История создания НАТО. Вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс.
План:
I Вступление
II Основная часть
1. Международные отношения в послевоенный период
1) Советская угроза
2) «Длинная телеграмма» Кеннана и Фултонская речь Черчилля
3) Оформление ООН. Дюнкеркский договор
2. Предпосылки создания НАТО для Великобритании
3. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла»
4. Оформление договора о НАТО
5. Вступление в НАТО Западной Германии
1) Проект создания Европейского оборонительного сообщества
2) Отмена оккупационного режима и присоединение к Североатлантическому альянсу
6. Первые годы существования НАТО
7. Проблема распределения власти в Североатлантическом альянсе в 50-е годы
III Заключение
IV Список использованных источников
I Вступление
По окончании войны страны Западной Европы находились в состоянии физической и экономической разрухи, к которой добавился и страх перед господством СССР. Ещё во время войны были составлены планы удовлетворения самых насущных потребностей Европы. В 1943 году была создана Администрация помощи и восстановления Объединённых Наций (ЮНРРА), которая функционировала до 1947 года; были учреждены Европейская центральная организация по внутреннему транспорту, Европейская организация угля и Чрезвычайный комитет для Европы, которые в 1947 году объединились в Экономическую комиссию ООН для Европы (ЭКЕ). Эти организации исходили из того, что беды Европы можно преодолеть силами самого континента, но холодная война опровергла такое предположение, и, хотя ЭКЕ продолжала функционировать и с 1948 года издавала весьма полезные Экономические обзоры, Европа оказалась расколотой надвое в силу причин как экономического, так и политического характера.
Восстановлению Западной Европы, залогом которого было подъём и повышение степени эффективности экономики, в значительной мере способствовала американская финансовая помощь, продиктованная как щедростью, так и опасениями возможного краха стран, в которых США были кровно заинтересованы в период холодной войны. «План Маршалла» (1947 г.) наряду с Североатлантическим договором (1949 г.) оказался одним из решающих факторов, определивших темпы возрождения материального благосостояния и духовного самоутверждения Западной Европы.
II Основная часть
1. Международные отношения в послевоенный период
1) Советская угроза
Усилившийся в военном и политическом отношении Советский Союз все более рассматривается как системная угроза стабильности в Европе и, в целом, западной цивилизации. Спустя всего несколько дней после капитуляции Германии в своей телеграмме Трумэну Черчилль указывал на “железный занавес”, опустившийся за линией советских войск и с тревогой размышлял о том, что будет происходить в Европе, откуда уйдут американские и канадские войска и европейцы останутся один на один против сотен советских дивизий. К 1946 году складывается именно такая ситуация, когда Англия и США после мобилизации имеют в Европе 900 тысячам солдат, а СССР сохраняет воинскую группировку на уровне военного времени.
СССР добивается значительных территориальных приобретений в Европе по итогам второй мировой войны и настаивает на их признании в международно-правовом порядке. Проблема заключается в том, что большая часть этих территорий была получена СССР в ходе реализации пакта Молотова-Риббеннтропа, иными словами как результат политики, которая была принципиально осуждена. Кроме того, Атлантическая Хартия 1941 года, составившая идейно-политическую основу Объединенных наций и антигитлеровской коалиции, декларировала свободу самоопределения наций и отказ от территориальных приобретений. Настойчивость СССР восстановить границы российской империи, воспринимавшиеся сталинским руководством как законный национальный интерес, вызывала в западных столицах смешанные эмоции и ставила трудные дилеммы перед публичной политикой. Опыт антибольшевистского “санитарный кордона” в Центральной Европе, определил существенный интерес Москвы в установлении дружественных режимов по периметру СССР. Присутствие советских войск и оккупационный режим создавал для этого на редкость благоприятные условия. Москва действует достаточно аккуратно в этом вопросе, создавая видимость демократического процесса. Вместо немедленной и прямой советизации, как это имело место в странах Балтии, Буковине, Бессарабии, СССР идет на создание коалиционных правительств, вплоть до участия “буржуазных” эмигрантских политиков. Цели и методы СССР в Центральной Европе вызывают противодействие на Западе, США и Англия выражают протест против односторонних действий СССР в Румынии и Болгарии. Наибольшие трения возникают о границах и будущем государственного устройства Польши. Советский Союз пытается решить старинный вопрос российской внешней политики – контроль над черноморскими проливами. Принципиальная договоренность о пересмотре конвенций Монтре была зафиксирована в Ялте и подтверждена в Потсдаме, но дальнейшее давление СССР на правительство Турции воспринимается Западом как агрессивная политика.
2) «Длинная телеграмма» Кеннана и Фултонская речь Черчилля.
Нежелание правительств США и Великобритании учесть “законные” интересы России приводит к серии антизападных публичных высказываний в СССР в начале 1946 года. На соответствующий запрос Вашингтона поверенный в делах США в Москве Джордж Кеннан 22 февраля 1946 года пишет пространный ответ, в котором, исходя из культурных и исторических особенностей России и природы советской государственности, объясняет советскую политику и предлагает оптимальную линию поведения в отношении Советского Союза. В традиционном представлении именно в этом документе, известном как “Длинная телеграмма” Кеннана, были сформулированы основные идеи стратегии сдерживания (containment). Спустя две недели, 5 марта 1946 года, выступая в Фултоне, штат Миссури, Уинстон Черчилль произносит по согласованию с президентом Трумэном свою знаменитую речь о “железном занавесе”. Смысл его послания заключался в том, чтобы предупредить некоммунистическую часть населения земного шара об угрозе агрессии со стороны СССР. Так, спустя меньше года после окончания второй мировой войны опасность гитлеризма сменила советская угроза. Официальная Москва расценивает эти высказывания как призыв к новой войне, войне против Советского Союза.
Возможно, стороны смогли бы преодолеть растущие противоречия, и жесткий подход, озвученный Черчиллем и Кеннаном, не получил бы своего практического развития, если бы не критический период зимы 1946 – 47 годов, который поставил Вашингтон перед необходимостью определить свою европейскую политику, после чего события стали развиваться со стремительной быстротой.
Зима 1946-47 годов приводит к существенному ухудшению экономической ситуации в Европе. В Москве считают, что такое развитие событий соответствует советским интересам и повышает шансы коммунистических сил придти к власти, на Западе также растет озабоченность, что в условиях нарастающих социально-экономических проблем электорат может проголосовать за левых, особенно в таких странах как Италия и Франция. Особые опасения вызывает Германия и перспективы ее воссоздания на коммунистических основах.
3) Оформление ООН. Дюнкеркский договор.
Первоначальное видение послевоенной архитектуры безопасности ограничивалось необходимостью создания международной организации, которая пришла бы на смену Лиге Наций. Договоренность, достигнутая на Ялтинской конференции, была практически реализована в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, где пятьдесят государств подписали Устав Организации Объединенных Наций. Система коллективной безопасности предусматриваемая ООН, особенно в условиях растущих противоречий между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции была очевидно недостаточной. Возможность применения вето одним из постоянных членов Совета Безопасности практически блокировала прогресс по любому чувствительному вопросу. Переход с лета 1947 года к прямой конфронтации между Западом и Востоком логично поставил проблему повышения гарантий безопасности на континенте. Формальную возможность для этого открывала статья 51 Устава ООН, гарантирующая право на индивидуальную и коллективную самооборону.
Первым таким опытом стал Договор о союзе и взаимной помощи (Treaty on alliance and mutual assistance), заключенный Великобританией и Францией в Дюнкерке 4 марта 1947 года (более известен как Дюнкеркский договор). Формально это соглашение было направлено на недопущение германского реваншизма, однако как мы можем сегодня судить по архивным документам, уже этот договор имел в виду советскую угрозу. Ссылка на германский вопрос как мотив оборонительного союза был тем удобным предлогом, который позволял его автором избежать политических осложнений. Министр иностранных дел Англии Эрнст Бевин стремился не провоцировать СССР, а его французского коллеги Жоржа Бидо учитывал внутриполитическую конъюнктуру, прежде всего сильные позиции французской компартии.
2. Предпосылки создания НАТО для Великобритании
Провозглашённый Черчиллем атлантический курс вполне соответствовал требованиям лейбористов, пришедших к власти после досрочных выборов 5 июля 1945 года. Политический союз с США мог упростить сложные переговоры об американской финансовой помощи, без которой будущее британской экономики рисовалось в самых мрачных тонах. К тому же, лейбористские политики достаточно спокойно относились к перспективам превращения Великобритании в «младшего партнёра» Вашингтона. В отличие от многих, они рассматривали былое «величие Британии» как закрытую страницу истории, во имя которой нельзя жертвовать перспективами страны в складывающейся двухполюсной мировой системе. Уже в 1946 году правительство Эттли принципиально переходит к политике атлантической солидарности и вместе с американской администрацией Трумэна оказывается в роли инициаторов холодной войны. Несмотря на нарастающий финансовый кризис, предпринимались беспрецедентные шаги по наращиванию вооружений. Уже в 1946 году было принято решение о производстве британской атомной бомбы.
В феврале 1947 года кабинет Эттли информирует Вашингтон, что в месячный срок будет вынужден остановить помощь правительствам Греции и Турции. Высока вероятность того, что без внешней поддержки правительства Турции и Греции не смог контролировать ситуацию и выход просоветских сил в Восточное Средиземноморье и в перспективе к ближневосточной нефти может произойти в самом ближайшем будущем. Администрация США оценивает следующую ситуацию. Китай “потерян” – побеждают коммунистические силы и посредничество Маршалла между Чан Кай Ши и Мао Цзе Дуном оказалось безрезультатным. Греция – следующая в списке перехода под коммунистический контроль, в условиях ухудшения экономической ситуации весь континент по большому счету имеет перспективу “покраснеть”, переговоры по германскому урегулированию находятся в тупике: не удается согласовать как экономическую политику, так и придти к компромиссу по мирному договору.
3. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла»
12 марта президент Трумэн Сенате говорит о том, Соединённые Штаты берут на себя функцию Великобритании по оказанию финансовой поддержки Греции и Турции в размере 400 млн. долларов, обосновывая это соображениями борьбы против коммунизма. Это означает принятие Вашингтоном нового внешнеполитического курса, известного как доктрина Трумэна. Жесткие действия Запада сталкиваются с принципиальной позицией Москвы, действие вызывает противодействие, конфронтация развивается по спирали.
5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл в своем выступлении в Гарварде выдвигает программу экономического восстановления Европы, получившую впоследствии его имя (план Маршалла). В основе программы было исследование, проведенное Управлением политического планирования Госдепа под руководством Дж. Кеннана (George Kennan) и меморандум о экономическом положении в Европе, подготовленное Уиллом Клейтоном (Will Clayton). Революционность идеи заключалась в том, что в отличие от индивидуальных национальных программ кредитования была предложена схема, которая требовала от участников многостороннего сотрудничества для выработки оптимальных способов решения общих экономических проблем. Программа была четко ограниченной по срокам – максимум четыре года, тем самым успокаивая налогоплательщиков, что помощь не перерастет в бессрочное обязательство о кредитовании. Таков был удачный стратегический рецепт аппарата Маршалла как решить политическую задачу недопущения усиления коммунизма в Европе, защите и продвижении экономических интересов США с учетом изоляционистских настроений внутри страны. То есть, в соответствии с этим планом всем европейским странам (в том числе СССР) до 1951 года предлагалась экономическая помощь с условием, что европейские правительства возьмут на себя ответственность за осуществление программы и сами будут содействовать восстановлению Европы, по возможности, объединёнными усилиями. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы.
4. Оформление договора о НАТО
Напряженность в Европе продолжала нарастать, и западноевропейские демократии запросили США о гарантиях безопасности. Администрация Трумэна обращает внимание на то, что прежде чем обращаться за помощью к США европейцы должны сделать «домашнюю работу» и объединиться. 22 января 1948 года, выступая в Палате общин, Бевин предлагает формулу Западного Союза, и 17 марта Великобритания, Франция и три страны Бенилюкса подписывают Брюссельский Договор. Соглашение предусматривает экономическое, социальное и культурное сотрудничество, а также обязательство коллективной обороны. Оформление гарантий безопасности открывает дорогу практической реализации плану Маршалла и экономическому сотрудничеству между странами Запада.
Президент Трумэн делает публичное заявление о готовности США защищать западную Европу, встает вопрос о возможной формализации этих гарантий. 11 апреля 1948 госсекретарь Дж. Маршал и заместитель Госсекретаря Роберт Ловетт начинают консультации с сенаторами Артуром Ванденбергом и Томом Коннэли по проблемам безопасности в Североатлантическом регионе. Министр иностранных дел Канады Луи Сен Лоран впервые публично озвучивает эту идею в Канадской палате общин 28 апреля 1948 года. Однако участие США в военном альянсе с Европой требовала определенной законодательной подготовки. Соответствующий акт Сената, известный как резолюция Ванденберга, был принят 11 июня 1948 года.
2 апреля 1948 Конгресс утверждает выделение средств, 16 апреля подписывается Конвенция о европейском экономическом сотрудничестве между министрами иностранных дел 16 европейских стран и комендантами западных оккупационных зон Германии.
Весной 1948 в Лондоне собирается конференция шести держав (США, Англия, Франция и страны Бенилюкса) по объединению зон Германии, находящихся под западным контролем. Те же пять европейских стран объединяются в рамках оборонительного Западного Союза, начинаются консультации о военных гарантиях Европе со стороны США и создании НАТО. В апреле Лондонская конференция возобновляет свою работу и к июню принимает основные решения по восстановлению экономики и государственности в западной части Германии. 18 июня проводится финансовая реформа в западных секторах Берлина. В октябре 1948 года получают одобрение планы по формированию Североатлантического пакта, а 4 апреля 1949 года несмотря на резкий протест СССР 12 государств подписывают Вашингтонский договор о НАТО.
Англия рассчитывала использовать этот военно-политический блок не только против сил общественного прогресса в Европе, но и для обеспечения своей руководящей роли в европейских делах.
5 мая 1949 года десять государств подписывают Лондоне соглашение о создании Совета Европы. 8 мая принимается конституция ФРГ. 9 мая 1949 Советский Союз снимает блокаду Берлина как признание того, что попытка заставить Запад пересмотреть свою политику и учесть советские интересы, окончательно провалилась.
15 марта 1949 подписанты Брюссельского договора вместе с США и Канадой официально пригласили Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию присоединиться к новому договору, и 4 апреля договор о НАТО был официально подписан в Вашингтоне.
Была своеобразная ирония в логике процесса. Масштабные инвестиции требуют гарантий. Теперь у США не было другой альтернативы, как взять на себя обязательство обеспечить оборону Европы. При этом у существенной части экспертов и политиков было трезвое понимание приоритетов: военный альянс необходим, но второстепенен к экономическим задачам восстановления Европы.
5. Вступление в НАТО Западной Германии
1) Проект создания Европейского оборонительного сообщества
Канцлер ФРГ Аденауэр прилагал особые усилия для укрепления международного положения ФРГ. Его идеалом была независимая и сильная Германия, преодолевшая вековое отчуждение от романской и англо-саксонской культуры, интегрированная в европейское экономическое и политическое пространство. Первым шагом в этом направлении стало присоединение ФРГ к складывавшемуся Североатлантическому альянсу. Благодаря холодной войне Западная Германия стремительно превратилась из оккупированной, ограниченной в своём суверенитете страны в активного партнёра своих недавних победителей. Уже в ноябре 1949 года США, Великобритания, Франция и ФРГ подписали Петерсбергское соглашение, позволяющее ФРГ самостоятельно вести внешние сношения, в том числе переговоры о присоединении к международным организациям.
В 1950 году ФРГ стало членом Совета Европы и начала активно участвовать в переговорах по проектам европейской интеграции. Аденауэр искусно использовал связи с Вашингтоном для преодоления недоверия Франции к её историческому противнику. Он активно поддержал идеи военно-политической интеграции западноевропейских стран, увязав их реализацию с восстановлением германского суверенитета. Переломными были переговоры о создании «Европейского Оборонительного сообщества» по «плану Плевена». Дорогу к участию ФРГ в этом проекте открыло подписание 26 мая 1952 года Общего, или Боннского, договора США, Великобритании, Франции и ФРГ, заменившего Оккупационный статут. В нём декларировалась отмена оккупационного режима, предоставление ФРГ суверенитета во внутренних и внешних делах, но закреплялись особые права трёх держав в области размещения их вооружённых сил на территории Западной Германии, а также по контролю над Западным Берлином. Вступление в силу Общего договора бало сопряжено с реализацией подписанного на следующий день договора о ЕОС. Но срыв ратификации этого соглашения во французском парламенте отложил и вступление в силу Общего договора. Франция опасалась возрождения германской военной мощи без гарантирующего равновесие обязательства со стороны англичан. В результате голосования рухнули ЕОС и все боннские и парижские соглашения 1952 года. Бонн был разгневан, Аденауэр настаивал на том, чтобы Западная Германия все же получила суверенитет. Недовольны были и в Вашингтоне, однако в Лондоне действовали более конструктивно, хотя и с запозданием: Иден стал «собирать черепки» посредством дипломатических усилий, а также сформулировал более конкретной обязательство, чем те, которые Британия готова была взять на себя ранее. К концу года к участию в Брюссельском договоре 1948 года были допущены бывшие враги – Германия и Италия, и он был переименован в Западноевропейский Союз (ЗЕС), который начал выполнять невоенные функции организации брюссельского договора, а в военном отношении стал компонентом НАТО. Великобритания заявила, что сохранит на континенте такие же силы, как и подчинённые Верховному главнокомандующему Объединёнными вооружёнными силами в Европе, то есть 4 дивизии и тактические военно – воздушные силы.
2) Отмена оккупационного режима и присоединение к Североатлантическому альянсу
После провала с ратификацией договора во французском парламенте Великобритания частично отказалась от своей традиционной антипатии к объединениям мирного времени и способствовала созданию Западноевропейского союза, членом которого также стала Германия. В соответствующий договор, подписанный в Париже в 1954 году вошли также и основные положения Общего договора. По Парижскому соглашению Федеративная республика Германия, а также Италия присоединялись к договору о Западном союзе, членами которого были Великобритания, Франция и страны Бенилюкса. Было подтверждено окончание оккупации Западной Германии, и Федеративная Республика присоединилась к НАТО. После ратификации этих соглашений в мае 1955 года ФРГ стала почти полноправным членом западного альянса. Она отказывалась от производства ядерного, бактериологического и химического оружия и соглашалась на некоторые виды инспекции её промышленных концернов. Взамен она получила повторное обещание относительно воссоединения, признание правительства в Бонне как правительства всей Германии и право поставить 12 дивизий в вооружённые силы НАТО.
Против такого развития событий выступал Советский союз, пытаясь помешать Федеративной Республике присоединиться к НАТО. В 1952 году он был согласен на некоторое перевооружение Германии, если оно будет сопровождаться её нейтрализацией; прелагалось также провести обоюдный вывод войск из Германии, однако после смерти Сталина в 1953 году и восстаний в восточном секторе Берлина и в других городах восточной зоны в июне того же года дискуссии по данным вопросам сошли на нет.
Аденауэр обязался не производить атомного, бактериологического или химического оружия, ракет дальнего действия или управляемых ракет, бомбардировщиков и военных кораблей, кроме как по рекомендации Верховного главнокомандующего и с согласия 2/3 членов совета ЗЕС; Западная Германия должна была стать полноправным членом НАТО, и она стала таковым официально на следующий год. Была залатана и другая европейская «прореха»: Франция и Западная Германия договорились о том, чтобы Саар, который Франция после 1945 года так или иначе аннексировать, представлял собой особую автономную территория в рамках ЗЕС, но саарцы отклонили эту договорённость путём плебисцита в октябре 1955 года, и в начале 1957 года Саар стал частью Западной Германии. Таким образом, к концу первого послевоенного десятилетия существовало НАТО, распространявшее защиту США на Западную Европу, Великобритания как самый надёжный и действенный из европейских членов альянса и возрождавшееся Германское государство, снова получившее признание в Западной Европе. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ.
6. Первые годы существования НАТО
Европейские члены нового альянса в начале были сравнительно пассивными получателями помощи; хотя они и предоставляли 80 % войск в Европе, но там не менее зависели от более существенного вклада США, без которого их собственный вклад никак не отвечал их основным потребностям и не снимал их опасения. Хотя формально договор представлял собой соглашение о коллективной безопасности, на деле это было нечто вроде прежних договоров о протекторате, согласно которым крупная держава брала под своё крыло более слабые территории. Договор учреждал постоянную организацию НАТО (организация Североатлантического договора) для политических дискуссий и военного планирования и некоторые её основатели, а впоследствии верные сторонники ожидали, что она перерастёт в нечто большее, чем простой военный альянс, в некое дружеское соглашение, сообщество или союз. Но ничего подобного не случилось по целому ряду причин:
· Огромная разница в потенциалах Соединённых Штатов и любого другого участника договора;
· Неспособность европейских стран – членов образовать политическое объединение под стать Соединённым Штатам;
· Необъятность просторов Атлантического океана;
· Бесспорная приверженность США принципу суверенитета, который представлялся им чем – то старомодным, если дело касалось других;
· Возрождение мощи Европы и её уверенности в себе и исчезновение угрозы со стороны СССР примерно к середине срока действия договора.
Почти полвека НАТО был главным орудием холодной войны. Театром её действий была Западная Европа, Атлантика, а также Средиземноморье. Европейские члены организации предоставляли основную часть войск, американцы – основную часть техники и большую часть денег. Европейцы проявляли осторожность, избегая любых форм военного союза между собой, в котором можно было бы усмотреть подрыв евро-американских связей. Кроме того, им было гораздо труднее, чем американцам, признать, что антисоветский альянс означает прекращение вражды с немцами и включение Западной Германии в их союз. Этот самый грандиозный в истории НАТО шаг, который вызвал некоторую растерянность в то время, когда советская угроза почти полностью исчезла, был ускорен событиями, происходившими за тысячи миль, в Азии – войной в Корее. Вспыхнувшая через год после подписания Североатлантического договора война потребовала от Соединённых штатов новых значительных ресурсов и вызвала опасения относительно возможности подобных военных действий в Германии. Поэтому, Вашингтон стремился превратить своих союзников из пассивных протеже в младших партнёров и создать в самой Европе в противовес советским армиям контрсилу, отделённую от американской авиации дальнего действия, хотя и базировавшейся. В Европе, но подчинявшейся исключительно американскому командованию даже после того, как было создано объединённое командование НАТО. Однако союзники оставались всё ёще слабыми. Англия и Франция, чьи армии были связаны обязательствами в основном вне Европы, не могли быстро оказать существенной помощи, и поэтому их было легче заставить согласиться с экстренным решением США вновь вооружить немцев. Антисоветский альянс, появления которого опасалась Москва в период между двумя мировыми войнами, теперь оформился, и к концу 1950 года генерал Эйзенхауер возвратился Европу как главнокомандующий силами нового огромного альянса. В том же году Греции и Турции было предложено сотрудничать с союзниками в защите Средиземноморья, хотя полноправными союзниками они стали лишь в начале 1952 года: их сотрудничество помогло укрепить восточный фланг для защиты центрального сектора и создать угрозу для СССР с юга. В начале 1951 года стал действовать новый штаб (Штаб Верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе – SHAPE), а через год в Лиссабоне Совет НАТО утвердил план придания этому командованию к 1954 году 96 боевых и резервных дивизий, включая 50 в центральном секторе, и 9000 самолётов и вертолётов. Хотя эти показатели так и не были достигнуты, принятые в Лиссабоне решения придали альянсу ту форму, которую он сохраняет до сих пор: последующие дискуссии касались стратегической доктрины новых вооружений и их развёртывания.
Было одно исключение. В 1959 году оставалась нерешенной германская проблема, т.е. вопрос о статусе Западной Германии как политического образования и о её роли в планировании и операциях НАТО. С началом корейской войны трудно было противостоять американскому давлению с целью ускорить предоставление суверенитета Западной Германии и осуществить её перевооружение, но Франция особенно настойчиво стремилась не допустить возрождения германской военной мощи. Министр обороны Франции Рене Плевен предложить формировать немецкие подразделения и включать их в состав многонациональных дивизий, но не разрешать Западной Германии иметь собственную армию, генеральный штаб или министерство обороны. Взяв за образец Европейское сообщество угля и стали, которое было образовано по инициативе Франции и вскоре должно было начать действовать, Плевен задумал создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) со своим советом министров, ассамблеей и европейским министром обороны. Франция ставила целью свести до минимума размеры немецкого военного контингента и одновременно интегрировать военный вклад Германии – как в оперативном, так и в политическом плане – в международную организацию. Едва ли не самым важным было участие Великобритании, поскольку без нее предлагаемая международная организация состояла бы лишь из Франции и Германии с некоторыми сравнительно мелкими участниками. Для Франции участие Великобритании было единственно действенным противовесом опасностям, связанным с перевооружением Германии и с появлением суверенного германского государства, но за 4 года, в течение которых обсуждался вопрос о создании ЕОС, Британия так и не взяла на себя каких-либо существенных обязательств.
7. Проблема распределения власти в Североатлантическом альянсе в 50-е годы
Ослабление советской угрозы и опасений по поводу экономического краха, а также достижение главных целей НАТО и осуществление «плана Маршалла» придали европейцам новую уверенность, которая вылилась в желание вести свои дела самостоятельно. Поскольку американцы спасали Западную Европу от русского господства, новый настрой был антиамериканским, так как на присутствие именно американцев, а не русских, натолкнулась волна национализма, который в 60-е годы ещё более обострился в результате возмущения и тревоги в связи с экономическим проникновением американцев – оборотной стороной американских инвестиций, позволивших американцам контролировать европейские предприятия и, таким образом, распоряжаться наймом и увольнением рабочей силы.
К концу 50-х годов проблемы, связанные с распределением власти и вооружений в альянсе, стали очевидными и привели к появлению ряда причудливых проектов. Предложения де Голля о создании «директората» НАТО в составе трёх держав, выдвинутые в 1958 году, не нашли поддержки в США и Великобритании, так как, во – первых, это привело бы к утрате связей с другими союзниками, а, во-вторых, на том этапе Лондон и Вашингтон не считали Францию достаточно серьёзным партнёром.
Через год между странами – участниками НАТО возникли дискуссии по поводу возможного размещения на территории Европы баллистических ракет средней дальности, а также создания многонационального ядерного органа, а в 1960 году США предложили установить 300 ракет «Поларис», которые находились бы под американским контролем. Эти дискуссии, хотя и безрезультатные, показали, что НАТО не сможет бесконечно опираться на американскую ядерную монополию. Либо сами европейцы создадут силы сдерживания, примерно эквивалентные американскому ядерному вкладу в альянс, тем самым получив более равное партнёрство, либо следует найти пути создания американо-европейских ядерных сил. Первое решение – создание отдельных европейских сил – предполагало наличие европейского политического органа для контроля над ними, и хотя европейцы были бы рады иметь такие силы, они ничего не делали для создания центрального органа управления. Поэтому решение приходилось искать на путях американо-европейского сотрудничества, и возникли два направления мысли: доктрина «многонациональности» и доктрина «многосторонности». Сторонники «многонациональности» соглашались с суверенным национальным контролем и выступали лишь за передачу национальных сил в ведение командующего НАТО (с возможностью их отзыва), а также за расширение участия всех союзников в стратегическом планировании и политических консультациях. Сторонники «многосторонности» разработали схему создания «смешанных» сил, в рамках которых ядерным оружием распоряжались бы подразделения с личным составом, набранным в различных государствах. В 1962 году американская администрация Приняла концепцию «многосторонности»; вскоре после этого британское и французское правительства продемонстрировали свою неизменную приверженность идее «многонациональности»: Великобритания – в американском понимании, а Франция – без участия американцев. Однако, поскольку американцы надеялись, что «многосторонность» позволит ответить на вопрос относительно Германии, как предоставить немцам достаточную долю в ядерных операциях, не встревожив русских, они настаивали на ней, несмотря на возражения других своих главных союзников. В марте 1963 года они предложили создать многосторонние силы (МСС) в составе 25 надводных кораблей со смешанными экипажами, каждый из которых имел бы на борту по восемь ракет «Поларис», причём ѕ расходов должны были оплатить Соединённые штаты и Западная Германия, причём немцы приветствовали эту схему как средство восстановления тесных отношений с Соединёнными Штатами.
III Заключение
Меньше двух лет (лето 1947 – весна 1949) потребовались Западу для того, чтобы определиться с основными формами и средствами для реализации своей стратегии. Был взят курс на экономическое сотрудничество на многосторонней основе, которое постепенно переросло в процесс европейской интеграции. В качестве необходимой страховки был создан механизм коллективной обороны, в основу которой были положены военные гарантии со стороны США. Сотрудничества между союзниками по антигитлеровской коалиции, пусть и продиктованного достаточно прагматичными интересами, было похоронено, освобожденная от фашизма Европа была разделена на два враждебных лагеря.
IV Список использованных источников:
1) Питер Кальвокоресси: «Мировая политика после 1945 года», 1 том; Москва; Международные отношения; 2000 г
2) Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А.: «Мировое политическое развитие: ХХ век»; Москва; Аспект Пресс; 1995 г
3) Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В.: «Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век», 2 том (1945-2000); Москва; Владос; 2001 г
4) Материалы журнала «Современная Европа»; Москва; издательство Института Европы РАН; № 1 2001 года
5) Материалы сайта http://nato.cirp.info/ – NATO Анатомия Альянса; Институт международных отношений; Санкт-Петербург