Жизнь и творчество А. А. Блока

МОУ средняя общеобразовательная школа №35
Реферат
на тему:
«Жизнь и творчество
А. А. Блока».
Выполнила
ученица 11 “В” класса
Соболева Юлиана.
Учитель: Васильева
Светлана Викторовна.
г. Орёл, 2006 г.
Цели и задачи.
Цели:
1.     изучить жизнь и творчество А. А. Блока;
2.     на примере символизма А. А. Блока более подробнообзнакомиться с поэзией серебряного века русской литературы;
3.     выявить различия раннего и позднего этапов творчестваА. А. Блока.
Задачи:
1.      ознакомиться сосправочной литературой по творчеству А. А. Блока и поэзии серебряного века;
2.     определить влияние биографии поэта на его творчество;
3.     выполнить подробный анализ трёх стихотворений,относящихся к различным темам творчества поэта.

Содержание.
1.  Введение.
Обоснование выбора темы
Поэзия серебряного века
Что такое символизм?
2.   Жизнь и творчество А. А. Блока.
Детство и юность
Зрелые годы
Символизм раннего А. А. Блока
Круг исканий (1903-1906 гг.).
Блоковская критика символизма в1907-1909 гг.
Литературная позиция А. А. Блока(1909-1911 гг.).
А. А. Блок и кризис русскогосимволизма (1912-1917 гг.).
А. А. Блок после октября. Конецсимволизма (1918-1921 гг.).
3.  Заключение.
4.  Приложение.
Анализ стихотворения А. А. Блока«Незнакомка» (восприятие, истолкование, оценка).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Одоблестях, о подвигах, о славе…» (восприятие, истолкование, оценка).
Анализ стихотворения А. А. Блока«Плачет ребёнок. Под лунным серпом…» (восприятие, истолкование, оценка).
Список использованнойлитературы.

Введение
Обоснование выбора темы
Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателяс таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты,принадлежавшие школе символизма, смотрели на все события, происходящие в этом миресовсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. Встихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные образы,над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходилза рамки направления. При чтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки,ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. Всвоей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий,а после и разрыва с поэтами- символистами.
Поэт, оставивший заметный след в истории литературы,неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда непринадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относитсяк творчеству одного из крупнейших русских поэтов XXв. – Блока. Его можно считать продолжателем и завершителемтрадиций великой русской литературы XIXв.,основоположником новой русской поэзии XXв., наследникоми продолжателем традиций романтических, автором вдохновенных пророчеств огибели старого мира, создателем первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходыоправданы богатством и многогранностью творчества Блока.
Поэзия серебряного века.
День поблек, изящный и невинный
Вечер заглянул сквозь кружева.
И над книгою старинной
Закружилась голова.
Встала в легкой полутени,
Заструился вдоль перил.
В голубых сетях растений
Кто-то медленно скользил.
Начало ХХ века не случайно считается «русскимРенессансом» во всех сферах культуры. А поэзию этого периода невозможнопредставить без А. А. Блока – с его свободным, смелым даром, с его светлым иодновременно трагическим мироощущением русского человека на стыке двухстолетий, с его нераздельностью с судьбой России.
Русская поэзия ХХ века осваивала новую эстетику(образы, темы, ритмику, язык), отвергая, как правило, реалистический стиль,считая его слишком конкретным, «фотографичным», приземлённым. К. Бальмонтговорил о различии между реалистами и символистами-неоромантиками: «Реалистысхвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой не видят ничего,символисты, отрешённые от реальной действительности, видят в ней только своюмечту… Один в рабстве у матери, другой ушёл в сферу идеальности». Ф. Сологубуточнял: «Символизм – это преображение грубой действительности в сладкуюмечту». (Нужно сказать, что многие символисты не чуждались отражения в своёмпоэтическом мире социальной жизни, Например А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус.)
Некоторые придумывали свою символистическую систему: уБлока, например, чёрный и белый цвета в противоборстве – один обозначает хаос,распад, второй – гармонию. Символисты утверждали, что именно символы делают«самое художественное вещество поэзии прозрачным, одухотворённым насквозьпросвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажженопламя».
Поэзия серебряного века достигла огромных высот в использованииклассической силлабо-тонической системы и открыла новые возможности стиха(ритмы, звукопись, ассонансы, диссонансы). Звук был своего рода магией, особоймузыкой («В музыке – чары, музыка – окно, из которого льются на насочаровательные потоки Вечности и брызжет магия»).
Что такоесимволизм?
Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом,появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается,что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Длянего символизм 90-х г. – в первую очередь «поэзия намеков», для Бальмонта –«изысканность русской медлительной речи» и т.д. Все символисты были оченьразные. Но все они стремились продемонстрировать обостренную чувственность, непонятныеобычному человеку переживания, неожиданные ведения. Еще одним человеком,повлиявшим на мировоззрение символистов был Владимир Соловьев. Именно еговлияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их так и называли –«соловьевцами».
Это у Соловьева впервые появляются такие термины, как«Красота», «вечная Женственность», которые очень часто встречались в разныхстихах Блока. Вообще у символистов Красота – единственная сила, способная «мирспасти», она выше этики, долга, чести.
Красота – единственное, что противостоит хаосу и всеуничтожению в романе Ф. Сологуба «мелкий бес». Сологуб тоскует о мире красоты.
Где ты делась, несказанная
Тайна жизни, красота?
Еще одна важная черта «соловьевского» мировоззрения –это идея платоновского «двоемирия». То есть существования иных миров, которыеможно постичь только путем искусства, глубже проникнув в суть всех мировыхявлений.
«Мы не замкнуты безнадежно в этой «голубой тюрьме»… Изнее есть выход на волю, есть просветы… те мгновения сверхчувственной интуиции,которые дают иные постижения мировых явлений… Исконная задача искусства исостоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения» – писалВ. Брюсов в программной статье «Ключи Тайн» (1904 г.) Искусство – «познаниемира вне рассудочных форм, вне мышления…», т.е. наиболее глубокое и адекватноедля символиста познание.
Важной чертой символизма, был «мифологизм» — восприятие мира, как мифа, «творимой легенды». Примеры такого восприятия мирасимволизм находил, в частности, в философии В. Соловьева. Здесь мы видимпостоянную борьбу так называемой «Души Мира» с материальным миром зла Хаоса.
Этот миф породил множество других, например,сологубовский миф о Недотыкомке, миф о новых аргонавтах у Белого, о Дионисе,Эросе или о страннике, плывущем в поисках истины, В.Иванова, о Прекрасной Дамеу Блока или о России, как Спящий Царевне и др.
Интересно то, что символисты называя явление земногомира, одновременно подразумевают и все то, что «соответствует» этому явлению в«иных мирах», а так как миры бесконечны, то и значения явления для символистабезграничны. Но при этом мир для символизма – не просто разрозненные ряды«соответствующих» друг другу явлений. И земная действительность и «миры иные» — это совершенные, живые единства, находящиеся в полной гармонии друг с другом.
Что касается развития символизма в России, то влитературе используется деление символистов на «старших» («декадентов») и«младших» (мистиков – «соловьевцев»). И все же в становлении русскогосимволизма легко вычислить три этапа.
Первый период, как известно – 1890 – е годы. С этимэтапом Блок, начавший серьезно писать в конце десятилетия («Отроческие стихи»,1897), прямо не связан. Однако в самом конце 1890-х – начала 1900-х годов онстановится внимательным читателем произведений «нового искусства», а борьба символистовначала века многое определит в блоковском творчестве.
Символизм второй волны (1900-1907) рождается вместе собщественным предреволюционным подъемом. Тенденция максимального отделения«нового искусства» от традиций современности изменяется в 1900-х годах противоположнойустановкой увидеть « символизм всего». Под влиянием грозовой атмосферыреволюции, символизм осознает себя частью национальной культуры, вписывается внее и во многом обновляет.
Наконец, этап истории русского символизма (1908 –начало 1910-х гг.), справедливо определяется как период «кризиса символизма».Действительно, символизм уже показал себя во всех своих формах. И как«неприятие мира» в 1890-х годах, как восторг мятежа проявился в годы революции«Кризис» проявляется как творческий спад у многих «метров» символизма или ихотход от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме в целом можнобыло говорить в прошедшем времени. Лишь при таком ограничении его можновоспринимать как яркую и оригинальную страницу русской (да и мировой) культуры.

Жизнь итворчество А. А. Блока.
Детство июность.
Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям,дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице “торжествомсвободы”, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения впоколения свято служившей науке и литературе.
В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж — загвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерскихказармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невы. Тогда жеБлока отдали в гимназию.
В 1897 году, очутившись с матерью за границей, внемецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильнуююношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии.
В 1898 году гимназия была окончена, и Блок “довольнобезотчетно” поступил на юридический факультет Петербургского университета.Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелсяна славяно-русское отделение историко-филологического факультета, котороеокончил в 1906 году.
Но в 1901 году театральные интересы уступили местоинтересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это —лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков ииносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, вчастности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кромереального мира, есть еще некий “сверхреальный”, высший “мир идей”.
Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильноеи глубокое чувство к девушке (Любови Дмитриевне Менделеевой), котораявпоследствии стала его женой.
В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошлорешительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 года. В это время Блокуже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной1903 года — почти одновременно в петербургском журнале “Новый путь” и вмосковском альманахе “Северные цветы”. Он устанавливает связи в символистскомкругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В.Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москвекружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль средикоторых играл начинающий поэт, прозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружкестихи Блока встретили восторженное признание.
Зрелые годы.
В конце 1904 года в символистском издательстве “Гриф”вышла в свет первая книга Блока — “Стихи о Прекрасной Даме”.
Стихотворение “Фабрика”, написанное в конце 1903 года,может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока.
Революция 1905 года произвела на него впечатлениегромадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Онувидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себеоткрыл “гражданина”, впервые ощутил присущее каждому истинному и честномухудожнику чувство кровной связи с народом и сознание общественнойответственности за свое писательское дело.
Прежнее безразличие Блока к общественно-политическимсобытиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовалв революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красноезнамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.
Годы 1906-1908 были временем писательского роста иуспеха Блока. Он становится профессиональным литератором, его имя приобретаетуже довольно широкую известность.
Одна за другой выходят книги Блока — сборники стихов“Нечаянная радость” (1907), “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908),сборник “Лирические драмы” (1908).
В 1908 году была написана, в 1909 году опубликованабольшая драма Блока “Песня судьбы” (постановка ее на сцене не осуществилась).
В 1907 — 1908 годах определился глубокий разлад егопочти со свей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идетБлок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные иокончательные выводы.
В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италиии Германии, результатом которого явился цикл “Итальянские стихи” — лучшее, чтоесть в русской поэзии об Италии.
В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж,Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин), в 1913 году — в третий раз (Париж иБискайское побережье Атлантического океана).
Летом 1916 года он был призван в действующую армию ислужил в инженерно-строительной дружине, сооружавшей полевые укрепления вприфронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть освержении самодержавия. В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе вЧрезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследованиядеятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрылаперед ним “гигантскую помойку” самодержавия. На материалах допросов и показанийон написал документальную книгу “Последние дни императорской власти”.
Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последниетриумфальные выступления Блока — с вдохновенной речью о Пушкине и с чтениемсвоих стихов (в Петрограде и в Москве). В мае Блок почувствовал недомогание,вскоре перешедшее в тяжелую болезнь.
Утром 7 августа он скончался.
Символизм раннего А. А. Блока
Как известно, на дельнейшую жизнь любого человека влияетего семья и воспитание. Александр Блок не был исключением. Его семья частоиграла важнейшую роль в жизни поэта.
И сам Блок и многие мемуаристы, и ряд критиков иисследователей творчества Блока, писали об огромной роли «бекетовской культуры»в становлении поэта.
Прабабушка Блока вращалась в кругах известныхпоэтов-декабристов, таких как Дельвиг. Прадедушка был знаком с самим Пушкиным.
«Прекрасная семья Гостеприимство стародворянское, думы– светлые, чувства -простые и строгие», — говорил Блок о семье в которой вырос.Кроме того, все семья была связана с литературой. Две тети занималисьпереводами и даже сами писали стихи и рассказы.
Мать поэта очень любила литературу и сама любиласочинять.
Но в семье «господствовали, в общем, старинные понятияо литературных ценностях и идеалах». И поэтому маленький Саша Блок впитал всебя не новое искусство, а наоборот, исконно русскую, классическую литературу.Однако – что более важно, «новое искусство» в «бекетовском доме»не столько «не знали», сколько активно непринимали. Слова «декадент», «декадентский», часто встречается в переписке членовсемьи, в их дневниках, семейных стихах и т.д., и всегда как «чужое» слово с ироническойили резко отрицательной окраской. Бабушка поэта позднее сокрушается по поводу«декадентских» стихов любимого внука, сам Блок-подросток в духе семейных традицийвысмеивает (действительно ему малоизвестную) «декадентскую» поэзию в своем рукописномжурнале «Вестник».
Таким образам, первоначальное, воспитанное в«бекетовском доме» отношение Блока к «новому искусству» было не только вполне отчужденным,но и, по всей видимости негативным. Его первые опыты питала совсем инаяпоэтическая среда- традиции русской лирики XIX–в. И хотя на протяжении своего творчества Блок частоотрицал бекетовские традиции, его путь к поэме «Двенадцать» был одновременносвязан с его постоянным возвращением к этим традициям, ставшими для поэтасимволом русской культуры XIX–в.
Первые стихи Блока (1897-1900), впоследствииобъединенные им в цикл,
«AnteLucem», не предвещают никакого «конфликта» с культуройБекетовых. Эти стихи свидетельствуют о том, что Блок во многом учится у русскихромантиков (Пушкин, Лермонтов) и лириков середины века(Фет, Тютчев). Хотя уже тогдасоздается особый стиль, который во многом тяготеет к символизму. Это, например,тоска по ушедшим культурам. И все же Блок 1898г. – 1990г. еще отнюдь не представитель«нового искусства».
Поэзия Блока, устремленная за красотой, весьма далекоот напряженного и осознанного индивидуализм декадентов. Поэтическая «картина мира»Блока еще только формируется и в целом традиционна.
Романтическое противопоставление поэта и людей:
Я – равнодушный серый нелюдим…
Толпа кричит – я хладен бесконечно
Толпа зовет — я нем и недвижен
Мотивы ранней разочарованности не мешают Блокупламенно верить в счастье любви:
Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой…
Многие особенности раннего блоковского мироощущения,которые навсегда войдут в его творчество, органически идут от культуры XIXв.
Следующий этап в творчестве Блока — это время созданиясборника. «Стихи о Прекрасной Даме». Воздействие «бекетовских» традицийсменилось глубоким чувством к Л.Д.Менделеевой, предреволюционными настроениями народаи впечатлениями от мистической лирики Вл. Соловьева – все это резко измениломир Блока.
Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшегосимволиста, пламенно верящего в спасение, преображение материального «царства,времени» вечной мистической Красоты:
Явись ко мне без гнева,
Закатная, таинственная Дева,
И завтра, вчера огнем соедини
В 1900-1901 г. Блок еще не связан ни с декадентами, нисоловьевцами: Только в 1902г. Блок знакомится с Мережковским, а через семьюСоловьевых сближается с А.Бельем. Но уже с начала века, Блок внутреннепротивостоит влиянию «бекетовской» культуры. Им был пережит своеобразный конфликт«отцов и детей». Позднее он скажет «Нет у нас гения отеческого, зато ссовременностью очень соприкасаемся. Отцы громили нас… Страшна родителей кара…Позднее будет раскаянье. А того и не будет ».
Первая попытка Блока критически оценить символизмотносится к началу XXв.
До нашего времени сохранилась незавершенная статьяБлока о русской поэзии(1901-1902). Цель этой статьи сам поэт определял так:«Следующий очерк не содержит в себе чего-нибудь стройно-цельного. Это критикаот наболевшей души, которая стремится защитить от современников белые и чистые святыни».
В своей статье Блок соглашается с Мережковским,который считал, что символы, не вчерашнее изобретение парижской моды, авозвращение к древнему, вечному, никогда не умиравшему началу. Блок так же считаетсимволизм начала XXвека, современнымвидоизменением вечного и живого начала.
В статье Блок приходит к выводу, что символизм вышелиз романтизма, но при этом символизм – не столько продолжение, сколько преодолениеромантизма, который кажется поэту старинным и наивным мироощущением…
Подлинный символизм для Блока всегда был связан с поискамиидеала, которым была, как и у всех «младших» символистов, «нетленная красота вокружении веры и вера в окружении красоты».
Но, разумеется, неизменно важнее поэзия Блока1901-1902гг. «Стихи о Прекрасной даме»- одно из самых глубоких явлений символистическогоискусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное,уникальное.
В своем сборнике Блок сумел создать реальное поэтическоеединство различных символов. В стихах видно и напряженное ожидание полного обновлениямира, и сочетание двух, противопоставляемых друг-другу миров, «мифического иреального».
«Стихи о Прекрасной Даме» нужно читать несколько раз.При первом прочтении они предстают как собрание вполне самостоятельных, хотя иотличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений.При втором – в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворениеокажется его частью.
С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являютсяхудожественным описанием вполне «земных» переживаний и любовных мук самогопоэта, но с другой стороны в них раскрывается символистское ощущение мира, егопонимание и пути развития вселенной.
Конечно, в сборнике могут быть выделены тексты, гдегосподствуют мистические интерпретации изображаемого. Таково, например,знаменитое «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» Здесь и эпиграф из Вл.Соловьева, и написания «Ты», «Тебя», и как бы «вынесенность» действия впространства «неба», «закатов», подчеркивают тему страстного ожидания земных воплощений.
Вечной женственности и боязни того, что в мигвоплощения «Она», «изменит облик», окажется во власти земного Хаоса. В другихстихотворениях – и их довольно много,- напротив, заметнее связь с порядившимиих реальными событиями. Например, «Не поймут бескорбные люди…», где упоминания «масок,смехов в окне и лирического «я», ожидающего «Всю ночь, всю ночь – у окна! –почти точно воспроизводят ситуацию ожидания поэтом своей невесты, ушедший намаскарад.
У Блока смысл одних стихотворений проникает в текстыдругих. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествованиянеразрывно связаны.
Таким образом «Стихи о Прекрасной Даме» нельзя рассматриватьтолько как произведение «перерастающее» символизм. Напротив, во многом это — наиболее реальное воплощение творческий устремлений «нового искусства» XXв.
И все же основания увидеть в «Стихах о Прекрасной Даме» нечто, что не укладывалось символизм начала века – существуют.
В стихах Блока яркость и полнота изображения «земных»чувств иногда оттеняет мистику на задний план.
Например, в строках:
Ухожу в розовеющий лес…
Ты забудешь меня, как простила
Мы видим не только сложности взаимоотношений героя и ДушиМира, но видим и теплоту «розовеющего леса», грусть разлуки-чувства самыеземные.
В 1902 г. Блок уже предчувствует революцию и эточувство близости «несказанно» нового придает его стихам человеческую убедительность.В них живет ощущение, что новый мир уже при дверях:
К нам прольется в двери келий
Светлая лазурь.
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет,
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
В отличии от других символистов, у Блока «новый мир» лишенмистической туманности, что делает его живым миром красоты, любви и счастья.
И еще одна существенная особенность цикла, выходящаяза рамки «Младшего символизма», «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не вширокий мир «Нечаянной Радости», не в мир мистической утопии символистов, а вмир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический геройи объект его высокой любви… « Лирические персонажи» обретают яркость,определенность, выразительность чувств и эмоций. Читатель ощущает все чувства ипереживания героев:
Я долго ждал – ты вышла поздно,
Но в ожидание ожил дух,
Ложился сумрак, но бесслёзно
Я напрягал и взор и слух
Когда же первый вспыхнул пламень
И слово к небу понеслось,-
Разбился лед, последний камень
Упал – и сердце занялось.
Ты в белой вьюге, в снежном стопе
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.
Эпизод встречи изображен так, что может бытьистолкован как некий фантастический или мифологический случай. Но сами эмоциинапряженною ожидания и бурной, головокружительной радости встречи, и возникший образлирического «я», наделены «реальностью», то есть «остаются земными». Этокардинально отделяет поэзию Блока от поэзии Вл. Соловьева. У Соловьева геройявляется только носителем эмоций, не являясь при этом целостным характером, и необлагая индивидуальностью, а образ царицы миров вообще не поддается какому –либо «заземлению, не имеет реальных качеств». Уже позже у Соловьева появляетсястихи, где «земное происхождение» героини сознательно подчеркивается, носоединение в ней и мистических, и реальных черт не достигается. Наконец, позднийСоловьев отказывается от поисков ценного в индивидуально человеческом:
реальность «лишь грубая кора вещества», под которой геройучится
… осязать нетленную порфиру
И узнавать сиянье божества
(«Три свидания»)
Художественная позиция Блока своеобразна: большинствосимволистов создали лишь глубоко индивидуальный образ лирического «я», однакозамкнутого в «голубей» тюрьме бытия. Блок в «Стихах о Прекрасной Даме» создает высокийлирический образ-персонаж, выводящий поэта из этой «тюрьмы».
Итак, Блок в «Стихах о Прекрасной Даме» еще находитсяпод сильным влиянием Соловьева. В цикле отобразились идеалы воплощенной Красоты,«нового мира», перерожденного Красотой. Но все же, в создании цикла большуюроль сыграли и прочные связи Блока с русской культурой XIXв., которые возникли задолго до обращения поэта к«новому искусству».
Круг исканий (1903-1906гг.).
Следующий этап становления Блока и новый этап егоотношения к символизму 1903-1906г. В это время становится заметной парадоксальностьи самобытность Блоковского пути. С одной стороны, именно теперь, в годынаписания стихотворений, позднее образовавших цикл «Распутья», формирования текстоввторого сборника Блока -«Нечаянная» радость(1907), создания трилогии лирическихдрам (1906), начинается действительный отход поэта от мистического утопизма соловьевства– первый шаг к будущий попытке разрыва с символизмом. С другой стороны, дляБлока заканчивается время «одиноких восторгов». Его вводят в свой круг «метры»символизма: весной 1902г. он знакомится с Мережковским, Блок являетсяпосетителем Религиозно – философских собраний; он ходит на знаменитые средыВяч. Иванова и в годы первой русской революции испытывает чувство близости к немуи увлечение идеями «мистического анархизма». В 1904г. после поездки в Москву,Блок сближается с Московскими символистами: с Брюсовым и особенно с кружком молодыхмосковских поэтов – аргонавтов (А.Белый, С.Соловьев и др.); на 1903-1906г.падают так же переписка, знакомство, начало, апогей и спад дружбы с А.Белым.
Таким образом, Блок был восторженным последователем«нового искусства» в годы, когда имя его оставалось почти неизвестным всимволистических кругах и среди читателей, а время затухания мистических зорьсовпало с тем, что все большое число людей стало воспринимать Блока как яркого иподающего надежды поэта — символиста.
Просыпающийся интерес Блока к революционнойсовременности, к людям и социальным проблемам настоятельно ставил вопрос осоотношении действительности и поэтического идеала Блока. Ведь революция совсемне была похожа на «лучезарный взор» Девы, Зари, Купины.
И эта предреволюционная действительность настойчиво ис разных сторон врывалась в жизнь и в творчество Блока. Его современник С.Бобров пишет:
«Блок гораздо глубже своих собратьев по символизму пережил1905г.» Отрывок из дневника М.А. Бекетовой позволяет уточнить вопрос о измененииблоковского мировоззрения: «Сашура говорит о величии социализма и о падениидекадентства в смысле ненужности. За общественность, за любовь к ближним.»»
Университетские волнения, впечатления от одинокихпрогулок по дьявольскому», но одновременно манящему Петербургу, особенно – отего окраин, события 9 января – все это определило кардинальные сдвиги вмировоззрении Блока. Определенную роль сыграли и новые литературные впечатления– прежде всего от сборника Брюсова «Urbietorbi» Брюсов указал Блоку совершенно новый поэтическиепути к изображению реальности, современных городских будней, современногочеловека.
В это время Блок критикует «соловьевство» и«петербургскую мистику» Мережковских.
Летом 1903г. Блок пишет А. В. Гиппиусу: «Мы с вами…страшно нагромоздились тревожными теориями. Надо бы подраться с теориями»Мистические теории противопоставляются Блоком «жизни » и «счастью». Но вместе стем отрицания этих «мистических теорий» сводится к отрицанию «теорий вообще,т.е. неизбежно ведет к «декадентству».
Однако Блок в те же годы резко критикует и«декадентство» — как в русском символизме и так и в себе самом.
«Начинаю совсем не выносить декадентство»; «Ненавижу своедекадентство и бичую его в окружающих» и т.д. – неустанно повторит он. Но в 1903-1906гг.,в отличии от последующих этапах эволюции Блока, отрицание «декадентства»зачастую означают попытку вернуться к утопии о спасающей мир Красоте.
Такие же противоречия обнаруживаются и в творчестве Блока:Блок цикла «Распутья», сборника. «Нечаянная радость» неуклонно отходит от верыв «Прекрасную даму», которая «отошла без возврата. Но пути его пока — это демонические«распутья»», и «действительность», «повседневность» к которым приходит Блок«Пузырей земли» и
«Города» – это царство хаотического, злого («Город»):
Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил
Или этически нейтрального, вечного («Пузыри земли»)
Одинокая участь свята.
Это Вечность сама снизошла
И навеки замкнула Уста
Блок по отношению к этому царству зла не становится, вотличии от других символистов, в позу романтического отвержения мира. Подобно«принимающим» мир «декадентам» Брюсову и Бальмонту и символизму соединявшему«соловьевство» и мистический анархизм, Вяч. Иванову, Блок упивается миром«земли». В земном Блок притягивает его страстность, — то солнечная:
Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь,-
Наши гимны, и песни, и сны – без числа!
Золотая игла!
Исполинским лучам пораженная мгла!
Опаленным, сметенным, сожженным дотла — Хвала!
То восторги петербургских ночей:
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде
Даже революция с таких позиций первоначальнопредставала как веселый праздник разрушения и смерти:
Что же! Громче будет скрежет,
Слаще боль и ярче смерть!
Вместе с этими, можно сказать «декадентскими»настроениями, Блок все же хочет верить в грядущее повторение «мистических зорь»и пробуждение «спящей царевны». Он пытается соединять идеалы «Души Мира» иреволюции:
О, дева, иду за тобой –
И страшно ль идти за тобой
Влюбленному в душу свою,
Влюбленному в тело свое?
Или другое:
Казалось, вверху разметались одежды,
Гремящую даль осенила рука…
И мы пробуждались для новой надежды,
Мы знали: нежданная Радость близка!
Стихотворения, где нисхождение в мир Красоты отождествляетсяс сотворением царства всеобщего счастья:
Мы все, как дети, слепнем от света
И сердце встало в избытке счастья.
……………………………………….
И Дева-свобода в дали несказанной
Открылась всем – не одним пророкам!
Так все мы — равные дети вселенной,
Любовники Счастья…
-особенно интересны. В них Блок стремился вернуться в«детский» непротиворечивый мир «соловьевской гармонии»- прославить будущее какмир не только Красоты, но и добра, справедливости, истины.
Но эти попытки оказались несостоятельными. Процессы,происходившие в блоковском творчестве, были необратимыми.
Создается впечатление замкнутого круга колебаний между«соловьевством» и его «теорией», декадентским отрицанием любых «теорий»,апологией полной свободы человечества. Среди этих колебаний вырисовывается основнаялиния пути.
Эволюция Блока может быть представлена как сменацелостных «картин мира», в каждой из которых лежит образ, характеризующийпредставление об основном начале мира. Для раннего Блока