Страховой рынок, проблемы и перспективы его развития

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
I. Теоретическая часть. 4
1. Участники и субъекты страховых отношений… 4
2. Современное состояние страхового рынка в России… 10
3. Страховой маркетинг. 16
4. Теоретические основы построения тарифных ставок… 19
II. Практическая часть. 33
1. Задача по обязательному страхованию гражданскойответственности владельцев транспортных средств… 33
Заключение. 34
Список используемой литературы… 37
Введение
Отдельные участники страховых отношений относятся ксубъектам страхового дела. Субъекты страхового дела: страховые организации,общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению вЕдиный государственный реестр субъектов страхового дела в порядке,установленном органом страхового надзора.
Деятельность субъектов страхового дела (страховыхорганизации, обществ взаимного страхования и страховых брокеров) подлежитлицензированию. Деятельность страховых актуариев подлежит аттестации (с 1 июля2006 г).
Рассматривая современное состояние российского страховогорынка, следует отметить, что отечественный рынок можно определить в большеймере как перспективный, или потенциальный. Существуют разные мнения в оценкахего емкости или охвата страхованием рисковой составляющей отечественнойэкономики. В одних источниках указывается, что в нашей стране застраховановсего 7% возможных рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитыхстранах. В других — высказывают предположение о застраховании 10% всехпроизводственных фондов нашей страны и на этом основании делают вывод опотенциальной возможности восьми — девятикратного роста поступлений премий,даже при сохранении прежней глубины страхования (текущих страховых покрытий истраховых сумм).
Особое место в регулировании страхового рынка отводитсямаркетингу. Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховыхорганизаций и метод исследования рынка страховых услуг появился сравнительнонедавно. Западные страховые организации стали его использовать в начале 1960-хгг., но до сих пор нет четких границ его определения.
Маркетинг — это комплексный подход к вопросам организации иуправления всей деятельностью страховой организации, направленной на оказаниестраховых услуг, соответствующих по количеству и качеству потенциальному спросу.
Под тарифной политикой в страховании понимаетсяцеленаправленная деятельность страховщика по разработке, уточнению иупорядочению страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развитиястрахования. Используется и другое определение: комплекс организационных иэкономических мероприятии, направленных на разработку, применение, уточнениебазовых тарифных ставок, повышающих и понижающих коэффициентов по видамстрахования, которые обеспечивают приемлемость тарифов для страхователей иприбыльность страховых операций для страховщиков.
I. Теоретическая часть1. Участники и субъекты страховых отношений
На страховом, как и любом другом рынке, есть продавцы,покупатели и посредники. Согласно действующему российскому законодательству кучастникам страховых отношений относятся:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенциикоторого относится осуществление функций по контролю и надзору в сферестраховой деятельности (страхового дела);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числесаморегулируемые организации.
Отдельные участники страховых отношений относятся ксубъектам страхового дела. Субъекты страхового дела: страховые организации,общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению вЕдиный государственный реестр субъектов страхового дела в порядке,установленном органом страхового надзора.
Деятельность субъектов страхового дела (страховыхорганизации, обществ взаимного страхования и страховых брокеров) подлежитлицензированию. Деятельность страховых актуариев подлежит аттестации (с 1 июля2006 г).
Страховщики — юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации для осуществления страхования,перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии на осуществлениестраховой деятельности.
Страховая деятельность включает оценку страхового риска,получение страховых премий, формирование страховых резервов, инвестированиеактивов. Кроме того, страховые организации определяют размер убытков илиущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнениемобязательств по договору страхования действия.
Страховщики вправе осуществлять или только страхованиеобъектов личного страхования, или только страхование объектов имущественного иличного страхования (в редакции изменений Закона РФ «Об организации страховогодела в Российской Федерации» от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ).
Страховщики по итогам каждого финансового года обязаныпроводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов).Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении,представляемом в Федеральную службу страхового надзора. Для этой целистраховщикам необходимо воспользоваться услугами актуариев.
Страховые актуарии — это физические лица, постояннопроживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационныйаттестат и осуществляющие на основании трудового договора илигражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетамстраховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционныхпроектов с использованием актуарных расчетов.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физическиелица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиесястрахователями в силу закона.
Юридические и физические лица для страховой защиты своихимущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования впорядке и на условиях, определяемых федеральным законопроектом о взаимномстраховании (принят Государственной Думой РФ в 2003 г).
Страховые посредники. Продвижением страховых услуг отстраховщика к страхователям занимаются страховые агенты и страховые брокеры. Всоответствии с отечественным законодательством страховые агенты — это«постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие своюдеятельность на основании гражданско-правового договора физические лица илироссийские юридические лица (коммерческие организации), которые представляютстраховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и поего поручению в соответствии с предоставленными полномочиями».
Страховой агент занимается продажей страховых продуктов,инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельныхслучаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов). Основнаяфункция страхового агента — продажа страховых продуктов.
Взаимоотношения между страховщиком и страховым агентомстроятся на основе договора (контракта), в котором оговариваются права иобязанности сторон.
Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются пофиксированным ставкам, в процентах или в промилле от объема выполненных работ. Заработокстрахового агента не лимитирован и при его успешной работе может превыситьоплату труда президента страховой организации.
Страховые агенты не состоят в штате страховой организации иобразуют ее внешнюю службу или агентскую сеть, работа которой должна бытьопределенным образом организована.
На сегодняшний день мировой практикой выработано триосновных типа агентских сетей.
Простое агентство — имеет место в случае, когда агентзаключает договор со страховой организацией и работает самостоятельно подконтролем штатных работников организации. За каждый заключенный договорстрахования агент получает комиссионное вознаграждение. Обычно агенты продаютнесколько относительно простых страховых продуктов, и страховая организацияготовит агента для продажи именно этих видов продуктов. Совмещение разных видовстрахования одним агентом и одновременная работа агента с несколькимистраховыми организациями встречается крайне редко.
В России специализация страховых агентов, как и страховыхорганизаций, только начинается, причем специализация агентов несколькоопережает специализацию организаций. Нередко случается, что страховой агентпредлагает клиенту страховые продукты различных страховых организаций, т.е. выполняетработу страхового брокера.
Пирамидальная структура применяется большинством страховыхорганизаций. Страховая организация заключает договор с генеральным агентом — физическимлицом, имеющим право самостоятельно формировать систему субагентов. Те в своюочередь также могут набирать себе систему субагентов и т.д. Средняя европейскаяорганизация имеет четыре-шесть таких уровней продажи. Комиссия равномернораспределяется между всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближек верхушке пирамиды), тем меньше ставка комиссии. Самая высокая ставка комиссииу агента, непосредственно заключившего договор страхования, но генеральныйагент может получать заработок, в несколько раз превышающий оплату трударуководителей организации за счет больших размеров подчиненной ему сетипродавцов.
Такая система продаж имеет один существенный недостаток длястраховой организации — в любой момент времени целая структура во главе сосвоим генеральным агентом или субагентом может уйти к другому страховщику.
Многоуровневая сеть впервые была использована в Европе пообразу и подобию системы реализации косметических продуктов. Агентами являютсясами, страхователи — физические лица. Приобретая полис, как правило,долгосрочного личного страхования, они одновременно приобретают право продаватьполисы другим страхователям, имеющим это право.
Большинство страховых организаций за рубежом используюткомбинацию различных типов агентских сетей.
Российские страховые организации используют для продажи восновном простое агентство или штатных сотрудников, а также систему отдельноработающих филиалов. Использование штатных сотрудников имеет ряд преимуществ: ихдеятельность легче контролировать, их можно использовать одновременно дляисполнения другой работы.
Страховые брокеры ~ — это постоянно проживающие натерритории Российской Федерации и зарегистрированные в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческиеорганизации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) илистраховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг,связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) междустраховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также сисполнением указанных договоров (далее — оказание услуг страхового брокера). Приоказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокерне вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
Законодательство определило ряд ограничений деятельностистраховых брокеров: они не вправе осуществлять деятельность в качествестрахового агента, страховщика, перестраховщика и не связанную со страхованием.
Кроме того, на территории Российской Федерации недопускается деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказаниюуслуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (заисключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациямиили брокерами. Для заключения договоров перестрахования с иностранными страховымиорганизациями страховщики имеют право заключать договоры с иностраннымистраховыми брокерами.
Брокер должен быть экспертом в области законодательства ипрактики страхования. Считается, что он как профессионал должен знать всевозможное о страховании, что его знания должны способствовать обеспечениюнаилучших условий страхования и ставок премий для страхователя. Брокер — агентстрахователя, а не страховщика.
Страховые брокеры — физические лица могут предоставлять всевиды услуг, кроме инкассации страховых премий по договорам и организациистраховых выплат. Страховой брокер, представляющий интересы страхователя,обязан разместить его риск на страхование. Он имеет право разместить риск поданному договору страхования как в одной страховой организации, так и внескольких, т.е. через систему страхования.
Принципиально важный пункт соглашения — порядок проведениявзаиморасчетов между заинтересованными сторонами, сроки перечисления страховыхпремий на счет страховщика, условия и порядок выплаты комиссионноговознаграждения страховому брокеру. Взаимосвязь между брокерами и страховщикамине должна переходить определенные пределы. В частности, запрещено участиестраховых брокеров в уставных капиталах страховых организаций, владениеакциями, паями и другие формы участия.
Для обеспечения контроля за соблюдением действующегозаконодательства при предоставлении посреднических услуг в страховании органынадзора ведут реестр страховых брокеров. Реестр содержит регистрационный номер,наименование брокера, юридический адрес, номер свидетельства о занесении вреестр, дату выдачи свидетельства.
Страховые брокеры, осуществляющие свою деятельность натерритории Российской Федерации, должны быть включены в реестр.
Страховой рынок России по своему субъектному составу, условиямфункционирования и тенденциям дальнейшего развития становится все болеецивилизованным и адаптированным к требованиям ВТО. 2. Современное состояние страхового рынка в России
Рассматривая современное состояние российского страховогорынка, следует отметить, что отечественный рынок можно определить в большеймере как перспективный, или потенциальный. Существуют разные мнения в оценкахего емкости или охвата страхованием рисковой составляющей отечественнойэкономики. В одних источниках указывается, что в нашей стране застраховановсего 7% возможных рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитыхстранах. В других — высказывают предположение о застраховании 10% всехпроизводственных фондов нашей страны и на этом основании делают вывод о потенциальнойвозможности восьми — девятикратного роста поступлений премий, даже присохранении прежней глубины страхования (текущих страховых покрытий и страховыхсумм).
Об уровне развития российского страхового рынка можно судитьпо величине доли страховых услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Вэкономически развитых странах этот показатель составляет 8-12%. Во временасуществования монополии «Госстраха» доля страховых услуг в ВВП доходила до 3%. Внастоящее время эта доля достигает чуть более 1,5%. Экономические кризисы иреформы крайне отрицательно отразились на состоянии страхового рынка в России. Наданный момент развитие национальной системы страхования признается одной изприоритетных задач государства.
Для иллюстрации состояния современного отечественногострахового рынка приведем значения ключевого макроэкономического индикатораразвития страхового рынка — доли совокупной страховой премии в валовомвнутреннем продукте (показатель глубины рынка) за последние годы. Показательглубины рынка (отношение совокупной страховой премии к ВВП), в большинствестран Центральной и Восточной Европы составляет около 3% ВВП. В Болгарии,Румынии и странах Балтии этот показатель в 2003 г. находился в интервале 1,5 — 2,0%ВВП. В Словении и Чехии он превышал 4% (в Словении — 5,23%, в Чехии — 4,48%) иприближался к уровню стран с развитой рыночной экономикой. В России этотпоказатель, рассчитываемый на основе официальной отчетности, в 2003 г. былравен 3,25%, а в 2004 г. — только 2,81%.
Первое полугодие 2005 г. характеризуется дальнейшимзамедлением темпов роста российского страхового рынка: если в 2003 г., поданным Федеральной службы страхового надзора, прирост объема собранной премии(без обязательного медицинского страхования) составил 44%, то в 2004 г. — уже9%, а по итогам первого полугодия 2005 г. — лишь 4,4%.
Согласно данным ЦЭА «Интерфакс», в 2004 г. доходыстраховщиков выросли на 22%, расходы — на 24,4%. Сохранилась тенденциязамедления темпов прироста активов страховых организаций. Если в 2002 г. совокупныеактивы крупнейших российских страховщиков увеличились на 48,4%, а в 2003 г. — на44,9%, то в 2004 г. прирост составил уже 31%. Совокупный объем активов-неттостраховых организаций, вошедших в «Интерфакс — 100», составил в 2004 г.318 млрд.рублей. Активы всех страховщиков России за 2004 г. эксперты «Интерфакса»оценивают примерно в 580 — 600 млрд. руб.
По величине активов по итогам 2004 г. лидирует группаорганизаций «Росгосстрах»: активы-нетто этой страховой группы за 2004 г. увеличилисьна 64,1% и на 1 января 2005 г. составили 49,2 млрд. руб.2-е место занял «Ингосстрах»с показателем 25,13 млрд. руб. Активы-нетто СК «Капитал Страхование», занявшей3-е место, составили 19,7 млрд. руб.
Эксперты выделяют две причины замедления развития рынка. Первая- продолжающееся сокращение «налоговых» схем в страховании жизни (именно в этомвиде страхования зафиксирован наибольший спад объема премий — на 45,4% поРоссии в целом). Вторая причина замедления темпов роста рынка заключается втом, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцевтранспортных средств ОСАГО исчерпало свой потенциал в качестве катализатора,прежде всего потому, что расти этому рынку более некуда: практически всереально используемые автомашины (по данным Российского союза автостраховщиков,свыше 90%) уже застрахованы. Кроме того, система «бонус-малус» в условияхдефицита достоверной информации об истории каждого страхователя работает покатолько в сторону уменьшения размера премий.
Динамика изменений в российском страховом бизнесе позволяетвыделить устойчивые тенденции развития, сформировавшиеся в период с 2001 по2004 гг. Последствия дефолта 1998 г. сказались на рынке страхования с неким«эффектом замедления», в результате чего процесс стагнации продолжался до конца2000 г. Затем наметилась тенденция некоторого оживления и интереса кстрахованию со стороны бизнеса, о чем может свидетельствовать фактколичественного роста страховых организаций. Однако в 2004 — 2005 гг. числостраховых организаций снизилось вследствие повышения требований к уставномукапиталу страховых организаций и отзыва лицензий у не соответствующих даннымтребованиям организаций. Количество страховых организаций на 1 июля 2005 г. составило1206. Напомним, сегодня в России страховщики предоставляют клиентам не более 30- 40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах — более 300 видов.
В настоящее время в связи с введением ОСАГО ситуациясущественно изменилась. По результатам анализа тематических сообщений СМИ поитогам 2004 г., можно говорить примерно о 50 — 60% общем охвате этим видомстрахования (преимущественно физических лиц). Если же говорить о суммарномохвате страховой защитой организаций и граждан по всему спектру рисков, топоказатель остается в пределах от 15 до 25%.
Вместе с тем потребность в страховании возрастает. Объективноэтому способствует курс на удвоение ВВП и повышение благосостояния населения засчет двукратного снижения количества бедных россиян. В целом все это будетспособствовать преодолению большей частью населения и организаций порога«страховой бедности».
Специалисты и эксперты Всероссийского союза страховщиков(ВСС) к потенциальным страхователям относят не только состоятельных иобеспеченных граждан (примерно 5% населения), но и среднеобеспеченных граждан,которых, по их оценкам, примерно 30 — 35% населения России.
Для получения более точных результатов о реальном состоянииотечественного страхового рынка необходимы комплексные и независимыеисследования потребностей в страховых услугах в масштабах страны. Нужнысовременные маркетинговые методики и разработки для определения существующих иперспективных рыночных сегментов. Требуется разработка прогнозных сценариевразвития страховой отрасли на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.
Страховой рынок — достаточно емкий потребительквалифицированных трудовых ресурсов. Рынок труда в российской страховой отраслиформировался стихийно. В странах со сложившимися рыночными отношениями в сферестрахования занято около 1% трудоспособного населения, в России этот показательпока ниже 3%.
В Концепции развития страхования в Российской Федерации,одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002г. № 1361-р, указывается, что в системе страхования, по различным оценкам,занято от 250 до 300 тыс. человек. Как отмечалось в одном из вариантов проектаКонцепции, в сфере страхования на тот период работали около 110 тыс. страховыхагентов. Подготовка квалифицированных кадров для страховой отрасли остаетсяактуальной задачей.
Участие нашей страны в международной торговле страховымиуслугами предусматривает предоставление страховым организациям с иностраннымкапиталом право деятельности на российском страховом рынке (коммерческоеприсутствие), а отечественным страховым организациям — возможностьосуществления страховых операций на рынках зарубежных стран. Средиотечественных страховщиков высокий международный кредитный рейтинг имеет лишьорганизация «Ингосстрах», располагающая примерно третьей частью активов всехимеющихся страховых организаций. Вряд ли такая ситуация позволяет говорить оготовности российских страховщиков к конкурентной борьбе на мировом рынкестраховых услуг.
Дальнейшее развитие страховой деятельности в России серьезносдерживает низкий уровень капитализации и, в частности, недостаточный длядинамичного развития размер уставного капитала большинства страховыхорганизаций. Согласно данным Департамента страхового надзора, в 2003 г. уставныйкапитал 79% страховых организаций составлял менее 10 млн руб. Более того, унекоторых страховщиков уставный капитал не полностью оплачен денежнымисредствами и иногда для его оплаты используются различные, финансовые механизмыи схемы.
С 1 июля 2004 г. страховые организации должны иметьминимальный размер уставного капитала — 10 млн руб., который корректируется спомощью повышающих коэффициентов в зависимости от вида страховой иперестраховочной деятельности.
По итогам предварительного анализа Федеральной службыстрахового надзора, изложенного в письме от 16 июня 2004 г. № 44-ИЛ, по состояниюна 1 июня 2004 г. размер уставного капитала не соответствовал предъявляемымтребованиям у 437 страховых организаций. Кроме того, 367 страховых организаций,осуществляющих страхование жизни и иные виды личного и имущественногострахования, имели оплаченный уставный капитал ниже размера в 20 млн. рублей,установленного законом для этих видов страховой деятельности. В качествепоследовательного шага по реализации требований закона Федеральной службойстрахового надзора приказом от 16 августа 2004 г. № 18 отозваны лицензии у 151страховщика.
Основные цели и приоритетные направления развитияотечественного страхового рынка изложены в Концепции развития страхования вРоссийской Федерации. Концепция стала последовательным и логическимпродолжением ранее принятого курса на развитие сферы страховых услуг,определенного в постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Обосновных направлениях развития национальной системы страхования в РоссийскойФедерации в 1998 — 2000 годах».
Эксперты и специалисты ВСС выделяют несколько условий ипредпосылок роста отечественного страхового бизнеса:
политическая стабильность, экономический рост и повышениеблагосостояния населения;
наличие платежеспособного спроса организаций и граждан настраховые услуги;
формирование благоприятствующего развитию страхованияналогового режима и инвестиционного климата;
совершенствование нормативной базы страхового дела;
формирование страховой культуры населения и пониманияэкономической целесообразности страхования;
долгосрочное и перспективное планирование развитиястрахового бизнеса;
привлечение стратегических (включая зарубежных) инвесторов всферу страхования;
обеспечение большей прозрачности страхового бизнеса, в томчисле и через оценку его на фондовом рынке;
самоорганизация страхового бизнеса, развитие началсамоуправления на основе профессиональных интересов страхового сообщества;
эффективная деятельность профессиональных ассоциацийстраховщиков, страховых посредников и обществ по защите прав страхователей.
Отдельные проблемы развития страхового рынка находятся встадии решения. Например, в интересах повышения прозрачности своей деятельностидля зарубежных инвесторов некоторые страховые организации уже приступили квнедрению международных стандартов финансовой отчетности. Продолжаютсядискуссии вокруг реформ пенсионного и медицинского страхования, обязательногострахования гражданской ответственности. 3. Страховой маркетинг
Особое место в регулировании страхового рынка отводитсямаркетингу. Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховыхорганизаций и метод исследования рынка страховых услуг появился сравнительнонедавно. Западные страховые организации стали его использовать в начале 1960-хгг., но до сих пор нет четких границ его определения.
Маркетинг — это комплексный подход к вопросам организации иуправления всей деятельностью страховой организации, направленной на оказаниестраховых услуг, соответствующих по количеству и качеству потенциальному спросу.
Опыт применения маркетинга в рыночной деятельности страховыхорганизаций позволяет выделить две его основные функции:
формирование спроса на страховые услуги;
удовлетворение страховых интересов.
Принципы маркетинга страховщика:
изучение конъюнктуры страхового рынка;
сегментация страхового рынка;
инновации (постоянное совершенствование модификациистраховых продуктов с учетом требований рынка).
Наиболее важные направления маркетинга:
1) определение рынка страховых услуг;
2) анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка;
3) продвижение страхового продукта на рынке (реклама, личныйконтакт, пропаганда, стимулирование);
4) изучение потенциальных возможностейорганизаций-конкурентов.
Анализ информации по состоянию спроса на страховые услуги,учет собственных финансовых возможностей позволяют организации разработать планделовой стратегии по освоению страхового рынка:
1) определение стратегии на данный продукт;
2) отбор перспективных видов страхования;
3) выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг;
4) определение системы стимулирования спроса на услуги(снижение тарифов, льготы);
5) выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионноевознаграждение);
6) расчет рентабельности;
7) технико-экономическое обоснование маркетинговых расходов;
8) контроль.
Сегментация страхового рынка. Сегмент — это потребителистраховых услуг, одинаково реагирующие на те или иные предложения страховыхорганизаций.
Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей нагруппы по какому-либо актуальному для реализации страховой услуги признаку(возраст, пол, материальный достаток, профессия).
Существуют географическая (по региональному признаку) идемографическая сегментация (пол, возраст, уровень доходов) рынка.
Таким образом, с помощью службы маркетинга обеспечиваетсякоординация деятельности всех существующих подразделений страховой организации,превращение их в единую систему, что позволит руководству страховой организациицеленаправленно воздействовать на страховой рынок.
Менеджмент в страховании включает в себя управлениеинтеллектуальными, финансовыми, сырьевыми ресурсами в целях обеспечениянаиболее эффективной деятельности страховщика.
Характерная особенность страхового рынка состоит внепредсказуемости возможного результата, т.е. его рисковом характере. Такимобразом, главная особенность менеджмента в страховании — управление в условияхриска.
Главная обязанность менеджера в этих условиях — не избегатьриска, а предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума,если невозможно их избежать. Целенаправленные действия по ограничению риска всистеме страховых отношений носят название «управление риском» или «риск — менеджмента».
Риск-менеджмент позволяет оценить величину страхового риска,близкую к действительной, разработать меры, при помощи которых могут бытьнейтрализованы негативные результаты действий.
Методы управления риском:
упразднение — попытка избежать риска;
предотвращение потерь и контроль;
страхование с позиций риск — менеджмента (созданиеучастниками страховых фондов и компенсаций в виде страховых выплат);
поглощение — признание ущерба без возмещения его посредствомстрахования.
Процесс управления риском состоит из следующих этапов:
1) определение цели;
2) выяснение риска (статистические данные);
3) оценка риска (определение вероятности наступлениястрахового случая и величины страхового ущерба);
4) выбор метода управления риском.
Для осуществления функций страховой организации формируетсяее организационная структура управления. Структура управления создается сучетом внешнего окружения, учитывает ее размер, специализацию. 4. Теоретические основы построения тарифных ставок
Под тарифной политикой в страховании понимаетсяцеленаправленная деятельность страховщика по разработке, уточнению иупорядочению страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развитиястрахования. Используется и другое определение: комплекс организационных иэкономических мероприятии, направленных на разработку, применение, уточнениебазовых тарифных ставок, повышающих и понижающих коэффициентов по видамстрахования, которые обеспечивают приемлемость тарифов для страхователей иприбыльность страховых операций для страховщиков.
При разработке тарифной политики целесообразнопридерживаться следующих основных принципов:
1) эквивалентность страховых отношений сторон (страховщика истрахователя). Соблюдение принципа означает, что нетто-ставки должнымаксимально соответствовать общей вероятной сумме ущерба, чтобы обеспечитьвозвратность средств страхового фонда за тарифный период. Благодаря этомупринципу реализуется назначение страхования — замкнутая раскладка ущерба;
2) доступность страховых тарифов для широкого кругастрахователей. Реализация принципа напрямую зависит от числа страхователей изастрахованных объектов: чем их больше, тем меньше ущерба приходится на каждогострахователя, тем доступнее становятся тарифы;
3) стабильность размеров страховых тарифов в течениедлительного времени. В этом случае у страхователей появляется твердаяуверенность в солидности страхового дела и платежеспособности организации. Повышениетарифных ставок рекомендуется только при неуклонном росте убыточности страховойсуммы;
4) расширение объема страховой ответственности. Соблюдениепринципа выгодно и страховщику, и страхователю, поскольку тарифные ставкистановятся доступнее и обеспечивается снижение показателя убыточности страховойсуммы;
5) принцип обеспечения самоокупаемости и рентабельностистраховых операций. Страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступлениестраховых платежей не только покрывало расходы страховщика, но и обеспечивалоприбыль;
6) принцип дифференциации тарифных ставок — эффективныйинструмент раскладки ущерба, отражающий оптимальное участие страхователя вформировании страхового фонда. Например, при страховании средств личноготранспорта дифференциация страховых тарифов учитывает различия степени рискаотдельных видов транспорта (автомобиль, мотоцикл, моторная лодка), водительскийстаж, возраст страхователя.
Страховой тариф (тарифная ставка) — это ставка страховойпремии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характерастрахового риска.
Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена,колеблется под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяетсяравенством между поступлениями платежей от страхователей и выплатами страховоговозмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой организации. Притаком уровне цены страховая организация не получает прибыли и страхование такихрисков себя не оправдывает.
Верхняя граница цены страховой услуги определяется:
размерами спроса на нее;
величиной банковского процента по вкладам.
При достаточно высоком спросе на данную страховую услугу(число организаций невелико, и все они предлагают примерно одинаковые условиястрахования) есть возможность в течение некоторого времени поддерживать высокийуровень страховых премий. Однако по мере насыщения страхового рынка со стороныпредложения страховых услуг это становится опасным. Столкнувшись с завышениемтарифов в одной организации, клиент уйдет в другую, поэтому на страховом, как ина любом товарном рынке, существует тенденция выравнивания уровней страховыхтарифов.
Банковский процент оказывает существенное влияние настраховую деятельность по двум направлениям:
во-первых, вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, илинакопление в нем денег для самофинансирования могут быть выгоднее страхования. Поэтой причине страховые организации вынуждены соизмерять размеры страховыхтарифов с банковским процентом;
во-вторых, временно свободные страховые резервы могут идолжны использоваться страховщиком в коммерческих целях, инвестироваться вценные бумаги, в недвижимость, предоставляться в кредит, т.е. приноситьинвестиционный доход. Часть этого дохода может предоставляться страхователям ввиде определенного процента или тарифные ставки заранее уменьшаются с учетомпредполагаемой нормы доходности по инвестициям.
Цена услуги, предлагаемой страховой организацией, зависиттакже от состояния дел у конкретного страховщика (от величины и структурыстрахового портфеля, управленческих расходов, доходов организации от вложениявременно свободных средств). Сильные в финансовом отношении организации могутпозволить себе сохранение в своем портфеле относительно низко рентабельныхвидов страхования при наличии очень выгодных. Доходность различных видовстрахования не может быть величиной постоянной, она зависит от фазы жизненногоцикла, на которой находится данный страховой продукт.
Основные стадии жизненного цикла конкретной страховой услугив принципе те же самые, как и у любого другого товара: введение в рынок, ростспроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснениес рынка.
Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателямиохвата «страхового поля», т.е. рискового сообщества, и динамикой числазаключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, ростпроцента охвата потенциальных клиентов договорами резко замедляется.
Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадиижизненного цикла, на третьей стабилизируется, а на четвертой возникаетнеобходимость ее снижения либо модификации данного вида страхования.
Поскольку разнообразие страховых услуг меньше перечнятоваров, то конкуренция на страховом рынке носит достаточно жесткий характер. Главнымсредством в конкурентной борьбе становится предложение новых видов страхования,отражающих возникновение новых потребностей. В частности, предлагаетсястрахование специфических рисков, например титула собственности по договорамкупли-продажи недвижимости.
В традиционных видах страхования конкуренция развивается виных направлениях:
разработка договоров страхования с различными комбинациямирисков в интересах страхователей;
снижение страховых тарифов в сравнении с другими страховымиорганизациями;
улучшение качества обслуживания страхователей.
Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, темэффективнее деятельность страховых организаций с точки зрения страхователей иобщественных интересов.
4.1. Общие принципы и особенности расчета тарифных ставок по видамстрахования
Все виды страхования с точки зрения особенностей расчетанетто-ставок можно разделить на категории:
страхование жизни;
рисковые виды страхования, в свою очередь из числа рисковыхвидов страхования выделяются: массовые рисковые виды страхования и страхованиередких событий и крупных рисков.
Методические подходы к расчету страховых тарифов по рисковыми видам страхования, относящимся к страхованию жизни, существенно различаются. Общаятолько последовательность методических расчетов:
определяется нетто-ставка страхового тарифа;
устанавливается нагрузка в рублях или в процентах отстраховой брутто-ставки;
определяется брутто-ставка страхового тарифа.
Страхование жизни. Особенности расчета тарифных ставок пострахованию жизни заключаются в том, что формирование резерва взносов и расчетытарифных ставок производятся с помощью актуарных методов. Базой для расчетанетто-ставки по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, служат:
показатели таблиц смертности, разрабатываемые на основеданных демографической статистики;
норма доходности, принятая при расчете тарифа, отинвестирования временно свободных средств страховщика;
срок страхования и накопительного периода.
Таблица смертности показывает уменьшение с возрастомнекоторой совокупности родившихся людей вследствие их смертности. Показателитаблиц смертности построены как описание процесса дожития и вымираниянекоторого поколения с фиксированной начальной численностью в 100 тыс. человек.
Таблицы смертности — это основной материал для исчислениятарифных ставок по страхованию жизни. С помощью таблицы можно установитьвероятное число выплат по договорам страхования, а при известных страховыхсуммах можно определить и размер фонда, который должна сформировать страховаяорганизация, чтобы иметь возможность произвести страховые выплаты.
Страхование жизни предусматривает страховую защитуимущественных интересов застрахованного лица (выгодоприобретателя) путемстраховых выплат при его дожитии до определенного возраста или окончании срокастрахования, а также в случае смерти.
Вероятность дожить до определенного возраста или окончаниясрока страхования зависит в первую очередь от возраста в момент страхования исрока действия договора страхования жизни.
На основании массовых данных демографической статистики итеории вероятности выявлена подчиняющаяся закону больших чисел зависимостьсмертности от возраста людей, выведены соответствующие формулы для расчета. Поспециально разработанной методике с применением этих формул составляютсятаблицы смертности. Таблицы периодически пересчитываются в связи с изменениемпоказателей смертности населения. Они содержат конкретные цифры смертности длякаждого возраста (в полных годах) в расчете на 100 тыс. человек населения споследовательным уменьшением доживающих при переходе от одной возрастной группы(1Х) в другую группу (1х+1), имеющую возраст, больший на один год.
Методика расчета тарифных ставок по страхованию жизнивключает несколько этапов,
1. Вычисление вероятности дожития и смерти:
определяется вероятность смерти при переходе от возраста х квозрасту (х + 1) лет:
/>
где qx — число умирающих припереходе от возраста х к возрасту (г + 1) лет,
lx – число лиц в начале страхования.
вероятность дожития лица в возрасте х лет до возраста (х+ 1)лет:
/>
2. Расчет дисконтирующего множителя.
Поскольку страховщик использует полученные страховые взносыкак кредитные ресурсы, получая определенный доход, то при расчете тарифнойставки учитывается норма доходности (процентная ставка). Для уменьшениянарастающих процентов на сумму страховых взносов при расчете нетто-ставкипроводится дисконтирование с помощью дисконтирующего множителя:
/>
где V — дисконтирующий множитель;
i — норма доходности инвестиций; п — срок страхования.
3. Расчет единовременной ставки по соответствующему видустрахования.
Достоверность и математическая точность данных таблицсмертности позволяет использовать их для расчета нетто-ставок по видамстрахования жизни.
Договоры страхования жизни заключаются, как правило, надлительный срок. Период времени между уплатой взносов и моментом осуществлениявыплат достигает нескольких лет. В течение этого срока за счет инфляции иприбыли, получаемой от инвестирования временно свободных средств, стоимостьстраховых взносов изменяется. Чтобы учесть подобные изменения при построениитарифных ставок, применяют методы долгосрочных финансовых исчислений, вчастности дисконтирование.
Тарифные ставки бывают единовременными и годовыми. Единовременнаяставка предполагает уплату взноса в начале срока страхования. При такой формеуплаты взноса страхователь сразу при заключении договора погашает все своиобязательства перед страховщиком. Годовая ставка предполагает постепенноепогашение финансовых обязательств страхователя перед страховщиком. Взносыуплачиваются один раз в год. Для уплаты годового взноса может предоставлятьсяпомесячная рассрочка.
Единовременная ставка по страхованию на дожитие для лица ввозрасте х лет при сроке страхования п лет определяется по формуле:
/>
Единовременная нетто-ставка на случай смерти, наопределенный срок вычисляется по формуле:
/>
Брутто-ставка определяется:
/>
Единовременная нетто-ставка по страхованию рентыпредполагает выплату застрахованному лицу в установленные сроки определенногорегулярного дохода:
/>
Формулы позволяют рассчитать нетто-ставки для единовременныхпремий. Для такого порядка уплаты взносов характерно следующее:
страховые взносы уплачиваются сразу в полном объеме;
в результате вся сумма взносов сразу поступает в оборот и нанее начинают начисляться проценты.
Однако единовременный порядок уплаты не всегда удобен длястрахователя, поэтому на практике страховщики предлагают клиентам возможностьуплаты страховых взносов ежегодно, ежеквартально, ежемесячно. Взносыстрахователя определяются с помощью коэффициентов рассрочки (аннуитетов). Коэффициентрассрочки представляет собой стоимость взносов в размере одной денежнойединицы, производимых в течение определенного срока в конце или начале каждогострахового года. В зависимости от срока уплаты взносов (в начале или концевременных интервалов) говорят соответственно о коэффициентах пренумерандо ипостнумерандо.
Если предстоящие платежи равны между собой и производятсяежегодно в течение п лет в начале каждого года, то такой ряд платежейназывается немедленной временной рентой, уплачиваемой вперед, пренумерандо (отлат. praenumerando).
Если платежи производятся в конце каждого года, то такой рядплатежей называется немедленной временной рентой, уплачиваемой за истекшеевремя, постнумерандо (от лат. postnumemndo).
Определяют взносы с помощью коэффициентов рассрочки:
/>
На практике приходится исчислять тарифные ставки дляразличных возрастных групп, полов и сроков страхования, поэтому расчетыстановятся достаточно громоздкими и трудоемкими. Для унификации расчетовприменяются специальные технические показатели — коммутационные числа.
Коммутационные числа — это специальные техническиепоказатели, которые сведены в таблицы. Они не несут никакого конкретного«физического» смысла. Их применение вызвано лишь желанием сократить объемручных вычислений. Ниже приводятся формулы для расчета наиболее частоиспользуемых коммутационных чисел:
/>
С помощью умножения числителя и знаменателя дроби намножитель формулы расчета нетто-ставок могут быть выражены через коммутационныечисла.
Для практических расчетов нетто-ставок при страховании жизниразработаны таблицы коммутационных чисел. В результате преобразований формулырасчета нетто-ставок через коммутационные числа примут следующий вид.
Единовременная нетто-ставка для лица в возрасте х лет:
на дожитие при сроке страхования п лет:
/>
на случай смерти:
— при страховании на определенный срок
/>
— для пожизненного страхования
/>
Годовая нетто-ставка (взнос уплачивается в начале страховогогода) для лица в возрасте х лет:
на дожитие при сроке страхования п лет:
/>
на случай смерти:
— при страховании на определенный срок
/>
— при пожизненном страховании
/>
Для обоснования тарифных ставок по страхованию жизнирекомендуется также использовать «Методику расчетов страховых тарифов по видамстрахования, относящимся к страхованию жизни», утвержденную приказом Росстрахнадзораот 28 июня 1996 г. № 02-02/18.
Рисковые виды страхования. Основой для расчета нетто-ставкистрахового тарифа по рисковым видам страхования служит убыточность страховойтарифной ставки за тарифный период.
К рисковым относятся виды страхования:
не предусматривающие обязательств страховщика по выплатестраховой суммы по окончании срока действия договора страхования;
не связанные с накоплением страховой суммы в течение срокадействия договора страхования.
В указанных видах страхования не используется принципкапитализации (накопления) и, следовательно, при расчете нетто-ставок неиспользуются методы финансовых исчислений (дисконтирование, начисление сложныхпроцентов и т.д.). Это отличает рисковые виды страхования от страхования жизни.
Рисковые виды страхования можно условно разделить намассовые виды и страхование редких событий и крупных рисков.
Массовые рисковые виды страхования предположительноохватывают значительное число субъектов страхования и страховых рисков,характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросомв размерах страховых сумм. К подобным видам страхования относится большинствовидов страхования имущества и гражданской ответственности частных лиц, а такженекоторые виды личного страхования (такие, как страхование от несчастногослучая, страхование медицинских расходов и т.д.).
Расчет тарифных ставок по рисковым видам страхования. Распоряжениемот 8 июля 1993 г. № 02-03-36 Росстрахнадзор утвердил методики расчета тарифныхставок по рисковым видам страхования.
Первая методика применяется при следующих условиях:
существует статистика либо какая-то другая информация порассматриваемому виду страхования;
предполагается отсутствие опустошительных событий, когдаодно из них влечет за собой несколько страховых случаев;
расчет тарифов проводится при заранее известном количестведоговоров п, которые предполагается заключить со страхователями.
Основные этапы методики:
1) расчет нетто-ставки.
Основой расчета основной части нетто-ставки служитубыточность страховой суммы, зависящая от частоты ущерба (вероятностьнаступления страхового случая)
Основная часть нетто-ставки определяется по формуле
/>
2) определение рисковой надбавки. Рисковая надбавка вводитсядля учета неблагоприятных колебаний показателя убыточности страховой суммы. Возможныварианты расчета:
при наличии статистики о страховых возмещениях и возможностивычисления среднеквадратического отклонения возмущений при наступлениистраховых случаев рисковая надбавка рассчитывается для каждого риска:
/>
при отсутствии данных о среднеквадратическом отклонениистрахового возмещения рисковая надбавка определяется:
/>
3) расчет брутто-ставки. Брутто-ставка рассчитывается:
/>
Вторую методику рекомендуется использовать по отдельнымвидам рисков. Расчет тарифной ставки производится по данным страховойстатистики за ряд лет и прогноза убыточности страховой суммы на следующий год.
Методика применима, если имеется информация о сумместраховых возмещений и совокупной страховой сумме по рискам, принятым встраховании за ряд лет, или если зависимость убыточности от времени близка клинейной.
Страхование редких событий и крупных рисков. Речь идет орисках, характеризующихся, с одной стороны, низкой частотой наступлениястраховых событий, а с другой — большой возможной величиной ущерба. Числообъектов, которые можно застраховать, ограниченно, а разброс страховых суммсоставляет значительную величину.
Наиболее характерный вид страхования, который можно отнестик данной категории, — страхование промышленных предприятий (прежде всего наслучай пожара). Особенности данного вида страхования достаточно ярко видны напримере Западной Европы. В пределах Европейского союза насчитывается около 100тыс. крупных промышленных предприятий. Их совокупность неоднородна как постепени риска, так и по стоимости. Учитывая относительно большую численностьстраховщиков и возможность почти свободного предоставления страховых услуг врамках Европейского союза, можно сказать, что па одного страховщика приходитсяне более 100 промышленных предприятий из разных стран и отраслей, частонесопоставимых по стоимости и уровню технологии. Использовать в такой ситуациисредние показатели не представляется возможным. Кроме того, время от времени вразличных отраслях происходят крупные страховые случаи, которые могут серьезнонарушить баланс премий и выплат.
К страхованию редких событий и крупных рисков относитсяавиационное и космическое (здесь — ограниченное число объектов и большойвозможный ущерб по одному страховому случаю), а также страхование на случайприродных катастроф. Частота наступления страхового случая в конкретном регионеочень невелика (не более одного раза в несколько лет), а возможный ущербзначителен. Такая величина ущерба получается вследствие кумуляции множествамелких ущербов, причиненных объектам, расположенным на территории, подвергшейсявоздействию стихии.
Таким образом, для страхования редких событий и крупныхрисков существуют некоторые особенности расчета нетто-ставок, обусловленныеспецификой страхуемых рисков и объектов.
Во-первых, при расчете тарифов необходимо опираться настатистические данные за несколько лет (временные ряды): чем более длительнымбудет период наблюдения, тем точнее может быть рассчитана нетто-ставка. Определеннаятаким образом премия должна поддерживать финансовое равновесие страховщика впределах не одного года, а достаточно продолжительного периода.
Во-вторых, для данной категории страхования необходимоиспользовать специальные методы расчета нетто-премий, которые учитывали быправдоподобную, разумную (а не среднюю) стоимость риска. К числу таких методовотносятся метод правдоподобия, анализ частот и сумм очень крупных ущербов,метод «усечения» и т.д.
В-третьих, параллельно с расчетом тарифов страховщики, какправило, вынуждены учитывать влияние перестрахования на величину ущерба повсему портфелю рисков данного типа.
В-четвертых, в рамках одной страховой организации и дажеодного объединения страховщиков, как правило, недостаточно статистическихданных для взвешенного расчета тарифных ставок по указанным видам страхования; необходиманациональная и международная кооперация в области тарификации подобных видовстрахования.
II. Практическая часть1. Задача по обязательному страхованию гражданскойответственности владельцев транспортных средств
Условие:
В страховую компанию обратился житель г. Озерска снамерением застраховать свою автомашину марки TOYOTA RAV-4. В заявлении он указал, чтоавтомашина 2008 года выпуска, мощность двигателя 152 лошад. силы. К управлениютранспортным средством допущено 2 водителя:
1 водитель 1958 года рождения и имеет водительский стаж 20лет.
2 водитель 1963 года рождения и имеет водительский стаж 1,5года.
Рассчитать стоимость страхового полиса по ОСАГО.
Решение:
СС = 1980*0,8*1*1,15*1,7 =3096 руб.72 коп.
Где СС – страховая премия (стоимость страхового полиса);
1980 – базовый тариф на легковую машину для физических лиц;
0,8 – территориальный коэффициент г. Озерска (берется поприложению к Закону об ОСАГО);
1 –коэффициент учитывающий безаварийную езду. За 1-й годстрахования=1.
Последующие года за без аварийную езду снимается 5% закаждый год: 2009-0,95, 2010-0,9 и т.д. до – 0,5;
1,15 – повышающий коэффициент за отсутствие водительскогостажа, мене 2-х лет;
1,7 – повышающий коэффициент в зависимости от мощностимашины: свыше 70 лошад. сил до 100=1 от 100 до 120 =1,3; от 120 до 150 = 1,5,свыше 150 лошад. сил = 1,7.
Ответ: Стоимость страхового полиса по ОСАГО равна 3096руб.72.коп. Заключение
Страховой рынок целесообразно рассматривать в широком иузком смысле данного понятия.
В узком смысле страховой рынок можно представить какэкономическое пространство, или систему, управляемую соотношением спросапокупателей на страховые услуги и предложениям продавцов страховой защиты.
В широком смысле страховой рынок — это сфера денежныхотношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируютсяспрос и предложение на нее.
Страховой рынок имеет свою инфраструктуру. Это участники исубъекты страховых отношений.
Участники отношений, регулируемых законами РФ: страхователи,застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, обществавзаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии,федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относитсяосуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности(страхового дела), объединения субъектов страхового дела, в том числесаморегулируемые организации.
Субъекты страхового дела: страховые организации, обществавзаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Практика страхования нуждается в качественном маркетинговоминструментарии для изучения рыночных реалий и потребностей страхователей. Необходимыновые страховые продукты, ориентированные на возрастающие потребностиорганизаций и граждан в страховании. Страховые организации начинают болеесерьезно относиться к внедрению финансового менеджмента. Возрастает осознаниестраховщиками значимости современных информационных технологий ивостребованность автоматизации различных сторон страхового бизнеса. Идет поискновых, более эффективных форм взаимодействия страховых организаций спотребителями страховых услуг. Качественный страховой сервис становитсясерьезным конкурентным преимуществом.
Страховой рынок России стоит на пороге значительныхструктурных изменений. Некоторые страховые организации, особенно региональные, несмогли преодолеть даже первый этап увеличения минимального размера уставногокапитала, а впереди еще два таких этапа — в 2007 и 2008 гг. Их прохождениестраховым сообществом неизбежно будет сопровождаться переделом рыночныхсегментов за счет перераспределения клиентской базы и страховых полейисчезающих организаций.
Тарифная политика представляет собой комплексорганизационных и экономических мероприятий, направленных на разработку,применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих коэффициентовпо видам страхования, обеспечивающих приемлемость тарифов для страхователей иприбыльность страховых операций для страховщиков.
Страховой тариф (тарифная ставка) — это ставка страховойпремии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характерастрахового риска.
Тарифная ставка имеет аналогичную брутто-премии структуру исостоит из нетто-ставки и нагрузки. Тарифные ставки выражаются в процентах либов рублях со 100 руб. страховой суммы.
Методы определения нетто-ставок зависят от вида страхования.Все виды страхования с точки зрения особенностей расчета нетто-ставок можноразделить на страхование жизни и рисковые виды страхования. В свою очередьрисковые виды подразделяются на массовые рисковые виды и страхование редкихсобытий и крупных рисков, и для каждого разработаны собственные методикирасчета нетто-премий вида рисков.
Методические подходы к расчету страховых тарифов по рисковыми накопительно-сберегательным видам страхования существенно различаются. Общимслужит только последовательность методических расчетов:
определяется нетто-ставка страхового тарифа;
устанавливается нагрузка в рублях или в процентах отстраховой брутто-ставки;
определяется брутто-ставка страхового тарифа.
Основу для расчета нетто-ставки страхового тарифа порисковым видам страхования составляет убыточность страховой тарифной ставки затарифный период.
Базой для расчета нетто-ставки по видам страхования,относящимся к страхованию жизни, служат:
показатели таблиц смертности, разрабатываемые на основеданных демографической статистики;
норма доходности, принятая при расчете тарифа, отинвестирования временно свободных средств страховщика;
срок страхования и накопительного периода.
Список используемой литературы
1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральныйзакон от 26 января 1996г. № 14 – ФЗ (ред. от 18 июля 2005г)
2.     Гварлиани Т.Е., Балакирева В.Ю. Денежные потоки в страховании М.: Финансыи статистика, 2004.
3.     Страхование: учебное пособие В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. – М.: КНОРУС,2007. – 312С.
4.     Страхование в России 2003. Ежегодное издание Всероссийского союзаСтраховщиков. М.: ВСС, 2003.
5.     Современный перестраховочный рынок. По материалам Reactions// Страховое дело. 2004. № 10.
6.     Чернова Г.В. Основы экономики организации по рисковым видам страхования.СПб.: Питер, 2005.
7.     Шахов В.В. Страхование: учебник для вузов. М.: Страховой полис, ЮНИТИ,2002.
8.     Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: учебное пособие М.: Юристъ,2003.