Формирование себестоимости продукции на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Финансовые отношения на предприятии: понятие и сущность
1.2. Себестоимость продукции предприятия
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(на примере ОАО “Семеновская типография”)
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
(на примере ОАО “Семеновская типография”)
2.2. Формирование себестоимости продукции на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Проблема снижения себестоимости – одна из актуальных для предприятий полиграфической промышленности в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентно-способной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения себестоимости имеются на каждом предприятии. Выявить эти возможности помогает анализ основных показателей деятельности предприятия. Необходимость анализа динамики себестоимости продукции возрастает с расширением работ по экономии всех видов ресурсов, механизации и автоматизации производства, совершенствованию организации производства и управления.
В условиях рынка возникает ряд проблем, стоящих на пути эффективности работы предприятия. Это и нестабильность цен на материалы, топливо, энергию, и налоговая политика государства. Конкуренция, разрыв экономических связей, т.е. несовершенство инфраструктуры. И многие другие проблемы, возникающие в период становления рыночной системы, которые определяют новый подход к формированию затрат на производство продукции полиграфических предприятий.
Актуальность проблемы выживания в условиях рынка и определило выбор темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы – это изучение теоретических и практических вопросов формирования себестоимости, ее состава и структуры. Для реализации поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
– формирование статей себестоимости полиграфической продукции в условиях рынка;
– динамика, состав и структура себестоимости полиграфической продукции;
– анализ себестоимости по статьям затрат;
– выявление основных направлений снижения себестоимости.
Исходными данными для исследования и разработки поставленных задач являлись отчетные материалы ОАО “Семеновская типография”о состоянии себестоимости продукции за 2000-2002 гг., которые соответственно были обработаны и обобщены для получения необходимых выводов и рекомендаций.

1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Финансовые отношения на предприятии: понятие и сущность
Финансы предприятий – это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.
Финансы – специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. Таким образом, деньги являются основой рыночных отношений, поскольку они связывают интересы продавца и покупателя. Рыночные отношения – это, прежде всего, финансовые отношения, когда участники рынка предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды. В условиях товарного производства деньги выполняют роль экономического контроля в процессе производства и распределения.
Стратегическими целями предприятия в области финансов являются обеспечение его ликвидности и рентабельности. При этом обеспечение ликвидности составляет обязательное условие экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая роль – обеспечение рентабельности – может сочетаться с такими целями, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.
Условиями нормального экономического развития предприятия, и его ликвидности являются:
– наличие у него достаточного количества денежных средств и презервов;
– возможность получить дополнительные денежные средства при минимальной или доступной плате за них на случай дополнительных затрат или при неизбежных спадах.
Недостаточность денежных средств или невозможность их получить по доступной цене – основная причина неудач в бизнесе.
В то же время финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят от того, чему на каждом конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение – ликвидности или рентабельности. Очевидно, что нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, снижения ликвидности. И, наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности.
При снижении ликвидности в результате разбалансированности потребности и наличия средств предприятие должно учитывать возможные риски в следующих случаях:
1. Повышается риск неплатежеспособности предприятия, что ведет к осложнению его отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом.
2. Сокращение объемов предоставляемого покупателям и заказчикам коммерческого кредита и связанной с этим отсрочкой платежа ведет, как правило, к потере части покупателей и заказчиков и, соответственно, к уменьшению выручки от реализации. При этом, если предприятие будет ориентироваться на наиболее крупных покупателей, которых немного, и отказывать в отсрочке мелким покупателям, число которых больше, увеличится риск несвоевременной оплаты.
3. Уменьшение объемов запасов и соответственно объемов готовой продукции также увеличивает риск уменьшения выручки реализации в связи с отсутствием готовой продукции на складе.
Задачи финансовых служб предприятий определяются необходимостью реализации функций финансов.
В первую очередь, предприятие должно быть обеспечено необходимыми денежными средствами. Кроме того, оптимизация их размера и источников формирования является одним из путей получения наивысшего финансового результата. Выбор стратегии источников используемых денежных средств и на этой основе структуры капитала является важнейшим направлением деятельности финансовых служб.
Другая функция финансов предприятий связана с распределением полученных денежных доходов с целью удовлетворения своих потребностей, обеспечения максимальной реализации планов дальнейшего развития.
Контрольная функция финансов предприятий связана с использованием различного рода стимулов и санкций, соответствующих показателей. Правильно организованный контроль рублем может дать ощутимые положительные результаты.
Задачи финансовых служб предприятий определяются также основным содержанием финансов, а именно – управлением финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками. Об этом далее будет сказано подробнее. Схему финансов предприятий можно представить графически (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Финансы предприятий
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп отношений:
с другими предприятиями и организациями;
внутри предприятий;
внутри объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдингов;
с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страховщиками, биржами, различными видами.
Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на де­неж­ной основе происходит формирование собственных средств предприя­тия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хо­зяй­ственной деятельности, распределение доходов, образующихся в ре­зультате этой дея­тельности, их использование на цели развития предприя­тия.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажным и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранках государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа.
Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, определением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений.

1.2. Себестоимость продукции предприятия
В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия.
Общественные издержки производства – это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции.
Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.
Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления. В легкой промышленности доля сырья и основных материалов составляет 86%, а заработной платы с отчислениями на социальное страхование – около 9%.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.
Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции.
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции.
Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции.
Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции.
Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции.
Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.
Систематическое снижение себестоимости продукции дает государству дополнительные средства, как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции – важнейший источник роста прибыли предприятий.

2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО “Семеновская типография”)
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия (на примере ОАО “Семеновская типография”)
ОАО “Семеновская типография”– современный полиграфический комплекс, на котором работает около 1300 высококвалифицированных специалистов, с богатыми традициями, оснащенный современной техникой, с сильной научной базой и универсальными возможностями, выпускающий миллионы экземпляров высококачественных изданий для всех слоев населения.
В объединении используется фотонаборная система и электронная с хранением шрифтов в цифровой форме и лазерным экспонированием на основе “Хайфен” с терминалами для набора “Полтайп 03 и 04” и фотонаборным автоматом “Лазеркомп Мп 2 100”. Фоторепродукционные процессы автоматизированы.
Используемый в технологии электронный цветокорректор “Магноскопен 645 IE”, устройство электронной ретуши “Скенью 600” обеспечивают получение за одну технологическую операцию откорректированных цветоделенных фотоформ со сложными вариантами оформления.
Сегодня, в условиях жесткой конкуренции качество выпускаемой продукции во многом определяет успех предприятия. Структура видов печати и изданий должна быть такой, чтобы каждое желание заказчика могло быть выполнено. Сегодня объединение изготавливает книги в твердом переплете и мягкой обложке, журналы, альбомы по изобразительному искусству, детские издания, специальную литературу, плакаты, афиши, малые печатные формы, календари.
Увидеть продукцию ОАО “Семеновская типография”можно на многих международных и специализированных выставках и ярмарках. Конечно, сегодня ассортимент выпускаемой продукции нельзя сравнить со вчерашним днем. Все эти изменения объясняются изменением конъюнктуры рынка. Большой удельный вес в ассортименте занимает сейчас художественная литература развлекательного жанра. Также типография печатает этикетки для винно-водочных изделий, что раньше никогда не делала. Все это объясняется желанием загрузить цеха предприятия работой, а значит выжить. Сегодня отмечается существенное сокращение тиражей, что увеличивает число выпускаемых названий.
В таблице 1.1. представлены основные показатели работы предприятия за 2000-2002 гг.
Таблица 1.1
Основные показатели деятельности типографии за 2000-2002 гг.
Показатели
Ед. измер.
Отчет за
Отчет за
Отчет за
2000 год
2001 год
2002 год.
Объем реализованной товарной продукции в действующих ценах
млн. руб.
4283,2
13946,7
25102,8

Балансовая прибыль в действующих ценах
млн. руб.
717,8
2184,7
5894,6

Численность персонала всего
чел.
1486
1350
1308
в.т.ч. промышленно-производственный персонал
чел.
1456
1326
1226

из них рабочих
чел.
1119
1038
965

Выработка на 1 работающего
тыс. руб.
15162
12061
19200

Среднемесячная зарплата 1 работающего
руб.
61353
245551
645234
Себестоимость реализованной продукции
млн. руб.
3877.0
12971.0
22731.4

2.2. Формирование себестоимости продукции на предприятии
на примере ОАО “Семеновская типография”
В экономической литературе принято следующее определение себестоимости продукции: полная себестоимость полиграфической продукции – это совокупность затрат, выраженная в денежной форме, на производство и реализацию продукции.
Себестоимость полиграфической продукции складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии, труда и других затрат на производство и реализацию продукции.
В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
– затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);
– затраты, связанные с использованием природного сырья, в части платы за воду;
– затраты на подготовку и освоение производства;
– затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств осуществляемых в ходе производственного процесса;
– затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;
– затраты на обслуживание производственного процесса;
– затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
– текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов производственного назначения;
– затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и др.
В фактической себестоимости продукции отражаются также:
– потери от брака;
– затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, за которые установлен гарантийный срок службы;
– потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
– недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц и т.п.
В состав себестоимости входят затраты разнородные по содержанию, назначению и способу расчета, в связи с чем при планировании, учете и калькулировании используется классификация затрат.
Классификация затрат – это их группировка по определенным признакам, обеспечивающая точность и унификацию расчетов. Все затраты на производство и реализацию продукции группируются по разным признакам: по принципу экономической однородности, целевому назначению, методу включения в себестоимость, степени зависимости от объема производства, по месту возникновения, по видам продукции, работ, услуг.
Группировка затрат по экономическим элементам применяется при расчете сметы затрат на производство.
Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных фондов;
– прочие затраты.
В полиграфической промышленности применяются калькуляционные статьи:
1) материалы, 2) возвратные отходы (вычитаются), 3) покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций, 4) расходы на оплату труда производственных рабочих, 5) отчисления на социальные нужды, 6)общепроизводственные расходы, 7) общехозяйственные расходы, 8)потери от брака, 9) коммерческие расходы.
По степени зависимости расходов от изменения объема производства различают условно-переменные (пропорциональные) расходы и условно-постоянные. К условно-переменным относятся расходы, общая сумма которых увеличивается пропорционально росту объема производства. Это расходы на основную заработную плату производственных рабочих, основные и некоторые вспомогательные материалы. В расчете на единицу продукции при прочих равных условиях эти расходы остаются неизменными. Условно-постоянные расходы при увеличении объема производства либо не возрастают совсем, либо изменяются в меньшей степени, чем увеличивается объем производства продукции (например, расходы по ремонту и эксплуатации оборудования, амортизационные отчисления, некоторые виды доплат к основной заработной плате производственных рабочих и др.). Размер условно-постоянных расходов на учетную единицу продукции обратно пропорционален объему производства.
В зависимости от экономической роли затрат в процессе производства продукции различают основные и накладные расходы. К основным относятся затраты, обусловленные первичными факторами производства. Это – основная заработная плата производственных рабочих и расходы на основные материалы. Накладные расходы обусловлены конкретными формами организации производства. К накладным относятся расходы, не относящиеся к основным.
Полиграфическая промышленность имеет ряд особенностей. Эта отрасль народного хозяйства относится к материалоемкой, поскольку материальные затраты (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия) занимают в структуре себестоимости товарной продукции наибольшую долю.
Себестоимость характеризуется структурой, под которой понимается соотношение между отдельными видами затрат и их доля в общей сумме затрат.
Рост себестоимости продукции вызывается двумя основными факторами:
1) ростом объема продукции в натуральном выражении;
2) ростом себестоимости учетной единицы продукции.
Таблица 1.2
Структура себестоимости выпускаемой продукции
Показатели
2000г.
Млн.руб.
% к общ.
С/C
2001г.
Млн.руб.
% к общ.
C/C
2002г.
Млн.руб.
% к
общ.
С/С
1
2
3
4
5
6
7
Полная себестоимость
в том числе:
Материальные затраты
Основные матер.
Вспомогат.матер.
бумага
топливо
энергия
вода
итого:
заработная плата с отчисл. на соц.
страхование
амортизация
прочие
3877.0

789.0
207.0
564.0
124.0
152.0
31.0
1493.0
43.0

474.0
100.00

20.3
5.3
14.6
3.1
4.0
0.9
48.2
38.5
1.1
12.2
12971.00

1562.0
497.0
2436.0
270.0
364.0
490.0
5560.0
396.0

1396.0
100.00

12.0
3.8
18.7
2.1
2.8
3.8
43.6
42.9
3.1
10.8
22731.4

3409.6
741.0
4387.2
409.1
545.6
727.4
9820.0
363.7

2227.4
100.00

15.0
3.7
19.3
1.8
2.4
3.2
45.4
43.2

1.6
9.8
Из таблицы 1.2 видно, что доля материальных затрат в себестоимости продукции несколько снизилась. Рассмотрим отдельные элементы:
Основные материалы – значительном росте в стоимостном выражении в процентах значительное снижение с 20.3% до 12%, что объясняется резким падением тиражности, а также использованием основных материалов из запасов имевшихся на тот период в типографии закупленных по старым ценам, такую тенденцию следует признать временным фактором, в 2002году отмечается рост до 15% за счет роста цен на все основные составляющие.
Вспомогательные материалы – также снижение с 5.3% до 3.8%, причины аналогичные причинам снижения доли затрат на основные материалы, в 2002 году это снижение продолжается.
Бумага – доля этого показателя выросла с 14.6% до 18.7% в 1994 году и до 19.3% в 2002 году прежде всего за счет того, что типография стала все больше и больше принимать заказов из своей бумаги, тогда как в прошлом работа в основном шла на бумаге заказчиков.
Топливо – снижение показателя с 3.1% до 2.1% и до 1.8% объясняется снижением выпуска продукции и в связи с этим снижением расходования топлива.
Энергия – доля расходов энергии упала с 4.0% до 2.8% и до 2.4% также из-за уменьшения выпуска продукции.
Вода – рост доли платы за воду с 0.9% до 3.8% и до 3.2% определяется повышением платы за воду.
Наибольший удельный вес показателя “Расходы на оплату труда и социальное страхование” свидетельствует о том, что на предприятии необходимо проводить мероприятия по его строжайшей экономии и совершенствованию организационной структуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы финансов и финансовых отношений на предприятии, а также формирование себестоимости на предприятии на примере ОАО “Семеновская типография”.
На основе рассмотренного формирования себестоимости предприятия были сделаны следующие выводы.
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.
С целью упрощения расчетов и для систематизации данных все затраты предприятия классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных предприятий, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации предприятия.
Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.
Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.
Финансово-хозяйственная деятельность Открытого Акционерного Общества “Семеновская типография”за рассматриваемый период характеризуется увеличением в стоимостном выражении основных показателей работы предприятия: объема производства продукции в 2.7 раза, себестоимости товарной продукции в 3.9 раза, среднегодовой выработки на 1 работника в 7.2 раза и других.
Рост себестоимости товарной продукции за рассматриваемый период сопровождался увеличением суммы расходов по всем элементам затрат и статьям затрат.
На протяжении периода темпы роста объема товарной продукции отстают от темпов роста затрат на производство и реализацию продукции. Большие темпы роста затрат на производство продукции являются следствием роста цен на основные материалы, топливо, энергию, индексацию заработной платы, переоценку основных производственных фондов – это неотъемлемые атрибуты современных рыночных условий.
Себестоимость учетной единицы продукции выросла. Доли разных калькуляционных статей в себестоимости продукции за три рассматриваемые года изменились. В 2000 г. наибольший удельный вес составляли затраты на сырье и общепроизводственные расходы (30.8% и 21.4%) , в 2002 г. произошли изменения в пользу затрат по двум калькуляционным статьям: “Общепроизводственные расходы” и “Общехозяйственные расходы” (по 23.6%).
На основе проведенного анализа выявлены положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия, в которых заключаются резервы снижения себестоимости.
Одним из резервов является увеличение объема выпускаемой продукции за счет улучшения использования производственных мощностей и увеличение объема заказов при помощи маркетинговой службы. Другой резерв лежит в основе совершенствования управления и организации производства посредством сокращения управленческого персонала, устранения непроизводительных расходов, проведение режима экономии.
Проведение этих мероприятий приведет к увеличению объема товарной продукции, снижению себестоимости. В качестве резерва снижения себестоимости продукции рекомендуется вести учет и контроль материальных затрат по всем видам ресурсов.
Но мы надеется, что Открытое Акционерное Общество “Семеновская типография”будет не только одним из лучших полиграфических предприятий России, но и войдет в число конкурентоспособных типографий всего мира.

ЛИТЕРАТУРА
1. Никольская Э.В. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия. – М.: МГАП Мир книги, 1995.
2. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Юнити-Дана, 2003.
3. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Чванов Р.А. Производственные ресурсы полиграфических предприятий: эффективность использования. – М.: Книга, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3