Социально-экономическоеразвитие Ливии в 80-90 гг. ХХ века
ливия эмбарго иностранныйкапитал
В период с начала 80-х годовна экономическое развитие ВСНЛАД оказывали влияние колебания цен на нефть намировом рынке, а также политические факторы. После введения в 1978 г.односторонних американских санкций против Ливии (установления полного торговогоэмбарго и замораживания всех активов Ливии в США) ряд американских компаний, втом числе «Occidental Petroleum», «Conoco», покинули ее территорию. В 1992 г.СБ ООН принял резолюцию № 748 о введении санкций в отношении Ливии (запрет наавиасообщения, военно-техническое сотрудничество и пр.) в связи с обвинениями впричастности ливийских граждан к взрыву самолета американской компании «Пан-Ам»в небе над шотландским городом Локерби. В 1993 г. были введены дополнительныесанкции ООН в отношении Ливии. Они включали, в частности, запрет на импорттехнологического оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающихзаводов и нефте- и газопроводов в соответствии с утвержденным перечнем (заисключением бурового оборудования). Под влиянием всех перечисленных факторовдобыча нефти в Ливии сократилась с 1,8 млн. в 1980 г. до 1,4 млн. в 1998 г.(кроме того, она резко колебалась по годам – в 1997 г. было добыто 973 тыс.б/д).
Уменьшение поступлений отэкспорта нефти с 22,5 млрд. долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1983 г. и 6 млрд.долл. в 1986 г. поставило под угрозу выполнение плана социально-экономическогоразвития с общей суммой капиталовложений в 18,5 млрд. лив.д., срок действиякоторого заканчивался в 1986 г.
Следует отметить, что наиболеесущественное сокращение доходов пришлось на 80-е годы, когда странареализовывала крупные проекты экономического развития, импортировала большоеколичество потребительских товаров для населения, оплачивала иностраннуюрабочую силу, закупала вооружение. Ливийское руководство было вынуждено резкосократить импорт, отложить или заморозить осуществление некоторых проектов,снизить расходы госбюджета. Тем не менее, в списке первоочередных былиоставлены такие объекты тяжелой обрабатывающей промышленности, какметаллургический комплекс в Мисурате, алюминиевый в Зуаре, нескольконефтехимических предприятий в Аль-Бреге и Рас Лануфе, а также сооружениеВеликой искусственной реки (ВИР) по переброске 2 млн. куб. м. воды в день изподземного резервуара на юго-востоке страны в прибрежные районы на севере.
Установление полноготоргового эмбарго против Ливии в 1986 г. вызвало значительное сокращениегосударственных капиталовложений, главным образом на реализацию проектов вобласти инфраструктуры. По некоторым оценкам, было приостановлено выполнениепроектов на общую сумму около 30 млрд. долл., что привело к значительномусокращению рабочих мест. Появилась безработица. Рост цен на продовольствие иуслуги достигал в отдельные годы 200%. Государство выделяло субсидии на сырье итовары первой необходимости, чтобы они оставались доступными для населения.Возникла нехватка многих потребительских товаров, а субсидируемые товары ипродукты продавались на «черном рынке» по более дорогой цене. Процветалаконтрабандная торговля. Обострилась жилищная проблема, ухудшилась работаучреждений здравоохранения и образования.
Только за пять лет действиямеждународного эмбарго, согласно опубликованному в Триполи в декабре 1997 г.докладу народного бюро по внешней политике, потери Ливии превысили 24 млрд.долл., причем наиболее сильно пострадали такие отрасли экономики, какнефтедобыча, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Эмбаргоподорвало планы развития инфраструктуры.
Все эти факторыспособствовали снижению ВВП, который начал увеличиваться лишь с середины 90-хгодов в связи с улучшением конъюнктуры мирового рынка нефти и смягчениемэкономических санкций.
Следует сказать, чтоливийскому руководству не удалось пока решить задачу преодоления чрезмернойзависимости экономики от добычи и экспорта нефти. На ее долю по-прежнемуприходится до 95% доходов от экспорта. Доля нефтяной и газовой промышленности вВВП в 2000 г. составляла около 40%.
В конце 90-х годов лидерливийской революции М. Каддафи с целью повышения темпов экономического роста ипреобразования экономической структуры (преодоления ее ориентированногопреимущественно на нефть характера) призвал к проведению экономической ифинансовой реформ, которые предусматривали частичную экономическуюлиберализацию, введение плавающего курса ливийского динара, преобразование рядагосударственных предприятий в «государственные акционерные компании». М. Каддафипредложил провести перестройку экономики, находящейся под «строгимгосударственным контролем» (т.е. речь шла об ослаблении государственноговлияния на экономику).
Ограничения на импортпотребительских товаров и поддержание завышенного курса ливийского динарапривели к увеличению спроса на наличную иностранную валюту внутри страны.Центральный банк Ливии предпринял ряд мер, направленных на ограничение теневогооборота валюты, который составлял до 25% общего объема валютных сделок. В конце1998 г. была осуществлена девальвация динара на 14%, а также проведена сериявалютных интервенций, что позволило уменьшить параллельный курс с 3,2 динара заодин долл. до 1,5. Предполагалось введение плавающего курса ливийского динара.
В начале 2000 г. М. Каддафиподверг резкой критике деятельность Высшего народного конгресса (ВНК). Послеэтого ВНК внес изменения в финансирование государственного плана, которыезаключались в том, что отныне только 20% необходимых средств будут выделятьсяза счет доходов от нефти (при этом, однако, не было указано, за счет какихисточников будут финансироваться остальные государственные расходы).
Увеличившийся с середины90-х годов спрос на ливийскую нефть и рост доходов от нее (в 1995 г. – 4 млрд.долл.) позволили ливийскому руководству разработать пятилетнюю программусоциально-экономического развития на 2001–2005 гг. с общей суммойкапиталовложений в 30 млрд. долл. (самый большой объем капиталовложений запоследние 20 лет). Утверждая эту программу, ВНК исходил из того, что в 2001 г.реальный прирост ВВП составил 4,7%. На 1999 г. был запланирован темп роста в4,3%, а фактически он составил 5,4%4. Значительную часть увеличившихсядоходов – около 12–13 млрд. долл. – предполагается направить на развитиеинфраструктуры и модернизацию тяжелой промышленности, что будет способствоватьмодернизации экономики в целом. В числе основных проектов – переоборудованиеметаллургического завода в г. Мисурата с удвоением его мощности до 1,2 млн. т вгод. На проведение этих работ ливийская металлургическая компания («Lisco»)намерена затратить 20–25 млн. долл. План предусматривает также развитиенефтедобычи и нефтепереработки.
Для выполнения программынеобходимо привлечь иностранные инвестиции. Запланированный значительный объемкапиталовложений, 5%-ный экономический рост послужили сигналом для заграничныхинвесторов, которые стали рассматривать Ливию как потенциального торговогопартнера и объект для инвестиций (как в 70-е годы). Немалую роль сыграл и отказливийского руководства от политики изоляции.
Иностранный капиталпроявляет интерес к инвестированию в ливийскую экономику, причем не только в еенефтегазовую отрасль. Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов являетсяотсутствие соответствующего законодательства. Законы шариата применяются восновном при решении семейных проблем, в отношении наследуемого имущества и пр.Существует коммерческий (торговый) свод законов, а также специальные законы идекреты. Законов же, касающихся иностранных компаний, которые намеренывкладывать свои капиталы в Ливии, немного. Это нефтяной закон № 25 от 1955 г.,закон № 5 «Обеспечение иностранных инвестиций в Ливии» от 1977 г. и различныезаконы о социальной защите, занятости и иммиграции.
Одновременно с принятиемзакона № 5 было создано специальное ведомство, призванное содействоватьпривлечению инвестиций в сельское хозяйство, промышленность, сферуобслуживания, туризм и т.д. Особо подчеркивалась необходимость налаживанияпроизводства оборудования, запасных частей, совершенствование телекоммуникаций,в частности, подключение к Интернету. Закон об иностранных инвестицияхпредусматривал ряд льгот для инвесторов, а также местных предпринимателей,занятых в совместных предприятиях. Список льгот включал в себя: освобождение оттаможенных пошлин и налогов на машины и оборудование, право передачисобственности на разработанный проект и реэкспорта капитала, право использоватьиностранный персонал за неимением подготовленного местного соответствующейквалификации. Отдельные положения закона касались лизинга, собственности наземлю и сооружения зданий, необходимых для осуществления проекта.
Закон № 5 гарантировалбезопасность от национализации и конфискации, за исключением случаев посудебным решениям. В том случае, если род деятельности, которой занималсяинвестор, не подходил ни под одну из статей закона, последний мог выбратьальтернативные варианты: 1) зарегистрироваться как ливийское отделениеиностранной компании, 2) образовать совместное предприятие с ливийскимпартнером, 3) выбрать местного агента. Если иностранная компания намереваласьоткрыть в Ливии филиал, она должна была избрать тот вид бизнеса, в которомразрешалась деятельность иностранных фирм, а именно: горнодобывающаяпромышленность, геологоразведка, судоходство, авиация, связь. Следует отметить,что процедура оформления дочерних представительств очень сложная, требует сборамассы документов и предоставления их ливийскому коммерческому департаменту наарабском языке, а затем ливийское народное бюро передает их уже на языкематеринской компании. Что касается второго варианта – основания совместнойкомпании, то условия здесь менее привлекательны для иностранных инвесторов,поскольку 51% капитала должен принадлежать ливийскому государству, ибольшинство членов совета директоров, а также сам директор должны бытьливийцами. Документ об учреждении совместной компании должен содержать данные окомпании, сфере ее деятельности и о держателях акций. Третий вариант –назначение агента внутри страны. Это наиболее популярная стартовая точка дляжелающих вложить свои капиталы в Ливии. Однако законы об агентах устарели, онине содержат четких и ясных рекомендаций относительно таких соглашений окомпенсациях, которые должны выплачиваться и пр.
Следует сказать, что смомента принятия закона № 5 об иностранных инвестициях от 1977 г. прошлодовольно много лет. С тех пор в мире произошли большие изменения, выразившиесяв распространении информации и знаний, многократном и полном обновлениитехнологий, развертывании процессов регионализации и глобализации (процессконцентрации производительных сил человечества) и т.д. Назрела необходимостьпринятия нового, более совершенного законодательства об иностранныхинвестициях, учитывающего происходящие в мире изменения. Тем не менее, какотмечал журнал «MiddleEast» в октябре 2002 г., «президент ННК А.А. Хафезаз-Злитни является убежденным сторонником привлечения иностранных инвестиций, иэто, видимо, во многом определяет благоприятный для инвесторов климат встране».
В проведенном в начале 2002г. компанией «Robertson Research» исследовании Ливия названа в числе наиболеепривлекательных в мире стран для разведки и добычи нефти. По результатамопроса, проведенного в нефтяных компаниях, единственным недостатком быланазвана долгая процедура выдачи лицензий на разведку и разработкуместорождений. Хотя низкие издержки производства, составляющие всего 1 долл. забаррель, несомненно, являются фактором, привлекающим инвесторов. Нынешняя открытостьливийской экономики для иностранного капитала также способствовала такомувыводу исследования.
После завершения «делаЛокерби» 30 января 2001 г. открылись перспективы урегулирования отношений сЗападом. Но отношения с США оставались напряженными. Ввод полного торговогоэмбарго против Ливии в 1986 г. фактически закрыл доступ на ее территориюамериканским нефтяным компаниям. В результате американские нефтяные компаниипонесли большие убытки, потеряв обширные территории в нефтеносном бассейнеСирт. Активы группы «Oasis», в которую входили «Conoco», «AmeradaHess»,«MaratonOilCompany», «OccidentalOilCorporation» и ныне не существующая«GracePetroleum», были заморожены. Ливийское руководство предлагалоамериканским нефтяным компаниям возобновить деятельность, пообещавурегулировать вопрос в отношении их собственности. Несмотря на это,представитель США заявил, что любая компания, которая инвестирует в экономикуЛивии более чем 40 млн. долл., согласно ирано-ливийскому акту о санкциях, илизакону Амато-Кеннеди (ILSA), должна быть наказана. Однако крупные европейскиекомпании, такие как итальянская ENI, французская «TotalFinaElfofFrance»ииспанская «Repsol YPF», продолжали работать в Ливии, не подвергаясь санкциям.Крупнейшими иностранными производителями после ухода пяти американских нефтяныхкомпаний являются итальянская ЕNI с ее дочерним отделением «Agip», которыепроизводят 82 тыс. б/д на месторождении БуАтифель, и испанская «Repsol»,добывающая 150 тыс. б/д на комплексе «Аш-Шахара». Однако «Agip» предполагаетпревзойти все другие иностранные компании по объему инвестиций в этой стране,осуществив грандиозный проект разработки месторождений природного газа вЗападной Ливии стоимостью примерно в 5,5 млрд. долл.
В период нового пятилетнегоплана предусматривается укрепление экономических отношений с Италией,предоставление новых привилегий итальянским партнерам. Итальянские фирмы окажутЛивии содействие в разработке нефтяных и газовых месторождений,нефтепереработке, развитии инфраструктуры и прочих отраслей хозяйства.Достаточно отметить, что из общей суммы иностранных инвестиций на развитиеэкономики Ливии до конца 2005 г., которая оценивается в 12 млрд. долл., наитальянские фирмы приходится половина. Италия готова содействоватьстроительству железных дорог, которые свяжут Ливию с Тунисом и Египтом,трубопровода, Великой искусственной реки (ВИР), окажет помощь в очистке нефти.
Ливия намерена подписать сИталией контракты на общую сумму 4 млрд. долл. Из них 2250 млн. долл. еюпредполагается израсходовать на обустройство континентальных и шельфовыхместорождений, а также на строительство нефтегазоперерабатывающего завода в г.Мелита.
Оставшаяся сумма поступит враспоряжение Ливийской национальной нефтяной корпорации. Кроме того,дополнительно 750 млн. долл. будут выделены на строительствотранссредиземноморского трубопровода.
ENI (через своего местногооператора «Agip North Africa») является крупнейшим производителем нефти вЛивии. Общая добыча на месторождении БуАтифель и шельфе Бури в блоке NC-41составляет 170 тыс. б/д. Приобретение акций английской компании «Lasmo» и еедоли в крупнейшем месторождении Элефант в блоке NC-174 увеличило возможностиENI. К 2005/2006 г. компания намечает поднять добычу до 250 тыс. б/д в нефтяномэквиваленте. Согласно заявлению представителя «Lasmo», запасы открытых еюзалежей нефти на месторождении Элефант оцениваются в 500 млн. барр. «Lasmo»действовала в блоке NC-174 совместно с дочерней компанией ENI – «Agip» июжнокорейским консорциумом «KoreaPetroleumDevelopmentCorporation» («Pedco»).
Испанская компания «Repsol»является основным участником международного консорциума в составе французской«Total» (24% акций), австрийской «OMV» (24%) и норвежской «Saga» (20%), которыйеще в 1997 г. подписал контракт на разработку и эксплуатацию нефтяногоместорождения на площади З2 тыс. кв. км. Добыча нефти составляет 75 тыс. б/д.Этот участок прилегает к другому месторождению, разработку которого ведетконсорциум почти в таком же составе за исключением норвежской компании.
Следует отметить, что компания«Total» вторично за короткий промежуток времени стала участницей объединения,деятельность которого могла навлечь на себя санкции со стороны США, согласнозакону Амато-Кеннеди (речь идет об участии этой компании совместно с российским«Газпромом» и малазийской фирмой «Petronas» в консорциуме для разработкикрупного газового месторождения в Иране).
Испанская компания «Repsol»подписала соглашение об исследовании и разработке еще двух месторождений вбассейне Мурзук общей площадью 23 тыс.кв.км. Ливийская сторона намеренапредложить «Repsol» более выгодные условия в рамках EPSA – 3 (соглашение оразработке и долевом участии в производстве).
В мае 2002 г.дипломатические источники сообщили, что немецкая компания «Wintershell» велапереговоры с ННК относительно проведения буровых работ на территории концессии,принадлежавших группе американских компаний «Oasis». Предполагается, чторазработка новых месторождений на этой территории (ранее добычу осуществлялакомпания «WahaOil») позволит удвоить добычу нефти в Ливии, доведя ее до 3 млн.б/д. В трудных условиях, несмотря на все препятствия, ННК сумела сохранитьуровень добычи, определенный квотой ОПЕК – 1,4 млн. б/д.
В последние годы, учитываянестабильность цен на нефть на мировом рынке, ограничительные квоты ОПЕК на еедобычу, целенаправленную политику стран-импортеров, прежде всего индустриальноразвитых государств, вызвавшую перестройку всего энергосырьевого секторамирового хозяйства (несмотря на мощное воздействие роста добычи нефти наконъюнктуру мирового топливного рынка, общие темпы ее роста существенно отстаютот темпов роста добычи угля, а еще больше – природного газа), ливийскоеруководство стало уделять большое внимание разработке своих богатейшихместорождений газа. В 1999 г. ННК заключила соглашение с итальянской компаниейENI о строительстве транссредиземноморского трубопровода длиной 600 км черезИталию в Европу. Проект получил название «Зеленый поток». К 2004 г. в Италиюпланируется поставлять 8 млрд. куб. м газа в год. Это крупнейшее вложение иностранногокапитала в последнее время, а также первый столь масштабный проект поиспользованию фактически нетронутых запасов природного газа Ливии. Трубопроводпредставляет собой грандиозное инженерное сооружение, самое глубоководное вмире. На его строительство предполагается израсходовать 750 млн. долл.Контракты на осуществление проекта заключены с японской компанией «JGCCorporation», итальянской «Saipem» и китайской «China Engineering Petroleumand Construction».Уже достигнуты соглашения с рядом компаний об экспорте добываемого газа, в томчисле с «GasdeFrance» и итальянской «Energia» о закупке по 2 млрд. куб. м в годкаждой и итальянской «EdisonGas» о закупке ею 4 млрд. куб. м газа в год. Каждоесоглашение заключено на 24-летний период. Столь высокий спрос на ливийскийприродный газ отражает возросшую потребность в этом виде сырья и топлива вевропейских странах. По расчетам специалистов, к 2015 г. импортируемый Италиейгаз составит до 40% всех потребляемых ею энергоресурсов, т.е. на 30% превыситнынешний уровень. Ливия, обладая гигантскими запасами газа в 1,3 трл. куб. м, атакже в силу географической близости к рынкам Южной Европы может стать для неекрупным поставщиком этого вида углеводородного сырья. Газ будет поступать сдвух главных месторождений – Вафа в блоке NC-160 вблизи алжирской границы ишельфового – в блоке NC-41, в 110 км севернее Триполи. Произведенный вколичестве 10 млрд. куб.м газ планируется перекачивать на перерабатывающиеустановки строящегося на побережье в г. Мелита завода. Отсюда 8 млрд. куб. мбудет экспортироваться через «Зеленый поток» в Италию и Европу, а оставшиеся 2млрд. пойдут на удовлетворение внутренних потребностей Ливии.
Совместнаяливийско-итaльянcкaя компания «AgipGas», 75% акций которой принадлежит ENI и25% акций – ННК, будет управлять обустройством месторождения Вафа, шельфовойплатформы в блоке NC-41. «AgipGas» от имени ENI и ННК заключили контракт сконсорциумом во главе сяпонской «JGC Corporation» в составе итальянской«Tecnimont» и ее французского филиала «Sofregas» на сумму 1200 млн. долл. напроектирование и строительство комплекса установок по обработке углеводородногосырья близ г. Мелита. Мощность комплекса должна составить 4,9 млн. т в годжидких углеводородов и 10 млрд. куб. м газа. Строительство комплекса являетсячастью проекта освоения шельфового (блок NC-41) и сухопутного (блок NC-169)нефтегазовых месторождений.
В конце 80-х и в 90-е годы вусловиях низких цен на сырье появилась тенденция к наращиванию мощностей нефте-и газоперерабатывающей промышленности. Пока уровень переработки добываемойнефти в Ливии составляет 25%, т.е. значительно ниже, чем, например, в Иране(42%) или в Ираке (52%). Мощности нефтеперерабатывающих предприятий (без учетамощностей в Европе, где Ливия имеет долевое участие) возросли со 130 тыс. б/д в80-е годы до 1524 тыс. б/д в 2000 г. Кроме того, Ливия наладила партнерскиесвязи с европейским капиталом в области переработки ливийской нефти встранах-потребителях ливийского углеводородного сырья – Италии, Германии,Швейцарии. Ливией были предприняты меры и по созданию собственной дистрибьюторскойсети в странах-потребителях – Италии, Германии, Испании. Если учесть тепроизводственные мощности, которыми частично владеет Ливия в Европе, то долянефти, которая может быть переработана, возрастет примерно до 45% (380 тыс. тна собственных НПЗ и 300 тыс. т на европейских). В 1998 г. из 7З млн. т добытойнефти было произведено 20 млн. т нефтепродуктов. Ливийское руководство основнойупор в своей нефтяной политике делает на увеличение переработки нефти в Европе.Им выдвинута цель – увеличить мощности по переработке нефти в ближайшее времядо 2 млн. б/д. При этом руководящие деятели Ливии отдают себе отчет в том, чтоэта цель может быть достигнута только при привлечении к участию международныхнефтяных компаний. Находясь в изоляции, страна не имела ни финансовых средств,ни доступа к современным технологиям для усовершенствования отрасли. В связи сэтим представляется, что ливийское руководство будет приветствовать возвращениеамериканских нефтяных компаний в Ливию. (Главным препятствием для улучшенияотношений с американскими компаниями является нерешенность вопроса о выплатекомпенсаций семьям пострадавших при взрыве самолета над Локерби. В случаеневыплаты США могут заморозить ливийские активы, включая капиталы, размещенныеза границей). Нефтехимическое производство находится в Ливии в начальнойстадии. Но все же здесь налажен выпуск продукции, пользующейся спросом как навнутреннем, так и на внешнем рынке: полиэтилена, пластмасс, удобрений и т.п.
Другой перспективнойотраслью для вложений иностранного капитала является сектор телекоммуникаций.За 15-летний период относительной изоляции от внешнего мира технологии в этойотрасли серьезно устарели. Для того, чтобы привести ее в соответствие с современнымитребованиями, по расчетам специалистов, потребуется вкладывать в течениеближайших 10 лет не менее чем по 400 млн. долл. в год. В Ливии обеспеченностьдаже телефонной сетью очень низкая: всего 10% населения против 43%, например, вМарокко. Компания «GeneralPostandTelecommunications» (GPTC), образованная в1985 г. из двух существующих организаций и 13 местных муниципальных компаний,планирует обеспечить телефонами 20% населения к 2010 г., ввести обслуживаниесотовой телефонной связью GSM и увеличить число пользователей Интернетом до 500тысяч. В осуществлении этих проектов разрешено участвовать частным инвесторам.Ранее претворение в жизнь намеченных планов сдерживалось американским эмбарго иотсутствием средств для инвестиций. В настоящее время мобильная сотовая связь иИнтернет быстро распространяются в Ливии. Перевод существующей системы нацифровую займет не менее пяти лет. В 2000 г. итальянская компания«PirelliSubmarineTelecomsSystems» завершила прокладку подводногооптоволоконного кабеля мощностью 2,5 Гигабайт/сек и обеспечила синхроннуюцифровую связь на основе оптических медианосителей (SDH) между Триполи иматериковой Европой. Немецкая компания «Siemens» выиграла тендер на установкумикроволновой системы SDH для поддержания линейной и сотовой GSM-связи вТриполи, Сирте и Бенгази. «Siemens» также осуществляет постепенный переводпередач на цифровую технологию. Международный концерн «Alcatel» ведет работы понаращиванию кабеля от границы с Тунисом к 12 прибрежным городам и далее доАлександрии в Египте и Тартуса в Сирии. Компания «Alcatel» завершила испытаниясети GSM, которая будет использовать систему SDH компании «Siemens». Триместных оператора GSM предлагают свои услуги главным прибрежным городам.Базирующаяся в Триполи «LTT Net», контролируемая сыном М. Каддафи МухаммедомСайедом аль-Исламом, является наиболее крупной и обеспечивает сотовую связь GSMи доступ в Интернет для жителей Триполи и его окрестностей. Она намеренаналадить связь с крупнейшими в Европе операторами GSM. Компания «GPTC» планируетстать провайдером услуг GSM.
Шведская компания«Ericsson», которая построила систему сотовой связи GSM от границы с Тунисом доСирта, намерена создать с ливийской стороной совместное предприятие. Ныне онаимеет акции совместно с «GPTC» в компании «Аль-Мадар», которая обеспечиламестную мобильную сеть общего пользования и предоставляет услуги по обеспечениюсотовой связью GSM. Связь осуществляется с помощью небольших мобильных сетей,которые получают и передают данные при помощи 14 местных внутренних (Domset) имеждународных (Interset) наземных станций. Оптоволоконный подводный кабельмощностью 45 Мегабайт/сек. от английской «FLAG Telecom» соединяет Ливию смеждународной сетью «FLAG» и обеспечивает передачу большого объема информации.«GPTC» намеревалась заключить с «FLAG» соглашение о внедрении на местных сетяхтехнологии SDH, чтобы увеличить их возможности к 2010 г. «GPTC» планирует кэтому сроку иметь адекватные современным потребностям технологии передачиинформации и обеспечить доступ к Интернету не менее 500 тыс. абонентам.
Ливия приобрела 5% акцийгосударственной телекоммуникационной компании из ОАЭ, которая намереваласьзапустить спутник связи, обеспечивающий 2,5 млн. телефонных каналов. Как здесьстало известно, промышленная группа «GPTC» инвестировала 25 млн. долл. вуставный капитал компании. Учитывая усиливающиеся связи Ливии с африканскимистранами, «GPTC» намерена приобрести контрольный пакет акций в планируемомпроекте осуществления спутниковой связи – «AfricanSatelliteProject» стоимостью500 млн. долл.
Ливийское руководствосчитает перспективной отраслью для иностранных инвестиций также туризм. Этаотрасль сферы услуг развита здесь сравнительно слабо. Кроме того, введениевоздушного эмбарго в 1992 г. привело к снижению числа туристов на 75%. В 1995г. Ливию посетили не более 100 тыс. туристов – ничтожно малая цифра для страны,располагающей 118 гостиницами, находящимися в основном на побережьеСредиземного моря и способными одновременно разместить 15,5 тыс. гостей. Длятуристов предлагаются следующие перспективные районы: оазис Бзима (Bzimah),расположенный в 160 км к северо-западу от Аль-Куфры, пустыни Залляф (Zallaf) иУбари (Ubari) с четырьмя большими озерами, долина Аллюд(Allud) в 206 км кюго-востоку от Мисураты с развалинами римского периода, изобилующаяартезианскими скважинами, национальный парк Сурман (Surman) в 50 км западнееТриполи и др.
В 1998 г. была образованатуристическая компания «Tourism Investmentand Promotion Board» (TIPB). Втечение следующих пяти лет, начиная с 2001 г., правительство планируетинвестировать 2–3 млрд. долл. в развитие туризма. В задачи «TIPB» входитубедить туроператоров, а также предпринимателей в том, что Ливия обладаетуникальной культурой, традициями, историческими памятниками, протяженной береговойлинией и, главное, открыта для бизнеса. Как заявил министр по вопросам туризмаБукари Хауда, «Ливия богата дикими пляжами, памятниками греко-римской иисламской архитектуры, пустынными ландшафтами, которые не могут не привлечьлюбителей сафари». Для того, чтобы принять возрастающее число туристов, «TIPB»должна создать дополнительно 60 тыс. мест.
Компания «TIPB» предлагаетжелающим инвестировать средства в туристические объекты создавать совместныепредприятия в соответствии с законом № 5. Однако необходимо убедитьпотенциальных инвесторов в том, что развитие туризма в Ливии – действительновыгодное дело. Европейские предприниматели проявляют определенный интерес ктуризму, но остаются нерешенными вопросы о частоте авиарейсов, получении виз,переводе прибылей и др. Ныне 23 международных транспортных агентстваобслуживают четыре международных аэропорта: в Триполи, Сирте, Бенгази иТобруке. Возросшее число туристов вынудит Ливию увеличить число рейсов иорганизовать чартерные рейсы. Итальянская компания «Valtur», котораяобслуживает туристические деревни в Марокко, Тунисе, Египте, готова действоватьи в Ливии. В феврале 2001 г. она заключила контракт с «TIPB» на 50 млн. долл. осоздании совместного предприятия для строительства отеля на 600 мест в ВиллаСилин (VillaSilin) вблизи Триполи с перспективой расширения до 1 тыс. мест. Принем будут созданы центр конгрессов, площадки для игры в гольф, амфитеатр,оздоровительные и спортивные центры. Мальтийская компания, занимающаясястроительством отелей, «Corinthia Group» намерена реализовать совместно с«TIPB» другой проект. Почти половина (47%) акций этой компании принадлежитливийской инвестиционной компании «Libian Arab Foreign Investment» – ЛАФИКО.Мальтийская компания пригласила архитекторов для проектирования комплекса дляотдыхающих вблизи г. Мисурата, к востоку от Аль-Хомса, причем это не первыйпроект, осуществляемый данной компанией в Ливии. В Триполи ее дочерняя компанияпостроила пятизвездочный отель, а также деловой центр и магазины на площади 600кв.м. Общая стоимость строительства оценивается в 125 млн. долл. Вслед замальтийской фирмой швейцарская «Moevenpick» планирует соорудить отель на 260номеров. Базирующаяся в Лондоне «PKF» завершила проектные работы длястроительства комплекса вблизи Аль-Фатах на площади 60-70 тыс. кв. м стоимостьюоколо 60 млн. долл., который будет включать отель на 300 номеров, деловой центри магазины. Ливийское руководство намерено объявить международные торги дляосуществления этих проектов.
Таким образом, смягчениесанкций позволило Джамахирии выйти из изоляции и предпринять шаги квосстановлению позиций на международной арене. Руководство ВСНЛАД продолжаетпринимать меры для привлечения иностранных инвесторов в экономику, прежде всегов нефтегазовую отрасль. При этом оно придерживается двустороннего подхода:во-первых, создать благоприятный инвестиционный климат в стране, во-вторых,попытаться интегрироваться на международной политической арене путем улучшенияотношений с правительствами западно-европейских стран и США, где находитсябольшинство потенциальных инвесторов. Этому способствовал и наметившийся впоследние годы поворот к рыночной экономике. Так, в ряде заявлений, сделанныхза последние годы М. Каддафи и другими руководящими деятелями, отмечалось, чтоони более не считают нефтяной и газовый сектор прерогативой исключительноливийского государства. Эти заявления сопровождались некоторыми изменениями вэкономической политике, направленными на снятие ограничений на деятельностьчастных местных и иностранных предпринимателей и привлечение иностранныхинвесторов. ЦБ девальвировал ливийский динар. В январе 2002 г. курс динара былснижен на 51%, чтобы сократить разницу между официальной ценой и стоимостью на«черном рынке» и удешевить импорт технического оборудования. В январе 2002 г.были снижены таможенные пошлины. Эта мера преследовала двойную цель – привлечьинвестиции и содействовать развитию торговли.
Условия соглашений о добыченефти и газа также стали более благоприятными для иностранных инвесторов, таккак была значительно облегчена процедура вывоза за пределы страны прибылей,снижены налоговые ставки.
В 2000 г. было произведенореформирование государственного аппарата, были преобразованы 2/3 бывшихминистерств (народных бюро), сокращены избыточные кадры в министерствахпромышленности, информации, культуры и др. При этом было образовано новоеминистерство по координации отношений с Черной Африкой. Министерство энергетикибыло упразднено, а его функции переданы ННК. Результатом стало улучшениеуправления, уменьшение бюрократических проволочек, ускорение работы сдокументами.
Несомненно, однако, что дляэффективного развития отраслей ливийского хозяйства частных мер недостаточно.Необходимы еще более благоприятные политические условия и более теснаяинтеграция в мировую экономику, без которой вряд ли возможно широкомасштабноесотрудничество с международными компаниями, обладающими передовыми технологиямиво всех сферах экономики.
Список литературы
1. Кеворков Л.С. Экономические санкции против Ливии и их последствия// Ближний Восток и современность. М., с. 60-69.
2. Бенскандеров A.M. Основные тенденции развития нефтегазовой отраслиЛивии, Ирака и Ирана в конце ХХ – начале XXI веков // Ближний Восток исовременность. М. 2001, с. 25./>