Николо Макиавелли и его труд "Государь"

Николо родился рядом сгородом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году. Макиавелли жил вбеспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатыегорода-государства Италии попадали один за другим под власть иностранныхгосударств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было времяпостоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника безпредупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась исменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этихбеспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вродеФлоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когдаон был сожжён германской армией. В 1494 году Флоренция восстановила Республикуи изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустяМакиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году).Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры ивоенные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатическихмиссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору вРиме. С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методовсолдата-церковника
Чезаре Борджиа,чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которогов то время было расширение его владений в центральной Италии. В 1503—1506 гг.Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города.Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован.Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счетеосвобожден. Он удалился в свое поместье в Sant’Andrea в Percussina околоФлоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в историиполитической философии.
В своей работе «Государь»Никколо Макиавелли рассматривает правление главы государства с единовластнойформой правления. В начале книги он классифицирует виды государства и разделяетих на два типа: республики и государства, управляемые единовластно. Способыприобретения государства он делит на наследственное либо новое (приобретенное«… либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью» ).Макиавелли считает, что наследному государю легче удержать власть, потому чтоего подданные успели привыкнуть правящему дому; даже если он утратит власть,ему легче будет отвоевать ее обратно. Государю, правящему в смешанномгосударстве (если наследный царь присоединяет к своему государству новоевладение) сложно удержать власть. Причиной этому он называет естественноеявление, когда люди считают, что новый правитель будет лучше старого, но послесмены власти все же убеждаются, что старый правитель был лучше нового, чтовызывает перевороты в стране. Что касается присоединенных земель со схожимязыком культурой: для правителя такого государства Макиавелли дает совет: воизбежание переворотов во вновь присоединенной части государства следуетполностью уничтожить род прежнего государя, а также сохранить все прежниеналоги и законы — тогда завоеванные земли легко присоединятся к старым.Присоединение государства с чужой культурой Макиавелли считает сложным делом идает такие советы для государя: либо переселиться самому во вновь завоеванныеземли, либо основать там несколько колоний.  Макиавелли также рассматриваетгосударства с точки зрения того, существует ли какая-либо знать в государствеили нет. Здесь он сравнивает Францию, в которой существует знать, на привилегиикоторой король безнаказанно посягнуть не может, и Турцию, про которую онговорит так: «Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие вгосударстве — его слуги; страна поделена на округи — санджаки, куда султанназначает наместников, которых меняет и переставляет, как ему вздумается».Таким образом Турцию сложно завоевать и легко удержать, потому что завоевательвстретит единогласный отпор населения и вынужден рассчитывать скорее на свои силы,чем на какие-либо внутренние раздоры. Во Франции же все наоборот — существуетвозможность вступить в сговор с кем-либо из знати, кто может помочь открытьзавоевателю доступ в страну. Это имеет и обратную сторону, потому что потомпоявляется опасность со стороны союзников и покоренных силой.  Далее Макиавеллиговорит, что основой власти в государстве являются хорошие законы и хорошеевойско. Он выделяет три вида войск: собственные, союзнические либо наемные.Макиавелли категорически против защиты страны союзническими или наемнымивойсками; он считает, что такие войска не способны защитить государство отрешительных атак, а в мирное время способствуют разорению государства. Онприводит множество примеров, которые доказывают, что использование наемных войскидет во вред государству: «Рим и Спарта много веков простояли вооруженные исвободные. Швейцарцы лучше всех вооружены и более всехсвободны. В древности наемников призывал Карфаген, каковой чуть не был имизахвачен после окончания первой войны с Римом, хотя карфагеняне поставили воглаве войска своих же граждан. После смерти Эпаминонда фиванцы пригласилиФилиппа Македонского возглавить их войско, и тот, вернувшись победителем, отнялу Фив свободу. Миланцы по смерти герцога Филиппа призвали на службу Франческо Сфорца,и тот, разбив венецианцев при Караваджо, соединился с неприятелем противмиланцев, своих хозяев. Сфорца, его отец, состоя на службе у Джованны, королевыНеаполитанской, внезапно оставил ее безоружной, так что спасая королевство, онабросилась искать заступничества у короля Арагонского».
Союзнические войска онтакже называет бесполезными и говорит про них: «пусть союзническое войскопризывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опасней наемного. Союзническоевойско — это верная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человеки безраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победынужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; внем меньше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил воглаве его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опаснымсоперником. Короче говоря, в наемном войске опаснее нерадивость, в союзническомвойске — доблесть». Макиавелли доказывает, что собственное войско — лучшийвариант, а государство, опирающееся на наемные и союзнические войска непрочно.  Макиавеллисчитает, что военное дело — главная обязанность государя, которую он не можетни на кого переложить; в мирное время нужно проводить учения в войсках, заниматьсятактикой и стратегией.  Главным для государя Макиавелли считает умениедействовать по обстоятельствам, трезво оценивать жизненные реалии.
Он считает, что лучшебыть скупым царем чем щедрым, потому что бережливость позволит провести военныекампании без введения дополнительных налогов, щедрость нужна лишь на пути квласти. Если власть уже достигнута, то бережливость царя со временем приведет клучшим результатам. Так же он считает, что лучше быть жестоким чем милосердным- «государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считатьсяс обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия,чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, которыйпорождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар,налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица». «… из всех зверей пусть государьуподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков,следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву,чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана».
Это высказываниеотносится к тому, как государь должен держать свое слово. Не следует сдерживатьсвое обещание, если это вредит интересам государства или если исчезли причины,побудившие его дать.  Государь должен позаботиться о том, чтобы не вызвать всвоих подданных ненависть или презрение. « Решение государя касательно частныхдел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобыникому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя» — пишет Макиавелли.  Конец книги посвящен разбору примеров когда государи Италиилишались своих государств и почему это произошло, а так же прогнозу на будущее.

Вывод
Макиавелли понимает, что,будучи государем, человек не имеет права быть романтиком; он должен трезвооценивать ситуацию в своей стране и поступать так, как диктуют емуобстоятельства. Конечно, многие из его советов неприменимы в современном мире,и тем не менее своим трудом он внес большой вклад в политологию.  «Государь» — хороший практический труд, он обобщает опыт прошедших веков и современных емуполитических событий и на основе этого делает оригинальные выводы и полезныерекомендации. Одновременно, Макиавелли пытается объяснить, почему в жизнигосударства происходят те или иные явления. Огромная заслуга этого труда вотделении политической жизни государства от религиозной. Впервые политика былаописана как автономаня дисциплина.