Учитель русского языка и литературыПатеенок Ж.Ю.Педмастерская по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете…» (Раздвоенность Раскольникова и его наказание) Цель: донести до читателей главную мысль романа, заключающуюся в том, что человек, перешагнувший через кровь, через совесть, не может быть счастливым; мир держится на любви, доброте и сострадании.1. «Индукция» (Звучит музыка). «Свободным от страдания ещё никто не рождался»,– писал немецкий поэт и драматург Шиллер. Понимание учащимися этих слов– в ранее написанных ими сочинениях. Читаю отрывки из них. «Человек может страдать от одиночества, оттого, что у него нет друзей и близких, что ему некому открыть свою душу, не с кем поделиться радостью и горем». «Страдания делают человека сильнее, возвышают его в собственных глазах. Нет таких людей, которые бы не знали, что такое горе, страдание. Ведь не бывает постоянного счастья». «Без страдания человек не может познать жизнь, душу и чувства не только других людей, но и свои собственные». «Никто не избавлен от страданий. Страдания бывают душевные и физические. На мой взгляд, более сильными являются душевные, так как унижения, потеря близкого человека, ситуации, которые невозможно изменить, обиды переносятся очень болезненно». В жизни и впрямь сплошного счастья не бывает.2. «Самоконструкция» На доске записана тема урока. Это слова Сони Мармеладовой, вырвавшиеся из её души, когда она узнала о трагедии Раскольникова. Герой глубоко несчастен, он страдает. — Каковы же причины его нравственных мучений? Что избавит его от страданий? Об этом наш разговор. Разделите страницу на две части и слева запишите ассоциативный ряд к понятию «страдание». (Например, боль, утрата, обман, измена, одиночество, нищета, болезнь, безысходность). При зачитывании дополняем свои списки теми понятиями, которые были предложены другими. О бедности, одиночестве главный герой знал не понаслышке. Они в его жизни занимали прочное место. А безысходность давила на молодого человека и заставляла его что-то делать, предпринимать. Сейчас в правой колонке запишите слова, называющие нравственные качества Раскольникова, характеризующие особенности его поведения. (Например, забота, отзывчивость, сострадание, милосердие, замкнутость, самолюбие, гордость, ум, мечта о роли властелина, разлад с обществом, проверка себя на исключительность, муки совести). 1 выбор. Подчеркните в правом столбике одно слово или словосочетание, наиболее значимое на ваш взгляд. Задание всему классу: — Какая идея взяла в плен сознание героя?3. «Социоконструкция» (групповая работа) Раскольников – очень сложный персонаж. Идея, его всего захватившая, часто одерживает победу над душевными движениями героя. Попробуем разобраться в поступках, чувствах Раскольникова. Задание 1 группе. Проследите по тексту, что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы. Задание 2 группе. Почему Раскольников, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, всё-таки идёт убивать старуху? Каково его душевное и физическое состояние перед преступлением и через некоторое время после содеянного? Задание 3 группе. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи.4. «Социализация» Каждая группа защищает свой проект. По мере защиты ребята дополняют в тетрадях списки, где называются качества, особенности главного героя. Учащиеся из других групп могут задавать защищающимся вопросы. 2 выбор. Подчеркните новое, наиболее значимое понятие или оставьте прежнее. (Могут оставить «двойственность в поведении героя»)^ 5. «Разрыв» (кульминация, озарение) — Почему Раскольников, так долго и тщательно готовившийся к преступлению, весь охваченный идеей о праве сильной личности на кровь, не смог перешагнуть через кровь? — Отчего столь велики страдания Раскольникова? В ассоциативный ряд добавляем новые понятия. Делаем третий выбор. Подвожу ребят к понятию «муки совести».6. «Творчество» Тема урока станет темой сочинения-миниатюры: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете». Звучит тихая музыка, дети пишут, позднее читают отрывки.7. «Рефлексия» Ученики рассказывают о своём состоянии на каждом этапе урока.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…