–PAGE_BREAK–
1.2.3 Нераспределенная прибыль и фонды специального назначения
Финансовым результатом предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является прибыль или убыток. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей (акционеров). При получении убытка возникает необходимость изыскания источников его покрытия.
Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль, в бухгалтерском учете принято называть «нераспределенной прибылью». Нераспределенная прибыль представляет собой сумму чистой прибыли, которая не была распределена в виде дивидендов между акционерами организации.
Нераспределенная прибыль отчетного года используется на выплату дивидендов учредителям и на отчисления в резервный фонд (при его наличии). В соответствии со своей учетной политикой организация может принять решение об использовании прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, на финансирование своих плановых мероприятий.
Эти мероприятия могут носить производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования, и непроизводственный характер в случае использования денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации и другие цели, не связанные с производством продукции, либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации.
Значительная часть собственного капитала предприятия аккумулируется в фондах специального назначения. Эти средства резервируются и направляются на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капитальных вложений).
Главным источником формирования фондов специального назначения служат остающиеся в распоряжении предприятия часть прибыли. С позиции финансового контроля первостепенное значение имеет четкое разграничение средств, направляемых предприятием на производственное развитие и нужды потребления. Необходимость такого контроля связана с налоговыми льготами, предусматривающими уменьшение налогооблагаемой прибыли на ту ее часть, которая направлена на финансирование капитальных вложений.
Реализация политики организации, направленной на аккумулирование своей чистой прибыли для финансирования целевых мероприятий, производится путем образования фондов специального назначения. Количество фондов, их название и использование организация определяет самостоятельно.
Фонды специального назначения образуются по нормам, установленным собственниками, а также за счет безвозмездных взносов учредителей и других предприятий. Они, как правило, подразделяются на фонд накопления, фонд социальной сферы и фонд потребления.
Средства фондов накопления направляются на производственное развитие организации и иные аналогичные цели, в частности на:
1) финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства и строительства новых объектов;
2) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;
3) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
4) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;
5) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
6) взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, акционерных обществ и ассоциаций;
7) списание затрат, которые по действующим положениям не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а производятся непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;
8) на финансирование природоохранных мероприятий и др.
Если предприятие использует средства для капитальных вложений, то сам фонд накопления не уменьшается, так как происходит преобразование финансовых средств в имущество организации. Если же предприятие использует средства фонда на покрытие убытков отчетного года, на распределение прибыли между учредителями, а также на списание затрат, не включаемых в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств, то величина фонда накопления уменьшается.
Средства фонда потребления, в отличие от фонда накопления, направляются на социальное развитие и материальное поощрение персонала, а также других мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации. Средства специальных фондов используются согласно смете, которая обсуждается и утверждается собственниками организации (акционерами). Об исполнении сметы они информируются в установленные сроки.
Фонд потребления предназначен для обеспечения социальной защиты персонала: дотаций на питание, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, а также на материальное поощрение работников (единовременные премии, подарки, материальная помощь) и пр.
Фонд социальной сферы представляет собой зарезервированные (направленные) суммы в качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. Фонд социальной сферы покрывает капитальные вложения не в производство как фонд накопления, а в социальные службы предприятия, например в строительство детского сада. Средства фонда направляются на финансирование расходов, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации.
Собственно, если не считать амортизацию, нераспределенная прибыль является единственным крупным источником финансирования деятельности предприятия. Ее предприятие всегда может направить на свои нужды или создание специальных фондов. Отличительной особенностью на вновь создаваемых предприятиях является сложность в прогнозировании прибыли из-за еще не возникшего спроса на производимые товары и услуги. На уже работающих предприятиях возможны построения прогнозов о величине прибыли в будущем, но только в составе общего прогноза деятельности предприятия и анализа конъюнктуры рынка. Все дело в том, что на размер прибыли будут оказывать многочисленные факторы как внутри предприятия, так и факторы внешней среды и абстрагированный анализ прибыли на предстоящий период может привести к тому, что средств может попросту не хватить даже на поддержание текущей деятельности.
1.2.4 Субсидии, поступления и прочие резервы
Целевые финансирование и поступления представляют собой средства некоммерческой организации, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения. К ним относятся средства, поступившие от других предприятий, субсидии правительственных органов, денежные взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях (садах, яслях) и др.
К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятии в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость и издержки обращения. Создание резервов предусмотрено п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее – Положение). Например, резервы: на оплату отпусков, на ремонт предметов, сдаваемых в прокат, для выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет, для вознаграждений по итогам работы за год, на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и др. (на цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными актами Минфина России).
С 1 января 1999 года разрешено также создавать резервы на: предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат.
В Положении указывается, что резервы создаются организацией с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного года.
В соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости организации могут создавать за счет себестоимости ряд дополнительных резервов. Например, строительные организации имеют право создавать резервы: на возведение временных (титульных) зданий, гарантийный ремонт, перебазирование строительных машин и механизмов.
Решение о создании резервных фондов должно быть зафиксировано в учетной политике организации. Если же организация не создает резервных фондов, то этот факт можно не оговаривать в учетной политике.
Положение позволяет предприятиям в соответствии со своей учетной политикой создавать резерв на обесценивание вложений в ценные бумаги и резерв сомнительных долгов. Но по сути своей они не являются собственным капиталом, так как не относятся к пассиву баланса, а корректируют актив, уменьшая его до реальной величины.
Если рассматривать особенности сформированного собственного капитала на российских предприятиях, то можно заметить интересную особенность, наглядно выраженную на рис.2.
Рис.2. Структура собственного капитала на современных предприятиях.
Эта особенность состоит в том, что по данным государственной статистики выходит, что уставный капитал, призванный выступать основой всей хозяйственной деятельности предприятия, на самом деле занимает небольшую часть в составе собственных финансовых ресурсов. В основном это связано с тем, что собственники не стремятся создавать уставный капитал необходимого объема, а обходятся только минимальной его величиной. Так легче зарегистрировать новоё предприятие.
С другой стороны сумма нераспределенной прибыли и создаваемых на ее основе целевых фондов значительна, что показывает величину самофинансирования предприятия в текущем периоде. Т.е. в основном вся работа предприятия за счет собственных средств строится на полученной прибыли. Рассматривать амортизацию как источник собственных финансовых ресурсов можно с большими оговорками. Во-первых, ее нужно рассматривать как возмещение затрат на приобретение и использование оборудования. Во-вторых, т.к. законодательно не закреплено направление использования амортизации, то на подавляющем большинстве предприятий эти суммы идут на текущее потребление или “затыкание” возникших финансовых дыр.
Сумма резервного капитала оказалась небольшой вследствие того, что законодательно определено их создание только рядом предприятий, а их размер на предприятии обычно выбирают наименьший. На предприятиях, которым создание резервного капитала нерегламентировано, он вообще не создается, поэтому в общем обзоре данных по предприятиям в целом он занимает только около 5%.
Как неизбежность трудного переходного времени стоит отметить возросшую роль прочих резервов в получении собственных средств. Субсидии на настоящее время получают только предприятия производящие продукцию жизненно необходимую государству и то, зачастую в недостаточном количестве. Поэтому основным структурным элементом прочих резервов будут доходы от сданного в аренду имущества, а также доходы от продажи этого имущества. Причем арендные отношения коснулись даже военных объектных предприятий, которые для увеличения собственных средств привлекают финансирование и из этого источника.
1.3 Показатели характеризующие влияние собственного капитала на финансовую устойчивость организации
Для начала отметим особенности в уставном капитале. Самой отличительной особенностью при формировании уставного капитала является то, что при создании нового предприятия в подавляющем большинстве случаев он создается по законодательно утвержденному минимуму. Причем, это не зависит от организационно – правовой формы создаваемого предприятия. Такая минимизация вновь создаваемого уставного капитала приводит к тому, что начинать свою деятельность предприятию приходится с привлечения заемных средств, т.к. собственных средств явно не хватает. В основном для этого используют банковский кредит, который выдается такому предприятию под максимальный процент вследствие высокого риска. Если рассматривать данные по обеспеченности собственным средствами по отраслям, то нагляднее они могут быть представлены на графике (рис.3).
Рис.3. Коэффициент обеспеченности собственными ресурсами предприятий и организаций основных отраслей экономики
Сразу видно, что на российских предприятиях резкое недофинансирование именно за счет собственных средств, причем наибольшая величина недофинансирования складывается на предприятиях, которые имеют высокий кредитный рейтинг, а также на тех, на которых получение средств связано с выполнением общественно-необходимых функций, за которые ведут расчеты бюджеты различных уровней и предприятия-посредники.
В обоих последних случаях такие предприятия и организации недополучают средства в виде прибыли при оказании ими работ или услуг.
Добавочный и резервный капитал на предприятии в основном вообще никогда не используются на его текущую или инвестиционную деятельность. Вследствие жесткой зарегулированности эти два элемента собственного капитала работают в очень редких случаях, либо просто создают прирост стоимости пассивов при приобретении имущества (добавочный капитал), либо создаются по утвержденному минимуму, если это необходимо или под определенную задачу, регламентированную законодательно (резервный капитал).
Если рассматривать создание целевых фондов, то можно заметить в основном создание амортизационного фонда, ремонтного фонда и фонда охраны труда (если предприятию это необходимо).
Особенностью амортизации можно отметить, что вместо цели на приобретение и замену оборудования, все средства в основном идут на текущее потребление, поэтому к целевым фондам его можно отнести с большими оговорками. Остальные же фонды вообще формируются за счет перераспределения части прибыли и как следствие, они выполняют в основном накопительную (а иногда и страховочную) функцию, при последующем направлении средств на цели создания фонда.
Вот и получается, что самыми главными, и порой единственными, источниками становится прибыль предприятия и резервы к получению собственных средств, в основном доходы от сдачи собственности в аренду. Но не все так просто. Посмотрим на график (рис.4).
Рис.4. Коэффициент рентабельности продукции предприятий и организаций основных отраслей экономики
Сразу бросается в глаза падение рентабельности выпускаемой продукции на рынке, хотя и имеется наметившееся повышение ее в настоящее время (только не известно надолго ли). Ряд отраслей вообще являются убыточными, другие находятся на грани наступления убытков, что при российском колебании рыночной конъюнктуры не так уж и обнадеживает. И только ряд отраслей, имеющих передовые технологии и выполняющие ряд уникальных услуг, пребывают в относительном спокойствии по поводу рентабельности своей продукции. Вследствие этого, прибыль как источник финансирования является также и одним из самых плохо прогнозируемых, т.к. нет уверенности в том, а получит ли предприятие ее в будущем и будет ли достаточным ее объем.
Еще одним из источников в привлечении собственных средств можно выделить дополнительную эмиссию акций для акционерных обществ. Она осуществляется в основном для привлечения средств для финансирования какого-либо крупного проекта. При этом всегда параметры проекта известны, и планировать эмиссию легко. Однако самым сильным тормозящим фактором является опять-таки зарегулированность процесса эмиссии государством, что и привело к тому, что эмиссию осуществляет лишь несколько крупных предприятий в год по всей России. Хотя с целью изменения структуры собственников, такая эмиссия проходит чаще, но из-за «подвешенности» состояния предприятия при переделе собственности – эти средства в лучшем случае уходят на текущее финансирование.
Таким образом, получается, что самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятся доходы от сдачи имущества в аренду. Но в подавляющем большинстве случаев это идет во вред основному производству. В погоне за «легкими» деньгами и сиюминутной выгодой, а подчас и из корыстных побуждений, в качестве арендных площадей используют производственные площади с уникальным оборудованием, которое демонтируется, и практически после этого никогда не используется.
Поэтому в российской практике для финансирования деятельности предприятия за счет собственных средств, стабильных источников такого финансирования не существует. Но единственно желательным источником все-таки является прибыль предприятия.
Глава 2. Методические вопросы анализа состава и структуры собственного капитала
2.1 Показатели, характеризующие состояние собственного капитала
2.1.1 Факторы роста собственного капитала
Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:
· рентабельности продаж (Rрп) – отношение чистой прибыли к выручке;
· оборачиваемости капитала (Коб) – отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
· структуры капитала (Кз), характеризующей финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношения среднегодовой суммы валюты баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);
· доля отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дотч) (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).
Для расчета влияния данных факторов на изменение темпов роста собственного капитала можно использовать следующую модель, предложенную А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным:
где ТРСК – темпы роста собственного капитала
Пр – реинвестированная прибыль
СК – собственный капитал
ЧП – чистая прибыль
В – выручка
KL– общая сумма капитала
Два первых фактора отражают действие тактической, а два последних – стратегической финансовой политики. По мнению названных авторов, правильно выбранная ценовая политика, расширение рынков сбыта приводят к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала. В то же время нерациональная инвестиционная политика может снизить положительный результат первых двух факторов.
2.1.2 Стоимость собственного капитала
Стоимость собственного капитала — это денежный доход, который хотят получить держатели обыкновенных акций. Различают несколько моделей, каждая из которых базируется на использовании информации, имеющейся в распоряжении того, кто оценивает капитал.
Модель прогнозируемого роста дивидендов.Расчет стоимости собственного капитала основывается на формуле
,
где Се — стоимость собственного капитала,
Р — рыночная цена одной акции,
D1 — дивиденд, обещанный компанией в первый год реализации инвестиционного проекта,
g — прогнозируемый ежегодный рост дивидендов.
Данная модель применима к тем компаниям, величина прироста дивидендов которых постоянна. Если этого не наблюдается, то модель не может быть использована.
Ценовая модель капитальных активов (CAPM: Capital Assets Price Model).Использование данной модели наиболее распространено в условиях стабильной рыночной экономики при наличии достаточно большого числа данных, характеризующих прибыльность работы предприятия.
Модель использует существенным образом показатель риска конкретной фирмы, который формализуется введением показателя . Этот показатель устроен таким образом, что , если активы компании совершенно безрисковые (случай сколь желаемый, столь же редкий). Показатель равен нулю, например, для казначейских облигаций США. (Декларировано также, что облигации внутреннего государственного займа в Украине также имеют нулевую степень риска). Показатель , если активы данного предприятия столь же рисковые, что и средние по рынку всех предприятий страны. Если для конкретного предприятия имеем: 0>1, то предприятие имеет большую степень риска.
Расчетная формула модели имеет вид
,
где — показатель прибыльности (отдачи) для безрискового вложения капитала, СМ — средний по рынку показатель прибыльности,
— фактор риска.
Изменение Се согласно модели в зависимости от риска иллюстрируется графически с помощью следующего рисунка.
Рис. 5. Доходность собственного капитала компании
Возникает вопрос: как определить показатель для данного предприятия? Единственный разумный способ — это использование данных прошлых лет. По сравнительным данным прибыльности анализируемого предприятия и средней рыночной прибыльности строится соответствующая прямолинейная регрессионная зависимость, которая отражает корреляцию прибыльности предприятия и средней рыночной прибыльности. Регрессионный коэффициент этой зависимости служит основой для оценки — фактора. В передовых западных странах для ориентации потенциальных инвесторов печатают справочники, содержащие показатель для большинства крупных фирм.
продолжение
–PAGE_BREAK–