–PAGE_BREAK–
Наибольший удельный вес в поступлениях акцизов по товарам внутреннего производства составляют нефтепродукты, на их долю приходится 47,6% всех поступлений акцизов. Следующую позицию занимают поступления от этилового спирта и алкогольной продукции, который составляет 27,6%. Доля поступлений от подакцизных товаров непроизводственного характера и подакцизных видов деятельности составляет 21,2%, а по сырой нефти 3,6%.
Рисунок 4. Динамика поступления акцизов по товарам внутреннего производства и подакцизным видам деятельности за период 2006-2008 гг.
Как видно из таблицы 6поступления от импорта подакцизных товаровв 2008г. составили 19,4% от общего поступления акцизов в бюджет республики и выросли на 5,1 процентных пункта по сравнению с 2007г. При анализе динамики поступления акцизов от импорта, наблюдается их стабильный ежегодный рост как в абсолютном выражении, так и в процентах в общем поступлении данного налога.
Рисунок 5. Динамика поступления акцизов по импортируемым товарам
за период 2006-2008 гг.
Наибольший удельный вес в поступлениях акцизов по импорту занимает акцизы на импорт нефтепродуктов. Несмотря на то, что в 2008 году этот показатель снизился на 8,1 процентных пункта, он по-прежнему занимает лидирующую позицию и составляет 51,8%.
Как уже было отмечено ранее, за период 2006-2008 гг. наблюдается устойчивый рост поступлений акцизов от импорта. Так от импорта этилового спирта и алкогольной продукции поступления составили 1 328,4 млн. тенге, что на 73% больше поступлений 2007г. Поступления от импорта подакцизной продукции непроизводственного характера также выросли 73% и составили 1 192,3 млн. тенге, нефтепродуктов на 24% и составили 2 705,2 млн. тенге. Поступления акцизов по импорту сырой нефти составили 0,6 млн. тенге.
В разрезе регионов республики, годовой прогноз по акцизам на алкогольную продукцию недоисполнен на 6,1% или на 392,6 млн. тенге из-за неисполнения прогноза по Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Жамбылской и Костанайской областям.
По Восточно-Казахстанской области, за 2008 год уплачено акцизов в бюджет по алкогольной продукции 680,89 млн. тенге, прогноз выполнен только на 64,1%, что связано с невыполнением прогноза по трем позициям: спирту (41,1%), водке (59,8%), вину (49,9%) и ЛВИ крепостью от 1,5%-12% (9%).
По Павлодарской области годовой прогноз на 2008 год исполнен только на 64,5%, по причине невыполнения прогноза по водке на 50%. При прогнозе 392,64 млн.тенге, в бюджет поступило только 196,4 млн.тенге.
Аналогичная ситуация сложилась в Жамбылской области, где прогноз недоисполнен на 14,5%. В частности, по водке недопоступило в бюджет 31,56 млн.тенге., что объясняется снижением объемов производства и реализации основного производителя в регионе по причине снижения спроса и увеличения конкуренции на рынке водочной продукции другими производителями.
В Костанайской области в целом, годовой прогноз 2008 года недоисполнен на 2%. Основной причиной неисполнения является недопоступление в бюджет по коду 105202 (водка) 35,0 млн.тенге, что составляет 15,2%. Прежде всего, это связано со снижением объемов производства и реализации объемов водочной продукции.
По видам алкогольной продукции предстает следующая картина. Сумма поступивших акцизов от производства и реализации этилового спирта за 2008 год составила 531,15 млн.тенге, что составляет 51,2% поступлений акцизов за 2007 год (1 038,3 млн.тенге). Исполнение прогноза составляет 86,5%. (Приложение 3).
В целом, по водке поступление акцизов составило за отчетный период 2008 года 2 979,8 млн.тенге, по сравнению с периодом 2007 года, когда поступление составило 3 332,6 млн.тенге. Недопоступления от прогноза по акцизам на водку за 2008 год, составляют 471,6 млн. тенге (прогноз -3 451,4 млн. тенге, факт — 2 979,8 млн. тенге),
За период 2008 года поступило акцизов на вино на сумму 223,04 млн.тенге, что ниже на 36,3 % по сравнению с периодом 2007 года, когда фактическое поступление составило 349,9 млн.тенге. Исполнение прогноза при этом составило 182,8%. В 2008 году с целью приведения в соответствие с кодами бюджетной классификации был изменен порядок уплаты акцизов по винным напиткам. Так, если до июня 2007 года акцизы на винные напитки поступали на код 105204 бюджетной классификации (вина, произведенные на территории РК), то с июня предприятия перечисляют акцизы по данному виду продукции на код 105208 (слабоалкогольные крепленые напитки, крепленые соки с объемной долей этилового спирта от 1,5 до 12 процентов, произведенные на территории РК).
За 2008 год, прогноз по акцизам на шампанское исполнен на 99,3%, а по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, поступление акцизов снизилось на 5,8%. Поступления в бюджет по акцизам на шампанское в течение года неравномерны, так как объем реализации из-за специфичности продукции увеличивается, как правило, в начале и в конце года (к новогодним праздникам).
На увеличение на 1,35 млн. тенге суммы акцизов от коньяка, фактически поступившей в бюджет с начала года (75,25 млн.тенге), в сравнении с аналогичным периодом 2007 года (73,9 млн.тенге) повлияло также то, что с июля 2007 года поступают также акцизы на бренди.
В 2008 году акцизов с нефтепродуктов было уплачено в размере 11 148,1 млн. тенге при прогнозе 10 515,2 млн.тенге, в 2007 году- 11 789,6 млн. тенге. При этом объем фактических поступлений снизился по сравнению с 2007 годом на 641,4 млн.тенге или 5,4 %. Причиной этому послужило погашение в 2007 году ОАО «ПКОП» недоимки по нефтепродуктам, образовавшейся в 2006 году на общую сумму 1129,1 млн тенге. В целом в отчетном году, без учета поступлений по недоимке 2006 года, наблюдается рост поступлений акцизов по нефтепродуктам по отношению к 2007 году на 488,7 млн. тенге.
Вместе с тем, в разрезе кодов нефтепродуктов наблюдается снижение поступления акцизов по кодам реализации бензина и дизельного топлива юридическими и физическими лицами в розницу. Данное обстоятельство объясняется изменением политики деятельности ОАО «ПКОП» в части реализации своей продукции. Если в 2007 году ставка акциза, применяемая к филиалам ОАО «ПКОП», составляла 5000 тенге за 1 тонну, то с 2008 года, в связи с тем, что филиалы перерегистрировались в отдельные самостоятельные предприятия, к ним применяется ставка акциза 500 тенге за 1 тонну.
Кроме того, если в 2007 году на один код бюджетной классификации поступали платежи и от оптовой и от розничной реализации нефтепродуктов, то в 2008 году для осуществления надлежащего контроля за полнотой уплаты акциза по нефтепродуктам были введены дополнительные коды бюджетной классификации, в результате чего в настоящее время поступления от оптового и розничного звена учитываются отдельно.
За 2008 год акцизов от производства табачных изделий и прочих изделий, содержащих табак поступило в бюджет 4 121,1 млн. тенге, план-прогноз в размере 3 932,7 млн. тенге выполнен на 104,8 % с превышением на 188,4 млн. тенге.
По суммам уплаченных в бюджет акцизов от производства табачной продукции 57,6% всех уплаченных акцизов приходится на ОАО «Филип Моррис Казахстан».
В целом, поступление акцизов от производства табачных изделий сформировано за счет трех областей, а именно Алматинской (3 938,1 млн. тенге), Южно-Казахстанской (155,7 млн. тенге) и Костанайской (8,9 млн. тенге).
Поступления акцизов от производства и реализации икры осетровых и лососевых рыб за январь-декабрь 2008 года составили 40,1 млн. тенге, план-прогноз выполнен на 105,2 %, в 2007 году за аналогичный период акцизов поступило в размере 23,4 млн. тенге, хотя реализация уменьшилась на 13%. Причиной этому послужило увеличение стоимости икры.
За 2008 год поступления акцизов по игорному бизнесу составили 303,8 млн. тенге при плане — прогнозе 267,6 млн. тенге, исполнение прогноза составило 113,5 %, прогноз перевыполнен на 36,2 млн. тенге. В сравнении с 2007 годом (168,7 млн. тенге) темп роста составил 180,1 %. Из общей суммы уплаченных акцизов по игорному бизнесу 50,4% приходятся на г.Алматы.
По республике на данный момент зарегистрировано 22 субъектов, получивших лицензию на занятие организации и проведения лотерей. По данному виду деятельности за 2008 год в бюджет поступило акцизов на 107,1 млн. тенге при плане 85,8 млн. тенге, исполнение прогноза составило 124,8%. Прогноз перевыполнен по Восточно — Казахстанской области (160%), Костанайской области (150%), Кзылординской области (125%) и г. Алматы (124,9%). Из общей суммы уплаченных акцизов от организации и проведения лотерей 99% поступлений приходятся на г. Алматы, из которых основная доля поступлений приходится от Национальной лотереи. По сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 24,2 млн. тенге или 29,3%.
Рассмотрим поступление акцизов по материалам Налогового комитета Алматинского района г. Астана. В 2008 году в целом прогноз по акцизу исполнен на лишь на 66,78 %, при прогнозе 89 352 тыс. тенге, фактическое поступление акциза составило 59678 тыс. тенге (Таблица 8).
За 2008г. при прогнозе по акцизу на спирт 8400 тыс.тенге поступлений в бюджет нет. Аналогичная ситуация по акцизу на водку, при прогнозе 33120 тыс. тенге поступлений в бюджет нет. Это объясняется отсутствием налогоплательщиков, так как единственным плательщиком являлось предприятие, признанное в 2008 году по решению суда банкротом. Также отсутствуют налогоплательщики по акцизу на шампанское.
По акцизу на пиво на учете в Налоговом комитете по Алматинскому району г. Астана состоят 2 налогоплательщика, как в 2008 году так и в 2007 году. Начисление акциза составило в 2007 г. – 1177 тыс.тенге, в 2008 г. – 1067,2 тыс.тенге., уменьшение объясняется снижением объемов реализации пива, выпускаемого Акмолинским пиво-безалкогольным заводом, ввиду снижения конкурентоспособности пива, так за 2007г. было реализовано167,5 тысяч литров, а 2008г. – 122,2 тыс.литров. Второй плательщик реализовал за 2007г. –28,6 тысяч литров, за 2008г. – 30,1 тысяч литров. По акцизу на крепленные напитки начисление за 2008г. составило 20,1 тыс.тенге, поступило 19,0 тыс.тенге, переплата на 01.10.2008г. составила 4,0 тыс.тенге.
По акцизу на ювелирные изделия в Налоговом комитете по Алматинскому району г. Астана на учете в 2008 году состояли 8 плательщиков, в 2007 году – 6 плательщиков. За 2007г. начисление составило 156,24 тыс.тенге, за 2008г. начисление составило 271,3 тыс.тенге. Значительное увеличение начисления и поступления в 2008г. объясняется возросшим объемом реализации собственных ювелирных изделий отдельного предприятия, в 2007г. – 868,7 тыс.тенге, в 2008г. –1202,1 тыс.тенге.
Таблица 4. Поступления акцизов по Алматинскому району г. Астана
за 2006-2008 годы
тыс. тенге
Вид акциза
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение (+;-)
прогноз
факт
%
прогноз
факт
%
прогноз
факт
%
2007/ 2006
2008/ 2006
2008/ 2007
Спирт
10 548
8 124
77,0
11 872
6 445
54,1
8 400
1 679
-8 124
-6 445
Водка
29 814
22 594
75,7
31 479
2 157
74,2
33 120
563
-22 594
-23 157
Шампанское
18
Пиво
1 245
1 104
88,6
1 595
1 207
76,0
747
1 088
79,1
103
-16
-119
Крепленные напитки
65
686
19
3,0
65
19
-46
Ювелирные изделия
25
34
136,0
30
179
597,4
166
271
163,2
145
237
92
Игорный бизнес
3 158
4 578
144,9
5 380
15 138
254,3
16 042
24 940
155,4
10 560
20 362
9 802
Бензин
8 945
10 248
114,5
11 620
20 149
173,1
25 033
26 877
107,3
9 901
16 629
6 728
Дизель
1 204
1 842
152,9
1 948
4 725
243,2
5 140
6 483
126,1
2 883
4641
1 758
Итого:
54 939
48 524
88,32
63 924
71 065
111,1
89 352
59 678
66,78
22 541
11 154
-11 387
продолжение
–PAGE_BREAK–
По акцизу на «бензин» прогноз исполнен на 107,3 %, среднемесячное начисление акциза в 2008 году составило 2200 тыс.тенге, т.е. ожидаемое поступление должно было составить 26400 тыс.тенге, с учетом переплаты на 2008 год в размере 5000 тыс.тенге фактически поступило 26 877 тыс.тенге :
— средне месячное начисление 2200 тыс.тенге
-ожидаемое поступление 2200 тыс.тенге * 12 месяцев = 26400 тыс.тенге
-переплата на 2008 год 5 000 тыс.тенге (объясняется досрочным иcполнением налогового обязательства по перечислению налога в бюджет.)
-фактически поступило 26 877 тыс.тенге ( 26400 тыс.тенге + 5000 = 31400 тыс.тенге)
По акцизу на «дизель» прогноз исполнен на 126,1 %, среднемесячное начисление акциза в 2008 году составило 380 тыс.тенге, т.е. ожидаемое поступление должно было составить 4560 тыс.тенге, с учетом переплаты на 01.07.08г. в размере 1800 тыс.тенге фактически поступило 6483 тыс.тенге:
— средне месячное начисление 380 тыс.тенге
-ожидаемое поступление 380 тыс.тенге * 12 месяцев = 4560 тыс.тенге
-переплата на 2008 год — 8837 тыс.тенге (объясняется досрочным иcполнением налогового обязательства по перечислению налога в бюджет.)
-фактически поступило 6483 тыс.тенге ( 4560 тыс.тенге + 1800 = 6360 тыс.тенге), при этом имели место крупные разовые сделки отдельного предприятия, поступления от которого составили 2000.0 тыс.тенге.
В целях своевременного и полного поступления акцизов в бюджет специалистами Налогового комитета по Алматинскому району г. Астана совместно со специалистами Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан в 2008 году тематическими проверками по акцизу охвачено 1 предприятие; рейдовыми проверками по вопросу соблюдения правил производства, хранения и реализации подакцизной продукции 29 налогоплательщиков. В результате данных мероприятий в бюджет было взыскано 58,5 тыс. тенге.
Проведенный анализ производства и состояния рынка подакцизной продукции и оценка поступлений акцизов по республике в целом за 2006-2008 годы показал следующее. Поступление акцизов в целом по Республике Казахстан увеличилось на 23,6%. Но это увеличение произошло в основном за счет поступления акцизов взимаемых с импортируемых товаров, которое за рассматриваемый период увеличилось в 2,4 раза. За период 2007-2008гг. поступления акцизов по товарам внутреннего производства снизилось 0,2%, это связано со снижением объемов производства водочной продукции, поступление акцизов от которой составляет 90% поступлений всего акцизного налога. В связи с увеличением ставки акциза на водку с октября 2007 года произошел резкий спад производства. Некоторые предприятия стали переходить на выпуск другого ассортимента продукции с более низкими ставками, это ликероводочные изделия и пиво. Снижение поступления акцизов по нефтепродуктам произошло по причине погашения недоимки, образовавшейся в 2006 году, крупным предприятием. В целом в 2008г., без учета поступлений по недоимке 2006 года, наблюдается рост поступлений акцизов по нефтерподуктам.В то же время значительно выросли поступления акцизов от подакцизной продукции непроизводственного характера, подакцизных видов деятельности, на сырую нефть.
По Алматинскому району г.Астана также произошло снижение поступления акцизов. Это связано со значительным снижением поступлений по алкогольной продукции, в связи с банкротством единственного плательщика акциза по водочной продукции ТОО «Сагжан», а также со снижением объемов реализации пива, выпускаемого Акмолинским пивобезалкогольным заводом, ввиду снижения конкурентоспособности его продукции.
2.3
Проблемы администрирования акцизов в Республике Казахстан
Для рынка подакцизной продукции характерной чертой является значительная доля присутствия теневого производства и соответственно реализации готовой продукции, при чем это касается практически всех видов подакцизной продукции.
Проблема наличия нелегального оборота алкогольной продукции высвечивает два аспекта.
1. Экономический. Теневой бизнес – это черная дыра для государства в бюджете. 80% акцизов уплачивает десяток крупных предприятий республики, тогда как лицензиями на производство алкогольной продукции владеют сотни предприятий.Спад производства алкоголя в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, можно рассматривать как дефицит алкогольной продукции в республике. В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты моментально реагируют на все происходящие процессы в той или иной отрасли, естественно, этот дефицит был восполнен. Это означает только одно: еще как минимум 18,4 млн. дал. алкогольной продукции остались «в тени». Другими словами, около 40 % всего алкоголя в стране носит нелегальный характер, бюджет при этом теряет около 1,5 млрд. тенге.
2. Социальный. Самый тревожный. За последние 25 — 30 лет потребление алкоголя значительно возросло, что сопровождалось ростом его негативных последствий, таких как широкое вовлечение в потребление алкоголя новых слоев и групп населения, в том числе женщин и молодежи, массовое проникновение пьянства в сферу материального производства, а также в систему управления и служебных отношений. Кроме того, несмотря на огромный выбор спиртных напитков легальных производителей, потребитель выбирает нелегальную продукцию с низкой ценой, в результате чего попадает на больничную койку с отравлением суррогатом. По данным СЭС больше всего фальсификации продуктов питания приходится на спиртные напитки. / 9, с. 74-75 /
Как известно доходную часть бюджета в основном формирует промышленность. В этой связи, большие надежды пополнения доходной части связаны с рынком алкогольной продукции и это не случайно, ведь алкогольная промышленность относится к числу сверхдоходных отраслей со стабильно высоким гарантированным спросом на продукцию при сравнительно простой технологии изготовления.
История развития этой отрасли и государств, будь то Америка или СССР, показывает, что любые пренебрежения по отношению к данной отрасли порождали самые негативные явления в обществе.
Высокие доходы от акцизных налогов способствовали необдуманному наращиванию производства алкогольных напитков, вследствие чего растущее пьянство вынуждало прибегать к запретительным мерам, объявлению «сухого Закона» и т.д. В итоге принудительные методы проведения антиалкогольной кампании закладывали основы криминализации алкогольного рынка, процветало подпольное производство алкоголя, самогоноварение, а через некоторое время, так как бюджет той или иной страны остро нуждался в пополнении, что особенно легко осуществить с помощью «пьяных денег», снова наращивалось производство алкогольной продукции. Затем, спустя некоторое время, опять начиналась борьба с волной пьянства.
Отрасль, имеющая большое влияние на экономическую, социальную и политическую стороны жизни общества, требует к себе особого внимания. Лучше держать эту отрасль под контролем и регулировать ее развитие, нежели находиться под ее влиянием, а деньги, полученные в виде налоговых поступлений от этой отрасли, использовать для развития общества, системы здравоохранения, образования и т. д. Другими словами, несмотря на то, что рынок алкогольных напитков трудно поддается регулированию, очевидно, что это необходимо как с точки зрения рационального, здорового образа жизни, так и исходя из экономического, социального и даже политического аспектов потребления населением этой продукции.
Материальные предпосылки для развития производства спиртных напитков вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом, либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местного производителя, соответственно, и отношение государства к алкоголю в разных странах диаметрально противоположное. Франция, Италия и Испания, где национальными напитками является вино, «пивные»- Германия, Австрия, Чехия и скандинавы, традиционно употребляющие водку, коньяк и бренди.
В Казахстане можно уже говорить о серьезных обострениях алкогольных проблем, как об одних из многих проблем переходного периода. Они возникают из проблем смертности населения, проблем с безопасностью и порядком, связанным с употреблением алкоголя.
Уровень употребления алкоголя, который в международной статистике представлен из расчета употребления алкогольных налитков в качестве 100-процентного алкоголя, является самым обычным индикатором в сравнении алкогольной ситуации в разных странах. Колебания уровня употребления алкоголя в единичной стране отражают приблизительно колебания отрицательных последствий его употребления. Сравнение стран только в свете уровня употребления алкоголя более трудно, так как на взаимосвязь между употреблением и отрицательными последствиями влияет, в какой-то мере, какие алкогольные напитки употребляют, привычки употребления и также организации, которые отвечают за контроль и лечение отрицательных последствий употребления алкоголя. Помимо данных официальной статистики относительно употребления алкоголя, не последнюю роль в оценке алкогольной ситуации имеют так называемые нестатистические данные, т.е. производство и потребление алкоголя, которое не регистрируется в официальной статистике. Примером этого служат домашнее производство, привезенный туристами алкоголь, контрабанда и другие незаконные производства алкоголя.
Проблемы объединения подходов различных государств в оценке размера теневой экономики были решены после того, как в 1993 году, когда вместе с утверждением ООН новой системы национальных счетов всем государствам было рекомендовано учитывать теневую экономику в объемах производства.
Теневой оборот на рынке алкогольной продукции как в нашей стране, так и в бывших республиках СССР исчисляется как разница между потребностью в алкогольной продукции на душу населения (емкость рынка) и фактическими объемами продукции произведенными внутри страны с учетом экспорта и импорта. При этом для определения емкости алкогольного рынка Казахстана, условно за базовый принимается 1985 год, который является последним перед всесоюзной антиалкогольной кампанией, когда существовала государственная монополия на производство и оборот алкогольных напитков.
С тех пор уровень потребления населением алкогольной продукции в республике не намного уменьшился из-за незначительного сокращения численности населения. Следовательно, потребность республики в алкоголе остается из года в год примерно одинаковой, на уровне 1985 года. Исходя из этого, можно дать оценку ситуации, сложившейся к 2008 году на алкогольном рынке республики.
Потребность рынка республики приблизительно составляет 51,8 млн.дал, в том числе:
– 10,8 млн.дал водки и ликероводочных изделий,
– 11,1 млн.дал вина,
– 0,34 млн.дал шампанского,
– 0,16 млн.дал коньяка,
– 29,4 млн.дал пива.
По итогам 2008 года внутреннее производство этилового спирта и алкогольной продукции по республике составило 36,9 млн.дал, снижение в сравнении с прошлым годом составило 6,6%.
Объемы спада производства в 2008 году по сравнению с 1985 годом можно рассматривать как дефицит алкогольной продукции в республике.
В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты моментально реагируют на все происходящие процессы в той или иной отрасли, естественно этот дефицит был восполнен. Это означает только одно: еще как минимум 18,0 млн. дал алкогольной продукции остались «в тени».
Существовавшая до начала 90-х годов прошлого века централизованная система управления в основном определяла сырьевую направленность в развитии структуры экономики Казахстана в системе общественного разделения труда в бывшем СССР.
продолжение
–PAGE_BREAK–