АВГУСТОВСКАЯГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ31 августа 2009 г. в канун нового учебного года в Коломне состоялась городская педагогическая конференция «Развитие системы художественного образования в Коломне: традиции и новации». В ней приняли участие руководители и преподаватели муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей: «Детская художественная школа» «Детская музыкальная школа № 2» «Детская хоровая школа имени А. В. Свешникова» «Центральная детская музыкальная школа имени А. А. Алябьева» Председатель Комитета по культуре администрации городского округа Коломна Н. В. Маркелова в своем докладе подчеркнула, что деятельность муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей имеет огромное значение. Работа этих учреждений направлена на формирование общечеловеческих ценностей художественно-образного познания мира в процессе личностного становления ребенка. Н. В. Маркелова рассказала о том, как сегодня реализуется программа дополнительного образования сферы культуры и искусства в городе, какие шаги делаются для совершенствования образовательного пространства и, прежде всего, для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Н. В. Маркелова представила работу школ в 2008-2009 учебном году, дала оценку развитию системы дополнительного образования сферы культуры и искусства в Коломне за последние годы, проанализировала успехи и ошибки. Также на педагогической конференции были поставлены цели и определены приоритетные задачи на следующий 2009-2010 учебный год. В современных условиях профессиональное общение преподавателей, эффективный обмен мнениями, знаниями и опытом становятся все более востребованными в деятельности педагогических коллективов школ дополнительного образования сферы культуры и искусства в Коломне. Поэтому не случайно формой августовской встречи педагогов явилась КОНФЕРЕНЦИЯ, на которой были выработаны рекомендации по реализации приоритетных задач в новом учебном году. Главным мероприятием педагогической конференции стали выступления докладчиков. Они обобщили свой педагогический опыт: 1.Сурова О. А. – преподаватель высшей квалификационной категории Центральной детской музыкальной школы имени А. А. Алябьева, руководитель секцией народных инструментов КМО Тема: «Методическая копилка преподавателя:Авторская программа по предмету «Музицирование»Методическая разработка «Активизация творческого потенциала ребенка на уроках «Музицирования»Нотный сборник «Народные песни в обработке и переложении для хроматической гармоники»» 2.Дергунова Л. Я. – заместитель директора Детской музыкальной школы № 2, преподаватель I квалификационной категории. Тема: «Практическая реализация принципа преемственности в работе МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2» по направлению «Детский сад – музыкальная школа». Пилотный проект непрерывного дополнительного образования в Щурово» 3. Новиков А. Л. – заместитель директора «Детской художественной школы», преподаватель 1 квалификационной категории Тема: «Интеграция художественных и исторических традиций Коломны в проведении пленэра». 4. Андреева О. Н. – руководитель фольклорного ансамбля «Беседушка» Центральной детской музыкальной школы имени А. А. Алябьева, преподаватель I квалификационной категории Тема: «^ Детский фольклорный коллектив «Беседушка» и его организация». 5. Гришина О. Г. – руководитель младшего хора «Искорки», хормейстер Образцового коллектива Концертного хора, хора мальчиков Детской хоровой школы имени А. В. Свешникова Тема: «^ Хоровое искусство как средство нравственно-патриотического воспитания детей». Темы выступлений очень разнообразные, но все они имеют практическую направленность. В завершении участниками Городской педагогической конференции были выработаны рекомендации на следующий 2009-2010 учебный год. Конференция получила высокую оценку, была отмечена ее своевременность и необходимость.^ Предлагаем Вашему вниманию одно из выступлений.Хоровое искусствокак средство нравственно-патриотического воспитания детейОбобщение педагогического опыта. Руководитель младшего хора «Искорки», хормейстер Образцового коллектива Концертного хора, хора мальчиков Детской хоровой школы имени А. В. Свешникова – О. Г. Гришина. В детской хоровой школе имени А. В. Свешникова нравственно-патриотическому воспитанию учащихся уделяется большое внимание. На хоровых занятиях я стараюсь создать атмосферу доброты, терпимости, душевного покоя, заложить нравственные основы, научить детей правилам общения и умения жить среди людей. Музыка способна воздействовать на чувства ребенка, значит, она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Любовь к детям, моей будущей профессии была предопределена в раннем детстве. Мне посчастливилось учиться в Детской хоровой студии «Костер». Для меня и многих моих сверстников студия стала любимым вторым Домом. Сюда с большой радостью мы бежали на занятия и каждый раз с нетерпением ждали новых встреч с друзьями и преподавателями. Концертный хор был гордостью студии. Пение в хоре приносило всем радость, счастье, и каждый чувствовал огромную ответственность перед общим благородным делом. Все программы значительных городских мероприятий завершало выступление детского хора в красно-белых костюмах с пионерским галстуком на высоком патриотическом подъеме! Звучали любимые хоровые произведения «Московский Гаврош», «Баллада об убитой скрипке», «Девочке из Мензелинска», «Песня о первом пионерском отряде». Героями этих песен были наши ровесники, они бескорыстно защищали нашу Родину. Мы с удовольствием исполняли и произведения, воспевающие красоту родной страны, любимого города, искренность и доброту человеческих отношений, крепнущую дружбу народов и, конечно же, счастливое детство! Помните? ^ Все люди на большой планете должны всегда дружить,Должны всегда смеяться дети и в мирном мире жить! В деятельности ДМХС «Костер» была заложена великая сила духовно-нравственного воспитания молодежи. Сначала основания коллектива (1963) и на протяжении 32 лет художественным руководителем и дирижером хора являлась Заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Андреевна Максимова. Галина Андреевна Максимова…В жизни многих мальчишек и девчонок она сыграла важную роль! Учила их петь, понимать музыку, жить по законам нравственности и непрестанно работать над собой. Она ценила человеческую порядочность, очень любила своих учеников, с большим уважением относилась к коллегам, родителям. Хоровое искусство, которое Галина Андреевна долгие годы пропагандировала в Коломне, объединяло людей, особенно подрастающее поколение, объединяет и сейчас, духовно обогатило, повлияло на развитие творческих способностей детей. ^ Дело талантливого дирижера, музыканта продолжает жить! Руководители и преподаватели Детской хоровой школы им. А. В. Свешникова являются достойными ее преемниками. Большая часть коллектива – ее ученики. Не прервалась нить добрых традиций, заложенных «костровским» временем! Сегодня, к счастью, дети нового поколения, как когда-то и я со своими ровесниками, с интересом занимаются в Детской хоровой школе имени А. В. Свешникова. И как в далекие времена выступление теперь уже Образцового коллектива концертного хора Детской хоровой школы им. А. В. Свешникова также – замечательное событие, праздник хорового пения! Сегодня им руководит ученица Г. А. Максимовой – М. Г. Стукнина. Концертный хор ДХС «Костер», художественный руководитель и дирижер^ Г. А. МаксимоваКонцертный хор ДХШ имени А. В. Свешникова, художественный руководитель и дирижер ^ М. Г. СтукнинаМладший хор «Искорки», художественный руководитель и дирижер ^ О. Г. ГришинаИдут годы, но прочная духовная сила, связывающая многие поколения той поры, является опорой для современной молодежи, за которой будущее нашего города, страны. Я горжусь, что мне выпала честь быть ее Наставником и Учителем! Воспитывать в детях нравственные, гуманные, патриотические чувства на своем личном примере, любить, верить в них, как когда-то поверила в меня Галина Андреевна! Она многому меня научила! ЕЕ проникновенные слова, написанные на подаренной мне фотографии, стали для меня путеводной звездой: «Моей любимой и дорогой девочке «Красной шапочке»- Оксаночке! (я солировала песню «Красная шапочка»). Проходят годы, наступают дни расставания, вот ты и выросла. Желаю тебе счастья, мой голосистый соловушка, будь здорова, радостна». ^ Теперь и в моей жизни находится время для добрых слов моим ученикам.Думаю, любовь к Родине начинается с любви к дому, семье, к школе, к Учителю! В школе я являюсь руководителем младшего хора «Искорки» и хормейстером хора мальчиков. Участниками хоров становятся дети младшего школьного возраста (до 10-11 лет) При формировании этих коллективов, безусловно, учитываю возрастные характеристики детских голосов: небольшой диапазон, характер звучания, как правило, это небольшая сила звука, тембр не насыщенный, но светлый, серебристый, особенно у мальчиков. Тщательно продумываю методы и формы психологического воздействия на учащихся, организацию репетиционного процесса, следую принципам подбора репертуара. Я считаю, что репертуар должен обязательно носить глубокий воспитательный характер, быть высокохудожественным, разнообразным по характеру и содержанию и – каждое произведение непременно должно двигать хор вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их. Основу разнообразного репертуара хора составляют произведения о любви к людям, родителям, о бережном отношении к природе, о красоте родной земли, Коломны, России.^ Как просторна и как высокаСинь небес над Отчизной моей.И плывут облака, и проходят века Над раздольем лесов и полей. Я к березке щекой прислонюсь, Затеряюсь в озерных краях – Это Русь, это Русь, В ней и радость, и грусть, И судьба, и надежда моя. Эти строки из песни Беляева «Русь» раскрывают красоту и величие нашей Родины: ее необъятные просторы, «синь небес», «раздолье полей», «озерные края». От общих ярких впечатлений авторы песни помогают детям перейти к личностному восприятию стихов. Эмоциональный характер строк усиливают местоимения «я», «моя», помогающие ребятам осознать свою причастность к сказанному. Великий композитор, дирижер, хормейстер прошлого столетия Александр Васильевич Свешников, чье имя сегодня носит хоровая школа, говорил «об эмоциональном и психологическом воздействии музыки и слова на душу человека», о том, что «с особенным вниманием и заботой следует относиться к словам», считая это важной частью вокально-хоровой музыки.^ В нашем городе юном и древнем,Каждый кустик мне дорог и мил,Здесь мне машут ветвями деревья,Те, что сам я в добрый час посадил.Пусть и летом и зимойБудет садом город мой,Пусть всегда поют в нем птицы,Подпевая нам с тобой!Эту песню Ю. Чичкова «Будет садом город мой» дети разучивают с большим удовольствием, ведь они поют о своей малой родине – Коломне – и признаются в искренней и чистой любви! С интересом я наблюдаю за тем, как взрослеют мои ученики, как формируется их мировоззренческая позиция. Постепенно дети приходят к важному пониманию того, что слова в песне имеют не только определенный смысл, но и свою неповторимую окраску, интонацию. Моя задача – помочь понять и ощутить их эмоционально – решить проблему художественного исполнения разучиваемого произведения. На подобных занятиях часто объясняю детям историю Коломны, знакомлю их с литературными, музыкально-художественными традициями, составляющими духовные ценности горожан, делюсь личными впечатлениями и переживаниями, используя интерактивные формы работы. В процессе разучивания песен подобного плана раскрываются самые удивительные и необходимые качества формирующейся личности: ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ. Маленький человек представляет себя единым целым с большим городом! В благородном порыве чувств он поет:^ В доброту и сердечность я верю!Вместе с городом щедрым своимНи травинку, ни птицу, ни зверяМы в обиду никогда не дадим!И снова цитирую великого СВЕШНИКОВА: «…одухотворенный творческий порыв возможен только тогда, когда он рождается на реальной основе знаний, умений и навыков… вокально-техническая выучка, осмысление художественного образа дают простор вдохновению… позволяющему исполнить хоровое произведение с неповторимыми оттенками интерпретации». Значителен художественный образ песни Я. Дубравина и В. Гина «Мы в доме одном живем». О единственном прекрасном доме для человека и природы – земном шаре, о дружбе между народами, главном чувстве ЛЮБВИ, которое должно жить в сердцах всех людей планеты, поют учащиеся. К занятиям по изучению подобных произведений прошу ребят серьезно приготовиться: побеседовать с родителями о жизни государств, познакомиться с картой мира, сформировать свое мнение о содружестве стран. Это трудная, но интересная задача. И поэтому урок начинаю с простых и необходимых объяснений таких понятий, как взаимоуважение, дружба, взаимопонимание. Так, приобщая детей к духовным ценностям, я воспитываю в них чувство ПАТРИОТИЗМА, а оно неотделимо от воспитания чувства НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ: Огромен мир, в котором мы живем: Шумят леса, и реки катят воды. Весь шар земной – один прекрасный дом Для человека и природы. Что шепчет клен? О чем журчит родник? И почему ночами плачет вьюга?^ Язык любви – единственный язык для понимания друг друга. ***Кружит ли ветер снежный,Дороги заметая,Смеются ли ромашкиПод солнечным дождем –В любое время года^ Прекрасна ты, роднаяЗемля, где мы родились,Земля, где мы живем!С подобным содержанием в репертуаре хора «Искорки» и хора мальчиков много песен:«Мы желаем Вам добра» муз. Г. Струве, сл. В Орлова«Родная песенка» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского«Творите добрые дела» муз. В. Беляева, сл. Л. Мерновой«Березовая песенка» муз. С. Маги, сл. В. Татаринова«Земля, где мы живем» муз. Е. Четверикова, сл. В. Степанова«Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта.В этом направлении я работаю с хорами много лет и особенно внимательно отношусь к произведениям патриотического, глубоко нравственного содержания, понимая меру ответственности перед душами и сердцами маленьких ребят. По словам Валентина Распутина, великого писателя современности, «дело искусства – сохранять душу». Очевидно, что в современной действительности изучение этого материала на хоровых занятиях и в индивидуальной работе с учащимися требует нового подхода, новых форм и методов раскрытия средств художественного выражения, дидактических принципов, решения поставленных перед хором технических задач. В обновлении детского восприятия и впечатлений часто использую образные сравнения. Этим снимаю напряженность и усталость коллектива, обеспечиваю отдачу от каждого маленького певца-исполнителя. Часто дети получают задание нарисовать песню, в рисунке попытаться раскрыть ее содержание. Эти детские работы далеки от совершенства, задача у детей другая – рассказать о своем внутреннем мире, поделиться сокровенным. Учащиеся приносят на занятия рисунки с надеждой, что они непременно понравятся друзьям и, конечно же, мне. Я стараюсь в этом творческом порыве поддержать каждого, прошу рассказать о задуманном сюжете, образе, использовании красок и помогаю связать воедино МУЗЫКУ и ТВОРЧЕСТВО. МУЗЫКА, действительно, живет в каждой детали детского рисунка: и в восходе солнца, и в журчанье ручья, в порхании бабочки и утренней песенке соловья, в шелесте листвы, в дыхании ветра… Для детей младшего школьного возраста образ Родины, прежде всего, ассоциируется с МАМОЙ. Известному детскому писателю Юрию Яковлеву принадлежат слова, с которыми нельзя не согласиться: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» В песнях о маме раскрываются простые и непосредственные чувства детей:Мы уже стали немного взрослей, мама,Стали добрее и стали нежней сами, ^ И доброта делает нас выше,Это часть сердца в нас твоего, слышишь?«Мама» композитора С. Смирнова стала любимой песней всех хористов, ее обязательно исполняем на школьных и городских концертах. Эта еще одна возможность поговорить всем вместе о любви, ласке, нежной радости, о том, с чего начинается РОДИНА. Хоровое пение в нравственно-патриотическом воспитании учащихся имеет позитивное начало. Оно способно сформировать духовную культуру детей, что является общей целью ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Закончу свое выступление словами песни ^ Г. Струве «Мы желаем Вам добра» и обращусь к своим коллегам: что бы ни происходило в нашей сегодняшней жизни, уважаемые коллеги,ТВОРИТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА!Они обратно к Вам вернутьсяИ в каждом сердце отзовутся.ТВОРИТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА!Без дел молитва не сильна,Ее Всевышний не услышит.Пока жива душа и дышит,ТВОРИТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА!Будьте достойным примером своим ученикам! Сейте «разумное, доброе, вечное»! Информацию подготовила ведущий специалист Комитета по культуре администрации городского округа Коломна Иванова И. Н.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…