–PAGE_BREAK–
1.4 Источники и формы предпринимательского дохода.
Важнейшими категориями рыночной экономики являются доход и прибыль.
Под доходом предприятия понимают его денежные поступления от производственной и иных видов деятельности. Различают:
— валовой доход предприятия, представляющий разность между выручкой от реализации продукции и материальными затратами. Она включает средства на оплату труда и прибыль.
— частный доход, который определяется как разность между валовом доходом предприятия и его обязательными платежами (налоги, проценты за банковский кредит и т.п.)
Доходы предприятия по сферам образования подразделяются на:
— операционные (основные)
— внереализационные.
Операционные доходы формируются в основном за счет поступлений от продажи товаров, выполненных работ и оказанных услуг (за вычетам НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Кроме этого, операционные доходы включают также поступления от продажи основных средств и другого имущества.
К внереализационным доходам относят: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий на территории страны и за ее пределам; дивиденды по акциям; доходы по облигациям и другим ценным бумагам; доходы от сдач имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки, присужденные или признанные должником, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и др.
Размеры доходов предприятия являются важнейшим оценочным показателем для исчисления налогов, характеристики его финансового положения, определения объема инвестиций и др.
При анализе деятельности предприятия используют понятия общего, среднего и предельного дохода.
Общий доход (TR
)– это суммарный доход, который получает предприятие (фирма) от продажи всей продукции по рыночным ценам. Определяется как произведение рыночной цены продукции и количества реализованной продукции:
TR=P× Q.
Средний доход (AR) – это доход, полученный от продажи единицы продукции. Рассчитывается как отношение общего дохода (TR) к количеству
реализованной продукции (Q):
AR=TR: Q
Фактически средний доход по размеру равен цене единицы товара.
Предельный доход (MR
)– это прирост дохода от продажи дополнительной единицы продукции. Определяется как отношение прироста общего дохода (TR) к приросту количества продаваемой продукции:
MR= ∆TR: ∆Q
Предельный доход показывает, какой дополнительный доход получило предприятие от продажи дополнительной единицы продукции. Он характеризует степень эффективности работы предприятия (фирмы).
Прибыль и ее максимизация в условиях товарно-денежных отношений выступают непосредственной целью любого производства в любой отрасли хозяйства.
Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвоение неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:
— проявление инициативы по соединению ресурсов для производства какого-либо товара и услуги;
— принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;
— внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования радикального изменения производственного процесса;
— несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Отсюда вытекает следующее определение прибыли:
а) прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности;
б) прибыль – это плата за новаторство, за талант управлением фирмой;
в) прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;
г) прибыль – это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.
В современной экономической теории выделяют прибыль:
— бухгалтерскую;
— экономическую;
Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между общей выручкой (совокупным доходом) фирмы и ее внешними издержками.
Экономическая прибыль представляет собой совокупный (валовой) доход фирмы за минусом совокупных (внешних и внутренних) издержек, включая и нормальную прибыль. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек.
Экономическая прибыль может быть:
а) отрицательной,
б) нулевой,
в) положительной.
При отрицательной экономической прибыли предприниматель несет убытки и при невозможности снизить издержки производства, покидает данную отрасль деятельности.
Нулевая экономическая прибыль означает, что предприниматель использует свои ресурсы с минимально допустимой для общества эффективностью.
Положительная экономическая прибыль свидетельствует о том, что предприниматель возмещает все издержки и получает доход.[1]
Рента – это доход, получаемый от использования земли. Современная экономическая наука определяет ренту как цену, уплачиваемую за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено.
Отношения, складывающиеся по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными отношениями. Рентные отношения возникают по причине особенностей использования земли как производственного ресурса. В отличии от других ресурсов, земля является невоспроизводимым и строго ограниченным ресурсом. Предложение земли всегда остается величиной постоянной. Спрос же на землю постоянно растет. Это объясняется неудовлетворительностью спроса на сельхозпродукцию, ростом численности населения и необходимостью жизненного обустройства людей (строительство жилья и т.д.) В результате этого цена на землю имеет постоянную тенденцию к росту. Более того, поскольку земля уже распределена и юридически закреплена за определенными субъектами (государствами, фирмами, частным лицами), конкуренция в сельскохозяйственной отрасли значительно слабее, чем в других отраслях (по причине невозможности свободного перелива капитала сюда из других отраслей хозяйства). Как результат – цены на сельхозпродукцию определяются не средними общественно необходимыми затратами на ее производство, а затратами несколько выше средних. В итоге субъекты, хозяйствующие в лучших условиях, получают дополнительный доход – ренту.
Одной из форм доходов в рыночной экономике является процент на капитал. Под процентом следует понимать плату, полученную кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями. Доход в виде процента могут получать как физические, так и юридические лица, предоставляющие в долг друг другу ресурсы.
Банки в рыночной экономике, как и другие участники рыночных отношений, участвуют в сделках купли-продажи. Банки могут привлекать денежные ресурсы у частных лиц, предприятий, фирм, организаций и т.д. путем хранения их ресурсов на депозитных счетах. За это банк уплачивает своим клиентам определенный процент, который для последних будет составлять их доход. Располагая кредитными ресурсами, банк продает предпринимателям, взимая с последних соответствующий процент в свою пользу. Сумма этих процентов составляет валовой доход банка. Процентная ставка оказывает огромное влияние на уровень и структуру производства. Мягкая кредитно-денежная политика (низкая процентная ставка) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства; жесткая кредитно-денежная политика (высокая процентная ставка) «душит» инвестиции и сдерживает производство.
Процентная ставка является мощным инструментом распределения денежных ресурсов между инвестиционными объектами. Денежный поток устремляется в первую очередь в те объекты, степень доходности или ожидаемая норма прибыли которых является достаточно высокой и которые обеспечивают возврат кредитору не только ссуды, но и процентов по ссуде.[7]
2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Малый бизнес в РБ.
В Беларуси в первом полугодии 2008 года удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме ВВП страны составил 8,9% и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процента. За первое полугодие 2008 года субъектами малого предпринимательства произведено 7,4% от общего объема промышленного производства (за первое полугодие 2007 года – 7,1%).
Удельный вес выручки, полученной за первое полугодие 2008 года малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 1,3%. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в первом полугодии текущего года составила 17,6%, удельный вес убыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества.
Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,2%, промышленности – 20,9%, в строительстве – 10,3%, в транспорте – 8,3%, в сельском хозяйстве – 4,3%. Большая часть малых предприятий сконцентрирована в г. Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий).
По состоянию на 1 июля 2008 года в республике функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 1 июля 2007 года – 37,1%). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%).
Списочная численность работающих на малых предприятиях за первое полугодие 2008 года составила 450,7 тыс. человек (за первое полугодие 2007 года – 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, в строительстве – 16,5%, на транспорте – 8,1%. Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 августа составило 215,8 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составило 419,8 млрд. рублей.[14,15]
2.2 Динамика развития малого предпринимательства.
Анализируя малое предпринимательство по Брестской области за 2005 – 2007 годы согласно таблице А2.1 приходим к выводу, что количество субъектов малых предприятий из года в год возрастало по всем районам Брестской области.
Среднесписочная численность рабочих по всем районам увеличивалась, за исключением Брестского района, где произошло уменьшение численности рабочих в 2007 году по сравнению с 2006 годом, а также в Ганцевичском, Кобринском, в г. Бресте небольшое снижение в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
Номинальная заработная плата также увеличивалась за эти годы, за исключением Барановичского, Каменецкого и Столинского районов, где было снижение в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
Объем производства продукции (работ, услуг промышленного характера в фактических ценах по районам (млн. руб.)) согласно таблице Б2.2 увеличивался по всем районам, кроме Каменецкого, Пружанского, где в 2006 году произошло некоторое снижение по сравнению с 2005 годом, Дрогиченском, Ивановском и Пинском районах было снижение объема производства в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Согласно таблице В2.3 удельный вес убыточных предприятий в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизился по всем районам, кроме Ганцевичского, Ивановского и г. Бреста, где наблюдалось незначительное увеличение удельного веса убыточных предприятий.
Рентабельность реализуемой продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом повысилась по многим районам области, кроме Брестского, Ганцевичского, Дрогиченского, Ивановского, Ляховичского, Пинского, где наблюдалось снижение рентабельности.
Что касается чистой прибыли, то в основном все районы Брестской области прибыльные, за исключением Ганцевичского района, который имел убытки с 2005 года по 2007 год и Жабинковского района, имевшего убытки в 2005 и 2006 годах.
Большинство белорусских объектов, малой приватизации представляют собой убыточные, обремененные долгами предприятия с изношенным оборудованием и недостатком оборотных средств. На плечи их новых собственников ложится обязанность рассчитаться по обязательствам приватизируемого предприятия, произвести необходимый ремонт, сохранить их профиль или назначение, продлить трудовые отношения с их работниками. Затягивание приватизации сопровождается ухудшением финансового положения подлежащих приватизации предприятий, ведет к росту затрат их будущих собственников и снижает интерес к таким объектам. И как следствие, сегодня наблюдается тенденция снижения спроса на покупку предприятий.[8, c.54]
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
3.1 Законодательные акты о предпринимательстве в РБ.
Настоящий закон (Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г. № 813 — XII) определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.
Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
Порядок создания и регистрация конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь. [9, c.39]
В городах Беларуси с населением до 50 тыс. предприниматели получают налоговые льготы. В перечень населенных пунктов, на которые не распространяется действие Декрета №1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ и услуг)», в соответствии с постановлением правительства № 1451 вошли 22 города.
Так действие Декрета №1 не будет распространяться на Барановичи, Брест, Пинск (Брестская обл.), Витебск, Новополоцк, Оршу, Полоцк (Витебская обл.), Гомель, Жлобин, Мозырь, Речицу, Светлогорск (Гомельская обл.), Гродно и Лиду (Гродненская обл.), Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск (Минская обл.), Могилев и Бобруйск (Могилевская обл.), а так же Минск. В этих городах численность населения превышает 50 тыс. человек. Во всех остальных населенных пунктах Беларуси предприниматели смогут воспользоваться этими льготами.
Кстати, в перечень не включен г. Кобрин, несмотря на численность населения 50,5 тыс. человек (на 1 января 2008г.), так как уровень безработицы здесь почти в 2 раза превышает средний по Брестской области (соответственно 2,1% и 1,2%). Применение норм Декрета №1 повысит инвестиционную привлекательность деятельности коммерческих организаций в этом городе, что позволит создать дополнительные рабочие места. Не вошел в перечень Слоним, где по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 50,9 тыс. человек. Сделанное исключение обусловлено тем, что город включен как проблемный в перечень малых и средних городских поселений в соответствии с Указом №265 от 7 июня 2007 года «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы». [10]
3.2. Мировой опыт и опыт Республики Беларусь в предпринимательской деятельности.
Перед началом рыночных преобразований крупные государственные предприятия и кооперативы доминировали в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в Чехии, Венгрии и Польше. Присутствие элементов свободного рынка уже к концу 1980г. оказало значительное влияние на работу государственных предприятий.
Продажа помещений являлась центральным звеном программ приватизации во всех трех странах (табл. 1).
Таблица 1
Части предприятий, которые передаются в соответствии с договором аренды или продажи, %
Часть предприятий
Процентное соотношение элементов предприятий, переданных новым владельцам в процессе приватизации
Чехия
Польша
Венгрия
Помещение
100
100
100
Оборудование
35
40
37
Земля
20
20
11
Здание
28
31
35
Окончание таблицы1 [8, c.37]
В 80-х годах в США шло строительство узкоспециализированных предприятий, преимущество которых состояло в их техническом перевооружении. В мелких фирмах капитал оборачивался быстрее, чем в крупных, что приводило к увеличению доходов на капитал. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, Японии и Франции.[11, c.37]
Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участвовало уже более половины населения.
В период НЭПа в 1925 году в промышленности действовало до 2 млн. мелких частных и кустарных предприятий. НЭП не только позволил ликвидировать дефицит, но и оказал общее оздоровляющее влияние на экономику. При ликвидации НЭПа погибло и частнособственническое предпринимательство. Предпринимательство в качестве официально признанной деятельности все последующие годы у нас не допускалось. Кроме этого, направленная на получение прибыли или личного дохода частная инициатива строго пресекалась и являлась уголовно наказуемой. Предпринимательство в нашей стране начало возрождаться с принятием в 1986г. постановления правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов в системе бывшего Госснаба СССР. Затем верховным Советом СССР были приняты законы СССР: «Об индивидуальной трудовой деятельности» — 1987г., «О кооперации» — 1988г. [12, c.19]
Для всех стран переходного периода сектор малых и средних предприятий являлся и является главным двигателем экономического роста и рыночных преобразований. Те страны, которые сделали ставку на малые и средние предприятия, добились лучших экономических результатов.
Созданию малых и средних предприятий способствует приватизация. Поскольку приватизация приводит к радикальному изменению в структуре собственности, она часто связана с опасениями со стороны как государства, так и широких слоев населения.
Однако опыт большинства стран переходного периода показал, что приватизация – процесс необходимый и положительный, не вызывающий никаких отрицательных социальных и экономических последствий, а быстрые темпы его проведения экономически обоснованы.
С распадом СССР Беларусь столкнулась с суровой действительностью: отныне требовалось выживать самостоятельно в условиях многократного повышения цен на импортируемые энергоносители и сырье. А из-за неспособности оставшейся в наследство советской экономической системы производить продукцию с таким качеством и по таким ценам, которые бы обеспечивали ей конкурентоспособность на мировых рынках, и получать при этом нормальную прибыль, предприятия республики быстро оказались в тисках жестокого экономического кризиса. Основными его проявлениями стали спад производства, рост цен на товары и услуги, появление убыточных предприятий. Чтобы как-то поддержать их «наплаву», государство выпускало в оборот огромные суммы «пустых», не обеспеченных реальными ценностями, денег, что вновь подталкивало рост цен и инфляцию. В итоге обесценились доходы и сбережения граждан, и вся тяжесть последствий инфляции легла на плечи населения, значительная часть которого очутилась у черты бедности.
Большинство других стран СНГ и Балтии, попав в 1990-1991 годах в аналогичную ситуацию, действовали более решительно, занялись перестройкой системы в рыночном направлении. Они сумели приостановить кризис на более ранних стадиях его проявления и приступали к активной реструктуризации предприятий, формированию новой экономической основы для будущего роста. В Беларуси же проблемы, вызванные с распадом советской системы, усугубились экономической политикой, направленной на смягчение и отсрочку перехода к рыночной экономике. Стараясь поддерживать прежний уровень жизни и занятости населения, здесь «наводнили» экономику деньгами, не обеспеченными товарами и услугами. В результате совокупный спрос населения намного определил фактическое производство материальных благ, породив серьезные перекосы во всей экономике.[8, c.4-6]
Малое и среднее предпринимательство не получает необходимого развития, в том числе и из-за больших налогов и платежей, когда в распоряжении предпринимателей остается лишь до 10% полученной прибыли.
Организационно-правовая среда предпринимательства характеризуется следующими аспектами:
— отсутствие стабильности законодательства.
Периодически происходят изменения в области налогообложения, внешнеэкономических связей и т.д.;
— многие необходимые для предпринимательства законы вообще отсутствуют. Не решены вопросы прав собственности, банкротства, возмещения ущерба, рекламы и т. д.;
— надлежащее исполнение уже имеющихся законов. Часто в подзаконных актах трактовка положений расходится с существом законов, нет действенных механизмов, обеспечивающих контроль за их соблюдением;
— не существуют реальные механизмы защиты бизнеса от монополии властей и государственных предприятий, от произвола чиновников.
Предпринимательство испытывает также другие трудности, например, длительные приостановки регистрации и периодические перерегистрации, трудность получения кредитов на приемлемых условиях (главным образом из-за высокой инфляции), частые проверки.
Кроме того, белорусский предприниматель работает в условиях изоляции от зарубежных покупателей, поставщиков, инвесторов, технологий, информации.
Все это создает неблагоприятный климат для развития предпринимательства и снижает интерес людей к предпринимательской деятельности.[12, c.129] продолжение
–PAGE_BREAK–
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приватизация государственной собственности представляет собой процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на принадлежащие государству объекты. В результате приватизации формируется собственник на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, формируется рыночное ценообразование, в полной мере учитываются нужды потребительского рынка.
Основными целями приватизации должны быть повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, создание и развитие рыночной экономики. Коренному изменению отношений собственности предшествует развитие макро- и микросреды хозяйствовании, таких ее факторов как налоговая, кредитная и ценовая политика, развитие рыночного конкурентного способа производства, инфраструктуры рынка. Должны обеспечиваться различные способы реформирования: гласность и отчетность, доступ к кредитам всем слоям населения, взаимодействие государственного и негосударственного секторов экономики.
Исследование зарубежного опыта проведения приватизации в странах Восточной Европы – Польше, Чехии, Венгрии – позволяет сделать вывод, что она является частью государственной экономической политики. Государства непосредственными экономическими мерами стимулировали преобразования: вводили льготную налоговую систему, обеспечили либерализацию цен, получение кредитов, разрабатывали законодательство, гарантировали его стабильность. Основными способами приватизации в названных странах были аукционы, повторная приватизация, передача имущества и помещений и продажа не только отдельных объектов, но и объединений. Отчуждение недвижимого имущества не сопровождалось передачей долгов и других обязательств государственного предприятия.
В ряде случаев передавались права аренды производственных помещений без изменения формы собственности, но с последующим выкупом и длительным арендным сроком. Значительная доля контрактов по передаче собственности предусматривала ограничение по изменению профиля предприятия, сдаче помещения в субаренду или перепродаже предприятия.
Анализ хода малой приватизации в Республике Беларусь, в том числе и в сравнении с зарубежным опытом позволяет выявить ряд недостатков.
Малая приватизация проводится медленными темпами, по официальным прогнозам она должна была завершиться еще в первом полугодии 1999 года, и фактически число отчужденных объектов в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании далеко от прогнозов.
Наиболее распространенными способами приватизации были выкуп. Продажа по конкурсу и акционирование. Тем не менее, названные способы не получили достаточно широкого применения. Существенно сдерживали приватизацию такие причины, как неустойчивое законодательство, недоступность твердой валюты, регулируемые государством цены и ряд других причин.
В Беларуси, которая могла бы рассчитывать на значительные иностранные инвестиции, есть хорошие предпосылки для экономического роста: удобное географическое положение, квалифицированные кадры и предпринимательский потенциал, который должен быть востребован и использован.
Малым и средним предприятиям принадлежит будущее страны. Необходимо создать для них как можно более благоприятные условия. Показателями благоприятных условий для развития малых и средних предприятий являются не столько множество законодательных актов и инструментов поддержки предпринимательства, сколько низкие и простые налоги, минимальная бюрократическая и административная нагрузка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. Экономическая теория – Витебск. Издатель Чернин Б.Н., 2007 – 275с.
2. М.Н. Петров. Основы экономики и предпринимательства. Москва – Санкт-Петербург «Издательский дом Герда», 2002 – 322с.
3. А.П. Казаков, Н.В. Минаева. Экономика – М: «Поиск», 1996 – 392с.
4. Экономика предпринимательства. Курс лекций. М: Владос, 2001 – 235с.
5. А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. Экономика – М: «Проспект», 2001 – 783с.
6. Н.М. Зубко, А.Н. Зубко Экономическая теория – Мн: НТЦ «АПИ», 2001 – 348с.
7. Э.А. Лутохина. Макроэкономика: социально ориентированный подход – Мн: Тесей, 2003 – 320с.
8. В.Т. Пыко, Э.В. Крум. Малая приватизация: сущность, тенденции, пути ускорения. Учеб. Пособие – Мн: БГУ, 2001 – 76с.
9. Законы Республики Беларусь: сборник хозяйственного законодательства – Минск ИООО «Право и экономика», 2002 – 91с.
10. Газета «Аргументы и факты» № 42. 15 октября 2008г.
11. О.Ю. Акимов. Малый и средний бизнес. М: «Финансы и статистика», 2003 – 200с.
12. Э.М. Гайнутдинова. Основы предпринимательства. Мн: «Вышэйшая школа», 2000 – 179с.
13. Статистические бюллетени по основным показателям деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по Брестской обл. за 2005-2007гг. Брестское областное статистическое управление. 25c.
14. Сайт: www.economy.gov.by/
15. Сайт: http://www.afn.by/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 2.1 – Динамика роста числа малых предприятий, среднесписочной численности работников и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по районам Брестской обл. за 2005-2007гг.
Количество субъектов малых предприятий, среднесписочная численность рабочих и номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по районам.
Количе
ство организаций
(единиц)
Среднесписочная численность работников
(человек)
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
(рублей)
2005г.
2006г.
2007г.
2005г.
2006г.
2007г.
2005г.
2006г.
2007г.
Всего
2293
2980
5410
32780
34952
38644
307408
364197
452240
Барановичский р.
15
61
135
231
379
441
314646
284191
307143
Березовский р.
49
84
156
702
897
1080
299596
366007
485455
Брестский р.
129
204
220
2244
2575
1288
295295
369887
486801
Ганцевичский р.
16
31
64
282
271
316
227985
271125
342695
Дрогиченский р.
18
26
71
200
220
224
300083
409205
407366
Жабинковский р.
16
39
67
227
326
363
286674
303604
475872
Ивановский р.
18
31
81
207
304
420
321135
397725
407361
Ивацевичский р.
32
61
117
599
638
803
257151
314159
397084
Каменецкий р.
10
47
87
142
234
291
360035
294623
464003
Кобринский р.
154
206
336
2314
2210
2466
297810
392036
488696
Лунинеций р.
35
119
145
351
579
525
329582
374626
464476
Ляховичский р.
20
38
56
298
483
466
328216
411663
541327
Малоритский р.
9
29
52
115
287
341
279783
280865
394966
Пинский р.
39
78
101
396
786
642
254188
353743
385890
Пружанский р.
20
50
81
271
383
427
265929
283899
382982
Столинский р.
17
38
77
215
360
391
314456
227083
253240
г.Брест
1243
1349
2459
18575
18212
21320
320930
372922
459516
Ленинский р-он г.Бреста
679
717
1290
9957
10116
11988
336250
393778
450563
Московский р-он г.Бреста
564
632
1169
8618
8096
9332
299320
346863
438802
г.Барановичи
290
314
696
3210
3410
4071
284421
360066
448953
г.Пинск
163
175
409
2201
2398
2769
276844
349000
443667
Окончание таблицы 2.1 [13, c.3]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.2 – Динамика объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера) малого предпринимательства в фактических ценах по районам Брестской обл. за 2005-2007гг.
Объем производства продукции (работ, услуг промышленного характера) в фактических ценах по районам
(млн. руб.)
2005г.
2006г.
2007г.
Всего
312492
438042
620606
Барановичский р.
882
1103
1735
Березовский р.
10315
14549
23279
Брестский р.
37890
55059
34450
Ганцевичский р.
2391
4096
6713
Дрогиченский р.
4159
6642
5075
Жабинковский р.
1449
2161
3340
Ивановский р.
8516
14057
13394
Ивацевичский р.
5060
6755
9788
Каменецкий р.
3861
2801
4530
Кобринский р.
21940
27517
41737
Лунинеций р.
3322
4823
10749
Ляховичский р.
6564
11257
15827
Малоритский р.
1535
3204
5697
Пинский р.
4173
7850
2007
Пружанский р.
2905
1717
2806
Столинский р.
304
1347
2312
г.Брест
150423
217203
338988
Ленинский р-он г.Бреста
96755
129584
190087
Московский р-он г.Бреста
53668
87619
148901
г.Барановичи
22300
28126
47398
г.Пинск
24503
27778
50781
Окончаниетаблицы2.2 [13, c.17] продолжение
–PAGE_BREAK–