Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПОЧереповецкий Государственный Университет
ИнститутПедагогики и Психологии
кафедра:профессионального образования
Курсоваяработа по дисциплине:
Методикапрофессионального обучения
«Методикапланирования и проведения инновационных уроков профессионального обучения».
Выполнила студентка:
группы 4ПО-41
Никифорова Т.В.
Проверил доцент:
Николаев В.В.
Череповец2007
Содержание:
Введение
Глава I Теоретические основы использования инновационных уроков
1.1 Инновационный урок – каксовременная форма организации урока
1.2 Понятие и виды инновационныхуроков
1.3 Характеристика основныхинновационных уроков
1.4 Деловая игра как видинновационного урока
Глава II Проектирование и методика проведения деловой игры на уроке Материаловеденияпо теме «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки»
2.1 Планирование деловой игры
2.2 План – конспект деловой игры науроке Материаловедения по теме «Понятия о сталях, их классификация и принципымаркировки»
2.3 Трудности проведения деловой игры
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении веков школанакопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), такимобразом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность примененияразличных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данномувопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, сцелью создания высокого уровня образования учащихся [10].
Личностно-ориентированнаяпедагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организациипроцесса обучения в современной школе. Содержание образования составляетсистему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности,мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловленытребованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилияобучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержаниеобучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения — усвоение основ наук, содержание обучения — сами эти основы, представленные взнаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся [9].Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека,воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметныхи социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижениеэтой цели. Обьектом исследования в работе является изучение инновационных процессовобучения, а предметом –организации инновационного урока в рамкахпрофессионального обучения.
Целью курсовой работыявляется теоретическая разработка инновационного урока в условияхпрофессионального обучения, которое обеспечивает полноценного развития личностиучащихся в инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующуюгипотезу, если преподаватель подберёт такие формы организации процессаобучения как инновационные уроки, выберет подходящее время для их проведенияи умело их подготовит, то можно будет сказать, что данный процесс долженстать интересным, полезным, учащиеся будут активными, способными самостоятельнорешать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения учащихся.Поэтому задачи данной работы следующие:
ü Необходимоизучить основы планирования и проведения инновационного урокапрофессионального обучения;
ü Разработать планпроведения инновационного урока.
Глава I«Теоретические основы использования
инновационных уроков»
1.1 Инновационный урок– как современная форма организации урока.
В педагогике классно-урочнаясистема предусматривает различные формы организации учебно-воспитательногопроцесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практическиезанятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебнаяработа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основнойформой организации обучения в школе является урок.
Впедагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок —это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия(деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся,систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного ииндивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность иназначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, квзаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимисязнаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.
Эффективностьи результативность урока во многом определяются его структурой, под которойпонимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основныхкомпонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос,объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но необусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционнойструктуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
С другойстороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса(организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннююего сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельностии др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством кдействию [1].
Большее внимание сегодня уделяетсячеловеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, атакже высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, остраянеобходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивалибы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знаниемоснов наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить,инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы иприемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию ивоспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателейнеобходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимостьобеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременнымосуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждогообучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализацииэтих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и вто же время эффективными.
Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем,выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие урокипроходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычнойобстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника приподведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер,возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие урокиосуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются снепременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности(компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких урокахудается достичь самых разных целей методического, педагогического ипсихологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляетсяконтроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечиваетсяделовая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
3) предусматриваетсяминимальное участие на уроке учителя [6].
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся всилу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствияжесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такиеуроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Вместе с тем следуетучитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезныйпознавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они недолжны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимоопределить место нетрадиционных уроков в своей работе [1].
1.2 Понятие и видыинновационных уроков.
В. А. Сластёнин пишет «понятие«инновация» означает новшество, новизну, изменение;инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либонового. Применительно к педагогическому процессу инновация означаетвведение нового в цели, содержание, методы и формы обучения ивоспитания, организацию совместной деятельности учителя иучащегося» [10]. Характерной особенностью развития урока в конце 80-х —начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательной ипрофессиональной школы имел место активный процесс возникновения нестандартныхформ проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие,имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное,главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новойформы организации их учебной деятельности [1].
В современной педагогикесуществует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделитьследующие группы таких уроков:
1. Уроки в формесоревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра,ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные наформах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговаяатака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные нанетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок— “дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающиепубличные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг,регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог,“живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: уроксказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные наимитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк,патентное бюро, ученый совет, редакционный совет [1].
Таким образом, можно сказать, чтоинновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов неиспользовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровойдеятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщаютматериал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают другс другом, с преподавателем и т.д.
1.3 Характеристикаосновных инновационных уроков.
Для более полногопонимания, что из себя представляет инновационный урок рассмотрим некоторые извыше представленных.
Деловая игра
Деловая игра— средствомоделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включаяэкстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.
Деловая игра позволяетнайти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения,стимулирования творческой активности участников как с помощью специальныхметодов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощьюмодеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивноеобщение.
Цель:
· активизация изакрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;
· анализ, синтез,интерпретация материала в ходе данного урока;
· практическоеприменение полученных знаний, планирование хода действий.
Основная задача:
• выработка навыковпринятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развитиядеятельности» предприятия [3].
Урок – КВН.
Основными целями изадачами такого урока является:
· обобщение исистематизация знаний учащихся по данной теме — явлениях, процессах изакономерностях;
· развитиеспособностей обобщать и систематизировать изученный материал;
· объяснениезакономерностей и процессов;
· установлениепричинно-следственных связей;
· строить графики;
· развитие мышленияучащихся и их творческих способностей;
· формированиеграмотной устной речи;
· воспитывать вучащихся чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности исамостоятельности;
· развивать познавательныйинтерес к предмету.
Урок заключается в том,что группу учащихся необходимо разделить на команды, в каждой из которойвыбирается капитан. Победителем будет считаться тот, у кого будет большеправильных ответов на предложенные задания. Правильность и полноту ответовопределяет специальная счетная комиссия, состоящая из преподавателей, родителейучащихся или старших товарищей.
Задания для такого урокамогут быть различными. Это может быть решение задач; фронтальный опрос членовкоманд по очереди; отгадывание ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей;поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания,предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок ит.п [5].
Урок – конкурс.
Проведение такого урокапозволяет:
· проверить прочностьусвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курсобучения;
· систематизироватьзнания учащихся;
· формировать уучащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнениютрудовых заданий;
· воспитывать волюк победе;
· прививаетучащимся интерес к выбранной профессии;
· развивать уучащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.
Задания для такого урокамогут быть примерно такими же, как и для урока – КВНа [7].
Урок – конференция.
Вряд ли стоит доказывать,что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала являетсяспособность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случаецелесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразныйдиалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладеваютопределенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическомрежиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочностьи осмысленность усвоения.
В зависимости отпоставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этихслучаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логичноприбегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательнойподготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованнойпреподавателем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся кдальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, атакже расширяет кругозор [5].
Урок-сюрприз.
Особенностью данногоурока заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, дляэтого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные»ящики, конверты и т.д.
Цели такого урокаследующие:
· обобщить знанияучащихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь;
· расширитькругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторитьстаринные единицы массы, длины, времени;
· выявить имеющиесязнания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта;
· воспитыватьактивность, самостоятельность [3].
Урок – аукцион.
Этот урок строится как повторительно-обобщающий с акцентом напоказ практической значимости изученных вопросов — в этом и цель урока [1].
Структура урока такова:приветствие; повторение во время опроса основных вопросов темы; объяснениеправил аукциона; «продажа» предметов; музыкальная пауза; продолжение«продажи»; музыкальный финал; итоги.
Построить урок — аукционможно в такой форме: за демонстрационным столом располагаются ведущие вимпровизированных костюмах. Перед ними — большой волчок, а вокруг него по кругурасположены «продаваемые» предметы. Ведущий запускает волчок.Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать его связь с предметом,точнее — с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждогоответа громко считает: раз, два,…три. Выигрывает тот, кто до счета«три» последним даст ответ [4].
Мы рассмотрели тольконаиболее распространенные нестандартные уроки. При планировании и проведениитаких уроков преподаватель может вносить собственные коррективы исходя извыбранной темы для проведения урока и способностей учащихся, такжепреподаватель, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланироватьсобственный инновационный урок, который будет иметь место в системепрофессионального обучения.
В данной работе остановимсяна подробном рассмотрении и планировании такого инновационного урока какделовая игра.
1.4 Деловая игра как однаиз форм инновационного урока.
Предлагается несколькоопределений, отражающих возможные функции деловой игры:
* Деловая игра — этоанализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
* Деловая игра — устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
* Деловая игра — этогрупповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственносозданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
* Деловая игра — этосвоеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место впрошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь изакономерности существующих методов выработки решении на результатыпроизводства в настоящее время и в перспективе.
* Деловая игра — этотворение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятыхправил.
Для осмысленногоприменения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детскойигры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место,то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которогостроится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимовыйти за пределы схем.
Основные атрибуты деловыхигр:
1. Игра имитирует тот илииной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
2. Участники игрыполучают роли, которые определяют различие их интересов и побудительныхстимулов в игре;
3. Игровые действиярегламентируются системой правил;
4. В деловой игрепреобразуются пространственно-временные характеристики моделируемойдеятельности;
5. Игра носит условныйхарактер;
6. Контур регулированияигры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного,сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспеченияинформацией [4].
Более полное и конкретноепредставление можно получить на основе знакомства с типологией деловых игр ирассмотрения отдельных игр, иллюстрирующих эту типологию. Одномерныеклассификации проводились по следующим критериям:
а) по моделируемомуобъекту — общие управленческие и функциональные (имитация производственной,финансовой деятельности);
б) по наличиювзаимодействия — интерактивные и не интерактивные;
в) по конструктивнымособенностям — простые и сложные;
г) по однозначностивыигрыша — жесткие и нежесткие;
д) по наличию случайныхсобытий — детерминированные и стохастичные [3].
Классификация деловых игр [5]:Признаки Класс деловых игр 1) Функциональное назначение
— учебные ДИ;
— производственные ДИ;
— организационно — деятельностные (ОДИ); 2) Степень реальности игровой модели
— конкретные (практические);
— абстрактные (теоретические); 3) Сложность игровых процедур
— простые (ограниченное число участников, одна проблема);
— сложные (множество участников); 4) Структура участников игры
— однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и
т.д.);
— смешанные (разнопрофильность участников игры); 5) Вид оценки деятельности участников игровых групп
— без оценивания специальным арбитражем
— с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры
При разработке деловойигры можно выделить следующие этапы:
1. Проблематизация итематизация.
2. Определение типа поназначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений,проектирования, по кадровым вопросам).
3. Выделение целейконструирования.
4. Анализ главныхзакономерностей — связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя изпроблемы, лежащей в основе игры.
5. Выделяются игровыеединицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, ипродумываются игровые события.
6. Создается переченьрешений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основныеточки, на которых базируется простая игра.
7. Формулировка правил,распределение ролей среди игроков.
8. Формулирование системыштрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут бытьочевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами [4].
Выводы по I главе:
В ходе изучениятеоретических основ использования инновационных уроков, мы рассмотрели наиболеечасто применяемые в практике профессионального обучения инновационные уроки.Дали им краткую характеристику, выявили цели, содержание и предполагаемыерезультаты. И таким образом на основе всего выше изложенного пришли к выводу,что применение инновационных уроков не всегда является лучшим вариантомпроведения урока. Инновационные уроки наиболее логично применять для повторения,усвоения и закрепления пройденного материала, а не для изучения нового. Такжерассмотрели такой инновационный урок как деловая игра. И пришли к выводу, чтоделовые игры могут применяться не только для активизация, закрепление иобобщения знаний учащихся, но и для применение полученных знаний в поставленныхусловиях урока при планировании последовательности действий.
Глава IIПроектирование и методика проведенияделовой игры на уроке Материаловедения по теме «Понятия о сталях, ихклассификация и принципы маркировки».
2.1 Планирование деловойигры.
Главными целямипроведения деловой игры следующие:
1. обобщение, активизацияи закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы «Понятия осталях, их классификация и принципы маркировки»;
2. анализ, синтез,интерпретация материала в ходе деловой игры;
3. практическоеприменение полученных знаний, планирование хода действий.
4. развитие навыковучащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;
Основнаязадача:
1. выработка навыков принятияпрактического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности»предприятия.
Время проведения деловойигры:
Оптимальным временем дляпроведения игры в нашем случае это конец четверти или полугодия. Так как урокявляется уроком – обобщением, то и наилучшем методом оценки уже имеющихсязнаний, которые учащиеся получили в ходе изучения данной темы.
Количество и состав участников:
1) 25 учащихся первогокурса, которые разбиваются на 3 группы (по 8-9 человек), каждой из которыхприсваивается название:
· Предприятия N.
· Предприятия Х.
· Предприятия Y.
2) Экспертная комиссия, влице учащихся второго и третьего курсов, а также преподаватели, чьи предметыимеют непосредственную связь с темой игры.
3) Главным действующимлицом, которое будет задавать ритм и ход игры является преподаватель, его рольв игре – заказчик, прибывший в наш город с определенной целью – выбратьпартнера для сотрудничества.
Дополнительные моментыорганизации деловой игры, необходимые для ее проведения.
— Для того что бы даннаяделовая игра прошла не только как урок для разнообразия учебного процесса, авсе же и как урок обобщения учебного материала, учащимся заранее даетсязадание повторить весь материал, связанный непосредственно со сталями, ихклассификацией и принципами маркировки.
— Обстановка в класседолжна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четкопрослеживалось их деление на 3 группы. На каждый стол необходимо сделатьтабличку с названием, в которой в последствии указывается состав учащихся.
— На доску можно повеситьразличные средства обучения, например: плакат или схема «Вредные примеси и ихвлияние на сталь», диаграмму состояния железоуглеродистых сплавов.
— Для побуждения учащихсяк активной деятельности за правильные ответы или дополнения жюри выставляютсоответствующие баллы. По итогам проведения игры определяются заработанныеочки, команде набравшей наибольшее количество очков выставляетсясоответствующая оценка.
2.2. План – конспектделовой игры на уроке Материаловедения по теме «Понятия о сталях, ихклассификация и принципы маркировки».
Дисциплина:Материаловедении.
Тема: «Понятия о сталях,их классификация и принципы маркировки».
Цель: обобщить изакрепить у учащихся имеющиеся знания о понятии стали, их классификации, маркировке.
Ход урока:
I Организационная часть (5 мин). Вовступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляютсяруководители и организаторы игры, объявляется ее программа.
II Подготовка к проведению деловой игры(5 мин). Группам участников предлагается вытянуть, из трех предложенныхвариантов, своё предприятие: предприятия N., основывающиеся на производстве изделий из твердых сплавов;предприятия X., основывающиеся на производствеизделий из быстрорежущих сталей; или предприятия Y., основывающиеся на производстве изделий из инструментальнойлегированной стали; и занимают соответствующие места в классе. Названиепредприятий участники придумывают сами и вписывают его на табличку, имеющуюсяна каждом столе.
III Проведение деловой игры(30 мин).
Суть игры состоит вследующем, заказчик, приехавший в наш город
желает наладить поставкипродукции на своё предприятие. Но для того, что бы определить, с какимпредприятие ему лучше сотрудничать, каждому предприятию предстоит выполнитьпредложенные задания.
I тур. «Вопрос — ответ» (10мин).
Здесь заказчик предлагаетпредприятиям пройти некую проверку имеющихся знаний, что бы удостоверится, чтоздесь работают настоящие специалисты, компетентные в данной сфере производства.
Предлагается 9 вопросовпо теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы не должнывызвать затруднения у команд, так как они являются основополагающими в изучениитемы «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки». Командыотвечают на них по очереди, в случае все же незнания правильного ответа илинеполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другойкоманде и получить дополнительные очки.
Вопросы:
1) Дать определение стали?
2) Как классифицируют стали?
3) Какие стали выделяют по химическомусоставу?
4) Перечислить основные легирующиеэлементы в сталях?
5) Что значит понятие «раскисление» стали?
6) Как называется сталь с содержаниемуглерода 0,8%?
7) Что обозначает буква «Р» в маркировкестали, например Р18, Р6М5?
8) При добавлении легирующего элементаникеля, как
изменяютсясвойства материала?
9) Какие стали относятся ккоррозионно-стойким сталям?
Предполагаемыеправильные ответы:
1) Сталь – это сплавжелеза с углеродом, испытывающий только эвтектоидное превращение.
2) Основнаяклассификация сталей:
1.по химическому составу;
2. по назначению;
3.по качеству;
4.по структуре;
5.по степени раскисления;
3) По химическомусоставу стали делят на: углеродистые и легированные.
4) Основнымилегирующими элементами являются: хром, марганец, кремний, никель, вольфрам,титан, кобальт.
5) Раскисление стали– это процесс удаления из жидкого металла кислорода.
6) Сталь ссодержанием углерода 0,8 % называется эвтектоидной.
7) Буква «Р» вмаркировке означает, что данная сталь относится к быстрорежущим сталям.
8) При добавлении всталь никеля увеличивается твердость, вязкость, прочность, коррозионнаястойкость.
9) Ккоррозионно-стойким сталям относятся хромистые и хромоникелевые стали.
На данном этапе деловойигры оценивание ответа осуществляется следующим образом: максимальноеколичество баллов может получить группа, у которой ответ был правильный и полный (то есть был полностью раскрыт). Максимальное число очков в I туре равняется – 2. То есть еслиответ был озвучен не совсем полно, то жюри оценивает его в 1 балл. Дополнениятакже оцениваются 1 баллом.
II тур. «Профессиональные навыки»(20мин).
На этом этапе заказчикпредлагает одно общее задание: разработать подробный рекомендации по изготовлениюрезца для обработки высокопрочной стали, с учетом того, что каждое предприятиебазируется на производстве изделий только из одного материала: твердый сплав,быстрорежущая сталь, инструментальная легированная сталь.
Каждому предприятиюнеобходимо показать профессиональные знания и навыки в данной области: в выборе1) условий работы данного инструмента; 2) свойств, которыми должен обладать материалдля изготовления резца; и непосредственно 3) выбор материала, то есть маркистали или сплава. Таким образом, две первые задачи у команд будут одинаковыми,а третья различна, по условию игры в ходе разделения участников на команды наэтапе подготовки.
Предполагаемые правильныеответы для предприятие N., предприятиеХ. и предприятие Y.:
1) Основными условиями работы данного резца для обработки высокопрочной стали являются:
ü высокоетепловыделение при работе,
ü трение стружки оповерхность резца,
ü возникающиевибрации при работе;
2) Основные свойстваматериала –
твердость, прочность,вязкость, теплостойкость, износостойкость, прокаливаемость;
3) В этом заданииучастники предлагает по одной марке сталей или сплавов. В нашем эталоне ответовпредложены марки наиболее часто встречаемые и применяемые для изготовлениятакого типа резцов.
Для предприятия N.:
варианты марок сплавов, исходяиз предложенных условий и свойств материала – основным является твердыйтантало-вольфрамовый и вольфрамовый сплавы, например ТТ7К12, ВК3, ВК8.
Для предприятия X.:
варианты марок сталей,исходя из предложенных условий и свойств материала – основными являются маркииз быстрорежущей стали, например Р6М5К5, Р6М5, Р18.
Для предприятия Y.:
варианты марок сталей,исходя из предложенных условий и свойств материала – основными являются, маркииз легированной инструментальной стали, например ХВ4Ф, ХВГ, 13Х.
VIПодведение итогов деловой игры (5мин).
После подсчета экспертнойкомиссией всех правильных ответов групп, слово дается преподавателю(заказчику), который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляясвое решение, с каким предприятием он будет сотрудничать. Заказчик делает свойвыбор в пользу того предприятия, которое наиболее правильно и точно определилоусловия работы резца, свойства материала и указало марку материала, точноподходящую для изготовления резца для обработки высокопрочной стали.
То предприятие, которое набралонаибольшее количество правильных очков удостаивается оценкой в общий рейтингучащихся; остальным участникам по усмотрению преподавателя также могут бытьвыставлены оценки.
После окончания деловойигры необходимо поблагодарить всех ее участников: жюри, зрителей и учащихся
2.3 Трудности проведенияделовой игры.
Рассмотрениеспецифических трудностей проведения деловых игр:
Способность действовать всоответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей игрока. Влияют наэтот процесс и социально-психологические характеристики личности.
Можно выделить и другиеособенности поведения игроков. Руководитель игры должен уметь наблюдать заними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональнойи интеллектуальной напряженности. Можно выделить основные виды трудностей,которые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ееразворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процессаформирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокийсоциометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболееестественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формированиягруппы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провестидискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задачаруководителя — противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой.Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучетигроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляетсяне случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитацииреальных процессов.
Трудности в управленииигрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ееучастников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности инеспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этихособенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязываниесвоей точки зрения, ссоры, уход из игры. Однако отбор для участия в деловыхиграх неприемлем.
Все эти данные следуетучитывать при планировании игры в ходе распределении ролей.
Заключение
В ходе выполнения даннойкурсовой работы мы рассмотрели основные инновационные уроки: урок – КВН, урок — конкурс, урок — конференция, урок — аукцион, урок-сюрприз, и охарактеризовалиих основные моменты (цели, задачи). А также привели основную характеристику,этапы проведения и классификацию такого инновационного урока, как деловая игра.
И на основание данныхпримеров разработали план – конспект проведения деловой игры по дисциплине -материаловедения на тему «Понятия о сталях, их классификация и принципымаркировки», что и являлось целью нашей курсовой работы. На нашем уроке – игребыли предложены задания по основным вопросам данной темы, поэтому учащиесямогли не только закрепить полученные знания, но и применить их в условияхделовой игры. Также в ходе игры все участники были разделены на команды, темсамым у учащихся развивались такие важные качества как соперничество,сотрудничество, работа в группе.
Подводя итоги, можносделать вывод, что поставленные нами цели и задачи в данной работе выполненыполностью.
Список литературы:
1. Батышев С. Я. Профессиональнаяпедагогика. М.: Изд.«Эгвес».
2. Беспалько В.П.«Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
3. Вербитский А.А.,Борисова Н.В.«Методологические рекомендации по проведению деловыхигр», М., 90.
4. Гребенюк О.С.Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996.
5. Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентовсредн. и высших пед. уч.зав., – Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
6. Никитина Н. Н.,Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогическойдеятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
7. Онищук В.А. Урокв современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1986.
8. Педагогика./ Подред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
9. Пидкасистый П.И.«Технология игры в обучении» – М.: Просвещение, 1992г.
10. Сластенин В. А.,Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.