МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
“Сальвадор Дали — “король сюрреализма””
Студентки 2-го курса,
Философского факультета,
дневного отделения,
Будановой И.
Научный руководитель:
г.Москва, 1997 г.
Содержание
1. Введение
2. Из истории и предыстории сюрреализма
3. Сюрреализм и фрейдизм
4. Сюрреализм и ницшеанство
5. Сюрреализм Сальвадора Дали
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Введение
Сальвадор Дали — «король сюрреализма» стал известен в нашей стране относительнонедавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная выставка его работ наКрымском валу «Дали без границ». Эта выставка собрала огромное количествопочитателей таланта художника и просто любопытных.
Сон и явь, бред идействительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами посебе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника.Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании свиртуозной живописной техникой — именно это привлекает меня и, возможно, другихзрителей в произведениях Дали.
Скорее всего, имеядело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все,что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции идаже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистическуюдеятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его«Дневник одного гения», понимаешь, что это не просто дневник, адневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках,понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его«Дневнику», он даже хотел превратить кусок реального мира в своейкаталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины, усеяв берегмножеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели изтропических стран.
По мнениюА.Якимовича (1), «сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве,а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следовательно, стильжизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытияи экзистенции человека, на меньшее он не соглашался».
Поэтому, чтобыпонять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы вобщих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под названием сюрреализм.
Из истории и предыстории сюрреализма.
Сюрреализм (2) (отфранцузского surrealisme — буквально сверхреализм) — модернистское направлениев искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства сферу подсознания(инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей,замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являютсяпугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаетсявидимая достоверность.
Сюрреализм возникв Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства АндреБретона группируется ряд единомышленников — это художники Жан Арп, МаксЭрнст, литераторы и поэты — Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они непросто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь,стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, чтобессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину,которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называлитермином sommeils — что означает «сны наяву». Во время своих«снов наяву» сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово уГийома Апполинера) занимались странными вещами — они играли. Их интересовалислучайные и бессознательные смысловыне сочетания, которые возникают в ходе игртипа «буриме»: они поочереди составляли фразу, ничего не зная очастях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза “изысканный труп будет пить молодое вино”. Целью этих игр былатренировка отключения сознания илогических связей. Таким образом избездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
Что до Дали, такон в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школуизящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Гарсией Лоркой; соргомным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда.
Тем временем вПариже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась с группой художникаАндре Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные отконтроля сознания. А.Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники,призванные отключить «рацио» и черпать образы из сферы подсознательного.В результате этого слияния в 1924 г. появился «Первый манифестсюрреализма», написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейскиеязыки, был также основан журнал «Сюрреалистическая революция»(«La Revolution surrealiste»). С этого времени сюрреализм сталдействительно интернациональным движением, проявившимся в живописи, скульптуре,литературе, театре, киноискусстве. Десятилетие с 1925 г. (первая общаявыставка сюрреалистов) по 1936 г. («Интернациональная сюрреалистическаявыставка» в Лондоне, экспозиция «Фантастическое искусство, дада исюрреализм» в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествиемсюрреализма по мировым столицам.
К этому времениС.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их выставках.
В формированиитворческого пути и личности Дали важное место занимает предшествовавшеесюрреализму течение — дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это словечко — нето детский лепет, не то — бред больного,не то шаманское заклинание) — это дерзкое, эпатирующее «антитворчество»,возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы- мировой войны, европейских революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущалопокой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Дадаизм впринципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал«антиэстетику». Для дадаистов все «разумное, доброе,вечное» потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным.Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетикипосредством «безумия». Главным видом деятельности дадаистов сталоабсурдизированное зрелище, воинствующая«антихудожественность», которая, в частности, выразилась виспользовании предметов фабричного производства в художественных композициях.Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила втемноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставкимяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов былнедолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизмдадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальныхвыходок.
Дадаисты первымиположились на Случай как на главный рабочий инструмент.Художники стали бросатьна холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самимобразовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этомкак орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение кбессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского«посева». Однако направленность творческой активности у сюрреалистовбыла иной: не просто разрушительной, асозидательной, но через разрушение.
Итак, по-мнениюМакса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) — одним из первыхреволюционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивнойроли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачалвсяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Чтобыосвободиться от «контроля разума» сюрреалисты применяли два видаприемов. Это были чисто механические методы «охоты за случайностью»(например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натиралибумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшиезаросли фантастического леса — техника «фроттажа»).
Ведущие мастера немогли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались ивнутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровнепсихической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительногосамогипноза. «Завораживающая» сила, как известно, проявляется придлительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п.
Переход от«механических» приемов к «психическим» (илипсихоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массонсформулировал три условия бессознательного творчества:
1 — освободитьсознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;
2 — полностьюподчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;
3 — работать повозможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.
Под этимирекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.
Сам Дали возлагалбольшие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу жепосле утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образовбессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать.
По сути дела,метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа:записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, чтопромедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания).
Для пониманияфилософии сюрреализма и феномена Дали, в
особенности, необходимо остановиться на философиибессознательного, т.е. на идеях ЗигмундаФрейда в отношении искусства.
Сюрреализм и фрейдизм
Фрейдистскиевзгляды настолько были усвоены многимилидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже невспоминали о том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход.Так, Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы.Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи — но, безусловно,они были восприняты через призму Фрейда, который по-своему интерпретировал этусклонность к завороженному созерцанию разводов на старой стене или причудливыхскал, возбуждающих в воображении неожиданные образы и комбинации. Чисто «фрейдистским»методом пользовался и Дали, который писал картины в еще не совсем проснувшемсясостоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилосьраньше.
Доверие киррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было уДали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. «Все мои притязания в области живописи состоят в том,чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталейобразы конкретной иррациональности»(3).
Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и небез оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводникомфрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным изсовременных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным и замкнутымФрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое время Дали удостоилсяодобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу — тоже случайуникальный, поскольку Фрейд совершенно не интересовался современными ему течениямиживописи.
По признанию Дали,для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Священного Писания означал для средневековых художниковили мир антиной мифологии — для художников Возрождения.
Проявлением этойвнутренней связи является и то обстоятельство, что Дали часто цитирует,перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем «Дневнике». Кпримеру, Дали пишет: «Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогдане пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать.После того станет возможным сублимировать их»(3). Это одна из самыхобщеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты — сутьнеконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая такимобразом прорывает застывшую корку «Эго». Не удивительно поэтому, что«Дневник» открывается цитатой Фрейда. Дали относился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и никогда нив чем не проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове.
Дали позволял себебыть непочтительным к кому угодно, он доходил до пределов сюрреалистическойраскованности, апеллируя в своей живописи или словесных высказываниях к какимугодно «властителям дум».
Среди великих людей он почитал безоговорочно одного толькоФрейда — подобно тому как среди родственников и близких людей он никогда незадел одну лишь «Галарину». Можно привести и другие примеры почитанияФрейда Сальвадором Дали и другими сюрреалистами. Идеи венского психолога и мыслителя имелиособый смысл для этих людей, потому что фрейдизм был жизненно важен длясюрреалистов и был, быть может, одним из главных факторов подъема и успеха ихдоктрины. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали порецептам Фрейда или «иллюстрировали» его идеи. Фрейдизм помогал им вином плане.
Сами концепциисюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа и другихоткрытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они получали весомыеподтверждения правильности своих устремлений.Они не могли не заметить, что«случайностные» методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж)соответствовали фрейдовской методике «свободных ассоциаций»,употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека. Когда позднее вискусстве Дали и др. художников утверждантся принцип иллюзионистского«фотографирования бессознательного», то нельзя не вспомнить о том,что психоанализ выработал технику «документального реконструирования» сновидений. Кроме того, психоанализ обращал первостепенное внимание именно на те состояния души, которые преждевсего интересовали и сюрреалистов (сон, психические расстройства, детскаяментальность, первобытная психика, свободная от ограничений и запретовцивилизации). Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точекзрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.
Опытные данныезамечательного психолога, его проницательность, глубокое знание человеческойнатуры подтверждали и освящали устремления сюрреалистов. Более сильногосоюзника трудно было найти.
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкоевнимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию,его искусство. Новая психологиядоказывала, что бессознательная жизнь людей — бурная, активная и во многомопределяющая поведение, идеи, творческие возможности человека — развивается потаким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, нис «вечными ценностями». Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведникподсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум нестолько помогает, сколько мешает.
Европейское человечество уже давно было погружено в споры осущности,
пределах и необходимости нравственности: имморализм ФридрихаНицше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс.Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением,он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов,он разрабатывал клинические методы воздействия на психику — методы, дававшиенесомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах ив сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широкихсферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основжизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом дажеобременительными образованиями цивилизации.
Семья, религия,государство, заповеди, правила этики, логические понятия, эстетические нормы спозиций фрейдизма следовало понимать как нечто условное. Безусловна же иабсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, сложившимисязадолго до того, как появились понятия о добре и зле, о боге, о разуме.Фрейдизм впечатляюще доказывал, что нельзя недооценивать значения подсознанияили считать его чем-то второстепенным. Оно не рудимент, не атавизм, которыйизредка прорывается в снах, обмолвках, болезненых маниях. Фрейдизм открылдорогу «фрейдистской истории искусства». Благодаря фрейдизмусюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвеннаяфантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства,истории, мысли. Это была такая солидная опора, что уже не приходится удивлятьсявлиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до серединыХХ века.
Дали и ницшеанство.
Выше уже былосказано, что европейская культура XX в. испытала влияниефилософско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в своих произведениях(«По ту сторону добра и зла» 1886г.) выступал с критикой буржуазнойкультуры и проповедовал эстетический имморализм, т.е нигилистическое отношениеко всяким нравственным принципам. В книге «Так говорил Заратустра»1883-84гг. Ницше создал миф о «сверхчеловеке», при этом культ сильнойличности сочетался у него с романтическим идеалом «человекабудущего».
Сальвадор Дали былпоследовательным представителем ницшеанства XXв. Дали читал и почитал Ф.Ницше,вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В «Дневнике одногогения» неоднократно упоминается Ницше. Дали писал:«Заратустра казалсямне героем грандиозных масштбов, чьим величием души я искренне восхищался…Настанет день и я превзойду его своим величием!»(3). Слова «сверхчеловек — смыслжизни»(4) — стали одним из девизов Дали. В его «Дневнике»читаем: «Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом идет один Дали. Ана` третьем месте — все остальные, разумеется включая и нас двоих». Иразумеется, что гениальнейший из гениев, спаситель человечества и творец новогомироздания не обязан подчиняться правилам поведения всех прочих людей.Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своейисключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем«не принято» говорить по причине запретов, налагаемых стыдом; пишетна одной из своих картин: «Я ненавижу свою мать», которую искреннелюбил; совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну насвою лекцию о «Кружевнице» Вермеера и Носороге на белом«ролс-ройсе», набитом тысячью качанов цветной капусты или стреляет наМонмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к «ДонКихоту».
Сюрреализм Сальвадора Дали
Сам Дали так пишето том, как начиналось его сюрреалистическое творчество: «Но вот случилосьто, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей,движимый ницшеанской „волей к власти“, он провозгласил неограниченнуюсвободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, чтоможно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любомтворческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности илипреемственности»(3).
Для сюрреализма втом виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ниэстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть толькоСюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чемуоно прикасается.
Дали прикасалсябуквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картиныне обошли таких тем, как сексуальная революция («Загадка желания»,«Великий мастурбатор») и гражданские войны («Лицо войны»,«Предчувствие гражданской войны»), атомная бомба («Ядерныйкрест») и нацизм («Загадка Гитлера»), католическая вера(«Распятие», «Христос св. Иоанна») и наука, классическоеискусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывалчто-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Иэтот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Далидействительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образыпревращалось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал икультивировал свое сюрреалистическое «Я» теми самыми способами,которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами. В глазах«разумных и нравственных» людейрадикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всякихоговорок (как у Дали), вызывает протест.
В той или инойстепени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительнобуквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, скоторыми он имел дело. Это относится к политическим силам ХХ века, ксобственной семье, к правилам приличий, к картинам старых мастеров. Он взялидеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительнопревратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любуюистину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры,добродетели, гармонии, идеальной красоты — всего того, что стало в глазахрадикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об искусстве приводили в ярость каксторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. Содной стороны он проповедовал«музейный стиль» в живописи, а с другой стороны — предлагал разрушитьисторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего. Далинастроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьезотрицать и опровергать.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к.алогизм и иррациональность — его программа и его стихия. Именно таков был методтворчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный экспериментсо смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их напрочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но врезультате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явнораспадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого иуютного устройства человеческих дел, для человеческого«благосостояния», потому что он дискредитирует смысл и ценностикультуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, ипоклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру вчеловека и неверие в него.
Заключение
По-видимому, можноутверждать, что задача изучения основ сюрреализма не есть чистоискусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая задача.Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно типмышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,соответственно, стиль жизни.
Когда один изжурналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил:” Сюрреализм — это Я”.
Список использованной литературы
1. А.К.Якимович «Сюрреализм и Сальвадор Дали»:Вступительная статья. «Дневник одного гения» М.:«Искусство», 1991, с.5-43.
2. Советский энциклопедический словарь. М:«Советскаяэнциклопедия», 1980.
3. Сальвадор Дали.«Дневник одного гения».М:«Искусство» 1991.
4. Ф. Ницше. «Сочинения в двух томах», т.2,М:«Мысль», 1990.