Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История Отечественного государстваи права»
Тема: «Развитие права в годы ВеликойОтечественной войны и
в послевоенные годы восстановления народногохозяйства».
МОСКВА — 2009

Содержание
1. Введение
2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны
3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины50-х гг.)
4. Заключение
5. Список использованной литературы
 
1. Введение
Тема развития советского права в года Великой Отечественной войныи период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и внаши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостьюотношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан.С одной стороны, это стремление апологетов «общемировых и общечеловеческихценностей» опорочить советское время, обвинить органы власти и управления СоветскогоСоюза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР,которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же попричине полной психической деградации высших советских и партийных руководителейтого времени. С другой стороны, живы еще участники и свидетели происходивших событий,ветераны Войны и Труда, которые, несмотря на широко развернувшуюся в современнойРоссии кампанию по очернению советского периода нашей истории, помнят и объективнооценивают внешне — и внутриполитические условия того времени, обусловившие общиетенденции развития правовых отношениях, о которых мы будем говорить ниже. Исходяиз собственного восприятия происходивших событий они могут рассказать о них не понаслышке.И их мнение и видение вопроса в большинстве своем разительно отличается от навязываемыхнам телеэкраном и СМИ выводов и оценок. В значительной степени опровергаются расхожиеисторические мифы о кровожадности советской системы и представленными ниже выдержкамииз законодательства и принятых в то тяжелое время иных нормативных правовых актов(цитируются по «Хрестоматии…»). На отдельных примерах показаны аналогии«карательного» советского законодательства и норм права стран «развитойдемократии».
К сожалению, следует заметить, что идеализировать правовые отношенияв СССР нельзя. Но это обусловлено, на мой взгляд, не собственно действующим законодательством,а имевшими место проблемами правоприменения со стороны прежде всего судебных (ивнесудебных карательных), следственных, надзорных органов, различных контролирующихинстанций и т.д. Но, говоря об этом, не следует забывать, что в любой политическойсистеме, в условиях практически любого общественного строя мы можем наблюдать нарушениязаконности, волюнтаризма, кампанейщины или приспособленчества. К тому же, как образновыражается в своих трудах С.Г. Кара-Мурза, описывая проблемы правотворчества и правопримененияв периоды масштабных государственных преобразований, остается “… в сторонетот важный, но малоизученный факт, что во многих местах …. в эти моменты возникает«молекулярная» гражданская война — сведение всяческих личных и политическихсчетов. Такой обстановкой наиболее эффективно пользуется самая сильная и организованнаячасть…”. Вот, например, воспоминание генерала А.В. Горбатова, касающееся егонахождения в заключении: «Моим соседом по нарам был в колымском лагере одинкрупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, чтооклеветал около трехсот человек. Он повторял то, что мне уже случалось слышать вмосковской тюрьме: „Чем больше — тем лучше: скорее все разъяснится“. Безусловно,говоря об этом, нельзя забывать, что всякое проявление правового произвола, юридическихошибок и злоупотреблений, как любое нарушение Закона, всегда должно быть наказанои подвергнуто общественному осуждению.
Прежде чем перейти к рассмотрению темы данной контрольной работыполагаю целесообразным вкратце остановиться на вопросе формировании и деятельностиорганов государственной власти и управления, их роли в реформировании правовых отношенийв СССР в военное время. Данные органы, как центральные, так и местные, в годы войнысохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматыне распускались, а продолжали действовать. То же надо сказать и о республиканскихорганах, о местных советских учреждениях. Целям повышения авторитета государственногоуправления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Перед войной его возглавилИ.В. Сталин. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР в составе 7 человек. Вновьобразованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавалисьв качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативностьуправления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседалораз в неделю, а при необходимости и чаще.
Оккупация части территории СССР привела к не соблюдению предусмотренныхКонституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроков очередныхвыборов в Советы всех уровней, вследствие чего полномочия соответствующих Советовпродлевались решениями Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов ВерховныхСоветов республик. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ниразу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза — в 1942, 1944,и 1945 гг. На освободившейся от врага территории практика выборов Советов частоподменялась системой назначения.
Осуществленные изменения в системе управления не могли решитьвсех задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управленияс началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями.Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотреноКонституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органоввласти и управления.
Первоначально в интересах организации ведения военных действийПостановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1941 годабыл создан Высший орган стратегического руководства ВС СССР в войне — Ставка Главногокомандования во главе с маршалом С.К. Тимошенко (председатель). Кроме него в Ставкутакже входили: заместитель председателя СНК Ворошилов К.Е., заместитель председателяСНК и нарком иностранных дел В.М. Молотов, секретарь ЦК ВКП (б), Председатель СНКСССР И.В. Сталин, заместитель наркома обороны, начальник Генерального штаба Г.К.Жуков, первый заместитель наркома обороны С.М. Буденный, нарком ВМФ, главнокомандующийВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов.10 июля Ставка ГК была преобразована в Ставку ВерховногоКомандования и ее возглавил И.В. Сталин.8 августа 1941 года он был назначен ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами СССР и Ставка была преобразована в СтавкуВерховного Главнокомандования. В нее также был введен Б.М. Шапошников.
Вместе с тем, очевидной становилась необходимость сосредоточениявсей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственныеи военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления.
В этой связи уже 30 июня 1941 года совместным решением ПрезидиумаВерховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР создается Государственный КомитетОбороны (ГКО), „Положение…“ о котором опубликовано в тот же день в»Ведомостях Верховного Совета СССР”. В состав ГКО вошли 5 человек (позже- 9): И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), К.Е.Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Позднее в состав ГКО были введены Н.А. Булганин,Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович и А.И. Микоян, а Ворошилов в ноябре 1944 г. был выведен из ГКО. Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств,а через Ставку ВГК осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками.
Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законоввоенного времени. Все организации — партийные, советские, хозяйственные, общественные- обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО.Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления, а также создавал вспомогательныеорганы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса,такие как Транспортный комитет, Совет по эвакуации, Комитет по продовольственномуи вещевому снабжению, Комитет по разгрузке транспортных грузов и др. ГКО выполнялсвои функции в течение всего времени ведения СССР военных действий против агрессорови выполнения союзнических обязательств. Упразднен Государственный Комитет ОбороныУказом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. после победы над милитаристской Японией.
 2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественнойвойны
Рассмотрение вопроса собственно о праве в годы Великой отечественнойвойны необходимо начать с предвоенного периода, в течение которого советское руководствопредприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. Данная работа непреследует цели осуществить жесткую отраслевую классификацию правовых новаций тоговремени. Поэтому, учитывая, что ряд вновь вводимых норм права имел свойство межотраслевых(в них одновременно содержались нормы уголовного, трудового, семейного, гражданскогои т.д. права), их рассмотрение во 2 разделе работы будет построено в основном вхронологическом порядке.
Так, 1 сентября 1939 (в день начала 2-й Мировой войны) принимаетсяЗакон СССР «О всеобщей воинской обязанности».
В условиях наращивания выпуска продукции военного назначениябыли выработаны меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины.В частности, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР (ВС СССР) от 26 июня 1940 г. (вступил в силу с 27 июня 1940 г.)«О переходе на 8-ми часовой рабочий день и 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочихи служащих с предприятий и учреждений», согласно которому:
для основной массы трудящихся установлена 8-часовая продолжительностьрабочего дня. Для работников, занятых на производстве с шестичасовым рабочим днем(за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНКСССР) продолжительность рабочего дня увеличивалась до 7 часов;
работа во всех предприятиях и учреждениях переведена с шестидневкина семидневную неделю (воскресенье считался днем отдыха);
запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных,кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переходс одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое без разрешениядиректора предприятия или начальника учреждения (предоставление установленных отпусковосуществлялось независимо от этих норм, по действующему законодательству). Вместес тем, установлены обязательные основания для разрешения на уход рабочего и служащегос предприятия — неспособность рабочего или служащего по медицинским показаниям выполнятьпрежнюю работу без предоставления подходящей работы на данном предприятии, зачислениеработника на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение. Данное ограничениене распространялось также на работающих пенсионеров по старости, желающих оставитьработу;
за самовольный уход с предприятий или из учреждений предусматривалосьнаказание — тюремное заключение сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев, за прогулбез уважительной причины — исправительно-трудовые работы по месту основной деятельностина срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25% (с учетом этих нормправа отменено обязательное увольнение за прогул без уважительных причин). Делатакого рода рассматривались народными судами в течение 5 дней, приговоры по нимприводились в исполнение немедленно;
введена также и уголовная ответственность для директоров предприятийи начальников учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольномуходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительныхпричин, а также принявших на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедшихс предприятий и из учреждений.
В развитие курса на снижение себестоимости выпускаемой продукции(о чем говорилось еще 7 января 1933 года на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б)по итогам первой пятилетки), экономию трудовых и материальных ресурсов при условиидостаточного снабжения потребителей, Президиумом ВС СССР издан Указ от 10 августа 1940 г., которым установлено, что “… выпуск недоброкачественной или некомплектнойпродукции и выпуск … продукции с нарушением обязательных стандартов является противогосударственнымпреступлением, равносильным вредительству”. За данное преступление для директоров,главных инженеров и начальников ОТК промышленных предприятий предусматривалось уголовноенаказание в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет.
Указом Президиума ВС СССР от 10 августа 1940 г. ужесточена уголовная ответственность за мелкие кражи (независимо от размера) на производстве иза хулиганство на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах. Подобныепреступления наказывались тюремным заключением сроком на один год, если по своемухарактеру они не влекли за собой по закону более тяжкого наказания.
Указом Президиума ВС СССР от 2 октября 1940 г. для обеспечения постоянного притока новой рабочей силы на производство и решения задач дальнейшегорасширения промышленности в условиях полной ликвидации безработицы было предписаноежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервыв количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек из городской и колхозной молодежи.Ее подготовку по определенным производственным профессиям осуществлять в ремесленныхи железнодорожных училищах, а также в школах фабрично-заводского обучения. Такимобразом в канун грядущей войны заблаговременно решался вопрос о восполнении трудовыхресурсов на производстве в условиях мобилизации, потерь и оставления части населенияна оккупированной территории. Страна готовилась к отражению агрессии.
Глобальные практические шаги были приняты и в интересах расширениятерритории страны и сферы геополитического влияния, отдаления внешних границ отжизненно важных политических и промышленных центров государства, увеличения численностинаселения. Этот вопрос также представляет определенный интерес, так как его рассмотрениедает возможность понять, выступал ли СССР в то время в роли агрессора и каким образомпроисходило расширение его территории.
Так, с нападением Германии на Польшу настала возможность и необходимостьвернуть области, отторгнутые от СССР после неудачной войны с Польшей в 1921 г. — Западную Украину и Западную Белоруссию.17 сентября, когда польское государство фактически пересталосуществовать (правительство и командование бежали из страны), советские войска вошлив Польшу и остановились на «линии Керзона» — границе 1919 г. В нынешнее время принято расхожее мнение, что СССР выступил в качестве агрессора наравне с Германией.Однако, существовавший тогда прообраз ООН — Лига Наций — обязана была организоватьсвоих членов на отпор агрессии. Однако она Советский Союз агрессором не признала.Согласно ст.16 Устава Лиги Наций, все страны обязаны были порвать с СССР торговыеи финансовые отношения. Этого никто не сделал. Как отметило германское руководствов ноте от 21 июня 1941 г., Германия разрешила СССР «большевизировать»«находящиеся в состоянии разложения области бывшего польского государства».Таким образом, по нормам действовавшего международного права Советский Союз агрессоромне являлся. В октябре 1939 г. на основании всеобщего, равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании были избраны Народные собрания Западной Украины и ЗападнойБелоруссии, которые приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссиив СССР. Юридическое закрепление включений Западной Украины и Западной Белоруссиив состав СССР с воссоединениями их с Украинской и Белорусской ССР соответственноосуществлено Законами СССР от 1 и 2 ноября 1939 года.
В конце 1939 г., в обстановке начавшейся Второй мировой войны,правительства Литвы, Латвии и Эстонии заключили с СССР договоры о взаимопомощи,согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу советских войск. В качествежеста доброй воли советское правительство передало Литве г. Вильнюс и Виленскийкрай. Летом 1940 г. обстановка резко изменилась, военные успехи Германии побудилиприбалтийские правительства переориентироваться на Берлин и начать с немцами секретныепереговоры. СССР, опираясь на поддержку левых сил и массовые демонстрации в столицах,предъявил ультиматум, и правительства ушли в отставку. Были проведены выборы в парламенты,на которых победили левые блоки («Союзы трудового народа»), получившиеболее 90% голосов.21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбойо вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. На основании Законов СССР от 3, 5 и6 августа 1940 года данные просьбы были удовлетворены и Литовская, Латвийская иЭстонская ССР были приняты в состав СССР. При этом, в состав Союзной Литовской СоциалистическойРеспублики были переданы Свенцянский район и части территорий с преобладающим литовскимнаселением Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского, Радунскогорайонов Белорусской ССР.
На этом территориальное переустройство СССР не было закончено.В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины,в Бессарабии и Северной Буковине была установлена Советская власть. Хотя СевернаяБуковина России никогда не принадлежала, СССР добивался ее присоединения ввиду оченьважного стратегического значения (по ней проходила рокадная железная дорога). Германияпосоветовала румынам уступить, «намекнув», что уступка будет временной.
На основании Закона СССР от 2 августа 1940 г. «Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики» Бессарабиябыла объединена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье, с 12 октября 1924 г. находилось в составе Украины) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качествеСоюзной Республики.
Интересным представляется тот факт, что Конституции Литвы, Латвии,Эстонии и Молдавии допускали, наряду с социалистическим, частный сектор хозяйства(частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частныепромышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом).
Вместе с тем, 15 августа 1940 года на основании Указа ПрезидиумаВС СССР на всей территории Бессарабии с 28 июня 1940 г. признано восстановленным действие советских законов о национализации земли в соответствии с декретом«О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Земля, недра и водные ресурсы объявлены государственной собственностью.
На основании Указов Президиума ВС СССР от 6 ноября и 14 декабря1940 года до издания общесоюзных кодифицированных законодательных актов на территорииЛитовской, Латвийской и Эстонской ССР было разрешено временное применение уголовного,уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, трудового исемейного законодательства РСФСР, а на территории Молдавской ССР — соответствующихкодексов Украинской ССР. При этом, приговоры и решения, вынесенные судами данныхреспублик до установления в них Советской власти, подлежали пересмотру на основаниивновь вводимых норм права.
В условиях надвигающейся войны остро встал вопрос об обеспечениибезопасности Ленинграда. Город, находившийся в непосредственной близости от госграницыс Финляндией, в случае начала боевых действий мог обстреливаться финской полевойартиллерией. В нынешнее время принято говорить о том, что СССР в своих интересахразвязал агрессивную войну против миролюбивой Финляндии, в результате которой аннексировалчасть ее территории, тем самым нарушив нормы действующего международного права.В подтверждение приводится решение Лиги Наций, которая признала СССР агрессороми, учитывая отказ Советского Союза участвовать в рассмотрении этого вопроса, исключилаего из своих членов. Однако, многие забывают о следующем.
Для решения проблемы обороноспособности г. Ленинграда СССР втечение 1937-1939 г. г. предпринял ряд серьезных дипломатических шагов: финскойстороне предлагалось заключить оборонительное соглашение, взять в длительную арендучасть финской территории, представляющей для СССР интерес с точки зрения организацииобороны Ленинграда и обеспечения безопасности Кировской (в н. в. — Октябрьской)железной дороги, соединяющий с материком незамерзающий порт Мурманск, обмен участкамитерриторий, при этом Советский Союз за перенос на запад границы на Карельском перешейкепредлагал в 2 раза больше карельской земли, чем просил уступить Финляндию своей.
Видный английский историк Лиддел Гарт (отнюдь не «просоветски»настроенный) в 1970 году писал о «требованиях» СССР 1939 года к Финляндии:«Объективное изучение этих требований показывает, что они были составлены нарациональной основе с целью обеспечить большую безопасность русской территории,не нанося сколько-нибудь серьезного ущерба безопасности Финляндии.». Стоиттакже привести слова Сталина из стенограммы его переговоров 12 октября 1939 годас главой приглашенной в Москву финляндской делегации Ю.К. Паасикиви: «Мы неможем ничего поделать с географией, так же как и вы. Поскольку Ленинград передвинутьнельзя, придется отодвинуть от него границу». Речь шла о нарушенной в 1917году геополитической границе. Поясню. В 1811 году — через два года после созданияВеликого княжества Финляндского — территория Карельского перешейка была присоединенак нему в качестве своего рода щедрого дара Александра I. После превращения в 1917году Финляндии в суверенную страну получилось так, что граница с ней прошла не вполутораста километрах от Петербурга (как было при Петре), а почти по его предместьям.Именно поэтому объективный английский историк выразил согласие с «требованиями»1939 года к Финляндии.
Однако, ни одно из выдвинутых СССР предложений финской сторонойфактически принято к рассмотрению не было. Более того, активно поддерживаемое военно-политическимруководством Германии, Великобритании и Франции, финское правительство с 10 октября1939 года, в условиях ведущихся переговоров, объявило скрытую мобилизацию и начало(уже с 6 октября) накапливать военные силы на границе с СССР. Уже через месяц планировалосьобъявление открытой мобилизации. По тем временам подобный шаг практически означалначало войны. После осуществленного финнами 26 ноября 1939 г. провокационного артобстрела советской территории (в советском гарнизоне поселка Майнила было убито3 и ранено 6 красноармейцев) и последовавшего протеста со стороны СССР с предложением(отклонено финской стороной) об отводе финских войск от границы на 20-25 км Советский Союз 29 ноября 1939 года разорвал дипломатические отношения с Финляндией.30 ноября 1939года президент Финляндии К. Каллио официально объявил войну СССР. В тот же деньвойска Ленинградского военного округа получили приказ перейти советско-финскую границу.В результате зимней военной кампании к марту 1940 года финская пехота потеряла 3/4своего состава.13 марта 1940 г. главнокомандующий финляндской армией маршал Маннергеймотдал приказ войскам Финляндии о фактической капитуляции. Результаты войны: на Ханконачали создавать военную базу, вместо территории до «линии Маннергейма»на Карельском перешейке забрали весь перешеек с городом Випури, ныне Выборгом. Границупочти на всем протяжении двинули вглубь Финляндии. Лиддел Гарт так охарактеризовалэти итоги «новые советские требования были исключительно умеренными. Выдвинувстоль скромные требования, Сталин проявил государственную мудрость».
Следует, кстати, заметить, что все соседи Финляндии — скандинавскиестраны — отказались голосовать за резолюцию Лиги Наций о признании СССР агрессором,так как были прекрасно осведомлены о военно-политических планах руководства Финляндиив 1939 году и принимаемых мерах по их реализации.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, нарушив Договор (Пакт)о ненападении от 23 августа 1939 года, вероломно напала на СССР. Началось осуществлениеплан «Барбаросса» — военная стадия реализации устремлений А. Гитлера наВосток, описанных им в книге «Майн Кампф»: «Когда мы говорим о завоеванииновых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россиюи те окраинные государства, которые ей подчинены».
В тот же день в порядке ст.49 п. «п» действующей КонституцииСССР был принят Указ Президиума ВС СССР «О военном положении», котороевводилось на всей европейской части страны (действие Указа распространялось такжена местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственнойвласти и государственного управления СССР). В местностях, объявленных на военномположении, все функции органов государственной власти и управления в отношении организацииобороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасностипереходили к военным властям (Военным Советам фронтов, армий, военных округов, атам, где нет Военных Советов, — высшему командованию войсковых соединений). Им предоставлялосьправо регулировать время работы учреждений и предприятий, организацию всякого родасобраний, шествий и т.п.; привлекать граждан к трудовой повинности (сроком до 2месяцев) для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средствсвязи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбес пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, устанавливать военно-квартирнуюобязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, объявлять автогужевуюповинность для военных надобностей, производить изъятие транспортных средств и иногонеобходимого для нужд обороны имущества как у предприятий и организаций, так и уотдельных граждан; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничиватьуличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержаниеподозрительных лиц, регулировать торговлю и работу торгующих организаций, коммунальныхпредприятий, а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленныхтоваров, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении,выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военномположении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как посвоей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. Военным властямтакже было предоставлено право передавать на рассмотрение военных трибуналов делао спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовнымикодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствамвоенного положения. Военные власти могли издавать постановления, обязательные дляисполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций,устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядкев виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей.
Позднее Указами Президиума ВС СССР военное положение было введенов Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийскогоморей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих квоенным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственностиза проступки и преступления.
В условиях мобилизации страны и перевода промышленности на военныйлад возникла необходимость корректировки (в т. ч. ужесточения) ряда правовых нормв различных отраслях. Так, Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятийпромышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено правоустанавливать (с разрешения Совнаркома СССР) для всех рабочих и служащих обязательныесверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день (для лиц, не достигших16 лет — до 2 часов в день). Очередные и дополнительные отпуска были отменены изаменены денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, которая переводиласьв сберкассы как замороженные на время войны вклады (сохранялось право на получениеотпуска по болезни, а также по беременности и родам, который предоставлялся в соответствиисо ст.14 Постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г.). Вместе с тем, Указом были предусмотрены также ограничения и льготы для отдельных категорий граждан.Так, к обязательным сверхурочным работам запрещалось привлекать беременных женщин,начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью (в течениешести месяцев кормления). Оплата обязательных сверхурочных работ рабочим и служащимпроизводилась в полуторном размере.
1 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О расширенииправ народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов,а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределахсвоей компетенции в вопросах маневрирования материальными и бюджетными ресурсами,что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению вопросов,связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариатыСоюза ССР задач и в первую очередь — выполнением планов производства и строительства.В июле того же года СНК принял постановление «О предоставлении Совнаркомамреспублик и край (обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другуюработу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другуюработу (в интересах решения задач повышения обороноспособности страны) подвергатьвиновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.
В Директиве № П509 от 29 июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б)) потребовал от партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организацийприфронтовых областей покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать всеорганизации и все силы народа для разгрома врага, организовать всестороннюю помощьдействующей армии, организовать охрану важных тыловых объектов. При вынужденномотходе частей Красной Армии эвакуировать железнодорожный транспорт, а также материальныезапасы (хлеб, горючее, скот, цветные металлы), при невозможности вывоза все ценноеимущество уничтожать. На оккупированных территориях предписывалось создавать партизанскиеотряды и диверсионные группы для уничтожения живой силы противника и его пособников,объектов транспорта, связи и управления. Всех, кто своим паникерством и трусостьюмешает делу обороны, невзирая на лица, подлежало немедленно предавать суду военноготрибунала. В порядке обеспечения данного требования, наряду с положениями ст.133Конституции СССР, ст.2 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» идействовавшего уголовного кодекса Президиумом ВС СССР 6 июля />1941 г. был принят Указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающихтревогу среди населения», в соответствии с которым лица, виновные в распространениив военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, подлежали судувоенного трибунала и карались тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет (если этодействие по своему характеру не влекло за собой по закону более тяжкого наказания).
26 декабря 1941 года принят Указ Президиума ВС СССР «Обответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольныйуход с предприятий» (предусматривал наказание в виде тюремного заключения насрок от 5 до 8 лет).
Необходимость восполнения боевых потерь потребовала подготовкидля Красной Армии обученных фронтовых резервов, вследствие чего Постановлением ГКОот 17 сентября/> 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военномуделу граждан СССР» с 1 октября 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. При этом, в интересахсохранения темпов промышленного производства, а также обеспечения возможности исполнятьслужебные обязанности в непроизводственной сфере обучение было организовано безотрыва обучаемых от работы в удобное для нормального функционирования предприятийи учреждений время.
Указом Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет и женщин от16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях)на период военного времени для работы по месту жительства на производстве и в строительстве.Исходя из нужд фронта, приоритет был отдан задействованию мобилизованных в авиационной,танковой, химической, металлургической и топливной промышленности, производствевооружения и боеприпасов.
От мобилизации освобождались учащиеся 16 — 18 лет, подлежащиепризыву в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, матери грудных детей(или детей до 8 лет в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уходза ними), учащиеся высших и средних учебных заведений. Для уклоняющихся от мобилизациилиц предусматривалась уголовная ответственность в виде принудительных работ по местужительства на срок до 1 года.
Меры по активизации трудовой деятельности не обошли и колхозников.Так, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года «О повышениидля колхозников обязательного минимума трудодней» была расширена система дополнительнойоплаты труда, одновременно был повышен обязательный минимум трудодней в году: до150 трудодней в хлопковых районах; до 100 — в Московской и ряде других специальноуказанных областей, а также в высокогорных и животноводческих районах (по спискуНаркомзема СССР), до 120 — в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12до 16 лет из числа членов семей колхозников обязаны были выработать не менее 50трудодней в году. При этом СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам иоблисполкомам было предоставлено право в пределах 20% повышать или понижать дляотдельных районов (в зависимости от местных условий) количество трудодней, подлежащихвыработке по периодам сельскохозяйственных работ.
Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимуматрудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах насрок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели правленийколхозов и бригадиры за уклонение от предания суду таких колхозников, подлежалипривлечению к судебной ответственности. Трудоспособные колхозники, не выработавшиев течение года обязательного минимума трудодней, решением колхозов могли исключатьсяиз колхоза, считаться потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.
Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительнаяоплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозыи совхозы привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности итранспорта, а также часть служащих, учащихся и студентов с оплатой в трудоднях исохранением по месту работы 50% оклада, а студентам — стипендии.
Указом от 2 ноября 1942 года Президиум ВС СССР образовал Чрезвычайнуюгосударственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенныхнемецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам,колхозам, государственным учреждениям СССР (под председательством секретаря ВЦСПСН.М. Шверника. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях,городах из представителе партийных, советских, военных органов и местного населения.В результате ее деятельности было собрано огромное количество документальных и вещественныхдоказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свидетелей и заявлений, рассмотрено54 тыс. актов о злодеяниях и около 4 млн. — о причиненном материальном ущербе),что позволило опубликовать 27 сообщений Комиссии о злодеяниях, совершенных на советскойи польской территориях, установить размеры материальных, художественных и историческихценностей, уничтоженных или вывезенных оккупантами за годы войны.
В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, какспекуляция (в него включается продажа махорки и самогона в больших количествах).Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса.Так, в статью 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разногорода государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» должностнымилицами подпало под действие Закона СССР (август 1932 г.) о хищениях социалистической собственности. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) былаприравнена к бандитизму. В июне 1943 г. был принят Указ об ответственности за хищениегорючего. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехникии пр.
Указом Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 года «О мерахнаказания для немецко-фашистских злодеев, шпионов и изменников Родины и их пособников»для указанных специальных субъектов уголовного права вводятся особые меры наказания- смертная казнь через повешение и каторжные работы (на срок до 20 лет).
Отделения каторжных работ на 10 тыс. человек каждое были организованыв Воркутинском, Норильском и Северо-восточном («Дальстрой») лагерях НКВДСССР, а для больных и нетрудоспособных — при Карагандинском ИТЛ НКВД СССР.
В качестве примера применения данной меры социальной защиты можнопривести приведение в исполнение приговора в отношении руководителей казачьих формирований,воевавших на стороне гитлеровской Германии. В частности, по приговору Военной КоллегииВерховного Суда СССР казачьи генералы П.Н. Краснов, А.Г.Шкуро, Т.Н. Доманов,Султан-Гирей Клыч были признаны советским судом виновными в антисоветской деятельностии военных преступлениях и повешены в Москве 16 января 1947 года.Вместе с ними был казнён и командир 15-го Казачьего конного корпуса генерал-лейтенантгруппенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц.Все эти лица были причастны к организации и проведению массовых карательных акцийв 1943-1944 годах против мирного населения Югославии, в подавлении Варшавского восстанияв августе 1944 года.
В 1943 г. была введена уголовная ответственность: для воинскихначальников — за незаконное награждение, для должностных лиц — за разглашение гостайныи утрату документов, содержащих гостайну.
Отдельной страницей правовых отношений в годы Великой Отечественнойвойны стал правовой режим военнопленных. Их правовое положение регулировалось Гаагскими(1899 и 1907 г. г.) и Женевской (1929 г.) конвенциями и, по свидетельства как ссоветской стороны, так и со стороны самих пленных, режим их содержания практическисоответствовал всем международным нормам и радикально отличался от режима обращенияс военнопленными как в немецких лагерях, так и в лагерях союзнических войск. Достаточносказать, что по нормам, принятым на заседании Экономсовета при СНК СССР (протокол№ 37 от 20 сентября 1939 года) и в последующем регулируемым НКВД СССР (циркуляр№ 353 от 25.08.1942 г., приказы №№ 00488 от 16.03.1943 г., 00540 от 19.05.1945 г.,а также совместный приказ НКВД СССР и Начальника тыла Красной Армии № 001117/0013от 28.09.1945 г.), питательная ценность среднесуточного рациона военнопленного составлялапримерно 2200 ккал. При этом, жестко нормирован рабочий день (для основных категорий- 8 часов), установлены нормальные размеры оплаты труда. Подавляющее большинствовоеннопленных было репатриировано из СССР к 1948 году. О полном завершении репатриацииМВД СССР доложило 24 мая 1950 года. Всего репатриировано 3 млн.344 тыс.696 военнопленныхбывших вражеских армий.
После Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге в ВеликойОтечественной войне наступил окончательный перелом в пользу Советского Союза. Началосьосвобождение советской территории от оккупации, создание условий для нормальнойорганизации послевоенной жизни страны. Остро встал вопрос о восстановлении разрушенногохозяйства в освобожденных районах. В этой связи Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года намечается ряд соответствующих неотложных мер. В частности,органы власти отдельных центральных, восточных южных областей и АССР, Казахской,Азербайджанской и Армянской ССР обязывались возвратить колхозам освобожденных районовскот, эвакуированный на восток, а также возместить количество израсходованного скота.Намечены меры по увеличению поголовья скота в колхозах, в том числе, за счет государственныхзакупок. Колхозам в районах, освобожденных от оккупации, предоставлялись льготыв вопросах поставок лошадей для нужд обороны и народного хозяйства, а также отдельныхвидов сельхозпродукции; колхозникам, единоличникам, рабочим и служащим — в вопросахпоставок сельхозпродуктов государству и в порядке проведения заготовок. Выработаныпути восстановления и строительства жилого фонда для колхозников, рабочих и служащих,проживающих в землянках и разрушенных домах, что рассматривалось как неотложнаязадача партийных и советских организаций в освобожденных областях.
Отдельным вопросом правовых отношений в года войны является депортациямалых народов. Так, 2 апреля и 11 мая 1944 года ГКО принял постановления № 5943сси № 5859сс о выселении крымских татар, греков, армян и болгар из Крымской АССР вУзбекскую ССР. Аналогичным образом осуществлялось переселение в течение 1943-1944 г. г. чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев в Киргизскую и Казахскую ССР, в центральную и восточнуюСибирь. Параллельно принимались законодательные акты об изменении территориальногоустройства СССР (как например, Указ Президиума ВС СССР «О ликвидации КалмыцкойАССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» или Указ ПрезидиумаВС СССР от 7 марта 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и административномразделе ее территории меду прилегающими областями и республиками).
Несмотря на продолжающиеся обвинения в адрес советских органоввласти и лично И.В. Сталина в негуманном отношении к депортируемым народам, следуетотметить, что факты массового дезертирства из Красной Армии, сотрудничества с оккупантами(в том числе, в составе национальных воинских формирований), а также бандитизмав тылу Советских войск со стороны большого числа представителей этих народов историческидоказан. Кроме того, депортация не является чисто советским изобретением и ранеешироко применялась во внутренней политике «демократических» стран. Так,19февраля 1942 года, спустя два с небольшим месяца после начала войны с Японией, президентСША Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов всех без исключения лицяпонской национальности и размещении их в т. н. «пересыльных центрах»- по сути в концентрационных лагерях в центральной части страны, где они пробылипочти до конца войны. Согласно этому указу было интернировано около 120 тысяч человек,из которых две трети являлись американскими гражданами, а остальные имели легальныйвид на жительство. Одновременно с депортацией этнических японцев, из действующейармии США были уволены все военнослужащие японского происхождения.
Следует также заметить, что многие представители депортируемыхнародов освобождались от статуса спецпоселенцев, однако лишались при этом правапроживания на Кавказе. Так, за боевые заслуги командира минометной батареи капитанаУ.А. Оздоева, имевшего пять государственных наград, была снята с учета на спецпоселенииего семья. Ей разрешалось проживание в Ужгороде. Не выселялись также чеченки и ингушки,состоящие в браке с лицами других национальностей. Кроме того, до 1 октября 1948 г. из спецпоселения было освобождено 7018 человек из числа выселенных в 1943-1944 гг. с СеверногоКавказа.
Роль СССР в развитии международного права в годы войны обусловленаего участием в блоке государств антигитлеровской коалиции. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и созданаКонсультативная комиссия для определения условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. — в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоеннойЕвропы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийскиетерритории), условия участия СССР в военных действиях против Японии (СССР получалКурилы и Южный Сахалин), была начата реализацияидеи новой Лиги Наций — ООН. Именнона этих конференциях победителей и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксебыла сформирована идеология Организации Объединённых Наций.
право советский союз война
Небезынтересным с точки зрения планирования послевоенной международнойполитики представляются новые тенденции во взаимоотношениях центральных властейс республиками. В конце января — начале февраля 1944 г. состоялась сессия ВС СССР, которая приняла Закон СССР от 1 февраля 1944 года «О предоставлениисоюзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связис этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканскийНародный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководствазанять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимобыло включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международногоправа. Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссияи Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе сСССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций.
Расширение прав союзных республик проявилось также в предоставленииим права создавать свои воинские формирования. Так, на выше упомянутой сессии ВССССР 1 февраля 1944 года принят закон СССР «О создании войсковых формированийСоюзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороныиз общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Национальныевоинские формирования создавались и до этого закона решением ГКО. Тем не менее,законодательное закрепление данного положения представляется целесообразным какодна из мер нормализации национальных отношений в стране в условиях ранее проведенныхмероприятий по депортации. Общая численность национальных формирований в СССР достигаласвыше 0,5 млн. человек. Они сыграли заметную роль в обеспечении победы над врагом,однако ни одно из этих формирований не превратилось в республиканскую армию. Национальныевоинские формирования и военные ведомства в республиках просуществовали до начала50-х гг., хотя в Конституции СССР соответствующие положения оставались до 1977 г.
Необходимо также отметить, что законотворчество в военные годыбыло направлено не только на ужесточение ответственности. Широко применялась отсрочкаисполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Так, в соответствии с УказамиПрезидиума ВС от 12 июля и 4 ноября 1941 г. в местностях, не объявленных на военном положении, досрочно освобождались из мест заключения лица, осужденные заопоздания и прогулы, маловажные бытовые преступления, женщины, беременные и с малолетнимидетьми, учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, военнослужащие,совершившие малозначительные должностные, хозяйственные и воинские преступления,нетрудоспособные инвалиды и старики. При этом, обретавшие свободу граждане предупреждались,что в случае совершения новых преступлений они будут подвергнуты более суровой меренаказания. Не подлежали освобождению осужденные за контрреволюционные преступления,злостные хулиганы и рецидивисты, а также немцы, финны, румыны, венгры, итальянцы,латыши, литовцы и эстонцы. Самое главное, что вышедшие из заключения лица призывныхвозрастов организованно передавались в военкоматы для направления их в Красную Армию.Из числа досрочно освобожденных в Красную Армию к концу 1941 года было направленооколо 420 тыс. человек. Всего с начала войны до июня 1944 г. в армию было передано 975 тыс. заключенных. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, сних снималась судимость.
Советское гражданское право в целом за годы войны не претерпелосущественных изменений. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованиемхозяйственного расчета. Советские законы считались действовавшими и на временнооккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенныена такой территории, если они противоречили закону, признавались недействительными.Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательствовоенного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей.За военнослужащими, призванными в действующую армию сохранялась жилая площадь, квартирнаяплата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащихбыл установлен льготный размер квартирной платы.
Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные наВосток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилаяплощадь поступала в распоряжение местных органов власти.
При возвращении они могли требовать восстановления своих правпри соблюдении следующих условий:
·  эвакуациядолжна быть документально оформлена;
·  квартирнаяплата должна своевременно вноситься;
·  лица,приживающие ранее, должна быть выселены.
Расширялись права государства в отношении некоторых объектовправа личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники).Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейноеимущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны (за несдачу трофейного оружия с января 1942 г. введена уголовная ответственность).
В связи с гибелью большого числа граждан Указом Президиума ВССССР от 14 марта 1945 года «О наследниках по закону и по завещанию» былрасширен круг наследников. Было установлено, что наследниками по закону являютсядети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, атакже другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одногогода до его смерти. Каждому гражданину предоставлялось право оставлять все своеимущество или часть его также и по завещанию, в т. ч. государственным органам иобщественным организациям (при условии обеспечения причитающейся долей наследствапо закону несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников). При отсутствии«наследников по закону» имущество могло быть завещано любому лицу.
Семейное право было уточнено с целью укрепления института брака,поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственныхдетей, с фамилией и отчеством усыновителей).
8 июля 1944 г. принят Указ Президиума ВС СССР «Об увеличениигосударственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиленииохраны материнства и детства, об установлении почетного звания „мать-героиня“и учреждении ордена „материнская слава“ и медали „медаль материнства“.Этим же указом были внесены отдельные изменения в законы о браке, семье и опеке.Так, только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялосьсуществовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовстваи о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированномбраке. Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке,причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. Так, при подаче заявленияо расторжении брака дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете.Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Вопрос о разводе решалвышестоящий суд только если супруги не примирялись. Указ увеличил отпуска по беременностии родам с 63 до 77 дней. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одинокимматерям (соответствующие пособия устанавливались в следующих размерах: 100 рублейна одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей).Таким образом, несмотря на огромные жертвы, понесенные советским народом в годыВеликой Отечественной войны, удалось не допустить демографической катастрофы в послевоенныйпериод. Так, уже в 1950 году рождаемость составила 26,7 млн. человек при естественномприросте населения в 17,0 млн. человек (по сравнению: в 1960 году соответственно- 24,9 млн. человек и 17,8 млн. человек).
С точки зрения развития уголовного процесса следует отметить,что Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовныхдел — в течении 24 часов после получения копии обвинительного заключения, в составе3 постоянных членов Военного трибунала. Кассационное обжалование вынесенных приговоровне допускалось: они могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Приговоро высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течении 72 часов не поступалоникаких сообщений от лиц, которые обладали правом приостанавливать (отменять) приговоры.
 3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановлениянародного хозяйства (до середины 50-х гг.)
После войны были предприняты шаги по модернизации системы управлениястраны.14 марта 1946 г. по предложению Политбюро Пленум ЦК партии избрал редакционнуюкомиссию по внесению некоторых изменений в Конституцию СССР и определил вопросы,которые предстояло решить на заседаниях Верховного Совета СССР. На заседании Пленума18 марта определялся также персональный состав Правительства СССР и Президиума ВССССР. Соответствующие законы были приняты ВС СССР на следующий день — 19 марта.
В текст Конституции СССР были внесены изменения и дополнения,связанные с преобразованием Совнаркома СССР в Совет Министров СССР и Совнаркомовсоюзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик,с присвоением Прокурору СССР наименования „Генеральный прокурор СССР“,изменением административно-территориального устройства союзных республик.
В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположенийобеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов:о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройкеуправления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утвержденыположения о местных (сельских и районных) Советах.
Таким образом, получили свое развитие такие отрасли как гражданское,уголовное, семейное, колхозное право и многие другие.
Гражданское право. Постановлением Совета министровСССР от 29 апреля 1949 года договор признан единственно правильной формой отношениймежду хозяйственными органами, делаются попытки сочетать жесткое планирование сболее гибким хозрасчетом.
В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление»О заключении хозяйственных договоров”, в котором закреплялась двойнаясистема договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями;локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательныхположений: количество, ассортимент, качество, цену, порядок, сроки исполнения иформы ответственности сторон.
Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 годавышел Указ Президиума Верховного Совета «О праве граждан на покупку и строительствоиндивидуальных жилищных домов». Граждане получили право строить или приобретатьна праве личной собственности дома как в городе, так и вне его количеством от 1до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м.
Трудовое право. Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. восстановил с 1 июля 1945 г. ранее отмененные Указом от 26 июня 1941 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим. Отменялись сверхурочные работы, был восстановлен8-ми часовой рабочий день. СНК СССР было предписано установить порядок и сроки выдачирабочим и служащим денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенныхв качестве специальных вкладов в сберкассы.
В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органамвласти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца)предоставление работы демобилизованным военнослужащим.
С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоровмежду хозорганами и профсоюзами.
Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановление ВЦСПСот 21 июня 1947 г. не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящихматерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкцией Министерства здравоохраненияот 21 июня 1949 г. на предприятиях с вредными условиями труда введен обязательныймедицинский осмотр.08.02.1951 года президиумом ВЦСПС созданы общественные комиссииохраны труда при ФЗМК. Указом от 19 мая 1949 г. женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях переходана другую работу.
В 1954 г. при Правительстве создается Комитет по вопросам трудаи заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработнойплаты.
В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране трудаженщин и подростков. Так, на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 марта 1956года с 1 апреля 1956 г. увеличен отпуск по беременности и родам с 77 до 112 календарныхдней, установлена продолжительность отпуска 56 дней до родов и 56 дней после родов,с выдачей на этот период пособия в установленном порядке. В случае ненормальныхродов или рождения двух или более детей отпуск после родов продолжительность отпускаувеличивалась до 70 календарных дней.
Указом Президиума ВС СССР от 26 мая 1956 года с 1 июля 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен шестичасовой рабочий день.13декабря 1956 года СНК СССР было принято постановление «Об усилении охраны трудаподростков», в соответствии с которым прием на работу лиц моложе 16 лет былзапрещен (в порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть принятыподростки в возрасте 15 лет).
8 марта 1956 года Президиум ВС СССР принял Указ о сокращеннойпродолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни до 6 часов.
14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственныхпенсиях», установивший единые критерии для их назначения: возраст (для мужчин60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячныйразмер зарплаты. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорийнизкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
Указом Президиума ВС СССР от 8 сентября 1956 года отменено взиманиеподоходного налога и налога на холостяков с граждан, получающих заработную платудо 370 рублей в месяц. Необлагаемый налогами минимум ежемесячной заработной платыи стипендий повышен с 260 до 370 рублей.
31 января 1957 года было утверждено новое Положение о порядкеразрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссиипо трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Их решениямогли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом сталосентябрьское постановление 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Уставасельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозамиотведенных им земельных массивов и предотвращение их перехода в индивидуальное пользование.Для контроля над выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Советпо делам колхозов.
6 марта 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление«Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозниковв организации колхозного производства и управления делами артели», в которомколхозникам на общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторыеположения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебныхучастков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимумтрудодней, принимать в артель и исключать из нее.
В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положениео правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагалсяконтроль над выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правилтехники безопасности, работой предприятий торговли и общественного питания, правильнойоплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществлятьсятолько с согласия фабзавкома.
После репатриации советских граждан из Германии Советское правительствоприняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жильяи необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР № 478-136от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированныхиз Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и пореспубликанскому — 39 млн.580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на1 марта 1946 г. израсходовано 1 094 554 116 рублей.
Репатриированным советским военнопленным и интернированным поприбытии на место постоянного жительства выдавались долгосрочные ссуды в сумме 5-10тыс. рублей. Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованныевойны Красной Армии.
Уголовное право.7 июля 1945 года выходит Указ ПрезидиумаВС СССР «Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией», наосновании которого от отбытия наказания были освобождены осужденные, срок наказаниякоторых составлял менее 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.С большого числа осужденных (на срок до 1 года) снималась судимость; со всех лиц,к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималасьадминистративная ответственность. Этим же Указом со всех военнослужащих, осужденныхвоенными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора, была снята судимость.Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особоопасные государственные преступления.
Указ Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 года отменил смертнуюказнь, заменив ее заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.
В условиях засухи и возникшего в отдельных районах СССР голода,а также не ликвидированной послевоенной разрухи законодатель предпринимал ужесточениемер ответственности за имущественные преступления.
Так, 27 июля и 25 октября 1946 года Совет Министров СССР и ЦКВКП (б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Судебным органам былотдан приказ рассматривать все дела по кражам в десятидневный срок и со всей строгостьюприменять закон от 7 августа 1932 года.
Указ Президиума ВС СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовнойответственности за хищение государственного и общественного имущества» установилповышенную уголовную ответственность за кражу, присвоение, растрату и иное хищениегосударственного и общественного имущества. Данные преступления карались заключениемв ИТЛ на срок от 5 до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой. По данномуУказу за недонесение о достоверно известном или готовящемся хищении государственногоили общественного имущества (повторном, организованной группой или в крупных размерах)предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 лет или ссылкойна срок от 5 до 7 лет. В этот же день был издан Указ Президиума ВС СССР «Обусилении охраны личной собственности граждан».
В 1948 году были также приняты законы об уголовной ответственностиза изготовление и продажу самогона и об усилении уголовной ответственности за изнасилование.
По инициативе />первого секретаря ЦК компартии УкраиныХрущева Н.С. Президиум ВС СССР 21 февраля 1948 года принял Указ об изгнании из колхозовУкраинской ССР и отправке в ссылку всех «паразитов и тунеядцев», лиц,злостно уклонявшихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный,паразитический образ жизни. Летом того же года эту меру распространили на всю страну.Предполагалось, что колхозники на собраниях сами выгонят своих «нахлебников»,как это делала дореволюционная крестьянская община. По решениям колхозных собранийвсе же сразу после выхода Указа более 27 тысяч «бездельников» сослалив среднем на 8 лет. В дальнейшем данный закон применялся ограниченно, и потому к1953 году таких сосланных набралось 35 тысяч человек.
Вместе с тем, предпринимались и внушительные меры, направленныена гуманизацию уголовного законодательства.
Так, 27 октября 1947 года на заседании Секретариата ЦК ВКП (б)было предложено к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственностиза кражу впервые, применять положения Указа «Об уголовной ответственности захищение государственного и общественного имущества» только в исключительныхслучаях. При рассмотрении подобных дел рекомендовалось пользоваться в судебной практикестатьей 51 УК РСФСР, предоставлявшей право судам определять меру наказания нижеминимального срока. Подростков, совершивших кражи впервые, при наличии смягчающихобстоятельств следовало направлять в трудовые воспитательные колонии МВД СССР илиприменять к ним условное наказание с передачей на попечение родителей. В отношениинесовершеннолетних предлагалось использовать больше мер воспитательного характера,привлекая для этого родителей, близких родственников и товарищей провинившегося,представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций и отделов народногообразования.
Одновременно предпринимались меры и по «разгрузке»мест лишения свободы за счет досрочного освобождения из заключения лиц, не представлявшихопасности для государства и общества. Так, были приняты Указы Президиума ВС СССРот 22 апреля 1949 года, в соответствии с которыми были освобождены 55 тыс.402 женщины,беременные либо имевшие малолетних детей.
В пример также можно привести постановление Совета МинистровСССР от 5 мая 1950 года, на основании которого из ИТЛ и колоний МВД СССР в 1950году были освобождены и направлены для работы на строительстве № 6 МПС СССР 8000заключенных, положительно проявивших себя в быту и на производстве и имеющих остатоксрока наказания не менее 2 лет (в их число не попадали осужденные за бандитизм,разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты и лица, осужденные к каторжным работам,иностранные граждане (подданные), лице без гражданства, а также осужденные«власовцы», спецвыселенцы и отбывающие наказание за контрреволюционныепреступления, подлежащих содержанию в особых лагерях МВД). Указанные лица освобождалисьиз-под стражи и работали в качестве «вольнонаемных» до истечения сроканаказания наказания.
На основании Указа Президиума ВС СССР от 10 января 1955 годабыли снижены уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливалисьисправительно-трудовые работы), которые были выведены из-под действия июньскогоуказа 1947 г.
26 апреля 1956 года был издан указ Президиума ВС СССР, отменявшийуголовную ответственность за самовольный уход с предприятия, неоднократные прогулыили прогул без уважительной причины. Этим же Указом с граждан, ранее осужденныхпо данной норме, судимость была снята.
Важным внешнеполитическим фактором, оказавшим влияние на развитиесоветского права в послевоенные годы явилось объявление Советскому Союзу У. Черчиллемв ходе состоявшегося 6 марта 1946 года выступления в г. Фултоне «холодной войны».
В данных условиях, допуская возможность возникновения новогомирового военного конфликта, советские органы власти предпринимали необходимые превентивныемеры защиты. Коснулось это и уголовного права.
Так, 9 июня 1947 года издан Указ Президиума ВС СССР «Обответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащихгосударственную тайну». Данные преступления, если они не квалифицировалоськак измена Родине или шпионаж, карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 15 лет.
С точки зрения организации борьбы с возможными скрытыми проводникамизападного влияния также был принят ряд мер.21 февраля 1948 года было подписано постановлениеСовета Министров СССР «Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом длясодержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытиинаказания на поселение в отдаленные районы СССР». Эти места заключения предназначалисьдля содержания осужденных к лишению свободы «шпионов, диверсантов, террористов,троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантови участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасностьпо своим антисоветским связям и враждебной деятельности». К концу 1952 годаимелось 12 таких лагерей, содержавших 221 тыс.435 особо опасных заключенных
Кроме того, по постановлениям Совета Министров СССР от 6 октября1948 года, 29 января 1949 года и 29 декабря 1949 года производилось выселение иззападных регионов в Сибирь и на Дальний Восток бывших кулаков, помещиков, крупныхторговцев, активных пособников немецких оккупантов, участников профашистских партийи нелегальных сект, бандитов и националистов вместе с членами семей. В интересахобеспечения эффективности проведенных мероприятий 26 ноября 1948 года ПрезидиумВС СССР принял Указ, которым за побеги из мест обязательного и постоянного поселения,предусматривалась уголовная ответственность с мерой наказания в виде 20 лет каторжныхработ. Лица, виновные в укрывательстве беглецов или способствовавшие их побегу,а также оказавшие им помощь в устройстве в местах прежнего жительства, подлежалипривлечению к уголовной ответственности и наказывались лишением свободы на срок5 лет.
Кроме того, 12 января 1950 года издан Указ Президиума ВС СССР,согласно которому в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантоввновь в качестве высшей меры наказания допускалось применение смертной казни (Указомот 30 апреля 1954 года эта норма была также распространена на лиц, совершивших умышленноеубийство при отягчающих обстоятельствах).
На фоне усугубляющегося противостояния в «холодной войне»в подтверждение приверженности миролюбивой политике в качестве важнейшей части государственнойидеологии Советским Союзом была объявлена борьба за мир. Это нашло отражение и вправе. В 1951 г. был принят Закон «О защите мира», по которому пропагандавойны объявлялась тягчайшим преступлением, а виновные должны были предаваться судуи судиться как опасные уголовные преступники (в дальнейшем, в 1965 г. он был дополнен Указом «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечностии военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления»).
Вместе с тем, принятым в дальнейшем Указом Президиума ВС СССРот 17 сентября 1955 года была применена амнистия в отношении тех советских граждан,которые в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. по малодушию или несознательностиоказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.
В частности, были освобождены из мест заключения и от другихмер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы за совершенныев период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. пособничество врагу и другиепреступления, предусмотренные статьями 58-1, 58-3, 58-4, 58-6, 58-10, 58-12 УК РСФСРи соответствующими статьями УК союзных республик. Осужденным по данным статьям клишению свободы на срок более 10 лет наполовину сокращены сроки наказания.
По данным преступлениям, совершенным в течение 1941 — 1945 г. г., были прекращены производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами. Из местзаключения, ссылки и высылки независимо от срока наказания освобождены лица, осужденныеза службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Судимостьи поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данногоУказа, а также ранее судимых и отбывших наказание, подпадающих под акт амнистии,были сняты. Имело место и значительное смягчение санкций в отношении аналогичныхкатегорий советских граждан, проживающих за границей, что позволило многим вернутьсяна Родину.
Так, например, согласно данного Указа были амнистированы осужденныеи проживавшие на спецпоселениях казаки из числа бывших жителей Казачьего стана в г. Лиенце(Австрия). Ранее, согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференциимежду Сталиным и Черчиллем, они быливыданы СССР британской стороной в качестве перемещённых лиц,бывших гражданами СССР на 1939 год, и осуждены в Советской Союзе как пособники оккупантов(проходили службу в составе 15 казачьего корпуса СС).
Однако, амнистия не коснулась карателей, осужденных за убийстваи истязания советских граждан.
4. Заключение
Война внесла существенные изменения в соотношение функций государства,выдвинув на первый план функции военной защиты страны. И право, выполняя роль регулятораобщественных отношений, в годы Великой Отечественной войны прежде всего было подчиненодостижению поставленной перед государством и обществом цели — Победе над врагом.Однако, несмотря на всю суровость действовавших в то время правовых норм, представленныйанализ развития Отечественного права в предвоенные, военные и послевоенные годынаглядно свидетельствует о том, что даже в условиях смертельной опасности для существованиягосударства и советского строя, право в СССР не отличалось какой-либо «особой»жестокостью. Не усматривается подтверждений применению карательных, репрессивныхили ограничительных мер «вообще». В законодательстве четко представленысубъекты действующих правовых норм, конкретные составы правонарушений и преступлений,санкции за их совершение. Имевшие место радикальные административные внесудебныерешения диктуются остротой развития обстановки на фронтах и проблемами обеспечениябезопасности объектов тыла и населения. Еще в начале 30-х годов И.В. Сталин говорил:«Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовыхстран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаемэто, либо нас сомнут». Сейчас понятно, что без сильной власти, без сильнойэкономики, без соответствующего правового регулирования страна Советов не моглабы выстоять в суровой борьбе с немецко-фашистскими поработителями.
По мере достижения Победы наблюдается значительная гуманизациядействующего законодательства. Данные заделы и тенденции развития права в послевоенныйпериод сохранятся вплоть до декабря 1958 г., когда будут приняты новые (с 1924 г.) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, в последующем(октябрь 1960 г.) ставшие юридической базой для принятия нового Уголовного кодексаРСФСР.
В заключении хотелось бы упомянуть о небезынтересном факте. В1996 году Главная военная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировалакомандира 15-го Казачьего конного корпуса генерал-лейтенант группенфюрер СС Гельмута фон Паннвица на основании пункта«а» ст.3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»от 18 октября 1991 года («Подлежат реабилитации лица, которые по политическиммотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления»). Данноерешение было отменено только в 2001 году, после его публикации в одном из российскихСМИ. 28 июня 2001 года ГВП быловынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён обоснованнои реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано,что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической силы. Вместе с тем,с января 2008 года депутатом ГД ФС РФ от партии «Единая Россия» атаманомВсевеликого Войска Донского В. Водолацким былипредприняты попытки осуществить политическую реабилитацию атамана Краснова, пресеченныетолько лишь решением Совета атаманов организации «Всевеликое войско донское».В настоящее время на территории храма Всех Святых по адресу: г. Москва, Ленинградскийпроспект, д.75 находится «Мемориал Примирения народов России и Германии, воевавшихв мировых войнах». Мемориал создан при поддержке «Товарищества ветеранов15 кавалерийского корпуса». На мемориале установлена плита, на которой написано«Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» и перечисляются казачьикомандиры 15 кавалерийского корпуса СС: фон Паннвиц, Краснов, Шкуро, Келеч-Гирей,Доманов и другие. В станице Еланской Ростовской области,на территории Мемориального комплекса, установлен бронзовый памятник казненномуатаману Краснову.
Таким образом, мы видим, что в обществе существуют совершенноразличные взгляды на вопросы советского права и правоприменения в военные и послевоенныегоды. Несмотря на то, что они зачастую обусловлены политической конъюнктурой момента,актуальность данной темы не ослабевает и в наши дни. Собственно исследование праватой поры позволит сделать еще немало интересных выводов и оценок. Пусть даже и неоднозначных.
5. Список использованной литературы
1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия,1985.
2. Современный толковый словарь. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.
3. Военный энциклопедический словарь. — М.: Большая Советская Энциклопедия,2002.
4. Военнопленные в СССР 1939-1956. Документы и материалы. Под редакцией проф.М.М. Загорулько.
5. В.В. Кожинов. Россия. Век XX (1939-1964). — М.: Алгоритм, 2005.
6. С.Г. Кара-Мурза. История государства и права России. — М.: Былина, 1998.
7. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. Книга 1. — М.: Алгоритм, 2008.
8. И.С. Ратьковский, М.С. Ходяков. История Советской России. Учебное пособие.- С. — Петербург: Лань, 2001.
9. А.В. Попова. История государства и права России (цитируется по электронномусборнику учебной литературы).
10. Т.К. Кириллова. История Отечественного государства и права. Краткий курс.- С. — Петербург: Питер, 2008.
11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 — 1991 гг.- М.: Зерцало, 1997.
12. Хрестоматия по отечественной истории (1946 — 1995 гг.). Под ред. А.Ф. Киселева,Э.М. Шагина. — М., 1996.
13. Тайны и уроки зимней войны. Сборник документов. — С. — Петербург: Полигон,2000.
14. Ю.И. Мухин. Крестовый поход на Восток. «Жертвы» Второй мировой.(серия «Война и мы») — М.: Яуза, 2004.
15. А.В. Горбатов. Годы и войны. — М.: Воениздат, 1980.
16. Ю.Н. Богданов. Министр сталинских строек. — М.: Вече, 2006.
17. А.Б. Мартиросян. На пути к мировой войне. (серия «200 мифов о ВеликойОтечественной войне») — М.: Вече, 2008.
18. Независимая интернет-энциклопедия «Википедия». ru. wikipedia.org.