Предмет и методы исследования экономической теории

Untitled

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦМИИ

«РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ»

Владимирский филиал

Кафедра экономики и кооперации

РЕФЕРАТ

Тема: Предмет и методы исследования экономической теории

Выполнил:

Студент группы МД-108

Гаращенко Данил Витальевич

Научный руководитель к.т.н., доцент

Игнатьев Александр Александрович

Владимир 2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Предмет экономической теории…………………………………………

Зарождение и развитие экономической теории……………………

Предмет исследования экономической теории……………………

Экономические исследования и их методы…………………………

Ступени познания экономики………………………………………

Методы экономических исследований……………………………

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………

Предмет экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предме­том науки являются причины роста материального благополучия людей.[1;27].В дальнейшем представления о предмете эко­номической теории все больше начинают связываться с ог­раниченностью имеющихся враспоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило­софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить со­стояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль­ных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис­тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи­анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль­ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз­никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая эконо­мия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу­дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще­ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркан­тилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио­низм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево­де с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ­водство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш­ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп­росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль­ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор­мой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории сто­имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при­растает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко­нечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси­ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо­сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово­купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту­пает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической теории следует отнести кейнсианское и монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный период перестройки экономики страны, демократии и гласнос­ти, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: фи­лософией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической те­ории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука — это наука, изучающая человечес­кое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограничен­ными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на­ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще­ствованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмеча­ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ­ных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий эко­номист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарова­ниями… Он должен уметь размыш­лять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать со­временность в свете прошлого — ради будущего. Ни одна черта человечес­кой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи­более эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их приме­нения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономичес­кой теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел науки, который предполагает ана­лиз экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занима­ется изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов — домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.[1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории» — заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

В последнее время появился еще один срез экономической теории — мезоэкономика (от греч. mesos ≈ средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31]

При исследовании экономических процессов и явлений, вне зависимос­ти от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивныйи нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономичес­кую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оце­ночных суждений.

Основными функциями экономической теории являются:

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — имея экономические знания, люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци­вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор­мировании экономической среды.

Экономические исследования и их методы

Ступени познания экономики

Слово «метод» (от греческого methodos — «путь к какой-либо цели») оз­начает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследова­ния явлений природы и общественной жизни. [1;32] Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний. Визвест­ной степени, предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый ме­тод исследования позволяет все более четко определять границы и содер­жание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впер­вые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышле­ния — логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Входе развития и усложнения предмета экономической теории совершен­ствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инстру­ментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного ана­лиза, способа обработки данных (математический метод, например), фор­мы демонстрации результатов анализа (графический метод).[4; 37]

Экономическая теория выработала достаточно большое количество при­емов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действи­тельно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут под­вергаться анализу с помощью, например, химических реакцийили баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория — наука гуманитар­ная, общественная, и это сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне ви­димый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, ка­залось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую ра­ботодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Од­нако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли она полную оп­лату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, есте­ственно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у лю­дей складывается обыденное экономическое мышление, которое ос­новано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях. [3; 27]

Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная со­вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противопо­ложных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоя­нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет­ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара­ботной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, ког­да берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих за­кономерностях становления и развития всех явлений природы, об­щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики, центральное место в этой теории отводил противоречию. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши­бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди­нимые стороны явления. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея­тельности. [3; 28-29]

Но все же важнейшими из методами экономической теорииявляются: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров — цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов — цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция — метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Например, полезность для конкретного потребителякаж­дого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага, уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребителиданного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция — метод познания, предполагающий умозаключения от