Народы Средней Азии и Казахстана

ВВЕДЕНИЕ

Средняя Азия и Казахстан – один интереснейших районов. Исторически Средняя Азия была, по крайней мере в своих южных частях, близка к центрам южных цивилизаций и подверглась их влиянию.
Среднюю Азию можно разделить на 2 основные физико-географические зоны, и это деление отразилось на историко-этническом развитии населения: это 1) равнинная зона и 2)высокогорная зона. В первой из них издавна складывались благоприятные условия для развития производительных сил. В высокогорных же районах , в условиях скудной природы, земельной тесноты и географической изоляции, консервировался сравнительно низкий уровень из развития.
В Средней Азии равнинные области преобладают над горными. Именно равнины Средней Азии были той территорией, на которой издавна протекали основные этногонические процессы.
Открытые пространства равнин Средней Азии давали возможность оживленных сношений , широких передвижений народных масс и интенсивного экономического и культурного обмена. Благодаря этому на территории Средней Азии издавна складывались крупные этнические образования. Здесь не раз создавались большие межплеменные объединения и государства.
Равнины Средней Азии по характеру природных условий можно разделить на два основных ландшафта, но в этом разделении важнейшую роль играл уже человеческий труд. Вдоль течения больших рек и их притоков издавна сложилась система искусственного орошения, и там выросли созданные руками человека цветущие плодородные оазисы. Вся же остальная поверхность Среднеазиатской низменности с ее крайне засушливым климатом, в прошлом недоступная для искусственного орошения, представляла собой сухую степь, местами травянистую, местами полупустынную, переходящую в настоящую пустыню.
Именно земледельческие оазисы Средней Азии и были с древних времен очагами высокой культуры. Они были центрами притяжения для народов степи и фокусами кристаллизации основных этнических объединений.
[1]

Коренные казахи – смешение тюркских и монгольских кочевых племен, которые мигрировали в регион в 13-ом веке – изредка объединялись как единая нация. Территория была аннексирована Россией в 18-ом веке и Казахстан стал Советской Республикой в 1936. В течение 1950-1960-х гг. советские граждане интенсивно осваивали целину в северном Казахстане. Приток поселенцев (преимущественно русских, а также некоторых других депортированных наций) обусловил этническое разнообразие и преобладание неказахов в регионе. [2]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

[3]
В Средней Азии мы находим крупные этнические массивы. Несмотря на то, что территория Средней Азии очень велика, здесь налицо все лишь 6 крупных наций, не считая мелких национальных групп. Эти шесть основных наций Средней Азии следующие:1)узбеки, 2) казахи, 3) таджики, 4) киргизы, 5)туркмены, 6) каракалпаки. По языку они распределяются на следующие группы:
Таджики принадлежат к иранской группе народов. Остальные 5 народов- тюркоязычные. Подразделяя из на более мелкие группы, мы находим , что казахи и киргизы вместе с каракалпаками входят в северо-западную или кипчакскую группу , ветвь тюркоязычной группы. Узбеки принадлежат к юго-восточной, или кашггарской, ветви тюркских языков, а туркмены входят в юго-западную (туркменскую) ветвь.
Таким образом, перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Мы видим почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.
Таким образом перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Видно почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.
Казахстан — государство с полиэтническим составом населения.
В республике проживают представители более 120 национальностей.
Формирование многонационального состава населения на территории современного Казахстана началось в середине XVIII столетия. Однако, до самого начала ХХ века казахи абсолютно преобладали в составе населения Казахстана.
В результате Столыпинской переселенческой политики в Казахстане происходит значительный рост русско-украинского населения. К 1911 году доля казахов сократилась до 67,2 % населения.
В течение всей первой половины ХХ столетия вплоть до переписи 1959 года, когда относительное количество казахское население достигло 30,02 %, удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался как в силу мощного миграционного притока иноэтничного населения в Казахстан, так и по причине массовой гибели казахского населения в годы Гражданской войны и коллективизации.
Количество русского, украинского и другого иноэтничного населения постоянно росло за счёт миграции.
В последующие годы в результате высокого естественного прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться.
Одной из наиболее значительных групп населения Казахстана в ХХ веке стали депортированные в годы войны немцы, численность которых к 1989 году достигла 957 518 человек.
Также значительно за период с 1926 по 1989 годы выросла численность татар, белорусов, уйгуров, корейцев и других. Сохранили своё достаточно значительное представительство узбеки. При этом только уйгуры и узбеки увеличили свою численность за счёт естественного прироста населения, все остальные народы выросли главным образом за счёт миграционного прироста.
Суверенитет Казахстана привёл к тотальному изменению этнодемографической ситуации в стране. Эмиграция населения из Казахстана в Россию и страны Европы снизила население страны на 9,1 %.
За годы суверенитета численность абсолютного большинства народов Казахстана значительно сократилась. Численность немцев уменьшилась на 63,1 %. Численность русского населения снизилась на 28,6 %, украинцев – на 38,9 %, татар – на 24,1 %, белорусов – на 38, 7 %, корейцев – на 3,5 %, азербайджанцев – на 13,1 %, поляков – на 21,1 % и т.д. Снизилась также численность чеченцев, башкир, молдаван, ингушей, мордвы, армян, греков, киргизов, болгар, лезгин, туркменов и абсолютного большинства других народов Казахстана.
За период с 1989 по 1999 годы незначительно выросла численность лишь казахов на 22,1 %, узбеков – на 11,6 %, уйгуров – на 13,5 %, дунган – на 22,4 % и курд[4]
ов – на 28,8 %.[5]

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Сравнительно однороден и антропологический состав населения. Среди народов Средней Азии антропологи (Яршо, Оханин) выделяют два основных европеоидных и один или два монголоидных типа; между собой они часто смешаны. Европеоидные типы – это «закаспийский», преобладающий среди туркмен, темно-пигментированный и длинноголовый ; памиро-ферганский тип ( или «тип среднеазиатского междуречья»), характерный для таджиков и узбеков, он отличается от закаспийского типа короткоголовостью. Господствующий монгольский тип- «южносибирский». С Нерезко выраженными монголоидными признаками; его теперь чаще считают не самостоятельным расовым типом, а продуктом смешения монголоидной и европеоидной рас; преобладает среди казахов и киргизов, встречается в виде примеси у узбеков. Чисто-монголоидный «центрально-азиатский» антропологический тип представлен среди киргизов и казахов.
[6]

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ

[7]
За тысячелетнюю историю у этих народов сложились устойчивые типы хозяйства и культуры. Люди создали их, приспосабливаясь к природным условиям, но частью и изменяя эти условия своим трудом. Основных типов было три.
1. интенсивное земледелие с искусственным орошением в оазисах, с оседлым образом жизни населения. Носители это типа хозяйства и культуры- главным образом равнинные таджики и узбеки, местами и туркмены.
2. Кочевое пастбищное скотоводство в степных и пустынных пространствах. Преимущественно в западной и северной частях Средней Азии, в Казахстане и Туркмении; представители этого типа – казахи, туркмены.
3. третий тип – это своеобразное горное земледелие и скотоводство в районах Памира и Тянь- Шаня. Но эта область не однородна: восточная часть Памира и Тянь-Шаня по своему культурно-хозяйственному облику скорее примыкает к типу степных, равнинных скотоводческих районов. Здесь расселяются кочевые скотоводы – киргизы, хозяйство которых не только отличалось от скотоводческого хозяйства равнинных казахов. Но в долинах Западного Памира – у горных таджиков и припамирских племен – сложился особый тип оседлого высокогорного земледельческо-скотоводческого хозяйства.
Между указанными типами резкой грани никогда не существовало. Издавна установились культурные и экономические связи между оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим населением. Существовали промежуточные группы, которые в своем хозяйстве совмещали черты земледельческого и скотоводческого уклада. Отмечалась и известная текучесть- переход отдельных групп от скотоводческого хозяйства к земледельческому и реже наоборот.
Сейчас различие между этими типами быстро стирается. Однако сами отрасли хозяйства сохраняются, и хозяйственный профиль отдельных областей, в зависимости от природных условий различен.
[8]
В оазисах Средней Азии господствующей формой хозяйства издавна было и до сих пор остается земледелие, причем специфического типа, основанное на системе искусственного орошения. Эта древняя система сохранилась до настоящего времени во всех своих типических чертах.
Она имеет следующий вид: основные водные магистрали – Аму-Дарья, Зеравшан и Сын-Дарья с их притоками питают целую сеть каналов, которые направляются на поля и орошают земледельческие участки. Некоторые реки отдают свою воду каналам всю целиком и никуда не «впадают». До последнего времени сохранились существовавшая с отдаленных времен система распределения воды, передача ее по отдельным каналам. Применяются водоподъемные сооружения, так называемые чингири, представляющие собой вертикальное колесо, по ободу которого прикреплены глиняные кувшины; при вращении колеса кувшины черпают воду из канала, поднимают ее и опрокидываясь, выливают в ярык, который направляется на участок.
В горном Таджикистане и Горно- Бадахшанской области искусственное орошение применялось не везде. Но и в равнинных районах Средней Азии известно «неполивное» земледелие на так называемых «богарных» землях, где сеют под дождь.
Еще недавно удерживался сравнительно примитивный процесс обработки земли: грубая соха – «омач», простое деревянное орудие с насаженным деревянным сошником. Заделывали посеянные семеня тяжелой доской, которую запряженные животные волокли по пашне. Широко применялся кетмень – мотыга с широкой тяжелой частью и широким рабочим краем. Уборку производили серпом; молотьбу при помощи вытаптывания копытами скота. Ассортимент культурных растений очень разнообразен: пшенияца, ячмень, кукуруза, рис, хлопок, кунжут; большое значение имеет люцерна ( корм для скота); очень важны бахчевые культуры – дыни, арбузы, тыквы; издавна широко распространено виноградство и плодоводство – яблоки, персики. Абрикосы, черешня.
Скотоводство
господствовало в степных и пустынных областях. Это скотоводство кочевого типа, без запасания корма на зиму, с выпасом скота на подножном корму в течение круглого года. В степях Казахстана скот перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Типичные виды скота кочевников – овцы, лошади, верблюды. Рогатый скот менее характерен.
Помимо молока и мяса кочевник получал от своего скота шкуры и кожи для изготовления одежды, обуви, утвари, посуды.
Ремесла.
Очень разнообразны и известны кустарно-ремесленные производства. В городах Средней Азии ремесленное производство развитии давно. В числе наиболее важных из них стояла и стоит обработка волокнистых веществ, особенно хлопка и шелка. Развито издавна кожевенное производство. Широко распространялось гончарное производство- изготовление различных видов посуды, неполивной и поливной, гончарных труб и пр. Сложна и разнообразна обработка дерева.
Мастера по металлу делились на кузнецов, ножовщиков, медников, оружейников, ювелиров, последние работали главным образом по серебру.
Почти все эти производства исстари были мужскими и имели товарное направление. Женщины были заняты лишь домашними производствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы видим, что Средняя Азия и Казахстан – один из наиболее интересных и специфичных макрорегионов бывшего СССР. Его коренные народы имеют много общего в культуре, быте и традициях, что можно объяснить общностью исторических судеб. Так, например, для этих народов характерна многодетность семей, что значительно сказывается на демографической ситуации в регионе. Здесь проживают казахи, киргизы, таджики, туркмены, узбеки, татары, уйгуры, каракалпаки, а также русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне и т.д. Из них казахи, туркмены, таджики, киргизы, каракалпаки и узбеки имели свою государственность (каракалпаки образовывали Каракалпакскую АССР в составе Узбекистана). Узбеки, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, татары и уйгуры говорят на языках тюркской группы алтайской семьи. Таджики, курды, белуджи, персы говорят на языках иранской группы индоевропейской семьи. Основные исповедуемые религии – ислам и христианство.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»
Кафедра этнологии и культурного наследия
НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Саратов 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………….2
2. Национальный состав…………………………………………………4
3. Антропологические типы……………………………………………..7
4. Основные типы хозяйства и культуры………………………………8
5. Заключение…………………………………………………………….11
6. Список литературы……………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Токарев С.А. Этнография народов СССР, М.
2.www.easttime.ru/countries/topics (25.11.2007)
3.Козлов В.И. Национальности СССР, М.
4.БрукС.И. Население мира, Л., 1988.
5.http://ru.wikipedia.org ( 25.11.2007)
[1]
Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., с.311, с.312
[2]
www.easttime.ru/countries/topics (25.11.2007)
[3]
Козлов В.И. Национальности СССР.М., с.203

[5]
http://ru.wikipedia.org ( 25.11.2007)
[6]
Токарев С.А. Этнография Народов СССР, М., с.334
[7]
БрукС.И. Население мира, Л., 1988, с.117, с.118.

1 Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., с.330, с.331, с.332.