Воля как сознательнаяорганизация и саморегуляция деятельности, направленная на преодолениевнутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своимичувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладаетразной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектриндивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своихпроявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабостьволи. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности,встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такиеволевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д.Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения воимя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявленийслабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняястепень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, кпримеру, абулия и апраксия.
Абулия—это возникающее на почве мозговой патологииотсутствие побуждений к деятельности, неспособность при пониманиинеобходимости принять решение действовать или исполнять его.
Отчетливо понимаянеобходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, неможет заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно длянего полевое поведение.
Апраксия—сложное нарушение целенаправленности действий,вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной тканилокализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся внарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняютсязаданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевогоакта.
Абулия иапраксия—сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройствомпсихики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе,обусловлено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием,вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей иподростков. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень —стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежеланиесовершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех другихслучаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легкопризнаютза собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушнойснисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодойчеловек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление особственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В такомосвещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, котораяскрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.
Между тем это иллюзия.Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности кжизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешнейлокализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, котораябыла особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно множество раз на страницахего произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о“свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российскихобломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявленияслабости—трусость, нерешительность, несдержанность и т. д. являются серьезнымидефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательнойработы, и прежде всего организации самовоспитания.
Положительные качестваволи, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшейстороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качествочень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность,самообладание и многие другие. Так, решительность—это индивидуальноекачество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно приниматьответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Урешительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием иисполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, новсегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетомобстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько орешительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряженияи обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли.С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения,откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли.Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советовизвестную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как ирешительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннююлокализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может бытьпротивопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости.Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельстви давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволияявляется и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума исоветам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер,она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности иповедения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воливыступает как качество личности, наиболее полно выражающееся вколлективистском самоопределении.
Оценка волевого качестване может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, еслине решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристикапроявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимостимотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Человек, обладающийморально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняющий своииндивидуальные устремления воле и авторитету коллектива, интересамсоциалистического общества.
Педагогу, работающему сошкольниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не воли приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли,опасность слабоволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повествующие огероях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о трудовыхподвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества,решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмахотображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задачапедагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связьс важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитаниюволи, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, акакие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если принять вовнимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, ккоторым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для“развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резалруку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этихприемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток,осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении освоей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляетсистематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде впервую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивнойдеятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолениисиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и инойдеятельности.
Приемы самовоспитанияволи могут быть весьма разнообразными,но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитаниеволи следует с приобретения привычки преодолевать сравнительнонезначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшиетрудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет своюволю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” иделать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди,обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступкив повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительныеподвиги в боевой и трудовой деятельности. Следует напомнить подросткам, чтоГерои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин,Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и чтоих волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественнойдеятельности.
2. Преодоление трудностейи препятствий совершается для достижения определенных целей. Чемзначительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудностиспособен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных делникогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целейдеятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли являетсяформирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений,основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значениеприобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности ичувства долга.
3. Принятое решение должнобыть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение сноваи снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическоеневыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимаярешение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость.Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.
4. В том случае, есличеловек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапыдостижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частныезадачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
К числу важнейших условийформирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильногораспорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьмипоказывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, нисвой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят доконца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуетсясобранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю,необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде ибыту.
Одним из существенныхусловий закалки воли человека являются систематические занятия спортом.Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлиннойтренировкой не только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли,не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только отформирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующихнавыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленныхцелей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощьподшефному колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Такимобразом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков,выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленныхцелей.
Наконец, следует указать,что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общениичеловека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, внеколлектива воля человека нормально развиваться не может.
У каждого школьника естьвсе возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинаетсясознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru