Типы рыночных структур и их отличительные особенности

План.
1.     Введение.
2.     Основная часть:
        2.1.Предприятие в условиях совершеннойконкуренции.
· Особенностирынка чистой конкуренции.
        2.2.Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.
· Чистаямонополия.Виды чистой монополии.
·  Монополистическая конкуренция.Особенности монополистической конкуренции.
· Олигополия.Особенности олигополий.
3.    Заключение.Введение
         Внастоящее время Российское государство переживает период структурнойперестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построитьправовое демократическое общество. Естественным элементом этого процессаявляется переход от плановой, административно-командной экономической системы крыночной; и, как закономерный результат этого – появление множестваразнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия илиотсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информациио ценах, нововведениях и так далее
Рассмотрим положение предприятия и  его поведение  в  условиях различных  структур рынка.  Под структурой рынка понимается его ха­рактеристикас точки зрения воздействия как рынка на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей,так и отдельных предприя­тий на состояние рынка.
Знание структуры рын­ка необходимо для того,  чтобы определить возможные  объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемыхшагов.
Можно сказать,  чтоструктура рынка определяет степень его конкурентности.В настоящее время по данному критерию выделяют следую­щие типы рынков: чистойконкуренции, чистой монополии, монополисти­ческой конкуренции иолигополии.  За исключением чистойили  совер­шенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несо­вершеннойконкуренции.
Целью настоящей работы является освещение основныхтеоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.
 Данная цельдостигается посредством решения ряда конкретных задач:
·       Определить место и роль предприятия вусловиях совершенной конкуренции.
·       Рассмотреть вопросы, связанныеособенностями рынка чистой монополии.
·       Определить понятие ценовой дискриминации.
·       Осветитьособенности монополистической конкуренции.
·       Датьобщую оценку олигополистических структур
Предприятие в условиях совершеннойконкуренции. Особенности рынка чистойконкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Особенности рынка чистой конкуренции:
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конку­ренции,  так как  знание  ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для  выявления взаимозависи­мости цен и объемов производства в любой модели рынка.Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значе­ние  не в  силу ее большой роли вэкономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познаниядругих структур рынка.
Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.
Свободнаяконкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности.Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысшийуровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирмапри реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условияреализации на рынке.
Обычносовершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
Ø объем производства отдельной фирмыявляется незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмойтовара;
Ø реализуемые каждым производителемтовары являются однородными;
Ø покупатели хорошо информированы оценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
Ø продавцы не вступают в сговор поповоду цен и действуют независимо друг от друга;
Ø фирмы-производители могут свободновходить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связьмежду производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является такжеусловием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройкиэкономической системы через достижение равновесного состояния, когдаэгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственнойэкономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества инедостатки.
Преимущества:
Ø способствует более эффективномуиспользованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
Ø вызывает необходимость гибкореагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
Ø создает условия по оптимальномуиспользованию научно-технических достижений в области создания новых видовтоваров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенныхметодов организации и управления производством;
Ø обеспечивает свободу выбора и действийпотребителей и производителей;
Ø нацеливает производителей наудовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров иуслуг.
Недостатки:
Ø не способствует сохранениюневоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
Ø отрицательно сказывается на защитеокружающей среды;
Ø не обеспечивает развитие производстватоваров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественныйтранспорт);
Ø не создает условия развитияфундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городскогохозяйства;
Ø не гарантирует права на труд, надоход, на отдых;
Ø не содержит механизмов,препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению обществана богатых и бедных.
Равновесие в краткосрочном периоде:
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не можетвлиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспо­собиться к изменениям рынка являетсяизменение  объема  производс­тва.Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторовпроизводства остается неизменным,  тоблагополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменныересурсы.
Существуют два универсальных  правила,  применимых к  любой структуре рынка. Первое: фирме имеет смысл про­должатьфункционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходитпеременные издержки. Второе: фирмеследует прекратить производство, если суммарный доход от  продажи произведенного  ею товара непревосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.
Второе правило определяет, что если фирма решила  продолжатьпроизводство, то  она должна выпускатьтакое количество продукции, при котором предельный доход равен предельнымиздержкам.
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будетвводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объ­емепроизводства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если  при этом  цена превосходит средниепеременные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара ииздержки  производства остаются  неизменными,  томаксимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать,  ни увеличивать производство.  В  этомслучае считается,  что фирма достигла точки равновесия в краткос­рочномпериоде.

Рис.1. Соотношение цены,средних и предельных издержек
                при максимизации прибыли.
Равновесие в долгосрочном периоде:
Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмыв  дол­госрочном периоде:
1)предельные издержки фирмы должны равняться рыночной ценетовара(согласно универсальному правилу1);
2)фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
3)фирма  не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограни­ченногорасширения производства. Эти три условия эквивалентны сле­дующим:
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствую­щих точкам  минимума их кривых средних суммарных издержек в крат­косрочном периоде;
-длявсех  фирм  отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах,  соответствую­щих точкам минимума их кривыхсредних издержек в долгосрочном  пе­риоде.
Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками вдолгосрочном периоде,  то считается, что отрасль находится в рав­новесии.
     Рис.2. Равновесие фирмы в долгосрочномпериоде.
Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценахна экономические ресурсы каждая фирма отрасли пол­ностью исчерпывает внутренниерезервы оптимизации  производства  и минимизирует свои издержки. Если ни уровеньтехнологии,  ни цены на факторыпроизводства не изменятся,  то любаяпопытка фирмы  увели­чить(или уменьшить) объемыпроизводства приведет к убыткам.
При рассмотрении  рынка чистой  конкуренции  со стороны спроса следует обратить вниманиена различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятымтоваропроизводителем.  Как известно,  цена на данном рынке устанавливается и  изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращениеили увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъ­екта  не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.Общее состояние спроса на этом рынке характеризует­ся нестабильностью подвлиянием изменения цены, то есть кривая общего спроса обладает эластичностью поцене,  но не обладает совершеннойэластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса от­дельногопредприятия.
Кривая рыночного  отраслевого спроса является нисходящей кри­вой,  тем самым указывается на зависимость объемовпроизводства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всехпредприятий, связанных с рынком данного вида продукции.
Предприятие в условиях чистоймонополии. Особенности рынка чистоймонополии. Виды чистой монополии.
Предприятие в условияхчистой монополии. Особенности рынка чистой монополии:
Изучение вопросов,  связанных сдеятельностью  предприятий  в условиях монополии,  имеет  сегодня не только теоретическое, но и практическое значение.  Для России, в промышленности которой  более 30 %  наименования выпускаемой продукциипроизводится одним предп­риятием, проблема чистой монополии  занимает  одно из  центральных мест  в экономическом анализе. Поэтому изучениепроблем микроэконо­мического характера, вызываемых деятельностью  предприятий-монопо­листов, имеетпервостепенную важность. Однако монополизм не являет­ся чисто российскойпроблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашемотечестве.
Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия,Япония и многие другие), где доля предприятий-монопо­листов промышленностиневелика и где решение вопроса деятельности монополий  имеет своюисторию, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиямрешений, направленных на  повыше­ние  эффективности деятельности,  как самихпредприятий-монополис­тов, так и экономики в целом. В России по даннымИнститута Экономи­ки РАН на примерно l/3промышленной продукции вы­пускается единственным предприятием-монополистом. В  связи с  этим при  анализе отраслевой структуры отмечается крайняямонополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности  российс­кой экономики. Анализ чистой монополии важен,  покрайней мере,по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией  на долю монополизированного сектораприходится от трех и выше процен­тов валового национального продукта. Во-вторых, изучениечистой  мо­нополии  представляет научный и практический интерес всвязи с тем, что оно дает возможность понять более  распространенные  рыночные структуры: монополистическую конкуренцию иолигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой  конкуренции, и  чистой монополии.
Абсолютная или чистая монополиявозникает в том случае, когда одна    фирма становится единственным производителемпродукта, уко­торого нет близких заменителей или субститутов.  Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-моно­полист олицетворяет собойцелую отрасль,то есть представ­лена  всего  одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителемили единственным поставщиком данного товара. Следо­вательно, законы  спроса  и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия,  что для отрасли и в целом.
Поэтому, что свойственно поведениюпредприятия,то характерно и  для  отрасли. В этом смысле чистая монополиязанимает противопо­ложную позицию чистой конкуренции.  Как мы уже знаем,  вусловиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения несовпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет  монополии уникален в том смысле,  что не существует адек­ватных или близкихзаменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не  стоит  проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходитьсябез него.
Отсутствие заменителеймонополизированного продукта,  имеет большое значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типапредполагаемого  продукта или услуги монополистможет варьировать уро­вень расходов на рекламу или незаниматься ею вообще. В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда кактовары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянносталкиваются с необходимостью их при­обретения. В отличие от фирм, действующих в условиях чистой кон­куренции,  предприятие-монополист  осуществляет значительный конт­роль надценой.
При нисходящей  кривой спроса на свой продукт как на продуктотрасли фирма-монополист может вызывать изменениецены на него пу­тем манипуляции количеством его предложения. Появление идлитель­ное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличиемцелого  ряда  экономических, технических,  юридических и других барьеров, препятствующихвступлению других товаропроизводителей в отрасль. Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначитель­ными.
В то же время необходимо заметить,  что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяетсделать вывод о  том,  что  вдолговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступ­ления вотрасль не существует. Исходя из принципа различной степе­ни ограниченностидоступа на рынок,  монополии могут быть класси­фицированы какзакрытые, производственные, природные, естественные и открытые.  В силу различных обстоятельств одна фирмаможет стать единственным поставщиком продукции на рынке.
Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает врезультате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятс­твуют проникновениюдругих предприятий в ту или иную сферу хозяйс­твенной деятельности,либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности.  На защитепоследней стоит, прежде всего, патентное право и институт авторских прав.
Естественная монополия. Естественная монополияобразуется  в тех отраслях,  в которых долгосрочные издержки достигаютминимума только тогда,  когда одна фирма обслуживает весь рынок вцелом. В таких  отраслях оптимальныймасштаб производства товара близок или превосходит его объем,  на который предъявляется спрос  по любой цене,достаточной для покрытия издержек производства. В данной си­туации разделение выпускамежду двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабыпроизводства каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности, так  и вызовет  потери у  потребителей в результате ростацен. Близкой по характеру к естественной является производственная монополия.
Природная монополия. Природные монополии возникают в резуль­тате наличия уникальных природныхявлений (климат,  природные ис­копаемые, редкость определенногосырья,расположение).
Открытая монополия. Открытая монополия характеризуетсятем, чтофирма на некоторое время становится единственным  поставщиком какого-либопродукта, нев результате какой-либо защиты от конку­рентов, как это имеет место в случае закрытой или  естественной монополии, а благодаряновизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии частооказываются фирмы,впервые вы­шедшие на рынок с новой продукцией.
Однако это не исключает появленияконкурентов,  но они могут появиться  на рынке гораздо позже.  Конечно, данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные фирмы  при  стечении благоприятных  для  нихобстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К ихчислу относятся компании,обслу­живающие систему телефонной связи, электрические и газовые компа­нии, которыесочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемойуровнем технического и технологичес­кого развитияотрасли, и закрытой монополии, связанной с появле­нием  на определенном этапе развития экономики техили иных юриди­ческих барьеров для вступления в отрасль.
В принципе, на больших историческихинтервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми.  Действительно, ле­гальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурен­тов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отмене­ны,  что нередко встречается в антимонопольнойпрактике различных стран.
Преимущества в  издержках естественных  монополий  могут быть сведены на нет изменениями втехнологии или появлением  прин­ципиальноновых субститутов. Все монополии в условиях бурного на­учно-техническогопрогресса подвержены ударам конкуренции.
Ценовая дискриминация.
Реализация ценовой дискриминации требует выполнения  минимум двух условий.  Во-первых, покупатели всилу невозможности или неу­добств не могут перепродавать купленные ими товары.Во-вторых,  про­давец должен быть всостоянии разделять покупателей на группы, ис­ходя из спроса на производимуюпродукцию.  Тем покупателям,  спрос которых обладает высокойнеэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней — более низкая цена.
Следует заметить, что  монополия — не единственнаярыночная структура,  в которой встречается явление  ценовой дискриминации. Однако  ниже будет  рассмотрена модель ценовойдискриминации для монополии.
На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводявыверенную политику сегментации рынка, фирма-монополистдобивается максимизации прибыли.
При этом более высокая цена устанавливается в  тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить,что ценовая дискриминация заключает в себе, как и положительные,  так  иотрицательные  моменты.  Поэтому оценка такой формы ценовой политики должна исходить из учетаособенностей каждого конкретного случая.
Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будетдавать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установле­ния единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждуюединицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она  будет действовать подобно фирме в условияхсовершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара.При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегдавыше,  чем у фир­мы-монополиста. Следовательно, проводяценовую дискриминацию,фир­ма-монополист увеличивает  выпускготовой продукции по сравнению с фирмой,устанавливающей единую цену на все товары.
Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаевона  носит  систематический  характер, когда  фир­ма-продавецклассифицирует потребителей по вкусам, доходам,  воз­расту, месту жительства, характеруработы, и реализует свои товары согласно этой градации.
Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегают  по мере необходимости  в ходе конкурентной борьбы с цельюпривлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателямтовара и т. п.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна.  Во многих странах отдельные виды запрещенызаконодательно. Например, в США закон до­пускал фирме-производителю продаватьсвой товар крупным  магазинам поценам,  уровень  которых ниже цен,  установившихся врозничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).
В Канаде  запрещаетсяценовая дискриминация только в тех слу­чаях, когда товар одного качества иколичества продается по разным ценам.
Предприятия в условияхмонополистической конкуренции, олигополии. Монополистическая конкуренция.
Все товаропроизводители обычно  стремятся  к соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров, потребительскомуспро­су. Если товар не продан,  то неполучена ни прибыль,  ни возмещеныиздержки производства.  До серединыXIXвека в национальных экономи­ках развитых стран можно сказатьгосподствовала  свободная  конку­ренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым про­изводителем-продавцомбыл настолько невелик,  что он  не позволял оказывать  влияния наустановление рыночной цены на данный вид из­делия. При этом капиталы моглисвободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своегоприложения.
Начиная со второй половиныXIXвека, постепенно завоевывает позиции несовершенная  конкуренция.Она  связана  с возникновением крупных хозяйственныхсубъектов (объединений),  которые постепенно стали  подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалосьпроцессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочейсилы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условияхсокращается количество  производите­лей-продавцов  и появляется некоторая возможность влиять нарыноч­ную цену.
Появление и развитие  крупныхтоваропроизводителей в конце XIX века- началеXXвека обязано во многом формированию и разви­тию  корпоративной  частной собственности  в виде акционерныхоб­ществ. Этот процесс сопровождался как концентрация  производства и капитала, которыйхарактеризуется широким использованием собствен­ных средств, как методаразвития фирмы, так и централизацией капи­тала производства путем поглощенияконкурентов своей и близких от­раслей производства.
К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могутпривести меры законодательного,  государственногорегулирования. Ограничения возникают из-за действия патен­тов, дающих почтимонопольное право распоряжения новой технологией или  продуктом. Все  это ведет к изменению в рыночном поведении хо­зяйственныхсубъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были  обусловлены формированием монополистических рыночных струк­тур.
Появление монополий качественно изменило конкурентные отно­шения.  Как мы уже знаем, монополия означаетналичие  единственного продавца.Если  мы допускаем достаточно широкоетрактование понятия «товар», тогда оказывается, что не одинпродаваемый в стране товар не продается  единственным  продавцом. Если  мы определяем товар оченьузко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, посколькуникогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно качественноодинаковые  продукты. Следователь­но,  слово «монополия» допускает расширительную трактовку. И нет подходящегоспособа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надоопределить понятие «товар».
Ни один продавец не является монополистом  в  самом прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель независит целиком от продав­ца,  точно  также как и очень редкие продавцысталкиваются с абсо­лютно эластичными кривыми спроса.Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов,  что означает по существу не полную, а толькочастичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегданисходящая.
Монополистическая конкуренция. Особенности монополистическойконкуренции.
Особенностимонополистической конкуренции.
Приступая к рассмотрению монополистической   конкуренции,после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой конку­ренцией и счистой монополией, надо начать с того, что она являет­ся  своего рода  “золотой серединой” между ними. Можно сказать, чтомонополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной,  ни совершенно  монопольной. Длямонополистической конкуренции характерно значительное числотоваропроизводителей, которое превы­шает как минимум25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет.
Однако важно отметить тот факт,  что каждое предприятие в оп­ределенных рамкахобладает контролем над ценой. Основные положения теории монополистическойконкуренции были сформулированы экономис­том Э.Гемберменом(США) и Д.Робинсом(Великобритания). Однако паль­мапервенства самой идеи монополистической конкуренции принадлежит английскомумонополисту П.Саффа, который еще в 20-е годы сформу­лировалее в одной из своих научных статей. Эта  теория  означает «уничтожение  стены между конкуренцией (полной или неполной)и мо­нополией соединение их Друг с другом, создание теории, которая со­держитто и другое,не уничтожая,однако,различия между ними.»Та­ким образом, введение вкачестве объекта исследования монополисти­ческой  конкуренции положило  конец биполярнойклассификации рын­ка. Это позволило более объективно вести анализ вомногих  отраслях и сферах хозяйственнойдеятельности, рынок которых характеризуется как конкуренцией, так и монополией.
В связи  с тем,  что монополистическая конкуренция включает в себяпереплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монопо­лии,  можно выделить  следующие ее признаки.Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется  достаточно свободный  вход  в эту  отрасль  и выход из нее. Другой чертой этого рынка является т