Министерствообразования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Красноярскийгосударственный педагогический университет имени В.П. Астафьева»
Факультет педагогики ипсихологии детства
Контрольная работа подисциплине
«Методика и технологияхудожественного развития детей»
тема:
«Рольстаршего воспитателя в создании условий для самостоятельнойхудожественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей»
выполнила: студентка ФППД гр.414
Баталова Н.Ю.
проверила: Смирнова М.С.
Содержание
Введение
Современные требования корганизации самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольниковв подготовительной к школе группе
Обеспечение условий дляполноценного развития творчества у детей подготовительной к школе группы
Роль воспитателя в развитии удетей творческих способностей
Роль старшего воспитателя вповышении квалификации воспитателей по организации самостоятельнойхудожественно-творческой деятельности детей
Анализ методической работыстаршего воспитателя в МБДОУ д/с № 9 г. Дивногорска
Заключение
Список литературы
Введение
Формирование творческой личности – одна из важных задачпедагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должноначаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого –изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованиемспособствует разностороннему развитию ребенка.
Отечественныепедагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективнои субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результатдеятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая,ребенок–дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценностьего значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания,уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не толькоовладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющимитворческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимыйфактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создаваяизображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства,понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительноготворчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельнопридумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение позаданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительныесредства, внося интересные дополнения и т. п. По мере овладения навыками (уже встарших группах) усложняется и творческое решение. И в этой ситуацииположительное отношение педагога к творчеству ребенка — важный стимул еготворчества.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания,навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых,овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоениибогатого художественного опыта. Академик А.В. Запорожец отмечал:выразительность детских рисунков – не всегда результат целенаправленныхпоисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями.Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов ипсихологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А.Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровеньхудожественно-творческого развития дошкольников.
Современныетребования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельностидошкольников в подготовительной к школе группе
Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия,необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные впериод дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный векторразвития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феноменудетской личности, ведь дошкольное образование многие годы было ориентировано наобеспечение лишь познавательного обучения.
Тенденция современного дошкольного образования – это переход отценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентированна то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бымаксимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчествескладываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка.Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должныбыть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развитьспособности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельностизадача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько вобеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способнуюадекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самоеактуальное направление в педагогических методиках. Воспитатели должныпредлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобыпомочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разныхспособов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь,который позволит ему в полной мере показать себя.
Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самымиразнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью иликарандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и непринимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкуюему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ сработами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогомтехнологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручнымипредметами – никто тебя не осудит!
Ознакомлениедошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью,графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством)также оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанрыискусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит,композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины,иллюстрации, народной игрушки.
Воспитательпланирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, вчасы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми беседы и назанятиях.
Самостоятельнаяхудожественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения ихиндивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игрыи др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнеттакая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используяподсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения,оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер,а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместеготовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры,организовывают театрализованную игру, иногда около одного-двух рисующихнаходятся дети (двое-трое), которые по своему желанию меняют для них воду,составляют оттенки цветов. Причем это не нарушало общего цветового колоритарисунка. Дети были не только наблюдателями творческого процесса, но и егосоучастниками. Они всматривались в рисунок, советовали, каким цветом лучшезакрашивать ту или иную его часть. Свободное владение изобразительнымиматериалами помогает детям все внимание направить на содержание рисунка. Они синтересом составляют палитры красок.
Признакамисамостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствамвыразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переноситьусвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Обеспечение условий для полноценного развитиятворчества у детей подготовительной к школе группы
Насвоеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияниеоказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.
Психологамивыявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающейсреды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок,растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки сним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его неуделяла.
Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме.На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные идаже мрачные цвета.
Ребенок,воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влияниювидел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чащевсего с обогащенным сюжетом.
Одним изосновных условий развития творческой личности дошкольника является широкийподход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задачадолжна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе,рукотворному миру, в том числе искусству — во всех видах деятельности.Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большиевозможности.
Педагогдолжен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим,ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного,нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п.должна органично войти в жизнь ребенка.
Другоеважнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащениеего яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта,который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимымдля работы воображения.
Этот опытсоздается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) ислужит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Единаяпозиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействиемежду ними — одно из важнейших условий развития изобразительных способностей.
Среда, вкоторой ребенок живет и развивается, оказывает на ребенка воздействие, котороепо своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Оборудованиерасположили в группе так, что оно создало зону для изобразительнойдеятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно –богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивуюречь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение какнорму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.
Дети должныбыть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповыхкомнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности длярисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. Детям старшихгрупп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются назанятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины даетсяпластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный идругой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках сотделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятийвремя и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитательнаблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа быладоведена до конца.
В группенужно определить место, где во вторую половину дня дети могли бы порисовать,что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимыематериалы такого же качества, как и те, что готовятся на занятие. Несмотря нато, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко,не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будетизображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенокпринимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. Врезультате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Этовоспитывает дурную привычку.
Если впроцессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как ихпреодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненныев свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальнойпапке.
В результатевсей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Ониприобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явлениядействительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетическиечувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными,способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительнойдеятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.
Карандаш,краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоенииокружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самоеценное здесь — реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образовдля их выражения, закрепление тех или иных творческих или техническихдостижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитиюинициативы, воображения, памяти, чувств и воли.
Дляразвития художественно-творческих способностей необходимо создать условия исредства:
— окружающая среда;
— обучение,как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения ребенкомизодеятельности в целом;
— организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ, семье;
— комплексное и системное использование методов и приемов;
— учетиндивидуальных особенностей ребенка.
К средствамотносятся:
— слайды;
— мультфильмы;
— иллюстрации;
— литературные произведения;
Рольвоспитателя в развитии у детей творческих способностей
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и самилюбят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаютсяее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностьюосуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный.Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потомотразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальнойдеятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Наряду своспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя оченьбольшое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки.Излишняя опека вредна — дети должны понимать, что надо рассчитывать на своисобственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед зачем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда,когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшиедошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными безподдержки воспитателя.
Детиполучают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в этизанятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий,близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей толькозадачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка нетолько доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развиваетвоображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитыватьэто, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей,изображения места их действия и самого действия доступными им средствами,включая сюда и словесный рассказ.
Обогащаяопыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться обэстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни;организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможностьвыразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться кподбору соответствующего материала
Самостоятельнаяхудожественная деятельность тесно связана с той работой, которуюцеленаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут бытьорганизованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности,музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятсясистематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастаниясложности.
Процесссоздания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связеймежду рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всемиэлементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процессарисования — способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисованияи решения учебных задач.
Художественныйопыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельнойизобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.
Во времясамостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимоподдерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приноситему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одногоребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале онинаблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисоватьна этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий времятребует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надопомнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что имнеобходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).
На занятияхпо рисованию основная задача— учить детей передавать выразительность образа,характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии сразмером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски,располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).
Воспитательобращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путемнаброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенокпредварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки,клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица,одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов(карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.
Изображениеприроды, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детейумению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например,уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостноенастроение; используя разные способы (графический, пластический,декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найтинаиболее выразительный.
Обучениетехническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемовзакрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностейизображаемого образа.
Каждыйребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к еготворчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческуюдоброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход кдетскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должендемонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствоватьмаксимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Учетиндивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развитияизобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, ихарактер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующийвид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
Такимобразом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительныхспособностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению.Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительноэстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.
Рольстаршего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организациисамостоятельной художественно-творческой деятельности детей
Современныеметоды управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных ипрогрессивных методов и способов решения задач, внедрения прогрессивныхпсихолого-педагогических идей.
Нельзястоять на месте, работать по старинке. Время идёт вперёд, изменяются жизненныеустои. Необходимо владеть информацией, быть компетентным в различных областяхжизнедеятельности.
Старшийвоспитатель занимается поиском новых прогрессивных психолого-педагогическихидей, эффективных методов и приёмов дошкольного воспитания, методической работыи внедрением их в практику.
Старшийвоспитатель проводит разнообразную методическую работу: организуетсяметодическая учёба, семинары-практикумы, тематические выставки и педсоветы, накоторых заслушиваются выступления воспитателей групп. Проводитсядиагностическая работа, анализ документации, организуются коллективныепросмотры с целью выявления и распространения передового опыта по организациисамостоятельной творческой деятельности дошкольников. Педагогам оказываетсяквалифицированная помощь: консультации, приобретается методическая ипознавательная литература, организуются методические объединения.
Анализметодической работы старшего воспитателя в МБДОУ д/с № 9 г. Дивногорска
Целью методической службы в детском саду в 2009-10 учебном году было — создание системы методической работы, побуждающей педагогов искать новые,нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогающей сделать этовзаимодействие наиболее целенаправленным и продуктивным.
Дляактивизации творческой, инновационной деятельности педагогов использовалисьразличные методические приёмы: привлечение к управленческой деятельности,открытые показы интегрированных занятий педагогами-новаторами, мастер-классы,консультации-беседы, семинары, взаимопосещения и др. Всё это помогло педагогамнаучиться творчески мыслить, моделировать свои действия, проявлять инициативу впринятии решений. Развитию таких качеств также способствует мотивационныйпроцесс (материальное поощрение, благодарности и почетные грамоты, продвижениепо служебной лестнице и личный рост).
Дляреализации раздела «Музейная педагогика» программы «Истоки» осуществлялосьтесное взаимодействие с «Дивногорским художественным музеем». Дети посещаливыставки, сами создавали художественные произведения под руководством методистамузея. Участвовали в конкурсе «Суриковские дни» (работы детей выставлялись вбиблиотеке им.Герцена). Также тесно сотрудничаем с выставочным залом ДДТ. Ксожалению в детском саду нет свободного помещения для создания минимузея, нопедагоги решили эту проблему используя коридоры детского сада для выставкидетских работ. Такие выставки проходят ежеквартально.
В годовомплане работы отражено направление по развитию творческих способностей детей.Одной из задач на учебный год была: «Развивать у детей потребность вхудожественно – эстетической деятельности, совершенствовать развитиехудожественных способностей».
Былпроведен педсовет «Организация и осуществление педагогического процесса в ДОУпо реализации раздела программы «Истоки» и программу дополнительногообразования «Цветные ладошки»
Цель:Уточнение представлений педагогов о технологиях работы по реализуемым базовой идополнительной программам. Систематизация знаний о принципах построенияразвивающей среды в группах, изменения предметно – пространственной среды исоздания условий для самостоятельной деятельности детей.
Наблюдая заработой детей подготовительной к школе группы с изобразительными материалами,Старший воспитатель обратила внимание на то, что все дети рисуют, но у кого-тоэто получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь,а другому требуется длительное обучение и тренировка. Но главное и, ксожалению, негативное – в работах детей не было творческого подхода. Так птицы былипростым повторением птицы, нарисованной воспитателем; цветы, деревья, трава,небо, солнце имели одинаковые форму и цвет, как будто мир, окружающий нас,лишен неповторимого многообразия. Постоянная демонстрация образцов и приемовработы по методике типовой программы приводила к тому, что в подготовительнойгруппе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь,что нарисуют «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя; не виделицветового многообразия окружающего мира и т.п. «Прохождение» учебного материалав строго обозначенные сроки оставляло много незаконченныхработ-«полуфабрикатов», сделанных «для воспитателя», но реально не отражающихтого, что было значимо для рисующего их ребенка. Причины здесь совокупные:несформированность графических навыков и умений, неразвитость воображения, атакже неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности. Он непобуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, а вынуждаетмеханически выполнять то, что предлагает педагог.
НаТематическом семинаре «Организация самостоятельной творческой деятельностидетей в группе», педагоги обсудили условия для развития детского творчества, разработалитребования к оформлению уголков самостоятельной творческой деятельности.
УСЛОВИЯОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:
1.Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность,подвижность
2.Использование детского дизайна в оформлении.
3. Наличиепроизведений искусства. Соблюдение возрастных требований.
4.Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность.
5.Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
6. Работа сцветом (Учебно-наглядный материал, д/и)
7. Работа илинией (учебно-наглядный материал, д/и)
8.Различная техника изобразительного творчества (образцы)
9. Развитиекомпозиционных умений (учебно-наглядный материал, д/и)
10.Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, д/и).
11. Жанрыживописи — старший дошкольный возраст.
12. Образцыиз глины (игрушки, предметы народного промысла)
13. Уголокхудожественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)
14.Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития — перспективные планы.
15. Наличиеигрового персонажа.
Содержаниесамостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условииоснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразныематериалы (краски, бумага, пастель и др.), музыкальные инструменты, настольно-печатныеигры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимотакже иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т.п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы,сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различнойконструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формыорганизации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогаетустранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматьсякак картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная зелаизобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободнопользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческогонастроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной,художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Заключение
В целомследует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группеявляется одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том,что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразныехудожественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
Вне занятийпроисходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации,ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своимиинтересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях иситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развиваетсяи обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования,лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему.Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новымивпечатлениями, умелое педагогическое руководство.
Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитиесамостоятельности, инициативы ребенка. Даже если но все хотят заниматьсяизобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитииинтереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большимивозможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития такихкачеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Литература
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
2. КомароваТ.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
3. КомароваТ.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
4. ЛыковаИ.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет«Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
5. Самостоятельнаяхудожественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А… М.,1980.
6. МихайловаН. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольноевоспитание” №4, 1994 г.