Особенности налогообложения за пользование биологическими ресурсами

Содержание
 
1.Сборы за правопользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами:плательщики, ставки, порядок расчета.
2.Налог на добычуполезных ископаемых: порядок определения количества добытого полезногоископаемого, и порядок его оценки.
3. Организацияосуществляет забор воды из реки Дон в Центральномэкономическом районе. Фактический объем забораводы за налоговый период составил 755 тыс. м3, в том числе в пределах установленного лимита водопользования —695 тыс. м3. Сброс сточных вод в водный объект произведен в размере 220 тыс. м3. Определитесумму платы за пользование воднымиобъектами и сроки ее уплаты.

1.Сборыза право пользования объектами животного мира и водными биологическимиресурсами: плательщики, ставки, порядок расчета
Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектамиводных биологических ресурсов является федеральным налогом. Регулируется главой 25.1 Налоговогокодекса, которая вступила в силу с 1 января 2004 года (введена Федеральнымзаконом от 11.11.2003 № 148-ФЗ).
Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организациии физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) напользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологическихресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленномпорядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологическихресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфеРоссийской Федерации и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районеархипелага Шпицберген.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердыхразмерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; замедведя бурого — 6000 рублей; за фазана, тетерева — 20 рублей.Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологическихресурсов.
Ставки сбора за каждый объект, устанавливаются в размере 0 рублей вслучаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраныздоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения отзаболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видовогосостава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике,животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектовживотного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченногооргана исполнительной власти;
Суммасбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведениесоответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают приполучении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Суммасбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается ввиде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доляисчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взносапроизводится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водныхбиологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность междуисчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долямив виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения)на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее20-го числа.
Уплатасбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками поместу нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользованиеобъектами животного мира.
Уплатасбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:
· плательщиками —физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — поместу нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водныхбиологических ресурсов;
· плательщиками —организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

 
Библиографическийсписок
 
1.Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред.05.11.2010 г.)//«Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст.3340

2.Налогна добычу полезных ископаемых: порядок определения количества добытогополезного ископаемого, и порядок его оценки
Пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НКРФ) установлено, что порядок определения количества добытого полезногоископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Количество добытого полезного ископаемого определяется по даннымгеолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии сотраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым иликосвенным методом:
Прямой метод — этоопределение количества путем применения измерительных средств и устройствнепосредственно к добытому полезному ископаемому.
Косвенный метод –это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяетсяпо данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральномсырье.
Косвенный метод применяется, если количество добытого полезногоископаемого нельзя определить прямым методом, то есть прямой метод носитпреимущественный характер.
При прямом методе определения налоговой базы количество добытогополезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезногоископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого считается разницамежду количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количествомдобытого полезного ископаемого, определяемого после завершения технологическогопроцесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектомразработки месторождения. В общее количество добытого полезного ископаемоговключается количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье,реализованном и (или) использованном на собственные нужды до завершениякомплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектомразработки месторождений.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытогополезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщикадля целей налогообложения.
В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезногоископаемого выбранный метод изменению не подлежит. Единственное исключениесоставляет внесение изменений в технический проект разработки месторожденияполезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезныхископаемых.
При применении налогоплательщиком прямого метода, плательщик НДПИучитывает фактические потери определения количества добытого полезногоископаемого.
Фактические потери полезного ископаемого представляют собой разницу междурасчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы,и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются в том налоговомпериоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогампроизведенных измерений.
Количество добытого полезного ископаемого каждого вида определяется наосновании пункта 4 статьи 339 НК РФ по данным обязательного учета при добыче,установленного законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах идрагоценных камнях.
При определении количества добытых самородков полезного ископаемогоследует пользоваться определением понятия «самородки драгоценных металлов»,данным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года №1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов идрагоценных камней к категории уникальных» (далее Постановление №1068) всоответствии с которым самородками драгоценных металлов являются обособления самородных,драгоценных металлов в коренных и россыпных месторождениях, резко отличающиесяпо своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла и обладающиемассой не менее 0,1 грамма, из них уникальными признаются редко встречающиеся вприроде самородки, обладающие особыми минералогическими, морфологическими,размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями.
К категории уникальных самородков драгоценныхметаллов, могут быть отнесены:
· золотые самородки:
· из коренных месторождений;
· кристаллы, дендриты и их срастаниемассой 1 грамм и более;
· скопления неправильной формы массой 5граммов и более;
· из россыпных месторождений;
· кристаллы, дендриты и их срастаниямассой 5 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
· скопления неправильной формы массой50 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
· скопления неправильной формы массой1000 граммов и более независимо от степени окатанности;
· серебряные самородки из коренных ироссыпных месторождений:
· кристаллы, дендриты и их срастаниямассой 0,5 грамма и более;
· скопления неправильной формы массой 5граммов и более;
· самородки платины и металловплатиновой группы:
· из коренных месторождений;
· кристаллы и их срастания массой 1грамм и более;
· скопления неправильной формы массой 5граммов и более;
· из россыпных месторождений;
· кристаллы и их срастания массой 5граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
· скопления неправильной формы массой20 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
· скопления неправильной формы массой200 граммов и более независимо от степени окатанности;
· самородки, связанные с какими-либоисторическими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль вистории, науке и культуре;
· самородки, связанные с историейразвития добычи драгоценных металлов в стране;
· самородки из известных коллекций,собраний, музеев.
Количество добытого полезного ископаемого определяется по даннымобязательного учета добычи, осуществляемой в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о драгоценных металлов и драгоценных камнях.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней ипродукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденыПостановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года №731«Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценныхкамней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далееПравила №731).
Согласно пункту 7 Правил №731 в добывающих организациях, учет драгоценныхметаллов и драгоценных камней при добыче, производстве, использовании иобращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении,если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения,дальнейшей переработки, опробовании и анализа минерального сырья, содержащего вдрагоценных металлах.
Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработкиминерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в перерасчетена массу химических, чистых драгоценных металлов.
Согласно статье 1 Федерального закона №41-ФЗ аффинаж драгоценных металлов- это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей исопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества,соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующимна территории Российской Федерации, или международным стандартам.
Учет драгоценных камней в добывающих организациях ведется по массе икачеству, а также в стоимостном выражении при проведении ими самостоятельнойсортировки, первичной классификации и первичной оценки.
Те добывающие организации, которые не имеют возможности осуществлятьсортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, передаютих по договору в Гохран России, для проведения указанных операций. При этомпервичный учет драгоценных камней ведется в стоимостном выражении всоответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждомуместорождению отдельно. После проведения в Гохране России операций посортировке, очистки, взвешивания, классификации и оценку драгоценных камнейвносятся соответствующие уточнения в учет драгоценных камней по массе, качествуи в стоимостном выражении.
При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенныхместорождений количество добытого полезного ископаемого определяется послепервичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанныхкамней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговаябаза по ним определяется отдельно (п. 5 ст. 339 НК РФ).
При определении количества добытых драгоценных камней необходимоучитывать, что добычей драгоценных камней считается их извлечение из коренных,россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичнаяклассификация и первичная оценка. Количество добытого полезного ископаемого приизвлечении драгоценных камней определяется после первичной сортировки,первичной классификации и первичной оценки необработанных камней.
Согласно Постановлению №1068 к категории уникальныхдрагоценных камней, могут быть отнесены:
· алмазы массой 50 каратов и более;
· алмазы, обладающие уникальнымихарактеристиками по одному или по совокупности признаков: по форме, редким уникальнымцветам в сочетании с высокой чистотой, характеру включений икристаллографическим очертаниям независимо от массы алмаза (стоимостью,эквивалентной не менее 3000 долларов США за 1 карат);
· бриллианты массой 20 каратов и более,а также бриллианты, уникальные по форме, цветовым и качественнымхарактеристикам (стоимостью, эквивалентной не менее 10 000 долларов США за 1карат);
· необработанные изумруды (штуфы,кристаллы или сростки кристаллов изумрудов) первого цвета (темно — зеленого),первого и второго сорта, представляющие интерес по форме кристаллов иминеральным ассоциациям, а также их обломки размером от 10 миллиметров и более,первого цвета (темно — зеленого), высокой степени прозрачности с внутреннимблеском (категория «экстра»);
· ограненные изумруды массой 10 каратови более, уникальные по цвету, форме и качеству, первого цвета (темно — зеленого), первой и второй групп чистоты;
· необработанные рубины, сапфирынасыщенных цветовых тонов и александриты с сильным александритовым эффектом(штуфы, кристаллы или сростки кристаллов) первого и второго сорта,представляющие интерес по форме кристаллов, минеральным ассоциациям с хорошовыраженной природной формой кристаллов;
· ограненные рубины массой 10 каратов иболее, кроваво — красного цвета типа «бирманских», первой группы чистоты;
· ограненные сапфиры массой 10 каратови более, васильково — синего цвета типа «кашмирских», первой группы чистоты, атакже редких цветов (желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые);
· ограненные александриты массой 5каратов и более, с сильным александритовым эффектом первой и второй группчистоты;
· жемчуг массой более 5 каратов,белого, голубого и черного цветов, обладающий хорошим блеском с перламутровымоттенком, различной формы: правильной, сферической, овальной, каплевидной(«бутон») и неправильной («барокко»);
· драгоценные камни, связанные скакими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшимивыдающуюся роль в истории, науке и культуре.
К категории уникальных самородки драгоценных металлов и драгоценныхкамней относят по результатам экспертизы, проводимой Экспертной комиссией посамородкам драгоценных металлов Министерства финансов Российской Федерации иэкспертными комиссиями по отдельным видам драгоценных камней Министерствафинансов Российской Федерации. На экспертизу самородки представляют субъекты ихдобычи, а драгоценные камни — организации, осуществляющие их сортировку,первичную классификацию и первичную оценку. В случае признания самородковдрагоценных металлов и драгоценных камней уникальными на них оформляютсядокументы, подтверждающие этот факт. Уникальные самородки подлежат специальномуучету.
Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствиисо статьей 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентнойкомплексной руде, определяется как количество компонента руды в химическичистом виде.
Рассмотрим на примере.
Пример.
Организация занята добычей многокомпонентной комплексной руды.Предположим, что за отчетный период было добыто 3 тонны. Результаты химическогоанализа показали, что в добытой руде содержится:
Молибдена — 40%;
Меди — 15%;
Серебра — 3%.
Исходя из этих данных количество полезных компонентов, содержащихся вруде, для целей налогообложения составит:
Молибдена – 1,2 тонны (3т х 40%);
Меди — 0,45 тонны (3т х15%);
Серебра – 0,09 тонны (3т х 3%).
Окончание примера.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезногоископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговомпериоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче(извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого всоответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемогоучитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренныхтехническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Технологический процесс добычи определенного полезного ископаемого наконкретном месторождении описывается в техническом проекте разработки данногоместорождения. Помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр(отходов, потерь) проект включает в себя комплекс технологических операций(процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья досоответствующего стандарта качества, осуществляемых, как правило, в границахгорного отвода.
Комплекс технологических операций (процессов) может включать в себя:подготовку сырья для получения кондиционного продукта (сортового сырья);отделение попутных компонентов и примесей; процессы, облегчающиетранспортировку и хранение товарного продукта; другие операции, цель которых — получение товарного продукта без изменения его основного характера; иныеоперации, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения.
В случае разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком,возникающих в результате определения технологического процесса добычи полезногоископаемого, налоговый орган вправе запросить у органов государственногогорного надзора заключение о соответствии используемого для добычи полезногоископаемого комплекса технологических операций указанному в проекте разработкиместорождения[1].
При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершениякомплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническимпроектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого вналоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезногоископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или)использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
При реализации минерального сырья до завершения комплекса технологическихопераций, предусмотренных техническим проектом разработки данногоместорождения, количество полезного ископаемого определяется как количествополезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

 
Библиографический список
 
1.Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред.05.11.2010 г.)//«Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст.3340
2.Налогообложение природопользования//Барулин С.В., Солнышкова Ю.Н. изд. Экономистъ, 2008 г., 285с.

3.Организацияосуществляет забор воды из реки Дон в Центральном экономическом районе. Фактический объем забора воды за налоговый период составил 755 тыс. м3,в том числе в пределахустановленного лимита водопользования — 695 тыс. м3. Сброс сточныхвод в водный объект произведен вразмере 220 тыс. м3. Определите сумму платы за пользование водными объектами и сроки ее уплаты
В соответствие с ч.1. п.1 ст.333.12 НалоговогоКодекса Российской Федерации ставка водного налога составляет в Центральномэкономическом районе (река Дон) 294 рубля за 1 тыс.м.³ воды.
Таккак в п.2 ст.333.12 НК РФ указано, что при заборе воды сверх установленногоквартального лимита водопользования налоговая ставка в части такого превышенияустанавливается в пятикратном размере налоговых ставок, а по условию задачиимело место превышение лимита водопользования на 60 тыс. м³ воды, то будемвести расчет сверхлимитированного количества воды по ставке 294 * 5 = 1470рублей
Сумма налога, подлежащего уплате =
=(Количество забранной воды в пределах лимита*Ставка налога) +
+(Количество забранной воды сверх лимита * (5*Ставканалога))
Сумма налога = (695000 * 294) + (60000 * (5 * 294))= 292530000 рублей
Налогподлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшимналоговым периодом, который составляет квартал (3 месяца).
Ответ:Сумма налога составит 292 530 000 рублей, которую необходимо уплатитьне позднее 20-го числа месяца, следующего квартала.