"Русская правда" П.И. Пестеля

«РУССКАЯПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ
 

Содержание
Введение
Формированиемировоззрения П. И. Пестеля
«Русскаяправда» П. И. Пестеля
Значение«Русской правды» П. И. Пестеля
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Павел Иванович Пестелькак автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразованийРоссии, оказал влияние не на одно поколение россиян. Но в отечественнойюридической литературе его идеи не получили должной оценки, что связано снеоднозначным, вплоть до настоящего времени, отношением к выступлениюдекабристов, одним из руководителей которого был П. И. Пестель. Между темдвижение декабристов было значительным фактом общественно-политической историиРоссийской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлениемпротив царского самодержавия.
Разногласия историков ипублицистов начинаются с определения сословно-классовой основы движениядекабристов. Иногда события 1825 года толкуют как «заговор аристократии», нотакой подход противоречит составу тайных обществ и их целям. Не подтверждаетсяисточниками и предположение марксистских теоретиков об интересах развивающегосяв России купечества как движущей силе декабристского движения. В народническойлитературе выдвинута концепция «внеклассовой, внесословной интеллигенции»,борющейся против самодержавия и крепостничества за общенародные интересы.Однако необходимо учитывать, что идеям и проектам декабристов, в отличие отидей народников, присуща защита специфических интересов землевладельческогосословия, т. е. дворянства.
Внимания заслуживают испоры об идейных истоках декабристского движения. Много вреда исследованиюистории отечественной политико-правовой идеологии принесла «борьба с космополитизмом»,безосновательно отрицавшая очевидную связь политико-правовой идеологиидекабристов с общественной мыслью и конституционным развитием передовых стран.Конечно, декабристы вышли на Сенатскую площадь не для того, чтобы бороться зазападные идеи, хотя они не были им чужды и рассматривались в качественеобходимого элемента политических преобразований. По словамП. И. Пестеля, они интересовались опытом европейским, в частностиантичным, с оговоркой: «…не заимствовать из-за границы ничего, кроме необходимогодля соделания нравов европейскими, и с усердием сохранять… русскую национальнуюсамобытность».[1] По мнениюМ. В. Нечкиной, движение декабристов выросло на почве русской действительности.«Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военныепоходы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов,его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи врусском историческом процессе».[2]
Противоречивы оценкисамого выступления декабристов. Немало исследователей оценивают егоотрицательно, причём с противоположных позиций: одни ссылаются на бестолковостьи непрофессионализм стояния на Сенатской площади, на неуклюжесть и несуразностьблужданий Черниговского полка, другие рассуждают, что это выступлениевоспрепятствовало проведению правительственных реформ.
Однако историкигосударства и права сходятся в том, что выступление декабристов былоединственным внешним и наглядным проявлением кризиса существующегополитического строя, резко поставившим вопрос об отмене крепостничества вРоссийской империи. По справедливому замечанию О. Э. Лейста,непонятно, «почему борцы против рабства Джон Браун и Битчер Стоузаслуженно и всенародно считаются национальными героями своей страны, а Радищеви декабристы в нашей отечественной литературе и публицистике за то же самоепорой подвергаются порицанию и осуждению».[3]
«Русская правда» П. И.Пестеля представляет собой один из наиболее подробных и развёрнутых проектовпреобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени.В конституционном проекте П. И. Пестеля впервые в отечественной историиполитико-правовой мысли предпринята попытка достаточно полно и всестороннеизложить общую концепцию государственных преобразований. Изучение этого проектаспособствует воссозданию самобытной цельной картины развития политико-правовоймысли России, показывает вклад отечественной науки в развитие учений огосударстве и праве.
На нынешнем этаперазвития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задачасовершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся вцентре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в еёисторическом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматьсявесь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические иправовые взгляды П. И. Пестеля актуальны и в наши дни.
Цель курсовой работы –рассмотреть основные этапы формирования политико-правовых идей П. И. Пестеля,наиболее важные положения «Русской правды», её значение в истории развитияполитико-правовой мысли России. Для этого необходимо провести анализ проекта П.И. Пестеля, изучить работы исследователей декабристского движения, воспоминаниясовременников, статьи периодической печати по данной теме, использоватьэнциклопедии, исторические справочники, учебники по истории политических иправовых учений России.
Формированиемировоззрения П. И. Пестеля
Павел Иванович Пестельродился в Москве 24 июня 1793 года. По вероисповеданию он был лютеранином. Будущийдекабрист получил блестящее и разностороннее образование: до 12 лет он обучалсядома, затем 2 года – в Дрездене, а завершил учёбу в петербургском Пажескомкорпусе. За отличные успехи его имя занесли на мраморную доску корпуса (послесобытий 1825 года доску уничтожили). В 1811 году П. И. Пестель выпущен изПажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал вОтечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинскомсражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен,но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П. Х. Витгенштейна, участвовал вЗаграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокиенаграды России, Австрии и Пруссии.
По возвращении в РоссиюП. И. Пестель служил в резервной армии у П. Х. Витгенштейна в Митавесо штаб-квартирой в Тульчине. В 1816 году он вернулся в Петербург, гдевместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курсполитических наук у профессора К. Ф. Германа, состоял в масонских ложах«Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей». К этому же времени относится ивступление П. И. Пестеля в «Союз спасения» – первую тайную политическуюорганизацию, которую создали в феврале 1816 года молодые офицеры Александр иНикита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и ИванЯкушкин. Небольшая – до 30 человек, – строго законспирированная группазаговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожениекрепостничества, учреждение конституционной монархии. Но среди членов тайнойорганизации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, и вконце 1817 года Союз ликвидировался.
На смену «Союзу спасения»пришёл «Союз благоденствия», организованный в январе 1818 года. П. И. Пестельбыл активным членом Союза спасения и Союза благоденствия, одним изорганизаторов ячейки Союза благоденствия в Тульчине. Устав «Союзаблагоденствия» отражал настроение самой умеренной части организации:постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способнуюдобиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилосьпримерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной имирной».
Направления деятельностиСоюза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы,«образования», «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалосьсоздание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных,педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций. Многиедекабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдати крестьянских детей. Члены Союза пытались бороться с судебным произволом,занимая не престижные в их среде гражданские посты судей и заседателей.Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманнообращались с солдатами. Однако многим из них практическая деятельность Союзаказалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, –слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активныхдействий.
В 1820 году в Петербургесобралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в Россиитайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелемреспубликанское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошоинформирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорилисьраспустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, аво-вторых, пересмотреть тактику борьбы.
На основе Союзаблагоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные революционныеорганизации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Украине.Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил НикитаМуравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил ПавелИванович Пестель.
В 1821 году П. И. Пестельв чине полковника получил в командование Вятский пехотный полк, находившийся вкрайне расстроенном состоянии и считавшийся худшим во 2-й армии. Будучиталантливым командиром и воспитателем, он в течение года привёл его вобразцовый порядок, за что в 1822 году получил от Александра I благодарность и 3 тысячи десятинземли. Среди современников П. И. Пестель славился блестящими способностями иогромным интеллектом. По отзывам сослуживцев он мог бы быть министром иликомандующим армией.
Декабристы уважали П. И.Пестеля «за необыкновенные способности», «честность, бескорыстие, равнодушие кматериальным выгодам». Но почти все знавшие П. И. Пестеля отмечали наряду схолодным логическим умом, волей и смелостью надменную уверенность в правотесобственного суждения, непомерное честолюбие, находя в нём сходство сНаполеоном. «Его не любили, – писал М. П. Бестужев-Рюмин. – Чрезмернаянедоверчивость его всех отталкивала». В 1821 году во время одной из служебныхкомандировок П. И. Пестель встретился А. С. Пушкиным. Поэтхарактеризовал его как человека «замечательного ума, образования…. в сердцекоторого гнездились… пылкие чувства патриотизма» А. С. Пушкин записал вдневнике о Пестеле: «Умный человек во всём смысле этого слова… …Он один изсамых оригинальных умов, которых я знаю…». Великий поэт назвал любовьП. И. Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовьрусского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобнаяП. И. Пестелю «революционная голова».[4] «Русская правда» П. И. Пестеля
П. И. Пестель разработалконституционный проект государственного устройства России, получивший название«Русская правда». «Русская правда» была принята на съезде в Киеве в 1823 году вкачестве политической программы Южного общества. Проект был назван в памятьдревнего законодательного памятника Киевской Руси (Русская правда ЯрославаМудрого). Название конституционного проекта, как и ряд вводившихся наименованийверховных органов власти, указывали на преемственность русской демократическойтрадиции, по мнению декабристов, восходящей к вечевому строю Древней Руси.Полное название проекта гласит:
РусскаяПравда или ЗаповеднаяГосударственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом дляУсовершенствования Государственного Устройства России и содержащая Верный Наказкак для Народа, так и для Временного Верховного Правления.
Работая над «Русскойправдой», Пестель изучил огромное количество исторической, политической июридической литературы, особенно широко им были использованы тексты английскойи американской конституций. Друг П. И. Пестеля, секретарь Южногообщества, Н. И. Лорер вспоминает: «В квартире, во всю длину его немногих комнаттянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще учёногосодержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочёл насвоём веку на многих иностранных языках».[5]
В «Русской правде»намечалось 10 глав:
1. О границахгосударства.
2. О различныхплеменах, Российское государство населяющих.
3. О сословияхгосударства.
4. «О народе вотношении к приуготовляемому для него политическому или общественномусостоянию».
5. «О народе вотношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию».
6. Об устройстве иобразовании верховной власти.
7. Об устройстве иобразовании местной власти.
8. Об «устройствебезопасности» в государстве.
9. «О правительствев отношении к устройству благосостояния в государстве».
10. Наказ длясоставления государственного свода законов.
Кроме того, в «Русскойправде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткоезаключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, РусскоюПравдою учинённые».
Написаны и окончательноотделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятаяглавы остались в виде черновых подготовительных отрывков.
П. И. Пестель являлсясторонником введения в России республики, а не конституционной монархии, ккоторой склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противникомсамодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» онвыражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этойтирании. Поэтому самодержавие, по проекту П. И. Пестеля, решительноуничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом.П. И. Пестель последовательно выступал за цареубийство, считал ошибкойанглийской и французской революций сохранение жизни Стюартам и членам династииБурбонов, что привело к реставрации монархии в Англии и Франции. На следствии П. И. Пестельдавал следующие показания: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не виделбольшего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканскомправлении».[6] Верховная власть должнабыла принадлежать народу: «…Народ Российский не есть принадлежность илиСобственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, Правительство естьпринадлежность Народа, и оно учреждено для Блага Народного, а не Народсуществует для Блага Правительства».[7] Для того времени это былапоистине революционная идея.
В «Русской правде»обоснована необходимость введения общедемократических прав и свобод:неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Все сословия должны быть решительно уничтожены и слиты в «единое сословиегражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россиянеобъявлялись одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо».Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось«неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль окоторых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом».
Историческим прообразомдемократической системы для П. И. Пестеля служило вече Новгородской республики.Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому П. И.Пестель хотел разделить Россию на области, области – на губернии, губернии – науезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Всесовершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола имели право избиратьи быть избранными в любой орган государственный власти. Они могли участвовать вежегодном волостном собрании, где выбирали бы делегатов «наместных народныхсобраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния иобласть должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой наместноговолостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главамиуездного и губернского наместных собраний – выборные «посадники». Компетенциянаместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительныхорганов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земскихправлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбиралиновых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занималисьвсеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». В верховныйорган власти П. И. Пестель предлагал двухстепенные выборы: сначала волостныенародные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, апоследние из своей среды – представителей в высший орган законодательной власти– Народное вече.
Верховная властьразделяется на законодательную и верховно-исполнительную.
Верховный законодательныйорган будущей России – Народное вече – избирался сроком на 5 лет. Ежегодно 1/5часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов,пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имелоправо издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел правароспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа вгосударстве.
Верховным исполнительныморганом являлась Державная Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народнымвече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввидуистечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем ДержавнойДумы являлся её член, заседающий в ней последний (пятый) год. Державная Дума«ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключаетмира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят подведомством и начальством Державной Думы».
Помимо законодательной иисполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть ивласть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов встране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки,установленные законом. Центральный орган блюстительной власти – Верховныйсобор – состоял из 120 бояр, избиравшихся пожизненно. Они не могли участвоватьни в законодательной, ни в исполнительной власти. Председатель выбирался на годсамим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор,который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяетсоблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховнымсобором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольныефункции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и вкаждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховнымсобором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда онавыступает за пределы своего государства» Таким образом, по мысли П. И Пестеля,«Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу» Соборимеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.[8]
П. И. Пестель чрезвычайновысоко ценил личную свободу человека. Будущая Россия, по П. И. Пестелю, – этообщество, прежде всего, свободных людей: «…без свободы личной нетгосударственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия». ВРоссии, о которой мечтал П. И. Пестель, не могло быть крепостного права, таккак «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное …противное законам естественным… Рабство в России должно быть решительноуничтожено…».
Глава Южного обществапредполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все правагражданства. Вся обрабатываемая земля в каждой волости, по проекту П. И.Пестеля, делится на две равные половины: на «землю общественную», которая будетпринадлежать всему волостному обществу, и не может быть ни продана, ниподарена, ни заложена, и на «землю частную», которая будет являться объектомкупли-продажи.
Общественная земляделилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «…Необходимое для житьяодного Тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми». Этиучастки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком наодин год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки илиоставалась за прежним хозяином. Из рук в руки участки переходят в следующихслучаях: если кто-то не пожелает более заниматься земледелием или хочетпеременить участок на свободный, если пользователь не может быть удовлетворёнразмером участка по причине увеличения числа членов его семьи, а также когдагражданин лишён прав за преступление.[9]
«Земли частные будутпринадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою…. СииЗемли, будучи предназначены для образования частной Собственности, служитьбудут к Доставлению изобилия».[10]
Для осуществления своегоаграрного проекта П. И. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей землипри частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение,имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется10 тысяч десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякоговозмездия. Если имелось менее 10 тысяч десятин, но более 5 тысяч десятин, тополовина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в другой волости,но чтобы общее количество земли не превышало 5 тысяч десятин».[11]Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного правачастично сохранялось.
Для своего времени проектП. И. Пестеля был чрезвычайно радикальным. Накануне реформы 1861 годакрестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель – 2/3 были под барскойзапашкой. П. И. Пестель же отдавал ½ всей обрабатываемой в государствеземли крестьянам, ничего у них не «отрезав». Таким образом, аграрный проект П.И. Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 года, открывал дверь буржуазномуразвитию страны.
П. И. Пестель не говорито выкупе крестьянами полученной земли, «вознаграждение» помещикам платитгосударство. Предполагалось, что будущая Российская республика будет иметьбанки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение ирасширение частного хозяйственного предпринимательства.
П. И. Пестель считал, чтоправительство новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Онпредложил новую налоговую систему, исходя из того, что всякого рода натуральныеи личные повинности (продуктами или работой) следует заменить денежными. Налогидолжны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Конституция П. И. Пестеляпровозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное правособственности, объявляла полную свободу занятий для населения, свободукнигопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновныеотвечали только перед судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться вгосударстве, нозапрещалиьс некоторые религиозные обычаи, например многоженствоу мусульман. Суд сословный отменялся, вводился гласный суд присяжныхзаседателей, равный для всех граждан.
Окончательной цельюгосударственного переустройства, согласно «Русской Правде», является построениеединой и неделимой России. Соответственно, основной и конечной цельюнациональной политики П. И. Пестель считал слияние всех племен инародов России в единый русский народ.
Важнейшую задачу, которуюпоставил П. И. Пестель в конституционном проекте, можно сформулировать какдостижение единства в государстве. Основу принципа единства составляетполитическое единство государства, заключающееся в том, что во всех частяхгосударства действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, асамо государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальноеединство рассматривается им как производное от политического. Оно включает всебя требования слияния всего населения в единую нацию (русский народ),использования единого языка (русского), принятия единой веры (православия),распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода кодинаковому образу жизни. Важно отметить при этом, что для П. И. Пестелядостижение политического и национального единства – не самоцель, а необходимоесредство создания процветающего государства.
Анализируя правовоеположение народов России, П. И. Пестель сделал вывод, что практически все ониобладали теми же правами, что и русские, но помимо этого некоторые из нихпользовались важными привилегиями. Так, финны и поляки жили в соответствии сосвоими законами, не неся каких-либо расходов и обязанностей по поддержкеРоссийского государства; мусульманские правители Кавказа в лучшем случаевыплачивали символическую дань. Сибирские инородцы, молдаване, калмыки, казахибыли освобождены от рекрутской повинности. В полной мере обязанности передгосударством разделяли с русскими лишь некоторые оседлые народы европейскойчасти России, но они к этому времени уже не знали крепостной зависимости. Такимобразом, существовала явная диспропорция в соотношении прав и обязанностейрусского народа (в широком смысле, включая украинцев и белорусов) и другихнародов России.
Исходя из важнейшего вего концепции принципа соответствия прав и обязанностей, П. И. Пестель считалнеобходимым обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей междунациональными группами, уравнять эти права и обязанности, отказаться отэтнических и религиозных привилегий отдельных групп населения в тех случаях,когда они вступают в явное противоречие с интересами государства в целом илиего граждан.
Федеративное устройствогосударства он отвергал. Политическая жизнь многонационального государства,считал П. И. Пестель, может протекать только в системе унитарного государства,какие-либо элементы федерации или автономии не должны допускаться. Административно-территориальноеделение страны должно было препятствовать обособлению народностей испособствовать их ассимиляции: административные границы должны были проводитьсятаким образом, чтобы в пределах одной единицы оказались территории проживанияразных народов; в то же время территория проживания одного этноса должна былараспределяться по разным единицам.
Основной причиной отказаП. И. Пестеля от федеративного устройства обновленной России являлась опасностьраскола страны по национальному признаку. Отказывая народам России в «праве насамоопределение», П. И. Пестель в то же время ничем не ограничивает праваграждан, в том числе политические. Тем самым не только минимизируется опасностьразвития национального сепаратизма (поскольку для него нет материальной основы– не предусмотрены особые права, которыми наделяются национальные сообщества,не закреплены территории за этими сообществами), но и соблюдаются правачеловека – личные, гражданские и политические — в отношении всех жителейРоссии, ставших ее гражданами. Интерес представителей нерусских народов притаком подходе заключается не в национальном обособлении, а в объединении вобщую нацию и принятии гражданства России, поскольку именно этот статусоказывается наиболее выгодным.
Никаких ограничений по национальному,религиозному или языковому признаку в получении российского гражданства ипользования гражданскими правами «Русская Правда» не предусматривала. Однакопретенденты на получение гражданства должны были согласиться с двумя основнымитребованиями: принятие на себя всех установленных законом обязательств передгосударством и скорейшим вступлением в русский народ, что подразумевалоовладение русским языком и восприятие русской культуры.
Приобретение гражданстваи пользование правами гражданства – это, в трактовке П. И. Пестеля, не одно ито же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда онстановится способным исполнять все установленные законом обязанности передгосударством. Поэтому политические права для личности предусматривались последостижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом — когда онадостигнет необходимого культурного уровня.
П. И. Пестель полагал,что право на независимость могут получить только сильные нации, способныепротивостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если«они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольютсвою Народность с народностью Господствующего Народа, составляя с ним толькоодин Народ…»[12] В то же время П. И.Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой инациональной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ,подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходстводля их угнетения. Все народы, населявшие Россию должны слиться в единый русскийнарод.
Одним из главныхпринципов взаимоотношения гражданина и государства у П. И. Пестеляявляется требование независимости граждан России от иностранных государств. Этотребование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданствадля россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительногоразрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным заниматьгосударственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (ипрочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся внеРоссии.
Новое российское правительстводолжно было использовать авторитет самых разных религий для пользы государства.Не только православные, но и священнослужители всех иных вероисповеданий,которые будут допущены в государстве, должны числиться государственнымичиновниками. Поскольку религии исполняют полезные для государства обязанности,они допустимы и пользуются покровительством государства. Однако на православнуюцерковь возлагается гораздо большая обязанность перед государством, чем на всеостальные, поэтому она и должна пользоваться большими правами. Религиозныеорганизации, потенциально враждебные государству, могли быть запрещены. П. И.Пестель проводил различие между «внутренней верой» человека, которая являетсяего личным делом и в которую государству не следует вмешиваться, и внешнимипроявлениями этой веры, которые не должны противоречить интересам других людей,общества и государства.
русскаяправда пестель государственныйЗначение «Русской правды» П. И. Пестеля
«Русская правда» согретаглубокой любовью к Родине, которую П. И. Пестель ценил превыше всего.«Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сиясильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в одном изранних набросков своего конституционного проекта.
П. И. Пестель придавалбольшое тактическое значение «Русской правде». Революцию нельзя было, по егомнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Однако по мереприближения срока, назначенного для восстания, всё острее чувствоваласьнеобходимость в скорейшем окончании «Русской правды»; «от меня часто требовалиею поспешить», – показывал П. И. Пестель на следствии.
Русская правда П. И.Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов, разработанная в1821-1823гг; одобрена Южным обществом, поддерживалась также революционнымкрылом Северного общества. Основные положения: уничтожение самодержавия,крепостного права и сословного строя, установление республики, равенство всехграждан перед законом, гражданские свободы, отсутствие избирательных цензов,конфискация крупнейших латифундий и наделение крестьян землей.
Система принциповгосударственного устройства, выдвинутая в «Русской Правде», представляетинтерес и для современной России, в том числе как свидетельство оригинальногосамостоятельного развития русской политико-правовой мысли. Между тем, многиеметоды решения проблем государственного устройства и национального вопроса,предложенные П. И. Пестелем два века назад, в наше время себя изжили,хотя по-прежнему актуален тезис П. И. Пестеля о необходимости противостоятьсепаратизму, организованной преступности, обеспечивать и защищать праваграждан. Для этого следует, как это сделано в «Русской Правде», разработатьсистему мер и адекватных политико-правовых форм (в современных условиях онидолжны быть взаимно согласованными), осуществление которых позволитвосстановить сложившееся веками хозяйственные, культурные и прочие связи.
Предложенный П. И.Пестелем путь введения унитарного государственного устройства в настоящее времянеприемлем. Для современной России оптимальным является постепенный переход отфедерации на национально-территориальной основе – к федерации натерриториальной основе (посредством, например, усиления значимости округов); аот нее, через унификацию основных законодательных норм и достижениедействительного равноправия граждан России на всей ее территории, – кдальнейшему единству в его новых, современных формах.
Средством достиженияпредлагаемых социально-политических преобразований П. И. Пестель считал военно-революционныйпереворот с немедленной ликвидацией монархии. Проведение преобразованийпоручается Временному Верховному правлению, которое должно озаботитьсясоставлением новых законов. В концепции П. И. Пестеля об организации ипринципах деятельности Временного Верховного правления во многих аспектахощущается влияние политической доктрины Максимилиана Робеспьера, особенно в техеё положениях, которые содержатся в его знаменитой речи «О принципахреволюционного и конституционного правлений», произнесённой им в Конвенте 25декабря 1793 года.[13] П. И. Пестель представилпроект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционнойдиктатуры, вводимой на значительный срок: 10-15 лет, что само по себе можетбыть чревато тяжёлыми последствиями. Ратуя за строгую и неизменную законность,декабрист посчитал возможным учреждение революционной диктатуры, практически несвязанной в своих действиях законами.
Заключение
«Русская правда» какреволюционный проект буржуазного переустройства крепостной России, решала дваосновных вопроса политической идеологии декабристов: вопрос о крепостном правеи об уничтожении самодержавия. На ней лежит некоторая печать дворянскойограниченности, но в целом она представляет собой своеобразный план сильногопродвижения вперёд отсталой феодально-крепостной России. Это был самыйрешительный, радикальный из конституционных проектов, созданныхреволюционерами-дворянами.
Декабристы остались«страшно далеки от народа». Впервые переводя идеи революционногопросветительства на почву практической подготовки сверженияфеодально-крепостнического строя, декабристы в лице их виднейших теоретиковотступили от идеи народной революции, провозглашённой Радищевым, делая ставкуна «военную революцию». И хотя декабристы мыслили переворот в интересахогромного большинства народа, это было видимое отступление от принципапоследовательного демократизма. Исторически оно обусловлено тем, что креволюционному движению впервые пришёл социальный слой передовых дворян,которые сумели перешагнуть через свои классовые и сословные интересы, но ещё несоединились с народом. Тем не менее, революционное просветительство декабристовподготовило почву для последующего развития передовой русской политическоймысли.[14]
Теперь уже, с высоты XXI века, невозможно объявить российскоедворянство набором царских сатрапов, душителей свободы и крепостников, авыступление декабристов откровенно негативным явлением. Историческая судьбаэтого класса достойна и размышления, и анализа, и самое главное – объективныхоценок. Восстание декабристов, несомненно, сыграло важную роль в истории нашейстраны, а конституционный проект П. И. Пестеля «Русская правда» в историиразвития политико-правовой мысли России.
Список использованнойлитературы
1. Графский В. Г.История политических и правовых учений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.– 600 с.
2. Деев Н. Н.Политическая идеология декабристов: Критика современных буржуазныхинтерпретаций // Правоведение. – 1975. – № 6. – С. 104 – 111.
3. Закревский Н. Ф.Критика декабристами судебной системы царской России // Правоведение. –1976. – № 1. – С. 95 – 98.
4. Иванова В. П. П.И. Пестель. – Л.: Лениздат, 1966. – 43 с.
5. Исаев И. А.,Золотухина Н. М. История политических и правовых учений XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995. – 378 с.
6. Исаев И. А.,Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. –М.: Юристъ, 2003. – 506 с.
7. Историяполитических и правовых учений / Авт. кол.: В. Г. Графский, Н. М.Золотухин, В. С. Нерсесянц и др.; Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.:ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995. – 728с.
8. Историяполитических и правовых учений / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин идр.; Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004. – 576 с.
9. Историяполитических и правовых учений / Под ред. В. П. Малахова,Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
10. Историяполитических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. – М.: Юристъ,1996. – 368 с.
11. Козлихин И. Ю.,Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений / И. Ю.Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб.гос. ун-та; Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. – 856 с.
12. Лорер Н. И.Записки декабриста Н. И. Лорера / Под ред. М. Н. Покровского –М.: Соцэкгиз, 1931. – 448с.
13. Марченко М. Н.,Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Высшее образование,2005. – 495 с.
14. Нечкина М. В.Декабристы. – М.: Наука, 1975. – 183с.
15. Пестель П. И.Русская Правда или Заповедная Государственная грамота великого народароссийского, служащая заветом для усовершенствования государственногоустройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и дляВременного верховного правления / «Русская правда» П. И. Пестеля исочинения, ей предшествующие / п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной /Восстание декабристов. Документы. Т. VII. – М., 1958. С. 111-209.
16. Прозорова Н. С.Вопросы права в произведениях П. И. Пестеля // Правоведение. – 1975. – № 6. –С. 111 – 116.