Основойэкономического роста являются инвестиции и, что еще более важно, внедрениеновой техники и технологий, которые они могут обеспечить. В Финляндиитрадиционно наблюдался высокий уровень инвестиций.
Впоследние 10-15 лет объем инвестиций в научно-исследовательские разработкиФинляндии рос быстрее, чем в других странах Организации экономическогосотрудничества и развития. Скорость среднегодового прироста составляла около 10%. При такой скорости роста к концу тысячелетия Финляндия достигла высшегоуровня среди малых промышленных стран. Интернационализация экономики стала ещеодним фактором, который быстро изменил структуру корпоративных инвестиций с80-х годов.
Воснове финского экспорта и специализации ее компаний лежат главным образомтехнологии, разработанные в самой Финляндии. До сих пор роль иностранныхвысокотехнологичных компаний была сравнительно невелика. В этом отношенииФинляндия выбрала стратегию, которая явно отличается от стратегии других стран,например, Ирландии, где в основе экономики лежат иностранные инвестиции итехнологии.
Темне менее, в финской экономике роль иностранных компаний тоже стремительно растет.Это особенно заметно в секторе информационных и коммуникационных технологий,где иностранные инвесторы вкладывают деньги в финские фирмы с большимивозможностями ноу-хау.
Куда идут инвестиции национальной экономики?
Вконце 50-х начале 60-х годов инвестиции достигли нового уровня. Относительныйуровень инвестиций оставался высоким вплоть до начала 90-х гг. Нация пыталасьобеспечить экономический рост за счет повышения производственного капитала. Вчастности, инвестиции в жилье в Финляндии находятся на необычно высоком уровнев связи со значительной внутренней миграцией населения. Со времен второймировой войны инвестиции в жилье составили одну пятую от общего объемаинвестиций. Это приблизительно на пять пунктов выше, чем в любой другойпромышленной стране в среднем.
Энергетическийкризис 70-х годов снизил объем инвестиций во всех промышленных странах, включаяФинляндию. Тем не менее, уровень финских инвестиций оставался достаточновысоким до начала 90-х годов, после чего начал резко падать. С конца 70-х доляпромышленности в общем объеме инвестиций в национальную экономику постоянноуменьшалась. В конце 80-х резко возросли инвестиции в сектор услуг. Ихвозможности значительно увеличились по сравнению с промышленным сектором,которому приходилось конкурировать с иностранным производством. Начиная с 90-хгодов рост инвестиций был обусловлен нематериальными инвестициями. Вместозданий, машин и оборудования компании начали делать капитальные вложения внематериальные активы, например, в знания и научно-технические разработки.
Научно-технические разработки и интернационализация
Вложениекапитала и в технологии, и в материальную базу не менее важно, чеминвестирование в различные сектора экономики. Новые исследования экономическогороста фокусируются на важности нематериальных факторов, таких как знания иноу-хау, как ключевого момента экономического роста.
Сравнительныеисследования на международном уровне выявляют еще одну известную особенностьтак называемые мягкие инвестиции. В 80-х годах они были достаточно редки вФинляндии, однако в 90-х их объем увеличивался быстрее, чем в другихпромышленных странах.
Посравнению с другими промышленными странами интернационализация финских компанийначалась достаточно поздно, в конце 70-х годов. В последующее десятилетие объеминостранных инвестиций рос быстрее, чем где-либо еще. После отмены в 1993 годурегулирования иностранной собственности и вступления Финляндии в ЕС в 1995 годуиностранные компании увеличили объем инвестиций в Финляндию. При этом объемфинских инвестиций заграницу превышает объем иностранных инвестиций в страну.
Несмотряна то что в начале 80-х годов объем промышленных инвестиций заграницу составлялменее одной десятой от объема внутренних, в конце тысячелетия он вырос до однойтретьей. Тем не менее, объем инвестиций в финские компании (по отношению к ВНП)несколько ниже инвестиций, например, в шведские, голландские и швейцарскиекомпании. Интернационализация финского бизнеса продолжается.
Информационные и коммуникационные технологии Финляндии
Втечение десятилетия Финляндия поднялась до уровня ведущих производителей ипользователей информационных и коммуникационных технологий. В то же времяфундаментально изменилась структура всей экономики и экспорта. Экономика страныотошла от ориентации на производство, сырье, энергию и т.п. ипереориентировалась на информационные технологии. Торговля высокотехнологичнымипродуктами явно находится на самом высоком уровне, а соотношение междурезультатами научно-технических разработок и ВНП самое высокое в мире. ВФинляндию начали экспортировать свою продукцию ведущие международные компанииинформационных и коммуникационных технологий. Финляндию считаютстраной-пионером в области адаптации новых технологий и центром разработокновой техники. Международные компании (в частности, ICL, IBM, Siemens, HewlettPackard, Ericsson и Lotus) открыли свои исследовательские центры в Финляндии,наладили сотрудничество с финскими фирмами и приобрели мелкие компании этогосектора.
Такимобразом, в отношении иностранного капитала история повторяется. В начале 19-говека иностранные предприниматели привезли в страну свое ноу-хау. Сейчасзначение иностранных компаний снова велико, теперь уже как части хорошоразвитого финского кластера информационных и коммуникационных технологий.
Существуетмножество причин, по которым Финляндия стала ведущей страной в областиинформационных и коммуникационных технологий. Мощь сферы телекоммуникаций вбольшой степени обусловлена быстрой дерегуляцией конкуренции в 90-х годах, атакже ранее созданными рынками, на которых конкуренция была жестче, чем вдругих странах.
ВФинляндии всегда существовало много телекоммуникационных компаний.
В30-х годах наряду с национальной телефонной компанией существовало более 800местных телефонных компаний. Единого оператора и единой системы поставкиоборудования, которые возникли в большинстве европейских стран, в Финляндииникогда не было.
Операторывынуждали поставщиков оборудования конкурировать между собой, что привело кбыстрому техническому развитию. Прежде чем выйти на всемирный уровень компанияNokia преуспела в конкуренции на внутреннем рынке.
Кромедерегуляции конкуренции в сфере телекоммуникаций и либерализации рынка,возникновению и развитию сильного кластера информационных и коммуникационныхтехнологий способствовала исследовательская и образовательная система. Этоткластер является центральным элементом финской инновационной системы, котораявключает целую сеть крупных и мелких компаний, а также корпоративноесотрудничество в области исследований и обучения.
Финскиепотребители и компании никогда не медлили с внедрением технических новинок.Плотность сети мобильной связи в Финляндии самая высокая в мире. Более 70 %населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей ИнтернетаФинляндия также занимает первое место в мире.
Втечение последнего десятилетия зависимость национальной экономики отпереработки сырьевых материалов значительно сократилась. Циклические колебанияна мировых рынках больше не мешают экономике. После вступления в ЕС и Европейскийвалютный союз Финляндии больше нет необходимости корректировать наблюдаемыеотклонения при помощи политики изменения обменного курса. Такие структурныеизменения произошли в момент, благоприятный для стабилизации экономики.
Основнойзадачей финской экономической политики является постоянное накопление«капитала знаний» и сохранение передовых позиций в областитехнологий. В условиях мировой конкуренции для небольшой страны этоединственный способ выжить.
Nokia большая компания в маленькой стране
Быстреевсего накопление наукоемких технологий происходит в Финляндии в кластереинформационных и коммуникационных технологий, объединяющем компанииинформационного и коммуникационного сектора. Этот кластер включает сеть сотенмелких и средних предприятий, а также быстро растущий сектор операторов иуслуг, ядром которых, несомненно, является Nokia.
Nokiaначала свою деятельность в 1865 году под управлением горного инженера ФредерикаИдестама. Компания занималась производством древесной массы на реке Нокия отсюдаи название компании.
В1898 году была основана фирма Finnish Rubber Works Ltd, а в 1912 году FinnishCable Works Ltd. Постепенно владение этими компаниями перешло в руки несколькихсобственников. В 1966 году три компании слились в корпорацию Nokia.
Доначала 90-х годов Nokia представляла собой многоотраслевую компанию. Еще в 70-хгодах отдел электроники был невелик. Основным направлением деятельностикомпании было производство кабелей, резины и бумаги. В начале 80-х годов Nokiaначала процесс упрочения своих позиций на рынке потребительской электроники ителекоммуникаций, купив несколько европейских электронных компаний. Благодаряприобретению новых компаний и историческим предпосылкам в 1986-88 гг. у Nokiaбыло уже не менее одиннадцати производственных линий.
Сконца 80-х годов Nokia претерпела значительные изменения. В течение несколькихлет компания приобрела и продала несколько бизнес-единиц. Из многоотраслевогоконгломерата Nokia трансформировалась в компанию, занимающуюся исключительно информационнымии коммуникационными технологиями. В период быстрой продажи собственности иновых приобретений во главе руководства компании стояла команда молодыхменеджеров во главе с Йорма Оллила. Под его руководством Nokia стала крупнейшейв Финляндии и ведущей в мире компаний мобильной связи. Доля рынка компании вобласти сотовых телефонов составляет около 30 %, оставляя далеко позади своихосновных конкурентов Motorola и Ericsson.
Nokiaпревратилась в многонационального гиганта маленькой страны. Ее вклад в финскуюэкономику весьма значителен. Объем экспорта одной компании Nokia больше, чем убумажной промышленности сектора, который ранее доминировал в экономике.Несомненно, она играет ведущую роль в сфере информационных и коммуникационныхтехнологий. Однако Nokia не единственная компания: этот кластер насчитываетоколо 3000 мелких и средних предприятий, около 300 из которых являются прямымипоставщиками Nokia, известными как члены ее сети.
Прямойвклад Nokia в финскую экономику можно кратко отобразить следующим образом: Вклад Nokia в ВНП 4 % Рост ВНП 1.5 % пунктов Бизнес-сектор, НИОКР 35 % Объем экспорта 25 % Общая занятость 1 % Занятость в производстве 5 %
(Источник:Ali-Yrkko Paija Reilly Yla-Anttila, «Nokia: Большая компания в маленькойстране» (ETLA Series B 162, Taloustieto Oy, Helsinki)
Информационные и коммуникационные технологии вФинляндии историческая перспектива
Существуетмножество примеров успешной работы Nokia в области информационных икоммуникационных технологий. Своим появлением и последующим ростом этот секторобязан взаимодействию различных технических и экономических факторов. Историяпоказывает, что, несмотря на существенную роль производствателекоммуникационного оборудования в промышленном преобразовании Финляндии впоследние годы, именно организация сети, а не производство оборудованияподготовила почву для развития сектора.
Зауспехом отрасли стоит децентрализация промышленной структуры и ранняялиберализация телекоммуникационной деятельности. Фрагментированная структура рынкаизначально была результатом политической деятельности. В начале 19-го века,когда были проложены первые кабели, Финляндия была автономным ВеликимКняжеством в составе России. Для того чтобы затруднить русскому царюпотенциальный захват национальной телефонии, финский сенат раздал множестволицензий на деятельность операторов.
Первыеподобные компании были организованы в конце 70-х годов 19-го века по большейчасти финскими поставщиками оборудования. В начале двадцатого столетияколичество частных независимых операторов значительно увеличилось. Дляобеспечения взаимосвязи и технического прогресса были сделаны шаги понационализации сети и гармонизации ее работы. Однако этот сектор по-прежнемуоставался децентрализованным. Парламент ожесточенно отказывался от всехпредложений по национализации. Операторский пик был достигнут в 30-х годах,когда количество операторов достигло 800. В середине 90-х их количествоснизилось до 50. Большое число операторов заставляло поставщиков оборудованияпостоянно конкурировать между собой. Применение различных терминалов ставилотруднейшие задачи по обеспечению взаимосвязи и автоматизации обменаинформацией. В отличие от других стран финские поставщики оборудования не былиограждены от конкуренции на мировом рынке.
Однаконастоящая конкуренция между операторами началась в середине 80-х годов, когдадля конкурентной борьбы открылись операции по обеспечению связи на дальниерасстояния. К 1994 году рынок местной, междугородней и международной связи былполностью открыт для конкурентной борьбы.
Сегодня,вследствие слияний и приобретения компаний, количество операторов значительносократилось. Nokia и другие поставщики оборудования конкурируют на мировомрынке, что частично обусловлено свободой и спросом на рынке оборудования, атакже наличием в этом секторе передовых операторов.
Своюроль в этом также сыграла политика, проводимая в сфере промышленности, техникии образования. Начиная с 90-х годов промышленная политика претерпелазначительные изменения. Особый акцент делался на инновациях, а также нанеобходимости установить национальные приоритеты при распределении скудныхнаучно-технических ресурсов. В то же время подчеркивалось, что рынок сам долженопределить победителей. Информационные и коммуникационные технологии рассматривалиськак сильная сторона национальной экономики.
Следуяэтим общим направлениям, информационные и телекоммуникационные технологиипревратились для Национального агентства технологий (Tekes) в задачупервостепенной важности. В системе высшего образования информационным икоммуникационным технологиям также было уделено особое внимание.
Самая конкурентоспособная нация в мире?
Врезультате экономического развития последнего десятилетия в международнойконкурентной борьбе Финляндия стала специализироваться на секторе высокихтехнологий и, в частности, на информационных и коммуникационных технологиях.Благодаря экспорту информационных и коммуникационных технологий внешняяторговля Финляндии в области высоких технологий дает больше прибыли, чем влюбой другой стране Европейского союза, за исключением Ирландии. Еще в начале90-х годов в этой сфере торговли дефицит был выше среднего.
Международныеисследования 90-х годов (IMD и WEF) показали, что Финляндия является одной изсамых конкурентоспособных стран мира. Основными причинами этого являютсявысокий научный и технологический уровень, высокий уровень образования ибыстрая интернационализация. Финляндия является одним из наиболее передовыхпроизводителей и пользователей информационных и коммуникационных технологий.Сравнительные исследования показывают, что базовая структура экономики, включаятехнологическую и социальную инфраструктуру, повышает конкурентоспособностьнации до уровня выше среднего.
Международнаяконкуренция превращается в борьбу за инвестиции в высокие технологии иквалифицированный труд, страны и регионы борются за капитал и высокообразованный персонал. Благодаря техническому развитию Финляндия значительноувеличила свои преимущества как страны, благоприятной для размещения компаний.
Темне менее, в этой конкурентной борьбе у Финляндии есть очевидные слабые места.По данным международных исследований это удаленность, высокий уровень налогов игосударственный долг. Высокий уровень безработицы также свидетельствует о том,что на рынке труда есть определенные недостатки.
Обширныйгосударственный сектор и сильная система социальной защиты общества,направленные на достижение равенства, могут замедлить экономические изменения.С другой стороны, они являются показателями наличия социального капитала,который необходим в международной конкурентной борьбе.
Решающимдля будущего Финляндии и остальной Европы будет эффективность адаптацииинформационных и коммуникационных технологий в различных сферах. Финляндия ушладалеко вперед как производитель и пользователь информационных икоммуникационных технологий. Тем не менее, в применении информационныхтехнологий она явно отстает от, например, Соединенных Штатов. В результатетехнического развития средства массовой информации, информационные технологии ителекоммуникации сливаются в единый сектор, который частично контролируетсякрупными международными компаниями. В этой «истории» роль Финляндиибудет заключаться в специализации и организации сетей компаний, а также вустановлении партнерских отношений как внутри страны, так и на международномуровне.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.finpromarketing.ru/