Раса как социальный и биологический феномен

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Понятие и классификация рас
2. Характерные особенности рас как социально-биологического феномена
3. Механизмы расогенеза
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.
Антропологический расовый материал имеет большое значение для решения ряда проблем происхождения человека современного вида. Так как сходство различных групп населения по антропологическим признакам свидетельствует о генетической близости этих групп, то антропологические данные являются более веским аргументом для подтверждения той или иной концепции этногенеза, чем близость языка и культуры, которая может появиться в результате заимствований при массовом перемещении и культурных контактах. Как пишет А. Азимов, сходство по антропологическим типам – это результат тесных контактов, сопровождающихся смешением разнородных групп. Этому смешению обязательно сопутствуют языковые и культурные взаимодействия. Антропологические данные необходимы при определении этнических слоев, из которых сложился данный народ, особенно когда народности формируются в зонах соприкосновения больших рас (Северная Африка, Южная и Средняя Азия, Западная Сибирь)[1]
. Данные расоведения используются для опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильного представления о различиях в морфологическом облике людей.
Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа – выявление географического распределения расовых признаков.
1. Понятие и классификация рас

В первую очередь стоит рассмотреть основные понятия, которые будут использованы в процессе описания основных характеристик, как социальных, так и биологических. Немаловажным представляется и рассмотрение классификации рас.
Как отмечает Т.Е. Россолимо, раздел антропологии – расоведение обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, то есть по образованию и распространению рас на Земле. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас и этносов, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации[2]
. Отметим, что выделение расоведения в качестве самостоятельной части антропологии связано с рядом присущих этой категории характеристик. Не стоит забывать и о проблеме современного расизма, корни которого можно изучить в процессе формирования представлений о сущности расы.
Все современное человечество, по мнению В.И. Добренькова, относится к единому полиморфному виду – нomo sapiens – человек разумный. Подразделениями этого вида являются расы – биологические группы, отличающиеся мелкими морфологическими признаками (тип и цвет волос; цвет кожи, глаз; форма носа, губ и лица; пропорции тела и конечностей). Эти признаки являются наследственными, они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды. Каждая раса имеет единое происхождение, ареал возникновения и формирования[3]
. То есть расы, обычно классифицируются на основе различных признаков и характеристик людей. Наиболее широко используемые человеческие расовые признаки – цвет кожи, волос, черты лица и волосяная текстура. Понятия расы, а также различные пути группирования людей, изменяются под влиянием смены типа культуры и времени, на них также влияют общественные и политические причины.
Итак, выделим наиболее общее представление о расе. Раса – это признак унаследованный (то есть генетический), на формирование которого повлияли общественные и культурные показатели.[4]
Понятно, что представление о расе формируется из двух равнозначных частей – биологической и социальной. Однако рассмотрим более подробно общие принципы современной классификации рас.
По мнению А. Азимова, при выделении рас первого (большие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов, руководствуются принципом таксономической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола (таксона) и территории, на которой этот признак разграничивает группы людей. Для установления таксономической ценности признака служит время его образования – чем позже сформировался расовый признак, тем менее он пригоден для выделения основных рас. Степень пигментации, структурные особенности лица и головы являются теми признаками, по которым дифференциация групп происходила с глубокой древности. Они лежат в основе выделения больших рас, то есть первого порядка. При выборе разграничительного признака учитывается также его эпохальная изменчивость. Таким образом, время образования расового признака, широта его распространения, эпохальная изменчивость и сопряженность с другими показателями являются основой для построения иерархической расовой схемы[5]
. Итак, наибольшее значение в определении классической структуры расы являются биологические и морфологические признаки.
Первоначально выделяют 3 большие расы: экваториальную, или австралоидную, евразийскую, или европеоидную, азиатско-американскую и 22 малые расы, или расы второго порядка. Большую европеоидную расу В.С. Коменев подразделил на 5 малых рас: индо-средиземноморскую, атланто-балтийскую, среднеевропейскую, беломоро-балтийскую и балкано-кавказскую. Монголоидная большая раса представлена 9-ю расами второго порядка: северо-азиатской, арктической (эскимосской), дальневосточной, южно-азиатской, американской, уральской, южносибирской, полинезийской, курильской. Экваториальная раса первого порядка, согласно его номенклатуре, включает 8 малых рас: австралийскую, веддоидную, меланезийскую, негрскую, негрильскую, бушменскую, эфиопскую и южноиндийскую.[6]
Следует отметить, что на данный момент существует тенденция к смешению различных расовых признаков за счет постепенного размывания границ ареала проживания рас. И возможно, в перспективе все расы соединятся в одну. Однако до этого момента изучение расовых различий и их влияния на общественную жизнь остается важной задачей антропологии.
2. Характерные черты рас как социально-биологического феномена

Расоведение как наука в нашей стране развивалось достаточно слабо, поскольку искусственно затушевывалась острота проблемы. Ведущее место в развитие этой науки занимают американская социология и философия. Однако за годы плюралистического развития духовной жизни в нашей стране появились фашистские и другие крайне националистические движения, вобравшие в себя идеологические установки расизма. Поэтому требуется научный анализ проблемы рас. Необходимо выяснить, является ли раса биологическим или социальным феноменом.
Ряд биологических признаков выделяется В.В. Валовым. Рассмотрим их более подробно. Негроидная раса
– в физической антропологии термин негроидная раса является частью трех больших рас – европеоидной, монголоидной и негроидной. Согласно этой классификации, люди делятся на группы, основанные на фенотипических особенностях, таких как краниальная и скелетная морфология. Такую классификацию используют сегодня в области антропологии и судебной медицины, чтобы помочь определить этническое происхождение, родословную и происхождение человеческих останков. В современной черепно-лицевой антропометрии, негроидная раса имеет особенности, которые типичны для черепа чернокожего населения. Эти особенности включают в себя широкую и круглую носовую полость, прогнатизм, прямоугольной формы неба, квадратной или прямоугольной формы орбиты глаза, большие белые зубы. До эпохи европейской колонизации эта раса была распространена только в Африке, Австралии и на островах Тихого океана[7]
. Классические представители негроидной расы живут в Африке. Схожие люди встречаются по всему экваториальному поясу Старого Света. В США термин «негроидная раса» обычно ассоциируется с устаревшими понятиями о расовой типологии, которая была широко дискредитирована в научных кругах[8]
. В настоящее время этот термин является оскорбительным и ассоциируется с расизмом. Сокращение «Негро…» связано с периодами легализованной дискриминации афроамериканцев и было отклонено и заменено в течение 1960-х годов на термин «черный».
Монголоидная раса
– является одной из трех больших рас. Более всего она распространена в Сибири (коренные народы), Индонезии, Восточной Азии, Центральной Азии, Америке. У представителей данной расы отмечается: сильное выступание скул, незначительно выступающий нос, эпикантус, некоторая уплощенность лица[9]
. Существует мнение, что термин «монголоидная» (раса) возник из вариаций слова "монгол", которое, в свою очередь, возможно, было образовано от названия древнее племени «мэн-гу» которое проживало в низовьях Амура, но, кроме того, так назывался один из родов татар, обитавший в Восточном Забайкалье. Так же можно сказать, что название "монгол", вошло в употребление только в XIII в., произошло от китайских иероглифов "мэн-гу", что означает "получать древнее". Однако последняя гипотеза, принадлежащая акад. В.П. Васильеву, не является общепризнанной. Первоначально монголоидная раса заселяла Юго-Восточную, Восточную, Северную и Центральную Азию, Северную и Южную Америку. На сегодняшний день эта раса преобладает в Азии.
Европеоидная раса
характеризуется, прежде всего, ортогнатным лицом, заметно выступающим вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций. Ареалом этой расы является Европа, Северная Африка, Передняя Азия и Северная Индия[10]
. Сейчас европеоиды обитают на всех материках.
Эта классификация является полезной при изучении человеческой предыстории, а также в судебно-медицинской экспертизе человеческих останков. Однако научное изучение расы как биологического образования является весьма проблематичным, то есть вызывает много вопросов.
Исследователи испытывают большие трудности, применяя биологические представления к группам людей и пытаясь выяснить какие же из множества физических черт являются наиболее существенными при отнесении людей, выглядящих по-разному, к разным расам. Если отдавать приоритет цвету кожи, то сами термины неточно описывают цвет. По этой классификации целые народы остаются вне ее: полинезийцы, народности Южной Индии, австралийцы, бушмены на юге Африки не могут быть отнесены ни к одной из трех названных рас. Более того, смешанные браки, а количество их увеличивается, видоизменяют фенотипы рас, и в жизни проблема сводится, прежде всего, к определению статуса новорожденного ребенка. Правило наследования, приписывающее социальному статусу наследственное основание, называется гипонаследованием. Оно ставит ребенка от союза между представителями разных социоэкономических групп в менее привилегированную группу. У наций также имеются культурные нормы, регулирующие данные отношения. Например, в Бразилии нет и следа гипонаследования – бразильское обозначение чьей-либо расовой принадлежности может выражаться одним из 500 различных терминов[11]
. Можно сделать вывод, все «расы» биологически полноценны для создания своей культуры и обладания общечеловеческими культурными универсалиями.
По мнению В.И. Добренькова, большинство поведенческих вариаций среди современных человеческих групп основано больше на культуре, нежели на биологии. Этнографические исследования приводят к выводу о том, что способности к культурной эволюции у всех популяций равны. Первоначальное деление народов на цивилизованных и дикарей ушло в прошлое. Более того, доказано, что в любом стратифицированном обществе различия социальных групп по экономическим, социальным, этническим и расовым параметрам отражают неравенство возможностей в большей мере, чем генетическое строение. Поэтому различия в богатстве, престиже и власти между социальными классами обусловлены общественными отношениями, собственностью[12]
. Каждое общество, исповедующее социальное неравенство имеет механизмы для удержания непривилегированных слоев «на месте», в то время как демократическое общество, приветствует самоактуализацию каждого, независимо от материального и социального положения того или иного человека.
Как отмечает В.С. Комнев, необходимо строго различать два весьма разных понятия – нация и раса. Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Такие обозначения как «английская раса», «французская раса», «итальянская раса», «германская раса», «японская раса», «китайская раса» и т. п., являются ошибочными. В пределах одной нации могут проживать представители различных рас. Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа – с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза мы находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы[13]
. Все эти факты говорят о том, что отсутствует какая – либо зависимость между языком и расой. Этому не противоречат случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Язык и культура могут распространяться и без перемещения антропологических типов. Однако, антропологические типы никогда не распространяются, не принося с собой определенной культуры и языка.
3. Механизмы расогенеза

социальный биологический раса
Наиболее сложным в плане изучения представляется поиск механизмов формирования тех или иных рас в процессе исторического развития. Согласно мнению современных ученных, исследование найденных останков показало, что кроманьонцы имели ряд черт, характерных для разных современных рас. В течение десятков тысяч лет их потомки занимали самые разнообразные места обитания. Длительное воздействие внешних факторов, характерных для конкретной местности, в условиях изоляции постепенно приводило к закреплению определенного комплекса морфологических признаков, свойственных локальной расе. Различия между расами человека – результат географической изменчивости, имевшей адаптивное значение в далеком прошлом. Например, пигментация кожи более интенсивна у жителей влажных тропиков. Темная кожа менее повреждается лучами солнца, так как большое количество меланина препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи и предохраняет ее от ожогов. Курчавые волосы на голове негра создают своеобразную шапку, защищающую голову от палящих лучей солнца. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой теплоотдачей. Узкая глазная щель и эпикантус у монголоидов – адаптация к частым пылевым бурям. Узкий выступающий нос европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха и т.д[14]
. Обращая внимание на приведенные данные, отметим, что основным фактором биологических различий среди современных рас является регион проживания, соответственно, и климат. Однако современных тенденции в формировании рас свидетельствуют о смешении части признаков, а также об генетических изменениях, так как некоторые географические факторы перестают активно действовать на человека.
О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует отсутствие генетической изоляции между ними, то есть возможность плодовитых браков между представителями разных рас. Дополнительным доказательством единства человечества служит локализация на втором и третьем пальцах рук кожных узоров типа дуг (у человекообразных обезьян – на пятом) у всех представителей рас, одинаковый характер расположения волос на голове и т.д. Различия между расами касаются только второстепенных признаков, обычно связанных с частными приспособлениями к условиям существования. Однако многие признаки возникали в разных популяциях человека параллельно и не могут быть доказательствами тесного родства популяций. Независимо приобрели некоторые внешние сходные черты меланезийцы и негроиды, бушмены и монголоиды, независимо возникал в разных местах признак невысокого роста (карликовость), характерный для многих племен, попавших под полог тропического леса (пигмеи Африки и Новой Гвинеи)[15]
. Таким образом, различия рас менее значительны по отношению к сходствам, однако даже некоторый процент различий в биологических признаках способен оказать воздействие на формирований представлений о мире и жизни в обществе.
Как утверждает Н.Н. Чебоксаров, существуют два основных механизма изменения генного состава (генофонда) популяции – естественный отбор и генетико-автоматические процессы (дрейф генов – процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей в популяции). Отбор сохраняет и распространяет в популяции приспособительные, адаптивные признаки, дрейф генов в малых популяциях может закрепить признаки нейтральные, не повышающие и не понижающие в данных условиях вероятность оставить потомство. Оба этих механизма действовали и при возникновении рас человека, но роль каждого из них еще выясняется. Многие признаки рас, несомненно, приспособительные. Дрейф генов может изменять черты популяции, если ему не препятствует отбор. Человечество изменяется и сейчас, особенно широко распространены процессы грацилизации и акселерации. Грацилизация – снижение общей массивности скелета. Параллельно идет процесс акселерации – ускорения развития всего организма. Теперь у грудных детей раньше удваивается масса, сменяются молочные зубы на постоянные[16]
. Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас. Сами расы постепенно теряют характерный для них набор признаков. Это объясняется тем, что все больше и больше людей как бы изолируются от внешней среды, переходя на жизнь в городах и благоустроенных поселках.
В таких условиях расовые признаки перестают быть адаптивными, отбор мало действует. С отмиранием расовых, национальных и сословных предрассудков продолжает увеличиваться смешение рас. А главное, между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился, что и является современной доминирующей тенденцией в расогенезе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек является представителем определенной расы монголоидной, европеоидной или негроидной, и это не мешает ему быть представителем своей народности, со своим языком и культурой. Деление людей на определенные расы является условным с социальной стороны, так как период расизма во всемирной истории уже давно прошел, и каждый человек воспринимается в первую очередь как личность, а потом уже как представитель различных рас. Поэтому термин «раса» не является социальным, так как отражает в себе только биологические различия людей между собой, а именно цвет кожи, форма глаз и т.д.
В истории человечества не существовали «чистые» расы. Среди современного человечества нет «высших» и «низших», «древних» и «новых» рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. А любое принижение одной расы по отношению к другой является проявлением расизма и недопустимо в современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азимов, А. Расы и народы / А. Азимов. – М.: Центрполиграф, 2003. – 348 с.
2. Антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
3. Антропология: хрестоматия / Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Торханова. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 448 с.
4. Валов, В.В. Проблема расы в российской физической антропологии / В.В. Валов, Н.С. Зимчук. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. – 48 с.
5. Добреньков, В.И. Социальная антропология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М., Инфра-М. – 2008. – 688 с.
6. Зубов, А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза / А.А. Зубов. – СПб: Метеор, 2006. – 105 с.
7. Коменев, В.С. Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас / В.С. Коменев. М., 2007. – 241 с.
8. Негроидная раса. – (http: //antropologic.ru/rasyi/negroidnaya-rasa.html).
9. Чебоксаров, Н.Н. Народы, расы, культуры / Н.Н. Чебоксаров. – М.: Наука, 2005. – 281 с.
10. Современная антропология: этносы, нации, расы. – (http://antropologic.ru/rasyi/avstraloidnaya-rasa-2.html).
[1]
Азимов А. Расы и народы. – М.: Центрполиграф, 2003. – С. 11.
[2]
Антропология: хрестоматия / под ред. Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Торханова. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С.104.
[3]
Добреньков В.И. Социальная антропология: учебник. – М., Инфра-М. – 2008. – С. 172.
[4]
Современная антропология: этносы, нации, расы. – (http://antropologic.ru/rasyi/avstraloidnaya-rasa-2.html)
[5]
Азимов А. Расы и народы. – М.: Центрполиграф, 2003. – С.36.
[6]
Коменев В.С. Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас. М., 2007. – С.77-78.
[7]
Валов В.В. Проблема расы в российской физической антропологии. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. – С.15
[8]
Негроидная раса. – (http: //antropologic.ru/rasyi/negroidnaya-rasa.html)
[9]
Валов В.В. Проблема расы в российской физической антропологии. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. – С.15
[10]
Валов В.В. Проблема расы в российской физической антропологии. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. – С.16
[11]
Современная антропология: этносы, нации, расы. – (http://antropologic.ru/rasyi/avstraloidnaya-rasa-2.html)
[12]
Добреньков В.И. Социальная антропология: учебник. – М., Инфра-М. – 2008. – С. 172.
[13]
Коменев В.С. Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас. М., 2007. – С.98.
[14]
Антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.204.
[15]
Современная антропология: этносы, нации, расы. – (http://antropologic.ru/rasyi/avstraloidnaya-rasa-2.html)
[16]
Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры. – М.: Наука, 2005. – С.105.