Развитие волевых черт характера у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента

–PAGE_BREAK–Поэтому, стремясь описать темперамент, который «просвечивается» через многочисленные сложные связи, выработанные в жизненном опыте, психология выделяет эмоциональную возбудимость, основанную на соотношении коры и подкорки, и темп протекания психических процессов, поскольку темперамент зависит от силы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и те самым в какой-то мере связан с эмоциональной возбудимостью. И.В. Страхов выдвигает в качестве основных черт темперамента силу эмоционального возбуждения в ее субъективном и внешнем выражении, легкость эмоциональной возбудимости. Динамическую характеристику психической деятельности. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев склоны отождествлять темперамент с типом нервной деятельности, возражая против связи темперамента в первую очередь с эмоциональной возбудимостью. А.Г. Ковалев, исходя из описания четырех типов темперамента, делает такой вывод: «…Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности его поведения». В свете новых исследований свойств нервной системы, а также роли подкорковых узлов в типологии высшей нервной деятельности не следует переоценивать Павловские характеристики типов и тем более сводить к ним психологические описания темпераментов. Заслуга А.Г. Ковалева состоит в раскрытии значения темперамента для характера, в предупреждении такого противопостановления этих компонентов личности, при котором они являются антагонистами. Не следует только расширительно понимать темперамент, относя к нему такие черты характера, как уравновешенность и легкость контакта с окружающими, хотя, несомненно, темперамент влияет на форму проявлений этих черт[10,411].
В зарубежной психологической литературе довольно часто относят к темпераменту черты характера. Так, Гилфорд считает чертами или свойствами темперамента властность, скромность, общительность – замкнутость, общественную инициативность, пассивность, дружелюбие – враждебность. Такое смешивание характера с темпераментом у Гилфорда находит свое объяснение в том, что этот психолог довольно произвольно определяет свойства темперамента как выражающие способ действия человека.
Под темпераментом понимают ту основанную на свойствах высшей нервной деятельности сторону личности, которая наиболее посредственным образом выражается в эмоциональной возбудимости и связанной с состоянием процессов возбуждения и торможения динамике психических процессов и поведения человека[12,399].
Некоторыми психологами выдвигается тезис: «темперамент – база характера». Называя темперамент «динамической характеристикой психической деятельности индивида» и даже «динамическим аспектом личности, характеризующий динамику его психической деятельности», Л.С. Рубинштейн видит в нем «основу свойств характера».
Разъяснение тезиса «темперамент – основа характера» необходимо потому, что этот тезис при его неправильной интерпретации может привести, и фактически у некоторых буржуазных психологов приводит к признанию корней личности в тех влечениях и в той примитивной чувствительности, которая связана с эмоциональной возбудимостью человека. Такая точка зрения, несомненно, принижает социальную сущность личности и характера, она приводит к биологизированию личности и характера[10,417].
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Я.Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Сангвиник это человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
Холерик как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.
Меланхолик это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок.
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено[12,396].
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоционально-волевая сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п. [7,153].
Формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий, — процесс длительный и сложный. Во время усвоения человеком навыков осуществления той или иной деятельности не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого характера или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Существенными признаками волевого действия является усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным[16,81].

1.3.Специфические особенности психики и поведения подростков
В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть[11;3].
Подростковый возраст – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.
Подростковый возраст как этап психологического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.
К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся между двумя культурами – миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще и не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств» [1,481].
Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.
Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки[5,68].
Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу[2,23]…
Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складывается еще в детстве для разрешения несложных ситуаций, и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.
Темперамент и характер подростка определяют его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между подростками, особенно в тех случаях, когда подростки встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга[20,246].
Формирование характера подростка, особенно волевых и коммуникативных черт, в какой-то степени зависит от темперамента. Подростку, имеющему от природы сильную нервную систему, наверное, легче сформировать волевые черты характера, чем подростку со слабой нервной системой. Но из этого правила есть и немало исключений, т.е. таких случаев, когда сильная воля формируется и проявляется у людей со слабой нервной системой, а слабая воля — у тех, кто имеет сильную нервную систему[7,151].
Зависимость формирования характера подростка от его темперамента в наибольшей степени проявляется, по-видимому, в ранние дошкольные годы. За пределами 14-15 лет, когда почти все свойства темперамента уже сформировались и стали достаточно устойчивыми, характер подростка еще продолжает меняться, причем относительно независимо от темперамента.
Подростки с холеристическим типом темперамента характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Холерик – это человек с очень быстрыми реакциями, с высоким темпом деятельности, с быстрой сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные реакции, то есть достаточно отчетливо просматривается повышенный эмоциональный фон деятельности. Вместе с тем, холерик – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения[12,415].
Изложенная точка зрения на взаимоотношения темперамента и характера, ни в каком случае, не должна быть истолкована как утверждение неизбежных антагонистических отношений темперамента и характера. Личность подростка едина, и ее психологические свойства взаимодействуют, но это взаимодействие не должно быть понято так, что фактически стираются между ними грани[10,410].

Глава 2. Экспериментально – исследовательская работа по развитию волевых черт личности у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента 2.1. Изучение особенностей развития волевых черт характера у подростков с холеристическим типом темперамента
Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Аромашевского АУ КЦСОН, директор – Медведев В.А., заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов Москвина Т.В.
Исследование проводилось среди подростков 13-15 летнего возраста. Данный выбор объясняется тем, что именно в этот возрастной период происходит формирование волевых черт характера. Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Основные задачи эксперимента:
1.     Выявить тип темперамента личности подростка, проявляющегося в его практической деятельности и общении на основе анкетирования.
2.     Определить уровень развития типичных черт характера личности подросткового возраста на основе анкетирования.
3.     Содействовать развитию волевых черт характера
4.     Формировать активную социальную позицию школьников.
5.     Учить подростков воспринимать себя через результаты собственной деятельности.
В соответствии с задачами исследование имеет следующие этапы:
1.     Констатирующий, на котором проводилась диагностика изучения свойств темперамента и уровней развития волевых качеств личности.
2.     Формирующий, на котором подростки с холеристическим типом темперамента стали участниками тренинговых занятий, направленных на развитие волевых черт характера.
3.     Контрольный, на котором проводились диагностика уровней развития волевых качеств личности и анализ об эффективности тренинговых занятий.
Для изучения особенностей развития волевых черт характера у подростков с холеристическим типом темперамента была использована методика определения свойств темперамента человека (см. приложение1), проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми, методика определения оценки уровня развития типичных черт личности (см. приложение4).
Результаты диагностики показали, (см. приложение3, таблица1), что свойства темперамента по-разному проявляются в деятельности подростка и во взаимоотношениях с окружающими. Чистый тип сангвиника был выявлен у Усачева Е., флегматика у Ельцовой М., холерика у Карпова Д., Иванова Р., для других подростков характерен смешанный тип темперамента. Липчинский А., Мережкова Ф., холерики в практической деятельности, но меланхолики в общении. Спичев А., Носов Д., Малюгиина А. являются холериками в практической деятельности, но сангвиниками в общении. Меланхолики в практической деятельности и флегматики в общении Мыльникова М., Шакирова Д. Якунина Н. и Шевелев В. сангвиники в практической деятельности и меланхолики в общении приложение3 таблица1.
Обработка результатов по выявлению уровня развития типичных черт личности подростка, (см. приложение6, таблица1) показала, что для Иванова Р. характерно отсутствие выдержки, безвольность, необязательность, склонность к занятиям не требующих серьезных размышлений, склонность к эмоциям. Для Мережковой Ф. характерно неумение справляться с жизненными трудностями, несерьезность, податливость эмоциям, несобранность, боязнь. Липчинский А. не умеет справляться с жизненными трудностями, для него характерно отсутствие выдержки, податливость эмоциям, неумение скрывать свои чувства. Для Карпова Д.И. характерна отсутствие выдержки, боязнь, безвольность, стремление действовать не подумав, податливость эмоциям. Малюгина А. не умеет справляться с жизненными трудностями, действует не подумав, не склона к занятиям, требующих серьезных размышлений, для нее характерно необязательность, податливость эмоциям, нервозность. Не умеет справляться с жизненными трудностями Носков Д., стремится действовать не подумав, не желает заранее планировать свои действия, несерьезен и неосторожен, делает дела не вовремя. Спичев А. не настойчивый и не умеет преодолевать трудности, склонен к принятию решений, но стремится действовать не подумав, под властью чувств. Стремится быть на виду, характерна податливость к эмоциям, не умеет быстро успокаиваться.
По результатам проведенной диагностики у подростков слаборазвитыми оказались такие волевые качества как выдержка, взвешенность поступков, дисциплинированность, рациональность, уверенность в себе.
В итоге было принято решение о составлении тренинговых занятий, направленных на развитие выделенных слаборазвитых волевых качеств личности.

2.2. Развитие волевых качеств характера у детей подросткового возраста
Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослому состоянию – сопровождается рядом радикальных соматических изменений, которые вместе с меняющимися социальными требованиями и ожиданиями ведут к острому чувству неудовлетворенности собой, неуверенности.
Подросток начинает пересматривать свои типичные поведенческие реакции, стараясь впервые самостоятельно строить свою жизнь. И зачастую ему трудно самому найти выход из сложной ситуации[17,31].
Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т. е. управление собственным поведением.
Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка». Сами тринадцилетние подростки очень озабочены проблемой управления своим поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств[15;152].
Для развития волевых черт характера был разработан тренинг, включающий в себя задания, игры, этюды, направленные на развитие волевых качеств личности (см. приложение7).
В начале первого занятия, подросткам было предложено оформить визитную карточку, где должно было быть указано тренинговое имя. Воспользовавшись полной свободой выбора, Спичев А., Носков Д., Малюгина А. без труда выбрали себе имена и оформили визитки. Без интереса отнеслись к работе Карпов Д. и Иванов Р. Липчинский А. и Мережкова Ф. после долгих раздумий оставили свои имена. Все участники достаточно хорошо подготовились к взаимному приветствию.
После того, как имена были выбраны, подростки приступили к выработке условий работы именно своей группы. Возможностью высказаться воспользовались Карпов Д., Мережкова Ф. и Иванов Р. После голосования и обобщений окончательно согласованные и принятые правила явились законом для работы всей группы.
На следующем этапе занятия «Волевое поведение» подросткам было сложно ответить на задаваемые вопросы. Липчинский А. и Иванов Р. попытались определить, от чего волевое поведение может быть безнравственным, но конкретного ответа на задаваемый вопрос так и не прозвучало.
Игра «Снежный тир» вызвала интерес у всех испытуемых. Выслушав правила игры, Спичев А., Носков Д. и Малюгина А., находясь в одной команде, быстро справились с заданием. Карпов Д., Липчинский А., Иванов Р. и Мережкова Ф., убедившись в победе противника, сразу же отказались продолжить игру.
Следующим этапом занятия стала игра «Сокровища сердца». Поделившись на две команды, подростки с огромным интересом принялись за игру. Все подростки справились с заданием, но менее активными оказались Спичев А., Мережкова Ф., Карпов Д.
Последняя процедура каждого занятия является анкетирование «Откровенно говоря…». Иванов Р., Носков Д. и Спичев А. решили, что самым полезным для них была игра «Сокровища сердца». Малюгина А., Мережкова Ф. и Липчинский А. решили, что для достижения успеха им необходимо терпение и настойчивость. Карпов Д. отказался отвечать на вопросы анкеты.
Занятие закончилось. Все откровенно высказали свое мнение о прошедших играх. Все остались довольными своей игрой, кроме Носкова Д.и Малюгиной А., которые посчитали, что они могут добиться большего, и на следующем занятии они непременно это докажут.
Второе занятие началось с этюда «Здравствуй, а я тебя помню!». Все подростки по очереди поприветствовали друг друга. Обращение ребят началось с произношения имени, которое написано на визитке и отличительной черты этого человека. Не вспомнили особенность того, кого приветствовали Карпов Д. и Иванов Р.
Ни один из испытуемых на следующем этапе «Мои сильные стороны», не смог определить, что помогает ему выстоять в трудную минуту. Но отметили те положительные качества, которые хотели бы выработать у себя, Спичев А., Носков Д., Малюгина А. и Мережкова Ф. Во время задания все участники избегали даже незначительные высказывания о своих недостатках, ошибках, слабостях.
В ходе игра «Давай поговорим» подросткам пришлось подумать над задаваемыми вопросами. Активное участие в обсуждение приняли все подростки, кроме Носкова Д., Мережковой Ф., Карпова Д.
«Летающая мишень» — следующее испытание для подростков. В соревновании приняли участие две команды. Ознакомившись с правилами игры, ребята с интересом стали участвовать в испытании. Во время обмена бросками команда, куда вошли Спичев А., Иванов Р., Малюгина А. сумели набрать большое число очков в отличие от команды, куда вошли остальные испытуемые. Карпов Д. не проявил настойчивости и упорства в игре, глядя на то, что их команда проигрывает. Липчинский А., наоборот, целеустремленно шел до конца и старался владеть собой. Носков Д. и Мережкова Ф. также проявили свою организованность и смелость.
Стойкость и выносливость участников понадобиться в следующем испытании «Борьба за флажки». Огромный интерес игра вызвала у Спичева А, Носкова Д., Малюгиной А., Мережковой Ф, Липчинского А. Не прослушав правила игры, Карпов и Иванов, вначале не были заинтересованы происходящим, но в ходе игры также проявили свою организованность и инициативу. Игра понравилась всем.
На вопрос «Что для меня было самым полезным?» ответили все испытуемые. Спичев А., Носков Д., Малюгина А,, Мережкова Ф. выделили полезным для себя умение владеть собой, хотя ребята считают, что это очень трудно, но возможно. Липчинский А. определил, что для достижения успеха ему необходимо кроме терпения, еще активность и целеустремленность. Карпов Д. и Иванов Р. посчитали, что они замечательные ребята, и могут справиться со всем, главное чтобы это было интересным и захватывающим для них.
Занятие закончилось. Все откровенно высказали свое мнение о проведенных играх. На вопрос: «Над чем мне еще нужно работать?» Спичев А. и Носков Д. ответили, что необходимо воспитывать в себе мужество, развивать смелость и самостоятельность. По мнению Иванова Р. и Карпова Д. им недостаточно выдержки и умения владеть собой, с ними согласились Малюгина А., Мережкова Ф., Липчинский А.
Третье занятие было направлено на дальнейшее развитие волевых черт характера, самораскрытие подростков. На первом этапе занятия подросткам необходимо было составить свой автопортрет. Подробную психологическую самохарактеристику предложили Спичев А., Мережкова Ф. и Липчинский А. Несколько штрихов к особенностям характера пришлось добавлять в характеристике остальных испытуемых, с которыми они непременно согласились.
На следующем этапе «Контраргументы» ребятам пришлось разбираться в своих недостатках, привычках, которыми они недовольны. Иванов Р. и Карпов Д. выделили для себя низкий уровень развития силы воли. Мережкова Ф. и Липчинский А. определили для себя, что их сила воли оставляет желать лучшего. Они предпочитают делать то, что легче и интереснее. Малюгина А., Носков Д. и Спичев А. определили, что к обязанностям относятся безответственно, что и является причиной многих неприятностей в их практической деятельности. Во время обсуждения выяснилось, что все ребята хотят, чтобы окружающие их люди признавали их самостоятельность и значимость.
«Сумей устоять» следующее испытание, предложенное подросткам, представляет собой соревнование между отдельными игроками по спуску на лыжах. По окончанию игры руководителем была организована командная эстафета. В ходе игры инициативность и организованность проявили Карпов Д. и Иванов Р. ребята с интересом выполняли задание и стремились к победе. Стоит отметить и других подростков, которые также были активны и решительно шли к победе.
Испытание «Сумей сориентироваться» для ребят показалась не менее интересной. Выслушав правила игры и разбившись по командам, подростки с огромным интересом начали игру в мяч. Замечания в нарушении правил Носковым Д. и Карповым Д. вызвали недовольство со стороны ребят. На их взгляд, ни каких нарушений в игре не было, хотя после сделанных замечаний остальные стали играть более осторожно, соблюдая при этом правила игры. Подростки стремительно шли к победе, каждый старался принести очко в свою команду. По завершению игры, подростки попросили продолжить игру.
На следующем этапе занятия подросткам была предложена побеседовать на тему с использованием плаката «Дерево решений» итог занятия показал, что подростки склоны планировать свои действия, но не у всех решение рационально, Иванову Р., Мережковой Ф., Карпову Д. очень трудно отказаться от вредных привычек.
На вопрос: «Для достижения успеха мне необходимо…» все ребята сделали для себя вывод. Так, к примеру, Карпов Д. и Иванов Р. решили, что для достижения успеха им необходимо умение владеть собой, целеустремленность и решительность. Спичев А., Носков Д., Мережкова Ф. Малюгина А. и Липчинский А. отметили для себя необходимость развития волевых качеств личности.
Занятие закончилось. Все откровенно высказали свое мнение о проведенных играх.
Четвертое занятие было направленно на закрепление навыков самоанализа и самораскрытия. Глубоко и всесторонне проанализировать свои слабые стороны удалось не всем. Спичев А. посчитал, что у него недостаточно развита сила воли, Носков Д., Мережкова Ф., Малюгина А. и Липчинский отметили, что для них характерно отсутствие волевой готовности. Карпов Д. и Иванов Р. посчитали, что у них вообще нет слабых сторон.
Беседа по теме позволила подросткам определиться что общего и разного в предложенных фразах. Ответы Липчинского А., Иванова Р., Малюгиной А. были содержательными и насыщены примерами в отличии от ответов других подростков.
В игре «Кто быстрее» участие приняли все подростки. Интересное содержание игры вызвало желание принять в ней участие. Спичев А., Носков Д., Малюгина А., Мережкова Ф., Липчинский А., Иванов Р. сумели завладеть флажками на первой линии. Карпов Д. стремился к победе, но ему не удалось войти в шестерку победителей. До второй линии не успели добежать и завладеть флажком Мережкова Ф. и Малюгина А. По словам девочек они рады своими достижениями, и непременно примут участие в игре в следующий раз и дойдут в игре до финиша. На третьем этапе флажками завладели Спичев А. и Иванов Р., Носков Д. и Липчинский А. стремились к победе, но им не удалось дойти первыми. В результате победу одержал Иванов Р. Все подростки были заинтересованы игрой, ее содержанием, поэтому руководителем игра была организована повторно.
В игре «По следам» из числа играющих, руководителем лучшими были признаны 3 подростка, в состав которых вошли Спичев. А. и Иванов Р. Проявляя самостоятельность и находчивость, ребята углубились в лес. Выдержка и владение собой позволили ребятам справиться с заданием. Остальные участники игры вместе с руководителем старались найти спрятанные флажки. Малюгина А., Мережкова Ф., Карпов Д. упорно выполняли задание и одержали в результате ряд побед. Липчинский А. и Носков Д. целеустремленно шли вперед, выполняя задания. Все остались довольными результатами игры.
Следующим этапом занятия стала игра «Мяч в лунку». Подростки, участвуя в предыдущих играх, стали ощущать определенную усталость, но не все, так, к примеру, Липчинский А., Носков Д., Спичев А. также решительно и уверенно были готовы идти к победе и в следующих играх.
В игре «Зеркало и обезьяна» подростки единогласно определили, что очень сложно быть зеркалом, чем играть роль обезьяны. Успешно повторяли движения Носков Д, Липчинский А., Спичев А., Малюгина А. и Иванов Р.
На вопрос «Как воспитывать в себе сдержанность» подростки не дают полного и обоснованного ответа, хотя ребята хорошо знают такие понятия как «каприз», «капризный человек».
На этапе «Откровенно говоря…» все испытуемые сумели определить что им необходимо для достижения успеха, так, к примеру, Карпов Д. и Иванов Р. решили, что для достижения успеха им необходима активность и умение владеть собой, целеустремленность и решительность для подростков ушли на второй план. Спичев А., Носков Д., Мережкова Ф. Малюгина А. и Липчинский А. отметили для себя необходимость развития волевых качеств личности.
Занятие закончилось. Все откровенно высказали свое мнение о проведенных играх.
На пятом занятии подростки учились объективно оценивать свои возможности и потребности.
На первом этапе занятия подросткам было предложено составить четкую и ясную перспективу целей. Все справились с заданием, но не смогли продумать какие конкретные шаги нужно предпринять для их достижения Карпов Д., Иванов Р. и Носков Д. Остальные четко определились, что за помощью обращаться они ни к кому не будут, а ко всему будут стремиться сами.
    продолжение
–PAGE_BREAK–