм,полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, производитсяв следующем порядке:
— в республиканский бюджет Российской Федерации,
— в республиканские бюджеты республик в составе РоссийскойФедерации, бюджеты краев, областей, автономных образований, городов Москвы иСанкт-Петербурга, бюджеты других административно-территориальных образований.
Органы государственной налоговой службы в соответствии сдействующим порядком:
при получении решения органов ценообразования и контроля заценами о применении экономических санкций за нарушение дисциплины ценпроизводят в пятидневный срок взыскание этих сумм в доход соответствующегобюджета;
ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактическипоступивших сумм в результате нарушения дисциплины цен и соответствующихштрафов на карточках лицевых счетов по форме N 9;
сообщают в недельный срок органам, принявшим решение обизъятии средств в бюджет, о времени и сумме произведенного взыскания;
сообщают органам ценообразования и контроля за ценами о всехслучаях нарушений предприятиями дисциплины цен, выявленных налоговыми органамипри проверках, для принятия соответствующих решений.
Предприятие, самостоятельно выявившее допущенное нарушениегосударственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы,вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов и других обязательных платежей, без уплаты штрафа содновременным снижением цены.
Жалобы на решения о применении экономических санкций занарушения дисциплины цен, принятые органами ценообразования и контроля заценами, могут быть направлены руководителю вышестоящего органа ценообразованияи контроля за ценами не позднее месячного срока со дня получения решения.Подача жалобы не приостанавливает исполнение решения на время ее рассмотрения.
Кроме того, решения о применении экономических санкций занарушение государственной дисциплины цен могут быть обжалованы в порядке,установленном законодательством.
Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушениядисциплины цен производится органами государственной налоговой службы наосновании решений органов ценообразования и контроля за ценами, суда илиарбитражного суда.
При рассмотрении по жалобам предприятий в арбитражном судеспоров по решениям о применении экономических санкций за нарушения дисциплиныцен в качестве ответчиков выступают органы ценообразования и контроля заценами, принявшие соответствующее решение.
Данный порядок применения экономических санкций за нарушениегосударственной дисциплины цен введен в действие с 1 января 1993 года.
Виды маркетинговых стратегийценообразования, условия их применения.
Общие подходы к ценообразованию.
Проводя определенную политику в области ценообразования,организация активно воздействует как на объем продаж, так и на величинуполучаемой прибыли. Как правило, организация не руководствуется получениемсиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально высокой цене, а проводитгибкую ценовую политику.
На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели организации, стратегия комплекса маркетинга, издержки, организацияценообразования) и внешние факторы ( тип рынка, конкуренция, экономическаяситуация, государственное регулирование цен).
Возможными общими целями организации, влияющими на процессценообразования, являются: выживание, максимализация текущей прибыли,максимализация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.
Цена является одним из элементовкомплекса маркетинга, поэтому выбор цены определяется с учетом выбора стратегий относительно других элементовкомплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат наего продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.
Организация ценообразованиявключает наличие определенных специалистов или подразделений внутриорганизации, устанавливающих цены.
Виды маркетинговых стратегийценообразования.
В основу определения базовых,исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, ценыконкурентов. Самый простой метод определения цены на основе издержек — ихустановление путем простого добавления к себестоимости продукта определенныхнаценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движенияпродукта от производителя до потребителя.
Далее к данной группе следуетотнести расчет цены на основе точки «безубыточности», т.е. положения нулевойприбыли или нулевых убытков.
На политику в областиценообразования сильное влияние оказывают конкуренты и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтомуизучение цен конкурентов — важный элемент деятельности в областиценообразования. Если в основу цены кладется цена конкурентов, издержки илиспрос перестают играть решающую роль, особенно когда сложно измеритьэластичность последнего, то есть определить влияние изменения цены на спрос.
Подход к ценообразованию меняется,если продукт является частью продуктовой номенклатуры. В этом случаеорганизация стремиться установить цены, максимализирующие суммарную прибыль.Для данной ситуации выделяют пять стратегий ценообразования:
I. установление цен для разных продуктов однойпродуктовой номенклатуры с учетом различий в их себестоимости, в оценкахих свойств покупателями и цен конкурентов;
II. одновременное установление цен как на основнойпродукт, так и на дополняющие продукты;
III. установление низкой цены на основной продукт изавышение цены на обязательный сопутствующий продукт;
IV. установление предельно низкой, бесприбыльной цены намалоценные побочные продукты, дающей возможность уменьшить цену на основнойпродукт;
V. пакетное ценообразование, когда продавец объединяетнесколько продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.
Базовые цены обычно изменяют сучетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используютследующие стратегии адаптации цен: ценовые скидки и поощрения,дискриминационное ценообразование, ценообразование по психологическомупринципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическомупринципу.
Ценоваяскидкапредоставляется производителем оптовым покупателям ирозничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени.
Используют следующие виды ценовыхскидок: скидки за платеж наличными; скидка за количество покупаемого товара;функциональные скидки — снижение цены для организаций системы товародвижения,выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению; сезонныескидки. Поощрения используются или в виде уменьшения прейскурантной цены нановый товар при условии сдачи старого.
Дискриминационноеценообразование — продажа товара по двум или более разным ценам внезависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется вразных формах:
· в зависимости от сегмента покупателей — разныепокупатели платят за один и тот же товар разные цены;
· в зависимости от варианта товара — разные версиитовара продаются по разным ценам, без учета разницы в издержках;
· с учетом местонахождения товара — товар продается поразной цене в разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы;
· с учетом времени — цены меняются в зависимости отсезона.
Ценообразованиепо психологическому принципу основано на том, что приопределении цены учитываются не только экономические, но и психологическиефакторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают болеедорогие товары как более высококачественные.
Стимулирующееценообразование — временное снижение цены ниже прейскурантной, иногданиже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени.Осуществляется для снижения товарных запасов.
Ценообразованиепо географическому принципу — предполагает установление разныхцен для потребителей в разных частях страны. Целесообразно для покрытия болеевысоких транспортных издержек.
Список использованной литературы:
I. Гражданский кодекс РФ.Ст.395.
II. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.Ст.146.6
III. Порядок применения экономических санкций за нарушениегосударственной дисциплины цен. Письмо Комитета РФ по политике цен. №01-17/030-23 от 01.12.92 г..
IV. Указ Президента РФ «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен ( тарифов ). От 28.02.95 № 221.